РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Старая русская книга была ему так желанна / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... после трех лет срочной и трех же сверхсрочной службы, писал, не без вызова: Я немного ездил, и мне Незнакомы большие реки. Но могучий седой Енисей С громкой славой его былинной Мне, конечно, ближе, ясней И дороже всякой Неглинной. И хотя теперь-то «всякая Неглинная», лишь догадываемая под асфальтом, – где-то совсем поблизости, у подножий Кремля томится в трубах, ему некогда в ту сторону поглядывать. Для того есть особые бдительные службы, ведающие безукоризненностью эскорта к Боровицким воротам избранных моторов. Псалтирь царя Иоанна Грозного (Новгород, вторая половина XIV в. ; РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7) Разве иногда лишь скосит цепкое око на ближайшую к Пашкову холму полосу тротуара: не опаздывает ли посетитель, а то и целая группка слушателей, с которыми договорено встретиться – за этим столом или в читальном зале – ровно в одиннадцать?.. Нет, кажется, спешат. Значит, можно пройти навстречу – на внутренний двор старинного книгохранилища, где старый табашник Лёвочкин, кстати, позволит себе и первый с утра перекур. Воспитанный со студенческой поры недюжинными педагогами, как историками, так и филологами, Иван Васильевич до самых своих последних выездов в Москву ... далее ...
О времени сложения служб и датировке житий святых ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... «Чтения» о Борисе и Глебе Герменевтика древнерусской литературы XI-XIV вв. Сб. 5. — М., 1992. — С. 370-412.) и не только не противоречат им, но и существенно дополняют. Разыскания Н. С. Серегиной показали, что «все сохранившиеся до наших дней стихирари домонгольского периода содержат стихиры Борису и Глебу лишь в разделе на 24 июля. На 2 мая в древнейших списках стихирарей служба не фиксируется (выделено мной. — А. У.) . Известен лишь кондак Борису и Глебу на 2 мая — «мученика Христова». Самым ранним указанием службы на 2 мая являются несколько стихир в ненотированной рукописи конца XIV в РГБ, ф. 304, 22, причем, что для нас очень важно, в этом разделе помещаются не новые стихиры к празднику перенесения мощей, а «выписаны уже известные ранее стихиры из службы на 24 июля». Та же ситуация повторяется и в другом стихираре XIV в., ( РГБ, ф. 113, № 3 ) , «содержащем в разделе на 2 мая стихиру «Придите, восхвалим», также известную на 24 июля». (Серегина Н. С. Песнопения русским святым. — СПб., 1994. — С. 93.) Далее в тексте указаны только цитируемые страницы (.) Специально приуроченные к празднику перенесения мощей святых 2 мая стихиры появляются в служебной минее только в XV в. ... далее ...
Рукописное наследие Святой Горы: Свято-Павловский ...Искать в Источникеpravmir.ru
... что оно явно было приписано к полученному уже готовому переводу монахом Евсевием (Ефремом) , ибо переводчика Иакова Евсевий уважительно называет киром (господином) , а себя, наоборот, уничижительно убогим и непотребным. Можно предполагать, что перевод “Слова” Евсевий (Ефрем) включил в какой-то переписанный им лично сборник сочинений Святых Отцов и уже в составе сборника отослал его на Русь. Первооригинал сборника не сохранился или пока еще не разыскан, но в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры имелся список с него, весьма близкий по времени к дате написания оригинала ( ныне — в собрании РГБ, ф. 304, 756 ) . Интересно, что следующий по времени список “Слова” с послесловием Евсевия-Ефрема встречается в сборнике 1431 года, переписанном в новгородском Лисицком монастыре. Состав Лисицкого сборника отличается от состава Троицкого, значит, оригиналом лисицкому писцу послужила не Троицкая рукопись. Остается думать, что оригинал перевода Иакова Доброписца Евсевий (Ефрем) держал при себе и давал его другим русским писцам, жившим на Афоне, для новых списков. Между Афоном и Лисицким монастырем связи были установлены в конце XIV века: еще до 1397 года лисицкий игумен Ларион вынес ... далее ...
Послание об образе жития и отчасти о жизни ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Певоу, где сосредотачивалось общее управление всех монастырей”. [53] Этот акцент на тождестве (tÍ tautÒthti) трех Лиц Святой Троицы в видении преподобного Феодора связан, возможно, с вопросом о Божестве Святого Духа, который возник сразу после Никейского собора. См. Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1985. P. 255–258. [54] Идея, что познание Бога по аналогии с тварным миром является познанием очень относительным и неадекватным, встречается у многих отцов Церкви. В частности, она не единожды высказывается святителем Афанасием, см. Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. II. Ñ. 304; ср. Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и истина. М., 1998. С. 132–133. [55] Данное выражение (tÕn mon»rh b…on) указывает на период семилетнего отшельничества, то есть “школу анахоретства”, которую преподобный Пахомий прошел под руководством старца Паламона. См. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 157. [56] Мелетий, епископ Ликопольский, был причиной раскола в Египте, возникшего во время последних гонений на христиан по поводу вопроса о строгости церковной дисциплины в отношении к отступникам веры: Мелетий придерживался строго ... далее ...
Епископ Порфирий (Успенский) - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мнений и отзыв. м, Фидарета, том дополнит., 556–562. 438 Книга бытия моего, VII, 362–372. 439 Там же, 373; Второе путешеств. по св. горе Афонской, 376. 440 Книга бытия моего, VII, 273–388. 441 Богослов. Вестн. 1905, IV, 697–698. 442 Книга бытия моего? 40; II, 273–388. 443 Там же, 389. 444. Там же, 390. 445 Книга бытия моего, VIII, 1. 446. Там же, 4. 447 Там же, 7. 448 Там же, 23. 449 Арх. Порфирий напечатал этот свой труд под заглавием: «Ерминия илн наставление в живописном искусстве», составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурно-Аграфиотом 1701–1733. (Труд. Киев. дух. Акад. 1868, II, 269–315; III, 529–570, VI, 494–563; XII, 355–445) ,. 450 Книга бытия моего. VIII, 11, 15, 23, 33. 451 Там же, 18–19. 452 Там же, 32–33, 53. Издано это сочинение в Спб. в 1864 г. с прибавлением: «и библейская редкость государыни Императрицы Марии Александровны». 453 Книга бытия моего, VIII, 21–22. Напечатано это сочинение в Трудах Киев. дух. Акад. 1866, III, 305–344; IV, 556–604; V, 3–32; VI, 142–167. 454 Там же, 29. Напечатано в том же журнале за тот же год, VIII, 415–440 455 Книга бытия моего, VIII, 27–28, 34. Записка эта под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе ... далее ...
Влияние Святой горы Афон на особенности почитания ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В. Т. Пашуто и IV А. А. Зимина. М., 2005. Сс. 268-271. [39] Подробнее о роли митрополита Киприана в русском искусстве см. : Betin L. V. Митрополит Киприян и Феофан Грек. Et. Balkaniques XIII (1977) . № 1. Pp. 109-115; Ульянов О. Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса Троицкие чтения 2003-2004 гг. Большие Вяземы, 2004. Сс. 153-154. [40] старший список редакции Пахомия Серба - РГБ, ф. 304, Троицк. 746; прп. Андроник († 1373) , как и прп. Сергий, происходил из Ростова. [41] Послание датируется не ранее поставления Евфимия Тырновского в патриархи в 1375 г. см. список РНБ, Соф. 1447. Л. 216. [42] Прохоров Г. М., Дробленкова Н. Ф. Киприан Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. М., 1988. С. 465. [43] Клименко М. М. Особенности совершения всенощного бдения в монастырях Святой Горы Афон Богословские труды. Т. 33. М., 1997. С. 136. [44] Trempelas P. Aι τρεις Λειτουργίαι κατά τους εν Αθήναις κώδικας Texte und Forschungen zur ... далее ...
Книжная миниатюра Древней Руси / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Сийское Евангелие (Москва, 1340; ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) [31] Сийское Евангелие (ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) . Сийское Евангелие (ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) . Отослание апостолов на проповедь Евангелие изготовлено по заказу московского князя Иоанна Калиты в качестве вклада в Успенский Лявленский монастырь, откуда в XVII веке она попала в Сийский монастырь. Сохранились имена писцов и художников-миниатюристов. Рукопись содержит две миниатюры, одна из которых – «Отослание апостолов на проповедь», выполнена особенно виртуозно. Псалтирь Грозного (Новгород, вторая половина XIV в. ; РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7) [32] Псалтирь Грозного ( РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7 ) По преданию, эта рукопись была вывезена царем Иоанном Грозным из Новгорода. При невысоком качестве миниатюр Псалтирь обильно украшена сложным тератологическим орнаментом (переплетающимися между собой растениями, животными, в том числе мифологическими, и людьми) . Стоит сказать, что в период упадка живописного искусства тератологический орнамент (равно как и сложные буквицы) почти всегда вытесняет изящные миниатюры, так как для его перерисовки не требуется большого мастерства. Подобный орнамент можно ... далее ...
О времени сложения служб и датировке житий святых ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... о Борисе и Глебе Герменевтика древнерусской литературы XI-XIV вв. Сб. 5. - М., 1992. - С. 370-412.) и не только не противоречат им, но и существенно дополняют. Разыскания Н. С. Серегиной показали, что " все сохранившиеся до наших дней стихирари домонгольского периода содержат стихиры Борису и Глебу лишь в разделе на 24 июля. На 2 мая в древнейших списках стихирарей служба не фиксируется ( выделено мной. - А. У. ) . Известен лишь кондак Борису и Глебу на 2 мая - " мученика Христова " . Самым ранним указанием службы на 2 мая являются несколько стихир в ненотированной рукописи конца XIV в РГБ, ф. 304, 22, причем, что для нас очень важно, в этом разделе помещаются не новые стихиры к празднику перенесения мощей, а " выписаны уже известные ранее стихиры из службы на 24 июля " . Та же ситуация повторяется и в другом стихираре XIV в., ( РГБ, ф. 113, № 3 ) , " содержащем в разделе на 2 мая стихиру " Придите, восхвалим " , также известную на 24 июля " . (Серегина Н. С. Песнопения русским святым. - СПб., 1994. - С. 93.) Далее в тексте указаны только цитируемые страницы (.) Специально приуроченные к празднику перенесения мощей святых 2 мая стихиры появляются в служебной минее только ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в промежутке между 1575 и 1581 г. день 20 июля совпадает с пятницей лишь однажды – в 1576 г. ; следовательно, все описанные события произошли в 1576 г., и этим годом датируется канонизация Евфросинии Суздальской. Далее Варлаамом описываются чудеса исцеления октября-декабря) 1576 г. ( , марта-сентября ) 1577 г. ( , января-октября ) 1578 г. (и 21 февраля) 1579 г. (. Епископ Варлаам занимал Суздальскую кафедру в 1570–1586 гг., поэтому создание Жития Евфросинии Суздальской редакции Варлаама следует датировать 1579–1586 гг.) Старшим списком Жития Евфросинии редакции Варлаама является: РГБ, ф. 304 I (Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры) , № 665. Минея четья на сентябрь Германа Тулупова, датируется 1627 г. Житие Евфросинии Суздальской находится на л. 365–412 об., заголовок: «Месяца септеврия в 25 день. Черноризца смиреннаго инока Григория Суждаля града, монастыря святого Еуфимиа чюдотворца, исповедание вкратце житиа и жизни преподобныя и благоверныя княжны Еуфросинии Суждальския». Далее, редакцию Варлаама отражает группа лицевых списков Жития Евфросинии Суздальской XVII века, подробно изученных Ю. А. Грибовым 675: РГБ, ф. 733 (Смоленское собр.) , № 16 (л. ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Кучкина (.) 5 (Першинский: ИРЛИ, Коллекция М. Ф. Першина, № 7. Сборник 20-х годов XVII в., филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с цветком, на тулове литеры G и RO – Дианова) «Кувшин» (, № 34) 1622– 1623 гг. (312. Житие Михаила Ярославича занимает л. 498 об. – 523 об., заголовок: «В лето 6800. Убиение благоверного и христолюбиваго великого князя Михаила Ярославича месяца ноября в 22 день». Текст обрывается из-за утери последнего листа на словах: «Да како можем по достоянию въсхвалити, блаженныи княже…» Житие Михаила Тверского по данному списку опубликовано 313. 6) Тулуповский: РГБ, ф. 304 I (Главное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры) , № 671. Минея четья на ноябрь Германа Тулупова, составлена в 1628–1629 гг. На л. 258 об. – 259 запись писца: «А писал сию святую книгу многогрешныи чернец Герман Тулупов Стариченин в лето от создания миру 7137, индикта 12, по отце своем иноке Ионе и по матери Марье, и по иноке Акилине, и по иноке Анисие, и по дияконе иноке Серапионе, и по Дарье, и по Козме, и по своеи душе и по всех своих родителех». Впрочем, рукой Германа Тулупова переписаны лишь л. 1–216 об., 245–259; л. 217–244 об. написаны другим почерком и на другой ... далее ...

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"