РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... тексте и без атрибуции И. В. содержится в Стихираре «Дьячье око» сер. XVII в.) РГБ. Ф. 379. № 64. Л. 663-665 об. ; см. : Серегина. 1994. С. 176; Рамазанова. Текст канона Ангелу Грозному воеводе издан по сборнику 1-й пол. XVII в. ИРЛИ. Карельское собр. № 2 ( Л. 4-10 об. ) ; необходимые исправления внесены по сборнику сер. XVII в. БАН. 33. 3. 20 ( Л. 213 об. - 227 ) , по нему же изданы молитва Иисусу Христу и арх. Михаилу ( Л. 227-231 об. ) ( см. : Лихачев. 1972 ) . Тексты стихир митр. Петру и Сретению Владимирской иконы опубликованы по факсимильному воспроизведению рукописи РГБ. Ф. 304. 428 ( Л. 98-101, 222 об. - 225 об. ) ( см. : Леонид ) Кавелин ( . 1886; Серегина. 1990; Она же. 1994 ) . Авторство И. В. считается доказанным в отношении гимнографических текстов, в области же певческой до сих пор ведутся споры, хотя выявлен значительный материал для исследования данной проблемы. В нотированных рукописях XVII в. именем И. В. надписано неск. гимнографических произведений: стихиры Владимирской иконе, стихиры митр. Петру. Тропарь и кондак на перенесение мощей св. блгв. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, а также канон Ангелу Грозному воеводе ... текст полностью ...
ВКЛАДНЫЕ КНИГИ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... фиксировались имена вкладчиков, а иногда и суммы вкладов, являются синодики. Мон-ри, получавшие большое количество вкладов, по-видимому, делали усилия по упорядочению сведений о вкладчиках. Известно, что в 20-х гг. XVI в. в Троице-Сергиевом мон-ре одновременно велись 2 синодика, что предполагает определенную классификацию вкладчиков (по-видимому, в зависимости от суммы вклада и следовательно способа поминовения) ( АРГ, 1505-1526 гг. № 263. С. 267-268 ) . Синодики обители кон. XVI в. имеют значительное число данных о вкладах, поступивших начиная с рубежа XIV-XV вв. ( см., напр., РГБ. Ф. 304 I. № 40-42 ) , далеко не все они были зафиксированы во В. к. мон-ря в XVII в. Однако практика записи вкладов в синодиках имела много неудобств, поскольку из-за частого употребления рукописи быстро приходили в негодность, кроме того, из них необходимо было вычеркивать имена лиц, записанных для поминания на конкретный срок, а оставшиеся имена переписывать. Ранним и важным источником сведений о вкладчиках являются также кормовые книги, к-рые представляют собой организованные по календарному принципу указатели поминания вкладчиков на год. Кормовые книги содержат имена людей, в память ... текст полностью ...
Проблема изучения творчества Хотя имя Д. было ...Искать в Источникеpravenc.ru
... сер. 50-х гг. XVII в. Симоном (Азарьиным) ( РГБ. МДА 1. № 201. Л. 332 об. - 333 ) , в «Сказании о святых иконописцах» кон. XVII - нач. XVIII в. (ок. 1715?) и в «Книге, глаголемой описание о российских святых» кон. XVII - нач. XVIII в. Сведения о месте погребения Д. и прп. Андрея в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ре «под старою колокольнею» содержатся в составе статьи о прп. Приглашение игум. Никоном преподобных Даниила и Андрея в Троице-Сергиев мон-рь и «подписание» ими Троицкого собора. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 292 об.) Приглашение игум. Никоном преподобных Даниила и Андрея в Троице-Сергиев мон-рь и «подписание» ими Троицкого собора. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 292 об.) В реконструкции биографии Д. необходимо учитывать и те источники о жизни и творчестве прп. Андрея, в к-рых имя Д. отсутствует. Это сообщение Троицкой летописи о росписи в 1405 г. Благовещенской ц. в Московском Кремле и сведения о росписи прп. Андреем Спасского собора Андроникова мон-ря в гл. «Начало Андроникова монастыря» особой ( 3-й - по ... текст полностью ...
ДАНИИЛ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... сер. 50-х гг. XVII в. Симоном (Азарьиным) ( РГБ. МДА 1. № 201. Л. 332 об. - 333 ) , в «Сказании о святых иконописцах» кон. XVII - нач. XVIII в. (ок. 1715?) и в «Книге, глаголемой описание о российских святых» кон. XVII - нач. XVIII в. Сведения о месте погребения Д. и прп. Андрея в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ре «под старою колокольнею» содержатся в составе статьи о прп. Приглашение игум. Никоном преподобных Даниила и Андрея в Троице-Сергиев мон-рь и «подписание» ими Троицкого собора. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 292 об.) В реконструкции биографии Д. необходимо учитывать и те источники о жизни и творчестве прп. Андрея, в к-рых имя Д. отсутствует. Это сообщение Троицкой летописи о росписи в 1405 г. Благовещенской ц. в Московском Кремле и сведения о росписи прп. Андреем Спасского собора Андроникова мон-ря в гл. «Начало Андроникова монастыря» особой ( 3-й - по классификации Б. М. Клосса ) , 1442-1445 (?) гг., Пахомиевской редакции Жития прп. Сергия Радонежского. Сведения последней с некоторыми изменениями повторяются в редакциях Г (ок. 1449) и Е Жития прп. Сергия ... текст полностью ...
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) ( РГБ. Ф. 304. I. № 677; 1631 г. ) . Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. № 637) . В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712) , РНБ. Тиханов. № 226 ( нач. 20-х гг. ) , БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733) . Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33. 13. 14) . Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в. ; опубл. : Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. № 2800) . Отдельные сведения о деятельности В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в ... текст полностью ...
ВОЕННАЯ СЛУЖБА • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... что и на церковном, и на военном языках высшее проявление жертвенного служения, в одном случае Богу, в др. - отечеству, именуется одинаково - подвигом. Христ. отношение к войне предполагает допустимость, а в известных случаях и нравственную необходимость для христианина нести В. с. в силу служебного долга, по призыву на законных основаниях, либо когда совесть побуждает его к добровольному ее несению. Посланец прп. Сергия Радонежского передает его благословение на победу в Куликовской битве св. кн. Димитрию Донскому. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 211 М. 8663. Л. 249) История Церкви знает немало воинов и полководцев, прославленных христ. добродетелями. Церковное предание повествует о несшем стражу у Креста при распятии Спасителя рим. сотнике мч. Лонгине ( I в., пам. 16 окт. ) , уверовавшем во Христа и позже принявшем мученическую кончину. В армии Римской империи II - нач. IV в. служило уже большое количество христиан, о чем косвенно свидетельствует сонм воинов-мучеников, принявших смерть за веру во Христа Спасителя в периоды гонений. Последнее большое гонение на христиан при имп. Диоклетиане в нач. IV в. ... текст полностью ...
Древнерусский духовник - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... так: «Клим спрашивал Нифонта, по поручению Полотского епископа») История, I, 1 2, стр. 309, пр. 2 (. Наконец, приведенный выше неясные слова можно, кажется, понимать и в том смысле, что Климент хотел знать решение вопроса от Полоцкого епископа чрез Нифонта Новгородского. Несомненно, что в данном случае один иерарх поручалдругому узнать мнение третьего. Но намека на какое-нибудь посольство здесь не видно. Есть основание думать, что Козьма, еп. Полоцкий, был противником митр. Климента вместе с Нифонтом Новгородским и Мануилом Смоленским) Ипат. Лет. 1156 г., стр. 333; П. С. Р. Л. VII, 65; ср. II, 304 (. Впрочем Голубинский – История, I, 1) 2, 305, пр. 3, – не признает Козьму противником Климента Смолятича. Никольский, О литер, трудах м. Климента Смол., IV, наоборот, считает его противником Климента. Возможно, что и Козьма, подобно Нифонту, был призван в Киеве и посажен. Тогда все три иерарха легко могли обмениваться мнениями по вопросам церковной практики. Если справедлива догадка митр. Макария (История, III) 3, 16 стр. (, что Козьма, поставленный в 1143 г., мог быть грек: «его могли привести с собой из Константинополя князья полоцкие, жившие там в изгнании и только что ... текст полностью ...
ЗОСИМА • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... причислены на Архиерейском Соборе РПЦ 8 окт. 2004 г. Брянская епархия наряду с Московской включила З. в Собор своих святых. Гимнография Тропарь и кондак были написаны к прославлению З. и введены в службы сразу же после 23 июля 2000 г. Каждый месяц во 2-е воскресенье в Зосимовой пуст. служится молебен преподобному. Позднее была составлена полиелейная служба З. и утверждена Епархиальной богослужебной комиссией 24 марта 2005 г. Память З. совершается каждый год 6 нояб. (н. с.) в Зосимовой пуст. при большом стечении народа. Арх. : Поучение о послушании схим. Зосимы (Верховского) РГБ ОР. Ф. 304 II. Д. 231; Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, списанное его учеником З. В. (Зосимою Верховским) Там же. Д. 183. Л. 43-59 об. ; Ф. 214. Д. 409, 450. Соч. : Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и нек-рые черты из жизни юродивого мон. Ионы Изд. Оптиной пуст. М., 1819, 18492; Изречения и извлечения из сочинений. М., 1860; Житие и подвиги о Бозе почившаго блаженныя памяти старца Василиска, сподвижника схим. Зосимы Верховскаго. М. 18994; Наставления Старческие советы нек-рых отечественных ... текст полностью ...
Статья: Песнопения божественной Литургии наонной ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... и всего последования в целом. Как известно, мелодические формулы обиходных песнопений не входят в древнерусские своды — кокизники, поэтому составленный нами свод стал первым таким опытом. Для ряда песнопений в издании даны комментарии уставного характера, отмечены чисто практические моменты, которые не отражены в уставе, но достаточно важны в практике — для церковного певца и особенно для головщика. Источниковой базойуставных комментариев послужили рукописные Уставы XV—XVI вв. ГИМ. Увар. № 726, № 210, дониконовские издания Устава 1610, 1633, 1641 гг., рукописные Служебники XV—XVII вв. РГБ. Ф. 304. I. № 216, № 225, Ф. 173. I. № 79, № 182, № 183, Ф. 113. № 32, № 33, № 34, № 35, № 37, московские издания Служебника 1602, 1627, 1633, 1640, 1646, 1651 гг., а также южнославянские издания 1-й трети. 16 в. — 1508 г., осуществленное в Тырговиште, и венецианское издание 1519 гг., печатные Часослов 1652 г. и Апостол 1649 г., рукописные Требники XVI—XVII вв. ГИМ. Увар. № 59 и Епарх. № 52. Издание дополнено факсимильным воспроизведением песнопений БЛ по основному источнику — рукописи РГБ. Ф. 354. № 144 и Херувимской песни по рукописи БРАН. Калик. № 23. Подготовленная публикация ... текст полностью ...
Великий Канон – погружение «на глубину» словаИскать в Источникеsdsmp.ru
... – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 12 [4] Цит. по: Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 15. [5] Цит. по: Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 16. [6] Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 18. [7] НИОР РГБ. Ф. 304. I. Оп. 25. Триодь постная, конец XIV в. Л. 165 об. [8] НИОР РГБ. Ф. 304. I. Оп. 385. Триодь постная, XV в. Л. 170 об. [9] НИОР РГБ. Ф. 304. I. Оп. 397. Триодь постная, конец XV в. Л. 393 об. [10] НИОР РГБ. Ф. 304. I. Оп. 393. Триодь постная, XVI в. Л. 155. [11] Alpha online. Древнегреческо-русский словарь URL: [12] Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь. – М. : Отчий дом, 2013. – С. 46. [13] Кравецкий А. Г., Плетнева А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) . – М. : Языки русской культуры, 2001. – С. 247. [14] НИОР РГБ. Ф. 304. I. ... текст полностью ...

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"