1045 Там же, л. 19 об. Преп. Амвросий Оптинский , объясняя требования, предъявляемые к истинному монаху, призывал: «Если… не хотим жить по своей воле и разуму, то не должны уклоняться от стези и учения свв. отцов, которые велят нам смиряться, покоряться, отсекать свою волю» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 118. С. 101–102). 1046 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. «Воля Божия исполняется в отсечении своей воли» (Письма о. Антония. С. 245). 1047 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3. «В монастыре первый долг – отвержение себя, своей воли и разума» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1048 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 84. «Отвержение своей воли и разума составляет крест или скорбь, служащие нам на спасение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1050 Там же, л. 101 об. Оптинский старец Макарий тем, кто жил по своей воле, говорил, что наша воля есть медная стена между Богом и нами. (Письма о. Макария. Т. 3. С. 496). Игумен Антоний Оптинский утверждал, что своевольник никогда не находит покоя в своих действиях, потому что «своя воля человека не столько учит, сколько мучит» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 110). 1051 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 28. Оптинский игумен Антоний писал: «Самосмышлению своему не верьте ни в чем» (Письма о. Антония. С. 233). 1052 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Преподобный Амвросий Оптинский учил: «По мысленным внушениям, и то с рассуждением и великим рассмотрением, живут одни только совершенные. А новоначальные и немощные и страстные должны жить под правилом и руководством» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 126. С. 110). 1053 «Без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не только рукоделия какого и внешнего упражнения, но самой молитвы, то есть келейного правила, количества поклонов, чтения книг, воздержания, поста, бдения, трудов и проч… И если они не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою матерью Вашею, то и Богу не будут приятны» (Письма о. Антония. С. 233). В письме к новопостриженному монаху о. Антоний Оптинский писал: «Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет Вам более пользы, нежели тысячу поклонов своевольных, чему верьте без сомнения» (Письма о. Антония. С. 239).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1026 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 85. Старец Макарий писал: «Когда будешь следовать совету других, по Боге пекущихся о тебе, тогда не посмеет враг предлагать тебе свое рассуждение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 233). 1029 Там же, л. 4. Оптинский игумен Антоний писал: «Необходимо в лице настоятельницы своей видеть лицо Божие, и иметь к ней преданность и доверенность… Один Бог действует во всех духовниках и старицах и какова наша вера к ним, таковы и ответы услышим от них» (Письма о. Антония. С. 263). 1030 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Именно «в вере или доверии скрывается непостижимое Таинство, так что человек самый простой и необразованный больше премудрого может не только вразумить, но и успокоить душу вопрошающего с доверием, а кто без доверия захотел бы искать разрешения в недоумении своем, тот хотя бы вопросил и прозорливого мужа или пророка, ничего или очень мало услышит удовлетворительного» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. Рукопись. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 7 об.). 1031 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 27 об. Оптинский старец Антоний писал о недоверии к руководителю: «Если случится Вам искушение против Евангельской Матери своей, то я скажу, что это самое тяжкое искушение, тяжелее которого не может быть ничего. Но в этом вина – Ваше нетерпение и неискусство в обращении» (Письма о. Антония. С. 246–247). 1032 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 123 об. Точно такое же толкование дает на это изречение и Оптинский старец Макарий. «Не со многими советоваться, а с кем должно и обо всем» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 39–40). 1034 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 153–154. Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 63. С. 67. 1035 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 5. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По свидетельству Св. Писания нет выше дарования, чем дарование смирения» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 285. С. 21). Оптинский старец Макарий учил: «Смирение более всех подвигов и добродетелей нужно для спасения». (Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. Изд. 2-е. Шамордино, 1913. С. 3. Далее «Предостережение»). «Что соль для всякой вещи, то смирение для всякой добродетели необходимо» (Письма о. Антония. С. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Три переписные книги обители XVII в. (1636, 1647 и 1663) находятся в НИОР РГБ (Ф. 200. 104), еще 2 (1667 и 1672) - в ТГОМ (КОФ 24125, 24126), синодик кон. XVII в. и вкладная книга 1860 г.- в НИОР РГБ (Ф. 200. 18, 19), грамота митр. Новгородского Питирима (впосл. патр. Московский и всея Руси) на открытие мощей прп. Нила (10 июня 1667; КОФ 1843/8) и синодик 40-х гг. XIX в.- в ТГОМ. Сохранились подлинник указной памяти кн. Лыкова свт. Нектарию от 17 янв. 1629 г. (РГАДА. Ф. 1455. Оп. 4. Д. 326), грамоты приказа Большого дворца, челобитная игум. Германа II с описанием явлений у мощей прп. Нила Столобенского при копании рва в 1667 г. и росписью его чудес до явления мощей (1667; РГАДА. Ф. 1455. Оп. 4. Д. 357). В XVI-XIX вв. Н. С. п. являлась важным центром книгописания Верхневолжья. В 1614 г. прп. Герман составил «Духовную память». Свт. Нектарий (Теляшин) переписал «Творения прп. Симеона Нового Богослова» (РГБ НИОР. Ф. 200. 54), «Паренесис» прп. Ефрема Сирина, Святцы с тропарями и кондаками и с молитвами, Потребник, Требник, написал Житие прп. Нила Столобенского, а также «Слово похвальное преподобному Нилу Столобенскому» ( Барсегян (Куксинская). 2017. С. 436-437). В 1697 г. Скитский патерик (азбучный) составил трудник «многогрешный калиграф Михаил Иоаннов сын Усачев» (РГБ НИОР. Ф. 200. 23). В кон. XVIII в. «Творение Симеона Нового Богослова» переписал К. С. Конягин - известный скульптор из Осташкова (трудник, затем послушник Н. С. п., позднее принявший постриг с именем Кесарь) (РГБ НИОР. Ф. 200. 55). Библиотека Библиотека Н. С. п., формировавшаяся при прп. Германе, в 1614 г. включала 1 печатную (Служебник, купленный прп. Германом в Москве) и 31 рукописную (в т. ч. канон прп. Нилу Столобенскому, 2 списка устава обители, Житие прп. Нила) книгу. При этом книги, посвященные прп. Нилу, постепенно стали составлять особый раздел б-ки ( Барсегян (Куксинская). 2017. С. 431). Расширение б-ки стало особой заботой игум. Нектария. Известно о покупке им неск. рукописных книг («Рай», «Златоуст», сборники творений прп. Ефрема Сирина, аввы Дорофея и свт. Григория Богослова, Житие Андрея, Христа ради юродивого). В период архиерейского служения в Тобольске свт. Нектарий составил, переписал и собственноручно украсил синодик Н. С. п. (ныне в НИОР РГБ), ему атрибутируется расширенная редакция Жития прп. Нила Столобенского, созданная на основе житийной лит-ры XVI-XVII вв. В обители хранился и переписанный свт. Нектарием комплект Четьих-Миней. Приобретал свт. Нектарий и печатные книги, среди его покупок - Апостол, Евангелие и Пятикнижие Моисеево.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

1058 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 22 об. Отец Амвросий Оптинский считает преслушание великим грехом, «который и мученичеством не заглаждается» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 214. С. 183). «Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа через человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 291. С. 45). «За своеволие неизбежно последует искушение» (Письма о. Антония. С. 253). 1059 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 23 об. Старец Амвросий писал: «Телесные добродетели (пост и бдения) – только орудия добродетелей… Нужно больше заботиться о душевных добродетелях, касательно же употребления пищи и других телесных подвигов у вас должно стоять, впереди всего, благое рассуждение со смирением» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 127. С. 145). «Корень всему злу – самость и упрямство… нужно всячески постараться вырвать этот злой корень смирением и послушанием…» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 84. С. 79). «Все свое за святое послушание должно оставлять без смущения, ибо святое послушание выше всего правила и больше есть поста и молитвы» (Письма о. Антония. С. 264). 1060 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 49. Оптинский старец Макарий наставлял: «Наши подвиги: уединение, пост, молитва, поклоны… и проч. нужны для отыскания плодов смирения, без которых эти подвиги ничтожны» (Выписки из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря. РГБ, ф. 214, ОПТ-392, л. 160. Далее – «Выписки»). 1061 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 102. Старец Амвросий также говорит: «При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти, ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше при смирении будет полезно и богоугодно, и даже приятно, если вполне восчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 128 С. 114). Оптинский о. Антоний писал: «Бог, видя смирение, возвратит спокойствие души твоей и возвеселит сердце твое радостью о спасении» (Письма о. Антония. С. 262). «В смирении наш душевный покой, наши радости и наше спасение» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 160). «Смиренный человек… во всякое время пребывает в тишине и покое» (Письма о. Антония. С. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  См. ИАБ, с. 228. См. Пентковский А.М. «Материалы для истории издания церковнославянских переводов в XVIII в.: Московское “Добротолюбие”»/Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. 2023. 1 (35), с. 222-260. См. Православная энциклопедия, том XV, с. 507. См. список в конце статьи. Там он учился вместе с молдавским монахом Геронтием, с которым они после прохождения обучения занимались переводами с греческого на славянский и молдавский языки соответственно. О них см. «Послание к учениками Геронтию и Дорофею в Бухарест» (Жгун П. Б., Жгун М. А., сост. Прп. Паисий Величковский: Полемические произведения, поучения, письма. М., 2007; с. 212–215). См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 2. Перевод этот на славянский язык издан гражданским шрифтом «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников»/Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. М. 1852. Предисловие на л. I-VIII. См. Приложение в конце статьи. См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 1 об. В 1773-77 годах свт. Макарий жил на Святой Горе. См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 1 об. Там же, л. 2. Рукопись Малого скита св. Анны, gr. 98. XVIII век. См. BAR, rom. 3723 (1787 г.) – полный рум. перевод, rom. 3574 (выписки, втор. пол. XIX в.). См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 2 об. Там же. См. РГИА ф. 796 оп. 82 д. 24, лл. 1, 2. Публикуется впервые, см. Приложение в конце. См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 1. См. Жгун П. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, 2017. С. 267-269. К сожалению, это издание определить не удалось. Сей блаженный Старец скончался 1794 года ноября 15 дня. и погребен в Нямецком монастыре в Молдавии близ Ясс (примечание на полях рукописи).   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6192185

20) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 317 (л. 1–48) – 20-е годы XVII в. (почерк троицкого книгописца Германа Тулупова, текст восходит к списку Троиц. 136). Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры FA и О – Дианова и Костюхина, 667 (1620–1621 гг.). 21) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 699 (л. 279–349 об.) – нач. 30-х годов XVII в. Текст восходит к списку Троиц. 136, писец – Герман Тулупов, правка текста – рукой архимандрита Дионисия Зобниновского. Описание см. в разделе Пространной редакции. 22) РГБ, ф. 212 (Собр. Олонецкой семинарии), 15 (л. 239–290)- 30-е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем, на тулове буква I – Гераклитов, 931 (1633 г.), Дианова и Костюхина, 788 (1633 г.); Домик под крестом, обвитым змеей – Дианова и Костюхина, 533 (1639 г.). 23) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 300 (л. 48–75) – сер. XVII в. Копия списка Троиц. 699. Описание см. в разделе Пространной редакции. Текст содержит следующие отличия: в увещеваниях матери к Сергию фраза «скърбь немалу исходатаист-вуеши» (так же и в Вифанском списке) читается иначе – «немалу исхо-датаиствуеши печаль»; внесена дата смерти Никона Радонежского, и др. Заголовок (по списку Син. 494): «Житие и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа, в нем же имать и от божественых чюдес его. Списася от священноинока Пахомиа Святыя Горы». Текст опубликован (по списку Тихонр. 705): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского, М., 1892. Отд. II, С. 3–60. 1) ГИМ, Синодальное собр., 494 (л. 109–189 об.) – сер. XV века. На л. 157–175, 176–189 об. почерк переяславца Алексея Рылова, несомненно трудившегося в Троице-Сергиевом монастыре (ср. МДА, 23). Филиграни: Фляга пилигрима – два варианта, как в рукописи Троиц. 687 (по-видимому, остатки бумаги); Гроздь винограда – Брике, 12998 (1450–1456 гг.). 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 37–105 об.) – 60-е годы XV в. Филиграни: Голова быка под цветком и трилистником – Брике, 14850 (1458–1469 гг.); Голова быка под 5-лепестковым цветком – Брике, 14725 (1453–1480 гг.); Голова быка под 7-лепестковым цветком – Брике, 14728 (1472 г.); Башня под крестом – Брике, 15878 (1450–1469 гг.); Гроздь винограда – Брике, 13008 (1452 г.); Корона – Брике, 4646 (1473 г.); Якорь – Брике, 401 (1454–1459 гг.); Голова быка под крестом – Брике, 14382 (1457–1465 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

597 ОР РГБ. Ф. 172. К. 272. Ед. хр. 9. Корсаковский Алексей. «Исповедь» блаженного Августина как материал для характеристики самого Августина и его времени. 1890 г.; HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 438. Преображенский Михаил. Процесс нравственного возрождения по книге Августина «Confessiones» в связи с фактами его собственной жизни. 1905 r.; ОР РГБ. Ф. 172. К. 370. Ед. хр. 21. Сапожков Николай. Религиозно-нравственное развитие блаженного Августина по «Исповеди». 1912 г. и др. 598 ОР РГБ. Ф. 172. К. 391. Ед. хр. 4. Соколов Виктор. «Исповедь» бл. Августина и «Исповедь» Руссо как памятники перехода светского (языческого) миросозерцания Западной Европы в религиозное и, наоборот, религиозного в светское (язычествующее). 1906 r.; OP РГБ. Ф. 172. К. 253. Ед. хр. 20. Иванов Борис. «Исповедь» блаженного Августина и «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо. 1914 г. 599 ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1581. Иларионов Петр. Учение блаж. Августина о Богопознании в связи с его учением о познании вообще. 1899 г.; СПбДА. Лебедев Михаил. Гносеологическое и метафизическое значение учения о воле блаж. Августина. 1904 (работа не сохранилась, но о содержании можно судить по отзыву А. П. Высокоостровского: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1903/04 уч. г. СПб., 1904. С. 218–219). 600 Гусев Д. В. Антропологические воззрения блж. Августина в связи с учением пелагианства//Православный собеседник. 1876. 7. С. 59–92. 601 Писарев JI. И. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 602 HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1581. Тихоницкий Елпидифор. Учение блаж. Августина о Святой Троице. 1900 г.; СПбДА. Евфимия (Киприановича), иеромонах. Учение бл. Августина об исхождении Святого Духа. 1901 г. (работа не сохранилась, о содержании можно судить по отзыву протоиерея Петра Лепорского «Журналы заседания Совета СПбДАза 1900/01 уч. г.» СПб., 1901. С. 348–351); ОР РГБ. Ф. 172. К. 330. Ед. хр. 17. Остроумов Николай . Учение о Св. Троице в сочинении блаженного Августина «De Trinitate». 1902 r.; Гороновский Трифиллий, священник. Учение блаженного Августина о Св. Троице в его сочинении «De Trinitate». 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

С посл. четв. XV в. почитание К. связано в первую очередь с праздниками Сретения Владимирской иконы Божией Матери (26 авг.) и обретения и перенесения мощей митрополитов К., Фотия и Ионы в 1472 г., при разборке Успенского собора XIV в. для строительства нового (27 мая). Отдельное почитание К. прослеживается в значительно меньшей степени. Память успения К. впервые встречается под 16 сент. в месяцеслове сборника РГБ. Ф. 304. I. 761. (Л. 256), переписанного в 1487 г. в Ростове, но и в более поздней рукописной традиции она представляет редкость. Краткое Житие К., изредка встречающееся в рукописях не ранее сер. XVI в., встречается в неск. разновидностях. Древнейшую представляет статья в 2 списках Пролога т. н. Псковской редакции сер. XVI в. (РГБ. Егор. Ф. 98. 1299, 50-е гг. XVI в.; РНБ. Тит. 1220, 70-е гг. XVI в.); текст в значительной мере восходит к «прощальной» грамоте К. Жития К. проложного типа, снабженные миниатюрой с его ростовым изображением в святительском облачении, помещены в неск. минейных Торжественниках особого состава 2-й четв. XVII в. (РГАДА. Оболен. Ф. 201. 20; РГБ. Ф. 863. Собр. магазина «Антиквар». 3 и др.). В печатный Пролог Житие К. вошло при 2-м издании - 1642/43 г. ( Круминг А. А. Редакции слав. печатного Пролога: Предварительные заметки//Славяноведение. 1998. 2. С. 50; текст издан: Пономарев А. И., ред. Памятники древнерус. церковно-учительной лит-ры. СПб., 1896. Вып. 2. С. 5-6). Древняя служба К. неизвестна, не засвидетельствованы тропарь и кондак ему. В месяцесловах Псалтирей с восследованием иногда помещается память К. (РГБ. Ф. 304. I. 321. Л. 1010 об., ок. 1528; РГАДА. Ф. 201. 78 («Псалтирь епископа Рязанского Кассиана»). Л. 311, 2-я четв. XVI в. (не ранее 1538); Ф. 181. 716. Л. 290, сер. XVI в.; Ф. 1192. Оп. 2. 555 («Обиход церковный»). Л. 42 г, 3-я четв. XVI в., и др.), но закономерность ее присутствия не выявлена. К. упоминается в написанных суздальским иноком Григорием ок. сер. XVI в. «Слове на память всех святых русских, новых чудотворцев» и в службе им. В совокупности это позволяет предполагать, что в сер. XVI в., вероятно в связи с Соборами 1547 и 1549 гг., вставал вопрос о канонизации К., однако он был решен отрицательно.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

543 Илья Богданович умер 31 мая 1813 года, а Екатерина Ивановна скончалась от чахотки 9 мая 1819 года [ГАСО. Ф. 48, оп. 5, д. 401. Метрическая книга храма Рождества Богородицы села Лобкова Смоленского уезда и губернии за 1811 – 1837 годы, л. 40об., 164]. 549 ОР РГБ. Ф. 304/П, д. 199, л. 89. Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским . Изречения схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его, с присовокуплением им же составленных жизнеописаний монаха и пустынножителя Василиска и Петра Алексеевича Мичурина. М., 1863. С. 144. Жития блаженного старца Василиска. М.: Изд. Сполохи, 1998. С. 89. В книге «Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска» (М., 1849), изданной Козельской Введенской Оптиной пустынью, фраза об авторстве матушки Веры (Варвары Верховской) опущена. См.: С. 85. 550 ОР РГБ. Ф. 304/Н, д. 345, л. 127–130. Рецензия на книгу «Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений» и ответы автора. 551 Elder Zosima Hesychast of Siberia. By His Niece and Disciple Abbess Vera Verkhovsky. St.Herman of Alaska Brotherhood Press, 1990. 553 Духовная беседа. СПб., 1868. Л. 5, 6. Список духовным лицам, удостоенным Всемилостивейших наград. 556 ОР РГБ. Ф. 262, к. 30, д. 26. Захар Ильич и Иван Ильич Верховские – родные братья матушки Веры. 557 Жена Захара Ильича Верховского, Елизавета Васильевна, умерла 26 февраля 1863 года, оставив шестерых детей мал мала меньше. 561 Екатерина Ивановна Верховская – дочь Ивана Ильича Верховского, родного брата игумении Веры. Родилась Екатерина 16 октября 1839 года; восприемником при ее крещении (в Екатерининской церкви Императорского воспитательного дома) был грузинский царевич Ираклий. Ей не было и полугода, когда она лишилась матери. С 1853 года она воспитывалась в Зосимовой пустыни вместе со старшей сестрой своей Марией, не менее десяти лет, но потом вышла замуж за некоего Осипа Гейца (Гейтца), имела дочь Веру (род. 17 сентября 1867 г.) и сына Николая (род. в декабре 1872 г.), но была в замужестве очень несчастна. В 1909 году жила в Смоленске и подавала прошение об освобождении ее от уплаты гербового сбора в связи с ее бедностью, удостоверенной полицейским управлением [ЦИАМ. Ф. 4, оп. 8, д. 244, л. 68–86]. Сохранились ее письма с просьбами о помощи к епископу Полоцкому Савве (Тихомирову) 1873–1882 гг. [ОР РГБ. Ф. 262, к. 31, д. 40]. Умерла 23 сентября 1917 года. Ее дочь Вера Осиповна Гейтц служила с 1907 по 1918 годы «надзирательницей при грудных отделениях Московского воспитательного дома» [ЦИАМ. Ф. 108, оп. 2, д. 573].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Мещерская Мария Александровна (урожд. графиня Панина) (? –1903) — княгиня, жена Н. П. Мещерского; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 246, 249, 257, 260, 263, 264, 265, 270, 274, 290 Мещерская Мария Николаевна, дочь М. А. и Н. П. Мещерских — 269 Мещерская Наталья Николаевна, дочь М. А. и Н. П. Мещерских — 269 Мещерская Ольга Петровна (урожд. Козлова) (1813–1891) — княгиня — 250 Мещерская Софья Николаевна, дочь М. А. и Н. П. Мещерских — 269 Мещерские — 288, 275 Мещерский Александр Николаевич, князь, сын М. А. и Н. П. Мещерских — 266, 269, 275, 279, 294, 295 Мещерский Николай Петрович (1829–1901) — князь, гофмейстер; попечитель Московского Учебного округа (1874–1880); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); внук историка Н. М. Карамзина — 95, 245, 249, 253, 257, 264, 268, 269, 275, 277, 278, 293, 294 Мещерский Петр Николаевич, князь, сын М. А. и Н. П. Мещерских — 266, 269, 290 Миловидов Петр Деомидович (? –1892) — протоиерей; учитель пения в Казанском женском училище Духовного ведомства и Мариинской женской гимназии; ключарь казанского Благовещенского собора — 298, 299 Милютина — речь идет об одной из фрейлин: Елизавете Дмитриевне (? — 1915) или Прасковье Николаевне — 197 Милютина Мария Аггеевна (урожд. Абаза; во втором браке Стиль) (1834–1903) — автор «Записок», корреспондент А. Фета и И. С. Тургенева — 133 Минаев Иван Павлович (1840–1890) — индолог, профессор Петербургского университета — 241 Мирбах Роман Андреевич (1825–1902) — барон, контр–адмирал; член Комитета морских учебных заведений и председатель петербургского Попечительного совета воспитательных заведений для бедных и сирот; член Общества распространения Священного Писания — 212 Мирский Леон Филиппович (ок. 1859–1919 или 1920) — революционер; совершил покушение на шефа жандармов Дрентельна (13 марта 1879 г.) и был приговорен в ноябре 1879 г. к смертной казни; помилован как несовершеннолетний — 108, 111, 185 Митрополов Иван Денисович — председатель Александро–Невского братства во Владимире; благотворитель, устроитель библиотек для народа и Общества городских миссионеров — 175, 198, 223, 228

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010