1011 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 53. «Любовь Божия состоит в исполнении заповедей» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 130); «Любовь к Богу не в одной молитве состоит, но в исполнении Его святых заповедей» (Письма о. Макария. Т. 3. С. 471). «Она (любовь) не в том состоит, чтобы наслаждаться утешениями, а в делании заповедей Божиих «любяй Мя, заповеди Моя соблюдает " » (Письма о. Макария. Т. 2. С. 22). 1012 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 18. С. 30). Оптинский о. Антоний (Путилов) указывает: «Много нужно употребить усилий, трудов, издержек и перенесения разных неприятностей для устройства себе временного покоя! А сколько нужно пролить поту, употребить трудов и терпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси. А мы думаем, лежачи на боку, т. е. мягкой постели и после роскошной жизни да и в Царство Небесное» (Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Изд. Оптиной пустыни. М., 1869. С. 7. Далее – «Письма о. Антония»). 1013 РГБ, ф. 213, ед. хр. 93, л. 53. «До дверей Царствия Небесного без труда и неудобств добраться невозможно» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 175. С. 151). 1014 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий указывал: «Христиане не вдруг достигают совершенства, а пока достигнут оного, беспокоимы бывают тою или иною немощью или страстью» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 176. С. 152). «Жизнь человеческая исполнена скорбей… Скорби попускаются за нерадивую жизнь… недостаток дел наших восполняет Господь невольными скорбями или болезнями и очищает грехи наши» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 171; Т. 4. С. 414, 399). 1015 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 6. «Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в сообщении с ними познавать свои немощи и смиряться перед ближними» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 381. C. 101). «Тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей; а то уединенному кажется, что он живет хорошо и исправно, и через то удобно впадает в самомнение и обольщение» (Там же. В. I. П. 329. С. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Среди светских лиц, сделавших в мон-рь вклады книгами, были Б. В. Кутузов, дьяк Д. Мамырев, кн. Д. И. Оболенский. После смерти владельцев в б-ку передавали келейные собрания. Так, келейное собрание старца Дионисия Звенигородского насчитывало 10 книг, Арсения (Плещеева) - 12, Паисия (Мичурина) - 13 книг. Среди сохранившихся редких памятников монастырской б-ки - один из старших списков «Сказания о Индийском царстве» (РГБ. Вол. 309), черновые тексты Русского хронографа (Там же. 583), старший список «Повести о Меркурии Смоленском» (Там же. 577), древнейший полный комплект Четьих-Миней (Там же. 590-598). В б-ке обители хранится единственный известный список нач. XVI в. особой редакции Хроники Иоанна Зонары («Паралипомен») с послесловием редактора и писца 1408 г. (РГБ. Вол. 655), а также единственный список переведенного с греч. языка проскинитария «Поклоненье св. града Иерусалима 1531 г.» (РГБ. Вол. 387. Л. 632-648; опубл.: Голубцова М. А. К вопросу об источниках древнерус. хождений во Св. Землю. Поклоненье св. града Иерусалима 1531 г. М., 1911). Из б-ки И. В. м. происходит древнейшая известная рукопись «Миротворного круга» (ГЛМ. 142). В сборнике Дионисия Звенигородского (РГБ. Вол. 661) находился основной список «Сказания о Мамаевом побоище». В волоколамских сборниках содержались также самые ранние списки Житий прп. Евфросинии Суздальской, Евфимия прп. Суздальского, а также первоначальная редакция Повести о Николе Зарайском ( Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 371, 375, 417-418). В октябрьский том Минеи-Четьей (РГБ. Вол. 591) включен старший русский и один из древнейших во всей рукописной традиции список Жития прп. Иоанна Рыльского в редакции Георгия Скилицы. Общий книжный фонд И. В. м. состоял из книг, находившихся в б-ке, в кельях, на подворье в Москве и в храмах близлежащих вотчин. На протяжении XVI в. трижды составлялась опись б-ки. В 1-й из известных описей (составлена старцем Зосимой и книгохранителем Паисием), которая датируется 1545(1575?) г., насчитываются 930 рукописей и 2 старопечатные книги ( Георгиевский.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Перевод с краткой редакции исключен, т. к. часть афоризмов, читающихся в славянском тексте, встречается только в пространной редакции. В ряде слав. рукописей под именем Н. А. содержится коллекция 104 изречений: «Св. Нила от приточь его инокамъ» (нач.: «Невъздержание брашен пресещает пост, разлияние же блуда отъемлеть въздержание с молитвою»; конец: «Близь есть конець, ленивый да готовится к ранам»). Основные рукописи: РГБ. МДА. Фунд. 49, кон. XIV - нач. XV в. Л. 159-165; РГБ. Троиц. 171(1674), 1-я пол. XV в. Л. 374-379; РГБ. Троиц. 763(1834), XV в. Л. 122 об.- 129 (о др. рукописях см.: Miltenova. 2011. Σ. 136). Изречения 1-20 этой коллекции совпадают с первыми 20 главами «Наставления к монахам»; 2-я часть представляет собой извлечения из «Глав увещательных» и сочинения Евагрия «К монахам, проживающим в киновиях и общинах». 11. «Слово о добродетелях и страстях» (Περ ρετν κα κακιν ψυχικν κα σωματικν; De virtutibus et vitiis; De virtutibus et passionibus). В одних греческих рукописях сохранилось под именем Н. А., в других - под именем прп. Ефрема Сирина (CPG, N 4055; изд.: Assemani. BO. T. 3. P. 425-435; рус. пер.: Ефрем Сирин, св. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 385-395 (слово 122)) или прп. Иоанна Дамаскина (CPG, N 8111; изд.: PG. 95. Col. 85-97). В слав. традиции приписывается Н. А.: «Святаго Нила о добродетелех и страстех душевных и телесных» (нач.: «Ведомо есть, яко сугубь сыи человек...»). Основные рукописи: РГБ. Троиц. 758(1386), XV в. Л. 139 об.- 142; РГБ. Рум. 357(1382), кон. XIV - нач. XV в. Л. 43; РНБ. 0.1.59(858). Л. 64 об. Начало текста совпадает со Словом аналогичного содержания под именем прп. Иоанна Дамаскина («Иже в святых отца нашего Иоанна Дамаскина слово душеполезно и чюдно велми»; нач.: «Ведомо же буди, яко сугуб есть человек, сиречь от душя и тело...»), однако далее текст отличается. 12. «24 главы о добродетелях» (Περ ρετν κεφλαια κδ; Capita XXIV de virtutibus; CPG, N 6081). Собрание кратких глав, сохранившихся под именем «аввы Нила» в рукописях Ath.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Учеником Д. был волоцкий инок Онуфрий (Исаков), владелец рукописи «Съборник Ануфрея Исакова, Денисьева ученика Звенигородского» (РГБ. Вол. 577. Л. 388 об., список кон. 90-х гг. XV в.; книга упом. в описи 1591 г.- КЦДР. С. 85). В кон. 1538 г. на ее последнем листе Онуфрий (Исаков) сделал запись о смерти Д. Учениками Д. также были монахи Волоколамского мон-ря Дионисий (Горбатый) из старомосковского боярского рода Кутузовых и Никон (в сер. XVI в. он дал вкладом в мон-рь Следованную Псалтирь с записью: «Псалтырь Никонава, Деонисья Звенигородцкаго ученика» - ГИМ. Епарх. 117(180). Л. 475, список кон. XV - нач. XVI в.). По мнению А. А. Зимина, сыновьями Д. были упоминаемые в источниках волоцкие иноки - Феодосий и Владимир Звенигородские (АФЗХ. Ч. 2. 36. С. 38; Зимин. 1977. С. 114. Примеч. 62). Однако в ряде родословцев сер. XVI в., в т. ч. и в родословной вставке в одном из сборников из б-ки Д., он отмечен как бездетный (РИИР. Вып. 2. С. 42; Бычкова. 1986. С. 75). После кончины Д. значительная часть его б-ки попала в казну Волоколамского мон-ря (в описях 1545, 1573 и 1591 указаны 18 рукописей, ранее принадлежавших Д.). В наст. время известны 7 книг из библиотеки Д.: Следованная Псалтирь (ГИМ. Епарх. 96(159), посл. четв. XV в.), Лествица с толкованиями - вклад Д. в Волоколамский мон-рь (РГБ. Вол. 459, 1-я четв. XVI в.), Слова постнические прп. Исаака Сирина (РГБ. Гранков. 53, кон. XV - нач. XVI в.), 4 сборника историко-лит. состава (ГИМ. Епарх. 348(502), 351(518), списки кон. XV - нач. XVI в.; 405(646), 20-е гг. XVI в., и РГБ. Вол. 661(684), кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в.). Подборка текстов в сборниках свидетельствует об интересе Д. к агиографии, к монастырским уставам (помимо сведений о Студийском уставе помещен Устав прп. Нила Сорского без указания имени преподобного), к церковному праву, а также к совр. полемическим произведениям (включены письмо Нила (Полева) к Герману (Подольному), послания прп. Максима Грека к Николаю Немчину и «на латину»). Сборники также содержат исторические тексты (о Др. Риме, Иудее, Персии и Македонии, повести о наводнении в Неаполе, землетрясении в Венгрии), родословие звенигородских князей, где подчеркивается их происхождение от вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича . Для Д. был характерен интерес к лит. новинкам: сб. ГИМ. Епарх. 405(646) включает «Прение живота с смертью» 3-й редакции - это один из ранних сохранившихся списков. Как установил Б. М. Клосс , Д. принадлежал старший и лучший список «Сказания о Мамаевом побоище» (РНБ. Q. IV. 22. Л. 19-90; эти листы были вырезаны П. М. Строевым из сб. РГБ. Вол. 661, где они находились между листами 428 и 429; см.: Клосс. 2001. С. 334-335). В описях книг Волоколамского мон-ря упоминаются и др. книги из б-ки Д., в т. ч. неск. сборников (КЦДР. С. 25, 26, 34, 35, 82, 83, 85).

http://pravenc.ru/text/178380.html

2006. Т. 57. С. 166-179) и создал сокращенную редакцию Жития серб. деспота св. Стефана Лазаревича. В последние годы мон. Досифей составил Иосифо-Волоколамский патерик и «Надгробное слово» прп. Иосифу. Мон. Досифей намеревался передать в И. В. м. в качестве вклада Псалтирь, Стихирал знаменной и Лествицу толковую (Синодик. 2004. С. 163-164). Сотрудником Досифея при переписке 2 рукописей был Герасим (Замыцкий), переписавший для монастырской б-ки полностью и частично не менее 5 рукописей. Герасим, будучи архимандритом Симонова мон-ря, вложил в И. В. м. Четвероевангелие Варлаама Доброписца (РГБ. Вол. 17). В переписке источников хронографа также принимал участие Ферапонт (Обухов), рукой к-рого написаны Жития св. кор. Стефана Дечанского и Илариона, еп. Мегленского (Л. 263-377 об.), в сборнике РГБ. Вол. 655 (ср.: Клосс Б. М. Предисловие к изд. 2005 г.//ПСРЛ. 2005. Т. 22 (Русский хронограф). С. XII-XIV). Среди сохранившихся сборников Дионисия Звенигородского - Епарх. 348, 351, 405; РГБ. Вол. 661; Ф. 711. 53 ( Анхимюк. 1999. С. 75-76; Дмитриева Р. П. Дионисий Звенигородский Лупа//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 191-192). Наиболее плодовитым автором из числа пострижеников И. В. м. был митр. Московский Даниил, который переписал ряд книг, находясь в монастыре (в 1511-1522 игумен, в 1539-1547 жил на покое), и 7 книг дал в качестве вклада (подробнее см.: Турилов А. А. Литературное наследие Даниила, книгописание//ПЭ. Т. 14. С. 72-75). Даниил составил ряд сборников со своими сочинениями: РГБ. МДА. Фунд. 197; РНБ. Соф. 1281; Погод. 1149; Q. I. 1439. Значительное внимание Даниил уделял правке книг. Редакторские пометы, которые он сделал, проживая в И. В. м., находятся в сборниках: РГБ. Вол. 149, 489, 490, 573, 597, 605; ГИМ. Епарх. 380 и др. По-видимому, именно Даниил восстановил удаленные фрагменты текста, содержащие выпады против митр. Зосимы (Брадатого) , в «Сказании о новоявившейся ереси» из состава «Просветителя» ( Плигузов А. И. «Книга на еретиков» Иосифа Волоцкого//История и палеография.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Две, указанных выше, рукописи являются родоначальниками и двух ветвей рукописной традиции, – южнославянской и русской. К южнославянской ветви относится кодекс HAZU, III a 47, 1469 г., – известный сборник Владислава Грамматика, где находится только первая часть трудов Нила, за которой следует «Против Иоанна Бекка» и другие произведения Григория Паламы , содержащиеся в Хиландарской рукописи. Только начало сочинений Нила сохранилось в трех тетрадях конволюта 1500–1510 гг. МСПЦ 140, где они, напротив, предваряются произведением Паламы «Против Иоанна Бекка». И, наконец, в рукописи 1734 г. САНУ 135, – собрании разных текстов, составленном Гавриилом Стефановичем-Венкловицем, за сочинением Паламы «Против Иоанна Бекка» следует выборка из трудов Нила. Рукопись ГИМ, Син. 383 была привезена на Русь в середине XVI в 7 и неоднократно переписана: мы смогли обнаружить 14 копий, созданных в период XVI-XVIII вв 8 , что свидетельствует о ее широком распространении в России того времени. Это списки: ГИМ, Син. 45; ГИМ, Син. 46; БАН, Арханг. С. 141; ГИМ, Увар. 497; РНБ, Солов. 87/87; РНБ, Солов. 89/89; РГБ, ф. 173.I, МДА 80; РГБ, ф. 173.I, МДА 81; РГБ, ф. 98, Егор. 1055; НБУ 299; РНБ, Солов. 88/88; РГБ, ф. 310, Унд. 1321; РНБ, Солов. 470/489; РГБ, ф. 98, Егор. 1056. Существует и новый перевод XVII в., который содержится в манускрипте ГИМ, Син. 19 9 , – труд Евфимия Чудовского, очень плодовитого автора, переводчика и редактора. В этом случае тексты Нила Кавасилы не сопровождаются сочинениями Григория Паламы . C какого оригинала выполнен перевод? Уже А. В. Горский и К. И. Невоструев в каталоге рукописей Синодального собрания отмечали, что «по отношению к предыдущим настоящий список… отличается правильностью расположения частей, составляющих книгу, тогда, как в предшествующих некоторые статьи разбитыûГорский, Невоструев 1859:481.. Порядок следования текстов в Син. 198 соответствует тому, который присутствует в греческих манускриптах уже с 60-х гг. XIV в. (например, в рукописи 1366–1367 гг. Iviron gr.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/s...

1539. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1505. 1540. Т. е. имяславцев. 1541. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего имени Божия. С. 1506. 1542. Т. е. противников имяславия. 1543. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон и плоды»великого искушения». Цит. по: Мои дневники. С. 144–148. Статья»Моя поездка на Старый Афон»является почти дословным воспроизведением статьи»Плоды великого искушения»из Прибавлений к Церковным ведомостям 34,1913, однако содержит некоторые уточнения и дополнения. В дальнейшем мы ссылаемся на обе версии статьи. 1544. Забытые страницы русского имяславия. С. 55–56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). Другие источники датируют прибытие»Донца»на Афон 4–м июля. 1545. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 150. 1546. Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 9. 1547. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1548. Помещение для приема гостей. 1549. Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 9. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1550. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1551. Одну такую депутацию из десяти иноков архиепископ Никон принял 6 июля. Подойдя к архиепископу под благословение, иноки вместо благословения услышали от него:«Я не могу вас благословлять, потому что вы противитесь Святому Патриарху и Св. Синоду, и отвергаете Церковь». Диспут имяславцев с архиепископом закончился тем, что пришедший в каюту владыки генеральный консул Щебу–нин выгнал их с корабля. Подробнее об этом см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 56–58 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1552. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151–153; Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 10–12. 1553. Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 183–184 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1054 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 86. Призывая к послушанию, преп. Амвросий Оптинский восстает против самочиния и своеволия, указывая на вредные последствия всякого начинания без благословения даже в спасительных целях: «Напиши мне искренно тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословение; а самочинное подвижничество и опасно и душевредно. Если добро это, то зачем оно тайно от духовного отца?... подсады вражии повсюду, разумеется под видом добра и пользы душевной…» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 66. С. 69). Основываясь на словах св. Василия Великого , о. Антоний Оптинский учит, что кто и в добром деле усиливается исполнить свое желание, то такое дело не богоугодно: «Полезнее было бы следовать воле Божией, а не своей». Тем более, что не все благие желания приходят от Бога (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 224, 21). 1055 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 16. Преп. Амвросий пишет: «В евангельском учении проповедуется, что послушание есть главная добродетель христианская… Послушание паче жертвы, послушание паче поста и молитвы. Всем назначено послушание: и младшим, и старшим» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 183. С. 153). «Послушание, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 16. С. 28). 1056 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 78. «Послушание есть такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не может войти в Царствие Небесное» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 233). 1057 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 23. Оптинский старец Макарий писал, что послушание должно лежать в основе духовной жизни каждого монаха. «Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос говорил о Себе: «снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин. 6, 38 ). И хотя Он был премудрый и пресовершенный, не имел нужды в учении, не требовал руководства, но при всем том жил в послушании у Иосифа и Матери Своей: «и бе повинуяся има» ( Лк. 2, 51 ). Спаситель наш оставил нам сей пример, которому мы должны следовать. И сказал ученикам Своим и их последователям: «Слушаяй вас Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» (Лк, 10, 16)». (Письма о. Макария. Т. 2. С. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Прп. Максим Грек за работой. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1-я четв. XIX в. (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.) Прп. Максим Грек за работой. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1-я четв. XIX в. (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.) В XVIII в. образ М. Г., духовного писателя, часто встречается в старообрядческих рукописях. В сборниках сочинений М. Г. представлены изображения как черно-белые, графические (РНБ. Ф. 98. 1198. Л. 51 об., XVII - 1-я четв. XVIII в.; Синицына. 2006. Ил. 12), так и цветные (РНБ. ОЛДП. О.15. Л. 13 об., 1726 г.- см.: Синицына. 2006. Ил. 18; БАН. Бурц. 25. I.5. 97. Л. 4 об., нач. XVIII в.- см.: Бурцев А. Е. Опись старых слав. и новых рус. рукописей. СПб. 1901. Т. 4. Рис. на с. 64). В Толковой Псалтири кон. XVIII в. (ЯИАМЗ. 982 (301). Л. 8 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 21), по замечанию Белобровой, образ М. Г. уподобляется изображению царя Давида ( Белоброва. 1973. С. 246-247). Образы идентичны по композиции, но отличаются в деталях. Как и Давид Псалмопевец, М. Г. изображен сидящим на узорном золотом троне внутри полукруглого помещения с мраморными стенами, кессонированным сводом, напоминающим апсиду с конхой. На нем подризник цвета желтой охры, красная мантия, на голове черная скуфья. На старообрядческих миниатюрах XIX в. при сохранении иконографического типа М. Г.- писателя подробнее изображен интерьер кельи. На миниатюре из сборников сочинений М. Г. 1-й четв. XIX в. (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 14) и 1818-1820 гг. (РГБ. Ф. 344. 22 (М. 6083). Л. 26 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 22) святой представлен сидящим на табуретке за столом в келье, правой рукой он опускает перо в чернильницу, указательным пальцем левой руки касается лба. Миниатюра (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.) с незначительными отличиями в деталях (напр., на иконе отсутствуют занавески на шкафах, отверстия для ключей в выдвижных ящичках заменены ручками) сходна с иконой из собрания М. П. Максаковой (см.: Белянина. 2010. Ил. 1) Достаточно широко распространены иконы с единоличным (как поясным, так и ростовым) изображением М.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

465 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 7, л. 17об. Письмо игумена Антония к игумену Моисею. ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 303. Письмо игумена Моисея к игумену Антонию. Оптинский монах Адриан был из однодворцев Щигровского уезда Курской губернии (род. ок. 1810 г.); определен в число братства указом 30 декабря 1837 г.; пострижен в монашество 28 ноября 1843 г.; в 1845–1847 годах нес послушание монастырского эконома. «К церкви усерден, к чтению и пению мало способен». [Гос. архив Калужской обл., Ф. 33, оп. 2, д. 1036. Ведомость монашествующих и послушников за 1847 г.]. В списках 1877 года не упоминается. Сообщила Варвара Каширина. 468 ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 406,410 415,427,429. Письма игумена Моисея к игумену Антонию. 469 Письма митрополита Филарета к настоятельнице Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни игумении Вере//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1876. Август. Ч. 3. Раздел «Материалы для истории Русской Церкви ». С. 116–121. 470 Жития Оптинских старцев. Преподобный Моисей. Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2004. С. 209. 471 ОР РГБ. Ф. 213, к. 80, д. 8, л. 1об., 3. Письма игумена Антония (Путилова) к Оптинскому старцу Макарию (Иванову) . Игумен Антоний пишет из Малоярославца, что «матушке Вере с сестрами приписание отца Макария объявил», а также о передаче писем из Зосимовой пустыни на имя отца Макария. 473 ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22, л. 83. Письма Оптинских старцев иеромонаха Макария (Иванова) и иеросхимонаха Леонида (Наголкина) к их духовной дочери из Севского монастыря монахине Досифее (Дарии Михайловне Лыкошиной). 475 Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 133, со ссылкой на письмо 51 в кн. «Письма старца Макария к монахиням». Ч. 3. 477 Построен Одигитриевский храм был чрезвычайно быстро. Еще в феврале того же 1851 года только решался вопрос о начале строительства нового храма вместо предполагавшегося расширения Троицкого. Это видно из письма митрополита Филарета к матушке Вере от 9 февраля: «План распространения вашей церкви не одобрен. Семен Лонгинович подает иную мысль: оставить нынешнюю церковь неприкосновенною и построить другую отдельно, несколько пространнее нынешней, соответственно с потребностью вашего места. Сие новое предприятие будет не ценнее или не много ценнее прежнего, но выгода та, что вы будете иметь два строения целых вместо одного, составленного из обломков, что, конечно, менее прочно. Притом дело начать можно будет скорее; и богослужение у вас будет продолжаться в существующей церкви беспрепятственно. Подумайте о сем и напишите, что думаете » [Письма митрополита Филарета к игумении Вере].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010