РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Преподобный Андрей Рублев — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... достоверности памятников часто остается открытым вопрос датировок. Ряд изображений Андрея Рублева житийного характера имеется в лицевых рукописях. На миниатюре в Лицевом летописном своде (Остермановский том) Андрей Рублев и Даниил изображены в связи с работой в Успенском соборе Владимира, пишущими (поновляющими?) Владимирскую икону Божией Матери (БАН. 31. 7. 30. Т. 2. Л. 1442, 2-я пол. XVI в.) . В лицевой рукописи жития прп. Сергия Радонежского содержатся 5 миниатюр с изображением Андрея Рублева, на которых преподобный представлен с нимбом, в подписи назван иконописцем (РГБ. Ф. 304 III. № 21 М. 8663, кон. XVI в.) : «Совет старцев Андроникова монастыря о построении каменного Спасского собора» (Л. 229 об.) , «Приглашение игуменом Никоном Даниила и Андрея» (292 об.) , «Андрей Рублев расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре» (Л. 230) , «Преставление Андрея и игумена Александра в Спасо-Андрониковом монастыре» (Л. 230 об.) , «Прощание братии Троице-Сергиева монастыря с почившими Андреем и Даниилом» (Л. 293) . В лицевом списке пространной редакции жития Никона Радонежского ( БАН. 34. 3. 4., XVII в. ) в 2 миниатюрах представлены сюжеты, ... текст полностью ...
Обретение мощей преподобного Максима Грека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... ни в Сказании не уточняется, впрочем, о каких греческих книгах идет речь - античных или христианских. Но редактор - переписчик Сказания в XVII в. счел необходимым добавить, что прп. Максим обнаружил «святые» греческие книги. [4] Василий III Иоаннович В источниках не упоминается о том, что прп. Максим приступил к переводу Толковой Псалтири сразу по приезде в Москву (март 1518 г.) . Напротив, записи на рукописях свидетельствуют, что первым был перевод Толкового Апостола, начальная часть которого (Деяния) переведена к марту 1519 г. (запись на одной из самых ранних и авторитетных рукописей РГБ, ф. 304, Троицк. 118, л. 150) . Эта часть занимает около четверти всего памятника. Дальнейшие части (Апостольские послания) переводились в течение 1519-1520 гг., возможно, еще в начале 1521 г., хотя записи на рукописях отсутствуют. Перевод же Толковой Псалтири, согласно записи на многих рукописях, завершен в декабре 1522 г. Поскольку в упомянутом послании Василию III говорится, что перевод занял год и пять месяцев, то надо сделать вывод, что перевод выполнялся между июнем 1521 г. - декабрем 1522 г., а благословение митрополита Варлаама следует относить к началу этого срока (ок. июня ... текст полностью ...
Дни памяти, богослужебные тексты посвященные ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... после 1115 г. (Е. В. Антонова) . Количество и состав стихир (3 группы подобнов на хвалитех) показывают, что этот гимнографический корпус отражает не одну, а 3 службы, т. е. на праздники, установленные как при митр. Иоанне I ( в 40-х гг. XI в. ) , так и в 1072 и 1115 гг. В Минее 1-й пол. XII в. автором службы Б. и Г. назван митр. Иоанн (I или II?) (РГАДА. Ф. 381. № 122. Л. 111 об.) . Во всех сохранившихся Стихирарях домонг. периода песнопения Б. и Г. помещены под 24 июля. Под 2 мая известен лишь кондак «Мученика Христова». Наиболее ранние списки служб на 2 мая относятся к кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 22 и Ф. 113. № 3) , однако они не содержат новых стихир. Специальные стихиры на 2 мая помещены в Минее служебной XV в. и, по-видимому, связаны с творчеством Пахомия Логофета, их нотированные образцы появляются в Стихирарях со 2-й пол. XVI в. Состав песнопений, посвященных Б. и Г., со временем менялся, в частности в XV-XVI вв. исчезли тексты, в к-рых упоминался Святополк. В Минеях (СТ) служба Б. и Г. есть только 24 июля, она помещена после службы мц. Христины ( Июль. Л. 181-191 ) . В Типиконе их память отмечена как полиелейная. В Минее служба бденная (содержит полный корпус ... текст полностью ...
«Троица Святая, слава Тебе!» (комментарий в свете ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... книгах и описях Иосифо-Волоколамского монастыря (Казакова. С. 311) В 41-й гл. Стоглава (1551) сказано о том, что икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым, наряду с древними изображениями, созданными греческими и другими «преславущими» художниками, является образцом для иконописцев (С. 304) . Уважение, которым при жизни был окружен Андрей Рублев, «муж превосходящий всех в мудрости», «иконописец преизрядный», вскоре после смерти переросло в почитание его как преподобного. В XVI в. появились изображения Андрея Рублева в нимбе на миниатюрах: лицевое житие прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304 111. № 21. Л. 229 об. — 230 об., кон. XVI в.) и прп. Никона Радонежского (БАН. № 34. 3. 4. Л. 269 об. — 270, XVII в.) . «Сказание о святых иконописцах» сообщает об Андрее Рублеве и Данииле как о преподобных иконописцах. В числе святых иноков Андроникова монастыря Андрей Рублев и Даниил названы в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. : «Преподобнии иконописцы, иж церковь святыя Троицы подписаша, а потом в Андроневе монастыре церковь подписаша и, произвидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им инок Данило, инок Андрей» (РГБ. МДА. № 201. Л. ... текст полностью ...
Память свт. Макария, митрополита Московского и ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... верху мощей его на персех святаго положено, якоже пояс: тонка кожица волуа (16) , на ней же хитро некако въображено обанадесять великих Владыч-них праздник Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Богородица. Игумен же сие сказа Святейшому Митрополиту Мака-рию. Он же повеле сотворити крест сребрян и позлатити и положите в него праздникы оны Владычня, иже обретены быша верху мощей святаго. Сим же крестом елицы знаменающиеся и пиющи от него воду с верою приходяще здравие почерпают в славу Свя-тыя Живоначальныя Троица Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веком [Аминь] (РГБ. Ф. 304. 637) . Примечания. 1. См., например: Макарий. архимандрит. Митрополит Макарий в право славной гимнографии Макарий. архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 30—37. 2. Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбо- родко. СПб.. 1862. Вып. 4. С. 109. 4. Никольский А. Житие преподобного Варлаама Хутынского Лихудиевой редакции Вестник археологии и истории. СПб., 1911. Вып. 21. С. 54. 5. Макарий. архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словеснос ти. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. ... текст полностью ...
Биография прп. Григория Пельшемского — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... происходил из боярского рода, представители к-рого служили галичским князьям («от славных родитель болярска роду, иже многым богатством и славою живущим, и от князь почтени» - РГБ. Ф. 304 1. № 693. Л. 154) . (Год рождения святого, отмеченный в Минейной редакции, - 1322 - не может быть признан достоверным.) В Житии прп. Дионисия Глушицкого приведено прозвище Г. - Лопот, т. е. крик, плач. В Первоначальной редакции рассказывается о том, что Г., от юности возлюбив Бога, не увлекался детскими играми, не принимал почестей от слуг, но прилежал чтению священных книг. Вскоре он решил оставить мир и удалился в «великый монастырь Святыя Богородица в Галицкой державе близ езера», где и принял монашество (Там же. Л. 154 об.) . В Минейной редакции и в Редакции сборников более подробно рассказывается о постриге святого. В Редакции сборников сообщается, что, когда юноше было 15 лет, родители решили женить его, но свадьба не состоялась из-за внезапной кончины родителей. Похоронив их, юный боярин раздал имение нищим и отпустил холопов на свободу, наделив каждого частью своей собственности. Затем юноша удалился в «великий» Богородицкий мон-рь близ озера, где принял постриг от не названного ... текст полностью ...
Новые данные о российском периоде жизни прп. ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... ни в Сказании не уточняется, впрочем, о каких греческих книгах идет речь – античных или христианских. Но редактор – переписчик Сказания в XVII в. счел необходимым добавить, что прп. Максим обнаружил «святые» греческие книги. [4] Василий III Иоаннович В источниках не упоминается о том, что прп. Максим приступил к переводу Толковой Псалтири сразу по приезде в Москву (март 1518 г.) . Напротив, записи на рукописях свидетельствуют, что первым был перевод Толкового Апостола, начальная часть которого (Деяния) переведена к марту 1519 г. (запись на одной из самых ранних и авторитетных рукописей РГБ, ф. 304, Троицк. 118, л. 150) . Эта часть занимает около четверти всего памятника. Дальнейшие части (Апостольские послания) переводились в течение 1519–1520 гг., возможно, еще в начале 1521 г., хотя записи на рукописях отсутствуют. Перевод же Толковой Псалтири, согласно записи на многих рукописях, завершен в декабре 1522 г. Поскольку в упомянутом послании Василию III говорится, что перевод занял год и пять месяцев, то надо сделать вывод, что перевод выполнялся между июнем 1521 г. – декабрем 1522 г., а благословение митрополита Варлаама следует относить к началу этого срока (ок. июня ... текст полностью ...
"Чудный иконописец в земли Российстей был еси" — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... «Рублева письма» упоминаются во вкладных книгах и описях Иосифо-Волоколамского мон-ря (Казакова. С. 311) . В 41-й гл. Стоглава (1551) сказано о том, что икона Св. Троицы, написанная А. Р., наряду с древними изображениями, созданными греч. и др. «преславущими» художниками, является образцом для иконописцев (С. 304) . Уважение, к-рым при жизни был окружен А. Р., «муж превосходящий всех в мудрости», «иконописец преизрядный», вскоре после смерти переросло в почитание его как преподобного. В XVI в. появились изображения А. Р. в нимбе на миниатюрах: лицевое житие прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304 111. № 21. Л. 229об. - 230об., кон. XVI в.) и прп. Никона Радонежского (БАН. № 34. 3. 4. Л. 269об. - 270, XVII в.) . «Сказание о святых иконописцах» сообщает об А. Р. и Данииле как о преподобных иконописцах. В числе святых иноков Андроникова мон-ря А. Р. и Даниил названы в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. : «Преподобнии иконописцы, иж церковь святыя Троицы подписаша, а потом в Андроневе монастыре церковь подписаша и, произвидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им инок Данило, инок Андрей» ( РГБ. МДА. № 201. Л. 332об. - 333 ) . А. Р. ... текст полностью ...
Праздник Троицы Живоначальной (комментарий в ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... достоверности памятников часто остается открытым вопрос датировок. Ряд изображений Андрея Рублева житийного характера имеется в лицевых рукописях. На миниатюре в Лицевом летописном своде (Остермановский том) Андрей Рублев и Даниил изображены в связи с работой в Успенском соборе Владимира, пишущими (поновляющими?) Владимирскую икону Божией Матери (БАН. 31. 7. 30. Т. 2. Л. 1442, 2-я пол. XVI в.) . В лицевой рукописи жития прп. Сергия Радонежского содержатся 5 миниатюр с изображением Андрея Рублева, на которых преподобный представлен с нимбом, в подписи назван иконописцем (РГБ. Ф. 304 III. № 21 М. 8663, кон. XVI в.) : «Совет старцев Андроникова монастыря о построении каменного Спасского собора» (Л. 229 об.) , «Приглашение игуменом Никоном Даниила и Андрея» (292 об.) , «Андрей Рублев расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре» (Л. 230) , «Преставление Андрея и игумена Александра в Спасо-Андрониковом монастыре» (Л. 230 об.) , «Прощание братии Троице-Сергиева монастыря с почившими Андреем и Даниилом» (Л. 293) . В лицевом списке пространной редакции жития Никона Радонежского ( БАН. 34. 3. 4., XVII в. ) в 2 миниатюрах представлены сюжеты, ... текст полностью ...
Преподобный Иаков Железноборовский — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Посвященный И. придел существовал в 1635 г. в Борисоглебской ц. в Галиче. Память И. под 21 марта и под 6 мая (2-й день указан как день преставления святого) приведена в месяцеслове РНБ. Погод. № 1962, XVII в. ; проложная память имеется в святцах РНБ. Погод. № 650. Л. 147 об., XVII в. Святой упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) и в «Повести о российских святых угодниках» ( РНБ. Q. I. 382. Л. 48, XVIII в. ) . Видимо, в нач. XVII в. была составлена служба преподобному, наиболее ранний список к-рой представлен в составе Трефолоя рус. святым РГБ. Ф. 304 1. № 625. Л. 90-104, XVII в. Отдельный список службы: РНБ. Колоб. № 160, XIX в. Тропарь и кондак И. приведены в месяцесловах XVII в. РНБ. Солов. 553 572. Л. 155; РНБ. Погод. № 650. Л. 147 об. В разное время было записано ок. 50 случаев чудесных исцелений от мощей И. (о них известно из пересказов Жития И., в списке Жития РНБ. Тит. № 3800 эти сведения отсутствуют) . У гроба святого исцелился бесноватый Нифонт; инок Феодосий, пролежавший расслабленным 3 года, выздоровел, после того как дал обещание И. не покидать Железноборовский монастырь. О множестве совершавшихся в XVI-XVII вв. по ... текст полностью ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"