РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 2-й степени с бантом. После 1855 г. (ГММК) Звезда ордена св. Екатерины. Принадлежала имп. Екатерине II. 2-я пол. XVIII в. (ГММК) Царь Соломон. Миниатюра из Песни Песней с толкованиями. XIX в. (РГБ. Ф. 242. № 186. Л. 4 об.) Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. ( Музей Израиля, Иерусалим. 4QQoha217 ) Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. ( Музей Израиля, Иерусалим. 4QQoha217 ) Начало Книги Екклиаста. Страница из Библии ( М., 1756 ) М. Г. Екмалян. Фотография. 90-е гг. XIX в. Вотивная надпись правителя Икауса в святилище в Екроне. VII в. до Р. Х. Осада Екрона ассир. царем Саргоном II. Рельеф дворца Саргона II в Хорсабаде, Ирак. Кон. VIII в. до Р. Х. Воскресный Ексапостиларий «Являяся яко человеко». Мелизматическая редакция (тайнозамкненная форма) . Сборник певческий. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 414. Л. 111 об.) Строки ектений. 1-й и 2-й циклы. Пример по рукописи сер. XVIII в. (РГБ. Ф. 354. № 144) (совр. набор) 275 276 277 278 279 280 281 Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2014 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» © 2014г. Сделано в Stack ... текст полностью ...
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) ( РГБ. Ф. 304. I. № 677; 1631 г. ) . Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. № 637) . В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712) , РНБ. Тиханов. № 226 ( нач. 20-х гг. ) , БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733) . Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33. 13. 14) . Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в. ; опубл. : Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. № 2800) . Отдельные сведения о деятельности В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в ... текст полностью ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции Иллюстрации Песнопение «Да молчит всякая плоть» распева архим. Исаии (Лукошкова) . Список 2-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 304. I. № 429) 1321 (. Л. 195–195 об. Титульный лист певч. сборника) вклад архим. Исаии в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Сольвычегодске (. 1615 г.) ГИМ. Син. № 819. Л. 1 (Исаия) Зубков (, строитель Саровской пуст. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. XIX в.) ГИМ (Игум. Исаия) Путилов (, настоятель Саровской пуст. Литография. 3-я четв. XIX в.) ГПИБ (Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Мч. Исидор Хиосский. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мч. Исидор Хиосский в темнице и усекновение его главы. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг. Мч. Исидор Хиосский. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг. Четвертование мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент ... текст полностью ...
Главным источником сведений о жизни Д. является ...Искать в Источникеpravenc.ru
... мон-ре и привлечь к этой работе тех старцев, к-рые «подлинно и достохвально извычны книжному учению и граматику и риторию умеют». Д. и старцы должны были не только внести исправления, но и обновить состав книги, чтобы в ней были собраны «многия нужнейшия потребные вещи, без которых вашему священническому чину и всем православным христианом быть нельзя». Работа по правке богослужебных книг к тому времени в монастыре уже была начата: в 1615 16 г. старцем Арсением Глухим были подготовлены 2 рукописи Канонника - одна «повелением и замышлением», другая «помощию и повелением» Д. ( РГБ. Ф. 304 I. № 281, 283 ) . Производилась не только сверка текста по аналогичным спискам, но и правка служб и канонов, написанных «неискусными творцы грамотичному учению». Прп. Дионисий Радонежский. Литография. 1890 г. (ГПИБ) Прп. Дионисий Радонежский. Литография. 1890 г. (ГПИБ) Работа по выполнению царского распоряжения об исправлении Требника продолжалась в течение полутора лет. Главными помощниками Д. были старцы Арсений Глухой и Антоний (Крылов) , а также Иоанн Наседка. Справщики не знали греч. языка и ограничились сличением находившихся в их распоряжении слав. рукописей. ... текст полностью ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Нач. XI в. ( ГИМ. Син. греч. № 242. Л. 104 об. - 105 ) Стихи о Колумбе. Ирландия. Сер. XVI в. (Bodl. Laud. 615. P. 37) Начало Похвального слова равноапостольным Кириллу и Мефодию из Рильского Панегирика Владислава Грамматика. 1478 - 1479 гг. ( Б-ка Рильского мон-ря. № 4 8 ) Св. Омар. Лист из Штутгартского пассионала. XII в. (Stuttgart. 58. Fol. 118v) Начало Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol 3) Пребывание прп. Феодора в Троице-Сергиевом мон-ре. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежскогою XVI в. (РГБ. ф. 304 III. № 21. Л. 231 об.) Житие блаженного Августина, составленное Поссидием. Англия. XII в. (Ljnd. Brit. Lib. Arundel. 36. Fol. 1r) Деяния апостолов Петра и Павла. Англия. Сер. X в. (Oxford. St. John s College. 28. Fol. 2r) Титульный лист Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol. 2) Житие прп. Антония Великого. Лист из сборника. 902-903 гг. (Lond. Brit. Lib. Orient. 5021. Fol. 6) Житие вмц. Варвары. Германов сборник. 1358 59 гг. (Библиотека Румынской патриархии. № 1. Л 92а) Житие св. Леодегария ... текст полностью ...
ВКЛАДНЫЕ КНИГИИскать в Источникеpravenc.ru
... фиксировались имена вкладчиков, а иногда и суммы вкладов, являются синодики. Мон-ри, получавшие большое количество вкладов, по-видимому, делали усилия по упорядочению сведений о вкладчиках. Известно, что в 20-х гг. XVI в. в Троице-Сергиевом мон-ре одновременно велись 2 синодика, что предполагает определенную классификацию вкладчиков (по-видимому, в зависимости от суммы вклада и следовательно способа поминовения) ( АРГ, 1505-1526 гг. № 263. С. 267-268 ) . Синодики обители кон. XVI в. имеют значительное число данных о вкладах, поступивших начиная с рубежа XIV-XV вв. ( см., напр., РГБ. Ф. 304 I. № 40-42 ) , далеко не все они были зафиксированы во В. к. мон-ря в XVII в. Однако практика записи вкладов в синодиках имела много неудобств, поскольку из-за частого употребления рукописи быстро приходили в негодность, кроме того, из них необходимо было вычеркивать имена лиц, записанных для поминания на конкретный срок, а оставшиеся имена переписывать. Ранним и важным источником сведений о вкладчиках являются также кормовые книги, к-рые представляют собой организованные по календарному принципу указатели поминания вкладчиков на год. Кормовые книги содержат имена людей, в память ... текст полностью ...
ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в. фиксировался огромный репертуар путевого распева. В рукописях 2-й пол. XVI в. демественные песнопения встречаются немного чаще, чем в предыдущий период, расширяется их репертуар. С середины века появился и стал наиболее показательным для многоголосного демества жанр многолетий, представленный значительным количеством списков, реже встречается «Вечная память»; продолжает бытование псалом «На реце вавилонстеи». В конце века репертуар обогатился задостойниками на Пасху, Вознесение и Пятидесятницу: «Светися, светися, новый Иеросалиме», «Тя паче ума и словесе», «Радуйся, радуйся, Царице» (РГБ. Ф. 304. 427. Л. 804-806 об. ; РГАДА. Ф. 188. № 1626) . В сер. XVI в. появился чин пещного действа, отдельные ненотированные песнопения к-рого с ремаркой «демественои» выявлены в рукописи ГИМ. Усп. № 55. Наиболее ранние образцы многоголосия, записанные новой знаковой системой, найдены и опубликованы Н. Д. Успенским ( Успенский. 1971. Ил. XXIX а, б ) . Это 2 демественных песнопения из путевой рукописи 70-х гг. XVI в. РНБ. Солов. № 763 690: 4-голосное многолетие царю и вел. кн. Иоанну Васильевичу и 4-голосная «Вечная память» прп. Сергию Радонежскому. Тексты песнопений повторены ... текст полностью ...
КАРАХИСАРСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... мастерской. Круг их создателей, очевидно, был шире, и сотрудничество писцов и миниатюристов осуществлялось под влиянием условий каждого конкретного заказа. Вопрос о месте создания Чикаго-Карахисарской группы рукописей до сих пор остается открытым. Одни указывают на связь ряда рукописей группы, в т. ч. самого К. Е., по-видимому входившего в состав приданого Евдокии Палеолог, с К-полем; напр., рукопись НЗ c Псалтирью (Palermo. Bibl. Naz. Deposito Museo. 4) , возможно, была подарена имп. Михаилом VIII Палеологом кор. Констансе, супруге Педро (Пере) III Арагонского, Четвероевангелие (РГБ. Ф. 304. III. № 28) стар. греч. 11 () в сер. XVII в. находилось у К-польского патриарха Афанасия III Пателлария и т. д. (Фонкич. 1983. С. 302) . Кроме того, рукописи Чикаго-Карахисарской группы связаны с предшествующей к-польской традицией книжной миниатюры. Так, уже в рукописях, создание к-рых приписывают т. н. коккиновафскому мастеру и его мастерской ( 2-я четв. XII в. ) , есть отчетливое деление повествования на эпизоды, представленные в отдельных сценах с обрамлениями, чем подчеркивается их законченность и самодостаточность. Такие черты, как плоскостность изображений, отсутствие ... текст полностью ...
ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРАИскать в Источникеpravenc.ru
... писателем на Руси, имея в виду тот факт, что он получал вознаграждение за создаваемые им тексты. Работая в разных городах и мон-рях, он ориентировался на источники и устные традиции, к-рые существовали в том или ином месте. Тексты, созданные Пахомием Логофетом, получили широчайшее распространение, а сам он на протяжении долгого времени оставался одним из наиболее авторитетных писателей, произведения к-рого часто служили образцами для др. средневек. агиографов. Пребывание прп. Феодора в Троице-Сергиевом мон-ре. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежскогою XVI в. (РГБ. ф. 304 III. № 21. Л. 231 об.) Пребывание прп. Феодора в Троице-Сергиевом мон-ре. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежскогою XVI в. (РГБ. ф. 304 III. № 21. Л. 231 об.) Его подражателю, псковскому агиографу XVI в. Василию (Варлааму) , принадлежат Жития (и новые редакции Житий) прп. Евфросина Псковского, блгв. кн. Всеволода (Гавриила) , прп. Саввы Крыпецкого (эти Жития, написанные до 1552, вошли в Успенский и Царский списки ВМЧ) , святителей Нифонта и Никиты, епископов Новгородских, сщмч. Исидора Юрьевского. Кроме того, им написано 5 служб (по мнению В. П. ... текст полностью ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Dionys. 587m. Fol. 31r) Малый вход Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6) . Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. № 34) Телец (символ евангелиста Луки) . Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. № 34. Л. 128 об.) Оклад Евангелия Успенского собора Московского Кремля. 1-я четв. XV в. (ГММК ОП) Евангелист Иоанн с Прохором (Л. 4 об.) . Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. № 34) (Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв.) РГБ. Ф. 304. III. № 4 М. 8654 (Лист из Евангелия Федора Кошки. 2-е десятилетие XV в.) РГБ. Ф. 304. III. № 4 М. 8654. Л. 128 об. () Евангелист Матфей. Миниатюра из Евангелия Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 44 об.) Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 103) Лев (символ евангелиста Марка) . Миниатюра из Евангелия Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 80 об.) Церковь Богородицы Евангелистрии. 1823–1830 гг. Архит. Е. Каллонарис Символы евангелистов. Христос и апостолы. Мозаика конхи апсиды ц. ... текст полностью ...

  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"