Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX-XX веков. Часть 1 Радуйся, первоучительнице и просветительнице наша! Обложка книги с изображением Ольгинского креста общины сестер просвещения Подвиг женщины на поприще просвещения народа верой христианской имеет столь же долгую историю, как и сама христианская вера. Первоначальницы его – равноапостольная Мария Магдалина, равноапостольная Апфия Колосская, супруга святого апостола от 70-ти Филимона, первомученица равноапостольная Фекла. Святые жены просвещали светом веры страны, будучи в них и безвестными пришелицами, как святая равноапостольная Нина в Иверии, и правительницами, как равноапостольная царица Елена в Византии и равноапостольная княгиня Ольга на Руси. Приходилось им принимать и мученический венец за свой равноапостольный подвиг, как святой мученице Людмиле, княгине Чешской. И Запад знал такой же подвиг равноапостольной жены: святая Клотильда, королева Франции († 545), воспитавшая своего внука в христианской вере и обратившая в нее и своего супруга, знаменитого франкского короля-воителя Хлодвига, «для Франции… имеет то же значение, что для Руси святая Ольга и для Чехии святая Людмила, для Римской империи святая Елена» . Были на Руси, еще до монгольского ига, высокообразованные жены, прославившиеся в том числе и подвигом на поприще просвещения. Преподобная Евфросиния Полоцкая с юности, по благословению Полоцкого епископа Илии, стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. Житие отмечает образованность и другой преподобной Евфросинии – Суздальской, которая проявлялась в глубоком знании не только Священного Писания, но античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых, и Омировых, и Платоновых…». В этом списке – философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении.

http://pravoslavie.ru/31255.html

Мать Императора Константина, царица Елена, много заботилась о распространении христианства, о постройке храмов и устройстве церкви. По просьбе сына своего она решила поехать в Иерусалим, чтобы там разыскать тот крест, на котором был распят Иисус Христос. По приезде в Иерусалим, царица Елена много расспрашивала и, наконец, от одного очень старого еврея узнала место, где находился Крест Христов. Он был зарыт в землю, и над этим местом был выстроен языческий храм. Императрица приказала копать в этом месте землю. Наконец были найдены три креста и около них дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Но никто не мог сказать, который из трех крестов тот, на котором был распят Христос. Тогда привели одну тяжело больную женщину, и патриарх Макарий сказал ей приложиться ко всем трем крестам. Приложившись к первому и второму кресту, женщина не получила облегчения, а когда приложилась к третьему, – сразу выздоровела. Потом принесли умершего и стали прикладывать к нему кресты. От первых двух не произошло чуда, а когда третий крест приложили к покойнику, он ожил. Поклонение Кресту Господню Тогда царица Елена, патриарх и все духовенство признали этот крест за тот, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и стали поклоняться ему и целовать его. Народу было так много, что все не могли подойти к кресту, и епископ, став на возвышенное место, несколько раз поднимал, или воздвигал крест, а народ повторял: «Господи помилуй». В память о Воздвижении Креста в Иерусалиме составили молитву: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. В церкви празднуется и вспоминается Воздвижение Креста 14 сентября ст. ст. Накануне этого дня за всенощной на середину храма торжественно выносят украшенный цветами крест, и мы поклоняемся ему и целуем его при пении: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». Император Константин и мать его, императрица Елена, сделали очень много для распространения христианства. Поэтому Церковь причислила их к святым и называет равноапостольными.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Одним из провозвестников христианства на Кипре был апостол Варнава . Вместе с апостолом Павлом он проповедовал Евангелие в Саламине ( Деян 13:4–13 ), а затем прошёл весь остров до Пафа (Пафоса). Апостол Варнава вторично был на Кипре с Иоанном, называемым Марком ( Деян 15:37,39 ), здесь он провёл свои последние годы, претерпел мученическую кончину от иудеев, которые побили его камнями, и был погребён в пещере близ Саламина 7 . Игумен Даниил рассматривал Кипр как место подвига и упокоения святых подвижников Христовой Церкви, в их числе он упомянул и об апостоле Варнаве , уроженце этого острова: «И святых много ту без числа лежат: святой Епифаний, и апостол Варнава , и святой Зинон, и святой Трифиллий епископ, его же крестил Павел апостол, и Фигриос епископ» 8 . Продолжая анализ записок игумена Даниила, необходимо отметить, что древнейший из хронографов Кипра – грек Леонтий Махера (1410 г.) писал о том, что в 327 году по Р. Х. остров посетила на обратном пути из Иерусалима святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина. Царица Елена основала в Василопотаме и Тогне церкви, которым и подарила частицы обретённого честного Креста Господня 9 . Это историческое свидетельство можно сравнить с повествованием игумена Даниила, который за несколько столетий до этого описывал своё посещение тех мест Кипра, которые были связаны с пребыванием святой равноапостольной Елены на этом острове: «Ту есть гора высока зело, – писал игумен Даниил, – и на той (Филагриос) горе святая Елена царица поставила крест кипарисен, на прогнание бесов, и всякому недугу на исцеление, и вложа в онь крест честный гвоздь Христов, и бывают на месте том знамения и чудеса многа И ту недостойный аз поклонихся святыне той чудесной, и видех очима своима грешныма благодать Божию, сущу на месте том, и проходих остров той добре…» 10 . Далее путь игумена Даниила лежал в Святую Землю: «А от Кипра острова до Яфа града есть верст 400, все по морю идти…» 11 . Этими словами он заканчивает своё описание Кипра – первое в истории русско-кипрских церковных связей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

“А от Хиоса до Кипра острова до великого есть верст 200. Кипр же остров велик вельми, и множество в нем людей и обилен же есть всем добрым. Суть же бо в нем епископ 24, все ж митрополия одна” 6 , — этими строками начинается первое известное на сегодня описание Кипра русским паломником — игуменом Даниилом. Оно важно и тем, что это — единственное русское свидетельство, которое относится к византийскому периоду истории острова. Как известно, в 1190 году Кипр был завоёван английским королём Ричардом Львиное Сердце, а в 1193 году продан иерусалимскому королю Лузиньяну, который объявил католичество господствующим исповеданием на Кипре. Одним из провозвестников христианства на Кипре был апостол Варнава. Вместе с апостолом Павлом он проповедовал Евангелие в Саламине (Деян 13:4–13), а затем прошёл весь остров до Пафа (Пафоса). Апостол Варнава вторично был на Кипре с Иоанном, называемым Марком (Деян 15:37,39), здесь он провёл свои последние годы, претерпел мученическую кончину от иудеев, которые побили его камнями, и был погребён в пещере близ Саламина 7 . Игумен Даниил рассматривал Кипр как место подвига и упокоения святых подвижников Христовой Церкви, в их числе он упомянул и об апостоле Варнаве, уроженце этого острова: “И святых много ту без числа лежат: святой Епифаний, и апостол Варнава, и святой Зинон, и святой Трифиллий епископ, его же крестил Павел апостол, и Фигриос епископ” 8 . Продолжая анализ записок игумена Даниила, необходимо отметить, что древнейший из хронографов Кипра — грек Леонтий Махера (1410 г.) писал о том, что в 327 году по Р. Х. остров посетила на обратном пути из Иерусалима святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина. Царица Елена основала в Василопотаме и Тогне церкви, которым и подарила частицы обретённого честного Креста Господня 9 . Это историческое свидетельство можно сравнить с повествованием игумена Даниила, который за несколько столетий до этого описывал своё посещение тех мест Кипра, которые были связаны с пребыванием святой равноапостольной Елены на этом острове: “Ту есть гора высока зе­ло, — писал игумен Даниил, — и на той (Филагриос) горе святая Елена царица поставила крест кипарисен, на прогнание бесов, и всякому недугу на исцеление, и вложа в онь крест честный гвоздь Христов, и бывают на месте том знамения и чудеса многа И ту недостойный аз поклонихся святыне той чудесной, и видех очима своима грешныма благодать Божию, сущу на месте том, и проходих остров той добре…” 10 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Мн. сведения носят легендарный характер. Напр., жители г. Треверы (ныне Трир), где некоторое время проживала Е., считали ее уроженкой этого города. Согласно «Деяниям треверов» XII в. (Gesta Treverorum. 18-19//MGH. SS. T. 8. P. 151-153), Е. послала в Треверы проповедника христ. веры - Антиохийского еп. Агриция, жившего в 1-й пол. IV в. (принимал участие в Арелатском Соборе, 314). В «Деяниях треверов» приведена подложная Привилегия св. Сильвестра, папы Римского, в к-рой Треверы именовались главным городом Галлии и Германии. Свт. Сильвестр якобы послал горожанам важные святыни: мощи ап. Матфея, ризу (тунику) Христа и гвоздь из Честного Креста Господня, зуб ап. Петра, сандалии ап. Андрея, главу сщмч. Корнилия, папы Римского, и др. Далее в «Деяниях…» указано, что Агриций стал епископом г. Треверы (с ошибочной датой 368 вместо 330) и вскоре обратил дворец (domus) Е. в кафедральный собор св. Петра. По приказу Е. была сооружена также крестообразная ц. Св. Креста, а ее племянница Матильда построила мон-рь св. Флорина. Раскопки подтвердили, что собор св. Петра был воздвигнут свт. Агрицием на месте рим. дворцового комплекса, к-рый археологи связывают с Криспом, сыном имп. Константина. Почитание «иерусалимских» реликвий в Трире впервые зафиксировано в Житии свт. Агриция (XI в.- Ex vita S. Agritii//Ibid. P. 211-212). Наиболее известной из этих святынь была риза Христова, к-рая считалась главной святыней Трира. Согласно Acta Sylvestri (по всей видимости, сочинение 2-й пол. V в., сохранившееся в сир. пер. VI в.), Е. была иудейкой. Эту т. зр. разделяет Й. Фогт ( Vogt. 1977. P. 148). Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в. В VIII-IX вв. англосакс. поэт Киневульф сочинил поэму «Елена», в к-рой на основании Жития Иуды (Кириака) описал обретение Честного Креста Господня. Е. представлена как могущественная царица, воплощающая торжество христианства ( Cynewulf.

http://pravenc.ru/text/189737.html

Закрыть Честной крест православного Кипра 12.07.2005 448 Время на чтение 6 минут Монастырь Ставровуни расположен в стороне от главной дороги Ларнака-Лимассол, на самой вершине горы Креста, высотой около семисот метров. Асфальт, электричество, телефон, водопровод и прочие блага цивилизации дошли и сюда, но это мало изменило главную цель насельников обители - ежедневно и ежечасно предстоять в молитве перед Честным Крестом. " Креста Твоего древу поклоняемся, Человеколюбче, яко на нем пригвоздился еси, Животе всех " . Через год после I Вселенского Собора в Никее совершилось важное для всех христиан событие. В 326 году святая равноапостольная Елена, царица Константинопольская, после долгих поисков обрела в Иерусалиме величайшие святыни: Честной Крест и Священные Гвозди, которыми был прибит к Кресту Спаситель, и кресты двух разбойников - раскаявшегося и нераскаявшегося. Святитель Макарий, архиепископ Иерусалимский, прикладывал все три креста к телу умершей женщины. И когда она воскресла от прикосновения Честного Креста, все возрадовались произошедшему чуду. Святая Елена не могла сразу различить оставшиеся кресты и повелела поменять на них перекладины. Каждый крест стал содержать часть креста раскаявшегося разбойника. Оставив в Иерусалиме большую часть Честного Креста, взяв другую часть и остальные кресты, в 327 году святая Елена отправилась из Палестины в обратный путь в Константинополь. Сохранившееся на Кипре предание именно с этим путешествием и связывает историю основания монастыря Ставровуни. Из-за разразившейся на море бури царица Елена приказала бросить якорь у южного побережья острова Кипр, в устье реки Тетиос, впоследствии переименованной в Василопотамос (Царская река). В ту ночь явившийся святой Елене Ангел Господень повелел ей воздвигнуть на острове христианские храмы и оставить в них частицы Честного Креста. Проснувшись, свита и воины, сопровождавшие царицу, не обнаружили в лагере великой святыни - Креста Господня. В результате долгих поисков его нашли парящим и светящимся над одной из горных вершин, в окрестностях Китиона (нынешней Ларнаки).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Принятый в 313 году Миланский эдикт окончательно вывел христианство из подполья. Из преследуемого вероучения оно стало религией императорского дома. Константин и его мать — равноапостольная царица Елена прилагали немалые усилия для распространения евангельской проповеди на территории империи. По просьбе своего сына Елена в 326 году (по другим данным в 320 году) отправилась в Палестину на поиски креста Господня. Благодаря подсказке местного жителя была найдена Голгофа, место распятия, которое находилось на тот момент в полном запустении. В ходе проведенных раскопок участники экспедиции обнаружили там три креста и лежащую отдельно дощечку с надписью на трех языках «Иисус Назарянин, царь иудейский». Чтобы идентифицировать нужный крест, все находки по очереди приложили по одной версии — к тяжелобольной женщине, по другой — к мертвецу, которого проносили мимо. После того как после прикосновения к подлинной святыне женщина исцелилась (или мертвец ожил), императрица Елена вместе с находившимся там же Константинопольским Патриархом Макарием подняли (в церковнославянском варианте — воздвигли) Крест, чтобы его было видно всем собравшимся. В честь этого события был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. Определение подлинности креста, Джованни Тьеполо, 1740-е годы После обретения Креста Елена оставила одну его часть в Иерусалиме, а вторую увезла с собой в Рим, по дороге, как отмечают хронисты, отделяя из нее частицы для основанных ею же по пути следования храмов и монастырей. Эта вторая часть была разделена затем на два фрагмента. Один остался в Риме, а другой был перенесен в новую столицу — Константинополь. О том, какого размера были эти части изначально, судить сложно. Ряд исследователей со ссылкой на свидетельство монахини Эгерии, оставившей описание своего посещения Иерусалима в 380-х годах, считает, что бóльшую часть Елена увезла с собой, а в Палестине остался лишь небольшой фрагмент, умещавшийся в скромных размеров ковчег. «Во время службы на Голгофе перед епископом ставят стол и затем вносят серебряную шкатулку с древом священного Креста, — писала Эгерия. — Его вынимают, епископ крепко держит святыню в руках и дает всем людям приложиться к ней. Рядом стоят диаконы — я не знаю, для чего именно, но, говорят, были случаи, когда святое древо пытались украсть, выхватив или даже откусив от него часть».

http://foma.ru/chto-stalo-s-krestom-na-k...

В это время несколько человек из его свиты, те кто остался в живых, вернулись к нему, – они были изумлены переменой, происшедшей с царем, так как он в слезах и с радостным видом стал говорить совершенно обратное тому, что говорил на пути сюда из Мцхеты. Он сказал, что всех их спас Христос, желавший их обращения и спасения. – Поспешим же в столицу, пусть служительница Божия чужестранка Нина окончательно укрепит нас в вере в нашего Спасителя, чтобы мы вместе с нею могли просветить и весь народ карталинский. И вот они проехали узкой горной тропой у крепости Балтис-Цихе над грозной, кипящей внизу рекой Арагви. Вот показались деревеньки Киндзари и Гарта, а за ними были и ворота в столицу. Народ высыпал оттуда с криками: «Царь едет!» – и встал на колени по обе стороны дороги. – Люди! Подданные мои! – громко сказал Мириан. – Отныне воздавайте славу истинному и единому Богу Иисусу Христу! В это время святая Нина вместе с Авиафаром, Сидонией и многими другими своими учениками молилась около своей хижины Кресту. Царица Нана тоже была здесь. Увидев Мириана, подъезжавшего сюда со своей свитой, царица испугалась и бросилась было бежать, но что-то ее остановило. Она прислушалась к тому, что начал говорить царь. – Научи меня, о матерь моя, – сказал он, обращаясь к Нине, – призывать нашего Бога, Спасителя моего. Сидония рассказывала впоследствии, как это происходило: «Святая Нина не могла от полноты великой радости удержать слез, полившихся ручьями из ее глаз. Смотря на нее, заплакал и царь, а за ним царица и весь бывший тут народ. Когда я вспомню эти священные минуты, то и теперь слеза радости невольно скатывается с глаз моих». Это было примерно в 323–326 годах – грузинские летописи указывают на этот период. Это подтверждается и другими событиями: в 323 году святой Константин Великий , император Римский, стал единодержавным, низложив правителя восточных областей, гонителя христиан, Ликиния. В 326 году царица Елена, мать его, обрела на Голгофе Крест Господень и частицу его отослала в Иверию (она скончалась в 327 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста. Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!» Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова . Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамврийского. Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова. После обретения животворящего Креста Господня, Иуда, указавший место нахождения Креста, стал христианином. Затем за добродетельную жизнь был рукоположен во епископа с именем Кириака и возведен на кафедру Иерусалимского патриархата. Пострадал за Христа при Юлиане Отступнике. Память св. священномученика Кириака празднуется 28 октября (10 ноября н. ст.). В память обретения Креста Христова и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня . Этот праздник относится к числу великих праздников и празднуется 14-го сентября (27 сент. н. ст.)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

При участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым «В Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала, причастность к делу спасения и возрождения человечества»(Х.5) Христос избрал в апостолы и служители только мужчин, хотя среди Его учеников и слушателей было немало женщин. Роль женщины в жизни Церкви здесь нисколько ни принижается, но всегда озаряется светом личности Девы Марии, Матери Господа и Царицы мира. Это и евангельские, и равноапостольные (Нина, Елена, Ольга), и современные жены-мироносицы: Святая Елена Московская (Девочкина), Ефросиния Полоцкая, кн. Чешская Людмила, Фотина, Лариса, Блаженные: Ксения Петербургская, Матронушка Босоножка (Петербургская), Матрона Московская, Матрона Анемнясевская, Пелагия и Параскева Дивеевские, Пелагия, Любовь Рязанская, Валентина Минская, Марфа Царицынская, Елена Таганрогская, Таисия, Ефросиния Колюпановская, Анастасия Владикавказская, Алипия Киевская, Дарьюшка Костромская, Макария, Евдокия, мать Наталья, Валя и сонмы Святых мучениц: Великомученица Ирина и Екатерина, София, Вера, Надежда и Любовь, Варвара, Мария, Неонилла, Галина, Валентина, Параскева Пятница, Фекла, Виринея, Святые Царственные мученицы: Царица Александра Федоровна, Царевны: Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, Великая княгиня Елизавета Федоровна (Романовы), Греческая царица Пульхерия и Великомученицы царицы Грузинская Тамара и Кетевана и множество других праведных жен! ...Близ Спасителя мы находим всех истинных женщин. Пройдем молчанием святых жен ветхозаветных, которые не получив обетований, только издали видели их и в вере умерли (Евр.11,18); не будем говорить ни о благочестивой Сарре, ни о скромной Ревеке, ни о нежной Рахили, ни о храброй Деворре, ни о смиренной Руфи, благоразумной Авигее, молчаливой Сунамитянке. Ограничимся только женами новозаветными. Вот подле Спасителя пророчица Анна, - образец жены верной. В том самом храме, где служила Богу молитвой и постом день и ночь, она первая прославляет Христа и, несмотря на свои 84 года, находит в себе юношескую бодрость говорить о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лук.2,36,38).

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010