Новая христианская столица, получившая название по имени своего устроителя, – «град царя Константина», Константинополь, занимавшая серединное место между прежних столиц империи – Рима и Никомидии, как некогда Иерусалим – «град царя Давида», не принадлежавший исключительно ни одному колену израильскому 3365 , по своему счастливому географическому положению, и врученная покровительству Божией Матери, быстро расцвела и затмила славу и величие не только пышной Никомидии, но и самого великого Рима. И подобно тому, как в древности Давид, водворившись в Сионе, смущался тем, что он «живет в доме кедровом», " а Кивот Завета остается под кожами» ( 2Цар.5:9–11, 7:2 ; 1Пар.17 и дал.), так теперь Константин, поселившись в прекрасной Византии, не мог оставаться равнодушным к поруганной «колыбели 3366 христианства» – месту земной жизни Господа Иисуса, Его страданий, смерти и воскресения. Благоговея пред знамением Креста, он пожелал прославить самое «живоносное Древо, на нем же распялся Царь и Господь». Но, как воин и при том проливший много крови, он почитал себя недостойным совершить то самолично. Это благочестивое намерение императора привела в исполнение его равночестная мать, царица Елена, которую он отпустил в Иерусалим, снабдив ее полномочием и богатыми дарами. Елена, как повествует Евсевий 3367 , эта старица с юношескою быстротою устремилась на Восток, чтобы совершить должное поклонение стопам Господа, – по слову пророка, «поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). В стране священной, ознаменованной дивными событиями, где всё напоминает о «великой Тайне благочестия – явлении Бога во плоти», наглядно проявилось величие смиренной души царственной старицы; там святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, а в самой скромной одежде вращалась она среди народной толпы, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню; подражая Господу Иисусу, свое самоуничижение она простирала до того, что в своем доме собирала девственниц, угощала их и сама служила за столом в виде простой рабыни 3368 . Пример искреннего благочестия царицы производил глубокое впечатление не только на верующих во Христа, но и на неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Воздвижение Креста Господня. 27 сентября н.с. (14 сентября с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта) Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, обрела святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого . С воцарением ее сына, царица Елена жила при дворе. Не вмешиваясь в политические дела, она посвящала оставшиеся годы своей жизни на укрепление христианской веры. Невозможно представить ничего печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило Палестину. На развалинах города Давида был восстановлен новый город, украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. Алтарь Юпитера помещен был на том самом месте, где прежде стоял храм Соломона. Намеренно или случайно места, освященные рождением и смертью Спасителя, были осквернены капищами, посвященными гнусным мистериям. Над главными городскими воротами поставлено было изображение свиньи, дабы этою ненавистною израильтянам эмблемой заставить их еще более удаляться от своего священного города. По прибытии в Иерусалим первым желанием императрицы было посетить место погребения Спасителя. «Пойдем, — сказала она, — пойдем почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но, к великому ее удивлению, никто не мог в точности указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Иисус Христос, дабы лишить ее почитания, какое оказывали ей христиане. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать пещеру, дабы не оказать какого-либо почтения предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Затем, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, пожаров и опустошений, самое расположение города намного изменилось. Новое поколение, населявшее город, почти утратило предания о святых местах. От всеобщего забвения сохранилось только место рождения Спасителя — Вифлеемская пещера. Но Елена не отступила пред этими препятствиями. По ее приглашению, к ней собрались образованнейшие из христиан и иудеев, и в ее присутствии произвели топографическое исследование о месте страданий Иисуса Христа. Рассказывают, что в этом случае оказал большие услуги один иудей, наследовавший от своих предков тайну о святых христианских местах.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Поклонение Кресту Господню совершили на Воздвижение русские святогорцы Афон, 28 сентября 2014 г.      Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня торжественно отметили 14/27 сентября в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, – сообщает портал «Русский Афон» . По традиции, с 26 на 27 сентября в центр монастырского храма была торжественно вынесена великая святыня русской святогорской обители – Крест с частицей Животворящего Креста Христова, хранящийся в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре. После этого духовенство, братия и паломники во главе с 99-летним настоятелем схиархимандритом Иеремий (Алехиным) в центре храма традиционно совершили поклонение перед святыней. Воздвижение креста совершил отец-игумен по архиерейскому чину – все настоятели 20-ти Афонских монастырей имеют такое право. Крестный ход, согласно афонской традиции, совершался внутри храма. На праздничном богослужении присутствовали многочисленные паломники из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Греции и других стран. 14/27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников.      В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть. Царица Елена часть найденного Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре издревле хранится частица Животворящего Креста Христова. «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. По слову схиархимандрита Иеремии (Алехина), вынесение креста на поклонение совершается для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить братию и всех православных христиан, ибо без крестоношения и внутреннего самораспятия невозможно человеку побороть страсти и достичь восстановления завета с Богом. 29 сентября 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/73972.html

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. [Инфографика]. Дата: 27 сентября; Статус : двунадесятый праздник; Суть праздника : Крест — это символ  искупительного подвига Сына Божия, Который расплатился Своей человеческой жизнью за грехи каждого из нас, а затем воскрес и призвал нас следовать за Собой в вечную жизнь...; Событие : В отличие от других двунадесятых праздников, этот  посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви. В 326 году император Константин Великий  хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Под Голгофой обнаружили три креста. К каждому по очереди поднесли  недавно умершего человека.  И Господь  явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню. Ил.: Обретение Креста. Аньоло Гадди. XIV в.; По всему миру !: Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время Крестовых походов XII-XIII веков. Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском  соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея. Фото; Икона праздника Крестовоздвижения : С пояснениями  того, что изображено на ней: Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) , возведенный по приказу царицы Елены на месте распятия и погребения Христа; Святой равноапостольный император Константин ; Молящиеся на иконе символизируют собою христиан всех времен и народов, поклоняющихся спасительному подвигу Христа; Святитель Макарий Иерусалимский в сопровождении двух диаконов поднимает над молящимися найденный Крест Господень;   Святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина; Особенности богослужения : Чин воздвижения Креста Господня входит в состав архиерейской службы, совершающейся вечером накануне Крестовоздвижения. На этой службе патриарх или архиерей (см. фото) трижды поднимает Крест, а хор сто раз поет «Господи, помилуй». Затем Крест омывают благовонной водой и назавтра после литургии раздают ее народу. В обычных храмах в конце вечернего богослужения совершается вынос Креста на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»; Материал подготовил Игорь  Цуканов //Фома. - — сентябрь 2020. - С.22-23. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-209-...

   Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то его слова глубоко проникали в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и стали спрашивать: «Что же нам надо делать? – Покайтесь, – ответил им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа,» (Деян.2:37—39) и Бог не только простит ваши грехи, но и, как нам, даст вам благодать Святого Духа.    Многие из уверовавших по слову Петра тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились, так что к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось распространение Церкви Христовой, сначала в Иерусалиме, потом – в Иудее, а со временем и по всему миру.    Таким образом, ветхозаветный праздник Пятидесятницы с момента сошествия Святого Духа на апостолов стал «днем рождения» Церкви Христовой. Она, согласно обещанию Самого Спасителя, пребудет на земле непобежденной всеми силами ада до Его славного Второго пришествия.    Со дня сошествия Духа Утешителя праздник Пятидесятницы стал называться еще и праздником Пресвятой Троицы, потому что сошедший на учеников Дух Святой открыл людям более глубокое познание о Боге, а именно, что единый по существу Бог имеет три Лица. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это единый Триипостасный Бог. Воздвижение Креста Господня    Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, обрела святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого. С воцарением ее сына, царица Елена жила при дворе. Не вмешиваясь в политические дела, она посвящала оставшиеся годы своей жизни на укрепление христианской веры. Невозможно представить ничего печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило Палестину. На развалинах города Давида был восстановлен новый город, украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. Алтарь Юпитера помещен был на том самом месте, где прежде стоял храм Соломона. Намеренно или случайно места, освященные рождением и смертью Спасителя, были осквернены капищами, посвященными гнусным мистериям. Над главными городскими воротами поставлено было изображение свиньи, дабы этою ненавистною израильтянам эмблемой заставить их еще более удаляться от своего священного города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

Древнее предание говорит, что Крест Христов, по снятии с него тела Господня, был взят с Голгофы вместе с крестами разбойников и зарыт в землю руками иудеев, которые таким образом, сами не сознавая, содействовали сохранению его: находясь в земле, он находился в руках Промысла Божия – до предопределенного времени 306 . Во II веке по Р.Х., при императоре Адриане, враждебные христианам язычники, стараясь всеми средствами изгладить память о месте распятия Христова, по сказанию церковных историков 307 , сделали над ним большую насыпь, поверхность выстлали камнем и построили на площадке языческое капище. Таким образом, христиане первых веков не могли безопасно посещать места страданий Господа. Крест Господень так же, как и самая Голгофа и пещера воскресения, были сокрыты под толстым слоем насыпной земли. Притом, если бы Крест Христов и святые места распятия, погребения и воскресения Господа были открыты во времена гонений, то они сделались бы предметом хулы и посмеяния гонителей Церкви Христовой. Святыни христианства могли явиться миру с достодолжною честию лишь по прошествии времен гонений в благочестивое царствование святого равноапостольного Константина Великого . Святая мать его, царица Елена, по особенному внушению Божию 308 отправилась в Иерусалим для посещения святых мест, ознаменованных событиями земной жизни Господа Иисуса Христа. Прибыв в святой город, она всецело была занята мыслию о Кресте Господнем. «Вот место сражения, – взывала святая царица, – но где победное знамя? Ищу знамения победы и не обретаю. Я на троне, Кресту ли Господню оставаться в земле? Я в великолепных чертогах, знамению ли победы Христовой пребывать в прахе? Как я могу почитать себя искупленною, когда не вижу орудия искупления? Нет, да исторгнется из земли тот меч, коим низложен истинный Голиаф!» 309 Но исполнению желания святой царицы найти древо Креста Господня представлялось, повидимому, непреодолимое препятствие: Крест был сокрыт, и место сокрытия его было тайною врагов христианства. Собрав старейших по возрасту иудеев, святая Елена спрашивала у них, где находится Крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Третий прижизненный портрет описан архим. Леонидом (Кавелиным), который полагал, что эту работу нем. художника упоминал в своих записках митр. Паисий Лигарид ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 329). Н. был запечатлен сидящим в кресле в простой «рясе и камилавке (Афонского образца валеной низкой, покрытой наметкой покрывалом) черной байберековой с вышитым напреди ее жемчужным Херувимом» (хранится в ИАХМНИ), его правая рука покоилась на раскрытой кн. Апостол (1 Кор 6. 12), в левой Н. держал трость и черные янтарные четки - подлинные вещи, позднее сохранявшиеся в обители. Последующие повторения этого портрета неизвестны. Возможно, его творческой репликой является предположительный портрет Н. 2-й пол. XVIII в. (?) из частного собрания: поясное изображение духовного лица вполоборота вправо, в рясе и коричневом клобуке с воскрилиями, на груди только крест, в правой руке - четки, в левой - высокий черный жезл с навершием в виде посоха. К прижизненным изображениям Н. относятся также 2 рисунка художника, сопровождавшего барона А. фон Мейерберга в его путешествии по России в 1661-1662 гг. (Рисунки к путешествию по России. 1827. Л. 59, 60). На одном Н. показан идущим влево, в архиерейских одеждах, с жезлом в правой руке и с платом в левой; за его спиной - маленькая фигура отрока, поддерживающего омофор. Черты лица патриарха не вполне соответствуют запечатленным на др. ранних портретах (большие глаза, нос с горбинкой), борода сравнительно узкая и короткая, раздвоенная на конце. В большей степени напоминает по внешности прижизненные портреты 2-й рисунок Н. из альбома Мейерберга: патриарх запечатлен в рост «в обыкновенном домашнем одеянии» (рясе и клобуке), в руках - посох и четки. Значительный ряд изображений Н. сохранился на подносных образах Кий-Островского Крестного мон-ря, именуемых «Кийский крест, с предстоящими» («Поклонение Кийскому кресту», «Крестовый образ»; см. ст. Кийский крест ). Иконографическим источником послужили иконы с предстоящими (не ранее 1658, сохр. прориси с икон - ИАХМНИ), находившиеся по сторонам «кипарисного» креста с распятием в Голгофской ц. Новоиерусалимского монастыря: слева - в рост царь равноап. Константин, царь Алексей Михайлович и коленопреклоненный Н., справа - царица равноап. Елена, царица Мария Ильинична и царевич Алексей Алексеевич ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 243, 291. 120; Зеленская Г. М. Прижизненные изображения Патр. Никона//Никоновские чт. 2002. С. 9-11). Иконы с теми же предстоящими (равноапостольные Константин и Елена, «персоны» ктиторов) были установлены в Крестовоздвиженском соборе по сторонам Кийского креста (1656). Скорее всего именно их использовали местные мастера в качестве образцов при создании списков. Еще одним протографом послужила икона «по полотну» письма Салтанова, предназначавшаяся «к великому государю в хоромы» (1677-1678, ГММК; см.: Успенский А. И. Царский живописец дворянин Иван Иевлевич Салтанов//Старые годы. СПб., 1907. Март. С. 75-86; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 582-583, 587-588).

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Распространение Церкви Христовой Распространение Церкви Христовой в Римской империи Равноапостольные Константин и Елена      Книга Деяний святых апостолов повествует о трудах апостолов Петра и Павла. Из Предания нам известно о проповеди других апостолов Христовых. Несмотря на то что христиан преследовали и истребляли, Церковь Христова распространилась по всей Римской империи. В начале III века христианский писатель Тертуллиан свидетельствует, что христианская Церковь распространилась в обширных пределах империи; народы Британии, Скифии, Мавритании и других стран, не покорившихся римской власти, также приняли учение Христа. Особое значение получили христианские общины трех главных городов Римской империи — Рима, где проповедовали апостолы Петр и Павел, Александрии, где Церковь была основана учеником апостола Петра евангелистом Марком, и Антиохии, где Церковь была утверждена трудами апостолов Варнавы и Павла и где затем проповедовал Петр. Эти города стали центрами больших Поместных Церквей — Римской на Западе, Антиохийской на Востоке, Александрийской в Северной Африке. Матерь всех христианских Церквей — Церковь Иерусалимская — в течение трех первых веков испытывала множество потрясений. В 70 году, после иудейского восстания, Иерусалим был разрушен римскими войсками, и всем евреям, в том числе и христианам, запретили селиться в нем. В середине II века иудеи вновь подняли восстание против римлян, но и оно было жестоко подавлено, а сам Иерусалим получил языческое название Элия. Возрождение Иерусалимской Церкви связано с именем святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина. В 326 году городу возвращается название Иерусалим. Царица Елена отправляется туда в паломничество и после тщательных, долгих исследований и поисков находит Крест, на котором был распят Спаситель мира Христос. Ее стараниями в Иерусалиме и во всей Палестине строится множество храмов, христиане получают защиту и поддержку. Обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме     

http://pravoslavie.ru/104484.html

Воздвижение Креста Господня в 2024 году По прибытии в Иерусалим первым желанием императрицы было посетить место погребения Спасителя. «Пойдем, — сказала она, — пойдем почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но, к великому ее удивлению, никто не мог в точности указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Иисус Христос, дабы лишить ее почитания, какое оказывали ей христиане. 25 сентября, 2016 По прибытии в Иерусалим первым желанием императрицы было посетить место погребения Спасителя. «Пойдем, — сказала она, — пойдем почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но, к великому ее удивлению, никто не мог в точности указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Иисус Христос, дабы лишить ее почитания, какое оказывали ей христиане. Воздвижение Креста Господня в 2024 году будет 27 сентября. Подробнее о предпосылке и проведении этого важного праздника Православной Церкви читайте в статье! Воздвижение Креста Господня в 2024 году Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) – 27 сентября 2024 года Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) – 27 сентября 2025 года Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) – 27 сентября 2026 года Крест , на котором был распят Господь наш Иисус Христос, обрела святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого. С воцарением ее сына царица Елена жила при дворе. Не вмешиваясь в политические дела, она посвящала оставшиеся годы своей жизни укреплению христианской веры. Невозможно представить ничего печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило Палестину. На развалинах города Давида был восстановлен новый город, украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. Алтарь Юпитера помещен был на том самом месте, где прежде стоял храм Соломона. Намеренно или случайно места, освященные рождением и смертью Спасителя, были осквернены капищами, посвященными гнусным мистериям. Над главными городскими воротами поставлено было изображение свиньи, дабы этою ненавистною израильтянам эмблемой заставить их еще более удаляться от своего священного города.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Место, где сокрыт был Крест Господень, было неизвестно; к отысканию его благочестивая Елена употребила со своей стороны все средства и свое царское влияние. И после долгих усиленных опросов и исканий место это указано было некиим Иудою, евреем, преклонных лет старцем, сыном иудейского учителя, – указано под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня. По приказанию царицы мерзкая Венера была низвергнута, ее капище немедленно разрушено; святитель иерусалимский Макарий совершил молитву на поруганном месте; приступили к расчистке возвышенности. И благочестивая ревность получила дивное подкрепление: трудившиеся, копавшие землю верные обоняли воню благоухания, исходившую из-под земли. Ревность о славе имени Христова побуждала работавших, согласно желанию блаженной Елены, относить материалы разрушенного языческого храма и весь мусор из-под него как можно дальше от места погребения Господа Иисуса, чтобы таким образом ничто оскверненное идолослужением не прикасалось великой христианской святыни. Пещера Гроба Господня была найдена и очищена; близ нее, на восточной стороне, обретены были три креста и подле них доска с надписью и честные гвозди. – Но как было узнать, который из трех крестов был крестом Спасителя? – Общее недоумение по этому делу разрешилось, по устроению Промысла, чрез такое чудесное событие: случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца; святитель Макарий велел остановиться проносившим покойника; стали полагать, по совету епископа, найденные кресты по одному на умершего; и, когда возложен был Крест Христов, мёртвый воскрес. Все, видя это чудо, возрадовались и прославили дивную силу животворящего Креста Господня. Старица-царица с благоговением поклонилась честному Древу и облобызала его. А так как при множестве народном не возможно было, по примеру царицы, каждому порознь воздать должное почтение обретенному кресту, то святитель Макарий, удовлетворяя общему желанию – хотя бы издали видеть святыню, благочестно подъяв ее и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: «Господи, помилуй!» Это было первое Воздвижение честного и животворящего Креста; совершилось оно в 326 году. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября 3369 . Многие из язычников и иудеев тогда обратились ко Христу; в числе обратившихся был и тот Иуда, которой указал место, где хранился святой Крест 3370 . Святой Крест потом положен был в серебряный ковчег для сохранения; в великую пятницу он выносим был на Голгофу (в построенном вскоре храме, где он хранился) для поклонения. Но частицу живоносного Древа святая Елена, оставляя Иерусалим, взяла с собою в дар сыну своему Константину. Прожив после того не долгое время блаженная царица-мать скончалась и была честно погребена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010