РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Железноборовский мужской монастырь во имя Святого ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... кончины, в надписях на рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430) , а также в Евангелии 1570 г. он назван «преподобным» или «преподобным... чу-дотворцем» (Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в мона-стырских и др. б-ках ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90) . В Ж. м. записывались случаи исцеления (ок. 50) у гробницы основателя, в т. ч. одержимого «нечистым духом» мон. Нифонта и расслабленного инока Феодосия. К XVII в. сложилась гимнографическая традиция. Со-хранились службы прп. Иакову в составе Трефолога русским святым XVII в. ( РГБ. Ф. 304 1. № 625. Л. 90-104 ) , отдельный список XIX в. (РНБ. Собр. Колобова. № 160) ; в месяцеслове XVII в. (РНБ. Солов. 553 572. Л. 155) помещены тропарь и кондак. В Смутное время часовня над захоронением основателя Ж. м. была сожжена поляками. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в обители, мощи прп. Иакова были обретены и, вероятно, оставлены под спудом. Ж. м. оказался причастен и к событиям завершающего этапа войны между вел. кн. Василием и галичскими князьями. В янв. 1450 г., во вре-мя решающего похода на Галич, вел. кн. Василий остановился в мон-ре, устроив здесь ... текст полностью ...
Память благоверного князя Василия (Василько) ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... г. отразился в иконографической программе созданных в 30-х гг. XIII в. Златых врат суздальского собора Рождества Пресв. Богородицы, на зап. створках к-рых имеются клейма с изображениями святых - небесных покровителей князей, участвовавших в съезде ( в т. ч. и покровителя В. К. - свт. ) Судя по отрывочным летописным сведениям, «христолюбец» В. К., как и его отец, не только отличался личным благочестием, но и покровительствовал развитию церковной книжности. Имя В. К. упоминается на выходных записях 2 кодексов, выполненных в 1219 (или 1222) и 1220 гг. по заказу Ростовского еп. Кирилла I (РГБ. Ф. 304 I. № 35 и ГИМ. Син. № 7) . По инициативе В. К. в 1230 г. преемником Кирилла I на Ростовской кафедре стал еще один ученый монах и церковный писатель свт. Кирилл II, настоятель владимирского в честь Рождества Богородицы мон-ря. В правление В. К. произошло обновление собора Успения Богородицы в Ростове, к-рое сопровождалось перенесением туда 25 февр. 1231 г. в присутствии В. К. и его братьев мощей свт. Леонтия Ростовского (из ц. св. Иоанна Предтечи на владычном дворе) и послужило причиной ее великого освящения 14 авг. 1231 г. 4 марта 1238 г. В. К. во главе ростовских отрядов ... текст полностью ...
Дмитрий Георгиевич Шемяка — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... 1449 50 г. военные действия развернулись в районе Галича, откуда Д. Г. ходил на Вологду. В ходе осады Вологды войска Д. Г. грабили окрестные селения. За местных жителей перед князем вступился прп. Григорий Пельшемский, за что по приказу Д. Г. был сброшен с «помоста». Шемяка вскоре снял осаду и увел войска в Галич, где они потерпели поражение (по словам Жития прп. Григория Пельшемского, «побиени быша... гневом Божиим») , и в 1450 г. город сдался вел. кн. Василию II. (Хронологически точное изложение этих событий содержится в Первоначальной редакции Жития прп. Григория Пельшемского - РГБ. Ф. 304 I. № 693. Л. 153-170 об., 2-я пол. XVI в. В Минейной редакции Жития прп. Григория содержится малодостоверное известие о том, что преподобный крестил сыновей кн. Георгия Димитриевича, т. е., вероятно, и Д. Г.) 2 апр. 1450 г. Д. Г. прибыл в Вел. Новгород, новгородцы признали его своим князем и разорвали связи с Москвой. 21 марта 1451 г. Д. Г. покинул Вел. Новгород и отправился «за Волок». Спустившись на судах вниз по Сев. Двине, его войско 29 июня без боя заняло Устюг. На 2 года этот город стал резиденцией Д. Г. Отсюда он предпринимал нападения на соседние земли. В самом Устюге Д. ... текст полностью ...
Вознесение Господне — Статьи — Церковно-Научный ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... τοῦ δεσποτικοῦ ἐποιησάμεθα» (Поскольку милостью Божией мы сотворили слово о Страстях Владыки - PG. 64. Col. 45-48 = CPG, № 5528) ; кроме указанных, в Торжественниках встречается проповедь, приписываемая свт. Афанасию Великому или же архиеп. Василию Селевкийскому, нач. : «῾Η μὲν τῆς ἀναστάσεως μνήμη» (Воскресения память - PG. 28. Col. 1092-1100 = CPG, № 2280, 6659) (Владимир) Филантропов (. Описание. С. 266, 272, 586, 590, 612; Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ῾Ιεροσολυμιτικὴ βιβλιοθήκη. Τ. 3. Σ. 72, 77, 78) . Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский - Arranz. Typicon. P. 271-272) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого (вероятно, PG. 107. Col. 113-120: нач. : «Τῇ μὲν ἀναστάσει τὸ θνητὸν κατεπόθη» - Воскресением смертное было поглощено) . В слав. рукописях Торжественника также встречаются произведения слав. церковных писателей - свт. Кирилла Туровского (нач. : «Приди ныня духомъ священныи пророче Захарие» - РГБ. ф. 304. 9. Л. 101 об. - 105) , кон. XIV в., и свт. Иоанна, экзарха Болгарского (нач. : «Веселитеся небеса и радуися земле. понеже посредьнюю стену преграды разградивъ Исусъ» - Успенский сб. XII-XIII вв. М., 1971. С. 429-432) . Ссылки по теме 12 мая ... текст полностью ...
ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... зап. часть Гродненской обл. Республики Беларусь, разделена на 8 благочиннических округов: Берестовицкий, Волковысский, Гродненскийгородской, Гродненский районный, Зельвенский, Мостовский, Свислочский, Щучинский. Кафедральный город - Гродно. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - еп. Иосифа (Тризны) (XVII в.) , города Понеманья (Чёрной Руси) Городно ( Городня, Городень, с XVI в. Гродно ) и Волковыск (Волковыеск) первоначально входили в состав Туровской епархии, учрежденной в кон. XI или в 1-й четв. XII в. Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304 I. № 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304 I. № 714. Л. 73–73 об.) По археологическим данным, Городно возник в кон. X - нач. XI в. на высоком мысе Замковой горы, у впадения р. Городничанки (Городни) в Неман как укрепленный пункт слав. племен дреговичей и волынян на балтско-ятвяжских землях. Город быстро развивался. В XI - 1-й пол. XII в. укрепленный детинец имел деревянную жилую застройку, неск. улиц, выходивших на площадь; не исключено, что на ней располагался деревянный правосл. храм. Вокруг детинца (Старого замка) позднее был построен укрепленный ... текст полностью ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 2006 г. Интерьер ц. во имя равноап. кн. Владимира в Гродно. Фотография. 2006 г. План ц. во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. 1-я пол. XVI в. «Подол» в Гродно. Гравюра М. Зандта. Сер. XVI в. (РНБ) Ковчег с частицей мощей мч. младенца Гавриила в соборе в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. Фотография. 2006 г. Верхняя церковь в Гродно. Кон. XIII — нач. XIV в. Реконструкция А. Трусова Францисканский костел в с. Гольшаны. 1618 г. Роспись главного алтаря. XVII в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Дубно. 1844, 1864 гг. Фотография. 2006 г. Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304 I. № 714. Л. 73–73 об.) Свод боковой апсиды ц. во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. Фотография. 2006 г. Гродненский замок. XIV–XVII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Коложская икона Божией Матери. XVII в. Фотография. Нач. ХХ в. Интерьер собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. 2006 г. Пасхальное яйцо. 20–30-е гг. ХХ в. Работа монахинь гродненского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (Белорусский гос. музей истории религии, Гродно) Владимирская икона Божией Матери ... текст полностью ...
ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... больше) . Вероятно, фитные начертания напоминали певчим, в каких фрагментах знаменных песнопений предполагалось включение мелизматических вставок, но их воспроизведение могло быть необязательным. Близкое соответствие фитных формул в ненотированных и нотированных древнерус. рукописях, а также большая роль устного способа передачи песнопений знаменного распева и исполнения их по моделям-самоподобнам на протяжении неск. веков, видимо, не позволяют рассматривать т. н. фитную нотацию в качестве самостоятельной системы записи. Певческая азбука «Сказание имена знамению». 1-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 415. Л. 191) Ранняя форма З. н. представляет собой древнерус. версию ранневизант. куаленской нотации (см.) Византийская нотация (и, подобно ей, имеет адиастематический характер. Однако она обладает рядом оригинальных черт, не имеющих аналогов в визант. рукописях. В самых ранних древнерус. источниках объединились элементы, характеризующие разные стадии развития куаленской нотации, не встречающиеся одновременно ни в одном визант. списке. С архаичным слоем куаленской нотации связаны прямой крыж) экфонетическая телия (в качестве заключительного знака песнопения, одиночная чашка) ... текст полностью ...
Комплекс диссонирующего многоголосия образует ...Искать в Источникеpravenc.ru
... записью путевых и демественных песнопений столповым дробным знаменем, термин «З. » не используется. Т. о., его наличие связано исключительно с казанской нотацией, применяемой в записях русского безлинейного диссонирующего многоголосия, а также в монодийных списках пути и демества. Частота употребления термина «З. » в певч. рукописях постепенно увеличивается к концу 1-го этапа. В это время термин «З. » встречается только в певч. сборниках с путевой нотацией. Т. о., 1-й этап бытования термина связан с монодийными записями путевого распева. Так, в певч. сборнике 80-х гг. XVI в. РГБ. Ф. 304. 436 термин «З. » выявлен только 1 раз в записи херувимской (Л. 201) . В рукописи кон. XVI в. ГИМ. Син. певч. № 1162 он употреблен 3 раза в записи «Свете тихий» ( Л. 599-599 об. ) . В певч. сборнике ГИМ. Щук. № 767, написанном в 1602 г. известным древнерус. мастером иноком Обобщая результаты анализа рукописных памятников посл. четв. XVI - 20-х гг. XVII в. следует отметить, что уже в этот ранний период термин, помимо исходной формы «З. », имел неск. устойчивых разновидностей; все они обозначались с помощью определенных скорописных сокращений. Исходная форма термина «З. » ... текст полностью ...
ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... его кончины, в надписях на рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430) , а также в Евангелии 1570 г. он назван «преподобным» или «преподобным... чудотворцем» (Бередников Я. О некоторых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90) . В Ж. м. записывались случаи исцеления (ок. 50) у гробницы основателя, в т. ч. одержимого «нечистым духом» мон. Нифонта и расслабленного инока Феодосия. К XVII в. сложилась гимнографическая традиция. Сохранились службы прп. Иакову в составе Трефолога русским святым XVII в. ( РГБ. Ф. 304 1. № 625. Л. 90-104 ) , отдельный список XIX в. (РНБ. Колоб. № 160) ; в месяцеслове XVII в. (РНБ. Солов. № 553 572. Л. 155) помещены тропарь и кондак. В Смутное время часовня над захоронением основателя Ж. м. была сожжена поляками. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в обители, мощи прп. Иакова были обретены и, вероятно, оставлены под спудом. Ж. м. оказался причастен и к событиям завершающего этапа войны между вел. кн. Василием и галичскими князьями. В янв. 1450 г., во время решающего похода на Галич, вел. кн. Василий остановился в мон-ре, устроив здесь ставку. В ... текст полностью ...
Усольский распев (, автор распевов. Согласно ...Искать в Источникеpravenc.ru
... версии на основе уже бытовавшей «общерусской» традиции можно назвать распев славника на «Господи, воззвах» Недели о блудном сыне «О, колико блага». Песнопение сохранилось на отдельном листе, который находился в б-ке государевых певчих дьяков. Текст его предваряется ремаркой: «Перевод Лукошкин, взято лета 7110 [1601] сентября в 8-й день» (РГАДА. Ф. 188. № 1589. Л. 1) . Главное отличие авторского варианта И. от более ранних в том, что в нем разведены почти все «тайнозамкненные» формулы. Усольский мастер воспринял традицию распева славника из производной версии, возникшей во 2-й пол. XV в. (РГБ. Ф. 304. 410. Л. 263 об.) на основе древнейшей силлабо-мелизматической знаменной версии, известной по источникам XII - 1-й пол. XV в. (ГИМ. Усп. № 8. Л. 7; РНБ. Соф. № 96. Л. 4 об. ; Кир. -Бел. № 637 894. Л. 62 об. - 63) и широко бытовавшей в разных регионах страны на протяжении XVI в. Запись славника «О, колико блага» в распеве И. датируется 1601 г. ; более ранних разводных списков не обнаружено. Вероятно, И. одним из первых распел «тайнозамкненные» формулы, и в рукописях 1-й пол. XVII в. произведение фиксировалось гл. обр. с этими разводами (РНБ. Кир. -Бел. № 593 850. Л. 724 об. - ... текст полностью ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"