РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

[Рец. на:] В. В. Василик. Происхождение канона ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Проследим историю появления Сретенских мегалинариев в славянских книгах. В Оке церковном 1641 и 1610 гг. в месяцеслове есть упоминание о Сретенских припевах. Но в Типиконе 1633г. - более архаичном и копирующем рукописные славянские Типиконы XVI в. - упоминания о припевах нет. Впрочем, Типиконы XVI в. вообще нигде не упоминают никаких мегалинариев - примечательный факт! Но в рукописных славянских Минеях XVI в. мегалинарии пишутся наряду, правда их меньше, чем сейчас, и редакция перевода, естественно, иная [12]. А вот в рукописных Минеях XV в. мегалинариев уже нет (смотреть, например, Минею-февраль из РГБ, ф. 304. I, № 523) 538 (, л. 37) . Они не были изначальной принадлежностью иерусалимских Миней, но появились позже. Завершить данный небольшой экскурс следовало бы анализом греческих источников, но у нас их не было под рукой. Славянские книги реагировали на богослужебные изменения в Греции с некоторым опозданием, и все-таки новая гимнография, появлявшаяся на Востоке, доходила и до Руси. Из появления Сретенских мегалинариев в славянских книгах следует, что перед этим мегалинарии были внесены в греческие, и произошло это в XV веке. Нечто подобное произошло позднее и с ... далее ...
Книжная справа и справщики на Руси в XIII–XVII ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... себе и друг другу, и весь живот наш Христу Богу предадим. Современный вариант: …оставление грехов испросивше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу богу предадим. Отметим, что в русском средневековье не была решена основная часть проблемы: рассматриваемая часть прошения в великих и малых ектениях (а их значительно больше, чем упомянутых) оставалась непонятной. Но попытки сделать понятным это прошение оставались. В рукописях XVI в. мне приходилось встречать вариант: [ Пресвятую, Чистую… со всеми святыми помянувше, ] сами себе друг другу, и весь живот наш Христу Богу предадим ( см., напр. РГБ. Ф. 304. I. 226 ) 997 (, л. 9 об.) . Смысл этого прошения в следующем: мы предаем себя Богу путем взаимной жертвенности. Согласитесь, довольно интересный выход из положения. Прошение получило глубокое вторичное значение, стало понятным, но принципиально отошло от смысла греческого оригинала. Правда, в печатные книги такое переделанное прошение не попало. [13] Об этих заменах много сказано в работе Пентковской Т. В. Грецизмы и их славянские эквиваленты в южнославянских и восточнославянских переводах XI–XIV вв. (Славяне и их соседи. Вып. 11. Славянский мир между Римом и ... далее ...
Преподобный Сергий Радонежский как покровитель ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Русь казанского хана Улу-Мухаммеда ( 1439-1445 ) и был зафиксирован примерно в конце 40-х гг. XV в. биографом Сергия, известным русским писателем сербского происхождения Пахомием Логофетом. Этот рассказ, между прочим, бытовал и вне комплекса сказаний о чудесных деяниях Преподобного. В частности, он был занесен во Львовскую летопись, в раздел за 1438 г. [64] и таким образом получил широкую известность. Вот как он читается (воспроизвожу его с некоторыми купюрами) в знаменитой иллюминированной, или лицевой, рукописи начала 90-х гг. XVI в. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры ( ныне РГБ, ф. 304 III, № 21 ) [65]: «Случися убо… нахождение безбожных татаръ, и самому царю ординьскому именем Махметю приити. Исшедшим же противу княземъ и воеводам и множества воиньства християньскаго, и бысть сраждение велие. И побеждени быша безбожнии, и мнози от них избиении падоша. Царю ж с воиньством своим пристрашну бывшу, и зело смиряющимся имъ еже толико живых оставити их. Н ѣ цыи же от християньскаго воиньства смиритися с ними не восхот ѣша… и сего ради и падоша вторым сраждениемъ. Непокорьства нашего всего воиньства християньскаго погаными побѣждено бысть смирения ради их… Понеже ... далее ...
Влияние Святой горы Афон на особенности почитания ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В. Т. Пашуто и IV А. А. Зимина. М., 2005. Сс. 268-271. [39] Подробнее о роли митрополита Киприана в русском искусстве см. : Betin L. V. Митрополит Киприян и Феофан Грек. Et. Balkaniques XIII (1977) . № 1. Pp. 109-115; Ульянов О. Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса Троицкие чтения 2003-2004 гг. Большие Вяземы, 2004. Сс. 153-154. [40] старший список редакции Пахомия Серба - РГБ, ф. 304, Троицк. 746; прп. Андроник († 1373) , как и прп. Сергий, происходил из Ростова. [41] Послание датируется не ранее поставления Евфимия Тырновского в патриархи в 1375 г. см. список РНБ, Соф. 1447. Л. 216. [42] Прохоров Г. М., Дробленкова Н. Ф. Киприан Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. М., 1988. С. 465. [43] Клименко М. М. Особенности совершения всенощного бдения в монастырях Святой Горы Афон Богословские труды. Т. 33. М., 1997. С. 136. [44] Trempelas P. Aι τρεις Λειτουργίαι κατά τους εν Αθήναις κώδικας Texte und Forschungen zur ... далее ...
О времени сложения служб и датировке житий святых ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... о Борисе и Глебе Герменевтика древнерусской литературы XI-XIV вв. Сб. 5. - М., 1992. - С. 370-412.) и не только не противоречат им, но и существенно дополняют. Разыскания Н. С. Серегиной показали, что " все сохранившиеся до наших дней стихирари домонгольского периода содержат стихиры Борису и Глебу лишь в разделе на 24 июля. На 2 мая в древнейших списках стихирарей служба не фиксируется ( выделено мной. - А. У. ) . Известен лишь кондак Борису и Глебу на 2 мая - " мученика Христова " . Самым ранним указанием службы на 2 мая являются несколько стихир в ненотированной рукописи конца XIV в РГБ, ф. 304, 22, причем, что для нас очень важно, в этом разделе помещаются не новые стихиры к празднику перенесения мощей, а " выписаны уже известные ранее стихиры из службы на 24 июля " . Та же ситуация повторяется и в другом стихираре XIV в., ( РГБ, ф. 113, № 3 ) , " содержащем в разделе на 2 мая стихиру " Придите, восхвалим " , также известную на 24 июля " . (Серегина Н. С. Песнопения русским святым. - СПб., 1994. - С. 93.) Далее в тексте указаны только цитируемые страницы (.) Специально приуроченные к празднику перенесения мощей святых 2 мая стихиры появляются в служебной минее только ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 12-й тетради и кончается на обороте четвертого листа 13-й тетради (– 40-е годы XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком – Брике, № 8712) 1544 г. (.) Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставися пресвященый митрополит Киевьский всея Руси в лето 861, пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць, положен бысть во граде Москве». Если не считать ошибки в дате, то в остальном заголовок заимствован из древнейших списков Церковного устава Иерусалимской редакции. К одной группе с Сибирским списком принадлежат Троиц., № 786 и Егор., № 927, но в них год кончины Петра читается правильно («в лето 6834») . 8 ( РГБ, ф. 304 I, № 786 ) л. 299 об. – 305 об. ( – 50-е годы XVI в. ) до 1559 г. (. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове буквы ID – Брике, № 12746) 1556 г. (; Гербовый щит с 3 лилиями под короной, под щитом литеры IP – Брике, № 1050) 1530–1545 гг. (; Перчатка под короной – Брике, № 11391) 1535–1544 гг. (. На л. 96 имеется запись, помеченная 7067 г.) Заголовок: «Месяца декамврия в 20 день. Преставися пресвященный митрополить Петр всеа Руси в 3 часа нощи, в лето 6834, пас церковь Божью лет 18 и 6 месяць. Слово святаго святителя Петра митрополита Кыевъсъскаго, Волынньскаго, ... далее ...
Монашество и монастыри в России XI-XX века, Часть ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и данный текст, который прямо содержит ответы на поставленные вопросы. Хотя деятельность митрополита Киприана давно привлекала исследователей, однако ответ на вопрос, какие именно новые тексты привез с собой митрополит Киприан на Русь, остается нерешенным 457. Традиция приписывала митрополиту Киприану изменение в составе дополнительных к Псалтыри статей. Исследуемый памятник тоже попал в тексты Псалтырей вместе с другими статьями Устава. Однако в рукописях включение данного памятника в состав Псалтыри можно проследить не во время Киприана, а во второй половине XV в. Самый старший список – РГБ. Ф. 304 Троице-Сергие- вой лавры, № 46 – 1496 г. Однако нельзя не отметить, что Псалтыри, как правило, описываются суммарно и поэтому наличие текста Устава могло и не быть отмечено в описаниях. В описании Синодального собрания составители сделали предположение о том, что окончание Скитского устава следует на статье «От Никейского собора» 458. Но изучение состава сборников более ранних показывает, что сборники РНБ Погод. 876, ЯГМЗ 15479, РНБ КБ XV совпадают до статьи «О калугерицах» (в уставной редакции этот раздел называется «Об инокинях») . Однако составитель Устава отсылает к ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (, 70-е годы XV в. Филиграни: Буква P под цветком) два варианта (– Брике, №№ 8684) 1452–1461 гг. (, 8591) 1452–1465 гг. (; Голова быка под стержнем с перекрестием – Брике, № 14256) 1469 г. (; Корона – Брике, № 4646) 1473 г. (.) 5 (Научная библиотека Казанского университета, № 4635. Сборник) л. 11–12 об. (, 80-е годы XV в. Филигрань: Голова быка под крестом и перекрестием – Лихачев, № 3491) 1476 г. (.) 6 (РНБ, Софийское собр., № 1389. Сборник, содержащий выписки из Пролога) л. 392 об. – 395 (, кон. XV в. Филигрань: Голова быка под короной и цветком – Брике, № 14592) 1488–1498 гг. (.) 7 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 643. Сборник) л. 21–23 об. (, кон. XV в. Филиграни в основной части совпадают с водяными знаками рукописей: Троиц., № 368) 1497 г. (, Троиц., № 369) 1497–1498 гг. (, МДА, № 48) 1497–1499 гг. (.) 8 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 466. Служебная минея на сентябрь) л. 366–368 об. (, 1505 г. Проложная статья находится в составе Минейной редакции Жития Федора Ярославского.) 9 ( ГАЯО, № 446. Сборник ) л. 134–137 (, нач. XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под розеткой – Брике, № 11424) 1502–1508 ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... от Сказания!) начала XV в. : см. Прологи мартовской половины РНБ, собр. Санкт-Петербургской Духовной Академии, А. I. 264 (Т. 2) , л. 212 об. – 213 об., и РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища) , № 511, л. 151–151 об. Если существующее Слово о празднике Спаса не может быть датировано ранее начала XV в., то вопрос об установлении самого праздника Всемилостивого Спаса остается открытым: в ранних списках Пролога или Церковных уставов указаний на существование праздника не содержится, хотя в Троицком Кондакаре начала XIII в. под 1 августа отмечен праздник «Спаса всемилостиваго» ( РГБ, ф. 304 I, № 23, л. 47 ) . В цикле, составляющем Сказание об иконе Владимирской Богоматери, основную идеологическую нагрузку несет Слово об установлении праздника Спаса. Автор называет Андрея Боголюбского «нашим царем» 233, утверждает, что «царь» Мануил и «царь» Андрей жили «в любви и братолюбии», что оба «царя» установили праздник 1 августа «повелением патриарха Луки и митрополита Костянтина всея Руси и Нестера епископа Ростовьскаго». Все это свидетельствует о стремлении поднять статус русского князя как христианского «царя», равного по значимости византийскому императору. Но на ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 12-й тетради и кончается на обороте четвертого листа 13-й тетради (– 40-е годы XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком – Брике, № 8712) 1544 г. (.) Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставися пресвященый митрополит Киевьский всея Руси в лето 861, пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць, положен бысть во граде Москве». Если не считать ошибки в дате, то в остальном заголовок заимствован из древнейших списков Церковного устава Иерусалимской редакции. К одной группе с Сибирским списком принадлежат Троиц., № 786 и Егор., № 927, но в них год кончины Петра читается правильно («в лето 6834») . 8 ( РГБ, ф. 304 I, № 786 ) л. 299 об. – 305 об. ( – 50-е годы XVI в. ) до 1559 г. (. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове буквы ID – Брике, № 12746) 1556 г. (; Гербовый щит с 3 лилиями под короной, под щитом литеры IP – Брике, № 1050) 1530–1545 гг. (; Перчатка под короной – Брике, № 11391) 1535–1544 гг. (. На л. 96 имеется запись, помеченная 7067 г.) Заголовок: «Месяца декамврия в 20 день. Преставися пресвященный митрополить Петр всеа Руси в 3 часа нощи, в лето 6834, пас церковь Божью лет 18 и 6 месяць. Слово святаго святителя Петра митрополита Кыевъсъскаго, Волынньскаго, ... далее ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Справочник - ПОИСКОВ.РФ