Никодимом] под водительством Святого Духа, получили такую же законную силу, как и сами правила, потому что эти примечания служат продолжением правил. Всех интересует больше то, что сказал священный Никодим, чем то, что сказали Раллис и Потлис. „Пидалион“ – это многоценное и вовеки неизменное достояние всех православных Церквей, а инославным он дает представление обо всем православном мире. Все священноначалие считает примечания прп. Никодима в „Пидалионе“ равнозначными самому тексту правил. Православный мир изучает „Пидалион“ как источник истинного церковного учения». В некоторых церковных кругах «Пидалион» «с толкованиями преподобного считается продолжением Священного Писания и выражением учения Вселенских соборов» 249 . Такая точка зрения является, однако, преувеличением. «Пидалион» – лишь один из многих канонических источников Церкви, поэтому для верной его оценки нужно сопоставлять его со всеми другими источниками канонической литературы. По нашему мнению, на этот счет объективно и трезво высказывается митрополит Шведский Павел (Меневисоглу): «„Пидалион“ – это один из таких канонических сборников, которыми Церковь может без опасений и свободно пользоваться по той причине, что издание его одобрено церковной властью. Сегодня особенно важно, чтобы Церковь , и прежде всего лица, на которых возложено церковное управление и духовное окормление верующих, знали священные правила и соблюдали их независимо от того, в каком каноническом сборнике они содержатся. Что касается различных толкований и примечаний к священным правилам, то значение их, несомненно, велико, и они нужны для того, чтобы оценить историческую ситуацию, в которой были составлены те или иные правила, и верно понять их истинный смысл. Однако толкования не перестают быть материалом вспомогательным и их ни в коем случае нельзя возводить на уровень правил. Между прочим, сами составители „Пидалиона“ не допускают подобного отношения к толкованиям и осуждают его, высказываясь следующим образом: „Невыносимо было нам, возлюбленные, видеть, что...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

елея, иногда и называвшегося в зависимости от этого «семисвященством». Патриарх Иоанн Векк в 1277 году писал: «Вместе с остальными таинствами принимаем и молитвомаслие, которое у нас по чину совершения называется семисвященством» 58 . Ранее этого императрица Ирина (12 в.) в своем уставе таинство св. елея также называет «семисвященством» 59 . И во всех греческих рукописях, начиная с Барберинова евхология (9 в.) 60 и др., неизменно указывается семь пресвитеров для чина св. елея. Что же касается «одного» совершителя таинства св. елея, то блаженный Симеон определенно отвечает, что «один пресвитер вовсе да не совершает елеосвящения» 63 . Точно так же и в своих ответах на некоторые вопросы из области литургической практики митрополита Гавриила он еще раз подтверждает то же самое. Именно, на вопрос первого: можно ли одному иерею совершать елеосвящение? – блаженный Симеон отвечает: не следует одному иерею совершать елеосвящение 64 . Это утверждение Симеона находится в согласии и с рукописью Синайской библиотеки 973, где предельным числом указываются два пресвитера. Однако, вполне естественно, что та же действительность, которая заставляла делать исключения из общепринятого числа пресвитеров к троичному их числу, склоняла к допущению совершения таинства и одним пресвитером. Уже сам вопрос митрополита Гавриила, дозволительно ли совершать таинство одним пресвитером, показывает, что фактически такая практика существовала, но вызывала сомнение в своей законности. И мы видели, что блаженный Симеон уклоняется от признания допустимым совершения таинства св. елея одним пресвитером. Все же необходимость считаться с действительностью, делавшею иногда единственно возможным совершение таинства одним пресвитером, побуждала и догматистов признать уместною такую практику, хотя под непременным условием «в необходимых случаях». В таком виде и разрешен данный вопрос в «Исповедании» Митрофана Критопуло, писателя – догматиста 16 века. Считая потребным призывать для данного таинства семь пресвитеров, в то же время Критопуло находит допустимым совершение таинства даже одним пресвитером, под условием «недостатка других» 65 . Под тем же условием допускают совершение таинства одним пресвитером и современные греческие писатели – догматисты – Мезолорас и Раллис. У первого читаем: по нужде возможно, чтобы допускались и немногие пресвитеры и даже один 66 ; у второго: семь пресвитеров – по древнему установлению церкви, или три, или два и даже один иерей по нужде может совершать таинство 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

1547 Во главе чрез меру ревностных обвинителей латинской церкви должен быть поставлен сам патриарх Михаил Керуларий, который в раздражении вражды против латинян, после случившегося разделения, причём крайне высокомерным поведением папских послов оскорблена была его гордость, не в состоянии был удержаться в пределах надлежащей меры. См. его послание к патриарху Антиохийскому Петру, в Патрологии Миня t. 120, р. 798 sqq., § 11 sqq. 1548 Патриарх Антиохийский Пётр, современник Михаила Керулария ( Λγος καθ’ ν καιρν ισλθεν , ταλς ργορς, у Миня, в Патрологии t. 120, р. 796), архиепископы Болгарские Феофилакт и Дмитрий Хоматин (первый в Προσλαλα περ ν γκαλοται Λατνοι, у Миня, ibid. t. 126, p. 221, второй в ответах Константину Кавасиле, у Ралли и П. V, 430) и епископ Китрский Иоанн (в ответах тому же Кавасиле, у Ралли и П. ibid., стр. 404). 1549 Патриарх Антиохийский Пётр считает непростительными согрешениями латинян приложение в символе и неприятие причащения от женатых священников, а о прочем говорит: τ δ’ λλα περιφρονητα μο ε ναι δοκε, το τς ληθεας: λγου μηδν ξ ατν καταβλαπτομνου (указанное сочинение § 18); архиепископ Феофилакт и Дмитрий Хоматин признают таковым согрешением латинян приложение в символе (первый указанное сочинение §§ 2, 13–14); епископ Китрский Иоанн полагает две вины разделения между латинянами и православными: первую и большую – догмат о Св. Духе, вторую, не одинакового с первой, т. е. меньшего значения, употребление опресноков. (О том, что иное дело догматы веры, которые у всех должны быть одни, и иное дело обряды и обычаи, чины и последования служб, относительно которых между отдельными церквами могут быть разности, см. например, Фотия оправдательное послание с папе Николаю по поводу занятия патриаршего престола,– у Валетты стр. 153 sqq. Сам Фотий в своём окружном послании объявляет винами латинян: пост в субботу и несоблюдение поста в первую неделю Четыредесятницы; неприятие женатых священников; непризнание миропомазания, совершённого священником и – что есть главное – приложение в символе «и от Сына», ibid. стр. 168).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1693 Т. е. какой-нибудь остаток, может быть, и сохранился в народе, но пока не приведён в известность. [Простой народ увеселял себя, как и доселе увеселяет по праздникам. В древнее время принадлежность больших праздников составляли так называемые братчины (Ипатская летопись под 1159г., 2 издание стр. 340 начало: «братьщина»),– складчинные пиры прихожан у церкви. Братчины, бывшие и у Греков, собственно запрещаются каноническими правилами,– Лаодикийского собора правило 55 и Карфагенского собора правило 71 (у Ралли и П.– 60. О праздничных хороводах у Греков, для сравнения с нашими, см. у Ралли и П. III, 117, 185 и 465 sqq).] 1694 Игра в зернь (название от того, что вместо костяных кубиков,– «зерновые кости»,– нередко употребляли зёрна, по всей вероятности, есть греческая игра, которая у древних Греков называлась κβοι (кубики,– игра посредством костяных кубиков, Апостольское правило 42 и Трулльского собора правило 50), а у новых Греков называется τ ζρι·и τ τβλι, и которая есть европейский триктрак. 1699 В Лаврентьевской летописи под 1096г. О Галичском князе Владимирке Володаревиче даётся знать в летописи (не совершенно определённо), что он имел обычай каждодневно ходить за службу в придворную церковь ,– Ипатская летопись под 1152г., 2 издание стр. 319 начало; о Смоленском князе Давиде Ростиславиче летопись говорит это прямо и положительно,– ibid. под 1197г., стр. 471 fin. 1700 Понятия времени полагали в число законной военной добычи не только всё принадлежавшее у врагов людям, но и Богу – святыню храмов и их принадлежности. На этом основании князья наши, когда случалось им брать завоёванные города, старательно грабили церкви городов, чтобы обогащать их святыней и принадлежностями свои церкви. В 1066г. Всеслав Полоцкий взял Новгород и унёс из его св. Софии колокола, паникадила, иерусалим церковный и сосуды служебные (Новгородская 1 летопись под 1066г. и Ипатская летопись под 1178г., 2 издание стр. 412). В 1171г. рать Андрея Боголюбского, предводимая его сыном Мстиславом, взяла Киев под Мстиславом Изяславичем Волынским, и «грабили монастыри и Софью и Десятиньную Богородицю: церкви обнажиша иконами и книгами и ризами, и колоколы изнесоша все, и вся святыни взята бысть» (Ипатская под 1171г. с начала). В 1203г. Рюрик Ростиславич отнял Киев у своего соперника с помощью союзников, и эти последние (Черниговские Ольговичи) «митрополью святую Софью разграбиша, и Десятиньную святую Богородицю разграбиша, и манастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честныя и ссуды священныя и книги, то положиша все собе в полон» (Лаврентьевская летопись под 1203г. с начала).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1852–1859 гг. в Афинах под редакцией Г. Ралли и М. Потли вышла «Синтагма Божественных и святых канонов». Из трудов греческих ученых нового времени заслуживают внимания «Руководство по церковному праву» К. Ралли, монографии Г. С. Аливизатоса, исследования Г. Конидариса по устройству Древней Церкви, канонические работы одного из крупнейших богословов 20 в. Григория Папамихаилу, труды церковного историка и канониста митрополита Сардийского Максима (Христополуса), митрополита Пантелеимона (Родопулоса), исследования ныне здравствующих ученых В. Фидаса, С. Трояноса, К. Питсакиса. 4.4. Изучение церковного права в России. На Руси церковное право в древности изучалось исключительно с практической целью. Первые опыты его научного изучения восходят к рубежу 18–19 вв. Лишь в конце 18 столетия было введено преподавание церковного права в Московской духовной академии. В инструкции, составленной митрополитом Платоном, рекомендовалось читать и толковать Кормчую книгу, сопоставляя славянский перевод с подлинным текстом канонов. В 1798 г. Святейший Синод повелел преподавать Кормчую во всех Духовных академиях. В ходе реформы духовной школы, начатой в 1808 г., в академиях введено было преподавание курса канонического права. На преподавателей возлагалась обязанность не только систематизировать канонический материал, но и научно обрабатывать его. С 1835 г. каноническое право стало читаться и на юридических факультетах университетов. Митрополит Филарет (Дроздов) не оставил сочинений, специально посвященных каноническому праву, но его отзывы и суждения по разным вопросам церковной и государственной жизни, тщательно собранные и изданные после кончины святителя, имеют неоценимое значение для всякого канониста 43 . Митрополит Филарет превосходно знал и тонко понимал церковные правила и опирался на них как в архипастырском служении, так и в своих богословских воззрениях. Заметным толчком к развитию канонической науки в России послужило издание полного свода канонов – «Книги правил» в 1839 г. Автором первого русского учебника по нашей дисциплине, «Записок по церковному законоведению» (1848), является протоиерей Иоанн Скворцов , который читал каноническое право в Киевском университете Святого Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но что притвор в приложении к церквам употребляется у нас именно в смысле паперти, это видно, во-первых, из того, что паперть Новгородского Софийского собора называется притвором (Новгородская 1 летопись под 1186, 1193, 1199, 1223 и другими годами). Во-вторых, из того, что в Уставе церковном слово притвор употребляется в смысле паперти (чин Малой вечерни: «собрашимся братиям в притвор... и по отпусте входим в храм», cfr Никольского Пособие к изучению устава богослужения православной церкви, 3 издание стр. 33). [Под 1217г. упоминаются «притворы» Новгородских каменных церквей,– Новгородская 1 летопись под этим годом fin. В уставе патриарха Алексея различаются притворы и паперть (л. 278 начало): притворы – боковые паперти, в которых приделы; паперть – задняя паперть. Совершенно ясное употребление названия притвор в смысле паперти – Ипатская летопись 2 издание стр. 401 (о теле Боголюбского, положенном в притворе, тогда как церковь была заперта).] 114 О запрещении погребать в церквах см. Вальсамона у Ралли, и П. IV, 479 и в Πηδαλιον’е примечание к 83 правилу 6 вселенского собора; о том, что погребались в притворах – Вальсамон, ibid. стр. 8. [В церквах запрещалось погребать умерших, а в притворах, имевших придельные церкви, дозволялось, вероятно, потому, что последние освящались не так, как собственная церкви, а как домовые, и были подобно этим последним не церквами в строгом смысле слова, а молитвенными храминами, cfr Вальсамон 41 ответ Марку Александрийскому, у Ралли и П. IV, 479.] 115 В житии Бориса и Глеба: Изяслав, которого Ярослав оставил своим преемником, «спрятав тело отца своего, положи в раце мороморяне и постави в притворе церкве святыя София»,– по изданию Бодянского стр. 18. 116 Дитмар Мерзебургский, как указывали мы много выше, говорит, что Владимир был погребён в церкви св. Климента. После сейчас сказанного, это, более чем вероятно, должно понимать таким образом, что он был погребён в одной из боковых папертей Десятинной церкви, в которой был устроен придел в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

734 Cod. Justinian. lib. 1, titlo IV, legg. 7 и 8. Впрочем, и в позднейшее время, как дают знать свидетельства, судили и уголовные лёгкие преступления, – Вальсамон у Ралли и П. III, 495 fin (узаконения Юстиниана не внесены в Царские книги Льва Мудрого, – Вальсамон ibid. I, 171; но это по всей вероятности должно понимать не так, чтобы они положительным образом были отменены, а так, что книги, не говоря отдельно о епископах, как о третейских судьях, разумеют их вместе с другими в своих общих речах о третейских судьях, которые в кн. VII, титло II. Что и после издания Царских книг епископы пользовались правом третейского суда, причём нарочитым судьёй в этом случае был у них протекдик, см. у Ралли и П. III, 495, fin). 735 В трёх редакциях: древней, которая должна быть принимаема за оригинальную автора, и в двух позднейших. См. в приложении к этой главе. 736 Нам, конечно, поспешат возразить, что так говорит о даровании десятины и летопись. Однако это не так; в летописи Владимир говорит: «даю церкви сей святей Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть». Летопись говорит, будто Владимир «дал бе десятину к церкви той по всей Русской земли» только под 1169г. (Лаврентьевская, – Ипатская под 1172г.), когда уже плохо разумелось, что такое десятина (а как это последнее могло случиться, ясно будет из следующих ниже речей о десятине). 737 В Правде Ярославовой: „Аже братья ростяжуться перед князем о задницю”... то... Толковать образ выражения: „аже ростяжутся” так, что тяжущимся предоставляется обращаться к суду князя, если они не хотят идти на суд епископа, натянуто и неосновательно. По характеру нашего суда, о чём мы говорили немного выше, у нас не могло быть того, чтобы тяжущимся было предоставлено по произволу обращаться к тому или другому суду. Словом „аже”, которое в данном случае действительно сообщает речи некоторую неопределённость, начинается в Правде чуть не каждый параграф или каждая статья. 738 Имени патриарха Фотия нет в некоторых списках устава позднейшего времени, когда было узнано, что он не современник Владимира. Но вместе с решительным большинством позднейших списков оно стоит в списке древнейшем, так что несомнительно должно быть принимаемо за принадлежащее оригиналу устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

916 У Ралли и П. I, 188 fin., II, 236 нач. и 650 fin. То же самое было и на Западе, см. у Гизелера Dritte Periode, Zweiter Theil, cap. III, §7 (4 издание II, 1, S. 56). 918 См. грамоту патриарха Алексея 1029г. у Ралли и П. V, 29 (то же и в Сербии, в которой княжеские священники составляли особое ведомство под властью придворного („дворского”) протопопа, как у нас военные священники под властью обер-священников, – наш Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, стр. 689 fin.). 919 В старое время у Греков принималось, что одна церковь должна иметь только один алтарь, поэтому приделы внутри церквей и устроялись в виде особых церквей, cfr Иоанна митрополита Клавдиопольского сочинение против латинян, – у A. С. Павлова в Критических опытах по истории древнейшей Греко русской полемики против латинян, стр. 190, §14. 921 Новгородская 1 летопись „Притворяне” Стоглавого собора, гл. 41, вопрос 14, Казанское издание стр. 176, суть именно священники приделов, находившихся в притворах или папертях. 923 Относительно приделов, устроявшихся в особых малых пристройках к церквам, должно припомнить предписания позднейшего времени, чтобы из них в самые церкви не было внутреннего хода и чтобы они были именно особыми от последних церквами. 925 Что в позднейшее время были особые причты даже в таких приделах, которые были устроены самими строителями церквей, см. Неволина О пятинах, приложения стр. 280 fin. Что приделы, находившиеся даже в самых церквах, иногда владели особыми от последних вотчинами, см. ibid. стр. 203 (л. 507 об.). 926 Что это весьма велось в XVI в., см. соборный приговор 1594г. об учреждении в Москве поповских старост, – Акты Эксп. т. I, 928 Cfr помянутый выше соборный приговор об учреждении в Москве поповских старост (стр. 441 col. 2). 929 Название сорокоуст позволяет сделать ещё предположение. Сорокоуст – сложенное из сорок и уст (уста). По словопроизводству значит не одну службу, которая поётся в продолжение сорока дней, а сорок служб, которые поются в один день (сорока устами или сорока священниками).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

175 fin. моего экземпляра. След. подразумевается: ставится в один город. 65 Теперь у Греков разрушена древняя митрополияльная система, но и теперь епископов у них гораздо более того, чем сколько стало бы их у нас с учреждением епископских кафедр во всех уездных городах (Такой крайней скудости епископов как в нашей Русской церкви нет решительно нигде и ни у кого во всем христианском мире, и эта скудость составляет нашу характерную, историческую (моей Истории Русской церкви, т. I, 1-я пол., 2 изд., стр. 340 – 341) подразумевается – вовсе не служащую к нашей пользе, особенность. – По Синекдему Гиерокла в Греческой империи при импер. Юстиниане было 64 губернии (епархии) и 935 уездных городов. Следовательно, 64 митрополита и 935 епископов, а всех 999. В Северо-африканской церкви епископов было – при Киприане в половине III века до 200, а при Августине в конце IV – начале V века (будто бы) до 466, см. сочинение Н. Извекова : Иерархия Северо-африканской церкви, Вильна, 1884 г., стр. 61 (со ссылкой на Augusm. brrevic. collat. сит donatistis, D. I, с. 14, и, 9, 550). На Халкидонском, 4-м вселенском, соборе 451-го года присутствовало 630 епископов. По исследованию Лепорского в Фессалоник. экзархате с I по VIII в. 116 епархий. Старые и новые каталоги архиерейских кафедр у Греков см. у Ралли и П. V, 455 sqq. См. также у Бингама Volumen tertium, lib. ИХ, сар. II, р. 408 (о количестве провинций и епископий) и в приложениях к тому Index-ы provinciarum, urbium episcopalium, – р. 568. – По каталогу 1855 г., у Ралли и П. V, 513 sqq., архиерейских кафедр у Греков в Турции: в патриархате Константинопольском – митрополитов 82, архиепископов 2, епископов 31, всех 115; кроме того на Ионических островах 5 митропол. и 2 епископа на 3.000,000 христиан, см. у Арсения архим. в Летоп. 2 изд. стр. 850 (По Изамберу в Orienm’e р. 468 fin., Греков в Европейской Турции 1.300,000; в королевстве Греческом р. 25 нач. 1,869,112 в 1867 г.). В патриархате Александрийском – митрополитов 4 (на 20,000 челов.; 1 – 5000).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1352 Вальсамон в толковании на 1 правило Двукратного собора, у Ралли и П. II, 650 fin. [Некоторые ктиторы монастырей в Греции притязали, чтобы назначение ими игуменов в монастыри производилась вне всякого влияния местных епископов,– Вальсамон у Ралли и П. III, 143 fin.] ? 1353 Иоанна патриарха Антиохийского Περ το τι ο τ μοναστ τια δι δωρεν λαμβνοντες et caet. – De monasteriis laicis non tradendis, у Миня t. 132 p. 1141.? ? 1355 В позднейшее время и у нас в западной Литовской (не Московской) Руси явились эти монастыри; в Несторовом житии преподобного Феодосия по редакции его в Акакиевской XV в. редакции Патерика Печерского умирающий Феодосий говорит великому князю Святославу: «и се поручаю твоему благочестию святый сий монастырь... да не обладает им ни архиепископ, ни ин никтоже от клирик Софийских»... Исторические Чтения о языке и словесности 2 отделение Академии Наук 1856г. и 1857г., статья преосвященного Макария: Обзор редакций Киево-Печерского Патерика, стр. 68. В период до-монгольский епископы наши, конечно, весьма соблазнявшиеся примером епископов греческих, ещё и самим себе не решались осваивать монастырей, как это даёт знать вопрос епископа Сарайского Феогноста к Константинопольскому собору 1301г.: «аще будет монастырь под епископиею, угоден будет епископии, достоит ли в нем епископию сътворити, или ни, а монастырь инде сътворити», Чтений Общества Истории и Древностей 1860г. книга II, отдел. III стр. 38 fin. ? 1357 Напечатан в Analecta Graeca Бенедиктинцев и из них у Миня в Патрологии t. 127. Монастырь τς Κεχαριτωμνης вместе с мужским монастырём το Φιλανθρπου – Спаса Человеколюбца, построенным той же императрицей Ириной и её супругом императором Алексеем (Типика гл. 77 и Дюканжа Constantinop. Christ. Lib. IV p. 81), как даёт знать наш иеродиакон Зосима, находился в местности между монастырём Пантократора и Влахернской церковью. (В Путешествиях Русских людей по святой земле издание Сахарова, СПб. 1839, ч. II, стр. 40 и 41, сравнить Стефана Новгородца о монастыре Ивана Дамаскина, который есть τς Κεχαριτωμνης, ibid. стр. 26). ?

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010