Феодосий, будучи поражён столь чувствительным примером своей беспечности, устыдился и с того времени начал рассматривать всё, что предлагали ему. Обновление храма Воскресения Христова, находящегося в Иерусалиме 75 По разорению Иерусалима, римляне распространились по всему царству Иудейскому; так как они были язычники, то, естественно, должны были умножаться в Иерусалиме капища идольские. Более прочих императоров римских занимался устройством капищ Елий Адриан. Презирая иудеев и ненавидя христиан, он решился изгладить из памяти человеческой все места, которые те и другие почитали святыми. Иерусалим во имя его был назван Елией; в Вифлееме, где родился Спаситель мира, поставлен кумир Адониса; а на Голгофе, которую оросила кровь Сына Божьего, сооружён языческий храм в честь богини Венеры. Это оскорбление святым местам продолжалось до Константина Великого , который, стараясь распространить и утвердить веру евангельскую, принял святое намерение очистить от идолопоклонства страну богошественную. Мать его, равноапостольная Елена, сама прибыла в отечество пророков, разорила капища, и столько была обрадована небом, что обрела Крест и Гроб Господень. На этом-то месте она воздвигла храм Воскресения Господня, который освящён был, уже после её смерти, Великим Константином. Этот праздник назван Обновлением храма Воскресения Господня, потому что на том месте был мысленный храм, который Иисус Христос , по словам Евангелия, создал в три дня, и который, будучи осквернён жертвами идольскими, в это время обновлён Константином и Еленой. Да обновляется сердце наше, яко нерукотворный храм Бога Живого, столь часто оскверняемый грехами! Да обновляется, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового! Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 76 Когда святая равноапостольная царица Елена разрушила храм, в честь порока на лобном месте сооружённый, и, раскопав основание оного, обрела три креста, тогда все были в недоумении, на котором из них распят был Спаситель мира и на которых – разбойники, одесную и ошую 77 Его повешенные. В это время случилось нести мертвеца на погребение. Патриарх Макарий остановил шествие и повелел каждый крест, один после другого, прикладывать к бездыханному телу. Два креста не имели действия; но как скоро Животворящее Древо Господне было поднесено, – мертвец восстал из гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Его сила дается каждому, каждый может получить дар этой благодати и воскреснуть: проснуться и стать во много раз сильнее духовно. Потому что Господь спасает нас Своей бесконечной искупляющей силой. Она дана нам, она обещана нам! Днесь дано нам спасение, и только от нас зависит, чтобы мы приняли силу Креста Христова, усвоили и в жизни своей осуществили то, что Господь нам заповедал. Аминь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы с вами вспоминаем торжественный и радостный день, когда равноапостольная Елена, царица, приехала в Иерусалим, чтобы отыскать святыни, связанные с великими событиями Голгофы и Воскресения. Вы все знаете рассказ о том, как она искала закопанные кресты, как они были найдены, как наконец было установлено, который из крестов истинный Крест Господень, и как он был воздвигнут над толпой. И море народа, тысячи и тысячи людей, видя этот знак жестокой, бесчеловечной, казни, радостно восклицали: «Господи, помилуй!» Потому что этот знак, знак креста, перестал быть напоминанием о жестокости человеческой, а стал знаком любви Божией. И когда равноапостольная Елена стояла на холме рядом с патриархом Иерусалимским Макарием, который поднял Крест над народом, она, наверно, думала, какими чудесными путями Господь привел ее сюда! Ведь еще во дни ее юности Церковь подвергалась жестоким гонениям. Крест прятался, а не воздвигался. И враг истины Христовой еще думал сокрушить ее. К этому дню торжества привела ее трудная дорога. Очень трудная, потому что, невзирая на возраст и пол, все христиане в дни гонений были подвергаемы жестоким пыткам, их бросали в тюрьмы, отправляли в далекие места, на каторжные работы, они работали в рудниках, откуда уже не было надежды выйти живым. Страшно описывать все то, что происходило в эти годы. Конечно, гонения были не всегда, но время от времени появлялся императорский указ — и начинали разрушать церкви, отыскивали всюду книги Священного Писания, предавали их огню, арестовывали епископов. Прежде всего брали священников, катехизаторов, тех, кто руководил общинами христиан, потому что к тому времени арестовать уже всех верующих было невозможно; никаких бы тюрем не хватило, чтобы вместить эти сотни тысяч, а может быть, уже миллионы людей. И когда свирепствовало самое жестокое гонение при императоре Диоклетиане, оставалось всего лишь полтора десятилетия до того дня, когда все изменится и повернется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В этих же стенах, в этих крошечных комнатах проходила жизнь Святого Семейства — сюда Иосиф, Мария и Иисус вернулись из Египта, где скрывались от казней жестокого царя Ирода. Здесь тридцать лет рос, взрослел, готовился к будущему служению в окружении любящих близких Сам Спаситель. Три стены дома Богородицы/ www.santuarioloreto.it С тех пор прошли века. Назарет пережил войны, катаклизмы, смену правителей... Мог ли в этой круговерти сохраниться какой-то маленький домик? «Конечно, нет!» — скажут многие. И ошибутся. Потому что святыня цела. Вернее, так: на Святой Земле осталось только второе помещение святого жилища — грот в скале. А вот стен передней комнаты в Назарете уже нет. Где они? Разрушены? Разорены и разворованы? К счастью, древние камни целы! Правда, сейчас они далеко от мест, где жил Иисус. Величайшей реликвии, стенам, которых касались руки Богородицы и Самого Христа, можно поклониться... в Италии! Но разве так бывает? Разве дома могут путешествовать? Плавать? Летать?.. Смотря какие дома. Дом Богородицы смог. Узнаем его историю. Дом стоит у скалы После того как Богородица завершила свой земной путь и Господь Взял Ее на Небо, дом Ее в Назарете бережно сохраняли апостолы. Он стал церковью. Но в 70 году от Рождества Христова Святую Землю разграбили римляне, не оставив здесь камня на камне. Дом Богородицы чудом уцелел. Его не разрушили и не осквернили. Но испытания продолжались. В первые века нашей эры в Римской империи повсюду шли гонения на христиан. Дом Богородицы переживал эти страшные годы, сокрытый под стенами... синагоги. Точнее — христианской церкви, выстроенной в стиле синагоги. Ведь первые христиане были выходцами из иудеев. Грот Позже на месте первой церкви возвели храм в греческом, византийском стиле. Сама комнатка Марии сохранялась внутри храма. В IV веке на Святую Землю прибыла мать императора Константина Великого равноапостольная царица Елена. Ей не составило труда найти Дом Богородицы в Назарете. Царица повелела построить над жилищем Пресвятой Девы базилику в форме креста.

http://foma.ru/domik-bogoroditsyi-udivit...

· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рядом с предтеченской церковью находится придел в честь св. архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Иконостас его времен патриарха Никона ; придел окончен строением, благодаря усердию крестового дьяка, ученика и жизнеописателя святейшего патриарха, Ивана Шушерина, который и погребен здесь с сыном своим. Возле Архангельской церкви устроен придел преподобной Марии египетской, ходившей в Иерусалим для поклонения кресту Господню и жившей после в пустыне 47 лет. Вновь отделан этот придел вместе с иконостасом и богатой утварью повелением и щедротами императрицы Елизаветы Петровны и освящен в 1749 году. Из этого придела начинается подъем на так называемое крыльцо царицы Елены и с него на гору Голгофу. Здесь водружен кипарисный крест с изображением на нем распятого Христа и с предстоящими по сторонам Его Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Длинна креста около 5 аршин. Под крестом и около него помост несколько возвышен, и в нем изсечена расселина на подобие той, которая видна на истинной Голгофе, после того как камни разселись при распятии Христовом. Здесь же три впадины знаменуют места, где были водружены крест Спасителя и двух разбойников. С правой стороны находится голгофская церковь страстей Господних, а на месте водружения креста Господня есть еще придел, но беспрестольный. Голгофская церковь и животворящий крест Господень на месте распятия устроены самим святейшим патриархом Никоном и освящена им в 1662 году. Впоследствии она была обновлена иждивением императрицы Екатерины II и освящена вторично в 1775 г. Наконец, в 1867 году она снова была возобновлена усердием почетного гражданина И. Д. Чикина. Иконостас голгофской церкви богато украшен, церковь снабжена богатой утварью. В алтаре устроена небольшая ризница, а направо сосудохранительница церковная. Обращают на себя здесь внимание еще две картины, расположенные на двух столпах против животворящего креста Господня. На одной изображены: св. равноапостольный царь Константин, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон ; на другой – св. царица Елена, царица Марья Ильинична, супруга царя Алексея Михайловича, и сын их царевич Алексей. Фигуры изображены коленопреклоненными против креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

С зап. стороны к церкви примыкает 2-этажная трапезная палата в комплексе с келарской палатой, ризницей, б-кой и архивом, а также с поварнями и кладовыми на 1-м этаже. Назначение помещений трапезного комплекса неоднократно менялось. Напр., ризница и архивная палатка длительное время находились в Крестовоздвиженском соборе. Для братской трапезной использовалось помещение верхней палаты. В 70-х гг. XIX в. братская трапезная разместилась на нижнем этаже. Обе трапезные одностолпные, находятся одна над другой, а столбы - на одной оси. Святыни, ризница Главная святыня К.-О. м., крест-реликварий, находился в соборе Воздвижения Креста на месте храмового образа, справа от царских врат. По сторонам от него были изображения равноапостольных Константина и Елены, а также «персоны» ктиторов. Крест почитался царской семьей. В переписной книге домовой казны патриарха Никона 1658 г. упоминаются «две иконы болших, которые писаны к большому кипарисному кресту»: на одной - равноап. царь Константин, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, на другой - равноап. царица Елена, царица Мария Ильинична и царевич Алексей Алексеевич (Переписная книга домовой казны Патриарха Никона, сост. в 7166 г. по велению царя Алексея Михайловича//ВОИДР. 1852. Кн. 15. Ч. 2. С. 1-134). На средства архиеп. Олонецкого Игнатия (Семёнова) , вложившего в обитель 5 тыс. р., в 1843-1844 гг. вокруг креста был сооружен мраморный киот (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 66). На розовом поле мрамора была вырезана вкладная надпись с именем дарителя. В монастырской б-ке хранилась рукопись с описанием чудес, бывших от креста. В усыпальнице К.-О. м. стоял камень «более сажени в длину», на к-ром первоначально был водружен в соборе Кийский крест; затем на нем стоял деревянный гроб «с ликом угодника святаго праведнаго Иоанна Яренгскаго чудотворца, в котором он прежде почивал» (Историческое описание. 1903. С. 13). 29 марта 1841 г. мощи прав. Иоанна , хранившиеся в ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с. Яреньга (Яренга) на побережье Белого м., были переложены в новую раку (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 31. Л. 1, 4). Старая гробница была передана в К.-О. м.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Вскоре после того, как объявлена была свобода христианской веры, мать Константина, Царица Елена, нашла в земле тот самый честный крест, на котором был распят Иисус Христос. Елена прибыла в Иерусалим, чтобы построить храм на месте страданий и воскресения Христа Спасителя. Место это было намеренно скрыто врагами христианства; оно было засыпано землей и над ним построен языческий храм. Досле долгих поисков отыскали это место. Когда расчистили его, то в одном углу нашли пещеру, в которой был погребен иисус Христос, а в другом – три креста и дощечку с надписью Пилата, лежавшую отдельно от крестов. Христиане усердно молились, чтобы Сам Господь укааал, на котором из найденных крестов Он принял страдание. После молитвы стали возлагать кресты один за другим на умершего. При возложении третьего креста умерший воскрес. Тогда христиане с величайшим благоговением бросились лобызать обретенный животворящий Крест Христов. Но так как не все могли не только подойти к нему, но и видеть его, то Патриарх Иерусалимский стал на возвышение и воздвигал, то есть приподнимал Крест, а народ поклонялся ему до земли, восклицая: «Господи, помилуй». (Праздник Воздвижения Креста Господня 14 (26) сентября. Молитва за Царя и Отечество). 67. Крещение Руси Со времени Святого равноапостольного Царя Константина вера Христова начала быстро распространяться по всему миру. От Греков из Царьграда (Константинополя) приняли веру Славянские народы. Просветителями их в вере Христовой были святые братья Кирилл и Мефодий; они составили Славянскую азбуку и перевели на Славянский язык Священное Писание и богослужебные книги. Скоро после этого православная вера перешла и к нам, Русским. Сперва крестилась в Константинополе Великая Княгиня Российская Ольга, а потом внук её Великий Князь Владимир сам принял крещение (в 988 году от Рождества Христова) в городе Херсонесе и крестил Русский народ в Киеве, где аностол Андрей Первозванный проповедовал веру Христову и поставил крест, как говорит предание 22 . Из Киева христианская вера распространилась по всей земле Русской. В настоящее время, по милости Божией, почти вся Россия стала христианской страной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

В Евангелиях, напомним, сообщается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места Его распятия на Голгофе. Через несколько лет после погребения были значительно расширены границы Иерусалима так, что Голгофа и близлежащая гробница оказались в пределах города. В IV веке святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. В результате был найден крест, на котором, как она считала, был распят Иисус. Там же, согласно преданию, находилось погребальное ложе Христа. Царица распорядилась основать на этом месте Храм Гроба Господня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 октября, 2016 1 ноября, 2016 10 ноября, 2016 7 апреля, 2018 28 февраля, 2018 27 февраля, 2018 15 апреля, 2017 23 марта, 2017 7 марта, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/arheologi-eto-deystvit...

Из Британии была родом святая равноапостольная царица Елена, там же был провозглашён императором её сын – святой равноапостольный Константин. То есть, можно сказать, именно оттуда началась христианская империя. У Святой Британии есть связи и со Святой Русью. Так, некоторые исследователи считают, что преподобные Сергий и Герман Валаамские были кельтскими монахами. Недаром же древние новгородская, псковская и валаамская формы крестов похожи на крест святого Патрика. А эпизод из жития преподобного Антония Римлянина, чудесно приплывшего на камне в Новгород, удивительно напоминает сюжеты о плаваниях на камнях из ирландской агиографии. В Англии провели своё детство святые сёстры-новомученицы царица Александра Феодоровна и великая княгиня Елизавета . А в уже совсем близкое к нам время в этих землях потрудились такие русские подвижники, как святитель Иоанн Шанхайский , старец Софроний (Сахаров) – ученик и духовный преемник преподобного Силуана Афонского . Остров Иона. Вид на Аббатство Память всех угодников Божиих, в Британии просиявших, совершается Православной Церковью в третье воскресенье после Пятидесятницы. Сегодня. Собор Британских святых – праздник, установленный не так давно, и пока что официально празднуемый лишь в зарубежных епархиях Русской Церкви. Но и в России есть те, кто чтит этот день. Чаще всего это люди, чей интерес к истории и культуре Британских островов перерос в любовь к британским святым. Ведь тому, кто хоть раз соприкоснулся с удивительным миром кельтской и англосаксонской святости, трудно не полюбить этих подвижников. Собор Британских святых – удивительный сплав казалось бы противоречащих друг другу душевных свойств: экспрессивность кельтов и сдержанность англосаксов, кельтская склонность к свободной импровизации и англосаксонское строгое следование правилам. Но таких непохожих друг на друга святых объединяет главное: полное отвержение себя в следовании за Христом, а также неугасимое желание дойти «даже до края Земли», проповедуя Евангелие. Уэльс. Собор св. Давида

http://pravmir.ru/svyatye-britanskoj-zem...

По его версии, этот образ создал психологический мост между двумя противоположными символами — Евой, олицетворением обычных женщин, и Девой Марией, недостижимым идеалом — благодаря чему с XI века (предположительное начало культа Марии Магдалины во Франции) в католической церковной культуре пятьсот лет доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина — прощенная грешница и женщина — Царица Небесная. В народном же сознании средневековой Европы образ кающейся Марии Магдалины приобрел такую популярность и красочность, что был литературно обработан и вошел в «Золотую легенду» Якова Ворагинского, в Средние века вторую по популярности книгу после Библии. А вот протестанты с самого начала отвергли католическую трактовку образа Марии Магдалины. Для них она исключительно святая мироносица. Болезни и труды В православных святцах всего пять равноапостольных женщин: Аппия (Апфия) Колосская, благоверная царица Елена Константинопольская, преподобная Нина, просветительница Грузии, благоверная великая княгиня Ольга и первая из них — Мария Магдалина. «Величаем тя, апостоле Христов, и чтим болезни и труды твоя, ими же трудился еси во благовестие Христово» , — поет православная Церковь, прославляя прежде всего не труды, а «болезни». Что имеется в виду? Ну, прежде всего, наверное, голод, холод, нищета (1Кор 4). Но не менее болезненны недоверие, злоба и даже ненависть, окаменение сердец людей, гнавших их от себя, или, приняв от них Благую Весть, тут же изменявших ей под влиянием лжеучителей, как Галаты… Все это и мужчине тяжело. А каково женщине? Тем более, сам апостол Павел учил, что женщина должна быть покорна мужчине, не должна им руководить и должна молчать, если того потребует муж (1Кор 14:35; 1Кор 11:2-9; 1Тим 2: 11-14). Он постоянно подчеркивал онтологическое преимущество мужчины над женщиной — ведь мужчина сотворен первым, он самодостаточен, а женщина создана ему в помощь. Во времена ветхозаветных патриархов женщины вообще, как правило, перечислялись в списке имущества своих мужей — после рабов и верблюдов.

http://foma.ru/marija-magdalina-kakuju-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010