РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Книжная миниатюра Древней Руси / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Сийское Евангелие (Москва, 1340; ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) [31] Сийское Евангелие (ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) . Сийское Евангелие (ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) . Отослание апостолов на проповедь Евангелие изготовлено по заказу московского князя Иоанна Калиты в качестве вклада в Успенский Лявленский монастырь, откуда в XVII веке она попала в Сийский монастырь. Сохранились имена писцов и художников-миниатюристов. Рукопись содержит две миниатюры, одна из которых – «Отослание апостолов на проповедь», выполнена особенно виртуозно. Псалтирь Грозного (Новгород, вторая половина XIV в. ; РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7) [32] Псалтирь Грозного ( РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7 ) По преданию, эта рукопись была вывезена царем Иоанном Грозным из Новгорода. При невысоком качестве миниатюр Псалтирь обильно украшена сложным тератологическим орнаментом (переплетающимися между собой растениями, животными, в том числе мифологическими, и людьми) . Стоит сказать, что в период упадка живописного искусства тератологический орнамент (равно как и сложные буквицы) почти всегда вытесняет изящные миниатюры, так как для его перерисовки не требуется большого мастерства. Подобный орнамент можно ... текст полностью ...
Преподобный Андрей Рублев. (Статья из II тома ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Остермановский том — БАН. 31. 7. 30. Т. 2. Л. 1442, 2-я пол. XVI в. (.) Ряд изображений Андрея Рублева житийного характера имеется в лицевых рукописях. На миниатюре в Лицевом летописном своде (Остермановский том) Андрей Рублев и Даниил изображены в связи с работой в Успенском соборе Владимира, пишущими (поновляющими?) Владимирскую икону Божией Матери (БАН. 31. 7. 30. Т. 2. Л. 1442, 2-я пол. XVI в.) . В лицевой рукописи жития прп. Сергия Радонежского содержатся 5 миниатюр с изображением Андрея Рублева, на которых преподобный представлен с нимбом, в подписи назван иконописцем (РГБ. Ф. 304 III. № 21 М. 8663, кон. XVI в.) : «Совет старцев Андроникова монастыря о построении каменного Спасского собора» (Л. 229 об.) , «Приглашение игуменом Никоном Даниила и Андрея» (292 об.) , «Андрей Рублев расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре» (Л. 230) , «Преставление Андрея и игумена Александра в Спасо-Андрониковом монастыре» (Л. 230 об.) , «Прощание братии Троице-Сергиева монастыря с почившими Андреем и Даниилом» (Л. 293) . В лицевом списке пространной редакции жития Никона Радонежского ( БАН. 34. 3. 4., XVII в. ) в 2 миниатюрах представлены сюжеты, ... текст полностью ...
375 лет со дня преставления прп. Дионисия ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... На обустройство обители расходовалась и милостыня, полученная от «боголюбцев». За пределами обители Д. также строил новые храмы и обновлял старые, снабжая их утварью. Настоятельство Д. принесло перемены в порядке богослужений в Троице-Сергиевом мон-ре. Д. установил обычай на мн. праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов. На воскресных литиях он ввел пение богородичных стихир Павла Аморрейского и догматиков (вероятно, богородичнов Октоиха для малой вечерни) 8 гласов. Такое предписание читалось уже в Каноннике 1615 16 г. (РГБ. Ф. 304. 281) . В рукописи Симона (Азарьина) соответствующие тексты и предписание петь их на воскресных службах помещены вместе с Житием Д. По свидетельству свящ. Иоанна Наседки, Д. также установил обычай читать в Великий пост и на мн. праздники, особенно в день Св. Троицы, Слова свт. Григория Богослова, Беседы на Евангелия и Апостол свт. Иоанна Златоуста. Точность этого свидетельства подтверждает запись на рукописи Слов свт. Григория Богослова, принадлежавшей мон-рю: «Чтут по ней на соборе, и у Троицы, и в трапезе» (Там же. № 136) . Труды святителей Григория Богослова и ... текст полностью ...
Свт. Геннадий Новгородский и Геннадиевская Библия ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... (РНБ. Солов. № 694 802) , датированных 1492 г. и выполненных по заказу иером. Досифея. Слав. текст Толковых пророчеств в этой рукописи восполнен недостающими главами Книг пророка Иезекииля ( Главы 45-46 ) и пророка Иеремии ( Главы 1-25, 46-52 ) . Тетради с недостающими главами написаны иными почерками, нежели основной текст, и не вошли в потетрадную нумерацию - слав. текст, по всей очевидности, был дополнен новым переводом уже после того, как основная работа была выполнена. Вставленные позже тетради с переведенными с латыни главами Книги пророка Иеремии присутствуют и в др. рукописи Толковых пророчеств (РГБ. Ф. 304 I) ТСЛ ( , № 63, сер. 90-х гг. XV в. ) . Дополнения главами 45-46 Книги пророка Иезекииля и главами 46-52 Книги пророка Иеремии выявлены еще в 2 новгородских рукописях Толковых пророчеств (РНБ. F. I. 460 и РГБ. Ф. 304 I) ТСЛ (, № 89) , обе - кон. 90-х гг. XV в. Перевод 1-25-й глав Книги пророка Иеремии в эти списки включен не был, на соответствующем месте обе рукописи сохранили редакторские пометы. Наряду с распространением в отдельных списках книг, переведенных для Г. Б. с латыни, в кон. XV в. библейский кодекс переписывался целиком. Этим временем датируется ... текст полностью ...
Два бойца — Московская городская епархия Русской ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... житийной иконе прп. Сергия 1680 г. ( ЯХМ. № И-394 ) , а также в ряде памятников искусства светского характера. В XVII в. имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были внесены в Святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. № 201. Л. 333, день памяти не указан) . Имена преподобных старцев-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби включены в «Синодик Троице-Сергиева монастыря», где они именуются в ряду Радонежских святых ( РГБ. Ф. 304 III. М., 8663 ) . В конце XVII в. имена Александра и Андрея как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. IV) . В 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных») . В службе преподобному Михею Радонежскому ( М., 1913 ) Русская Церковь прославляет их как святых воинов (3-я стихира на стиховне, 3-й тропарь 9-й песни канона) . Почитание святых монахов-воинов особенно усилилось во время празднования 600-летнего юбилея ... текст полностью ...
Великий Канон – погружение «на глубину» словаИскать в Источникеsdsmp.ru
... : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 12 [4] Цит. по: Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 15. [5] Цит. по: Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 16. [6] Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 18. [7] НИОР РГБ. Ф. 304. I. Оп. 25. Триодь постная, конец XIV в. Л. 165 об. [8] НИОР РГБ. Ф. 304. I. Оп. 385. Триодь постная, XV в. Л. 170 об. [9] НИОР РГБ. Ф. 304. I. Оп. 397. Триодь постная, конец XV в. Л. 393 об. [10] НИОР РГБ. Ф. 304. I. Оп. 393. Триодь постная, XVI в. Л. 155. [11] Alpha online. Древнегреческо-русский словарь URL: [12] Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь. – М. : Отчий дом, 2013. – С. 46. [13] Кравецкий А. Г., Плетнева А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) . – М. : Языки русской культуры, 2001. – С. 247. [14] НИОР РГБ. Ф. 304. I. ... текст полностью ...
Послание об образе жития и отчасти о жизни ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Певоу, где сосредотачивалось общее управление всех монастырей”. [53] Этот акцент на тождестве (tÍ tautÒthti) трех Лиц Святой Троицы в видении преподобного Феодора связан, возможно, с вопросом о Божестве Святого Духа, который возник сразу после Никейского собора. См. Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1985. P. 255–258. [54] Идея, что познание Бога по аналогии с тварным миром является познанием очень относительным и неадекватным, встречается у многих отцов Церкви. В частности, она не единожды высказывается святителем Афанасием, см. Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. II. Ñ. 304; ср. Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и истина. М., 1998. С. 132–133. [55] Данное выражение (tÕn mon»rh b…on) указывает на период семилетнего отшельничества, то есть “школу анахоретства”, которую преподобный Пахомий прошел под руководством старца Паламона. См. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 157. [56] Мелетий, епископ Ликопольский, был причиной раскола в Египте, возникшего во время последних гонений на христиан по поводу вопроса о строгости церковной дисциплины в отношении к отступникам веры: Мелетий придерживался строго ... текст полностью ...
Шамина И.Н. Из истории Вологодских монастырей ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... 164. Смолич И. К. Указ. соч. С. 167. ЛЗАК. Вып. 5. С. 14,29. Там же. С. 16, 17, 19. РГАДА, ф. 237, оп. 1, N 8, л. 45 об. - 46. Житие Корнилия Комельского. Публ. Н. Н. Малининой Городок на Московской дороге. С. 181. Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII вв. С. 210 - 211. Смолич И. К. Указ. соч. С. 165. ГА ВО, ф. 1260, N 396. См. Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII вв. С. 210; Смолич И. К. Указ. соч. С. 166. См. Греков Б. Д. Указ. соч. С. 79 - 80. Акты Введенского Корнильево-Комельского монастыря. С. 105 - 107. Греков Б. Д. Указ. соч. С. 76. С. 153 ГА ВО, ф. 496, N 54, л. 5. ГА ВО, ф. 521, N 1, л. 65 об. - 68 а об. Греков Б. Д. Указ. соч. С. 87. ЛЗАК. Вып. 5. С. 15,20. ГИМ, собр. Уварова, N 180. 255.25. См.: ВОКМ. N 2031, л. 67 - 138; РГБ, ф. 304, N 676, л. 509 - 566. Смолич И. К. Указ. соч. С. 168. ГА ВО, ф. 521, оп. 1, N 2, л. 167 об. Камкин А. В. Указ. соч. С. 77. Николаева С. В. Указ. соч. С. 169 - 170. РГБ, ф. 833, N 30, л. 50 - 51. Огризко З. А. Указ. соч. С. 17. См. Дополнения к Актам историческим (далее ДАЙ) . Т. 2. СПб., 1846 г. N 64. С. 152. ВОКМ, ф. 1, оп. 1, N 54; ГА ВО, ф. 496, N 54, л. 18; РГАДА, ф. 237, оп. 1, N 8. Греков Б. Д. ... текст полностью ...
Синицына Н.В. Из истории полемики против латинян ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... мысли было объединено с одной из редакций (поздних) "Летописца вскоре" патриарха Константинопольского Никифора. Атрибуция двух антилатинских посланий Максима Грека Ф. И. Карпову сомнений не вызывает, но их датировка остается спорной. В первом послании указано, что оно написано в разгар работы над переводом Толковой псалтыри, поэтому датировка послания зависит от даты перевода Псалтыри. Традиционно считалось, что перевод был начат вскоре после приезда Максима Грека в Москву и был завершен через год и пять месяцев в 1519 г. Однако известно, что в марте 1519 г. был закончен перевод части Толкового Апостола (РГБ, ф. 304, Троицкое собр., N 118, л. 157 об.) ; работа над другими частями, по-видимому, продолжалась. Едва ли был возможен одновременный перевод двух обширных памятников. Кроме того, на некоторых списках Толковой псалтыри имеется запись о ее завершении в декабре 1522 г.; но она признавалась ошибочной на том основании, что в Послании Максима Грека Василию III по поводу перевода памятника упомянут C. 132 митрополит Варлаам, оставивший кафедру в конце 1521 г., т.е. ранее даты, указанной в записи. Не учитывалось то обстоятельство, что Варлаам упомянут в послании в ... текст полностью ...
О времени сложения служб и датировке житий святых ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... о Борисе и Глебе Герменевтика древнерусской литературы XI-XIV вв. Сб. 5. - М., 1992. - С. 370-412.) и не только не противоречат им, но и существенно дополняют. Разыскания Н. С. Серегиной показали, что " все сохранившиеся до наших дней стихирари домонгольского периода содержат стихиры Борису и Глебу лишь в разделе на 24 июля. На 2 мая в древнейших списках стихирарей служба не фиксируется ( выделено мной. - А. У. ) . Известен лишь кондак Борису и Глебу на 2 мая - " мученика Христова " . Самым ранним указанием службы на 2 мая являются несколько стихир в ненотированной рукописи конца XIV в РГБ, ф. 304, 22, причем, что для нас очень важно, в этом разделе помещаются не новые стихиры к празднику перенесения мощей, а " выписаны уже известные ранее стихиры из службы на 24 июля " . Та же ситуация повторяется и в другом стихираре XIV в., ( РГБ, ф. 113, № 3 ) , " содержащем в разделе на 2 мая стихиру " Придите, восхвалим " , также известную на 24 июля " . (Серегина Н. С. Песнопения русским святым. - СПб., 1994. - С. 93.) Далее в тексте указаны только цитируемые страницы (.) Специально приуроченные к празднику перенесения мощей святых 2 мая стихиры появляются в служебной минее только ... текст полностью ...

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"