В настоящий день возлюбленные братие, мы собрались в храм сей для участия в церковном торжестве, установленном в воспоминание обретения честного и животворящого креста Господня и его воздвижения. Это великое событие совершилось в царствование первого христианского государя, Греческого императора Константина Великого , названного за свою ревность к распространению веры Христовой равноапостольным. Видевший знамение креста на небесах и сим победивший врагов своих, благочестивый царь возымел счастливую мысль найти тот самый крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос . С этою целию отправилась в Иерусалим благочестивая мать благочестивого царя, царица Елена. Немало усилий стоило ей исполнить поручение своего сына. Прошло уже почти триста лет со времени распятия Христова, и все это время крест был скрытым в неведомом для христиан месте, поэтому не знали, где и искать его. Царица за разъяснением дела обратилась к евреям – старожилам города, которые, по преданию, знали место, скрывавшее величайшую святыню христианскую, но намеренно молчали об этом. После долгих увещаний и угроз, один из них указал, наконец, место, где было зарыто в землю древо креста. На этом месте находился языческий храм в честь Венеры, построенный императором Адрианом. Храм разрушили, камни и щебень раскидали и в восточной стороне от Голгофы вырыли из земли три креста. Ясно было, что один из этих крестов был крест Христов, а другие два принадлежали распятым вместе с Ним разбойникам. Но нужно было определить, который же из них есть именно крест Христов? Бывший в то время иерусалимский патриарх Макарий употребил для этого достойное истинно верующого христианина средство. Проносили мимо гроб умершого, – и вот, по преданию, патриарх велел остановить гроб. На труп умершого были возлагаемы один за другим вырытые из земли кресты, и, когда возложен был на него крест Христов, умерший воскрес. Все это происходило при громадном стечении народа. Царица, вельможи и патриарх в благоговейном трепете поклонились животворящему кресту Господню и облобызали его. Того же хотело и все множество народа, но при тесноте и давке желание это оказалось неисполнимым. Тогда попросили патриарха сделать по крайней мере так, чтобы крест Господень виден был всем. Для исполнения этого благочестивого желания народа патриарх стал на возвышенном месте и там воздвизал, поднимал вверх крест Христов, а народ поклонялся ему с возглашением: «Господи, помилуй». Это-то самое событие, братие, происходившее назад тому более полуторы тысячи лет в Иерусалиме, и воспоминается ныне и называется Воздвижением Честного и Животворящого Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

«Вы, бездушные истуканы и гнездящиеся в них бесы! Именем Христа приказываю вам: падите и рассыпьтесь в прах!» — громко приказал им Георгий. И статуи заколебались, закачались и упали на пол, разбившись о мрамор на тысячи кусков. Видя это, главный жрец упал к ногам Георгия со словами: «Велик Бог христианский!», и тут же был арестован, а затем и казнен, как исповедник веры Христовой. Услышала об этом чуде и жена Диоклетиана царица Александра и, явившись к царю, который укорял в это время Георгия, припала к ногам мученика, прославляя Христа. Взбешенный царь сразу же вынес смертный приговор и ей, и святому Георгию, и обоих повели за город, на место казни. По дороге царица почувствовала слабость, попросила у воинов разрешения сесть, прислонила голову к стене и скончалась. Хотя ей и не успели еще отсечь мечом голову, но Церковь почитает ее как мученицу в тот же 23-й день апреля. Святой Георгий же после молитвы был усечен мечом. Слуга перенес его тело сперва в Рамлу и там похоронил, а затем была выстроена церковь в Аидде, куда перенесли мощи его. Пострадал он в 303 году. Вскоре воцарился святой равноапостольный Константин Великий , прекративший гонения на христиан и всячески их поддерживавший. Мать его, равноапостольная царица Елена, поехала в Палестину, нашла Крест Господень и во всех местах, связанных с воспоминаниями о Господе Иисусе, построила храмы. Возобновила она и разрушившийся к тому времени храм святого Георгия в Аидде. 8 ноября и были торжественно перенесены в него мощи великомученика, после чего и установили в этот день праздник ему. Мы же, русские, отмечаем еще и 26 ноября — день, когда была освящена в 1051 году церковь святого великомученика Георгия в Киеве. Она была построена великим князем Ярославом Мудрым, сыном святого князя Владимира, в Крещении он был наречен Георгием и, почитая своего святого, устроил прекрасную церковь в том месте, близ которого находится теперь Софийский собор. К сожалению, она не сохранилась, так как пострадала от войн с татарами. Но праздник 26 ноября, тогда устроенный, мы продолжаем соблюдать.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Память св. мучениц Православная Церковь совершает 17-го сентября. Таким образом, во времена гонений не только взрослые: мужчины и женщины, но даже отроки и дети, воспитанные родителями в благочестии, мужественно переносили страдания и смерть за святую христианскую веру, и были причислены Церковью к лику святых мучеников и мучениц. § 18. Св. равноапостольный император Константин Великий и св. царица Елена Гонения язычников на христиан прекратились в IV веке, когда императором сделался Константин Великий . Во время войны с Максентием император Константин пламенно молился Богу, и в полдень увидел на небе крест, на котором была надпись: «Сим побеждай». В следующую ночь Господь явился во сне Константину с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит неприятеля. Произошло сражение. Константин одержал победу над Максентием и торжественно вступил в Рим, как победитель. Здесь он велел на площади поставить себе статую с крестом в правой руке. После этой победы Константин Великий стал весьма милостиво относиться к христианам; он разрешил им свободно исповедовать свою веру, открыл христианские храмы и приступил к построению в Иерусалиме великолепного храма во имя Воскресения Иисуса Христа. В царствование Константина Великого в христианской Церкви появились ересь Ария, который неправильно учил о Сыне Божием. Император Константин, по совету Епископов, созвал первый Вселенский Собор в 325 году, который осудил ересь Ария и изложил весьма подробно и точно учение о Втором Лице Пресвятой Троицы – Сыне Божием (Второй член Символа веры ). В конце своего царствования Константин Великий перенес столицу из Рима в Константинополь, который сделался совершено христианским городом. В нем, вместо языческих капищ, стали строить христианские храмы, в которых, вместо богов и богинь, ставились иконы, или священные изображения Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Св. Константин Великий скончался 21-го мая 337-го года. Мать царя Константина св. Елена, принявши Святое Крещение, проводила в высшей степени благочестивую жизнь. Она одевалась в простую одежду и оказывала помощь всем, кто обращался к ней с просьбой. Особенно она любила девственниц, которые посвящали себя на служение Богу. Св. Елена совершила путешествие в Палестину на поклонение святым местам. Там она строила храмы на Голгофе, на Елеонской горе, в Вифлееме и в других местах. Скончалась св. Елена на 80-м году от рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

× Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат . Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ Святыня Святая Лестница Святая лестница по которой ступал Христос. Спаситель несколько раз прошествовал по этим ступеням: по прибытии Своем к Пилату, когда ведом был от Пилата к Ироду, по возвращении Своем от Ирода к Пилату и, наконец, когда из претории Он шел в терновом венце на Голгофу. Царица Елена распорядилась доставить «лестницу Пилата» в Рим, где позже 28 мраморных ступеней стали именоваться Святой лестницей. Хранится в Римской церкови Святая Святых (Санкта Санкторум). В начале IV столетия равноапостольная царица Елена обнаружила на месте претории - резиденции Пилата в Иерусалиме эту Святыню, Церковь Святая Святых (Cappella Sancta Sanctorum и Chiesa di S. Salvatore della Scala Santa), где хранится Святая лестница, одна из самых известных в Риме. Церковь расположена напротив северо-восточного угла кафедрального собора святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Сан Джованни ин Латерано, или просто – Латеранский собор) на площади Piazza di Porta S. Giovanni. О том, кто был основателем церкви Святая Святых, точных сведений не имеется. Она была посвящена священномученику Лаврентию (ок. 225–258) – архидиакону римской христианской общины. Позднее ее все чаще стали именовать Святая Святых. Первое документально подтвержденное упоминание об этой церкви относится ко второй половине VIII века, когда в Риме правил папа Стефан III († 772). Место, где располагаются Латеранский собор и церковь Святая Святых, называется Латеран, поскольку там когда-то находился особняк римских патрициев Латеранов. В XIV веке многие здания в районе Латеран пострадали от двух землетрясений, и папа Урбан V († 1370) поручил восстановить разрушенные и поврежденные здания, в том числе и церковь Святая Святых. В правление папы Сикста V († 1590) Вечный город, благодаря таланту известного архитектора Доменико Фонтана (1543–1607), украсился новыми постройками, одновременно изменился облик и этой церкви (1585–1590).

http://elitsy.ru/holy/203/

Чтобы примирить и успокоить всех христиан, император Константин собрал в 325 году в городе Никее всех христианских епископов, или, так называемый, вселенский собор. На этом соборе святыми отцами составлена первая половина символа веры . В заботах о Церкви Христовой много помогала императору Константину благочестивая мать его, царица Елена. Она особенно много заботилась о распространении веры Христовой и об устройстве храмов Божиих. По желанию императора она отправилась в Палестину и построила там много храмов. В Иерусалиме она нашла Крест, на котором был распят Спаситель. Во все время своего царствования император Константин очень много заботился о Церкви Христовой. Незадолго до смерти своей он принял святое крещение потому что считал себя недостойным раньше принять это великое таинство. Церковь Христова признала его, и царицу Елену святыми и равноапостольными. 149. Воздвижение святого Креста Господня Император Константин Великий пожелал отыскать Крест, на котором был распят Спаситель. Для этого он просил мать свою, царицу Елену, отправиться в Иерусалим. Много расспрашивала Елена, где Крест Иисуса Христа. Наконец от одного очень старого еврея узнали, место, где находится Крест Христов. Он был зарыт в земле, и на том месте был выстроен языческий храм. Очистили место и вырыли три креста, сходные между собой, и подле них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из этих крестов – Крест Господень. Тогда привели больную женщину, и она начала по очереди прикладываться к крестам. Приложилась к первому, исцеления не получила; приложилась ко второму – тоже помощи не было; а когда приложилась к третьему кресту, тотчас выздоровела. Потом принесли умершего и стали прикладывать кресты, один за другим, к умершему. От двух крестов не было никакого чуда; когда же приложен был третий крест, умерший воскрес. Тогда царица и духовенство признали этот крест за Крест Господень, стали поклоняться и целовать его. Но так как народу было много и приложиться сразу всем было нельзя, то просили, по крайней мере, показать Крест Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Во глубине сей пещеры стоит престол во имя Предтечи Господня и нашего праотца Адама; за престолом, сквозь железную решетку, при свете неугасимой лампады, видна все та же расселина скалы; тут, по древнему преданию, сохранившемуся в писаниях многих святых отцов, была погребена глава Адамова, отчего и самая скала получила название Голгофа, что значит: лобное место. И вот, говорит предание, когда воин ударил копьем в пречистое ребро Второго Адама – Господа нашего, то Святая Кровь и вода, истекшие из ребра, прошли сквозь трещину Голгофской скалы и омыли главу первозданного Адама. Согласно с этим преданием, в нашей Православной Церкви, при изображении Распятия Господня, всегда под Крестом изображается и череп человеческий, лежащий на двух крестообразно сложенных костях. С Голгофы паломники сходят вниз, за алтарь главного храма Воскресения. Тут, в темной полукруглой галерее, находится несколько малых приделов и сход в подземные церкви. Первый от Голгофы придел принадлежит грекам; он называется приделом Поругания и Тернового венца. В этом алтаре, под престолом, находится часть столпа из серого мрамора, на котором сидел Господь наш, когда воины ругались над Ним в претории Пилата. Тут же в стене, за стеклом и за решеткой, сохраняется часть тернового венца; две неугасимые лампады освещают таинственный мрак этого придела. Рядом с этим приделом – дверь в подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены, куда спускаются по 33 ступеням. Эта церковь ископана в природной скале в то время, когда царица Елена искала здесь Животворящий Крест Господень; место обширное, шагов 30 в длину и столько же в ширину; купол поддерживают четыре толстые колонны. Владеют этой церковью армяне. По правую сторону алтаря есть каменное седалище, где, по преданию, находилась святая царица Елена в то время, когда отыскивали Крест; тут же сходят еще 13 ступенями в пещеру, где закопан был Святой Крест в продолжение трехсот лет, здесь-то и найдены были три креста: один – Господень, а два – разбойников, распятых со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чтобы отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа, в Иерусалим поехала мать императора Константина царица Елена. Долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на древнего старца, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище тут же разрушили и начали копать землю. Вскоре быди обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста. В это время мимо проходила похоронная процессия. Чтобы узнать, на котором из этих трех крестов был распят Спаситель, Иерусалимский патриарх Макарий поочередно возложил их на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Ποсле этого патриарх Макарий поднял (воздвиг) Крест, чтобы все Его видели, и люди возглашали: «Господи, помилуй». Произошло это 14 сентября 335 года. С того времени Церковь начала отмечать праздник Воздвижения Креста. Позже на этом месте по повелению императора Константина был возведен храм в честь Воскресения Христова, включивший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Тропарь праздника: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Русский перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние (то есть народ христианский) Твое; даруй победу над врагами, сохраняя Твоим Крестом Твое общество (то есть христиан). Кондак праздника: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Русский перевод: Вознесшийся на Крест по Своей воле, Христе Боже, даруй Твои милости носящему Твое имя новому обществу (то есть христианам), Твоей силой пошли нам радость, посылая победы над врагами нам, имеющим помощь Твою: орудие сохранения мира и знамя победы (святой Крест). За свои великие заслуги перед Церковью император Константин и матерь его царица Елена именуются равноапостольными. Богослужение праздника Воздвижения священнослужители проводят, облачившись в одеяния фиолетового или бордового цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне» . И при жизни равноапостольная княгиня была удостоена сверхъестественного Богопознания. Святая Ольга, как пророчествовал о ней Патриарх Феофилакт, возлюбила Свет – Господа Иисуса Христа. Выше видимого творения В тропаре святая Ольга воспевается и так: «Возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих». В глаголе возлетела еси имеется приставка воз-, которая используется при образовании глаголов и обозначает движение или действие вверх. Этим автор показывает величие стремления к Богопознанию святой и указывает на то, что она не просто взлетела вверх, но превыше, то есть взлетела в предельной степени высоты. На этом автор не останавливается и говорит: поиски Бога – это бесконечный процесс, у которого нет финала. Достигнув предельной степени тварного бытия, равноапостольная княгиня Ольга, как и все святые, продолжает идти путем бесконечного Богопознания. Рождение в Крещении Равноапостольная была призвана искать Бога – по-церковнославянски взыскати Бога . Княгиня Ольга в своем стремлении к Творцу всего мироздания, постепенно познавая Его, обрела Его в Таинстве Крещении. И она находит Его – Того, Кого так долго искала, после чего приступает к таинству Крещения. Крещение для христианина является первым церковным Таинством, поскольку оно является «рождением и началом нашей новой жизни во Христе» . Принятие таинства Крещения было необходимо княгине Ольге, поскольку без него она бы не смогла продолжить поиск истины. Без Крещения невозможно ни сделаться частью Тела Христова – Церкви, ни участвовать в других таинствах. Сам Господь указывает на необходимость и спасительность Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Наслаждение от Древа Жизни Неспроста особое внимание в тропаре автор уделяет Древу Жизни – Кресту Господню. Равноапостольная Царица Елена, чье имя в Крещении приняла княгиня Ольга, в 326-м году в Иерусалиме, около Голгофы, обрела Животворящий Крест Господень. Константинопольский Патриарх Феофилакт, крестивший княгиню Ольгу в 957-м году, благословил новокрещеную Крестом.

http://pravoslavie.ru/140691.html

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: “Господи, помилуй”, благоговейно поклонялся Честному Древу. Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 сентября, 2020 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vozd...

В Трире была широко распространена древняя легенда о том, что другие гвоздя с Креста Иисуса Христа царица Елена повелела вставить один – в уздечку лошади сына Константина, другой – в обрамление для одной из императорских корон, что подтверждает и итальянский историк Анджело Пареди. Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет на руках своего сына и внука Констанция. Немецкие историки считают, что если осенью 328-го и в начале 329 года император Константин пребывал в Трире, значит святая Елена отошла ко Господу именно в этом городе . Тело святой Елены Константин велел перенести в Рим, где ее погребли с великими почестями. По одним источникам, ее могила находилась якобы при церкви святых Петра и Марцеллина, расположенной на пути из Рима в Неаполь, где до сих пор существует кладбище святой Елены. Спустя два года мощи святой Елены были перенесены в Константинополь. По другим источникам, саркофаг с ее телом якобы находился в Torra Pignattara на улице Via Labicana, о чем в 1154 году писал папа Римский Анастасий IV. Есть сведения о том, что часть мощей святой Елены попала в римскую церковь Santa Maria in ara coeli, а другая часть мощей в IX столетии попала во французское местечко Hautvillers. Об этом сообщается в хронике некоего монаха по имени Altmann из Hautvillers. По сведениям служителей Кафедрального собора святого Петра и Епископского музея Трира, глава святой Елены хранится в Трире с 1356 г.: это подарок собору и его горожанам короля Карла IV. В 1990 г. реликварий, в котором хранятся мощи святой Елены, был украшен бюстом святой царицы работы Тео Хайерманна. В современном Трире жива память о святой Елене. В 1883 и 1908 гг. две трирские улицы получили ее имя – Helenenstrasse и St.-Helena-Strasse. В городском районе Ойрен находится старинная церковь во имя святой Елены (Helena-Patrozinium). Именем святой царицы назван один из местных церковных хоров, а также детский сад. В самом центре города, на его площади Главный рынок можно видеть старинное здание, украшенное скульптурными изображениями святой Елены. Большое скульптурное изображение святой царицы можно видеть в Епископском саду, а несколько трирских церквей имеют мозаичные панно и витражи, рассказывающие о житии святой Елены.

http://pravoslavie.ru/3344.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010