РГБ, ф. 304 II, № 269



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... 622-625; Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998р. С. 432-434; Романенко Е. В., Шамина И. Н. Галактион Вологодский Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 287. 82. Успенский сборник ХІІ-XIII вв. Изд. подгот. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971. С. 80. 83. Яхонтов И. В. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник (составлено по рукописям Соловецкой библиотеки) . Казань, 1881. С. 228, 229. 84. Цитируется Житие прп. Александра Свирского по списку из собрания Троице-Сергиевой лавры ( РГБ, ф. 304 II, 269 ) . См. : 85. Федотова М. А. К вопросу о Житии Ефрема Перекомского Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 167. 86. Каган М. Д. Житие Павла Обнорского Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (XVII в.) . Ч. 1. Л., 1988. С. 315. 88. Лихачев И. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Т. 1-3. СПб., 1899. Благодарю А. И. Алексеева за сведения о филигранях рукописи. 89. Описание составлено по: Рукописные книги собрания М. П. Погодина. Каталог. Вып. 3. СПб., 2004. С. 29. 91. Описание составлено по: Шульгина Э. В. ... текст полностью ...
Доклад игумена Дионисия (Шленова) «Творения ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... на сирийском языке, переводил бакалавр еврейского языка А. К. Соколов (впоследствии протоиерей, †1884) . [18] Так, например, студенты МДА перевели еще к 1840 г. сочинения св. Епифания, которые хранились в архиве МДА (Епифания, еп. Константийского, что на о. Кипре, сочинение против осьмидесяти ересей... Перевод студентов МДА. Разрозненные тетради. 1840. 615 л. ед. 7 [ОР РГБ. Ф. 172. К. 486. Ед. 1]) . Насколько в издании серии ТСО учитывались студенческие переводные работы, предстоит выяснить в будущем (см., напр., Сочинения и переводы с греческого студентов Московской духовной академии. ОР РГБ. 304. II. №119) . [19] Дело № 80. 1877. О возобновлении академического издания ОР РГБ. Ф. 172. К. 25. Ед. 17. Л. 13–13 об. (текст рукописный, черновой вариант с карандашной правкой) . Первоначальное заглавие: «Соображения относительно издания “Творений Св. Отцев” в русском переводе». [20] Полный текст Правил опубликован в БВ 5–6. 2005–2006. С. 503–505. [21] Размер гонорара в 1843 г. Корсунский 1894. С. 45. Прим. 1. [22] Корсунский 1894. С. 41. [23] См. : Корсунский 1894. С. 60. [24] Для сверки текста пользовались рукописями Московской Синодальной библиотеки, начиная с 1845 г. По греческим ... текст полностью ...
Житие Сергия Радонежского, Часть 2 читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Л. 396) . Компетентные составители списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре отметили, что Епифаний Премудрый умер «около 1420 г. » 152 Основания такой датировки неясны, так как прямых показаний источников как-будто не существует. Но у нас есть возможность проверить указанную дату с помощью древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В начальной части синодика записаны три Епифания, но датирующее значение имеет помещенная далее запись имен княгинь: «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Константина») , «Ксению», «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Юрьа») ( РГБ, ф. 304 II ) Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 25. Л. 12 об.) . Княгиня Анастасия, супруга Константина Дмитриевича, скончалась, судя по Московско-Академической летописи, в октябре 6927 г. 153 При мартовском исчислении это давало бы 1419 г., но в последних статьях летописи употреблен, кажется, сентябрьский стиль летоисчисления, поэтому смерть княгини Анастасии следует датировать октябрем 1418 г. Из текста Предисловия к Житию Сергия Радонежского становится ясно, что в сентябре-октябре 1418 г. Епифаний был еще жив. Xотя не известно точно, когда имя Анастасии ... текст полностью ...
Житие Сергия РадонежскогоИскать в Источникеpravmir.ru
... 116. Л. 396) . Компетентные составители списка погребенных в Троице–Сергиевой Лавре отметили, что Епифаний Премудрый умер «около 1420 г. » [5] Основания такой датировки неясны, так как прямых показаний источников как–будто не существует. Но у нас есть возможность проверить указанную дату с помощью древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В начальной части синодика записаны три Епифания, но датирующее значение имеет помещенная далее запись имен княгинь: «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Константина») , «Ксению», «княгиню Анастасию» (сверху надписано «князя Юрьа») ( РГБ, ф. 304 II ) Дополнительное собрание библиотеки Троице–Сергиевой Лавры (, № 25. Л. 12 об.) . Княгиня Анастасия, супруга Константина Дмитриевича, скончалась, судя по Московско–Академической летописи, в октябре 6927 г. [6] При мартовском исчислении это давало бы 1419 г., но в последних статьях летописи употреблен, кажется, сентябрьский стиль летоисчисления, поэтому смерть княгини Анастасии следует датировать октябрем 1418 г. Из текста Предисловия к Житию Сергия Радонежского становится ясно, что в сентябре–октябре 1418 г. Епифаний был еще жив. Xотя не известно точно, когда имя Анастасии ... текст полностью ...
Обзор жизни и деятельности митрополита Игнатия ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Г. Кассандра - работа не архимандрита Игнатия, а Сильвестра Медведева (Сменцовский М. Н.) Описание славянских рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. Отд. 2. Ч. 3. М., 1862. С. 430; Евфимий, инок. Творческое наследие... С. 229-233. Другой автор, М. Д. Каган, считает, что с уверенностью можно говорить о принадлежности архимандриту Игнатию только второй части жития, то есть «Послания к боголюбивому Афанасию... ». Подробную аргументацию см: Каган М. Д. Житие Иоакима патриарха СККДР. Вып. 3 (XVII в.) Ч. 1. А - З. СПб., 1992. С. 351-355. Житие сохранилось в двух списках: 1 (РГБ. Ф. 304 II. Собр. Троице-Сергиевой лавры. № 14. 2) РГБ. Собр. Беляева. № 29 (1535) . «Житие» опубликовано: Житие и завещание Святейшего патриарха московского Иоакима. СПб., 1879. [100] Будущий митрополит Игнатий и архиепископ Афанасий, по всей вероятности, были в переписке весь период их довольно долгой дружбы, с 1682 года до смерти сибирского митрополита. См. : Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908. С. 668-669. [101] Житие и завещание Святейшего патриарха московского ... текст полностью ...
"Вечностию неразрушимое содружество"Искать в Источникеpravmir.ru
... Слово “О оставлении иночества, духовного Отца и братства”, очевидно, соотносится с отъездом матери и дочери Васильевых в Тобольск в октябре 1823 г. (см. “Сибирский период… основные события”) . Таким образом, “Поучение о послушании” писалось в 1818–1823 гг. (О начале работы над ним см. прим. к первому письму епископа Михаила) . Фрагменты из “Поуче ­ ния о послушании” были напечатаны в жизнеописании старца: Житие и подвиги… Ч. 2. С. 43–85. Полностью оно будет опубликовано нынешним летописцем Троице-Одигитриевой пустыни Л. А. Верховской по списку Троице-Сер ­ гие ­ вой Лавры (Отдел рукописей РГБ. Ф. 304 II. Д. 231. Л. 1–124 об.) . Выражаем нашу признательность Л. А. Верховской за возможность пользоваться ее копией с этого списка, которую она нам любезно предоставила. 7Следующая фраза из 30 Слова “Поучения”: “ Да не отлучит его в вечности от единодушных братий ” (Л. 82 об.) , — представляет собой аллюзию на текст первого “заветного” письма. Это Слово, по нашему мнению (см. предыдущее примечание) , написано после 1820 г. 8На сгибе листа просматривается филигрань: НВ. Направление литер — вдоль сгиба сверху вниз. В левой части листа вверху в том же направлении — знак, напоминающий ... текст полностью ...
К 600-летию со дня преставления преподобного ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... об Авнежском Троицком монастыре (легенды и факты) . Вологда, 1991. Козлов К. О. Священномученики Григорий [Гавриил] и Кассиан [Константин Дмитриевич] Авнежские Статья из XII тома «Православной энциклопедии» Время их кончины приходится на кон. XIV в. Память отмечается 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых, 6 июля – в Соборе Радонежских святых (, ученики прп. Стефана Махрищского, основатели Авнежского в честь Св. Троицы муж. монастыря.) Сведения о жизни и мученической смерти Григория и Кассиана сохранились в Сказании об обретении мощей святых с чудесами (РГБ. Ф. 304 I. № 635. Л. 39–110 об., нач. XVII в. ; Ф. 304 II. 5. Л. 563–600 об., 1-я пол. XVII в. ; Ф. 236. № 94. Л. 384–402, нач. XVII в. ; БАН. Арханг. Д. 233, XVII в., и др.) , а также в Житии прп. Стефана Махрищского. Оба произведения были составлены Иоасафом, игум. Данилова монастыря (по всей вероятности, Данилова переславль-залесского во имя Св. Троицы муж. монастыря, в актах в 1566 упоминает его настоятель игум. Иоасаф) . После 1560 г. Иоасаф по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы монастырь, где в 1557 г. были обретены мощи прп. ... текст полностью ...
Монашество и монастыри в России XI-XX века, Часть ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и данный текст, который прямо содержит ответы на поставленные вопросы. Хотя деятельность митрополита Киприана давно привлекала исследователей, однако ответ на вопрос, какие именно новые тексты привез с собой митрополит Киприан на Русь, остается нерешенным 457. Традиция приписывала митрополиту Киприану изменение в составе дополнительных к Псалтыри статей. Исследуемый памятник тоже попал в тексты Псалтырей вместе с другими статьями Устава. Однако в рукописях включение данного памятника в состав Псалтыри можно проследить не во время Киприана, а во второй половине XV в. Самый старший список — РГБ. Ф. 304 Троице-Сергие- вой лавры, № 46 — 1496 г. Однако нельзя не отметить, что Псалтыри, как правило, описываются суммарно и поэтому наличие текста Устава могло и не быть отмечено в описаниях. В описании Синодального собрания составители сделали предположение о том, что окончание Скитского устава следует на статье «От Никейского собора» 458. Но изучение состава сборников более ранних показывает, что сборники РНБ Погод. 876, ЯГМЗ 15479, РНБ КБ XV совпадают до статьи «О калугерицах» (в уставной редакции этот раздел называется «Об инокинях») . Однако составитель Устава отсылает к текстам, ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... от Сказания!) начала XV в. : см. Прологи мартовской половины РНБ, собр. Санкт-Петербургской Духовной Академии, А. I. 264 (Т. 2) , л. 212 об. – 213 об., и РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища) , № 511, л. 151—151 об. Если существующее Слово о празднике Спаса не может быть датировано ранее начала XV в., то вопрос об установлении самого праздника Всемилостивого Спаса остается открытым: в ранних списках Пролога или Церковных уставов указаний на существование праздника не содержится, хотя в Троицком Кондакаре начала XIII в. под 1 августа отмечен праздник «Спаса всемилостиваго» ( РГБ, ф. 304 I, № 23, л. 47 ) . В цикле, составляющем Сказание об иконе Владимирской Богоматери, основную идеологическую нагрузку несет Слово об установлении праздника Спаса. Автор называет Андрея Боголюбского «нашим царем» 233, утверждает, что «царь» Мануил и «царь» Андрей жили «в любви и братолюбии», что оба «царя» установили праздник 1 августа «повелением патриарха Луки и митрополита Костянтина всея Руси и Нестера епископа Ростовьскаго». Все это свидетельствует о стремлении поднять статус русского князя как христианского «царя», равного по значимости византийскому императору. Но на ... текст полностью ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... № 4635. Сборник) л. 11—12 об. (, 80-е годы XV в. Филигрань: Голова быка под крестом и перекрестием – Лихачев, № 3491) 1476 г. (.) 6 (РНБ, Софийское собр., № 1389. Сборник, содержащий выписки из Пролога) л. 392 об. – 395 (, кон. XV в. Филигрань: Голова быка под короной и цветком – Брике, № 14592) 1488—1498 гг. (.) 7 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 643. Сборник) л. 21—23 об. (, кон. XV в. Филиграни в основной части совпадают с водяными знаками рукописей: Троиц., № 368) 1497 г. (, Троиц., № 369) 1497—1498 гг. (, МДА, № 48) 1497—1499 гг. (.) 8 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 466. Служебная минея на сентябрь) л. 366—368 об. (, 1505 г. Проложная статья находится в составе Минейной редакции Жития Федора Ярославского.) 9 ( ГАЯО, № 446. Сборник ) л. 134—137 (, нач. XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под розеткой – Брике, № 11424) 1502—1508 гг. (; Щит с лилией под крестом — Брике, № 1568) 1500—1504 гг. (; Голова быка под крестом, обвитым змеей, – Лихачев, № 1347) 1508 г. (.) 10 ( ЯМЗ, № 15522. Сборник ) л. 351 об. – 353 (, нач. XVI в., рукопись входила в состав библиотеки Спасо-Ярославского монастыря. ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"