> Помогите ребёнку на реабилитацию <

РГБ, ф. 304 II, № 269

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Железноборовский мужской монастырь во имя Святого ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... его кончины, в надписях на рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430) , а также в Евангелии 1570 г. он назван «преподобным» или «преподобным... чу-дотворцем» (Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в мона-стырских и др. б-ках ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90) . В Ж. м. записывались случаи исцеления (ок. 50) у гробницы основателя, в т. ч. одержимого «нечистым духом» мон. Нифонта и расслабленного инока Феодосия. К XVII в. сложилась гимнографическая традиция. Со-хранились службы прп. Иакову в составе Трефолога русским святым XVII в. ( РГБ. Ф. 304 1. № 625. Л. 90-104 ) , отдельный список XIX в. (РНБ. Собр. Колобова. № 160) ; в месяцеслове XVII в. (РНБ. Солов. 553 572. Л. 155) помещены тропарь и кондак. В Смутное время часовня над захоронением основателя Ж. м. была сожжена поляками. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в обители, мощи прп. Иакова были обретены и, вероятно, оставлены под спудом. Ж. м. оказался причастен и к событиям завершающего этапа войны между вел. кн. Василием и галичскими князьями. В янв. 1450 г., во вре-мя решающего похода на Галич, вел. кн. Василий остановился в мон-ре, устроив здесь ... далее ...
Преподобный Андрей Рублев — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... во вкладных книгах и описях Иосифо-Волоколамского монастыря (Казакова. С. 311) В 41-й гл. Стоглава (1551) сказано о том, что икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым, наряду с древними изображениями, созданными греческими и другими «преславущими» художниками, является образцом для иконописцев (С. 304) . Уважение, которым при жизни был окружен Андрей Рублев, «муж превосходящий всех в мудрости», «иконописец преизрядный», вскоре после смерти переросло в почитание его как преподобного. В XVI в. появились изображения Андрея Рублева в нимбе на миниатюрах: лицевое житие прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304 111. № 21. Л. 229 об. — 230 об., кон. XVI в.) и прп. Никона Радонежского (БАН. № 34. 3. 4. Л. 269 об. — 270, XVII в.) . «Сказание о святых иконописцах» сообщает об Андрее Рублеве и Данииле как о преподобных иконописцах. В числе святых иноков Андроникова монастыря Андрей Рублев и Даниил названы в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. : «Преподобнии иконописцы, иж церковь святыя Троицы подписаша, а потом в Андроневе монастыре церковь подписаша и, произвидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им инок Данило, инок Андрей» ... далее ...
Дни памяти, богослужебные тексты посвященные ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... его редакции после 1115 г. (Е. В. Антонова) . Количество и состав стихир (3 группы подобнов на хвалитех) показывают, что этот гимнографический корпус отражает не одну, а 3 службы, т. е. на праздники, установленные как при митр. Иоанне I ( в 40-х гг. XI в. ) , так и в 1072 и 1115 гг. В Минее 1-й пол. XII в. автором службы Б. и Г. назван митр. Иоанн (I или II?) (РГАДА. Ф. 381. № 122. Л. 111 об.) . Во всех сохранившихся Стихирарях домонг. периода песнопения Б. и Г. помещены под 24 июля. Под 2 мая известен лишь кондак «Мученика Христова». Наиболее ранние списки служб на 2 мая относятся к кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 22 и Ф. 113. № 3) , однако они не содержат новых стихир. Специальные стихиры на 2 мая помещены в Минее служебной XV в. и, по-видимому, связаны с творчеством Пахомия Логофета, их нотированные образцы появляются в Стихирарях со 2-й пол. XVI в. Состав песнопений, посвященных Б. и Г., со временем менялся, в частности в XV-XVI вв. исчезли тексты, в к-рых упоминался Святополк. В Минеях (СТ) служба Б. и Г. есть только 24 июля, она помещена после службы мц. Христины ( Июль. Л. 181-191 ) . В Типиконе их память отмечена как полиелейная. В Минее служба бденная (содержит ... далее ...
Гимнография праздника Воздвижения Креста — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... продублированы во 2-й группе тропарей 9-й песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне. Прп. Косма, придя в Антиохию на праздник В., услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, к-рый он имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей 9-й песни ( Скабалланович. С. 87-88; Филарет ) Гумилевский ( . Песнопевцы. С. 241-242 ) . В рукописях (напр. : ГИМ. Син. Греч. № 414, XV в. ; РГБ. ф. 304. 780, 1549 г.) сохранились визант. толкования на этот канон, на основе к-рых свое толкование написал прп. Никодим Святогорец (Νικόδημος ῾Αϒιορείτης. Σ. 41-142; рус. пер. : Толкование канона на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Сост. Никодим Святогорец; пер. с греч. под ред. И. Н. Корсунского. М., 1899. М. ; СПб., 1998р) . Последование попразднства в основном повторяет гимнографию 1-го дня праздника, ежедневно используются праздничный канон и часть самогласнов; подобны (стихиры и седальны) , как правило, свои для каждого из дней попразднства. ... далее ...
Комментарии к книге 3 (к томам 4 и 5) — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... причин изменения отношения св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича к митр. Киприану могло явиться влияние святителя на молодого литовского кн. Якова—Ягайло, в результате чего литовская рать, вопреки договоренности, не приняла участия в Куликовской битве на стороне Мамая. Нет, однако, достаточных оснований отказываться от традиционной точки зрения, что Куликовская битва (8 сентября 1380 г.) предупредила соединение татарских и литовских войск, намечавшееся на конец месяца. О реальной угрозе литовского нашествия сообщает современник, троицкий монах Епифаний (по всей вероятности — прп. Епифаний Премудрый) , в записи на Стихираре 1380 г. (РГБ. Ф. 304. 22) , относящейся к 21 сентября (?) : «Во то (ж) день весть приде, яко Литва грядут с агаряны» (Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — нач. XV в. М., 1980. Каталог. № 70) . Гнев великого князя на Пимена действительно может объясняться самочинными действиями последнего. {[36]} Сходной точки зрения придерживаются современные исследователи, полагающие, что гнев великого князя московского могло вызвать в первую очередь то обстоятельство, что митрополит дожидался в Твери ... далее ...
Всероссийский Митрополит Макарий: По фрагментам ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... него. И обретоша верху мощей его на персех святаго положено, якоже пояс: тонка кожица волуа (16) , на ней же хитро некако въображено обанадесять великих Владыч-них праздник Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Богородица. Игумен же сие сказа Святейшому Митрополиту Мака-рию. Он же повеле сотворити крест сребрян и позлатити и положите в него праздникы оны Владычня, иже обретены быша верху мощей святаго. Сим же крестом елицы знаменающиеся и пиющи от него воду с верою приходяще здравие почерпают в славу Свя-тыя Живоначальныя Троица Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веком [Аминь] (РГБ. Ф. 304. 637) . Примечания. 1. См., например: Макарий. архимандрит. Митрополит Макарий в православной гимнографии Макарий. архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 30-37. 2. Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб.. 1862. Вып. 4. С. 109. 4. Никольский А. Житие преподобного Варлаама Хутынского Лихудиевой редакции Вестник археологии и истории. СПб., 1911. Вып. 21. С. 54. 5. Макарий. архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., ... далее ...
La Roma sotterranea christiana. R., 1864. Vol. 1. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Пресвятой Богородицы (. Пещерные мон-ри в дальнейшем получили широкое распространение в России. Среди известных обителей, имеющих пещерную часть, - нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь) 1328 или 1330 (, Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь) ок. 1470 (, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пустынь) нач. XVIII в. (, Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери муж. скит Троице-Сергиевой лавры) 1844 (и др.) Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 21 М 8663. Л. 90) Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 21 М 8663. Л. 90) В 1062 г., при преемнике прп. Антония прп. Феодосии Печерском, когда число братии Киево-Печерского мон-ря достигло 100 чел., были возведены надземная ц. Успения Пресв. Богородицы, многочисленные братские К. и ограда. В монастыре был введен студийский общежительный устав. Киево-Печерский мон-рь стал первым известным рус. мон-рем, организованным на основании общежительства. По правилам монашеской жизни прп. Феодосия инокам не ... далее ...
ЗАВЕТ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... предполагает отказ народа от заключения З. с др. богами (Втор 7. 2) , ибо Сам Яхве верен З. с теми, кто сохраняют «заповеди Его» (Втор 7. 9) . Перечень особых требований во Втор 12-26 содержит общие предписания, следующие из фундаментального положения о верности только Яхве. Тот, кто готов служить иным богам, «преступает» этот З. ( Втор 17. 2-3 ) . В основном речь идет о некоторых аспектах гражданского, военного, религ. и уголовного права, к-рые рассматриваются как важные условия для пребывания в З. З. с Давидом как обетование вечной династии Прор. Давид. Миниатюра из Псалтири. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 314. Л. 32 об.) Важным для развития мессианских представлений в Израиле является представление о вечной династии потомков царя Давида, выраженное в словах прор. Нафана: «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар 7. 16) . Это обетование, не названное З. в 2 Цар 7. 16, понимается в др. библейских текстах именно как З. Яхве с Его избранником Давидом, к-рому Он «клялся»: «Навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой» - и подтверждал: «Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих» ( ... далее ...
ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... больше) . Вероятно, фитные начертания напоминали певчим, в каких фрагментах знаменных песнопений предполагалось включение мелизматических вставок, но их воспроизведение могло быть необязательным. Близкое соответствие фитных формул в ненотированных и нотированных древнерус. рукописях, а также большая роль устного способа передачи песнопений знаменного распева и исполнения их по моделям-самоподобнам на протяжении неск. веков, видимо, не позволяют рассматривать т. н. фитную нотацию в качестве самостоятельной системы записи. Певческая азбука «Сказание имена знамению». 1-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 415. Л. 191) Певческая азбука «Сказание имена знамению». 1-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 415. Л. 191) Ранняя форма З. н. представляет собой древнерус. версию ранневизант. куаленской нотации (см.) Византийская нотация (и, подобно ей, имеет адиастематический характер. Однако она обладает рядом оригинальных черт, не имеющих аналогов в визант. рукописях. В самых ранних древнерус. источниках объединились элементы, характеризующие разные стадии развития куаленской нотации, не встречающиеся одновременно ни в одном визант. списке. С архаичным слоем куаленской нотации связаны прямой ... далее ...
ЕКСАПОСТИЛАРИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... in Byzantine Musical Manuscripts CIMAGL. 2000. Vol. 71. P. 3-27. И. В. Старикова Стилевые редакции воскресных Е. знаменного распева С древнейшего периода развития рус. церковнопевч. искусства и до кон. XVI в. существовала одна мелодическая редакция Е., имеющая преемственную связь с визант. традицией. Стиль этой редакции - пространный мелизматический распев, к-рый позднее, на рубеже XVI и XVII вв., получил в рукописях название «большое знамя» или «большой роспев». Воскресный Ексапостиларий «Являяся яко человеко». Мелизматическая редакция (тайнозамкненная форма) . Сборник певческий. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 414. Л. 111 об.) Воскресный Ексапостиларий «Являяся яко человеко». Мелизматическая редакция (тайнозамкненная форма) . Сборник певческий. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 414. Л. 111 об.) Скудность сохранившихся от древнего периода рукописных источников не позволяет проследить все вехи развития мелизматической редакции Е. Однако 2 ее ранние формы известны по Благовещенскому кондакарю (РНБ. Q. II. I. 32, XII в. Л. 121 об. - 128; факс. изд. : Der altrussische Kondakar: Auf d. Grundlage d. Blagovĕščenskij Nižegorodskij Kondakar Hrsg. v. A. Dostál u. H. Rothe unter Mitarbeit v. E. Trapp. ... далее ...
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера