Блж. Иероним также разъясняет слова Екклесиаста в том смысле, что здесь, на земле, конец людям и скоту один: «По ничтожеству тела даже нет, по-видимому, никакого различия между скотами и человеком, когда одинаковы условия их рождения и одинакова участь – смерть, когда мы подобно появляемся на свет и одинаково разлагаемся в прах» 3, 18–21]. Считает ли Екклесиаст, что по смерти прекращается бытие человеческой души так же, как у животных? Блж. Иероним не приписывает такой материализм Екклесиасту, а его пессимизм приписывает тому, что Екклесиаст не видит особой разницы в том, исчезнуть ли в смерти, как животное, или «быть заключённым во мраке ада» [там же]. «Екклесиаст говорит это не потому, чтобы он думал, что душа погибает вместе в телом или что животным и человеку готовится одно место, а потому, что до пришествия Христова всё одинаково отводилось в ад» [там же]. Толкование блж. Иеронима основывается на христианской догматике. Думал ли так Соломон? Есть основания считать, что да! Так праотец Иаков сетует, что он сойдёт во ад (шеол) ( Быт. 37:35 ), а многострадальный Иов о том, что праведным и нечестивым одно место во аде. Стон Иова: «Дыхание моё ослабело; дни мои угасают; гробы предо мною… если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: «ты отец мой». червю: «ты мать моя и сестра моя». Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю сойдёт она и будет покоиться со мною во прахе» ( Иов. 17:1, 13–16 ). Как и Раши, блж. Иероним на основании слов Екклесиаста кто знает… делает вывод, что он не отрицает загробного существования души, а считает, что очень трудно об этом узнать с достоверностью. «Он не утверждает здесь, что между скотами и человеком нет никакого различия по достоинству души, а, присоединив слово кто , хочет показать трудность предмета. Ибо местоимение кто в святых Писаниях всегда принимается в смысле не невозможности, а трудности» [там же]. Словам Екклесиаста толкователи Писания находят и нравственно-аллегорическое применение. Так Раши говорит: «и нельзя (человеку) вести себя подобно скотине, которая не задумывается над своими поступками» 3, 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ст. 9 представляется трудным для толкования. Бл. Иероним здесь пишет: «после собрания апостолами остатков Израиля и возвращения в одно стадо бывших прежде в рассеянии, призываются все звери, чтобы пришли и пожрали Израиля, т. е., тех, которые не пожелали веровать, о которых апостол говорит: имже кончина погибель ( Флп.3:19 ; у бл. Иеронима: et enim pervenit super eos finis), – как Господь в евангелии говорит: егда же узрите бстоимь салимъ ви ( Лк.21:20 ). Или же здесь речь о том, что они преданы на съедение зверям, о которых свидетельствует пророк, говоря: не предаждь звремъ дш исповдающюс теб ( Пс.73:19 ); о таковых зверях в образном смысле, пожравших некоторую часть Господню, и выше (у пророка) читается: восткъ солнца, и еллины запада солнца, погадающы всми усты ( Ис.9:12 ), и у Иер.50:17 . Но можно и то сказать, что здесь, вместе с Израилем, призываются к вере хищные прежде народы, чтобы они, оставив лесные чащи, убившие весьма многих из войска Авессалома, вошли в церковь , вкушали хлеб, небесный и насыщались плотью Агнца». Таким образом, бл. Иероним затрудняется остановиться на одном каком-либо толковании. Бл. Феодорит находит в этом ст., в связи с 2-й полов, ст. 8-го, указание на осаду Иерусалима римским войском при Тите: «Он их (римлян) называет полевыми зверями за прежнее нечестие, при чём здесь указывается также на их суровость и неукротимость; римское войско состояло из разных племён: владея всей Европой того времени и покорив большую часть Азии, они имели отборных воинов отовсюду». Св. Кирилл Александрийский , подобно бл. Иерониму, находит возможным здесь двоякое понимание: или в смысле призвания к божественной трапезе народов, не знавших Бога и существовавших наподобие зверей, или же в смысле опустошения народами иудеев, отвергших Христа. Понимание в первом смысле представляется более согласным с контекстом речи, (ср. Ис.43:20 ). Халдейский Таргум и следующий ему Кимхи относят этот стих к тем народам, Гог и Магог, о которых говорится у пр. Иезекииля ( Иез.38–39 ), что все цари этих народов, собравшихся на войну против Иерусалима, будут поражены, и тела их будут пищей для зверей полевых. Пешито 2-ю полов, ст. понимает в смысле дополнения к глаголу дите ( =всякий зверь полевой, приди, ешь всякого зверя лесного). Подобно Пешито, понимают это место Раши и Абен-Эзра. Раши и следующий ему Абарбанель под «полевыми зверями» понимают прозелитов, которых пророк возбуждает пожрать всех зверей лесных, т. е., истребить явных врагов еврейства ( ). Абен Эзра понимает в том смысле, что Бог повелевает нечестивым народам, которые называются полевыми зверями, убивать и погублять нечестивых евреев, преданных идолатрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Высота храма 120 локтей у Раши слагается из длины храма 100 локтей (по Иез.41:13 ) и длины притвора 20 локтей ( Иез.40:49 ; 3Цар.6:3 ). Высота храма 120 локтей у Кимхи есть 30 локтей истинной высоты храма ( 3Цар.6:2 ) и 90 локтей длины по Иез.41:12 . Сто локтей высоты храма, указываемые Иосифом, талмудом и Раши, есть длина храма, данная Иез.4:13 . Третья высота храма, указываемая у того же Иосифа Флавия, 90 локтей, есть длина храма, данная Иез.41:12 . Четвертая высота храма книги Ездры и того же Иосифа, 60 локтей, есть истинная внутренняя длина святого и святого святых. Высота притвора до архитрава или, иначе, высота стоявших в притворе колонн Иахин и Боаз – 40 локтей ( 2Пар.3:15 ) есть длина первой части храма. Высота притвора по LXX, 20 локтей, есть длина притвора с севера на юг. Вообще все разнообразные представления высоты храма и притвора суть своеобразные толкования пророка Иезекииля, сокрывшего высоту своего таинственного храма. Мы, с своей стороны, продолжая стоять на том, что свидетельства Иосифа Флавия и всего иудейского предания ложны по отношению к первому храму, поколику они противоречат 3Цар.6:2 , не можем допустить, чтобы они были так же ложны и по отношению к Иродовой реставрации храма, чтобы можно было и Иродову храму приписывать 100 и 120 локтей высоты в то время, когда в действительности он имел только 30 локтей высоты. Мог ли Иосиф Флавий в определении высоты храма основываться на одном каббалистическом толковании пророка Иезекииля, когда он сам, по своему происхождению, стоял очень близко к Иродову храму и в течение 30 лет был постоянным его посетителем? И, с другой стороны, мог ли он в таком случае обмануть даже своих римских читателей ложным показанием высоты храма, когда и эти римляне слишком хорошо успели познакомиться с храмом Ирода в течение его продолжительной осады и разрушения? Что касается талмудического описания храма в Middoth, то оно действительно представляет не столько новое живое описание, сколько толкование библейских свидетельств о храме, но и в нем нельзя допустить такой необыкновенной ошибки – превращения действительной высоты 30 локтей в 100 локтей, тем более, что и в Middoth есть предания от лиц, видевших храм Ирода; так в нем есть свидетельство рабби Елеазара-бен-Иакова, которого дядя сам служил в храме как левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Далее, хотя виноград был известен человечеству до Ноя, но именно Ной стал первым виноделом. Выпив вина, он опьянел и обнажился в своем шатре. Сами эти действия предосудительны, однако отцы Церкви извиняют поведение Ноя, так как он не знал о действии вина на человека; также, наученный этим горьким опытом, он впоследствии не позволял себе этой слабости. Наконец, сам факт обнажения Ноя и последовавшие за этим события рассматриваются некоторыми отцами Церкви как прообраз страданий Господа Иисуса Христа. В следующих публикациях мы продолжим анализ богословски значимого и во всех отношениях интересного отрывка Быт.9:18–27 . Источники и литература 1 . Августин (1998) – Августин, блж. О граде Божием. Кн. XIV–XXII//Творения: в 4 т. СПб., Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. Т. 4. 587 с. 2 . Библейские комментарии (2004) – Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет . Том I: Книга Бытия 1–11/Пер. с англ., греч., лат., сир. под ред. Эндрю Лаута в сотрудничестве с Марио Конти/Русское издание под ред. К. К. Гаврилкина. Тверь: Герменевтика, 2004. 304 с. 3 . Василий Великий (2008) – Василий Великий , свт. Творения: в 2 т. Т. 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская благозвонница, 2008. 1136 с. 4 . Дроздов (2004) – Филарет (Дроздов) , митр. Толкование на книгу Бытия. М.: «Леп- та-Пресс», 2004. 831 с. 5 . Ефрем Сирин (1995) – Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Сергиев Посад, 1901 (Репр.: М.: Отчий дом, 1995). Т. 6. 481 с. 6 . Иероним (1880) – Иероним, пресв. Стридонский, блж. Творения. Киев, 1880. Ч. 4. 365 с. 7 . Иоанн Златоуст (1898) – Иоанн Златоуст , свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 28.//Творения в русском переводе. СПб., 1898. Т. IV. 923 с. 8 . Классические комментарии (2010) – Классические библейские комментарии. Книга Бытия. М.: Олимп, 2010. 700 с. 9 . Мидраш раба (2012) – Мидраш раба (Великий мидраш). Берешит раба. Т. 1. М.: Книжники, 2012. 880 с. 10 . Раши (2006) – Пятикнижие с толкованием Раши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим… И собрались к царю Соломону на праздник все израильтяне… И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание израильтян; все собрание израильтян стояло. И сказал… ( 3Цар. 8: 1, 2, 14, 15 ). Здесь употреблены слова созвал ( – кегел), собрание ( – кегал). С воздетыми к небу руками стоит перед народом когелет – великий Соломон. То был юный Соломон, в пору своей мудрости, в пору своей Песни Песней. То был блистательный царь, и невестою его была премудрость Божия. А теперь он стар и нищ, теперь он странник и философ. Позади бремя славы, мудрости, богатства, греха. Теперь он смотрит открытым оком на горькую правду жизни под солнцем и ищет в ней смысл. Теперь он когелет, собирающий ищущих подобно ему смысл этой жизни и говорящий к ним слова, слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме . Великий иудейский толкователь Священного Писания Раши (Здесь и далее полужирным курсивом выделены фрагменты, набранные в оригинале жирной разрядкой. – Прим. ред. электронного издания.) (1040–1105 гг.) 2 слово когелет объясняет как «собиратель». А назван так Соломон «потому, что собрал он немало премудростей. А в другом месте ( Притч. 30:1 ) он назван Агур Бен Яке 3 , потому что он накопил («агар») всевозможную мудрость и «исторг» её. А некоторые полагают, что назван так потому, что все речи свои произносил он в собрании людном». Соломон – когелет, в людном собрании говорящий о смысле и бессмысленности жизни. Что же касается Раши, то видим, что он, как и многие христианские святые отцы, даёт не только прямой смысл текста, но и его аллегорическое значение. Поэтому «когелет» не просто собиратель народа, но собиратель мудрости. Когелет и царь в Йерушалаиме , а Йерушалаим – «это город мудрости» [там же]. Прямое значение слов об авторе книги даёт в своём «Переложении Екклесиаста» св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский († 270 г.): «Так говорит Соломон, сын Давида, царя и пророка, славнейший перед всеми людьми царь и мудрейший пророк, всей церкви Божией» Когелет – это пророк, говорящий всей церкви Божией, а церковь ( κκλησα) есть собрание людей, созванных когелетом (Екклесиастом). К тому же, когелет – славнейший царь, Соломон, сын Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пир. Веселье. Смех. Треск тернового хвороста. Кажется, что это надолго, но и это – суета , пар – пройдёт, рассеется. Обратимся теперь к толкованиям святых отцов и учителей. Вот толкования иудейского предания. Раши: " Лучше доброе имя, чем елей добрый . Добрый елей стекает вниз, как сказано: как добрый елей на голове, стекающий на бороду ( Пс. 133:2 ), а доброе имя поднимается вверх, как сказано: И возвеличу Я имя твоё ( Быт. 12:2 ). Добрый елей – на время, а доброе имя – навеки» 7, 1–6]. Раби Йехуда сын Симона приводит исторический библейский пример: «Мы знаем, что носители доброго елея вступили на место жизни и покинули его сожжённым. Это Наддав и Авигу, помазанные на священнослужение елеем помазания. И мы знаем также носителей доброго имени , которые вступили на место гибельное и вышли живыми. Это Ханания, Мишаэль и Азария, которые живыми вышли из горнила огненного» [там же]. Раши: " Лучше гнев, чем смех . Когда человека преследует строгий суд, пусть не печалится… Для Адониягу лучше было бы, если отец его Давид огорчал бы его за каждый совершённый поступок и не улыбался ему. Ведь впоследствии Адониягу погиб за всё, им содеянное» [там же]. По поводу голоса терниев под котлом раби Йегошуа сын Леви не без иронии замечает: «Всякое дерево горит тихо, и только шипы [хворост. – Г. Ф.] подают голос, говоря: «Мы тоже из деревьев и в нас нуждаются». Так и глупцы отличаются многословием, утверждая: «Мы тоже из числа важных людей» [там же]. Св. Григорий Чудотворец прекрасно перелагает Екклесиаста. «Добрая же память для души приятнее, чем елей для тела, и конец жизни лучше рождения» 7]. В созвучии с библейским примером Давида и сына его Адонии св. Григорий говорит: «Подобным образом разумный гнев предпочтительнее смеха, ибо суровым выражением лица приводится в порядок душа» [там же]. «И гораздо более желательно подвергнуться прещению одного мудрого, чем стать слушателем хвалебных песен целой толпы людей дурных и жалких» [там же]. Св. Василий Великий в слове на память мученицы Иулиты рассуждает о языческом, мирском оплакивании умерших, воплях отчаяния и причитаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Григорий Чудотворец , перелагая Екклесиаста, также говорит о побуждении к милостыне, ибо она воздастся в трудный для тебя час, и о нерешительности, когда в выжидании удобного случая человек так ничего и не делает. «Давай щедро и разделяй своё имущество многим, ибо ты не знаешь, что принесёт следующий день» 11]. Св. Григорий Богослов , похваляя в подаянии и милости, говорит: «Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Сие, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб свой даже на воду ( Еккл. 11:1 ); он не рассыплется и не пропадёт пред праведным Судиёю, но достигнет туда, где положено будет всё ваше, и где найдём его во время своё» с. 273, Слово 18, В похвалу отцу и в утешение матери Нонне]. Подобно св. Григорию Богослову толкует и блж. Иероним: " Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней найдёшь его . Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора» 11, 1]. Еккл. 11:2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. В словах дай долю семерым и также восьмерых Раши находит побуждение к милости. В раввинистических толкованиях эти слова толкуются и иносказательно. Так « дай долю семи – это семь дней сотворения мира, дай один из них в качестве доли Создателю, чтоб отдыхать в субботу. И также восьми – это восемь дней для обрезания» 11, 1–8]. Толкование, приведённое у Раши, мы ещё ранее находим у еврейского учителя блж. Иеронима. Иероним отмечает: «Еврей это место понимает так: соблюдай и субботу и обрезание, чтоб не постигло тебя неожиданное бедствие» 11, 2]. Даётся раввинами и другое объяснение: « Дай долю семи – это жертвы общественные в семь дней праздника Песах; и также восьми – восемь дней праздника Кущей. Ибо ты не знаешь, какому быть бедствию – если храм будет разрушен и вы больше не сможете совершить жертвоприношение, то жертвы прежние будут способствовать отмене бедственного предопределения» [там же].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поэтому не так страшно, что Господь попускает завладеть иноверцам и иноплеменникам всем достоянием русского народа, богатствами Русской Земли - не мамоной и не имуществом жив русский человек. Страшно потерять веру, надежду на помощь Христову и не устоять в Истине. Понимают это и те, кому особо ненавистна Православная Россия. Те, кто за последние годы настолько укрепились во власти, что почти перестали опасаться народа, создав одну из самых крупных в мире армию полицейских. Руками «иванов, не помнящих родства», оторванных от веры предков, укрепляется беззаконие на нашей земле. Чтобы образумить народ, возродить в нем веру, необходима Церковь. Это очевидно, как день. Ведь «кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Без Церкви невозможно сегодня объединить на благие цели народ. Но Церковь традиционно опиралась на помощь государства. И вот сегодня мы видим, как целенаправленно происходит демонтаж государственного устройства. Государство, обязанное заботиться о здоровье, образовании, судебной и правовой безопасности своих граждан, все более и более утрачивает эти функции. Духом коммерции и коррупции скрепляют вновь создаваемые декорации для нового государства-химеры, которым хотят заменить традиционное национальное государство. Уже начинает вырисовываться вместо некогда великой державной России, уродливый облик химерической «Раши». Сегодня для населения этой «Раши» в недрах Минздрава вовсю идет работа по созданию чипа, который должен заменить карту обязательного медицинского страхования. Пока только карту... На что же надеяться нам, русским, когда нас загоняют в резервации в собственной стране? Одна лишь надежда - на Церковь и Армию. На благодатных отцов-молитвенников и на патриотизм и мужество таких боевых русских солдат и офицеров, как полковник Юрий Буданов, капитан I ранга командир АПЛ «Курск» Геннадий Лячин, капитан I ранга начштаба дивизии подводных лодок Владимир Багрянцев, казачий полковник Владимир Наумов, рядовой Евгений Родионов - вечная им память!.. Надежда и на то, что кризис образумит нас, отрезвит, наконец, отвратит от телевизоров и, вместо шопинга и футбола, направит в храмы Божии... Ведь пенсионная реформа и дальнейший рост неподъемно-коммерческих медицинских услуг очень скоро отсекут старые сучья от народного древа. Молодые же, крепкие ветви посекут в военных конфликтах, к которым активно готовятся и подталкивают нас устроители мирового порядка.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Стремился к тому, чтобы помыслы сердца были чистыми, а руки – чисты от злодеяний (Мецудат Давид). Если бы я рассказал все, как есть, то у молодого поколения, которое является «Твоими сынами», т. е. верующими людьми, возникли бы сомнения, и они стали бы изменниками (Мецудат Давид). Последствие злодеев, которое не к добру (Мецудат Давид). Подобно сновидению, которое исчезает по пробуждении, так и они исчезнут мгновенно. В городе, где они уважаемы вследствие своего состояния, на виду у всех, Ты образ их опорочишь (Мецудат Давид). Согласно другому толкованию, слово баир («в городе») следует понимать, как бегаир («когда пробудятся»): «Как сон по пробуждении, так Господь, когда пробудятся, их образ будет опорочен». Речь идет о грядущем времени, когда воскреснут мертвые, как написано: «И многие из спящих в прахе земном пробудятся, одни – на жизнь вечную, а другие – на бесчестье и вечный позор» (Даниэль, 12:2) (Радак). «Не разумел этой тайны, почему путь злодеев успешен?» (Радак). «И, тем не менее, я всегда оставался верен Тебе: Ты словно вел меня за правую руку» (Радак). Посреди собраний Твоих – посреди Храма, где собирается весь Израиль и где присутствует Сам Всевышний (Мецудат Давид). Навуходоносор, прежде чем завоевать Иерусалим, обращался к магическим знакам, которые обещали ему победу. Когда Иерусалим был захвачен, он утверждал, что его знамения были истинными (Мецудат Давид). Все, кто принес топор, чтобы рубить «сплетшиеся ветви» ливанского кедра для строительства Храма, считали это приношением Всевышнему. Теперь же все искусство резьбы на стенах разрушено топорами (Мецудат Давид). Желая уничтожить Израиль, они сначала уничтожали святилище Бога. Так поступали все: филистимляне разрушили Шило, Санхерив – Первый Храм, а римляне разрушили Второй Храм (Раши). «Все места собраний Всесильного» – все синагоги, где собираются для молитвы или изучения Торы (Мецудат Давид). «В дни пребывания в галуте (изгнания из Святой земли) мы не имеем пророка, нет знамений приближающегося избавления, и никто из нас не знает, как долго продлится галут» (Мецудат Давид, Раши).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Что же нам хочет сказать Екклесиаст? Глупый жалит языком своим, как змей. Злоязычный не лучше змея. Он успевает уязвить словом прежде, нежели мудрый (означенный заклинателем) успевает это предотвратить. «Злые языки страшнее пистолета», – сокрушался Молчалин у Грибоедова Рана нанесена злым языком душе человека, пущен яд. Мудрый не успел и уже не нужен. Слово убило душу уязвлённого. Помощь не подоспела. Вот как бывает! После драки кулаками не машут. Еккл. 10:1 Мёртвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. Раши передаёт слова Екклесиаста о мёртвых мухах ( Еккл. 10:1 ) таким образом: Из мёртвых мух одна смрад и брожение вызывает . Раши отмечает, что глагол (йабиа) от того же корня, что (бабуойт), то есть «пузырёк». «Если муха попадёт в благовонное масло и смешается с благовониями, то появится смрад и пена, на которой видны пузырьки. Итак, ничтожным в негодность приведено нечто ценное» 10, 1]. Мидраш «уподобляет мёртвым мухам дурное побуждение, которое зловонным и пенистым делает доброе имя, то, что благовонного елея драгоценнее» [там же]. Св. Григорий Чудотворец так передаёт слова Екклесиаста: «Ибо даже мухи, упавшие в благовонное масло и задохнувшиеся в нём, делают непристойным и вид, и помазание того приятного состава: так нисколько не следует вспоминать в одно и то же время о мудрости и глупости» 10]. Глупость и мудрость несовместимы, как дохлые мухи и благовонное масло. И не мудростью облагородится глупость, но глупостью испортится мудрость. Прп. Ефрем Сирин говорит об утончённости врага, уготовляющего пагубу и праведникам, могущим почитать себя безопасными: «Муха уничтожает елея сладость ( Еккл. 10:1 ), чтобы святые разумели ничтожность и нечистоту врага, а нерадивые – его злокозненность и утончённость» 105, Наставления братиям]. Муха – ничтожна и нечиста. Таковы привычки к маловажному, и вот они-то и могут испортить елея сладость, потому и не должно быть никакого нерадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010