Древнейшими греч. документами являются хрисовул имп. Андроника II Палеолога, данный Александрийскому патриарху Григорию (1316-1354), документ об уплате денег Феодосием, еп. Синайским (1440), и письмо Геннадия II Схолария, патриарха К-польского, к монахам Е. в. м. Изучение греч. рукописного наследия Е. в. м. встречает 2 главных препятствия: труднодоступность источников и неудовлетворительный уровень каталогизации. До сих пор не существует единого каталога греч. синайских рукописей, хотя над ними работали такие исследователи, как еп. Порфирий (Успенский), архим. Антонин (Капустин), В. Гардтхаузен, Дмитриевский, Бенешевич, К. Кларк, Д. Харльфингер. Каталог Гардтхаузена охватывает 1-1223 старого собрания; перечень 1224-2246, составленный архим. Андроником (Врионидисом), остался неопубликованным. Датировки целого ряда минускульных рукописей, предложенные Гардтхаузеном, расходятся на 1 столетие с датировками Кларка (сопоставление рукописей основной части собрания с новонайденными, имеющими точную дату, свидетельствует в пользу датировок Кларка). По отзыву Дмитриевского, изучавшего литургические рукописи синайского собрания, каталог Гардтхаузена, основанный на описании, подготовленном архим. Антонином (Капустиным), «ни в каком случае не может заменить рукописного каталога архимандрита Антонина» ( Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты: Отчет о заграничной командировке в 1887/88 г. К., 1890. С. 21), поскольку «наш соотечественник стоит выше немецкого ученого-палеографа» (Там же. С. 121). Сводный каталог всех синайских рукописей, в т. ч. греческих, выполненный М. Камилем, не заслуживает доверия: ряд исследователей, как славистов (И. Тарнанидис), так и византинистов (Ж. М. Оливье), не только подвергли это издание критике, но и сочли сомнительным, что автор действительно ознакомился de visu с перечисленными в каталоге источниками. Новые находки каталогизированы П. Г. Николопулосом. Труднодоступность рукописных собраний Е. в. м. отчасти компенсируется фондом микрофильмов, подготовленных экспедицией под рук. Кларка в 1950 г. Из греч. рукописей микрофильмированы наиболее древние (за исключением новонайденных в 1975), а также рукописи, точно датированные ко времени экспедиции. Эти микрофильмы доступны в Б-ке Конгресса США, в Общей и гуманитарной б-ке Католического ун-та г. Лувен-ла-Нёв (Бельгия) и частично в РНБ.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Возможно, первоначально словосочетание «З. ц.» было применено к списку Пандектов, не имевшему (как, напр., в списке 1294 г.- ГИМ. Син. 217) собственного заглавия («Толкования заповедей Господних», «Толкования»), либо писец почему-либо не был удовлетворен имевшимся заглавием (ср.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 819). В известной мере присвоению Пандектам заглавия «З. ц.» могло способствовать то обстоятельство, что имя составителя (Никон Черногорец) не вынесено в заглавие сборника ни в греч., ни в слав. традиции. В XV-XVII вв. (более ранние примеры отсутствуют) заглавие «З. ц.» встречается в русских списках Пандектов Никона как сокращенного (45 глав), так и полного (63 главы) вида древнейшей редакции перевода. В южнослав. традиции наименование Пандектов Никона Черногорца «З. ц.» не встречается. Отдельные списки памятника (прежде всего серб. пергаменный список из мон-ря Дечаны 2-й пол. XIV в.- РНБ. F.n.I. 121 «Дечански Златни ланац» («Дечанская «Златая цепь»»)) именуются так только в научной литературе ( Гранстрем Е. Э. Описание рус. и слав. пергаменных рукописей [ГПБ]. Л., 1953. С. 105; Мошин В. Палеографски албум на jyжhocлobehckomo кирилско писмо. Ckonje, 1966. С. 102. Репр. 100; Предварительный список славяно-рус. рукописей XI-XIV вв., хранящихся в СССР: Для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до кон. XIV в. включительно»//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 195. 707; Л. Нека о српским рукописима у збиркама Лehjuhrpaдa//АрхПр. 1980. Бр. 2. С. 361. 7; и др.) по аналогии с древнерус. традицией (ср.: Крутова. 1990. Ч. 1. С. 11-12). Установление факта, что «З. ц.» является в ряде случаев заглавием списков древнейшей редакции перевода Пандектов Никона Черногорца (списки младших редакций перевода с таким названием неизв.), имело большое значение для изучения истории сборников с этим названием, однако включение этого вполне определенного переводного памятника в классификацию «З. ц.» в качестве ее 2-го типа (как это сделано в работах М. С. Крутовой) представляется неоправданным. С большим основанием можно говорить о том, что Пандекты связаны с предысторией возникновения сборников, именуемых «З. ц.». Для последних книга Никона Черногорца послужила композиционно-типологическим образцом и отчасти, вероятно, источником.

http://pravenc.ru/text/199901.html

332 В одном из писем Глубоковскому (май 1896 г.) Лебедев делился впечатлениями об университетской жизни: «К счастью, Университет больше ценит меня, чем родная Академия. К 14 мая мне дали там чин Д[ействительного] С[татского] С[оветника]. Мне это приятно. Некий нос для нашего ведомства, для моих сослуживцев по Академии, которые совсем не того желали бы. В Университете мне очень легко – и в смысле профессуры, и в смысле нравственном. В Университете каждый профессор составляет собой отдельный факультет, ни от кого не зависимый и ничем не стесненный. Начальство совсем не заметно, если исключить швейцаров, которые ведают много больше ректора и деканов. Вся требовательность обращена в сторону студентов, а отнюдь не профессоров. Отношения деликатны и чересчур просты. Есть и люди занозистые, но им нечего делать в общем строе университетской жизни» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 568. Л. 12–12 об.). 334 ЦГИА СПб. Ф. 2162. 9. Л. 5 об. Вообще за Глубоковским утвердилась репутация студента, который «выпивает, но при этом усердно занимается». Так отзывался о нем инспектор академии, профессор П. И. Горский, державшийся того убеждения, что «люди занимающиеся, хотя иногда и ведут себя неудовлетворительно, но всегда подают больше надежд, чем добродетельные бездельники» (Там же. 10. Л. 41 об.). Другой товарищ Глубоковского, А. И. Миловидов, вспоминал: «Недолго мне пришлось пробыть в Вашем обществе на академической скамье, но у меня осталось неизгладимое воспоминание о Вас, как о самом не только талантливом, но вместе и отзывчивом сердечном товарище, всегда откровенном, искреннем и простом в обращении, и всегда готовом придти на помощь, отозваться на чужое горе. Таким же хорошим товарищем Вы остались и за стенами Академии. Вы один из немногих людей, на которых не действует высокое положение, слава и почести не заглушают в них памяти прошлого, памяти сердца» (ЦГИА СПб. Ф. 2162. 12. Л. 121. Письмо от 24 июня 1914 г.). 335 Свобода и необходимость (против детерминизма)//ВиР. 1888. 14. С. 86–104; 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

ниже). В сербском уставе литургии из рукописи Q.I.1178 количество просфор на проскомидии не упорядочено, указаны приношения на шести просфорах, причем третья приносится отдельно за апостолов, четвертая – за святых отцов, пятая за мучеников, а при поминовении живых и усопших число просфор не указано. Перед чтением Евангелия полагается молитва ги бже нашь преклони срдца наша въ послоушание бжиихъ твоихъ повелнии, а не восии въ срдцих нашихъ, как в остальных южнославянских текстах. В болгарском списке Соф. 566 на проскомидии также приготовляются шесть просфор, причем на 3-й просфоре упоминаются великомученицы и преподобные жены; при вливании Теплоты в потир произносится тропарь 4-й песни канона на Пятидесятницу баню бжтвнаго порождени словомь чрьпавъ, а не общераспространенная формула теплота стаго дха. Ту же особенность имеют сербские служебники Дечани 120 и 121 нач. XV в. (Слуцкий 2006:138). В греческих источниках этот тропарь указан в илитарии Патмосской библиотеки, 719 XIII в. (Дмитриевский 1901:174). Окончательный, и более или менее, стабильный вариант Афонской редакции содержится в многочисленных рукописях и является самой распространенной версией Диатаксиса в южнославянской традиции. Мы изучали эту редакцию по следующим рукописям кон. XIV-XV в.: ГИМ, Попов. 101/М2447 болг., ГИМ, Хлуд. 114 серб., РГБ, Рум. 400 серб., РНБ, Соф. 975 рус., РНБ, Соф. 534 рус., РНБ, Соф. 535 рус., РНБ, Соф. 538 , РНБ, Q.I.1117 серб., РНБ, Q.I.1180 серб., РНБ, Погод. 38 молд. Один из списков этой редакции, в сербской рукописи XV в. из монастыря св. Павла на Афоне 149 с разночтениями по рукописи этого же монастыря 148, был переписан А. А. Дмитриевским и хранится в его архиве. Недавно он был опубликован М. С. Желтовым (Zheltov 2010:355–359). Афонская редакция имеет название оуставъ бжтвны слоужбы в неиже діаконства (как в греческом Ватопедском списке устава Филофея), начальную рубрику хоти иери бжтвное съврьшати таинство длъжен есть прьве миренъ выти и описание приготовления пяти просфор за проскомидией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Евфимию II . Служба Новгородскому архиеп. Евфимию II была написана П. Л. вскоре после кончины архиепископа вместе с его Житием. Согласно Яблонскому, в рукописных уставах XVI в. Служба приписывается П. Л. (Там же. С. 169). Служба славословная, с одним каноном, к-рый надписан именем писателя («творение Пахомиа иже от Святыя горы» (РНБ. Соф. 409. Л. 289 об.- 290; цит. по: Яблонский. 1908. С. 170), известен список, где имя автора стоит в заглавии всей Службы (РНБ. Соф. 419. Л. 64). Составление Службы относят к 1459-1461 гг. По наблюдениям Спасского ( Спасский. 2008. С. 110-111), в Службе практически отсутствуют фактические данные, она строится на общих фразах и отличается обилием конструкций с «темже» и «сего ради», что может указывать на трудности, к-рые испытывал П. Л. в работе над текстом из-за отсутствия Жития святого. В Службе неоднократно упоминаются рака и мощи святителя, хотя они находились под спудом. В каноне отсутствует акростих, однако имеются характерные для П. Л. тропари 2 и 3 в 9-й песни канона. Служба известна в значительном числе списков, старшие относятся к кон. XV в. (см.: Яблонский. 1908. Примеч. 3. С. 170-171); включена в печатные Минеи. Служба прп. Антонию Печерскому Служба прп. Антонию Печерскому была написана П. Л. по поручению свт. Ионы в Новгороде, о чем сообщается в акростихе в составе канонов, вероятно в 1459-1461 гг. Служба бденная, включает 2 канона святому, 7-9-я песни канонов содержат словесно-буквенный акростих: «Повелением святейшего архиепископа Великаго Новаго града владыки Ионы благодарное сие пение принесеся великому Антонию Печерскому рукою многогрешнаго Пахомиа иже от Святыя Горы» (РНБ. Солов. 518. Л. 120 об.- 123; цит. по: Яблонский. 1908. С. 172). Как отметил Спасский, в Службе последовательно изложено Житие прп. Антония, начинающееся в стихирах и продолжающееся в каноне. Наряду с единством стиля стихир и канонов с др. сочинениями П. Л. это указывает на принадлежность перу писателя всей Службы. Серёгина выявила в стихирной части текста 2 пласта: древнейшую основу, составленную по Студийскому уставу и представленную стихирами, передающими исторические сведения, и более позднюю часть (стихиры на малую вечерню и на литию), составленную по Иерусалимскому уставу и содержащую более общие сюжеты монашеской аскетики. Однако вопрос об атрибуции этих частей не был затронут ( Серёгина. 1994. С. 115-121). Служба сохранилась в значительном числе списков, старшие датируются кон. XV в. (см. перечень: Яблонский. 1908. Примеч. 6. С. 172-173; Серёгина. 1994. С. 116). Произведение включено в печатные Минеи, по-видимому, с небольшими изменениями тропарей ( Спасский. 2008. С. 113). Служба прп. Кириллу Белозерскому

http://pravenc.ru/text/2579870.html

В этот же период была сооружена 6-столпная Пречистенская ц. на Подоле в Городно (с 1635 храм базилианского мон-ря, с 1843 правосл. (см. ст. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ); сохр. фундамент); строительство 6-столпного храма в Волковыске предположительно остановилось на уровне фундамента. «Подол» в Гродно. Гравюра М. Зандта. Сер. XVI в. (РНБ) «Подол» в Гродно. Гравюра М. Зандта. Сер. XVI в. (РНБ) Отличительной особенностью местной архитектурной школы стало «украшение фасадов зданий разноцветными камнями-вставками и майоликовыми плитками (Нижняя и Коложская церкви)» (Белорус. археология. С. 102). Городенская школа зодчих была синтезом волынской (строительные традиции) и полоцкой (архитектурные формы и производство кирпича) школ ( Раппопорт П, А. Зодчество XII в. на территории Белоруссии//Древнерус. гос-во и славяне: Мат-лы симп. Минск, 1983. С. 116-118; ср.: Чернявский И. М. Пречистенская церковь XII в.//Там же. С. 119-121). В сер. XIII в. Городно вошел в состав Великого княжества Литовского. О строительстве каменных храмов в этот период сведений не обнаружено. В кон. XIV в. вел. кн. Литовский Витовт заменил деревянную крепость города каменной и построил в готическом стиле новый княжеский дворец (Старый, или Верхний, замок), а невдалеке от ворот крепости - т. н. Нижний замок, также обнесенный каменными стенами. В зап. части Старого замка, на месте Нижней церкви, в кон. XIII - нач. XIV в. была сооружена небольшая т. н. Верхняя церковь (Воскресенская) (открыта археологами в 1933, перенесена в отдельный павильон Гродненского историко-архитектурного музея; сохр. вост. половина фундамента, часть юж. стены с юго-зап. углом, основания 2 столбов и часть их кладки). Техника кладки Верхней церкви близка к технике кладки Нижней и Борисоглебской (Коложской) церквей, что свидетельствует о ее принадлежности гродненской школе зодчества. План аналогичен древнерус. одноапсидным храмам: квадратная в плане постройка (8,9 ´ 8,9 м) со срезанными углами, ориентированная по оси Нижней церкви, с полукруглой апсидой, равной по ширине основному объему, с входом с зап. стороны, возможно, со сводчатым перекрытием; в проеме апсиды располагались 2 крестообразных в плане столба со срезанными углами.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ( 21.03.1613), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), игум. Соловецкого мон-ря . Сведения об А. сообщает «Верное и краткое исчисление, сколь можно собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших» (РНБ. Сол. 1195/1366; 1-я четв. XIX в.), сохранилась также переписка А. со швед. воеводами и письмо швед. кор. Карлу IX. А. был настоятелем мон-ря в Смутное время - в 1605-1613 гг. Кор. Карл IX, поддержки к-рого в борьбе с поляками просил царь Василий Шуйский , неоднократно обращался через своих воевод к А. с целью узнать, готов ли мон-рь принять помощь и впустить швед. войска на Русь ( Досифей. С. 97-107, 114-115, 120-121). Любой ответ шведам означал предательство, поэтому А. не отвечал на многочисленные послания. В 1610 г. царь Василий был низложен и увезен в Польшу, в августе того же года царем стал королевич Владислав. 12 марта 1611 г. А. писал швед. королю, войска к-рого захватили Новгород, что ни он в Поморье, ни вся Русская земля не желают иметь дела с иноземцами, но выберут себе царя из «прироженных бояр Московскаго государства». В 1612 г. швед. суда окружили беломорские о-ва Кузова, но, простояв лето, так и не решились напасть на обитель и покинули Белое м. А. сообщил об этом в Москву, откуда прибыли военные отряды под командованием воеводы М. В. Лихарева и стрелецкого головы Е. Д. Беседново, от них А. узнал об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова . Шведы продолжали требовать от А. сдачи Сумского острога, А. ответил отказом. Мудрая осторожность А. спасла не только Соловецкий мон-рь, но и все рус. Поморье от иностранной интервенции, а Москву от нападения с севера. Для монахов Соловецкого мон-ря А. был образцом подвижника: «Бяше муж зело трезвен и великий терпеливец в подвизех иноческих, в молитвах и постех небесною помощию укрепляем, ко утешению и укреплению иноков и всех православных». 41 год он подвизался в иноческом чине, погребен под Спасо-Преображенским собором обители. Над местом погребения А. впосл. устроили раку. Была ли местная канонизация А.- неизвестно, он упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), причем в нек-рых списках указана дата преставления - 17 авг. (РНБ. Q. I. 603. Л. 68.), «Верное исчисление» его называет «отцом преподобным». В нач. ХХ в. сведения об А. внесены в «Архангельский патерик», в мон-ре в это время память А. чтилась панихидами. Местное прославление святого совершилось в связи с установлением в 1993 г. Собора Соловецких святых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II .

http://pravenc.ru/text/115868.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Предисловия Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Васлия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий в частности указывает на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». Стоит упомянуть, что творения прп. Василия, касающиеся Нила Сорского,  такие ученые как Г. Прохоров и Н. Попов приписывают Иннокентию Комельскому. Традиция все же (как церковная, так и историографическая) стоит за авторство поляномерульского старца (кстати, в Сети часто можно встретить под видом предисловия Василия к творениям Нила, просто текст нилова «Предания»; мы этой ошибки, к счастью, избежали). «Надсловие», «Пристежение» и сочинение «О внутреннем делании» преподобного Иннокентия Комельского. Тексты печатаются по списоку ИРЛИ, Р. IV, on. 24, 66, Сборник, 1784 г., лл. 247–262 об., 263–270, 271–283 об. Разночтения приводятся по спискам: Рукописный сборник, написанный в 1847 г. в Турции, находящийся ныне в С. — Петербурге в частном собрании, лл. 111 06. — 121 об. — Ч; РНБ, ф. 1271, собр. Кирилловского музея, 46, Нил Сорский, XVIII в., лл. 114–135 об. — К. Поскольку список РНБ, ф. 1271, собр. Кирилловского музея, 26, Нил Сорский, нач. XIX в., лл. 106–126, как установлено Е. Э. Шевченко, списан с рукописи из того же собрания 46 (действительно, он повторяет все его разночтения и состав), разночтения по нему мы не приводим. Перевод инокини Арсении Ново–Тихвинского монастыря в Екатеринбурге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

В кон. XVI в. написаны кондак, тропарь и икос преподобному: датировка основана на том, что в икосе по древнейшему списку (РНБ. Погод. 1563. Л. 20-21; опубл.: Архангельский. 1882. С. 44-46. Примеч. 116) упомянут царь Феодор Иоаннович (1584-1598). Неизвестный составитель текста о преставлении Н. в 1-й трети XVIII в. объяснял смирением преподобного отсутствие посвященной ему службы: «По преставлении же его ученицы его, по его завещанию, смирения ради его, сея чести ему не сотвориша, яже есть празднества стихиръ и канона, якоже подобает святымъ. Но точию тропарь и кондак и икосъ. А на память его совершаютъ по нем понахиду и литоргию. Святости же его проповедникъ великъ бывает гробъ его с верою приходящим. Еще же и труды и писания его являет, яко великъ есть» (ГИМ. Востр. 1207. Л. 121 об.). Согласно Обиходнику Нилова скита нач. XVII в., по старцу Н. служили панихиды в Димитриевскую субботу и в день преставления святого - 7 мая. Каждый год в Неделю сыропустную в Ниловой пуст. перед чином прощения обязательно читали «Предание» основателя пустыни (ГИМ. Щук. 212. Л. 116; эта же традиция сохранялась и в XVIII в., о чем свидетельствует Обиходник этого времени РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. 46. Л. 89 об.). Из древнейшей приходо-расходной книги Нилова скита известно, что уже в нач. XVII в. совершались паломничества к гробнице Н.: «...августа в день 10 странники шли с Соловков, положили на гроб денгу» (ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Оп. 1. Ед. хр. 74. Л. 2-3). Вопреки своему «Завещанию» Н. был погребен около сев. стены ц. Сретения, впосл. над его могилой поставили часовню. В 1655-1656 гг. начались работы для строительства храма над местом погребения Н., завершившееся 25 мая 1658 г. освящением ц. в честь Третьего обретения св. главы Иоанна Предтечи. В 1669 г. в Предтеченском храме была установлена деревянная резная рака (Там же. Колл. 115. Ед. хр. 681. Л. 18 об.). На одной стороне гробницы «в трех кругах» вырезали «позолоченными словами» тропарь, кондак и часть икоса святому. На др. стороне раки, тоже в круге, следовали продолжение икоса и летопись о житии святого: «Преставися преподобный старецъ Нилъ началникъ скитский Сорския пустыни жительствова в близости Блаезера в лто семь тысячь шестагонадесять году месяца маия в седмои день в неделю святыхъ женъ мироносицъ Божиею милостию и молитвами и терпниемъ преподобнаго старца Нила от того времени устроися въ его пустыни скитское жителство по преданию древних святых отецъ иже и до сего дня» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1645. Л. 76, 1747 г.). Гробница находилась на сев. стороне церкви, у стены, «наверху земли».

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Сщмч. Петр I Александрийский. Фрагмент композиции «Поклонение Жертве» в ц. св. Андрея на Треске. 1388–1389 гг. Мастер митр. Иоанн Несмотря на устоявшееся, особенно в памятниках монументальной живописи, уподобление облика П. облику ап. Петра, в греч. иконописном подлиннике, Ерминии, составленной на Афоне иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733), святой характеризуется старцем «с остроконечною бородою», изображаемым в сцене видения ему Христа «яко младенца» (Ерминия ДФ. С. 160). В рус. иконописных подлинниках описание П. находится под 25 нояб. следом за описанием сщмч. Климента, папы Римского. Подобия этих святых, нередко изображаемых по минейному принципу - парно, хорошо различаются визуально: если у сщмч. Климента «брада аки Власьева», т. е. как у сщмч. Власия Севастийского, длинная и узкая, то у П.- «аки Николина», т. е., как у свт. Николая Чудотворца, короткая и округлая; также, согласно подлиннику, он «сед, на главе шапка бела, исподь кудреци на уши… риза кресчата, лазорь, исподь на бело бела, вохра съ белилы» (РНБ. Соф. 1523; опубл.: Иконописный подлинник. 1873. С. 47; появление «шапки» может быть заимствованием из иконографии св. Кирилла Александрийского). Эта характеристика образа П., данная в одном из наиболее ранних сохранившихся подлинников,- в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции, повторяется в основных чертах и позже (то же см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 200-201; Большаков. Подлинник иконописный. С. 51-52). В Софийском списке под 16 июля приведены также сведения о 6 Вселенских Соборах (хотя на этот день приходится память отцов IV Вселенского Собора). Видению П. придается настолько важное значение, что текст о нем предваряет описание I Вселенского Собора, поскольку «это самый яркий случай в истории разоблачения зарождавшейся ереси» ( Макарий (Веретенников). 1978. С. 68): «Первый Собор Вселенский овы на Ария. Спас явися Петру Александрийскому младенцем, в раздранней ризе, на престоле. Престол кеноварь, над ним покровец, завеса кеноварь. Петр сед, плешив, брада аки Николина, пал на колени, зрит на Него, руцы молебны» (Там же. С. 120-121). Далее, нарушая историческую достоверность, П. упоминается в числе участников Собора, к-рый состоялся спустя 14 лет после кончины священномученика: среди 3 святителей по левую руку от равноап. имп. Константина, один из к-рых - как Василий Кесарийский, другой - как Афанасий Великий, а «третий наклонился, глаголет с Арием, аки Петр Александрийский» (Иконописный подлинник. 1873. С. 121).

http://pravenc.ru/text/2580326.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010