Раши подтверждает, что не следует писать сверх «прямых речей истины, изложенных в книгах, названных выше» [там же]. Однажды один пишущий и ещё более читающий иеромонах сказал: «Иногда хочется убрать все книги и оставить одну Библию !» Раши распространяет предостережение Эпилога и на само Священное Писание : « И углубленье чрезмерное – утруждение плоти. Когда занятие Учением и накопление мудрости превышает возможности разума воспринимать, такое людей изнуряет своей непостижимостью» [там же]. Своя мера и в чтении, и постижении мудрости Торы, да и всего Писания. Св. Григорий Чудотворец : «Но во многих речах нет никакой пользы, и я не советую тебе, о друг, записывать бесполезное относительно обязанностей, в котором нет ничего больше, кроме напрасного труда» [там же]. Блж. Иероним: " И сверх сего, от этого, сын мой, берегись: составлению многих книг нет конца, и многое размышление – труд для тела . За исключением тех слов, которые даны от единого Пастыря и одобрены собором и согласием мудрых, не делай ничего, не принимай на себя ничего… В противном случае, если ты будешь искать много, то явится бесконечное множество книг, которое тебя самого увлечёт в заблуждение и заставит напрасно трудиться читателя» [там же]. Святой отец воспринимает предостережение Эпилога в контексте богооткровенности Писания и консенсуса отцов и учителей. Не выходи из этих пределов, и не будешь трудиться напрасно и других не подвигнешь на напрасный труд. Св. Василий Великий пишет в 377 году письма к западным церквам, предостерегая от заблуждений, которые встречаются на востоке не у ариан, а в самой православной среде. Это пример нарушения того, о чём говорит блж. Иероним. Св. Василий именует таких борзописцев поимённо. Сначала сказал о Евстафии из Севастии. «Вторый по нём Аполлинарий; и он немало причиняет огорчения церквам. Ибо при способности легко писать, имея язык, готовый свободно говорить о всяком предмете, наполнил он вселенную своими сочинениями, не вняв осуждения того, который говорит: Хранися творити книги многи ( Еккл. 12:12 ). А во множестве, без сомнения, как допущено им много и ошибок… так есть у него и богословские рассуждения, основанные не на доказательствах из Писания, но на человеческих началах» Письмо 255, К западным]. Так доблестный борец за православие с арианами епископ Аполлинарий, дар слова которого восхищал даже великого Василия, не воздержавшись в слове, оказался сам в еретиках.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«О ране пронзенных толкуют» сафар (piel) –        база иудаизма есть система толкований Писания. Все Писание говорит о Христе, как Он сказал: «испытайте Писания… они говорят о Мне» ( Ин.5:39 ). Однако Писание можно истолковать диаметрально противоположным способом: чтобы исключить возможность понимания, что Иисус есть Христос (Мессия) 383 . Так о «ране» Пронзенного и «пронзенных» толкуют иудеи – превратно. Пс.68:28             Придай вину – винам их,                         и да не войдут они в правду Твою. " Вина» авон – также: виновность ( Пс.51 /50:4). «Придай вину винам» – пусть их вины останутся виной, «виновность» их не может уменьшиться и не перейдет в иное качество. Для грешного есть у Бога прощение и возможность возвращения. Для кого этого нет? Для тех, кто «и по воскресении Спасителя не прекращает лгать на Него» (ПсСвОт). Базовое утверждение иудаизма, что Иисус не Мессия, что Христос не воскрес, не дает вине иудея избыться, а ему войти в правду Божью. Пс.68:29             Да сотрутся они из книги живых,                         и с праведными да не напишутся. " Сотрутся» маха – глагол говорит, что исчезновение будет окончательное и бесследное ( Пс.9:6 ). Пс.68:30             А я – смирен и ранен,                         и спасение Твое, Боже, да возвысит Меня. «Ранен» – «Муж ран» Мессия; «раны наши – Он понес их» ( Ис.54:3,4 ; см. ст.27). «Смирен» – Мессия; Он «кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Однако когда люди смотрели на «Мужа ран», «они считали, что Он постигнут, поражен Богом и усмирен» ( Ис.53:4 ). «Возвысит Меня» – Воскресение Христа было больше, чем спасение от смерти, это было Его возвышение до Его славы 384 . 355 Иудейская экзегетика относит содержание стиха к ряду исторических событий, когда терпели поражение враги Израиля, например, «перед Ковчегом во времена Моше [Моисея], когда он [Ковчег] находил покой» во времена Давида (Раши). 356 Согласно иудаизму, относится только к Израилю: «сынов Израиля, которые были рассеяны, собрал вместе… и поселил, отстроив его [народ] в единое здание, в единый собор» (Раши).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Такова сила дружбы и любви. Екклесиаст это знал. Что же скажут нам о преимуществе двоих мудрые и святые? Раши подчёркивает буквальное значение слов Екклесиаста. «Для всякого дела лучше двое, чем один» 4, 9–12]. О нитке, втрое скрученной , Раши интересно замечает: «Если некто является мудрецом, а также и его сын, и внук, Тора не устранится от его потомков (не будет утрачена ими). И о таком сказано: Не отойдут от уст твоих [первая нитка. – Г.Ф.] и от уст потомков твоих [вторая нитка. – Г.Ф.] и от уст потомков твоих потомков [третья нитка. – Г.Ф.] ( Исх. 59:21 )» [там же]. И ещё одно применение находит равви: «При наличии тройной нити из Писания (письменного учения), Мишны (устного учения) и повседневных забот человек не скоро согрешит» [там же]. По-православному скажем: Писание, предание и опыт благочестивой жизни. Св. Григорий Чудотворец : «Напротив же, живущие вместе и успех себе удвоили, и ненастье неприятных обстоятельств облегчили» 4]. Один батюшка, подавая при венчании брачующимся корец вина, всегда говорил: «Как в вине горечь и сладость, так и в жизни бывают скорби и радости. Отныне они будут совместные. Разделённое горе – полгоря, совместная радость – двойная радость». Св. Василий Великий рассуждает о том, что должно жить с людьми, стремящимися к угождению Богу, и опасно жить отшельником. Собрат обличением поможет встать упавшему в грех, а у кого нет духовного собрата, «с ним сбывается сказанное: горе единому, яже аще падет , некому воздвигнуть его» Правила… в вопросах и ответах, вопрос 7]. Св. Василий, как архиепископ, приводил в порядок некоторые нецерковные уклонения отшельников и пустынножителей. Св. Василий Великий внёс огромный вклад в учение о триединстве Божием в тот неспокойный догматическими спорами четвёртый век, полагая основу каппадокийскому синтезу. Святой отец рассуждает: «Святая Троица есть святая вервь, и досточтима в единой и вечной славе, везде имеет одно и то же единое Божество, неразрывна, нерассекаема, нераздельна, всё исполняет, всё содержит, во всём пребывает, всё зиждет, всем правит, всё освящает, животворит. Сие божественное чудеснейшее сплетение не расторгается, по написанному: вервь треплетена не расторгнется » с. 571, Опровержение на Евномия, кн. 5]. Единица в Троице, Троица в Единице.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Кирилл Александрийский , говоря о любви к братьям, вспоминает осмеяние фарисеев Христом за то, что поступали по славолюбию, а не по ревности о законе. «…Таким образом, несомненно, можно, исполняя закон, беззаконовать, если кто неправильно пользуется законом. И об этом-то, я думаю, сказал Соломон: есть праведный погибаяй в своей неправде . Итак, надобно написать божественную заповедь в уме и сердце» О поклонении и служении в духе и истине, кн. 7, с. 343]. Слова Екклесиаста не буди правдив вельми учитель Русской церкви XVI века прп. Максим Грек обращает против некоего западного толкователя книг блж. Августина Иоанна Людовика, который отвергал возможность второго брака. Прп. Максим Грек : «Второй брак допущен святыми семью Вселенскими соборами, ради немощи плотской оставшейся половины [вдовца или вдовы. – Г. Ф.], особенно если это случилось в молодых летах… То, что соборы установили духом Святым, то и Владыко всех – Бог утвердил свыше. Не следует, о Людовик, забывать сказанного в Божественном Писании: не будь правдив вельми , чтобы не оказаться нечествующим предо Мною» 27, Возражения против Иоанна Людовика]. Обращает на себя внимание, как много святых отцов указывают на слова Екклесиаста: не буди правдив вельми . Значит, это было для них важно. Соразмерность добродетелей – ограда от прелести и даже ереси. И далее поучает премудрый Соломон: Еккл. 7:17 Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время? Грех есть безумие, и вкусивший его должен умереть. Умирают все, но зачем умирать не в своё время? А случается это часто именно потому, что человек предаётся греху. Предан алкоголю – преждевременная смерть; предан табаку и наркотикам – преждевременная смерть. Кто хулиган – жди преждевременную смерть. И долго можно продолжать этот перечень. Речь идёт не просто о грехе, а о том, чтобы предаваться греху . Все грешны, но не все преданы ему, иные ратоборствуют против него. Еврейский текст даёт и иной оттенок мысли: не преступай премного . Раши: «Если уж совершил преступление малое, не продолжай и не прибавляй к нему» 7, 17]. Для чего тебе умереть не в свой срок? Этому Раши находит пример в Сауле. По причине Нова, города священнослужителей и Амалека, умер Шауль за свою неверность .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На основании этого тожества имён в греч. Библии , Климент Александрийский (Strom. I, 327 ed. Sylburg), писатель приписываемой Епифанию Кипрскому книги «Vitae prophetarum» и писатель апокрифической книги Ascensio Iesaiae (4:22) отожествляли отца пророка Исаии с пророком из пастухов фекойских. Против такого мнения справедливо высказывались уже блаж. Иероним (prooem. ad Amos) и блаж. Августин (de civitate Dei 18:27). В евр. тексте Библии отец пророка Исаии называется=Амоц, между тем как имя пророка из Фекои пишется =Амос. Еврейское предание, по которому отец Исаии – Амоц – был брат царя иудейского Амасии, по евр. называемая Амацьягу или Амацья, основывается, очевидно, только на созвучии имён и =, – основание, очевидно, недостаточное и сомнительное! Положительные указания книги Исаии дают основание только утверждать, что пророк вёл семейную жизнь, имел жену и детей ( Ис.8:3; 7:3 ) и что он имел постоянное местопребывание в Иерусалиме ( Ис.37:2 и сл.; Ис.38:1; 39:3 ). О деятельности его вне Иерусалима не упоминается в книге ни единым словом. Исаия был призван к пророческому служению в год смерти иудейского царя Озии ( Ис.6:1 ), иначе называемого Азарией ( 4Цар.15:1 ). Эту смерть один еврейский толкователь, раби Соломон Исааки, сокращённо называемый обыкновенно Раши († 1105), понимал в смысле не естественной смерти, а смерти политической, т. е. удаления от дел государственных после поражения проказой ( 2Пар.26:16–21 ). Такое небуквальное понимание указания на смерть царя Озии представлялось упомянутому толковнику нужным для того, чтобы объяснить, почему 6 главе, в которой упомянуто о той смерти, предшествуют в книге пророка Исаии ещё 5 глав. Эти пять глав относили, по их происхождению, ко времени царствования Озии не только Раши, но и Карпцов (Carpzovii Introductio in Vetus Testamentum III, p. 94) и И.Г. Михаэлис (Bibl. hebr. praef. ad Ies. § 4). Другой евр. толкователь, Абарбанел († 1508), полагал даже, что Исаия пророчествовал во всё продолжение 52-летнего царствования Озии, потому что в 2Пар.26:22 Исаия представляется писателем истории царствования этого царя, – чтобы писать историю царствования, надо будто бы быть его очевидным свидетелем и современником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Еккл. 10:7 Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком. Блж. Иероним отмечает, что такая ситуация бывает даже в церкви: «Кои богаты и словом, и мудростью, богаты даже добрыми делами, сидят безвестными, а какой-нибудь глупец занимает в церкви первое место» 10, 5–7]. Блж. Иероним при этом добавляет, «что это делается диаволом». Ещё более так происходит в миру, а потому имеющий богатство и положение в обществе не должен этим обольщаться. Прп. Ефрем Сирин: «Если имеешь у себя богатство, не высоко о себе думай; потому что не избавился ты ещё от опасностей и злоумышлений, а потому и наслаждение богатством не прочно, так как весьма скоро и непредвиденно может произойти перемена, по написанному: видех рабы на конец, и князей идущих, яко рабов на земли ( Еккл. 10:7 )» Советы новоначальному монаху, 26, гл. 60]. «Кто был никем, тот станет всем, кто был всем, тот станет никем», – так было в революцию. Еккл. 10:8 Кто копает яму, тот упадёт в неё; и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Так поступает глупый, желая досадить другому, и сам попадаясь на собственную уловку. Раши: «Порой человек замышляет зло, которое в конце концов против него самого обернётся. Так потомство Невухаднецара было истреблено из-за сосудов священного храма, как сказано: И против Властелина небес ты поднялся ( Дан. 5:23 )» 10, 8]. О змее и ограде Раши поясняет, что змея живёт в щелях и углублениях строений, не защищённых оградой. « Кто ломает ограду , (то есть), ограждения, установленные мудрецами, и преступает их слова, того ужалит змея . Это смерть от руки Небес» [там же]. Св. Григорий Чудотворец так разумеет слова Екклесиаста: «Если же кто злоумышляет против другого, то он забывает, что причиняет козни себе же первому и только одному себе» 10]. Св. Афанасий Великий относит слова Екклесиаста к иудеям, «поскольку они поставили смертный приговор от отношению к Источнику жизни и безумие замышляли против Разума Отчего». Оттого и ныне «рассеяние их и запустение града их… Ибо, поскольку они заблуждались касательно смысла Писания, то не уразумели и того, что изрывай яму искреннему, впадётся в ню и что разоряющего ограду, угрызнёт его змий » Одиннадцатое праздничное послание, п. 5]. Так печальная история иудеев, распявших своего Мессию, оправдала слова премудрого Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Собеседование 13-е, о покровительстве Божием. Писания. Москва, 1892. С. 407. Можно согласиться с Энцо Бьянки, утверждающим, что притчу о блудном сыне правильней было бы называть притчей о милосердном отце ( BianchiE. I pubblicani e le prostitute vi precedono nel Regno di Dio. Magnano, 2004. Наш перевод: Это справедливо и в отношении других притч, имеющихся только у Луки, которого Данте не зря назвал «певцом милосердия Божия». Soggin A. . In: Jenni E., Westermann C. (red.) . Diccionario teologico manual del Antiguo Testamento. Vol. II. Madrid, 1985. Col. 1110-1118. Carbone S.P., Rizzi G. Il libro di Osea secondo il testo ebraico Masoretico, secondo la traduzione greca dei Settanta, secondo la parafrasi aramaica del Targum. Bologna, 1993. P. 89. Григорий Великий, свт. Моралии на книгу Иова, 34, 2. Цит. по: Феррейро А., Бирюков Д. (ред.). Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. XIV. Двенадцать пророков. Тверь, 2010. С. 7. Перевод книги Двенадцати малых пророков, выполненный А.С. Десницким, был опубликован в журнале «Альфа и Омега», в (64-65) за 2012 год. С. 100-163 (Осия – с. 100-112). Здесь и далее цитируем это издание. Человек не властен над погодой. Даже советские метеорологи это признавали: «Ложась спать и вставая поутру, мы думаем о погоде. Потому, что… ничто в природе Земли не оказывает столь заметного влияния на жизнь людей – и каждого человека и целых народов. Погода, климат – это условия обитания человека. И вот, как ни обидно, человек не властен над погодой. Увы! Чем глубже наука проникает в тайны погоды, тем яснее становится, что об управлении погодой думать пока рано». ( Тюрин В. Погода и «боги погоды». “Наука и жизнь”, (1977). С. 98) Столь же грустную картину довелось мне наблюдать, проехав в 2000-м году через всю Украину, от Конотопа до Чопа, по землям, бывшим когда-то житницей Российской империи и СССР. В средневековых иудейских комментариях лесные вепри и полевые звери – языческие народы, враги Израиля. Вот как комментируют Раши и Радак эту строку псалма: «Если удостоится народ Израиля, то враги его станут как животные каналов, неспособные выйти на сушу, а когда заслуживает наказания, становятся сильными, как зверь лесной, уничтожающий и убивающий» ( Книга Псалмов с комментарием Раши . Пер. М. Левинова. Москва - Нью-Йорк, 2011. С. 541-542); «“Вепрем” и “живностью” иносказательно названы народы, которые с жадностью поедают Исраэля» ( Книга Восхвалений с толкованием Давида Кимхи. Пер. Ф. Гурфинкель. Иерусалим - Запорожье, 2008. Т. II. С. 246).

http://bogoslov.ru/article/4771086

Глава XXX Многие комментаторы,-и в числе их Епископ Петр, Шмидер, Кей и др., -указывают, согласно с знаменитым раввином, жившим в начале XII ст. Соломоном Исааки, более известным под именем Раши (или неправ. Ярхи),-что первые семь стихов XXX гл. Исаии относятся к погибающему уже царству Израильскому. Мы знаем из 4Цар. 17:4 , что Осия Израильский сам подал повод к погрому своего царства, завязав тайные переговоры с Египетским фараоном Сигором 1061 , изменяя Ассирии, к которой он находился в вассальных отношениях. Пророчество это впрочем начертано не для Израиля, обреченного уже на гибель, а для Иуды и Иерусалима. В нем пророк настойчиво указывает опасность возлагать надежды свои на Египет; цель его убедить народ свой, что единственное его спасение есть твердое упование на помощь Святого Израилева. Он просит их „оставаться на месте и в покое“, так как,-прибавляет он именем Господа, – „в тишине и уповании крепость ваша“ (ст. 15). Выше в гл. XXII мы видели, что один из важнейших сановников Езекии был приверженцем союза с Египтом и сменен с высокой должности по настоянию пророка. И в последующих главах мы видели, что в Иерусалиме существовала сильная партия желавших этого союза. С 19 стиха пророк произносит слова утешения Иерусалиму и видит (ст. 31–33) гибель Ассура. 1 . Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: 2 . не вопросивши уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. 3 . Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием; Мы видели выше мнение Раши, принятое многими комментаторами; но другия комментаторы полагают, что сам Езекия склонился к союзу с Египтом, вопреки вещаний Исаии, и что обличение относится к нему. Но едва ли это так. Что Езекия (по 4Цар. 18:7 ) „отложился от царя Ассирийского и не стал служить ему“, едва ли может служить доказательством договора с Египтом: мы по крайней мере не видим никаких признаков соглашения между Тиргаком и Езекией, который был предоставлен вполне самому себе в то время, как Сеннахерим двигался к Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 9 представляется трудным для толкования. Бл. Иерон. здесь пишет: “После собрания апостолами остатков Израиля и возвращения в одно стадо бывших лрежде в рассеянии, призываются все звери, чтобы пришли и пожрали Израиля, т. е., тех, которые не пожелали веровать, о которых апостол говорит: имже кончина погибель ( Флп. 3:19 ; у бл. Иерон.: et enim pervenit super eos finis), – как Господь в евангелии говорит: егда же узрите обстоим Иерусалим вои ( Лк. 21:20 ). Или же здесь речь о том, что они преданы на съедение зверям, о которых свидетельствует пророк, говоря: не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе ( Пс. 73:19 ); о таковых зверях в образном смысле, пожравших некоторую часть Господню, и выше (у пророка) читается: сирию от восток солнца, и эллины от запада солнца, поядающыя исраиля всеми усты (9:12), и у Иерем. 50:17. Но можно и то сказать, что здесь, вместе с Израилем, призываются к вере хищные прежде народы, чтобы они, оставив лесные чащи, убившие весьма многих из войска Авессалома, вошли в церковь , вкушали хлеб небесный и насыщались плотию Агнца“. Таким образом бл. Иерон. затрудняется остановиться на одном каком-либо толкрвании. Бл. Феодор. находит в этом ст., в связи с 2-й полов. ст. 8-го, указание на осаду Иерусалима римским войском при Тите: “Он их (римлян) называет полевыми зверями за прежнее нечестие, при чем здесь указывается также на их суровость и неукротимость; римское войско состояло из разных племен: владея всей Европой того времени и покорив большую часть Азии, они имели отборных воинов отовсюду“. Св. Кир. ал., подобно бл. Иерон., находит возможным здесь двоякое понимание: или в смысле призвания к божественной трапезе народов, не знавших Бога и существовавших на подобие зверей, или же в смысле опустошения народами иудеев, отвергших Христа. Понимание в первом смысле представляется более согласным с контекстом речи, (ср. 43:20). Халдейский Таргум и следующий ему Кимхи относят этот стих к тем народам, Гог и Магог, о которых говорится у пр. Иезекииля (38:39), что все цари этих народов, собравшихся на войну против Иерусалима, будутъ поражены, и тела их будут пищею для зверей полевых. Пешито 2-ю полов. ст. понимает в смысле дополнения к глаголу ядите ( =всякий зверь полевой, приди, ешь всякого зверя лесного). Подобно Пешито, понимают это место Раши и Абен Эзра. Раши и следующий ему Абарбанель под “полевыми зврями“ понимают прозелитов, которых пророк возбуждает пожрать всех зверей лесных, т. е., истребить явных врагов еврейства ( ). Абен Эзра понимает в том смысле, что Бог повелевает нечестивым народам, которые называются полевыми зверями, убивать и погублять нечестивых евреев, преданных идолатрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Заметим, что в Иудаизме, в комментариях Сончино и Раши к тексту Торы, касающемуся создания различных живых существ ( Быт.1-2 ), включая человека, говорится о том, что «душа живая» означает «живое существо» или «существо, обладающее жизнеспособностью». При этом «душа человека» отличается от «души животной» тем, что: — «душа человека сразу же дала ему возможность мыслить и выражать свои мысли словами» (Сончино); — (душа) человеческая живее всех, поскольку он (человек) наделен рассудком и речью (сверх того, что присуще другому живому существу) (Раши) (152). 70 Как следует из данной цитаты, такие понятия как «душа живая», «психика» и «душа» означают у протоиерея Николая Иванова одно и то же. Однако следует отметить, что: «душа живая» означает живое существо вообще (см. сноску 70); психика живых существ (человека и животных) представляет собой духовно (невещественно) – вещественную субстанцию, обеспечивающую у них психические явления; душа является духовной субстанцией. Таким образом, эти понятия являются различными, причем «душа живая» является наиболее широким понятием и включает в себя как «психику», так и «душу». 71 Именно поэтому, в общем случае, душа — духовная субстанция и не является тождественной психике — духовно – вещественной субстанции. 72 Здесь под психикой, очевидно, понимается душа. 73 «Душевные болезни относятся к разряду медицины, называемому психиатрией. Диагностикой и лечением душевных расстройств занимаются в специальных психических домах, лечебницах и диспансерах» (26: 14). См. также сноски 5, 22. 74 Здесь термины «душа» и «психика» являются, как очевидно, синонимами. 75 «Сознание — это не вещество мозга и не какая – то другая материя, а способность духа, высшая, идеальная форма отражения объективного материального мира как вполне определенной реальности. Материя же есть объективная реальность вне сознания» (30: 28, 126). 76 П. Д. : По-видимому, здесь допущена опечатка и следует читать: «…которым она (эта способность — П. Д. ) обуславливается». 77 «Сердце — центральный орган системы кровообращения, обеспечивающий движение крови по сосудам. Сердце человека представляет четырехкамерный мышечный мешок. Оно расположении в переднем средостении, преимущественно в левой половине грудной клетки» (91: 47); «Сердце телесное есть мускулистый серчак — мясо… но чувствует не мясо, а душа, для чувства, которой мясное (физиологический орган) сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума (цит. по 47 « Глава 3 . Феномены схемы тела в психологии и религии. Приложение 3.1. Сердце» со ссылкой на: Феофан Затворник. Вып. 5. 1994. С. 165).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010