А император святой Никифор I Фока (963–969), строгий аскет и любитель монашества, был вынужден вступить в брак с Феодорой – вдовой императора Романа II (959–963), поскольку, как убеждали его духовные наставники, царю неприлично быть одному . Когда император Юстин II (565–574) объявил своим преемником Тиверия(574–582), константинопольцы посчитали, что царь без августы есть нечто несообразное. А поэтому немедленно потребовали представить им новую царицу. «Хотим видеть, хотим видеть августу римлян!» – ревели ипподромные партии. Как следствие, император Тиверийтут же приказал венчать на царство свою супругу Анастасию . Когда императоры оставались вдовцами, политическая элита и сами патриархи обычно настаивали на их новой женитьбе. Царь занимался мужчинами, а царица выступала представителем всех женщин Римской империи. Соответственно этому были организованы и дворцовые церемонии, где императрицам отводилась немалая роль. В день Святой Пасхи , когда император принимал в храме Святой Софии высших сановников, императрица в этом же храме, на хорах, встречала их жен. В праздник Брумалий, который отмечался в ноябре, царица одаривала подарками придворных дам и приглашала их к себе в большие парадные залы. Подобно василевсу, василисса давала аудиенции, обеды, награждала отличившихся дам и вела светские беседы. До нас дошло описание одного дипломатического приема, участницей которого стала святая равноапостольная княгиня Ольга. 9 сентября 955 года в ее честь был дан торжественный прием у императора Константина VII Порфирородного. Княгиню приняли с соблюдением всех правил церемониала: провели по многочисленным залам Большого дворца и ввели в великий триклиний Мангавры, где стояло чудо света – трон Соломона. Святую Ольгу принял вначале император, а затем и царица Елена – особая честь, которой удостаивался далеко не каждый иностранец. В этот же день был дан роскошный обед, на котором княгиня сидела за одним столом с царской четой, а вокруг пели певчие и давались сценические представления. В другом зале дворца были накрыты столы для княжеской свиты, в которой насчитывалось 88 мужчин – бояре, купцы, военные люди – и 35 женщин. 18 октября 955 года был дан еще один обед, и на этот раз святая княгиня восседала рядом с императором, а царица – за отдельным столом со всей императорской семьей. Нет сомнений, что пышность и великолепие царского дворца и в целом Константинополя произвели неотразимое впечатление на наших предков; особенно поразили святыни и храм Святой Софии. Русская княгиня приняла святое крещение, и ее восприемником стал сам император Константин VII Порфирородный .

http://pravoslavie.ru/59983.html

Римский город посещала мать императора Константина равноапостольная Елена, как известно , расположившая сына к христианской вере и отыскавшая в 326 году на Святой Земле многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа. В Трире святая царица Елена считается «первой паломницей в Палестину» и «основательницей в городе Божьего дома», или «церкви Елены». Она доставила в Северный Рим несколько редчайших реликвий и подарила их местной христианской общине. Издавна Трирская кафедра считается древнейшей на территории современной Германии. Первыми епископами Трира были ученики апостола Петра – святые Евхарий, Валерий и Матерн, а также святой Агреций. Еще со времен Средневековья сохранилось предание о том, что в IV веке именно святой царицей Еленой, матерью св. императора Константина Великого, было привезено в город на Мозеле обретенное ею одеяние Спасителя – хитон, который был на Иисусе Христе непосредственно перед Распятием. Об этом предмете одежды повествуется в Евангелии от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23). Согласно преданию, царица Елена передала первому правящему в городе епископу Агрицию Трирскому (Agricius; † ок. 333) и часть своего дворца для использования его помещений под церковь для местных христиан. Примерно с IX века существует местное предание о том, что епископ Агриций, первое упоминание о котором относится в Трире к 314 году, был Патриархом Антиохийским и явился в Трир по приглашению равноапостольной царицы Елены. По другой версии, будучи Патриархом Антиохийским, Агриций был приглашён в Трир Римским Папой Сильвестром I при содействии святой царицы Елены и привёз с собой в Трир мощи апостола Матфея и хитон Христов. Археологические раскопки в Трире подтвердили, что под зданием нынешнего кафедрального собора действительно находились жилые постройки. На их месте обнаружены многочисленные фрагменты фресок, покрывавших потолок площадью около 70 кв. м. Часть этих фресок и росписей были отреставрированы и в настоящее время находятся в Епископском музее. Количество и качество уцелевших в Трире античных памятников не оставляют сомнений в том, что они представляют собой выдающееся свидетельство о древнеримской цивилизации

http://bogoslov.ru/article/2593596

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста. Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!» Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского. Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова. Иконы Воздвижения Креста Господня Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

1. Свв. равноапостольные царь Константин и царица Елена . Родителями Константина были император Констанций Хлор и царица Елена. Хлор имел детей и от другой жены, но от Елены у него был только этот Константин. Три великих сражения дал Константин, взойдя на престол: первое – против Максенция, римского тирана, второе – против скифов на Дунае и третье – против жителей Византа. Перед битвой с Максенцием, когда Константина обуревали большая тревога и сомнение в своем успехе, средь [бела] дня в величайшем свете явился ему на небе крест, весь украшенный звездами; на кресте была надпись; «Сим побеждай». Изумленный царь повелел выковать [из металла] большой крест, подобный тому, который ему явился, и нести его перед войском. Силой Креста одержал он славную победу над численно превосходящим неприятелем. Максенций утонул в реке Тибр. Немедленно после этого, в 313 году, Константин издал в Милане знаменитый указ о прекращении преследования христиан. Победив византийцев, он построил великолепную столицу на Босфоре, с тех пор именовавшуюся Константинополем. Однако перед этим Константин впал в тяжелую болезнь, наподобие проказы. Жрецы и врачи прописали ему в качестве лечебного средства купание в крови закланных детей. Но он это отверг. Тогда явились ему [святые] апостолы Петр и Павел и посоветовали найти епископа Сильвестра, который исцелит его от сей страшной болезни. Епископ научил его христианской вере и крестил – и проказа тотчас сошла с тела царева. Когда в Церкви начались раздоры, вызванные учением еретика Ария, [всюду] сеющего смуту, царь в 325 году созвал в Никее Первый Вселенский Собор, где ересь была осуждена, а Православие утвердилось. Святая Елена, благочестивая мать царя, много ревновала по вере Христовой. Она посетила Иерусалим и обрела Честный Крест Господень. На Голгофе она воздвигла церковь Воскресения, [построила] и многие другие храмы по всей Святой Земле. На 80-м году жизни, в 327 году, сия святая жена преставилась ко Господу. А царь Константин пережил свою мать на 10 лет и на 65-м году жизни скончался в городе Никомидия. Его тело было погребено в церкви Святых Апостолов в Царьграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

что он первый из царей оставил гибельное языческое суеверие и обратился к вере христианской. Зосима высказывает бесчисленное множество хулений на благочестивого и великодарного Константина и при всяком случае изобретает разные, слишком невероятные вещи, например: будто Константин и сына Криспа предал страшной смертп, и супругу свою Фавсту лишил жизни, заперши ее в бане, чрезвычайно натопленной. А что Копстантин не убивал ни Криспа, ни Фавсты, послушай, что рассказывает о Константине Евсевий Памфил , процветавший во времена Константина и Криспа и обращавшийся с ними 1221 . Зосима же писал и не по слухам, и не на основании истинных сказаний» 1222 . Подобно Евагрию, худо отзывается о Зосиме англичанин Каве (1637–1713), не очень преданный Христовой вере и Церкви. «Зосима, – пишет он, – жестоко нападает на религию христианскую и под именем ее яростно свирепеет почти на всех знаменитых христиан и особенно на Константина Великого и Феодосия Старшего» 1223 . Если бы даже Константин действительно учинил те злодеяния, в которых обвиняет его ярый его враг, язычник Зосима, то и тогда великие заслуги и добродетели царя могли бы покрыть страстные его увлечения. Евсевий о высоких достоинствах Константина говорил: «Куда ни устремится напряженный взор – на восток или на запад, на всю землю или на самое небо – везде видит блаженного царя неразлучно с его царством. Бог, Которого Константин чтил, показал в нем мужа, служащего уроком благочестивого назидания» 1224 . Св. равноапостольная Елена Царица Елена, добродетельная мать Константина Великого , по обращении сына своего не умедлила принять христианство 1225 и сделалась благочестивейшею, по выражению историка Руфина, женою, несравненною по вере и благочестию 1226 ; была провозглашена августейшею; издавала монету с собственным изображением и, получив от сына власть над государственными сокровищами, пользовалась ими по собственному усмотрению 1227 . Желая содействовать благочестивым намерениям сына своего – построить в Иерусалиме на месте распятия и воскресения Господа благолепный храм 1228 , и сама имея сердечное желание принести Богу – Царю царствующих, жертву благоговейного ума и сердца своего – излить благодарные молитвы за сына своего и внуков, царица Елена, несмотря на преклонные лета свои, решилась посетить священную землю и поклониться местам, ознаменованным стопами пречистых ног Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Церковнославянский текст Русский перевод Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе. Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший рыбарей мудрецами, ниспославши на них Св. Духа – и через них уловивший (привлекший к вере) вселенную. Человеколюбец, слава Тебе. Кондак Церковнославянский текст Русский перевод Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Когда Всевышний нисшедша смешал языки, разделились между собой народы (вавилонское столпотворение, Быт. 2:5–9 ). Когда же раздав огненные языки (в сошествии Св. Духа) к единению всех призвал. И мы единодушно прославляем Всесвятого Духа. Воздвижение Креста Господня Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, обрела святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого . С воцарением ее сына, царица Елена жила при дворе. Не вмешиваясь в политические дела, она посвящала оставшиеся годы своей жизни на укрепление христианской веры. Невозможно представить ничего печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило Палестину. На развалинах города Давида был восстановлен новый город, украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. Алтарь Юпитера помещен был на том самом месте, где прежде стоял храм Соломона. Намеренно или случайно места, освященные рождением и смертью Спасителя, были осквернены капищами, посвященными гнусным мистериям. Над главными городскими воротами поставлено было изображение свиньи, дабы этою ненавистною израильтянам эмблемой заставить их еще более удаляться от своего священного города. По прибытии в Иерусалим первым желанием императрицы было посетить место погребения Спасителя. «Пойдем, – сказала она, – пойдем почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать.» Но, к великому ее удивлению, никто не мог в точности указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Иисус Христос, дабы лишить ее почитания, какое оказывали ей христиане. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать пещеру, дабы не оказать какого-либо почтения предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Затем, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, пожаров и опустошений, самое расположение города намного изменилось. Новое поколение, населявшее город, почти утратило предания о святых местах. От всеобщего забвения сохранилось только место рождения Спасителя – Вифлеемская пещера. Но Елена не отступила пред этими препятствиями. По ее приглашению, к ней собрались образованнейшие из христиан и иудеев, и в ее присутствии произвели топографическое исследование о месте страданий Иисуса Христа. Рассказывают, что в этом случае оказал большие услуги один иудей, наследовавший от своих предков тайну о святых христианских местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Ныне на месте обретения Животворящего Креста Господня находится мраморная плита, обозначающая то самое место, где первое время хранился Крест . Небольшая плита служит одновременно местом поклонения и своего рода «подсвечником»: на ней паломники возжигают иерусалимские белые свечи. Большую часть обретенного Креста Господня, по одному из преданий, святая Елена оставила в Иерусалиме, а остальную – вместе с обнаруженными титлом, гвоздями и шипами от тернового венца, а также землей с Голгофы – она взяла с собою в Рим, чтобы хранить эти великие святыни в Сессорианском дворце, служившем местом ее жительства. Правда, есть свидетельства, что обнаруженное во время раскопок титло длительное время хранилось в Иерусалиме – об этом говорит рассказ паломницы Сильвии (Этерии), посетившей Святую Землю в IV столетии; титло (или его часть) будто бы было вывезено из Иерусалима только в VI или VII столетиях или во времена крестовых походов. На месте Сессорианского дворца в Риме равноапостольным царем Константином в 330 году была устроена, как того желала его мать, базилика Честного и Животворящего Креста Господня. По имени своей основательницы она именуется еще и базиликой святой Елены (basilika Heleniana), а по имени дворца, где жила царица Елена, – Сессорианской базиликой (basilica Sessoriana). Историки не исключают, что, возможно, уже сама святая царица Елена была инициатором перестройки главного зала (его длина – 36,5 м, ширина – 21, 8 м) Сессорианского дворца в часовню. Базилика Честного и Животворящего Креста Господня в Риме В последующие столетия здание древней базилики несколько раз перестраивалось, а в XIV веке было даже заброшено и едва не превратилась в развалины. Нынешний свой вид эта базилика, вошедшая в число самых известных «семи паломнических церквей Рима», получила уже в середине XVIII столетия. На ее фасаде слева находится скульптурное изображение равноапостольной Елены с крестом, подобное скульптуре, находящейся в отделанной камнем нише за католическим престолом в иерусалимской «Пещере Обретения».

http://pravoslavie.ru/30088.html

Это нужно знать На протяжении почти трех столетий римские императоры-язычники всячески стремились уничтожить священные места, где пострадал за людей Иисус Христос. Только b IV веке император Константин, принявший христианство, прекратил все гонения, стал повсюду строить храмы, возрождать святыни, а также захотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. Его мать царица Елена, ревностная христианка, с радостью взялась исполнить это желание и отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Христов зарыт в землю на том месте, где позже построили языческий храм. Когда по приказанию царицы сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, их стали по очереди возлагать на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда, а когда возложили третий крест, то умерший ожил. Так узнали Крест Господень. Когда люди услышали о великом чуде, то все захотели увидеть Святой Крест. Иерусалимский патриарх Макарий и царица Елена встали на возвышенное место и подняли (воздвигли) Крест, чтобы всем было видно. Это торжественное событие произошло в 326 году, и в честь него был установлен великий праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Царица Елена часть Креста Господня привезла с собой в Константинополь, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Святого Креста и в настоящее время хранится в иерусалимском храме Воскресения Христова. А  Константина Великого и его мать царицу Елену за великие заслуги в распространении учения Христа Церковь именует равноапостольными, то есть равными апостолам. Древо Креста Господня с самого его обретения представляло для христиан такую великую святыню, что представители всех стран и народов горели желанием получить от него хотя бы малейшую частицу. С течением времени по всей земле были распространены маленькие частички Животворящего Креста, которые бережно хранятся во многих храмах и монастырях. В праздник Воздвижения православные христиане благоговейно поклоняются честному древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Этот Крест неизгладимо запечатлен в наших благодарных сердцах, а вещественный образ охраняет нас в храме, на нашей груди, в наших жилищах. Мы несем крест, а крест несет нас

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

С правой стороны от входных ворот южного храмового пространства расположена фреска с изображением святого императора Константина Великого и его матери святой царицы Елены, почитаемых в лике «равноапостольных» за великие заслуги перед Церковью по распространению христианской веры. Дни памяти: 19 (6 марта по старому стилю) - обретение Честного креста и гвоздей св. царицею Еленою, и 3 июня (21 мая по старому стилю) - память Равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Царица Елена в возрасте около 80 лет предпринимает путешествие в Иерусалим для поиска Креста Господнего. В ходе раскопок святая царица Елена обрела не только Крест, но и четыре гвоздя и титло INRI. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. Мать римского императора Константина Елену, как и его самого, можно назвать самыми выдающимися личностями в истории православия. Они издавна изображались на иконах как люди, которые способствовали укреплению христианства, а их образ можно найти практически в любом православном храме России. В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей Христианской Церкви. Так, на фреске в церкви с. Камышево она изображена вместе со своим сыном в момент обретения Креста Господня. На простенках между окон в южном притворе находятся остатки фресковой живописи. К сожалению, обе фрески в верхней части сильно повреждены и оба изображения остались практически без лиц. На левом простенке изображена преподобная Мария Египетская. День памяти: 14 апреля (1 апреля по старому стилю) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста. Преподобная Мария Египетская, ставшая символом покаяния, считается покровительницей всех кающихся. Монашеская аскеза - особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Фоном для икон преподобной Марии Египетской служит панорамное изображение обители, пальмы, символизирующие пустыню и гора с пещерой. Это два противоположных по значению символа. Первый - гора, обозначающая стремление ввысь, к Богу, духовное восхождение. Второй символ - пещера - обозначает преисподнюю.

http://sobory.ru/article/?object=11117

Святой Нине было открыто место, где находился Хитон Господень. Там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти Святых Апостолов, именуемый Светицховели, что означает «Животворящий Столп»). После этого святая Нина отправилась проповедовать Евангелие язычникам – горцам в верховьях рек Арагви и Иори. Последние годы жизни она провела в Кахетии (Восточная Грузия), в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы, ведя подвижническую жизнь и обращая ко Христу окрестных жителей. Умерла святая на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов. Крест святой Нины хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе. Особую роль в жизни христианской Церкви сыграли свв. равноапостольные император Константин Великий и царица Елена 206 (память 3 июня н. ст., IV век). Основной заслугой императора Константина были труды по утверждению христианства в Римской империи: Миланский эдикт о веротерпимости (313 г.), основание христианской столицы империи – Константинополя, строительство храмов, созыв Первого Вселенского Собора в городе Никее (325). По предложению Константина в Символ веры внесен термин «Единосущный», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественном достоинстве Иисуса Христа. Царица Елена прославлена в лике равноапостольных за труды по обретению Животворящего Креста Господня (326 г.). Подробности о жизни святых Константина и Елены приводятся в Приложении к теме 2. В V веке трудился свт. Патрик, апостол Ирландии (389–493), основатель Ирландской Церкви и первый ее епископ. В «Исповеди» св. Патрика, древнейшем памятнике ирландской письменности, можно найти поразительные параллели с апостольскими посланиями. Причем, это совпадения не формальные, а «по духу», помогающие увидеть апостольский подвиг как бы изнутри, почувствовать внутреннее единство святых разных веков. Подробности приводятся в Приложении к теме 2. В IX веке свет христианства языческим народам несли равноапостольный святитель Ансгарий, просветитель Скандинавии (память 16 февраля н. ст.) 207 , а также просветители славян: святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, свв. Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр, св. князь Ростислав Моравский и св. царь Борис (Михаил) Болгарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010