В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Мария Магдалина. К. Кривелли. Ок. 1480 г. Так, например, Р. Бокэм считает, что Иоанна была женщиной-апостолом. В силу созвучия имен ученый отождествляет ее с Юнией, упоминаемой апостолом Павлом: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа ( Рим. 16:7 ). Реконструкция облика Иоанны-Юнии, предпринятая ученым, не лишена остроумия, но все же относится скорее к области научной фантастики, чем к числу исследований, основанных на источниках. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин. В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула равноапостольных и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Мк. 16:9 ). Святая царица Елена. Фреска. XIV в. В числе других равноапостольных женщин – святая царица Елена (327), мать императора Константина; святая Нина, просветительница Грузии (335); святая Ольга (969), бабушка князя Владимира, крестителя Руси. Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось последующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины. Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи, в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе времен Иисуса. Женщины были на заднем плане: они служили мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин. Однако если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины ( Деян. 5:14; 8:12; 17:4,12,34 ). И уже в первом поколении христиан прозвучало слово апостола Павла, обращенное ко всей общине учеников Иисуса: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Будем же и мы, братья и сестры мои, хранить в сердцах своих радость пресветлого и блаженного дня Рождества Пресвятой Богородицы. Приложим все усилия к тому, чтобы всегдашним хранением чистоты своего сердца стать достойными Ее любви и постоянного молитвенного предстательства за нас пред Ее Божественным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, Которому с Его Безначальным Отцом и Пресвятым Духом слава и честь и поклонение во веки веков. Аминь. 1956 г. г. Алушта Слова в день Воздвижения Креста Господня Крест – похвала христиан Великий праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Известно, что он праздновался уже в V веке. Установлен он по поводу радости обретения Креста, на котором был распят Христос. Равноапостольная Елена, мать первого христианского Императора Византии Константина Великого , отправилась в Иерусалим с целью найти этот Крест. Это была трудная задача, ибо Иерусалим после смерти Господа Иисуса Христа был дважды разрушен римлянами и весь лежал в развалинах. А на Голгофе, на месте казни Господа, римский император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры. Святая Царица Елена не знала, где начинать поиски, но Господь послал ей одного старого еврея, по имени Иуда, который указал, что Крест находится под капищем. Царица велела разрушить языческий храм, и под ним нашли три креста. Надписи на Кресте Христовом уже не было, но узнали его по тому, что мертвый, которого проносили мимо, был воскрешен, когда к нему приложили Крест. Тогда огромная толпа народа в несказанной радости стала тесниться к нему. И чтобы Крест был виден всем, патриарх Иерусалимский Макарий, став на возвышенном месте, воздвиг его. Народ при этом воспевал: «Господи, помилуй!» Вот история этого праздника. Поминая Крест Христов, распятого Господа и спасение мира, надлежит вникнуть в христианское учение о Кресте. С огромной глубиной и силой о значении Креста Христова говорит святой апостол Павел в первом Послании к коринфянам: Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия, ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну» ( 1Кор. 1:18, 19 ). Это говорил еще пророк Исаия (см. Ис. 29:14 ). Где мудрец? Где книжники? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога и премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости ( 1Кор. 1:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Таинство исповеди предварить обязательно молитвами пред исповедью и внимательно выслушивать грехи кающихся, употребляя и милость и строгость. Не совершать таинства исповеди во время литургии. До причащения нужно вычитывать каноны: особенно канон и молитвы перед причащением. После причащения необходимо вычитывать молитвы по причащении и давать непременно крест для целования, после литургии, как для причастников, так и для всех присутствующих в храме.    —6-    При чтении Святого Евангелия – слова и возгласы за богослужением не произносить вычурно, а скромно, церковно, внятно и громко, нараспев, а не разговорной речью.    Также и чтение не допускать на клиросе разговорного,а только церковного, нараспев.    —7-    Наблюдать в Святом храме благоговение и тишину. Следить за беготней детей, разговорами. Смотреть за чистотой храма, особенно святого алтаря, за опрятностью риз.    Да умудрит Господь Бог всех православных пастырей добре пасти стадо, от Бога им врученного. Пусть помнят они грозные слова Господни: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48,10) и пусть утешаются незабвенными словами нашего Спасителя и Бога: «не вы Меня, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал,дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам» (Uoah.XV,16).    г.Харьков, 1925 г. Епископ Онуфрий Елисаветградский    2512 сентября. Управляющий Одесской Епархией. Беседа в праздник Воздвижения Креста Господня...    В О З Д В И Ж Е H И Я К Р Е С Т А Г О С П О Д H Я .    «Кресту Твоему покланяемся, Владыко,    и Святое воскресение Твое славим».    Великий праздник Воздвижения честного и животворящего креста Господня! Вспоминается то светлое явление, когда св.равноапостольная царица Елена, мать св. царя и равноапостола Константина, обрела крест, на нем же распятся Христос Царь и Господь. Не сразу найден был честный крест Христов. Долго искала место распятия Спасителя св.Елена. А когда открыто было место, оказались все три креста. Каков же крест Христов? Приложили первые два к мертвецу и не было чуда.Но после того , как приложили крест Христов и умерший воскрес,— весь народ, собравшийся вместе с Патриархом Иерусалимским Макарием, убедился, что пред ними свято крест Христов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он воскрес из мертвых, значит и наша душа воскреснет в тот день, который знает один лишь Господь, ибо Он Сам сказал: …наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения ( Ин.5:25, 29 ). Это нужно знать Во второе воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает и чествует святых жен-мироносиц. Этот день справедливо считается праздником всех женщин-христианок, его даже часто называют православным женским днем. Мироносицами именуют тех благочестивых женщин, учениц Христа, которые на третий день после распятия Спасителя ранним воскресным утром отправились к погребальной пещере, чтобы по иудейскому обычаю помазать Его тело миром. Они были безгранично преданы Спасителю в земной жизни и после Крестной смерти остались Ему верны, не побоявшись мести фарисеев и первосвященников. Подвиг святых жен-мироносиц навсегда остался образцом непоколебимой веры, истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. В истории христианства мы видим множество женщин, матерей и жен, которые по примеру мироносиц во имя любви к Богу отказались от своего знатного происхождения, земной славы и богатства. Некоторые с великим мужеством и терпением распространяли учение Христово и просветили целые страны. Многие храмы и монастыри строились благочестивыми царицами, княгинями и боярынями. Их образы мы видим на иконах — святые великомученицы Екатерина и Варвара, равноапостольные царица Елена и великая княгиня Ольга, мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, блаженные Ксения Петербуржская и Матрона Московская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы. Православная Церковь, отмечая память святых жен-мироносиц, чествует в этот день всех женщин-христианок, признает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в самоотверженном подвиге любви и служения ближним. На кого мы похожи в притче о блудном сыне?

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

О православном сознании Воздвижение Креста Господня Ин. 12:28–36:19:6–11 Ин. 19:13–20:25–28:30–35 1Кор. 1:18–24 Праздник Воздвижения связан с именем Елены, святой матери равноапостольного императора Константина. В начале четвёртого века, после прекращения гонения на христиан, ей пришла мысль – посетить ту землю, по которой ходил когда-то Господь Иисус Христос, и отыскать крест, на котором Он был распят. С трудом нашли хранителей тайны. Разрушители построенный на этом языческий храм, раскопали насыпанный холм и нашли три креста. Царица верила, что Господь не допустит поклониться кресту разбойника, и дерзновенно велела возложить каждый из трёх на проносимую умершую девицу. От прикосновения одного из низ девица ожила. И не у кого не возникло сомнений, чей это крест. Тут же он был воздвигнуть над толпой, и все только могли без конца восклицать: «Господи, помилуй!». Впервые орудие страшной казни (а ведь и тогда, спустя триста лет, ещё казнили на крестах) было воздвигнуто не для позора и смерти, а для всемирного прославления. Воздвижение креста как бы воскресило день казни Господа. И Евангелие сегодня напоминает жестокие подробности. Поскольку «тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата» снять их. А поскольку двое ещё были живы, то «пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьём пронзил ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода». Об этом и свидетельствует и стоявший тут же ученик, которому Господь в предсмертных мучениях поручил заботу о Своей Матери: «Жено, се сын Твой… се Матерь твоя!..» Царица же Елена – яркий пример живой православной души. Апостол Иоанн Богослов писал: «Духа Божия… узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). И православное сознание отличается особым, сердечным вниманием к факту воплощения Христа, ко всему, на чём остался след Его пребывания на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

– Да не будет, чтобы я отступил от истины, которую уже обрел, – отвечал святой апостол. – Я всем сердцем моим верую и открыто исповедую, что отверженный вами и преданный на смерть Иисус Назарянин есть Сын Божий, единосущный и совечный Отцу, а я раб Его. Тогда первосвященник закричал: – Хулит! хулит! Пусть выслушает закон! Тотчас была открыта книга закона и было прочтено то место, где написано: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой, и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество, пусть не щадит его око ваше и тем изымете зло из дел Израиля (см. Лев. 24, 15–16). По прочтении этого места, первосвященник сказал апостолу Христову: – Твои слова свидетельствуют против тебя; кровь твоя падет на голову твою. После этого первосвященник осудил апостола Матфия на побиение камнями. Когда апостола привели на казнь на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, святой Матфий сказал к ведшим его иудеям: «Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную (Пс. 93, 21); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (см. Иез. 13, 19). После этих слов апостола Христова два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в апостола Матфия; причем он просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого апостола, и он предал дух свой Господу. Дабы скрыть от римских властей несудебную расправу – любая смертная казнь в римских провинциях могла быть осуществлена только после приговора римского суда – было решено обвинить апостола в противлении властям и отрубить ему голову. Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года. Мощи Мощи апостола Матфия находятся в М нескольких местах Европы. Как известно, большую часть мощей святая равноапостольная царица Елена перенесла в город Трир в Германии. Впоследствии, в 1148 году над мощами был выстроен великолепный храм во имя святого апостола Матфия. В этом храме мощи пребывают и поныне. Это единственные апостольские мощи, пребывающие севернее Альп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Днем Благовещения, как на Западе, так и на Востоке, всегда считается 25 марта. Для такого определения календарного дня праздника есть две причины. 1 . Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (7 января по н. ст.) – дня, который с IV века сначала на Западе, а затем и на Востоке считается днем Рождества Христова. 2 . В александрийской и византийской хронологических системах число и месяц Благовещения и Распятия (или Пасхи), то есть 25 марта, объединяло оба праздника. Это было возможно по той причине, что некоторые части разных поместных Церквей до первого Вселенского Собора праздновали Пасху не по лунному календарю, а как неподвижный праздник. А 25 марта фигурирует в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского именно как день Распятия Спасителя, по римскому календарю. В начале IV века святая равноапостольная царица Елена начала раскопки в Святых местах. Найденные ею материальные свидетельства земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое здесь строительство храмов вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Его Воплощения. Так в Назарете, на том месте, где Пресвятой Деве, по преданию, явился архангел Гавриил, была построена базилика, посвященная этому событию. Есть предположение, что с этими раскопками связано и установление Благовещения как отдельного праздника. Но литургическая практика Иерусалимской Церкви V века еще не знает самостоятельного празднования Благовещению, лишь 4-й день Богоявленских торжеств посвящен воспоминанию этого события. Только в VII веке в Иерусалиме 25 марта начинает праздноваться особый праздник Благовещения. Ясные сведения о праздновании Благовещения в Константинополе появляются тоже лишь к концу VII века. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью. Событие праздника Событие праздника отражено в Священном Писании – апостол и Евангелист Лука повествует о том, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и принес ей Благую весть (отсюда название праздника): В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч. «Иссахар» означает «награда». Это получающие великую награду за добродетельное житие на земле. Не видели ли уготавливающуюся им на небесах награду первомученик Стефан и апостол Павел ( Деян. 7:56 ; 2Тим. 4:8 )?! Не великой ли наградой было святому Сергию игумену Радонежскому обетование от Бога, что, как великое множество птиц, распространятся иноки его обители?! Велика награда небесная детей Божиих. Откр.7:8 Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. «Завулон» означает «жилище силы» или «благоухание». Это люди, ставшие жилищем Божией силы, как и Христос говорил, что «облечетесь силою свыше» ( Лк. 24:49 ). Это ставшие, как говорит апостол Павел, «Христовым благоуханием Богу» ( 2Кор. 2:15 ). Не обителью ли силы Божией и духовным благоуханием в земной долине плача были многие монастыри, многие угодники Божии? Вспомним преподобного Серафима Саровского , который открыл Н.А. Мотовилову даже физическое восприятие благоухания и света Духа Святого. Это такие, о которых, как о Мардохее, может быть сказано, что он был «великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему» ( Есф. 10:3 ). Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. «Иосиф» означает «приложение». Это те, кто вместе с Царством небесным получили многие земные блага по слову Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Так, Иосиф искал только верности своему Богу, а Бог дал ему быть вторым после фараона в Египте – величайшей державе того времени. Иные Христа ради оставляли все, что имели. Другие обильно благословлялись земными благами, стояли у кормила земных государств, оставаясь верными Христу. Таковы святая царица Елена, мать императора Константина, король франков Карл Великий, равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, благоверный князь Александр Невский, московская княгиня Евдокия (в монашестве Ефросинья), по смерти своего мужа Дмитрия Донского втайне под пышными княжескими одеждами носившая вериги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таким образом святые иконы Господа Вседержителя и вообще Лиц Пресвятыя Троицы, а также изображения ангелов и святых человеков в храме христианском представляют внешним чувствам Церковь небесную, а сами христиане составляют Церковь земную.Еще в Ветхом Завете Дух Святой устами пророков предрек о славе храма христианского в Иерусалиме. Св. пророк Исаия изрек: восстань, светись (Иерусалим); ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою. И приидут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию. Все овцы Кедарские будут собраны к тебе [ 3 ], взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною Я прославлю дом славы Моей. Слава Ливана приидет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего и Я прославлю подножие ног Моих (Ис. 60, 1, 3, 7, 13; Ис. 2, 3; 18, 7). Подобное предсказано пророками Захариею (гл. 14, 16-20) и Михеем (гл. 4, 2). Эти пророчества исполнились. Первый христианский император св. Константин равноапостольный создал великолепный храм Воскресения Христова в Иерусалиме на месте спасительных страданий и воскресения Христова; он освящен был целым собором епископов в 335 году по Р. X. [ 4 ]Матерь императора, святая равноапостольная царица Елена путешествовала к святым местам в Иерусалиме и Палестине, и вот до сего времени стремятся туда христиане всех стран и племен, путешествуют туда цари и князи христианские. Что сильнее сих свидетельств за храмы христианские? Подлинно, опасно толковать Св. Писание по одному своему разумению; легко можно впасть в сети обольстителя - врага Божия. Сколько в христианской церкви в продолжении 18 столетий было ересей, одно краткое описание их составит большую книгу, и большая часть их исчезла совершенно с лица земли, а все еретики старались оправдывать себя Св. Писанием. Св. апостол Петр свидетельствует, что еще в его время невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращали послания св. апостола Павла и прочие Писания (2 Петр. 3, 16).Но мы продолжим речь о храмах. Господь Бог, устами пророка Малахии обличая иудеев за то, что они приносили в жертву Богу хромых, больных и украденных животных, сказал: приношение от рук ваших не благоугодно Мне; ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему и чистую жертву (Малах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Leiden; N. Y., 1992; Pohlsander H. A. Helena: Empress and Saint. Chicago, 1995. Е. В. Белякова, А. А. Королёв, Э. П. А. Иконография Самые ранние изображения Е. датируются 1-й четв. IV в. Со времени провозглашения августой ее изображения стали чеканиться на монетах и медалях. Сохранилось неск. медных монет (фоллисов) с оплечным изображением Е. в профиль и с легендой: FL HELENA AVGVSTA (Флавия Елена Августа). Во дворце в Трире найдены изображения Е. с нимбом, трактуемым как знак царственности ( Alf ö ldi. 1959/60. S. 84-89). Нек-рые исследователи считают портретом Е. мраморную статую, также датируемую IV в. (Капитолийские музеи, Рим): царица представлена молодой женщиной, в рост, сидящей на стуле в свободной позе, слегка откинувшись, кистью левой руки она опирается о спинку стула, правая рука - на колене. Спадающие мелкие складки платья, оставляющего открытой шею, подчеркивают формы тела. Волосы лежат небольшими волнами надо лбом, в волосах - царская диадема. Этот идеализированный облик Е. (в период появления первых портретов ей было более 70 лет), повторяясь на монетах, сохраняет вместе с тем индивидуальность: подчеркнуто крупный нос с горбинкой и большие глаза. На монетах она изображена в серьгах и в ожерелье. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Образ Е. как христ. святой известен в визант. искусстве с кон. IX в. Она, как правило, изображается в более или менее точно переданном торжественном имп. одеянии - орнате: в платье (столе) с широким драгоценным оплечьем, с украшенными поручами, с расшитой камнями и жемчугом каймой по подолу, с лором и торакием, на голове корона-стемма. На миниатюрах из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510, 880-886 гг.) Е., юная и прекрасная, представлена неск. раз: в имп. одеянии с широким лором и с горой в руке (Fol. 285), сидящей на троне, в свободном античном платье-хламиде, с короной поверх чепца (Fol.

http://pravenc.ru/text/189737.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010