Гиксосские цари, правившие Египтом, не переставали претендовать и на Палестину. Их титулом было, как мы уже отмечали, «hkz.w hz.wt», что переводится с египетского как «правители иных (т.е. неегипетских) земель». В этом титуле не было новизны: так же именовали себя шейхи сирийских и пастушеских племен 96 . Когда в нач. XVI века фараоны Нового царства освободились от власти захватчиков, гиксосское управление Палестиной и Сирией перешло и к ним. Хурриты, появившиеся в Палестине как и гиксосы в эпоху средней бронзы (2000–1600) не были ни семитами, ни индоиранцами. Согласно клинописным источникам, хурриты находились в это же время также в средней части Месопотамии. Согласно Шульцу 97 , хурриты входили в качестве податного населения в социальный состав арийского государства Митанни, существовавшего во втор. пол. II тыс. до н.э. в верховьях Тигра и Евфрата. Около 1250 г. царство Митанни было полностью поглощено Ассирией. Хурриты, известные в Библии как хорреи, находились в Ханаане, когда Израиль пришел туда 98 . Быть может, это было следствием митаннийского влияния на Палестину в сер. II тыс. до н.э. 99 Вместе с хурритами явились в Палестину и индоиранцы. Хотя, по всей видимости, они были немногочисленны, но все же многие личные имена, встречающиеся в телль-амарнской переписке, индоиранского происхождения. Вполне возможно, эти индоиранцы пришли из Митанни. Многие личные имена эпохи поздней бронзы (1600–1200) в Сирии-Палестине – огромное количество их известно нам опять-таки благодаря телль-амарнской переписке, а также текстам Рас-Шамра – очень трудно классифицировать и объяснить, однако, ясно, что они – не семитского происхождения. Вообще, телль-амарнская переписка очень наглядно показывает, сколь сложной была в Палестине этно-лингвистическая ситуация той эпохи. В период поздней бронзы в Палестине получает большое развитие оседлая городская жизнь. Кстати, почти все, что известно науке об эпохе бронзы, базируется на городских источниках. Что же представляли собой эти города бронзового века? В отличие от городов эллинистической эпохи, города эпохи бронзы не были постоянным местом жительства их населения, это были прежде всего фортификационные сооружения. За мощными стенами этих городов укрывались военные отряды, профессиональная гвардия. Размеры городов были очень малы, улицы беспорядочны и потому запутаны. Городские ворота вели к площади – центру публичной жизни. Городское население проводило бóльшую часть времени вне городов, среди полей и садов, а в летние месяцы, особенно в период сбора урожая, и ночуя вне городских стен. В случае военной опасности город становился крепким убежищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

д) Повествование об Иосифе Иосиф оказался жертвой жестокости и зависти своих братьев. Он был продан в Египет, но так как он был невиновен и честен, Бог обратил все ему на пользу. Он снискал благосклонное отношение фараона, который поставил его во главе всего Египта. Этот рассказ подтверждается табличкой, найденной в гробнице знатного египтянина – современника Иосифа. Исследователи сделали на основании этой записи заключение, что в те дни имел место страшный голод и государство распределяло людям пищу, собранную начальником казны в годы изобилия. Взамен государство получило всю частную собственность. Содержание этой таблички согласуется с тем, что написано в Бытии 47,18–22. е) Плен евреев в Египте В Египте найдена каменная скульптура времен Тутмоса III, которая изображает евреев, строящих храм для фараона. Обнаружены также остатки стены, толщина которой у основания достигает восьми футов. Она сделана была из кирпичей, изготовленных из смеси соломы и глины, высушенной на солнце, что подтверждает описанное в Библии Исход 5,7. ж) Исход евреев из Египта Таблички, найденные в Тель-эль-Амарна с клинообразными письменами, свидетельствуют о том, что правители филистимлян (Палестины) отправили фараону послание с просьбой о помощи против нашествия народа, именуемого евреями. з) Моисей и Закон Среди ученых существовало мнение о том, что Закон относится к эпохе после Моисея. Но раскопки, произведенные в 1884 году под руководством де Моргана, подтвердили данные Библии о том, что Закон был дан евреям Моисеем. То же самое можно сказать и о бесценных документах, обнаруженных во дворце Шушана, упоминаемого в книге Есфирь, – они также подтверждают данные Библии о Законе Моисея. и) Сообщения Ветхого Завета о древних племенах В Рас Шамра, расположенном несколькими милями севернее Латакии в Сирии, обнаружены руины города Угарит, существовавшего 2000 лет до н.э. Сотни найденных дощечек полностью подтверждают сообщения Библии о хеттах, иевусеях, ферезеях. к) Египетские таблички, устанавливающие существование хеттов

http://azbyka.ru/dostovernost-biblii

до Р. Х., где найдены фигурки животных и людей; в 1975 г. открыли кладбище VII-VIII вв. до Р. Х. на склоне долины Кедрона, севернее Дамасских ворот; в Дане нашли «рогатый алтарь» древних евреев (кубический блок известняка IX в. до Р. Х.), стоявший во внутреннем дворе на возвышении. Появились новые материалы эпохи Второго храма: в Иерусалиме - это улицы, устроенные в эпоху Ирода. Были открыты и первые святилища филистимлян (напр., храм в Телль-Касиле, остатки 2 деревянных колонн к-рого напоминают описанные в Книге Судей (16. 26)). В 70-х гг. в Лахише обнаружены сосуды-хранилища с царскими печатями, уровни разрушения города Синаххерибом (нач. VIII в. до Р. Х.) и Навуходоносором II (VI в. до Р. Х.), а также егип. надпись в уровне XII в., позволившая отнести гибель города хананеев к эпохе завоевания Ханаана евр. племенами. Важнейшие для А. б. открытия были сделаны в Сирии - Рас-Шамра (Угарит), в Ливане - Баальбек, Библ, Сидон, Тир, Камед-эль-Лоз (Кумиди) и Зарефат, Эбле (Телль-Мардих, под Халебом). Итал. археолог П. Маттиэ нашел подтверждения тому, что жители Эблы, города-гос-ва 2-й пол. III тыс. до Р. Х., говорили на особом семит. языке, их верования могут быть соотнесены со сведениями из ВЗ. Вне Св. земли изучение памятников, важных для А. б., активизировалось в самом широком диапазоне, начиная с «эпохи патриархов» до новозаветных времен, и на огромной территории: от Сев. Африки до Эфеса и Коринфа, от В. Нила до Англии. В 1979 г. было объявлено об открытии егип. археологами древнего города Йона, где бывали Иосиф , Моисей , Платон . На основе появившихся новых данных А. б. ученые пришли к выводу об особой роли Ближ. Востока и его древней истории в развитии человечества: так, земледелие, обнаруженное в этом регионе, оказалось более древним, чем считалось ранее. Было определено важнейшее звено в переходе к оседлости и созданию «протодеревень» (натуфийская культура мезолита). Раскопки К. Кеньон в Иерихоне показали следующую стадию: расцвет производящего хозяйства и сложение первых «городов».

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Земные храмы Ваала – ни что иное как отражение небесного его жилища, и являются «окнами небесными», низводящими дождь на землю. Ваал оставляет небесное жилище, сходит на землю, чтоб напоить ее, иссушенную суровым сирийским летом, своим питательным соком. Сирийское лето – царство Мот, царство смерти. Подземный мир получает с неба воду, посылаемую для нового цветения земли, но не может удержать ее вечно. Мот должна уступить и вернуть тело Ваала, которым она была напитана. Сапас и Анат возвращают Ваала с земли на небо. Первая представляет в этом случае солнечную энергию, заставляющую воды испаряться, другая кажется воплощением источников, собирающих влагу, содержащуюся в земле. Согласно Каку 141 , слово «анат» имеет значение «источники». Осенние облака – знак надежды на новый год жизни – символизируются восхождением на гору Сафон, своего рода угаритский Олимп, которую те, кто слушали эти поэмы, возможно, отождествляли с Гибель-эль-Акра, в древности называемой горой Касио, доминирующей в области, где находится Рас-Шамра. Такого типа могли быть тексты ежегодных богослужений возвращения дождя и богослужений плодородия, существеннейшего элемента в религии любой земледельческой цивилизации. Угаритские мифы отражают типичные заботы восточного крестьянина. Засухи, нередко следующие год за годом, связываются с битвой Ваала против Мот. В конце концов Ваал выходит из этой битвы победителем, после того как Эль выносит свое решение против Мот. Культы, тесно связанные с земледелием, часто возбуждают религиозность эмоциональную и страстную, с чередованием рыданий и ликований. Скорбь Анат, вызванная исчезновением Ваала, когда она разрывает свою грудь, является моделью поведения верующих, когда они плачут и истязают себя. Радость Эля, когда он узнает, что Ваал вернулся к жизни – это праздничное веселье, вызванное возвращением облаков. «Не трудно понять, – пишет Каку, – как Ваал стал для угаритского народа более популярным, чем его старые боги: разве не был Ваал для них даром, гарантирующим возможность выживания? Рядом с ним Эль оказывается несколько отодвинутым на второй план.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Мазар видит в ней лучшее выражение архитектурного и, очевидно, религиозного единообразия, установившегося в Сиро-Палестине того времени. При этом он подчеркивает поразительную близость планов и конструкций храмов от Сирии (Эбла этого периода, Рас-Шамра, Телль эль-Хайат, Телль Китан) и до Египта (Аварис на востоке нильской Дельты). Планы храмов уже заметно отличаются от «широкого дома», сохранявшегося в Палестине от энеолита до конца раннего бронзового века. Ныне вырабатывается иной стереотип монументального прямоугольного здания с мощными стенами, свидетельствующими о значительной высоте построек. В простейшем варианте храм состоит из одного вытянутого зала с входом с торцовой стороны и нишей – Святым святых в стене, противоположной входу (см. рис. 17). Таков храм в Сихеме, где кровля большого вытянутого зала поддерживалась двумя рядами колонн, по три колонны в каждом. Есть храмы более сложного плана – с широкими комнатами, расположенными на одной оси с залом и предваряющими вход в него. Наряду с храмами в рассматриваемый период продолжали существовать открытые святилища и культовые участки, подобные теменосу Газера, большие вертикально поставленные камни которого могли символизировать различные божества, так же как царей или предков. В погребальной практике вновь распространился обычай коллективных захоронений в пещерах и катакомбах, превращенных в фамильные склепы больших городских семей. Умерших в ряде случаев клали на деревянные ложа в центре пещеры, в дальнейшем же, при последующих захоронениях, сдвигали их останки к краям. Как правило, погребения сопровождаются богатым инвентарем. Со второй фазой среднего бронзового века связаны немногочисленные находки в Палестине аккадских клинописных письменных документов. Широкое распространение аккадского языка приводит к появлению писцов в городах Сирии и самой Палестины. Четыре надписи на глиняных табличках найдены в Гацоре/Асоре: юридический документ, жреческий текст (надписанная модель печени, используемая для предсказаний), фрагмент месопотамского учебного текста (список мер и весов) и местное западносемитское имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Небеса елей источали; Медом полнились долины; Так познал я, что жив Ваал победоносный, Жив князь, жив властитель земли. Этот миф об умирающем и воскресающем боге был характерен для всего Ближнего Востока. В Вавилоне он звался Таммузом, супругою же его (олицетворявшей Любовь и Плодородие) была Иштар. В Египте это были Осирис и Изида, в Греции – Адонис и Афродита. Соответствующие мифы могли иметь множество характерных черт, однако в целом сюжет их совпадал с сюжетом, приведенным выше. Нет никаких сомнений в том, что израильтяне были хорошо знакомы с этим мифом, поскольку то тут, то там мы встречаемся с его отголосками. Так, представляется вполне вероятным то, что пророк Осия использовал слова, фразы и образы, заимствованные из хананейского культа Ваала ( Ос. 6:1–3 ; особенно, «Он оживит нас через два дня, в третий день восставит нас» и «Он придет к нам как дождь, как поздний дождь 1 оросит землю»). Возможно, также, что характерный для Ветхого Завета акцент на том, что Яхве является именно «живым Богом», может быть реакцией израильтян на культ умирающего-воскресающего Ваала (смотрите, к примеру, Авв. 1:12 : «Но не ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! 2 )». Культ Хотя о самой мифологии древнего Ближнего Востока нам известно достаточно многое, мы мало что знаем о религиозной практике и взглядах людей того времени. Мы уже говорили об их вере в то, что природа жива и полна странных сил. Им не оставалось ничего иного, как только найти некие способы и средства, которые позволили бы им совладать с этими силами. Соответственно, их религия, скорее всего, сводилась к системе действий, призванных привлечь к себе внимание богов, которые могли бы помочь им. Эта религия не предполагала изменения человека в лучшую сторону. У общества существовали собственные законы, которые были неким образом связаны с религиозной традицией, однако основное внимание обращалось не на них, а на ритуальные действия, посредством которых возможно было снискать милость богов. Религия Ханаана, как мы знаем из текстов, найденных в Рас-Шамра, и из Ветхого Завета, несомненно, включала в себя сложные ритуальные системы и, прежде всего, жертвенный ритуал. Известно, что в жертву приносилось большое количество животных и птиц. Из библейских и римских источников мы знаем также о том, что порою в жертву приносились дети, – достаточно вспомнить рассказ о Месе, царе Моавитском ( 4Цар. 3:27 ). При раскопках найдено большое количество сосудов с детскими костями, однако детская смертность в ту пору была крайне велика, и потому мы можем быть уверены в том, что найденные детские захоронения, в большинстве своем, не имеют никакого отношения к обряду жертвоприношения. Помимо прочего, существует множество свидетельств того, что хананеи занимались ворожбой и разного рода прорицаниями (смотрите, к примеру, Втор. 18:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но прямых свидетельств борьбы с фараонами или бедствий от нашествия египтян в период от Завоевания до царя Саула не имеется. Во многом именно по этой причине все иные варианты хронологии Библии придерживаются более поздней датировки Исхода. Однако Сафронов смело берется объяснить этот факт и доказать верность своей системы периодизации. По его мнению, военные походы египетских фараонов XVI–XV веков вызвали движение народов в Палестине и Сирии. Одни из племен и государств стали опорой и поддержкой для египтян, другие – их противниками. Израиль, будучи лишь союзом родственных племен, мог сохранить нейтралитет, но не остался в стороне от событий. Походом Тутмоса I (1552 г. до Р.Х.) объясняется 18-летнее иго моавитского царя Еглона, сторонника фараона, который «собрал к себе Аммонитян и Амаликитян, и пошел и поразил Израиля» ( Суд.3:13 ). Победу над ним одержал судья Аод. Поход Тутмоса III (1480 г.) через город Газу вызвал нашествие филистимлян, против которых воевал судья Самегар, побивший «шестьсот человек Филистимлян воловьим рожном; и он также спас Израиля» ( Суд.3:31 ). Сам Тутмос III в это время одержал победу над союзными сиро-палестинскими войсками в долине у города Мегиддо. А Девора в песне, посвященной победе над Сисарой у потока Киссон, упоминает о загадочном сражении у вод Мегиддонских во времена Самегара, где ханаанские цари потерпели поражение, подобно Сисаре. «Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра» ( Суд.5:19 ). Все это дает автору право утверждать, что активная военная политика Египта Нового царства, пусть и косвенно, все-таки отразилась в Библии и стала определяющей в установлении библейской хронологии 37 . История судьи Гедеона, чудесным образом победившего объединенные войска мадианитян, амаликитян и измаильтян, по мнению Сафронова, была запечатлена не только в Библии. Письменные документы древнего государства Угарит, современный город Рас-Шамра на северо-восточном побережье Средиземного моря, передают рассказ о некоем Абди-Аширте, правителе страны хапиру Амурру на севере Палестины. Этот правитель выступил в XIV веке против гегемонии Египта в Восточном Средиземноморье, объединил под своей властью некоторые города Финикии и Сирии, воевал с другим государством хапиру Убу и погиб в одном из сражений в Финикии. Его дело продолжил сын, Азиру. Автор отмечает особые моменты из истории Абди-Аширты. «Во-первых, деятельность правителей Амурру сводится к подстрекательству и восстанию против „градоначальников“ и, в конечном счете, против фараона. Во-вторых, градоначальники противопоставлены населению, то есть наблюдается обстановка гражданской войны. В-третьих, некоторые города не склоняются к восставшим. В-четвертых, события разворачиваются на всей территории Палестины, от Гезера до Хеврона, от Иерусалима до Ливана, смутой охвачены северные территории Палестины» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Обсуждение роли археологии при реконструкции истории еврейского языка и письменности мы полностью опускаем, в силу специфичности этой темы. До 1925 г. лицам, изучавшим еврейский, обычно читался курс арабского, как самого значимого родственного языка. Знание арабского языка и поныне считается важным для лучшего усвоения словарных единиц и глагольной системы, однако сегодня студентам читается гораздо более серьезный курс северо-центральных семитских языков, поскольку ученым удалось реконструировать ранние стадии еврейского языка по древним источникам. Это стало возможным благодаря исследованию еврейских, арамейских и финикийских текстов и, особенно, благодаря исследованию угаритского языка, на котором написаны хананейские религиозные тексты, найденные в Рас-Шамра. Эволюцию еврейской письменности теперь можно отследить начиная с 1500 г. до Р.Х. и по сей день. Соответственно, специалист может датировать документы на основе особенностей их написания. Открытие Ветхозаветных Манускриптов Еврейские рукописи Ветхого Завета, используемые большинством современных ученых, написаны не ранее Х в. от Р.Х. Два неполных текста еврейской Библии, датируемых IX b., хранятся в Лондоне и в Каире. Самая древняя рукопись находится во владении самаритянской секты в Наблусе (Палестина) и датируется 655–656 гг. До 1947 г. названные тексты были древнейшими известными рукописями еврейского Ветхого Завета, за исключением Nash Papyrus. Последний документ, умещающийся на одном листе и датируемый I b. до Р.Х., был найден в Египте. Этот документ, использовавшийся при обучении или при проведении религиозных церемоний, содержит текст Десяти Заповедей и Shema ( Втор. 6:4–5 ). Поскольку средневековые еврейские рукописи представляют только одну традицию прочтения текста, текстуальный анализ Ветхого Завета можно было производить только при использовании переводов, в особенности Септуагинты. Codex Vaticanus и Codex Sinaiticus (IV b. от Р.Х.) существенно старше существующих еврейских манускриптов. Среди библейских папирусов, найденных в Египте, имеются и отдельные части Ветхого Завета на греческом языке, написанные во II-III вв. Были опубликованы и небольшие фрагменты Второзакония на греческом языке, датируемые примерно 100 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

При гиксосах же, согласно Метцгеру, палестинские города укрепляются очень мощными стенами с широкими – для проезда двух-трех колесниц – воротами, а также крепкими башнями. В качестве примеров таких укреплений можно привести Сихем и Мегиддо. Гиксосское владычество окончилось в начале XVI века, когда фараон Южного Египта (Фиваиды) Яхмос изгнал гиксосов из Авариса. Согласно Ноту, это произошло в 1580 году 101 , протоиерей А. Мень говорит о 1578 годе 102 . Войска Яхмоса преследовали гиксосов до самой Сирии. К тому времени египтяне взяли на вооружение гиксосскую колесницу, что лишало последних прежнего преимущества на поле битвы. Постепенно египетское влияние распространяется на всю Палестину, Сирию и даже Митанни. Около 1500 года войска Тутмоса III достигают Евфрата… Соджин, Нот и многие другие современные исследователи полагают, что это египетское господство над Сирией и Палестиной было почти чисто номинальным, военных крепостей было очень мало. К концу XVIII династии, при фараонах Аменхотепе III (1413–1377) и Аменхотепе IV (1377–1360) власть власть егитпян над своими азиатскими владениями ослабела чрезвычайно. Телль-амарнская переписка, принадлежащая той эпохе, наглядно демонстрирует этот упадок. Лишь немногие их городов оставались верны фараону. Среди них – Губла (Библос, сегодня – Джебейль, на север от Бейрута, Ливан), издавна имевший интенсивные коммерческие контакты с Египтом. Большинство же вассалов, напротив, вели себя как независимые князьки. К этому-то времени и относится движение хабиру 103 . Как уже отмечалось, этноним «хабиру» обозначается в клинописных памятниках телль-амарнской переписки с помощью двусиллабической идеограммы SA.GAZ, и лишь в письмах иерусалимского царя (вассала Египта) Абди-Хибы эта идеограмма появляется в озвученном виде – «хабиру». Большинство современных исследователей, особенно после раскопок в Рас-Шамра, сходятся во мнении, что это «хабиру» – то же самое, что «еврей», используемое Ветхим Заветом 104 . Этих «евреев» мы встречаем на всем Древнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Соломон отошел от простоты своего отца не только в области архитектурных проектов, но и во всем укладе жизни. Он не только женился на дочерях многих своих царьков-данников, но и наполнил свой гарем множеством красоток, помимо жен. Его образ жизни, разумеется, был под стать тем великолепным дворцам, которые он выстроил для удовлетворения собственного тщеславия. Для поддержания такой роскоши уже не годилась старая система обложения налогами и потребовалась новая. Вся страна была поделена на двенадцать районов, каждый из которых подчинялся одному сборщику налогов, так чтобы обеспечивать царский дом провизией на каждый месяц в году ( 3Цар. 4:7–18 ). Следует отметить, что в этом разделении учитывались скорее экономические условия, нежели размеры племенных уделов. Колена были не только не одинаковы по числу людей, но и не одинаковы по продуктивности были территории определенных секторов. О Соломоне говорится также, что он отошел от обычая отцов и тем, что ввел лошадей и колесницы для армии и своих личных нужд. Он выстроил конюшни в Мегиддо и других местах. В 1928 году было сделано сенсационное открытие П.Л.О. Гая, раскопавшего в Мегиддо в основании IV слоя конюшню, рассчитанную, по меньшей мере, на 450 лошадей единовременно, которая учеными относится ко времени Соломона, в соответствии с 3Цар. 9:15 . 31 Еще более интересные сведения получили ученые во время раскопок холма Рас-Шамра, где с половины IV тысячелетия по 1200 до РХ существовал город-государство Угарит. Административные и юридические документы, найденные там, свидетельствуют о том, что подданные вносились в определенные списки для несения военной службы или для обеспечения войска в материальном отношении, и что налоги выплачивались серебром или продуктами, либо отрабатывались в виде трудовой повинности, что напоминает административное устройство царства Соломонова в Израиле ( 3Цар. 5:13; 9:15; 10:25 ). Еще один факт напоминает Соломонову систему администрации ( 3Цар. 4:7–9 ). Хотя просматриваются следы социального уклада, основывающегося на семействах, все население организовывалось по районам, гильдиям, классам, причем, первым классам был класс mariannu, известный уже из тогдашних египетских надписей как класс феодалов-всадников, специализировавшихся в ведении войн на колесницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010