28) Бутротская. Город Бутрот ( Βου’ θρωτον, но у позднейших, подобно тому как в хризовулах, и Βοθρτον) находился в южной Албании, на берегу Адриатического моря, против северовосточного берега острова Корфу (см. Lequien’a Oriens II, 140, Pouqueville’fl Voyage II, 38 sqq). 29) Козильская – τς Κοζιλς. В последующее время город Κοζι’ ληпринадлежал к епархии химарской (Acta Patriarchat. Constantinop. Миклошича I, 411) и следоват. находился где-нибудь недалеко от города Химары. Удавалось ли архиепископам болгарским после 1019 г. возвратить себе сейчас названные четыре епархии, остается неизвестным; но есть указания, заставляющие полагать, что не позднее как со второй половины одиннадцатого века они принадлежали к митрополии навпактско (в одном из посланий архиепископа Феофилакта дается знать, что пограничной областью болгарской архиепископии от митрополии навпактской тогда была область канинская, у Миня р. 543, epist. ed. Lamio XXVII; но все эти епархии южнее области канинской. Положительное свидетельство о принадлежности второй и третьей между ними к митрополии навпактской в начале тринадцатого века см. у Ралли и Потли V, 107). 30) Янинская. Янина ( τα ωα’ ννινα) – известный большой город южной Албании, находящийся при озере того же имени. Неизвестно, возвращалась ли епископия янинская после 1019 г. под власть архиепископов болгарских; но перед 1318 г., когда она возведена в митрополии, она принадлежала к митрополии навпактской (Acta Patriarchat. Consmanminop. Миклошича 1, 93 fin. А в начале тринадцатого века ее в митрополии навпактской как будто еще не было, см. у Ралли и Потли V, 107). 31) Петрская – το Πε’ τρου. В рукописи хризовулов написано Πτρου, по всей вероятности, ошибкой вместо Πε’ τρας. Город Петра, в виде села с монастырем, существующий до настоящего времени, находился в северо-восточной Фессалии, не очень далеко от западного берега Солунского залива, на полдороге между городами Влахоливадо и Катерина (см. Барта Reise S. 181, 201 sqq, 204 и вторую из приложенных к книге карт; средневековые известия в Memor. pop. II, 308 и у Тафеля в De Thessalonica р. 61.) Епархия петрская существует до настоящего времени и принадлежит к епископиям митрополии солунской; епископ в настоящее время имеет пребывание во Влахоливадо, см. списки кафедр в Христ. Чтении.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

д. Продавали Ралли только персики. Ежегодно отправляли они в Петербург купцу Елисееву до 1000 штук по цене 25 рублей за сотню, «остальное для господ». Сегодня очень сложно представить себе, что где-то в северо-западной глубинке России кто-то будет заниматься сугубо южной культурой... Все-таки странная судьба у этих барских особняков, у дворянских гнезд. Построенные, по сути, на выколоченные из мужика деньги, эти дома были как бы памятниками социальной несправедливости, свидетелями коренного неравенства. И в этом качестве они должны были быть ненавидимы народной вольницей – и были ненавидимы ею. Сколько усадеб погибло в огнях отнюдь не стихийных пожаров! После известных событий 1917 года Первитинскому волостному Совету пришлось выполнять решение центральной власти о национализации имений и выселении из них владельцев. К тому же местный Старицкий уездный Совет решил создать совхоз. Дворянам Раллям было объявлено о национализации посевного хлеба, скота, сельхозинвентаря, всех построек со всем в них содержащимся - мебелью, книгами, посудой и т. д. Ох как не хотели отпускать от себя истинных хозяев местные крестьяне, предполагая вперед, во что превратится благоухающий рай. Старожилы вспоминают, как крестьяне сами грузили по подводы дворянский архив, немного личных вещей, необходимую одежду. Дворяне Ралли отправились на юг, где решили переждать «смутное время». Через некоторое время на фасаде дворянского дома появится доска с надписью «Случной пункт»... Сегодня все изменилось вокруг, и с трудом угадывается планировка усадьбы. Необходимо большое воображение для того, чтобы мысленно, удалив современную разруху, восстановить и представить себе первоначальный архитектурный ансамбль. При въезде в Первитино одиноко и оголенною стоит однокупольная церковь из красного кирпича, но вот купола самого уже нет. Церковь Казанская была построена в 1757 году на средства помещика Петра Хлопова. Когда-то в православный праздник Казанской иконы Божией Матери здесь проходил торжественный крестный ход, а в селе – торговая ярмарка, на которую съезжалось более трех тысяч жителей окрестных сел и деревень.

http://sobory.ru/article/?object=10827

202). Т. е. архиепископ ахридский вообще требовал себе подтверждения дарственной грамоты импер. Юстиниана в том ее виде, как она пересочинена была в тринадцатом веке. Смешно подумать, что подобные требования могли быть заявляемы не в шутку, а серьёзно. «Некоторые из этих желаний, говорит Каниц, были отвергнуты; на исполнение многих других подана надежда», – увидел бы он, если бы австрийцам удалось отнять у турок его область, как бы его желания были исполнены.... (переданное составляет все, что есть у Каница). 132 Что касается до избрания архиепископов в последний турецкий период отдельного существования их диоцеза, то они избираемы были клириками или чиновниками архиепископии (т. е. собственно самой архиепископской кафедры) и собором архиереев ее округа, см. у Ралли и Nomлu V, 565, Сношений России с Востоком ч. 4, рукоп. л. 1076 нач. 133 Как часта была смена архиепископов, показывает представленный нами выше, нет сомнения – даже и за последнее время не совсем еще полный, их список. Что они сменяли друг друга посредством подкупов (чиновников центрального турецкого правительства и местных пашей) и всякого рода происков ληστρικ τ τροπ, это положительным образом, и нет сомнения – совершенно справедливо, утверждается в записях константинопольской патриархии о закрытии архиепископии, у митроп. Анфима стр. 95 sqq, у неизвестного автора брошюры стр. 28 и 41. 134 Преосвящ. Филарет довольно с обычной ему торопливостью спешит видеть в этом Григории знаменитого мниха болгарского Григория жившего в десятом веке (см. «Святых южных славян», января 8 ч.); но более чем вероятно, что этот Григорий, не покоившийся в храме, как произвольно толкует надпись преосвящ. Филарет, а создавший его, есть тот же самый Григорий сын το Μστρι, зять императора Андроника, которым в 1295 г. была построена в Ахриде другая церковь и о котором у Григоровича ibid. стр. 115. При Феофилакте кафедра была при церкви Богородицы, под которою, по всей вероятности, должна быть разумеема эта же церковь Софии (см. его Epist., ed. Lamio XII и XX, в Патрол. Миня т. 126, стр. 524 и 536). 135 В ряду прочих митрополитов, подведомых патриарху константинопольскому, митрополит терновский сначала получил очень высокое место, – не ниже как пятое (см. Turcograeciae Крузия р. 172, где под актом 1565 г. он подписался третьим, но где нет подписей – митрополита ефесского, который был выше, и митрополита анкирского, относительно которого неизвестно, был ли тогда выше или ниже его); неизвестно, с какой поры прежде начала восемнадцатого века и по настоящее время он в общем порядке митрополитов на десятом месте (см. Хрисанфа Синтагматион и новые списки кафедр в Христ. Чт. и у Ралли и Потли).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

164  Сейчас указанная образцовая грамота пономарю Геннадия, по-видимому, свидетельствует, что пономари были благословляемы пономарствовать епископами. Но на самом деле грамота, сочинённая Геннадием, должна быть понимаема только так, что он, стремившись к упорядочению занятия мест при церквах, хотел было у себя в епархии ввести обычай, чтобы и пономари получали на отправление своей должности благословение епископское. Что этого не было у нас прежде Геннадия, видно из того, что существовал даже класс дьяков, не поставленных епископами, о чём сейчас ниже. (При митрополите Макарии пономарей определяют (как проскурниц и сторожей) сами священники, – Православный Собеседник 1863г., I, 210; – дьяков и пономарей назначают без епископа, – Акты Экспедиции т. I, стр. 221. Не посвящённые пономари при царе Алексее Михайловиче, – Полное собрание законов т. I, стр. 442 п. 9; при патриархе Иоасафе II, – Акты Экспедиции т. IV, стр. 213 col. 2, § 9; Дополнения к Актам Историческим т. V, стр. 461 col. 1. При царе Алексее Михайловиче дьячки и пономари торговали, – Уложение глава XIX, ст. 3. По святительскому поучению XIII в. новопоставленному священнику – дьячок и пономарь не входят в алтарь, – Памятники Павлова col. 105). 165  Об этом обычае, воспрещая его, говорит 7 вселенский собор в правиле 14. Но после собора обычай не только не вывелся, но даже простёрся до того, что малолетних детей (шестилетних и даже трёхлетних – sic!) епископы стали формальным образом поставлять ( σφραγζειν) в дьяки, см. у Ралли и П. I, 68. Древний славянский чин поставления епископа говорит о поставлении в дьяки: „чтец же знаменается, внегда токмо мочи иметь чести апостольския книги и паремию, аще мал леты и возрастом будете, житием же чист”, – в Памятниках Павлова col. 464 начало. 166  О наших дьяках говорит Ипатская летопись под 1148г., – 2 издание стр. 259 fin.. В этом году Новгородцам нужно было собрать возможно большое войско на врага, и они решили, что пойдёт на войну всякий, кому только можно: „ать же (пусть) пойдет всяка душа, аче (аще) и дьяк, а (вместо: и) гуменцо ему прострижено, а не поставлен (епископом) будет, и тъи (тот) пойдет, а кто поставлен (епископом), ать Бога молить”. (В 1 половине I тома стр. 393/464 место это истолковано нами неправильно). О наших дьяках у Греков см. у Ралли и П. II, 616 и 617.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

894 По свидетельству Вальсамона, и у греческих духовных было весьма большое стремление обращаться в качестве граждан к судам мирским, – у Ралли и П. III, 335 fin. 895 Царские книги, кн. III, титло III, §§2–6, и извлечение из новелл Мануила Комнина, о котором сейчас ниже. 896 Извлечение из новелл Мануила Комнина de immunitate clericorum, которые не известны в подлинном виде, – у Ралли и П. II, 570, и у Цахарие в Jus Graeco-Romanum, III, 432; о годе первой новеллы – у последнего. В новеллах различаются δημοσιακο ερες, – общественные или приходские священники, и προσωπικο ερες, – личные священники, находившиеся в имениях церковных и монастырских. Последние как будто освобождены были Мануилом Комнином от всех без исключения податей и повинностей. 897 2 издание стр. 442. Точно также позднейшая летопись (так названная) Тверская под 1159г. говорит, что один князь „посла в Киев к святей Софии и по всем соборам, да творят стояше всенощное в церквах” (Полное собрание летописей т. 15, стр. 228 fin). 898 Крестя город, правительство разделяло его на несколько участков и в каждом ставило церковь . Крестя уезд, тоже разделяло его на несколько участков или станов и в каждом ставило церковь : так должно представлять дело. Относительно обширности уездных из этих первых приходов должно думать приблизительно то же, что в настоящее время видим в Сибири. 899 Как было дело с открытием приходов, мы не знаем: может быть предварительно испрашивалось разрешение у епископов, а может быть и нет, так что у них были только просимы антиминсы в церкви уже построенные (не давая антиминсов епископы и могли бы препятствовать открытию новых приходов). 900 Многие старосты церкви Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде (по мнимой, хотя и древней) грамоте Всеволода (Русские Достопамятности I, 77 sqq) не составляют свидетельства, ибо положение и заведывание этой церкви были исключительные. 901 Бирка из немецкого Birke – берёза, ибо и до настоящего времени для бирок употребляются берёзовые палочки (Руссы-Норманны).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Владислав Цыпин также одним предложением выше говорит следующее: «Константинопольский Собор 920 г. торжественно утвердил “Номоканон в 14 титулах” как кодекс, общеобязательный для Вселенской Церкви». По всей видимости, о. Владислав следует здесь еп. Никодиму (Милашу), который первый высказал этот ошибочный тезис: «Общецерковный канонический кодекс, который в 920 г. на известном Константинопольском Соборе утвержден был для всей церкви» (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Перевод с сербского. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996, т. I, с. 444). Однако, ссылка на Афинскую Синтагму (Ралли-Потли), V, 10, не подтверждает напрямую этого тезиса. В «Томосе единения», опубликованном Ралли-Потли в 5 томе «Афинской Синтагмы», который был принят на соборе 920 г., отсутствует упоминание о «Номоканоне» св. Фотия и тем более о торжественном провозглашении его в качестве кодекса, общеобязательного для всей Церкви — в Томосе говорится лишь об анафеме тем, кто отвергает «правила, установленные отцами». Более подробно историю собора 920 г. еп. Никодим излагает в комментарии к 4 пр. из Первого канонического послания св. Василия Великого (Правила Православной Церкви с толкованиями, т. II, с. 379-381), однако ни одна из приводимых ссылок не подтверждает напрямую тезиса еп. Никодима и прот. Владислава Цыпина. Митрополит Константинопольского патриархата Павел в своей классической монографии «Историческое введение в каноны Православной Церкви» также обращает внимание на эту ошибку еп. Никодима, отмечая, что такого постановления относительно «Номоканона в 14 титулах» нет в Томосе Собора 920 г., а также это не подтверждается ни одним из византийских хронографов, заключая, что единственный источник подобного вывода – это слова самого еп. Никодима, которые повторяются многими авторами совершенно некритически (Παλος Μενεβσογλου, μητροπολτης Σουιδας κα πσης Σκανδιναβας. στορικ εσαγωγ ες τος καννας τς ρθ. κκλ. κδ. ερ Μητρπολης Σουιδας κα πσης Σκ., Στοκχλμη, 1990, с.

http://bogoslov.ru/article/2736418

1094 У св. Никифора исповедника († 829) помещения для мощей, находившиеся под полами церквей (последнее не прямо говорится, а дается знать) называются именно усыпальницами, – κοιμητρια, см. у Ралли и П. IV, 431 ε». 1095 Мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея были положены в Константинополе, в храме апостолов, π τν ερν τρπεζαν (ποκτω τς γας τραπζης), – Менологий импер. Василия под 30-м Ноября и Хроника пасхальная под 356-м годом; вообще о полагании мощей святых под св. трапезой см. у Никодима в Синаксаристе под 12-м Ноября память препод. Нила постника. Вальсамон в толковании на 2-е правило Дионисия Александрийского , выражаясь не совсем ясно, как будто говорит, что иногда мощи поставлялись в притворах (πρναοι) церквей, – у Ралли и Π. IV, 8 fin. 1111 Mendelssohn-Bartholdy. Geschichte Griechenlands von der Eroberung Konstantinopel durch die Türken bis auf unsere Tage. I. Theil. S. 6–7. 1113 Hammer. Geschichte des Osmanisch. Reiches. B. II, S. 468–9, Pesth. 1834. Hertzberg. Op. cit. B. III, s. 98. Zinkeisen. B. III, s. 367–368. 1122 Проф. Е. Е. Голубинского . Очерк истории церквей Болгарской, Сербской и Молдаво-Валашской, стр. 337–338. У автора приложен и список господарей (342 и д.), уясняющий преемство фанариотов на столе молдаво-валашском. 1125 Hertzberg. III, 199. Впрочем, считаем долгом справедливости указать одного автора, представляющего правление фанариотов в более мягкой форме. Разумеем: Heimbach. Griechisch-römisch. Recht im Mittelalter und in der Neuzeit: Ersch und Gruber – Encykl. B. 87, S. 56–57. 1126 Полный список свято-гробских монастырей с угодьями (но без всяких подробностей об этих имуществах) напечатан у Silbernagl’я: Verfassung der Kirchen des Oriens. S. 148–150. Неполный список их, но с некоторыми подробностями см. у Муравьева: «История св. града Иерусалима», часть II. стр. 275:297–8:390 (Петерб., 1844), а также у Δοσθου – «история патриархов иерусалимских», σελ 1168:1174. 1127 Полный список монастырей с угодьями, принадлежавших горе Афонской, напечатан (но без всяких подробностей) у Silbernagl’я (Op. cit. S. 149–151). Подобный же список этих имуществ, с подробностями, но далеко не всеми, какие были бы нужны для историка, напечатан у преосвящ. Порфирия: «История Афона», часть III, отд. 2-ое, стр. 339–354 (Петерб., 1892).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По другим источникам (не знаем впрочем, насколько достоверным) известно, что Иларион скончался в 1191 г., пробыв на своей кафедре 30 лет (см. у Мартынова в Annus. Eccles. р. 956, col. 1). Следовательно, его посвящение архиепископом Евстафием должно быть относимо к 1134 г. 22) Иоанн Комнен, в мире Адриан, сына Исаака Комнена, старшего брата императора Алексея Комнена (который 1081–1118; в каталоге Дюканжа, который на сем архиепископе кончается). Когда именно был поставлен и умер, неизвестно; присутствовал на константинопольских соборах 1143 и 1156 годов (деяния первого собора, бывшего против зараженных богомильскою ересию двух епископов и одного монаха, у Алляция в De perpetuaconsensione Eccles. Lib. II, сар. XII, р. 671 sqq, и у Ралли и Потли V, 83 sqq, – здесь архиепископ, вероятно, не задолго перед тем посвященный, еще с своими мирскими чинами и титулами – πανσε’ βαστος σεβαστς κα με’ γας Δργγα’ ριος; деяния второго собора, бывшего против Пантевгена Сотериха, в издании Анжело Майо Spicilegium Romanum, t. X, рр. 61, 85 и 89. Палаузов, в статье о синодике Бориса, в 91 кн. Временника стр. 7, утверждает, что архиепископ Иоанн присутствовал еще на константинопольском соборе 1140 года; но на сем последнем соборе архиепископа болгарского не было, см. его деяния у Алляция ibid. р. 644, и у Ралли и Потли V, 76). 23) Константин I-й. Поставлен неизвестно когда до 1160 г.; по участию в происходившем тогда у греков одном богословском споре, за сопротивление голосу большинства осужден вместе с другими упорными и низведен с престола константинопольским собором 1166 г. (см. Алляция De perpetua consensione Eccles. Lib. II, cap. XIV, р. 689, cfr синодик в Древн. Росс. Вивлиофике ч. VI, стр. 430; о самом споре, который велся о словах Писания: Отец мой болий Мене есть ( Ин.14:28 ), см. Киннама кн. 6, гл. 2, Хониата кн. 7, гл. 5, у Hefele в Conciliengeschichte 13, 55, 604, а самые деяния соборные в издании Анжело Майо Scriptorum veterum nova collection, t. IV сначала). 24) Неизвестный по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

9) Виддинская. Под 1203 г. упоминается епископ виддинский Климент (у Миня т. 215, стр. 289, у Тейнера в Мопитепта Slavorum Meridionalium t. I, p. 29; у первого вместо Bydmensis ошибочно Hydmensis). В 1381 г. удельный деспот виддинский Иоанн Срацимир, вероятно, находясь во вражде с братом своим царем Иоанном Шишманом и желая разорвать всякую связь с Терновом, изъял епархию виддинскую, тогда уже митрополию, из-под ведения патриарха болгарского и подчинил патриарху константинопольскому: по его просьбе этот последний (Нил) поставил в митрополиты присланного им иеромонаха Кассияна, а на находившегося перед тем в Виддине митрополита, посвященного патриархом терновским, наложил свое запрещение (Acta Pamriarchamus Constantinopolitani Миклошича t. II, 345, р. 28). В 1392 г. на место оказавшегося недостойным Кассияна патриарх константинопольский (Антоний), по просьбе того же Срацимира, поставил в митрополиты виддинские иеромонаха Иоасафа (ibid. t. II, 434, р. 161. В росписи архиерейских престолов императора Андроника старшего, 1282–1327, митрополия виддинская упоминается в числе епархий, подведомых константинопольскому, патриарху, см. Ралли и Потли V, 494; ни это в нынешних списках росписи, нет сомнения, позднейшая вставка. Свидетельство Кодина от 1387 г., что митрополия виддинская присоединена была к константинопольскому патриархату только в недавнее перед тем время, см. у Ралли и Потли ibid. стр. 502 нач.). В 1203 г. кафедра епископа виддинского была при церкви Богородицы (см. у Миня т. 215, стр. 289. В болгарском синодике, на который приходилось нам многократно ссылаться и который есть синодик терновской патриаршей соборной церкви, читавшийся в неделю православия, нет имен виддинских митрополитов, по всей вероятности, потому, что Виддин с своею областью составлял особое удельное княжение, которое притом иногда, а может быть даже и часто, находилось с Терновом во враждебных отношениях. Кроме Иоанна Срацимира, в начале четырнадцатого столетия упоминается деспот виддинский Срацимир Шишман, отец царя Михаила II, см. выше; деспот Иаков Святислав, доставивший в 1262 или 1270 г. Кормчую книгу нашему митрополиту Кириллу II, см. у Восток. Румянц. Муз. стр. 290 sqq и Memor. pop. II, 763, вероятно, также был деспот именно виддинский).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В России памятников такого уровня всего пять или шесть. Стоимость не определена: торговля домонгольскими иконами не производится. Страховочная стоимость - сотни тысяч евро. ЛИЧНОЕ ДЕЛО Сергей Александрович Шмаков, 41 год. Лидер строительной группы «Сапсан», специализация - строительство коттеджных поселков «под ключ» по типовым проектам и управление ими; в активе - 15 поселков, география - Подмосковье, Крайний Север, Чукотка. Кстати, с 1992 по 1996 год Шмаков был вице-губернатором Чукотского автономного округа. Абсолютный чемпион России по ралли-трейдам, обладатель Кубка мира FIA по ралли-трейдам в категории заднеприводных автомобилей и в абсолютном зачете, мастер спорта международного класса. Фотографиями Шмакова набиты автомобильные спортивные сайты, причем ни в одной подписи ни слова о «Сапсане», везде два слова: «Сергей Шмаков». Увлекается вертолетным спортом. Живет в собственном поселке. Женат, шестеро детей. Как и положено православному, считает, что планирование семьи - грех. Крупный меценат православных храмов и церквей. ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ Хранить в запасниках или передавать в храмы? Мы разгадали с вами загадку о подмосковном коттеджном поселке, но не разрешили проблему. Церковь и музейное сообщество претендуют на одни и те же предметы культа - памятники искусства, и общество расколото. И правильно сказал уже упомянутый нами эксперт из Института искусствознания Лев Лившиц: «Одигитрия» есть пробный камень, прецедент. В запасниках музеев, знаете ли, много чего лежит... Кто прав? Главная защитница иконы искусствовед Ирина Шалина, которая предрекает, что икона не перенесет дорогу или проживет вне музейных стен самое большее три года, а потом вернется на реставрацию в тот же Русский музей? Или священник отец Владимир, который убежден, что это в музее образ погибнет, а у него в храме воссияет, как сами собой восстановились, просветлели ликом и засияли уже четыре совсем потемневшие иконы? Что вообще есть икона: национальное, церковное или государственное достояние? И как лучше для нации: видеть икону в храме, где можно молиться ей, можно целовать ее и носить ей цветы, или не видеть в запаснике, но знать, что «вклад» в надежном государственном «банке» и в случае чего его можно «обналичить»?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010