РГБ, ф. 304 II, № 269



  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Топонимика на службе у истории ИЗ. 1945. Т. 17. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Даниила Никоновской летописи.) Исходя из времени и обстоятельств создания можно высказать предположение об авторстве Д. в отношении сокращенной редакции Жития деспота св. Стефана Лазаревича, пространная редакция к-рого явилась одним из главных источников Русского Хронографа по визант. и серб. истории кон. XIV-XV вв. Памятник представлен только великорус. списками 1-й трети - 3-й четв. XVI в. ( перечень см. : Куев, Петков. ) Събрани съчинения на Константин Костенечки. С. 320, 321, 323-324, № 2, 4, 7; кроме того - РГБ. Ф. 113. Волок. № 620. Л. 320 об. -408 (, старший из которых) РГБ. Ф. 304 I. № 686 (датируется не позднее рубежа 20-х и 30-х гг. XVI в. В текстологическом отношении сокращенная редакция восходит к старшему списку пространной редакции) Там же. Волок. № 655 (, послужившему, по всей очевидности, непосредственным источником Хронографа. Редакция четырежды издавалась: А. Н. Муравьёвым) Жития святых: Месяц дек. СПб., 1856. С. 262-314, в переводе на рус. яз. (, А. Н. Поповым в «Изборнике») М., 1869. С. 92-130 (, П. Й. Шафариком) ГСУД. 1870. Кн. 28. С. 366-428 (, К. Куевым и Г. Петковым) Събрани съчинения на Константин Костенечки. С. 472-515 (.) После ... далее ...
ИСИДОР ПЕЛУСИОТИскать в Источникеpravenc.ru
... о котором говорит И. П., возможно, является Ep. 954) III 154 () Fouskas. 1970. P. 145-146; Évieux. 1995. P. 355 (. Довольно обширное письмо, обращенное к «чадам эллинским») ῾Ελλήνων παισίν () Ep. 1470 (V 186) (, было написано по просьбе схоластика Арпокры) Ep. 1469 (V 185) (, интересовавшегося, почему люди добродетельные страдают, а нечестивые благоденствуют. Другое пространное письмо к схоластику Кассию, «эллину и защитнику эллинов») Ep. 646 (II 146) (, могло восприниматься современниками как трактат против язычников.) В одной из рукописей, принадлежавших некогда Троице-Сергиевой лавре (РГБ. Ф. 304. I. № 12.) Сборник XII или нач. XIII в. (, содержатся 2 выдержки, приписываемые И. П. и не имеющие аналога в сохранившихся греческих письмах: a) «Блаженаго Исидора Пилусийскаго Разуми» (Л. 175-181. Нач. : «Яко печали с благодарениемь тьрпящеи многы грехы расыплють... ») ; b («Того же Написание о вере») Л. 181-188 об. Нач. : «Верую в единаго Бога Отця нерожена и в единаго Сына рожена и в един Св. Дух исходящь... » (.) Принадлежность 2-го сочинения И. П. сомнительна, оно содержит подробное учение о Св. Троице и Воплощении, называет Сына и Св. Духа «подобосущными» Отцу, упоминает о ... далее ...
АНТИПАСХАИскать в Источникеpravenc.ru
... ежедневно поется « », литургия имеет особое окончание. Относительно порядка службы А. поздние редакции Иерусалимского устава различаются расстановкой стихир, а также нек-рыми частными особенностями - напр., в первом печатном рус. Типиконе 1610 г. есть праздничная стихира по 50-м псалме (глас 6-й «Дверем затворенном прииде Исус») , а по принятому ныне в РПЦ Типикону поется обычная воскресная стихира; на литургии по Типикону 1610 г. кроме кондака праздника поется кондак Пасхи и кроме причастна праздника - причастен Пасхи; нек-рые Типиконы (напр., древнейший из сохранившихся Типиконов ТСЛ - РГБ. Ф. 304.) I ( - 239, XV в. ) указывают на А. праздничный отпуст и т. д. По Типикону Г. Виолакиса, в наст. время являющемуся основным Типиконом в практике греч. Церквей ( Τυπικόν. Σ. 375-376 ) , на А. поется служба праздника без бдения (бдения по этому Типикону не совершаются) , с чтением воскресного утреннего евангелия перед 9-й песнью канона (как и в др. воскресенья года) , с отменой « » и евангельской стихиры на утрене. Особенность литургии А. по этому Типикону состоит в употреблении праздничных антифонов и входного стиха Пасхи, а также задостойника праздника ( ирмос 9-й песни ... далее ...
ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВОИскать в Источникеpravenc.ru
... ХИТРОВО Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 103) Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 103) Евангелие Хитрово́ (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657) , лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства. Относится к типу служебных Евангелий (Евангелие) полный апракос (с месяцесловом) . Это рукопись большого формата, в 1° (32, 2×24, 8 см) , написанная на пергамене (299 л.) уставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется кон. XIV - нач. XV в. Переплет XVII в. - доски, обтянутые бархатом 2 цветов: с золотисто-зелеными цветами и узорами рытого бархата по атласному малиновому полю. На верхней крышке серебряные, гравированные чернью наугольники с образами евангелистов и средник с изображением Распятия, на нижней - 5 овальных серебряных жуковин. Сведения о происхождении Е. Х. содержатся в пространной вкладной записи боярина оружничего и дворецкого Хитрово в Троице-Сергиев мон-рь. В надписи, выполненной по нижнему полю на л. 3-61, сказано, что Е. ... далее ...
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Содержание Обиходов не всегда строго соответствует предписаниям Типиконов относительно исполнения того или иного песнопения В. б. : не предназначенное для распевания песнопение может фиксироваться в нотированном виде, кроме распева на указанный в Уставе глас появляются дополнительные распевы. 103-й псалом и 1-й антифон 1-й кафизмы распеты на 8-й псалмодический глас, есть указание на антифонное исполнение; выписаны отдельные стихи и припевы. 2-й и 3-й антифоны 1-й кафизмы по уставу положено петь «на глас дне», в певч. рукописях нотируются редко, указание гласа чаще отсутствует (РГБ. Ф. 304. 431; ГИМ. Син. певч. № 1191) . 1-я строка является начальной заданной моделью, по к-рой распеты последующие стихи. Распев стихов прост, силлабического типа, мелос припевов содержит мелизматику. Стихи «Господи, воззвах» с припевами в соединении с самогласнами на 8 гласов образуют отдельный раздел, иногда для 1-го гласа нотированы все избранные стихи псалмов. «Свете тихий» с сер. XVI в. стал распеваться на каждый из 8 гласов; встречаются напевы без указания гласа, 6-го гласа, в форме осмогласника, «киевское», «путь» ( ГИМ. Син. певч. № 819, 1267, 1280, 1234 ) , «большее ... далее ...
ИЕЗЕКИИЛЬИскать в Источникеpravenc.ru
... С. 192 (, род пророка в Иерусалиме занимал невысокое положение) имя отца И. Вузий переводится как «пренебреженный» (, другие же, основываясь на Иез 44. 10-14, утверждают, что пророк принадлежал к аристократическому священническому роду садокидов) Zimmerli. 1979. P. 52 (. Клименту Александрийскому известно предание, согласно к-рому отец И. был пророком) Clem. Alex. Strom. I 121. 3 (.) Климент также опровергает высказывавшееся в его время мнение, что ассириянин Назарат, учитель Пифагора, был учителем И. в Вавилонии (Ibid. 70. 1) . (Прор. Иезекииль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г.) РГБ. Ф. 304. I. № 90. Л. 177 об. (Прор. Иезекииль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г.) РГБ. Ф. 304. I. № 90. Л. 177 об. (Надписание книги содержит указание на время призвания И. на служение: «В пятый день месяца, [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю... ») Иез 1. 2 (. Иудейский царь Иоаким был взят в плен вавилонским царем Навуходоносором в 598 г. до Р. Х.) 4 Цар 24. 10-17 (, следов., годом призвания И. был 593 г. до Р. Х.) Blenkinsopp. 1990. P. 16 (. Вместе с тем, согласно Иез 1. 1, это «было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца… ... далее ...
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв. ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 176-192; Прохоров Г. М. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. В. сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.) . Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 253об. - 255; 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.) , посвященных основанию Высоцкого мон-ря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: А. В. представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого мон-ря ( СГИХМ. № 1673. Л. 10, 1648 г. ) А. В. изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными ... далее ...
ИГНАТИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Житие прп. Никона ( кон. 40-х - 50-е гг. XV в. ) . Об Игнатии сообщается в особой редакции Жития прп. Никона: «Елма благоизволи Бог и вь последних днехь рода нашего рускых странах многим и великымь мужемь вь добродетели просияти, от нихже бысть и сый блажений отець Никонь, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатие, веди исперва» (РГБ. Троиц. № 763. Л. 407; Житие прп. Никона в данном сборнике, по мнению Клосса, является автографом Пахомия Логофета) . Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 295 об.) Важные сведения об И. можно почерпнуть из актов Троице-Сергиева мон-ря. И. происходил из угличских землевладельцев. Между 1410 и 1427 гг. (вероятно, между летом 1423 и летом 1425) мон. Мина купил у И. для Троицкого мон-ря вотчину последнего в Городском стане Угличского у. ( АСЭИ. Т. 1. С. 39-40, № 27 ) . В 1410-1427 гг. удельный боярин Ф. А. Коровай грамотой на имя игум. Никона сделал крупный вклад в Троице-Сергиев монастырь «на поминок душам своих родитель и своей жены»: обитель получила во владение с. Перетерье Койской вол. Угличского у. (Там же. Т. ... далее ...
В древнейший период И. принадлежал к группе ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Fol. 58; Арранц. 1979. С. 119) . Ипакои на Рождество Христово «Начало языков» в греч. песненной Псалтири. Нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061. Fol. 69v) Ипакои на Рождество Христово «Начало языков» в греч. песненной Псалтири. Нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061. Fol. 69v) В cлав. Кондакарях, продолживших традицию Псалтиконов и Асматиконов, И. выписаны с кондакарной нотацией, также подразумевающей мелизматический, праздничный характер песнопения. И. содержатся в Благовещенском (РНБ. Q. п. I. 32, кон. XII - нач. XIII в. ; изд. : Der altrussische Kondakar. 1976-2004) , Троицком (Лаврском) (РГБ. Ф. 304. 23, кон. XII - нач. XIII в. ; изд. : The Lavrsky Troitsky Kondakar. 1994) и Успенском (ГИМ. Усп. № 9, 1207 г. ; изд. : Contacarium palaeoslavicum mosquense. 1960) Кондакарях. Воскресные И. 8 гласов в Благовещенском Кондакаре помещены в одном разделе с воскресными кондаками ( РНБ. Q. п. I. 32. Л. 72 об. - 82 ) , а в Троицком и Успенском Кондакарях - отдельно, их инципиты (по Троицкому Кондакарю) : « », « », « », « », « », « », « », « » (РГБ. Ф. 304. 23. Л. 85-92 об. ; ГИМ. Усп. № 9. Л. 171-179) . В Благовещенском Кондакаре помещены следующие праздничные И. : на ... далее ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... богослужение. Архидиакон с трикирием Сослужение греческих иерархов. Начало литургии Осенение народа свечами. Служение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Рукоположение во пресвитера. Ставленник на великом входе несет воздух Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА) . Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) А. В. Арциховский М. П. Арцыбашев. Фотография. Нач. XX в. (ГЛМ) Блгв. кн. мч. Арчил. Икона. Кон. XX в. Прор. Асаф. Миниатюра из Псалтири Иоанна Грозного. 80-е гг. XIV в. (РГБ. Ф. 304 III. Л. 169 об.) Церковь Богородицы Петричской в Асеновской крепости. Кон. ХI — нач. ХII в. Церковь Панагии Асину в Никитари. 1105 6 г. Богоматерь с Младенцем на троне, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари. 1105 6 г. Умовение ног. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари. 1105 6 г. Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания) . VIII в. 33 34 35 36 37 38 39 Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2014 Церковно-научный центр «Православная ... далее ...

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"