> Помогите ребёнку на реабилитацию <

РГБ, ф. 304 II, № 269

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029
АНДРИАНТЫ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... с ниспровержением имп. статуй в городе во время народного бунта (387) . В греч. рукописях визант. периода сохранились списки этого сборника разного состава (ГИМ. Син. Греч. № 222, X в., 21 гомилия; Син. Греч. № 112, XI в., 51 гомилия) . А. (с разным числом гомилий) трижды переводились на слав. язык. Выборка изречений под заглавием «Иоанна Златоустого разуми полезни от Андриянт и от прочих его душеполезных учений» была переведена или составлена в Болгарии в Х в., сохранилась в ряде восточнослав. списков XII-XVII вв., старший из к-рых находится в Троицком сборнике рубежа XII-XIII вв. ( РГБ. Ф. 304. 1. № 12. Л. 158-175 ) . Перевод текста А. в 22 главах был выполнен ок. сер. XV в. в мон-ре Ватопед на Афоне серб. мон. Антонием, учеником Геннадия Святогорца, для Никиты, архидиак. Студеничского митр. Василия. Старшие списки перевода практически современны друг другу: 1 (в рукописи 1473 г.) Болгария, Нац. музей «Рыльский монастырь». № 3 6 (, переписанной известным южнослав. книжником Владиславом Грамматиком) к-рый в послесловии к кодексу сообщает сведения о переводе А. непосредственно с экземпляра Никиты (возможно, автографа переводчика) в мон-ре Жеглигово близ Скопье (; 2) в ... далее ...
ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... диалога Иисуса Христа с ап. Павлом. Сохранившиеся греч. рукописи, содержащие гомилию, восходят к ркп. Vat. gr. 1667, X в. Существует, однако, слав. перевод, восходящий к греч. тексту, отличающемуся от изданного Обино. Этот перевод входит в состав Великих Четьих Миней свт. Макария под 29 июня ( ГИМ. Син. 986-997 ) Успенский список ( . Л. 455 об. - 458 ) , издан ван Эсбруком по поздней рукописи, зависящей от Царского списка: БАН. Солов. № 515 ( Минея четья, XVII в. ) . Л. 265 об. - 270 ( Esbroeck. 1982. P. 371-405 ) . Существуют также 2 другие рукописи, не учтенные ван Эсбруком: РГБ. Ф. 304. I № 677 (Минея четья, мес. июнь, напис. в 1631 г. Германом Тулуповым) . Л. 293-298 об. ; № 646 ( Сборник богослужебный, 1-я пол. XVI в ) . Л. 340-356 об. О южнославянских рукописях см. : Hannick. 1981. S. 228-229. «Похвальное слово в честь св. мч. Прокопия» (᾿Εγκώμιον εἰς τὸν ὅσιον μάρτυρα Προκόπιον; Laudatio s. Procopii Persae; CPG, N 6578; BHG, N 1584; Delehaye. 1905. P. 475-482; Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 546-564) Hom. fest. 14 () . Вопрос об идентификации мч. Прокопия остается дискуссионным. В ркп. Vat. gr. 679, XI в., по которой было сделано 1-е издание, в ... далее ...
АНТИПАСХА • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ежедневно поется « », литургия имеет особое окончание. Относительно порядка службы А. поздние редакции Иерусалимского устава различаются расстановкой стихир, а также нек-рыми частными особенностями - напр., в первом печатном рус. Типиконе 1610 г. есть праздничная стихира по 50-м псалме (глас 6-й «Дверем затворенном прииде Исус») , а по принятому ныне в РПЦ Типикону поется обычная воскресная стихира; на литургии по Типикону 1610 г. кроме кондака праздника поется кондак Пасхи и кроме причастна праздника - причастен Пасхи; нек-рые Типиконы (напр., древнейший из сохранившихся Типиконов ТСЛ - РГБ. Ф. 304.) I ( - 239, XV в. ) указывают на А. праздничный отпуст и т. д. По Типикону Г. Виолакиса, в наст. время являющемуся основным Типиконом в практике греч. Церквей ( Τυπικόν. Σ. 375-376 ) , на А. поется служба праздника без бдения (бдения по этому Типикону не совершаются) , с чтением воскресного утреннего евангелия перед 9-й песнью канона (как и в др. воскресенья года) , с отменой « » и евангельской стихиры на утрене. Особенность литургии А. по этому Типикону состоит в употреблении праздничных антифонов и входного стиха Пасхи, а также задостойника праздника ( ирмос 9-й песни ... далее ...
Топонимика на службе у истории ИЗ. 1945. Т. 17. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... митр. Даниила Никоновской летописи.) Исходя из времени и обстоятельств создания можно высказать предположение об авторстве Д. в отношении сокращенной редакции Жития деспота св. Стефана Лазаревича, пространная редакция к-рого явилась одним из главных источников Русского Хронографа по визант. и серб. истории кон. XIV-XV вв. Памятник представлен только великорус. списками 1-й трети - 3-й четв. XVI в. ( перечень см. : Куев, Петков. ) Събрани съчинения на Константин Костенечки. С. 320, 321, 323-324, № 2, 4, 7; кроме того - РГБ. Ф. 113. Волок. № 620. Л. 320 об. -408 (, старший из которых) РГБ. Ф. 304 I. № 686 (датируется не позднее рубежа 20-х и 30-х гг. XVI в. В текстологическом отношении сокращенная редакция восходит к старшему списку пространной редакции) Там же. Волок. № 655 (, послужившему, по всей очевидности, непосредственным источником Хронографа. Редакция четырежды издавалась: А. Н. Муравьёвым) Жития святых: Месяц дек. СПб., 1856. С. 262-314, в переводе на рус. яз. (, А. Н. Поповым в «Изборнике») М., 1869. С. 92-130 (, П. Й. Шафариком) ГСУД. 1870. Кн. 28. С. 366-428 (, К. Куевым и Г. Петковым) Събрани съчинения на Константин Костенечки. С. 472-515 (.) После ... далее ...
ИСИДОР ПЕЛУСИОТИскать в Источникеpravenc.ru
... о котором говорит И. П., возможно, является Ep. 954) III 154 () Fouskas. 1970. P. 145-146; Évieux. 1995. P. 355 (. Довольно обширное письмо, обращенное к «чадам эллинским») ῾Ελλήνων παισίν () Ep. 1470 (V 186) (, было написано по просьбе схоластика Арпокры) Ep. 1469 (V 185) (, интересовавшегося, почему люди добродетельные страдают, а нечестивые благоденствуют. Другое пространное письмо к схоластику Кассию, «эллину и защитнику эллинов») Ep. 646 (II 146) (, могло восприниматься современниками как трактат против язычников.) В одной из рукописей, принадлежавших некогда Троице-Сергиевой лавре (РГБ. Ф. 304. I. № 12.) Сборник XII или нач. XIII в. (, содержатся 2 выдержки, приписываемые И. П. и не имеющие аналога в сохранившихся греческих письмах: a) «Блаженаго Исидора Пилусийскаго Разуми» (Л. 175-181. Нач. : «Яко печали с благодарениемь тьрпящеи многы грехы расыплють... ») ; b («Того же Написание о вере») Л. 181-188 об. Нач. : «Верую в единаго Бога Отця нерожена и в единаго Сына рожена и в един Св. Дух исходящь... » (.) Принадлежность 2-го сочинения И. П. сомнительна, оно содержит подробное учение о Св. Троице и Воплощении, называет Сына и Св. Духа «подобосущными» Отцу, упоминает о ... далее ...
ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в Великую субботу, - но оно не имеет подтверждения в источниках) . В правосл. традиции последующих веков практика пения «Е. во Х. к. », описанная в Типиконе Великой ц., осталась неизменной и сохраняется до наст. времени. Но из-за того что Лазарева и Великая субботы перестали быть днями массового совершения таинства Крещения, пение «Е. во Х. к. » в эти дни может осмысляться как напоминание верным о данных ими некогда крещальных обетах (Никольский.) В певческой практике В древнерус. певч. рукописях, вероятнее всего с нач. XVII в., распространяется знаменный распев «Е. во Х. к. » (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 343-343 об., кон. XVI - нач. XVII в.) , к-рый положен в основу более пространного путевого (РНБ. Солов. № 644 618. Л. 2, кон. XVII в.) . Обычно в рукописях фиксируются оба распева, при этом 2-й с указанием «ино», «путь», «болшая» и др. (см. : РГБ. Ф. 304. 429. Л. 161 об. - 162, нач. XVII в. ; Б-ка МДА. № П-213 С-23. Инв. № 231869. Л. 401, 40-60-е гг. XVII в. ; П И-82. Инв. № 117621. Л. 301 об. - 302, сер. XVII в.) . В старообрядческой практике сохранилось 2 распева: в Обеднице поповского согласия представлен знаменный распев «Е. во Х. к. » ( К., 1909. Л. 21 ) , ... далее ...
ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... с соименным серб. книгописцем нач. XV в., к-рый перевел) ? (и переписал в 1426 на Афоне 1-ю ч. Бесед свт.) Иоанна Златоуста на кн. Бытие (ГИМ. Син. № 36) , и о пребывании Е. -Е. в серб. мон-ре св. Павла на Афоне нуждаются в дополнительном исследовании и аргументации; ср. : Вздорнов. 1968. С. 177-178 (.) Известно не менее 5 рукописей, полностью или частично переписанных Е. -Е. и сохранившихся в оригиналах или копиях: 1 ( сборник житий на нояб. -май ) или Житие прп. Симеона Дивногорца в его составе (- список 1432-1443 гг., сделанный в Троице-Сергиевом мон-ре при игум. Зиновии) РГБ. Ф. 304 1. № 629 (с рукописи, переписанной Е. -Е. в К-поле в 1420 г.) копийная запись на л. 124 (; 2) «Лествица» прп. Иоанна Лествичника с толкованиями (Там же. Ф. 354. № 462) , большая часть к-рой ( Л. 1-333, 339 об. - 342 ) переписана Е. -Е. там же в дек. 1420 - марте 1421 г. (о копиях с нее см. : Вздорнов. 1968. С. 194) ; 3 (то же) ГИМ. Усп. 18-бум. (, работа начата) Л. 1-64 об. (неустановленным писцом при участии Е. -Е.) Гальченко, Яценко. 2001. С. 132; ср. : Вздорнов. 1968. С. 195 (в мон-ре Богородицы Перивлепты в дек. 1422 или 1423 г. и завершена) Л. 65-329 (Е. -Е. для старца ... далее ...
ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВОИскать в Источникеpravenc.ru
... ХИТРОВО Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 103) Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 103) Евангелие Хитрово́ (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657) , лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства. Относится к типу служебных Евангелий (Евангелие) полный апракос (с месяцесловом) . Это рукопись большого формата, в 1° (32, 2×24, 8 см) , написанная на пергамене (299 л.) уставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется кон. XIV - нач. XV в. Переплет XVII в. - доски, обтянутые бархатом 2 цветов: с золотисто-зелеными цветами и узорами рытого бархата по атласному малиновому полю. На верхней крышке серебряные, гравированные чернью наугольники с образами евангелистов и средник с изображением Распятия, на нижней - 5 овальных серебряных жуковин. Сведения о происхождении Е. Х. содержатся в пространной вкладной записи боярина оружничего и дворецкого Хитрово в Троице-Сергиев мон-рь. В надписи, выполненной по нижнему полю на л. 3-61, сказано, что Е. Х. было ... далее ...
ЕЛИСЕЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в 1354 г. прп. Сергия в игумены. При этом агиограф поясняет, что входивший в их число Анисим «бе диакон, диаконов отець Иелесеа глаголемаго» (Клосс. 1998. С. 321) . По сведениям архим. В «Описании о российских святых» ( известно в списках XVIII-XIX вв. ) Е. наряду со своим отцом Анисимом и Иаковом Якутой назван учеником прп. Сергия (С. 79) . В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре к нач. XVIII в. В древнейших списках рода прп. Сергия в пергаменных синодиках Троице-Сергиева мон-ря посл. трети XVI в. Е. не упоминается ( РГБ. Ф. 304 1. № 40. Л. 7; № 42. Л. 4 ) . Его имя не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого отразилась в пергаменном синодике Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 304; БЛДР. Т. 6. С. 284-285, 312-313. Лит. : Барсуков. Источники агиографии. Стб. 194; Кучкин В. А. В XIX в. в храмах Троице-Сергиевой лавры образ Е. вводился в монументальный ряд изображений Радонежских чудотворцев. Так, его полуфигура, в мантии и голубой епитрахили, со сложенными крестообразно на груди руками с четками, с седой округлой бородой и ниспадающими на плечи прядями волос, помещена в ... далее ...
Димитрия Иоанновича Донского, что привело к ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Л. 236-244 (. Памятник фигурирует также в оглавлении июльского тома Успенского комплекта ВМЧ) Там же. № 996. Л. 827 (, однако сам текст в него по какой-то причине не был включен.) С посл. четв. XV в. почитание К. связано в первую очередь с праздниками Сретения Владимирской иконы Божией Матери (26 авг.) и обретения и перенесения мощей митрополитов К., Фотия и Ионы в 1472 г., при разборке Успенского собора XIV в. для строительства нового (27 мая) . Отдельное почитание К. прослеживается в значительно меньшей степени. Память успения К. впервые встречается под 16 сент. в месяцеслове сборника РГБ. Ф. 304. I. № 761. (Л. 256) , переписанного в 1487 г. в Ростове, но и в более поздней рукописной традиции она представляет редкость. Краткое Житие К., изредка встречающееся в рукописях не ранее сер. XVI в., встречается в неск. разновидностях. Древнейшую представляет статья в 2 списках Пролога т. н. Псковской редакции сер. XVI в. (РГБ. Егор. Ф. 98. № 1299, 50-е гг. XVI в. ; РНБ. Тит. № 1220, 70-е гг. XVI в.) ; текст в значительной мере восходит к «прощальной» грамоте К. Жития К. проложного типа, снабженные миниатюрой с его ростовым изображением в святительском облачении, помещены в неск. ... далее ...
  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера