РГБ, ф. 304 II, № 269



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Обзор жизни и деятельности митрополита Игнатия ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Г. Кассандра - работа не архимандрита Игнатия, а Сильвестра Медведева (Сменцовский М. Н.) Описание славянских рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. Отд. 2. Ч. 3. М., 1862. С. 430; Евфимий, инок. Творческое наследие... С. 229-233. Другой автор, М. Д. Каган, считает, что с уверенностью можно говорить о принадлежности архимандриту Игнатию только второй части жития, то есть «Послания к боголюбивому Афанасию... ». Подробную аргументацию см: Каган М. Д. Житие Иоакима патриарха СККДР. Вып. 3 (XVII в.) Ч. 1. А - З. СПб., 1992. С. 351-355. Житие сохранилось в двух списках: 1 (РГБ. Ф. 304 II. Собр. Троице-Сергиевой лавры. № 14. 2) РГБ. Собр. Беляева. № 29 (1535) . «Житие» опубликовано: Житие и завещание Святейшего патриарха московского Иоакима. СПб., 1879. [100] Будущий митрополит Игнатий и архиепископ Афанасий, по всей вероятности, были в переписке весь период их довольно долгой дружбы, с 1682 года до смерти сибирского митрополита. См. : Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908. С. 668-669. [101] Житие и завещание Святейшего патриарха московского ... далее ...
Доклад игумена Дионисия (Шленова) «Творения ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... на сирийском языке, переводил бакалавр еврейского языка А. К. Соколов (впоследствии протоиерей, †1884) . [18] Так, например, студенты МДА перевели еще к 1840 г. сочинения св. Епифания, которые хранились в архиве МДА (Епифания, еп. Константийского, что на о. Кипре, сочинение против осьмидесяти ересей... Перевод студентов МДА. Разрозненные тетради. 1840. 615 л. ед. 7 [ОР РГБ. Ф. 172. К. 486. Ед. 1]) . Насколько в издании серии ТСО учитывались студенческие переводные работы, предстоит выяснить в будущем (см., напр., Сочинения и переводы с греческого студентов Московской духовной академии. ОР РГБ. 304. II. №119) . [19] Дело № 80. 1877. О возобновлении академического издания ОР РГБ. Ф. 172. К. 25. Ед. 17. Л. 13–13 об. (текст рукописный, черновой вариант с карандашной правкой) . Первоначальное заглавие: «Соображения относительно издания “Творений Св. Отцев” в русском переводе». [20] Полный текст Правил опубликован в БВ 5–6. 2005–2006. С. 503–505. [21] Размер гонорара в 1843 г. Корсунский 1894. С. 45. Прим. 1. [22] Корсунский 1894. С. 41. [23] См. : Корсунский 1894. С. 60. [24] Для сверки текста пользовались рукописями Московской Синодальной библиотеки, начиная с 1845 г. По греческим ... далее ...
Житие Сергия Радонежского, Часть 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Л. 396) . Компетентные составители списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре отметили, что Епифаний Премудрый умер «около 1420 г. » 152 Основания такой датировки неясны, так как прямых показаний источников как-будто не существует. Но у нас есть возможность проверить указанную дату с помощью древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В начальной части синодика записаны три Епифания, но датирующее значение имеет помещенная далее запись имен княгинь: «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Константина») , «Ксению», «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Юрьа») ( РГБ, ф. 304 II ) Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 25. Л. 12 об.) . Княгиня Анастасия, супруга Константина Дмитриевича, скончалась, судя по Московско-Академической летописи, в октябре 6927 г. 153 При мартовском исчислении это давало бы 1419 г., но в последних статьях летописи употреблен, кажется, сентябрьский стиль летоисчисления, поэтому смерть княгини Анастасии следует датировать октябрем 1418 г. Из текста Предисловия к Житию Сергия Радонежского становится ясно, что в сентябре-октябре 1418 г. Епифаний был еще жив. Xотя не известно точно, когда имя Анастасии ... далее ...
"Вечностию неразрушимое содружество"Искать в Источникеpravmir.ru
... Слово “О оставлении иночества, духовного Отца и братства”, очевидно, соотносится с отъездом матери и дочери Васильевых в Тобольск в октябре 1823 г. (см. “Сибирский период… основные события”) . Таким образом, “Поучение о послушании” писалось в 1818–1823 гг. (О начале работы над ним см. прим. к первому письму епископа Михаила) . Фрагменты из “Поуче ­ ния о послушании” были напечатаны в жизнеописании старца: Житие и подвиги… Ч. 2. С. 43–85. Полностью оно будет опубликовано нынешним летописцем Троице-Одигитриевой пустыни Л. А. Верховской по списку Троице-Сер ­ гие ­ вой Лавры (Отдел рукописей РГБ. Ф. 304 II. Д. 231. Л. 1–124 об.) . Выражаем нашу признательность Л. А. Верховской за возможность пользоваться ее копией с этого списка, которую она нам любезно предоставила. 7Следующая фраза из 30 Слова “Поучения”: “ Да не отлучит его в вечности от единодушных братий ” (Л. 82 об.) , — представляет собой аллюзию на текст первого “заветного” письма. Это Слово, по нашему мнению (см. предыдущее примечание) , написано после 1820 г. 8На сгибе листа просматривается филигрань: НВ. Направление литер — вдоль сгиба сверху вниз. В левой части листа вверху в том же направлении — знак, напоминающий ... далее ...
Житие Сергия РадонежскогоИскать в Источникеpravmir.ru
... 116. Л. 396) . Компетентные составители списка погребенных в Троице–Сергиевой Лавре отметили, что Епифаний Премудрый умер «около 1420 г. » [5] Основания такой датировки неясны, так как прямых показаний источников как–будто не существует. Но у нас есть возможность проверить указанную дату с помощью древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В начальной части синодика записаны три Епифания, но датирующее значение имеет помещенная далее запись имен княгинь: «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Константина») , «Ксению», «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Юрьа») ( РГБ, ф. 304 II ) Дополнительное собрание библиотеки Троице–Сергиевой Лавры (, № 25. Л. 12 об.) . Княгиня Анастасия, супруга Константина Дмитриевича, скончалась, судя по Московско–Академической летописи, в октябре 6927 г. [6] При мартовском исчислении это давало бы 1419 г., но в последних статьях летописи употреблен, кажется, сентябрьский стиль летоисчисления, поэтому смерть княгини Анастасии следует датировать октябрем 1418 г. Из текста Предисловия к Житию Сергия Радонежского становится ясно, что в сентябре–октябре 1418 г. Епифаний был еще жив. Xотя не известно точно, когда имя Анастасии ... далее ...
В исследовательской литературе сформировались 2 ...Искать в Источникеpravenc.ru
... утверждается на точном учении веры и Церкви». В нем Станевич подвергал жесткой критике свойственное мистикам противопоставление «внешней» правосл. Церкви и «внутренней церкви» индивидуального мистического опыта. В качестве примера того, как вводимые мистиками новшества служат источником соблазнов и нестроений, Станевич приводил спор Боссюэ и Фенелона о К., отмечая, что Фенелон изобрел «странную и духу Церкви чуждую, противную любовь к Богу, известную под именем мистической любви, достойной паче именоваться духовной похотью»; самого Фенелона он именовал «змеем» ( цит. по ркп. XIX в. : РГБ. Ф. 304 ) II ( . № 214. Л. 102-106 ) . Книга была запрещена, тираж уничтожен, а автор выслан из Петербурга; однако после устранения от власти Голицына сочинение с дозволения императора было издано вновь (Скабичевский А. М.) Очерки истории русской цензуры. СПб., 1892. С. 196 (. Об опасности К. для правосл. веры заявлял близкий к имп. Александру в последние годы его жизни архим.) Фотий (Спасский) ( 1792-1838 ) , у которого критика представителей К. нередко доходила до грубой брани. Так, в письме к Д. А. Державиной ( 1767-1842 ) , вероятнее всего относящемся к 1823 г. ( опубл. : ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 12-й тетради и кончается на обороте четвертого листа 13-й тетради (– 40-е годы XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком – Брике, № 8712) 1544 г. (.) Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставися пресвященый митрополит Киевьский всея Руси в лето 861, пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць, положен бысть во граде Москве». Если не считать ошибки в дате, то в остальном заголовок заимствован из древнейших списков Церковного устава Иерусалимской редакции. К одной группе с Сибирским списком принадлежат Троиц., № 786 и Егор., № 927, но в них год кончины Петра читается правильно («в лето 6834») . 8 ( РГБ, ф. 304 I, № 786 ) л. 299 об. – 305 об. ( – 50-е годы XVI в. ) до 1559 г. (. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове буквы ID – Брике, № 12746) 1556 г. (; Гербовый щит с 3 лилиями под короной, под щитом литеры IP – Брике, № 1050) 1530–1545 гг. (; Перчатка под короной – Брике, № 11391) 1535–1544 гг. (. На л. 96 имеется запись, помеченная 7067 г.) Заголовок: «Месяца декамврия в 20 день. Преставися пресвященный митрополить Петр всеа Руси в 3 часа нощи, в лето 6834, пас церковь Божью лет 18 и 6 месяць. Слово святаго святителя Петра митрополита Кыевъсъскаго, Волынньскаго, ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (, 70-е годы XV в. Филиграни: Буква P под цветком) два варианта (– Брике, №№ 8684) 1452–1461 гг. (, 8591) 1452–1465 гг. (; Голова быка под стержнем с перекрестием – Брике, № 14256) 1469 г. (; Корона – Брике, № 4646) 1473 г. (.) 5 (Научная библиотека Казанского университета, № 4635. Сборник) л. 11–12 об. (, 80-е годы XV в. Филигрань: Голова быка под крестом и перекрестием – Лихачев, № 3491) 1476 г. (.) 6 (РНБ, Софийское собр., № 1389. Сборник, содержащий выписки из Пролога) л. 392 об. – 395 (, кон. XV в. Филигрань: Голова быка под короной и цветком – Брике, № 14592) 1488–1498 гг. (.) 7 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 643. Сборник) л. 21–23 об. (, кон. XV в. Филиграни в основной части совпадают с водяными знаками рукописей: Троиц., № 368) 1497 г. (, Троиц., № 369) 1497–1498 гг. (, МДА, № 48) 1497–1499 гг. (.) 8 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 466. Служебная минея на сентябрь) л. 366–368 об. (, 1505 г. Проложная статья находится в составе Минейной редакции Жития Федора Ярославского.) 9 ( ГАЯО, № 446. Сборник ) л. 134–137 (, нач. XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под розеткой – Брике, № 11424) 1502–1508 гг. ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... от Сказания!) начала XV в. : см. Прологи мартовской половины РНБ, собр. Санкт-Петербургской Духовной Академии, А. I. 264 (Т. 2) , л. 212 об. – 213 об., и РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища) , № 511, л. 151–151 об. Если существующее Слово о празднике Спаса не может быть датировано ранее начала XV в., то вопрос об установлении самого праздника Всемилостивого Спаса остается открытым: в ранних списках Пролога или Церковных уставов указаний на существование праздника не содержится, хотя в Троицком Кондакаре начала XIII в. под 1 августа отмечен праздник «Спаса всемилостиваго» ( РГБ, ф. 304 I, № 23, л. 47 ) . В цикле, составляющем Сказание об иконе Владимирской Богоматери, основную идеологическую нагрузку несет Слово об установлении праздника Спаса. Автор называет Андрея Боголюбского «нашим царем» 233, утверждает, что «царь» Мануил и «царь» Андрей жили «в любви и братолюбии», что оба «царя» установили праздник 1 августа «повелением патриарха Луки и митрополита Костянтина всея Руси и Нестера епископа Ростовьскаго». Все это свидетельствует о стремлении поднять статус русского князя как христианского «царя», равного по значимости византийскому императору. Но на ... далее ...
Епископ Суздальский Иона (Собина) - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... князя Георгиа Ивановичя Преосвященный Митрополит Данил собра к себе поручении Руской Митрополии свою братию архиепископы и епископы, архимариты и игумены честныа и начаша духовне беседовати о преподобнем отцы Макарии новоявленнем чюдотворцы, глагола в себе сице: “Бог прославляем в совете святых”. И паки глаголаше: “Похваляему праведнику, веселятся людие” ( см. Притч 29: 2 ) . И иже рече: “Не может град укрытися верху горы стоя, ни светилник под спудом сокрыт, но явлен свет всем” ( см. Мф 5: 14–15 ) . [Л. 39 об. ] Сего светилника не рачаше Бог сокрыти под землею, но явлену ему быти (РГБ. Ф. 304 I. № 802. Сборник XVII в.) . Список сокращений ААЭ – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом) . 1ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 146. С. Б. Веселовский говорит следующее об этой фамилии: “Собина, опричнина – личное имущество, пожитки, приданое в противоположность родовому имуществу”. – Веселовский С. Б. 2П. Строев сообщает о нем следующее: “Иона Собина упоминается 1518 и 19, а 21 февраля 1544 хиротонисан во епископа ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"