Ктитором и основателем Воскресенского монастыря, «начальным фундатором» предстаёт патриарх Никон на портрете, где он облачён в зелёную мантию и белый клобук; на хартии, которую держит в поднятой левой руке патриарх, слова из ирмоса 9-й песни Пасхального канона: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия»; этот портрет, известный по фото и литографиям конца XIX – начала XX в., написан не ранее 1656 г. 1005 . Ктиторский характер носят изображения патриарха Никона на колоколах 1006 . Образ патриарха Никона – человека артистичного, изысканного по натуре запечатлён на тафтяной парсуне начала 1680-х годов, созданной по царскому заказу художниками-живописцами Оружейной палаты. На парсуне «личное» написано красками, «доличное» исполнено с применением дорогих текстильных материалов. Лицо и фигура патриарха выполнены в реалистичной манере: пастозные мазки передают взгляд уставших, но строгих глаз, пальцы тонкие с удлинёнными фалангами, резкие иконописные пробела делают лицо патриарха моложе 1007 . Молитвенный образ патриарха Никона запечатлён на иконе «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом митрополитом и патриархом Никоном в саккосах» и на одной из двух икон, стоявших по сторонам Креста с резным изображением Распятия Христова. Икона с изображением двух первоиерархов, припадающих к ногам Спасителя, по чеканной надписи на окладе датируется 1657 г. 1008 и была написана «повелением и мздою смиреннаго Никона...» 1009 . Сегодня икона хранится в музее «Новый Иерусалим» (дерево, темпера, см). Иконографический тип, представляющий патриарха Никона на втором изображении, – ктиторский в молении. На иконах, писавшихся по обе стороны от Животворящего Креста, в первом варианте композиции изображались слева в рост в повороте ко Кресту святой равноапостольный царь Константин, царь Алексей Михайлович и коленопреклонённый патриарх Никон ; справа – святая равноапостольная царица Елена, царица Мария Ильинична. Такие иконы вместе в Крестом в меру Креста Господня были посланы патриархом Никоном в 1656 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Желая содействовать благочестивым намерениям сына своего – построить в Иерусалиме на месте распятия и воскресения Господа благолепный храм, и сама имея сердечное желание принести Богу Царю царствующих жертву благоговейного ума и сердца своего, – излить благодарные молитвы за сына своего и внуков, царица Елена, не смотря на преклонные лета свои, решилась посетить священную землю и поклониться св. местам, ознаменованным стопами пречистых ног Спасителя. Царица сама доставила письмо державного сына своего к епископу Иерусалимскому Макарию о построении в Иерусалиме храма Божия. Она взяла сама труды путешествия, презрела немощь старости. Увидев место, принявшее спасительные для всего мира страдания, она тотчас повелела разрушить постыдное капище, на нём построенное, и очистить место, и таким образом обрела животворящий Крест Христов. Располагая сокровищами царскими, она употребляла их для благодеяний и милостыни. Была весьма усердна к храмам Божиим, снабжала их богатыми украшениями и не оставляла без внимания молитвенных мест и в меньших городах. Она в разных местах, согласно желаниям набожного сына своего, воздвигла христианские храмы, – в Вифлееме, где родился Спаситель; – на горе масличной, откуда Он вознёсся; в Дрепане – над мощами св. Лукиана и в других местах. Палестина доселе исполнена священных преданий о благоверных деяниях Равноапостольной Елены. Её видели в церковных собраниях среди народа в одежде простой и скромной. Пребывая на Востоке, она оказала великие милости разным липам – воинам, гражданам и частным людям, кои обращались к ней. Одних она наделяла деньгами, других – одеждами; иных освобождала из темниц, других от тяжёлых работ, на кои осуждены были; некоторых возвратила из ссылки; оказывала особенную любовь девственницам, посвящённым Богу. Собрав всех их и посадив за стол, она сама отправляла при них должность служанки; подавала им кушанье и питие; держала умывальницу и поливала воду на их руки. Совершив такие и тому подобные дела, она возвратилась к сыну своему; потом, преподав ему много наставлений касательно благочестивой жизни и призвав на него свои последние благословения, мирно преставилась в другую – вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подошел ближе, вижу: пламень страшно бушует, охватывает всю келлию, крышу. Крыша трещит, страшная буря бушует, ревет, а келлия стоит невредима. Подошел к самой келлии, хотел постучать в ставень, разбудить их, но передумал. Пламя же со страшною силою, играя, охватило всю келлию и крышу, но келлия вся была цела. Стоял я, смотрел и думал: как могло загореться и что за причина пожара. Взглянул направо – вижу, стоят монахи. Смотрю на них и думаю, зачем они сюда пришли, видно, они идут из Св. Лавры в Голосеево и Китаев и думали пройти здесь ближе, а тут загорожено. Смотрю, стоит и Матерь Божия с жезлом. Я от страха упал на землю и лежал без чувств, пока рука Владычицы не коснулась головы моей. Пречистая рекла: «Дух его в нем есть». Тогда только жизнь возвратилась ко мне, и говорит Владычица: «Возстани и стани на ноги твоя и стой прямо и смотри. Вот мы пришли сюда навестить это место, Богом Сыном Моим издревле предизбраяное, и тебя видеть. Смотри, кто пришедшие со Мною. Ты все малодушествуешь и сомневаешься, как это здесь может быть?» Оле! Окаянство мое, дерзнул я стать на ноги. Все-святая Владычица стояла лицом к востоку. С правой стороны от Нее стояли: прп. Петр Афонский, а сбоку их стояли прпп. отцы: Антоний и Феодосии Печерские , а за ними свв. отцы Феодор Студит , Ефрем Сирин , Авва Варсонофий, Авва Пимен Великий , Пахомий Великий , Паисий Великий, Сысой Великий, Авва Дорофей , Досифей, Варлаам, Иоасаф Царевич Великой Индии, Онуфрий Великий, Павел Фивейский, Макарий Великий , Марко Фрачевский, Антоний Великий , Феодосий Великий и многие другие свв. отцы. А за ними стояли все преподобные Печерские и прпп. Сергий Радонежский, Антоний Римлянин, Нил Сорский , и был очень большой Собор. А по левую сторону Владычицы стояли Божественные Апостолы: Петр, Иаков, Иоанн, Павел и др. святые Апостолы и св. Иоанн Креститель, св. пророк Давид, Иесей, Иеремия и другие с ними. Св. Александр Невский, св. равноапостольный царь Константин Великий , царица Елена, св. князь Владимир, святая великомученица царица Александра, княгиня Ольга и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября, 2015. Новостная служба Верующие вспоминают обретение и воздвижение царицей Еленой и патриархом Макарием Креста, на котором был распят Господь В воскресенье 27 сентября Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день верующие вспоминают обретение и воздвижение равноапостольной царицей Еленой и патриархом Иерусалимским Макарием Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос и который впоследствии стал одним из главных символов христианства. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 – 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Святой равноапостольный Константин Великий (306 – 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан прекратились. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vozd...

И много, много раз помогала Взбранная Воевода православному народу. Знаем, как и в 1395 году защитила Царица Небесная Московскую землю от уничтожающего нашествия Тамерлана; знаем, как спустя почти сто лет, в 1480 году, Царица Небесная вновь укрепила русское воинство в его мужественном противостоянии на Угре, когда решался вопрос независимого существования народа русского. И сегодняшний праздник – это день молитвенной благодарности за избавление от угрозы полного разорения Москвы при нашествии в 1521 году полчищ Крымского ханства с многочисленными союзниками. И вновь, как и прежде, невидимая рука Божия по молитвам Царицы Небесной положила предел, перейти который не возмогло даже стотысячное войско. Но не только град Москва торжествует ныне. Сегодня отцы и братия и народ Божий в Псково-Печерском монастыре молитвенно чтут свою святыню – чудотворный образ Царицы Небесной. О множестве других знамений всесильной помощи Божией по молитвам Царицы Небесной хранится память и в церковных календарях, и в истории городов, весей и всей страны нашей! Так заступается Богородица за всех призывающих Ее, так спешит на помощь. Один из последних Оптинских старцев, Нектарий, говорил об истории человечества, что «она показывает нам, как Бог руководит народами и дает как бы нравственные уроки вселенной». Дает нравственные уроки человеку. И блажен тот народ и тот человек, который руководится Господом и волю Его исполняет как свою. Пример такой духовной мудрости и прозорливости для нас – святой равноапостольный император Константин, память которого сегодня совершается, который в явлении знамения креста увидел благословение и силу мира Христова. Пример духовной отваги – святая Елена, мать императора, которая в возрасте уже 60 лет, не говоря, что уже поздно что-то менять, меняет уклад своей жизни, принимает христианство под влиянием своего сына и безбоязненно направляет стопы свои ко Христу. И Господь дает ей такие силы ревности апостольской, что ее трудами обретается Крестное Древо, которое укореняется на земле людей – в Церкви Божией – и, произрастая в сердцах христиан, дает обильные плоды святости и добродетелей.

http://pravoslavie.ru/71201.html

Он стоял в Воздвиженском соборе на месте храмового образа, справа от царских врат. Сначала был водружен на каменной плите, перенесенной затем в монастырскую усыпальницу; позднее поставлен на высоком ступенчатом основании. По сторонам от него находились иконы равноапостольных Константина и Елены, а также «персоны» ктиторов. Крест пользовался большим почитанием у царской семьи. В Переписной книге домовой казны патриарха Никона 1658 г. упоминаются «две иконы болших, которые писаны к большому кипарисному кресту»: на одной - равноап. царь Константин, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, на другой - равноап. царица Елена, царица Мария Ильинична и царевич Алексей Алексеевич (Переписная книга домовой казны Патриарха Никона, сост. в 7166 по велению царя Алексея Михайловича//ВОИДР. 1852. Кн. 15. Ч. 2. С. 1-134; Кийский Крест. 2000. С. 14). Очевидно, именно эти иконы предстоящих были предназначены для установки по сторонам К. к. в соборе (неизвестно, были ли они отправлены на остров). Изображение царевича Алексея Алексеевича, умершего в 1670 г., в дальнейшем не упоминается в числе ктиторов, молящихся К. к. В описи мон-ря за 1819 г. подробно описан К. к. и вложенные в него святыни (ГААО. Ф. 29. Оп. 38. Д. 17. Л. 4-10): «Подле образа Спасителева образ Честнаго и Животворящего Креста Господня храмовой, сотворенный от Честнаго Древа Кипариса… В средине того Честнаго Креста утвержден ковчег сребряной кованой золоченой, в котором часть Святыя и Животворящия Крове Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть Млека Пресвятыя Богородицы, часть крови Иоанна Предтечи, часть крови апостола Павла, часть самаго Древа Креста Господня; над тем ковчегом Херувим сребряной резной золоченой, всего ковчег и херувим весом три фунта. В верху в пречном древе в средине звезда сребреная золоченая, в ней часть от Камене Гроба Господня. В том же кресте шесть крестов кипарисных небольших, в которых вырезаны дванадесятые праздники, в привесе крест сребрянный небольший, на нем вырезан образ Распятия Господня.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Воздвижение Креста Господня Православные отмечают праздник Крестовоздвижения 27 сентября по новому стилю. В этот день вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос Крестовоздвижение: все о празднике Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась его мать, святая равноапостольная царица Елена. В 326 году она отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень. Читать подробнее о празднике Проповеди Праздничное богослужение Изображения Лучшие материалы о празднике Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/articles-new/vozdvizhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010