Испытывая чувства благоговения к Кресту Господню, Константин Великий пожелал отыскать Честное Древо Креста Господня и построить храм на Голгофе. В 326 г. на поиски Креста Господня отправилась в Иерусалим его мать, царица Елена. По преданию, место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было какое-либо свидетельство о нем. И это свидетельство было явлено чудодейственной силой Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина. В благоговейной радости царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня, и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать (воздвигать) Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год его обретения. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, Константин Великий с его матерью Еленою, получили название святых равноапостольных, то есть равных апостолам. В этот праздник положен строгий пост в воспоминание Крестных Страданий Спасителя. Тропарь праздника : Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние (наследие) Твое, победы на сопротивныя (над врагами) даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (общество христианское). Кондак праздника: Вознесыйся на крест волею (по Своей воле вознесенный на кресте), тезоименитому Твоему новому жительству (носящим Твое имя, т.е., христианам) щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая (подавая) нам на сопостаты (над врагами), пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу (да имеем помощь Твою – оружие примирения и непобедимую победу — Крест ). Раздел 5. Учение Православной Церкви о Таинствах Понятие о Таинствах и обрядах

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Когда в лице святого равноапостольного императора Константина великого христианство воцарилось в древней римской вселенной, тогда равноапостольная мать Константина, святая царица Елена отправилась на восток во святую землю поклониться местам освященным стопами Христа Спасителя, и по возможности разыскать памятники, бывшие свидетелями земной Его жнзни. Первыми предметами поклонения и благоговейных расследований благочестивой царицы были Иерусалим, гора Голгофа, пещера гроба Господня и животворящий крест, на котором Христос Господь пролил свою животворящую кровь. К этим расследованиям о кресте и о прочем приступили предварительно посредством распросов у Иерусалимских старожилов: так как древний, современный Христу Иерусалим, по двукратном разрушении его римлянами, при императорах Веспасиане, Тите и Адриане, находился в развалинах, так что не осталось камня на камне от древних построек, все было разгромлено и превращено в массивную груду мусора и щебня. Приходилось, как и до настоящего времени по местам приходится, дорываться до настоящей почвы, на которой стоял старый Иерусалим, по которой ступали стопы Господа Иисуса Христа и современников Его. О месте, где засыпан был крест, спрашивали не только у христиан, но и у евреев более сведущих. Один старый еврей, по имени Иуда, впоследствии принявший св. крещение и нареченный Кириаком, по старому преданию, указал место, где следовало искать креста Христова. Когда на указанном месте приступлено было к раскопкам, то обретены три креста, один Христов, а два, на которых распяты были два разбойника. Подлинный крест Христов узнан был по находившейся при нем дщице с надписью: Иисус Назарянин, царь Иудейский, и по целому ряду чудес, которые исторически засвидетельствованы, по исцелению больных, даже по воскрешению умершего. Обретение житворящего креста совершилось при патриархе Иерусалимском Макарии. Конечно, с соизволения святой царицы Елены, крест Христов, по вынутии из земли и по удостоверении его подлинности, на вершине горы Голгофы, в присутствии самой императрицы, при огромном стечении народа, святым патриархом Макарием был воздвизаем вверх и вниз для показания великой святыни всему народу, стекшемуся во множестве, и народ при этом в молитвенном восторге и умилении восклицал едиными усты и единым сердцем: Господи помилуй, Господи помилуй, многократно. Значит, вот еще где начало соблюдаемого в церкви обряда воздвижения честного и животворящего креста. При подлинном кресте Христовом обретены самые гвозди, которыми пригвождено было к нему пречистое тело нашего Спасителя. Эти гвозди и часть самого животворящего древа равноапостольная царица препроводила своему сыну св. Константину, который некоторые из гвоздей вбил в свой шлем, а другие вковал в свое боевое вооружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Целлофан в глазах мелькал, посередине аллеи вырисовался силуэт… Катька! Не может быть! Длиннющая юбка, платок развевается, Катька машет своим неизменным молодежным рюкзаком. Вот ведь человек, не боится косых взглядов, как хочет одевается, живет — как считает нужным.. — Алена! Сколько лет, сколько зим! Солнышко, ты чего, чего плачешь? Алена подняла глаза и вдруг сказала: — Я хочу креститься . С Катькой говорили долго. О Боге, о вере, обо всем. Алена впервые призналась, как казнит она себя за предательство, как тоскует по мужу. Как тяжко, что сын растет без отца. Как поздно поняла она, что никакие деньги, тряпки и даже никакие в пылу ссоры брошенные обидные слова не могут быть причиной рушить семью, созданную в любви. Святая равноапостольная царица Елена Решили, что назавтра Алена поедет в Катькин храм – а храм-то какой! Святых Константина и Елены ! Не иначе как святая Елена сама молится за нее! Возьмет с собой сынишку, вместе крестятся. Весь вечер Алена, запершись в комнате, читала книги, которые перекочевали к ней из Катькиной безразмерной сумки. Она радовалась, что-то как свежий ветер пробегало по ее сердцу. Она чувствовала, что хочет, бесконечно хочет быть вот в этом мире, который открывался ей со страниц. Откуда-то взялась решимость – она открыла дверь, вошла к маме и сказала: — Мы с сыном завтра едем креститься! Мать посмотрела на нее и процедила: — Иди спать. Наутро Алена проснулась, надела домашнее короткое платьишко, посмотрела на часы и ахнула: надо ехать! Так, надо взять платок, сумку с деньгами, одеться, собрать сынишку, который спал в бабушкиной комнате… Она вошла в зал: — Мам, ты мою сумку не видела? — Видела. Она у меня в комнате. Алена направилась туда, но мать встала у нее на пути. — Мама, мне некогда, мне ехать пора! — Никуда ты не поедешь. Ни сына, ни денег я тебе не дам. Позорить меня ты не будешь! Алена попыталась проскользнуть в комнату, откуда доносился голос ее сестры и озадаченное гуление малыша, но мать отшвырнула ее к стенке. Глаза застилались слезами. Алена поняла: заплакать сейчас – значит, ослепнуть на какое-то время и вообще никуда не добраться. Волевым усилием удержав слезы, она повернулась к своей комнате поймала удовлетворенный взгляд матери.

http://pravmir.ru/alyona-i-elena/

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина – созыв I Вселенского Собора в Никее в 325 году. На нем было осуждено арианстство и составлен Символ веры , в который, по предложению императора, был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Второго Лица Пресвятой Троицы. Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, предложившему внести в Символ веры это определение. После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое Крещение, приготовившись к нему всей своей жизнью 215 . Скончался святой Константин в день Пятидесятницы 21 мая 337 года и был погребен в церкви Святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. История присвоила ему имя Великого. Православная Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным. Вместе со св. Константином к лику святых причислена его мать, царица Елена (память 6 марта и 21 мая н. ст., †327), которая также именуется равноапостольной за свои заслуги в деле распространения и укрепления христианства. Святой Константин был единственным сыном св. Елены. Когда ему было 17 лет, Диоклетиан приказал Констанцию Хлору развестись с Еленой и жениться на родственнице императора Феодоре. О времени принятия св. Еленой христианства существуют разные сведения. Одни пишут, что она была тайной христианкой еще до развода с Констанцием. Другие – что она приняла Крещение по обращении св. Константина. Главной ее заслугой перед Святой Церковью, как известно, является обретение Животворящего Креста Господня. Глубоко почитая Крест Господень, император Константин желал найти и подлинный Крест Христов. Для этой цели он направил в Иерусалим 216 святую царицу Елену (которая была уже в весьма преклонном возрасте), дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам 217 . В Святом граде наглядно проявилось величие смиренной души царственной старицы. Святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, но в самой скромной одежде вращалась среди народной толпы, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню. Подражая Спасителю, свое самоуничижение она простирала до того, что в своем доме собирала девственниц, угощала их, и сама служила за столом в виде простой рабыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нины, возвращенный из России, и список с нерукотворенной иконы Спасовой, взятый в Сион из подворья Марткобского. Не весьма давно поступила туда еще одна древняя икона Богоматери, с ликом св. Нины, на задней позлащенной доске; она долго находилась в кафедральной церкви бывшей Ниноцминдской епархии, ныне упраздненной в Кахетии, и взята была оттоле после падения сводов древнего храма, устроенного из языческого капища, при самом начале христианства в Грузии. Внутри сей складной иконы хранится еще более драгоценное сокровище: довольно большая часть животворящего креста, с частицами мощей вокруг него расположенных: великомученика Георгия, св. Феодора, Евстафия, бессребренных и сорока мучеников, Христофора и Параскевы, Евфимии, Игнатия, Евгения и Ермолая. Трогательная надпись, внутри и снаружи иконы, свидетельствует о усердии царя Арчила, богато ее украсившего в 1678 году. Такова его молитва , начертанная кругом креста: «О животворящее древо, не лиши меня жизни, как первого отца нашего Адама, но буди мне помощник и покровитель в сей и будущей жизни; равно и вы, все множество мучеников, будьте ходатаями пред Богом царю Арчилу». Хроникона год 365. И к святой просветительниц Нине молитвенно он взывает: «Святая равноапостольная Нина, буди ходатайницею в обе жизни, царю Арчилу, который пожертвовал сим, во спасение души своей, и, в преспеяние царства своего, украсил образ твой». Замечательны, в ризнице Сионской, нисколько древних панагий и митр, из коих одна, окованная золотом с венцем вокруг, перенесена была из Алавердскаго собора, не смотря на заветную клятву на ней начертанную. Ее пожертвовала царевна Елена, супруга несчастного Давида, падшего в битве с царем Ростомом магометанином, в Кахетии, пред лицом великого Теймураза отца своего, который бежал потом в Россию. Туда удалилась и Елена с сыном своим Ираклием, впоследствии воцарившимся в Тифлисе, и, как видно из надписи, устроила митру сию на русские деньги: «Царя царей Государя Теймураза и Царицы цариц Хорошани, дщери грузинского Государя, невестка, сына и первенца их царя Давида, супруга Елена царица, дщерь Диасамидзева, пожертвовала великомученику и победоносцу Георгию Алавердскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кресту Твоему покланяемся, Владыко! Ныне – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; я расскажу вам, слушатели, что означает нынешний праздник и по какому случаю он установлен. Равноапостольный царь Константин Великий некогда, идя на сражение против Максентия, увидел днем в воздухе крест, составившийся из звезд, а внизу креста слова: «Сим побеждай». Ободренный таким чудным явлением, Константин Великий смело вступил в сражение и счастливо победил своего врага. Мать Константина, святая равноапостольная царица Елена, приписывая сию победу Иисусу Христу, с этого случая приняла намерение отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос. И вот она отправляется в Иерусалим, ищет, наведывается, спрашивает у жителей иерусалимских о Кресте Господнем, но о нем никто ничего не знал. Наконец, от некоего престарелого еврея, по имени Иуда, она узнает, где Крест Господень: он был зарыт в земле, под языческим храмом. Святая Елена тотчас приказала сломать здание; здание сломали, начали рыть и нашли в земле три креста. Который же крест Христов? Промысел неожиданно разрешил это недоумение. Мимо того места, где рассматривали вырытые кресты, несли мертвеца на погребение. Патриарх Макарий повелел несшим остановиться, и полагаемы были кресты на мертвеце. Полагают на нем один крест – ничего, другой – тоже ничего, полагают третий – мертвец оживает. Таким образом, наконец, и узнали, который Крест Господень. Святая Елена, духовенство, вельможи, народ, воины начали поклоняться Кресту Господню и лобызать его. По чрезвычайной тесноте все не могли его видеть, а хотелось всем, и потому патриарх Макарий, взойдя на возвышенное место, поднимал, воздвигал его и таким образом показывал всему стоящему народу. Народ смотрел, молился и падал на землю. Сие-то воздвижение Креста Господня, совершенное некогда в Иерусалиме, ныне воспоминается нашей Церковью. Слушатели-христиане! Мы теперь взираем, молимся и лобызаем Животворящий Крест Господень; будем и непрестанно иметь его пред глазами, будем и всегда молиться пред ним, будем и чаще лобызать его. Крест Христов, на небе виденный Константином, победу даровал, а из земли вырытый – мертвеца воскресил; будем взирать на него очами веры – и мы победим своих врагов видимых и невидимых; будем лобызать его сердцем и устами – и мы оживем от болезней душевных и телесных; будем, молясь пред ним, всего ожидать от него – и все мы получим.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

33 См.: Липаков Е.В. Иудаизм//Татарская энциклопедия: В 5 т./Гл. ред. М.Х.Хасанов, ответ. ред. Г.С.Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2: Г – Й. – С.с. 633 – 634. 39 Речь шла об известном иудейском сочинении «Сефер Толдот Йешу» (или «Сефер Толдос Йешу»), в котором происхождение Иисуса Христа и его жизнь представлены в самом отвратительном и искажённом свете. Пересказывая его, Вульф Нахлас явно старался избегать самых богохульных толкований. – И.А. 41 Имелась в виду Римская Императрица Елена (около 250 – 330 гг.) – мать первого христианского императора Римской Империи Константина I Великого, причисленная вместе с ним к лику святых в чине равноапостольной (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская). – И.А. 42 «Сангедрин» («Санедрин» или «Сангёдрин») – «переложение» на иврит греческого слова «Синедрион» (дословно – «совместное заседание» или «консультация»), означавшее в данном случае верховный (или «великий») суд (или совет) иудеев, состоявший из старейшин и законников. – И.А. 58 Судя по всему, это была работа выдающегося проповедника семнадцатого века архимандрита Черниговского монастыря Иоанникия (Голятовского) (умер в 1688 г.), известная на русском, польском и украинском языках, которая в разных источниках и изданиях именуется как: «Разговор христианина с жидовином о пришествии в мир истинного Мессии Иисуса Христа» или «Мессия Праведный. Разговор христианина с жидовином о пришествии в мир истинного мессии Иисуса Христа, Сына Божия, от начала мира людем от Бога обещанного». – И.А. 64 Протоиерей Гавриил Иванович Чернышевский являлся отцом известного революционера-нигилиста Н.Г.Чернышевского. Александр Алексеев (Вульф Нахлас), хорошо знавший Г.И.Чернышевского и встречавшийся однажды с его сыном, с горечью отмечал, что «первый всеми своими силами проповедовал веру Христову и располагал к церкви, а второй отличался безверием». (См.: Там же. – С. 91.) 66 См.: [ Алексеев А. ] Торжество христианского учения над учением Талмуда, или душеполезный разговор христианина с иудеем о пришествии Мессии. Составлено Александром Алексеевым , бывшим в жидовстве Вульфом Нахласом/Издание священника, магистра Василия Гречулевича. – Санкт-Петербург: Типография Департамента уделов, 1859. – С. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл – символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский , Антоний и Феодосии Печерские , святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит , Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий , Макарий Великий , Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Египетский , Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник , Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат. Явление Божией Матери 9 марта 1862 года После этого происшествия я опять занялся своим делом в Выдубецком монастыре по назначению отца архимандрита Вениамина. Старался позабыть о происшедшем и быть спокоен. 9 марта мне нужно было зачем-то сходить в сад, что-то сказать отцу Иоанну и брату Гавриилу. Я встал, умылся и пошел на гору через форточку (калитку), которая всегда была открыта. Поднявшись вверх, я увидел сильный пожар. Я хотел подойти поближе, но страх так овладел мною, что я остался на месте и не мог двинуться, думая, что они там сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Титло с Животворящего Креста Господня В иерусалимском храме Гроба Господня, справа от каменной лестницы на Голгофу, – 29 широких ступеней, которые ведут вниз, в армянский подземный храм XII века во имя равноапостольной царицы Елены. В правом углу этой бывшей крипты базилики равноапостольного Константина имеются другие, железные, ступени, ведущие еще ниже – в придел Обретения Креста Господня, иначе называемый «Пещерой Обретения». Это самая низкая точка храма Гроба Господня. В первой половине IV века в этом месте византийской императрицей Еленой по просьбе ее царственного сына производились раскопки – шли поиски святого Креста, послужившего орудием казни Спасителя. Под потолком придела виднеется прорубленное окно, через которое, по преданию, святая Елена наблюдала за раскопками в пещере. В ней и состоялось обретение вожделенного святого Креста, небесное явление которого явилось для императора Константина знаком победы над противником. Глубокая «Пещера Обретения» представляет собою бывшую цистерну под языческим святилищем Венеры. Сюда после распятия были сброшены кресты, которые засыпали мусором. Святая Елена повелела разрушить храм Венеры и раскопать это место. Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, сообщают историки, оно имело место в 325 или 326 годах. Во время раскопок были обнаружены три креста, гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни, а также лежащая в стороне табличка с надписью (см.: Ин. 19: 19–22). Сократ Схоластик в 17-й главе своей «Церковной истории» называет ее «дощечкой Пилата, на которой распятого Христа провозглашал он в разных письменах Царем Иудейским». Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме Русская Церковь празднует 6/19 марта. Явить Крест Христов, как известно из преданий, помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Все собравшиеся прославили тогда Бога, указавшего на величайшую святыню. В истории обретения Креста, рассказанной Амвросием Медиоланским (340–397) в «Слове на кончину Феодосия» (395), говорится, что «царица Елена нашла истинный Крест по надписи “Иисус Назорей, Царь Иудейский”». Эта же история в разных вариациях описана и другими его современниками: Руфином (345–410), Сократом Схоластиком (ок. 380 – 440), Феодоритом Кирским (386–457), Сульпицием Севером (ок. 363 – 410) и др. Сходные истории обретения Крестного Древа содержатся и в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) и в широко известной на Западе «Золотой легенде» («Legenda Aurea», ок. 1260), составленной доминиканским епископом из Генуи Яковом Ворагинским.

http://pravoslavie.ru/30088.html

События, вспоминаемые в праздник Крестовоздвижения, или, как звучит его полное название – Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, произошли b IV веке от Рождества Христова (в 325 или 326 году), в правление святого императора Константина Великого . Как повествуют христианские историки, обращенный в православную веру чудесным видением Креста, явившегося ему в небе перед решающей битвой, император Константин вознамерился построить храм на Голгофе – на том самом месте, где некогда был распят Христос Спаситель. Желая исполнить волю императора, в Святую Землю отправилась по просьбе Константина его мать – святая равноапостольная царица Елена. Здесь, в Палестине, и нашла она Крест Христов, зарытый глубоко в землю. Вот как говорит о духовной высоте намерения Елены обрести Крест Христов в «Слове на смерть Феодосия Великого» святитель Амвросий Медиоланский : «Блаженная Елена, прибыв в Иерусалим, начала посещать святые места и по вдохновению Духа искала Дерева Крестного и, приступив к Голгофе, говорила сама себе: вижу я здесь место сражения, но не вижу победы; ищу знаков спасения и не обретаю. Я на престоле, Крест же Господень – во прахе; я в золотых одеждах, знамение же победы Христовой – в развалинах; еще ли он сокровенен, еще ли сокровенна вечная жизнь? Как мыслю себя быть искупленной, когда не вижу Самого Искупления?» Наиболее древние свидетельства о событии обретения Креста Господня принадлежат церковным историкам Сократу Схоластику , Руфину Аквилейскому , Ермию Созомену , Сульпицию Северу, блаженному Феодориту. Эти авторы говорят о том, что Крест Христов нашли на месте языческого храма Афродиты вместе с двумя другими крестами, на которых, вероятно, были распяты разбойники; здесь также были найдены гвозди и табличка, на которой Пилат написал Иисус Назорей, Царь Иудейский ( Ин.19:19 ). Ермий Созомен повествует: «в Иерусалим для молитвы и посещения тамошних священных мест прибыла… мать [императора]… Елена. Питая благочестивое расположение к вере христианской, она весьма желала найти Древо Честного Креста. Но найти его, равно как и священный гроб, было нелегко; потому что в древности языческие гонители Церкви, стараясь всеми средствами истребить едва возникавшее богопочитание, покрыли то место большим холмом и подняли его, между тем как прежде… оно было углублено. Заняв оградой всю площадь Воскресения и Лобного места, они украсили ее: поверхность выстлали камнем, и построили храм в честь Афродиты, и воздвигли здесь ей статую; так что поклонявшиеся на том месте Христу, казалось, чтили Афродиту. С течением времени истинная причина благоговения [христиан] к тому месту изгладилась из памяти; ибо христиане не могли безопасно посещать его и показывать другим, между тем как языческий храм и статуя пользовались уважением. Однако несмотря на это… место [пребывания Креста] открылось [христианам], и тщательно придуманный [языческий] обман оказался изобличен».

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010