Leiden; N. Y., 1992; Pohlsander H. A. Helena: Empress and Saint. Chicago, 1995. Е. В. Белякова, А. А. Королёв, Э. П. А. Иконография Самые ранние изображения Е. датируются 1-й четв. IV в. Со времени провозглашения августой ее изображения стали чеканиться на монетах и медалях. Сохранилось неск. медных монет (фоллисов) с оплечным изображением Е. в профиль и с легендой: FL HELENA AVGVSTA (Флавия Елена Августа). Во дворце в Трире найдены изображения Е. с нимбом, трактуемым как знак царственности ( Alf ö ldi. 1959/60. S. 84-89). Нек-рые исследователи считают портретом Е. мраморную статую, также датируемую IV в. (Капитолийские музеи, Рим): царица представлена молодой женщиной, в рост, сидящей на стуле в свободной позе, слегка откинувшись, кистью левой руки она опирается о спинку стула, правая рука - на колене. Спадающие мелкие складки платья, оставляющего открытой шею, подчеркивают формы тела. Волосы лежат небольшими волнами надо лбом, в волосах - царская диадема. Этот идеализированный облик Е. (в период появления первых портретов ей было более 70 лет), повторяясь на монетах, сохраняет вместе с тем индивидуальность: подчеркнуто крупный нос с горбинкой и большие глаза. На монетах она изображена в серьгах и в ожерелье. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Образ Е. как христ. святой известен в визант. искусстве с кон. IX в. Она, как правило, изображается в более или менее точно переданном торжественном имп. одеянии - орнате: в платье (столе) с широким драгоценным оплечьем, с украшенными поручами, с расшитой камнями и жемчугом каймой по подолу, с лором и торакием, на голове корона-стемма. На миниатюрах из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510, 880-886 гг.) Е., юная и прекрасная, представлена неск. раз: в имп. одеянии с широким лором и с горой в руке (Fol. 285), сидящей на троне, в свободном античном платье-хламиде, с короной поверх чепца (Fol.

http://pravenc.ru/text/189737.html

Константинополь Реликварий размером с город Константинополь изначально стал для империи не просто вторым Римом – он стал своего рода Новым Иерусалимом, и это тоже очень важный момент, об этом пишут многие древние авторы. Перенесение сюда, в этот город и мощей апостолов, и многих других христианских реликвий была одной из идей Константина Великого. Как мы знаем, его мать, равноапостольная Елена, потратила много усилий на поиск этих древних христианских святынь. Она обрела в Святой Земле Животворящий Крест Господень, частицы которого были доставлены в Константинополь; она обрела много других реликвий. И эти реликвии были частью городского пространства, потому что и статуя Константина на форуме, о которой я уже упоминал, имела в своем основании гвозди с того самого чудотворного Креста, который обрела царица Елена. Это был некий духовный талисман, духовный хранитель Константинополя, выраженный в виде христианской святыни. Впоследствии количество этих святынь постоянно росло, и, когда крестоносцы в 1204 году захватили город, они нашли там целые россыпи древних святынь самого разного вида и растащили их по всей Европе – немилосердно, но, с другой стороны, понимая, что это как раз и есть сокровище, гораздо большее, чем золото или какие-то драгоценности. Эти древние реликвии оказались в разных городах мира: в Париже , Майнце, Вене… – и фактически вот с этого момента разграбления древней столицы империи начинается путешествие древних святынь по европейскому миру, многие из них сейчас уже даже и в Америке. А Константинополь был собирателем этих святынь. Но интересно, что Константин не ограничился сбором именно христианских реликвий, он еще превратил Константинополь в огромный музей – он решил собрать в этот город все самое интересное, что существовало вообще в империи. Конечно, египетские пирамиды перенести туда он просто технически не смог, хотя у него были такие планы, а вот обелиски из древнего Луксора – а это гораздо дальше, чем пирамиды, это Верхний Нил – перенес. Нашлись на это средства и технические возможности, и они были доставлены. Правда, один из них уехал в древний Рим, там долгое время валялся, пока его папы не поставили в центре Ватикана – и если кто был в Ватикане, он видел этот древний египетский обелиск, доставленный по приказу Константина.

http://pravoslavie.ru/93548.html

А ныне он Михайлов стал быть известен, что Императорское Величество о тех о всех Федосовых продерзостях был неизвестен. А Всемилостивейшая Ея Императорское Величество изволила постараться о церквах Божиих, и о святых Иконах (якоже равноапостольный царь Константин и мати его царица Елена, которые и Крест Господень воздвигнули) вышеобъявленнаго церквам и Иконам разорителя Федоса повелела смирить и послать в сылку (о чем де и весь возрадовался) и как первая мати Российская Ольга (во святом крещении Елена) просветила святым крещением Российскую землю, чего ради и венец царствия небеснаго Господь дарова ей. Подобно де за оное о церквах Божиих и святых Иконах старание и за смирение оного раззорителя Федоса, да дарует Господь Бог и Ея Императорскому Величеству Всепресветлейшей Государыне Екатерине Алексеевне Самодержице Всероссийской многая лета, и поможет Скипетр содержати, и сподобит венца царствия небеснаго. И в чем он Михаилов противен был святей церкви и их Императорским Величествам, и в том во всем приносит повинование, и всепокорно просит милостиваго прощения. И Святейший Правительствующий Всероссийский Синод, исполняя оныя Ея Императорскаго Величества указ, определили онаго Михайлова за такое ево чистое покаяние в тех винах простить, и приобщить с верными ко святей церкви. А для увещания и лучшаго ко истинней православнаго Греческаго исповедания восточней Церкви, обретающихся во всем Российском Государстве расколщиков обращения, дабы они вышеобъявленнаго бывшаго в расколе Ивана Михайлова обращение и повиновение, и ея Императорскаго Величества милостивейшее к таковым обращающимся от раскола снизходительство видя, от неразсуднаго своего суеверия и упрямства престали. И кто от расколщиков, ежели пожелает истинно и нелицемерно, к святей Соборней Апостольстей церкви обратитися и соединение с правоверными истинными христианы имети: и те бы не имея никакой опасности приходя являлися: в близости живущия от Санктпетербурга, в Святейшем Правительствующем Синоде; а дальные, Синодальной области в Москве в духовной Дикастерии; а в протчих Епархиах Архиереом, или кому от них духовных дел, правление вверено; и возимелиб таковоеж ко святей церкви обращение, и ея Императорскому Величеству приносилиб повиновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда же мать царя Константина, святая равноапостольная царица Елена извлекла животворящий Крест Христов из-под спуда и руками архиерейскими воздвигла его на Голгофе, теперь уже не для позора миру, а для поклонения, – с тех пор человечество, со всех концов мира, устремилось уже небоязненно и открыто, сердцами и мыслями, очами и стопами к священному востоку и святому граду Иерусалиму, к подножию спасительной Голгофы, и все поверглось долу у подножия животворящего Креста. Вместе с воздвижением Креста, воздвиглись из-под спуда и священное имя Христа и Его последователей христиан, и исповедание Христовой веры, и совершение христианских священнодействий с христианскими храмами и церковными уставами, и христианская иерархия с ее чиноположениями, канонами и действующими правами. Воздвигшись на Голгофе, Крест Христов вместе с тем воздвигся, как украшение, как руководственное и спасительное, охранительное, укрепляющее и победное знамение, на челах и персях всех верных, в почетных углах и на фронтонах домов, на главах храмов и царских дворцов, на могилах, гробницах и мавзолеях, на площадях и распутьях, на знаменах государственных и воинских, на царских скипетрах и коронах. Выше вознестись на земле он уже не мог. Вознесенный на наконечник копья, пронзающего пасть дракона, Крест Господень стал с тех пор символом победы христианства над язычеством, стал государственным гербом сперва восточной римской империи, а затем по преемству и русского царства. В тоже время, вслед за воздвижением Креста на Голгофе, не под спуд сокрылись, а совершенно стерлись с лица земли и религия древнего языческого мира, с ее культом и служителями, и тесно, связанный с религией древний государственный строй, с его великими первосвященниками в лице Августов императоров, с его сенатом и отцами сенаторами, с его авгурами и авспициями, с его богами в лице живых и отходящих из сего мира властителей, с его пантеоном богов и богинь, покровителей и покровительниц отдельных народностей, областей, городов и разнообразных проявлений государственной и народной жизни, войны, правосудия, мудрости и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Воздвижение Креста: история, иконы, песнопения (+ Аудио + Видео) В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. 26 сентября, 2011 В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. 27 сентября православные празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных праздников Православной Церкви Что празднуется В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть. Как был обретен Крест Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена. В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-is...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕЛЕНА РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Императрица Елена. Фрагмент скульптуры (неизв. автор, переработка головы ок. 306-337 гг.). Капитолийский Музей, Рим Равноап. царица Елена. Икона у мощей святой в крипте Парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль. Фото 2015 г. В 326 году царица Елена, которая была уже в весьма преклонном возрасте, желая найти и Голгофу , и животворящий Крест , на котором был распят Господь Наш Иисус Христос, отправилась в Иерусалим . Житие святой рассказывает нам, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом, воздвигнутым на месте распятия Спасителя. После многодневных раскопок были обнаружены три креста. До наших дней в храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам, где и днем, и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется Еленинским окошечком ), бросала золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд. Но как из трех крестов было узнать Святой Крест Господень? Реликварий с мощами равноап. царицы Елены в крипте Парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль. Фото 2015 г. По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот воскрес. Макарий, желая прславить великую радость, обретение Честного и Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его высоко над толпой собравшегося народа. Царица Елена пожелала на месте Голгофы , на месте Гроба Господня, на месте обретения Животворящего Креста Господня, воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. 13 сентября 335 года было совершено освящение храма Воскресения Христова , а на следующий день, 14 сентября, Животворящий Крест Господень был торжественно внесен в этот храм и водружен на Голгофе. И с тех пор в этот день - 14/27 сентября - Православная Церковь ежегодно празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня .

http://drevo-info.ru/articles/1189.html

И во главе первых христианских паломников по праву стоит святая равноапостольная царица Елена. Она приехала очищать Иерусалим от языческой скверны, благодарить Бога за сына императора, поклониться величайшим святыням. Оставив все украшения, свойственные царскому положению, святая Елена в простой одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с толпой, раздавая щедрую милостыню. В Иерусалиме царица пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом, как простая рабыня. Пример святой Елены произвел на верующих сильное впечатление. В Иерусалим широким потоком двинулись верующие. Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня , где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь ; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Равноап. царица Елена. Русская икона (XX-XXI в.) Реликварий с честной главой равноап. Елены в католическом соборе Св. Петра в Трире. Фото Реликварий с мощами равноап. царицы Елены в Боннском соборе св. Мартина Турского. Фото 2015 г. Ныне мощи святой покоятся в парижской католической церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, д. 92), где в 1997 году православными был впервые совершён молебен перед ними. То, что мощи святой Елены находятся здесь, стало широко известным фактом благодаря стараниям много лет служащего в Париже протоиерея Николая Никишина . Молебен 1997 года стал первым православным богослужением перед святыми мощами царицы Елены за последние девять веков. Историко-исследовательский розыск по древним источникам подтвердил подлинность мощей. Фактическое обретение мощей равноапостольной Елены, прославленных многочисленными чудесами в средние века в Овилье, даёт новое основание для почитания святой как в самом Париже, где есть два православных храма равноапостольных Константина и Елены, так и во всём православном мире. Равноапп. цари Константин и Елена. Фреска. в церкви Христа Вседержителя монастыря Дечаны, Косова, Сербия (ок. 1350 г.) Честная глава святой находится в Трире, в крипте католического кафедрального собора святого Петра , а ещё одна часть мощей - в Бонне, в католическом Соборе святого Мартина Турского .

http://drevo-info.ru/articles/1189.html

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день. Содержание статьи 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви. Воздвижение Креста Господня: история В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. С VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629). Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть. Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена. В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу. Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41–42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета. Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I-ro Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Гравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-obn...

Царица Елена несколько раз посещала город, где правил сын Константин. Это не без ее влияния император Константин принял Христово учение. Царица Елена не вмешивалась в дела политические, всецело посвящая себя доброделанию. Она была усердной покровительницей Церкви, горячей ревнительницей христианских святынь и благодетельницей имущих и страждущих. В Трире она была окружена любовью и уважением всех христиан. Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. А с такой просьбой к матери император Константин обратился вот почему. 28 октября 312 г. в битве у Милвийского моста через Тибр Константин разбил своего противника Максенция и взял на себя управление и Западной частью Римской империи. Победа Константину была дарована свыше. Историк Евсевий сообщает, что во время молитвы Константин увидел на небе «удивительное знамение Божие: поверх солнца появился светящийся крест с надписью “Под сим знаком победишь”. Все его войско видело это чудо…» . В Иерусалиме царица Елена ревностно принялась за розыски Креста Господня. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Он возымел мысль отличить святое место каким-либо памятником, достойным его. Так на месте том был возведен храм Воскресения Христова. Гвоздь, привезенный святой Еленой из Иерусалима Старанием святой Елены храмы были построены и в других святых местах. Царица много пеклась об их украшении и снабжении всем необходимым для богослужения. Ею было разыскано много святых реликвий, в том числе и хитон Иисуса Христа. В Константинополь она возвращалась с частью Животворящего Креста Господня и найденными вместе с Крестом гвоздями, которыми было пригвождено Тело Господа . Один из этих гвоздей сегодня находится в Кафедральном соборе святого Петра в Трире. Гвоздь является одним из сокровищ так называемого «Трирского переносного алтаря святого Андрея». Он хранится в специальном золотом футляре – реликварии, выполненном в форме гвоздя и украшенном драгоценными камнями (993 г.).

http://pravoslavie.ru/3344.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010