РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ЕВФРОСИН • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... аллилуия, и отказавшийся отдать предпочтение к. -л. практике ( ПС. 1861. Янв. С. 111-112 ) . (Серебрянский считал, что «Повесть о сугубой аллилуии» могла быть составлена в ответ на послание Траханиота, см. : Серебрянский.) 1908. С. 112. (Об актуальности споров об аллилуия в нач. XVI в. свидетельствует сочинение прп. Максима Грека «Словцо смеющим трижды глаголати аллилуя чрез преданиа церковнаго, а четвертое «слава Тебе, Боже»», в к-ром ученый монах отдает решительное предпочтение двоению аллилуия, называя его «древним преданием», троение же осуждает как католич. богослужебную практику) РГБ. Ф. 304. 200. Л. 274-275 об. (. Э. П. Р. Почитание Собор Псковских чудотворец. Икона. Кон. XIX в.) ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом (Местное почитание Е. началось сразу после его кончины. Через нек-рое время на гробнице святого по повелению Новгородского архиеп. Геннадия был поставлен образ, написанный при жизни Е. его учеником Игнатием, и положено завещание святого.) Канонизация Е. совершилась, по-видимому, на Соборе 1549 г. Собор 1551 г. (см. «Стоглав») постановил праздновать память Е., «как и прочим святым преподобным отцем». Утверждая славословие с двоением аллилуия, Собор ... текст полностью ...
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... атрибутивные пометы авторства И. В. : «Творение царево» (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 222 об. ; см. : Леонид) Кавелин (.) 1886 (, «Творение царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России») СПГИАХМЗ. № 274. Л. 278 об., нач. XVII в. ; см. : Спирина. 1996 (, «Творения царя Ивана Васильевича») Стихирарь РНБ. О1-238. Л. 306, нач. XVII в. (; в Стихираре нач. XVII в. РНБ. Солов. № 690 769 таких помет нет, но они выставлены при стихирах митр. Петру) см. : Серегина. 1994. С. 232 (.) Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Сб. певч. Логгина (Шишелева) . Сер. 80-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 100 об.) Стихир «творения» И. В. в службе Сретения Владимирской иконы четыре: 3 стихиры на подобен «О дивное чюдо» («О великое милосердие», «Дивно Твое милосердие», «Твое славяте заступление») и славник 6-го гласа «Вострубите трубою песней». В списке РНБ. Кир. -Бел. № 586 843 в группу стихир на подобен «О дивное чюдо» входит еще одна - «Тебе припадают Богородица» (Л. 703) , в др. списках ( напр., РНБ. О1-238. Л. 306 ) ее текст распет в качестве славника. Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон. XVI в. - ГИМ. Единоверч. ... текст полностью ...
АФОН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... со старцами Пантелеимонова мон-ря милостыню в обитель и такую же проту Св. Горы Паисию для всех афонских мон-рей. В отдельной грамоте вел. князь извещал Паисия о разрешении посылать святогорских иноков для сбора пожертвований в России, братия Пантелеимонова мон-ря получила привилегию посылать старцев за милостыней к царю. С этого времени приезды монастырских посольств на Русь стали регулярными, значительный перерыв пришелся лишь на период запустения Пантелеимонова мон-ря в посл. четв. XVI в. и на Смутное время. Сказание «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския». 1-я треть XVI в. (РГБ. Ф. 304 I. № 686. Л. 278) В 1515 г. в Москве побывали старец Мелетий из Вел. Лавры и духовник Ватопедского мон-ря Нифонт. Они возвратились на А. с послом вел. князя В. Копылом, к-рый доставил проту Св. Горы Симеону 1000 р. на помин души Иоанна III и вел. кнг. Софии Палеолог и столько же в дар от Василия Иоанновича. В Вел. Лавру и Ватопедский мон-рь вел. князь пожертвовал по серебряной чаре, камчатые ризы и пелены к иконам прп. Афанасия Афонского и праздника Благовещения. В том же году с грамотами к митр. Варлааму и вел. князю из Пантелеимонова мон-ря прибыли монахи Савва, ... текст полностью ...
ЕВАНГЕЛИЕ ФЕДОРА КОШКИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... времени появления рукописи принадлежит А. Турилову. На основании палеографических и художественных признаков наиболее вероятным временем ее создания является 2-е десятилетие XV в. В 20-х или в 30-х гг., перед передачей Е. Ф. К. в Троице-Сергиев мон-рь, видимо, были созданы в дополнение к окладу серебряные золоченые пластины) «застенки» (, закрывающие торцы книги.) Над рукописью работали не менее 2 писцов, почерк старшего представляет образец устава рубежа XIV и XV вв., близкий к почеркам писца Климентьевского Евангелия ( нач. XV в. - РГБ. 25 ) и Евангелия Хитрово (ок. 1400 г. - РГБ. Ф. 304. III. № 3 M. 8657) , а также 1-го писца Евангелия Успенского собора Московского Кремля (кон. XIV - 1-я четв. XV в., ГММК. Кн. № 34) . Совокупность почерков дает основание для датировки собственно рукописи временем не ранее 1-го и 2-го десятилетий XV в. Не исключено, что первоначальный достаточно скромный орнамент, замененный в процессе оформления Е. Ф. К. более роскошным, с обилием золота, относится к раннему блоку рукописи, современной окладу. Е. Ф. К. было декорировано в ведущей столичной мастерской, действовавшей с 90-х гг. XIV в., при митр. Киприане (I 1406) . С ней связан ... текст полностью ...
Проблема изучения творчества Хотя имя Д. было ...Искать в Источникеpravenc.ru
... сер. 50-х гг. XVII в. Симоном (Азарьиным) ( РГБ. МДА 1. № 201. Л. 332 об. - 333 ) , в «Сказании о святых иконописцах» кон. XVII - нач. XVIII в. (ок. 1715?) и в «Книге, глаголемой описание о российских святых» кон. XVII - нач. XVIII в. Сведения о месте погребения Д. и прп. Андрея в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ре «под старою колокольнею» содержатся в составе статьи о прп. Приглашение игум. Никоном преподобных Даниила и Андрея в Троице-Сергиев мон-рь и «подписание» ими Троицкого собора. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 292 об.) Приглашение игум. Никоном преподобных Даниила и Андрея в Троице-Сергиев мон-рь и «подписание» ими Троицкого собора. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 292 об.) В реконструкции биографии Д. необходимо учитывать и те источники о жизни и творчестве прп. Андрея, в к-рых имя Д. отсутствует. Это сообщение Троицкой летописи о росписи в 1405 г. Благовещенской ц. в Московском Кремле и сведения о росписи прп. Андреем Спасского собора Андроникова мон-ря в гл. «Начало Андроникова монастыря» особой ( 3-й - по ... текст полностью ...
ДАНИИЛ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... сер. 50-х гг. XVII в. Симоном (Азарьиным) ( РГБ. МДА 1. № 201. Л. 332 об. - 333 ) , в «Сказании о святых иконописцах» кон. XVII - нач. XVIII в. (ок. 1715?) и в «Книге, глаголемой описание о российских святых» кон. XVII - нач. XVIII в. Сведения о месте погребения Д. и прп. Андрея в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ре «под старою колокольнею» содержатся в составе статьи о прп. Приглашение игум. Никоном преподобных Даниила и Андрея в Троице-Сергиев мон-рь и «подписание» ими Троицкого собора. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 292 об.) В реконструкции биографии Д. необходимо учитывать и те источники о жизни и творчестве прп. Андрея, в к-рых имя Д. отсутствует. Это сообщение Троицкой летописи о росписи в 1405 г. Благовещенской ц. в Московском Кремле и сведения о росписи прп. Андреем Спасского собора Андроникова мон-ря в гл. «Начало Андроникова монастыря» особой ( 3-й - по классификации Б. М. Клосса ) , 1442-1445 (?) гг., Пахомиевской редакции Жития прп. Сергия Радонежского. Сведения последней с некоторыми изменениями повторяются в редакциях Г (ок. 1449) и Е Жития прп. Сергия ... текст полностью ...
Статья: Песнопения божественной Литургии наонной ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... и всего последования в целом. Как известно, мелодические формулы обиходных песнопений не входят в древнерусские своды — кокизники, поэтому составленный нами свод стал первым таким опытом. Для ряда песнопений в издании даны комментарии уставного характера, отмечены чисто практические моменты, которые не отражены в уставе, но достаточно важны в практике — для церковного певца и особенно для головщика. Источниковой базойуставных комментариев послужили рукописные Уставы XV—XVI вв. ГИМ. Увар. № 726, № 210, дониконовские издания Устава 1610, 1633, 1641 гг., рукописные Служебники XV—XVII вв. РГБ. Ф. 304. I. № 216, № 225, Ф. 173. I. № 79, № 182, № 183, Ф. 113. № 32, № 33, № 34, № 35, № 37, московские издания Служебника 1602, 1627, 1633, 1640, 1646, 1651 гг., а также южнославянские издания 1-й трети. 16 в. — 1508 г., осуществленное в Тырговиште, и венецианское издание 1519 гг., печатные Часослов 1652 г. и Апостол 1649 г., рукописные Требники XVI—XVII вв. ГИМ. Увар. № 59 и Епарх. № 52. Издание дополнено факсимильным воспроизведением песнопений БЛ по основному источнику — рукописи РГБ. Ф. 354. № 144 и Херувимской песни по рукописи БРАН. Калик. № 23. Подготовленная публикация ... текст полностью ...
О времени сложения служб и датировке житий святых ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... «Чтения» о Борисе и Глебе Герменевтика древнерусской литературы XI-XIV вв. Сб. 5. — М., 1992. — С. 370-412.) и не только не противоречат им, но и существенно дополняют. Разыскания Н. С. Серегиной показали, что «все сохранившиеся до наших дней стихирари домонгольского периода содержат стихиры Борису и Глебу лишь в разделе на 24 июля. На 2 мая в древнейших списках стихирарей служба не фиксируется (выделено мной. — А. У.) . Известен лишь кондак Борису и Глебу на 2 мая — «мученика Христова». Самым ранним указанием службы на 2 мая являются несколько стихир в ненотированной рукописи конца XIV в РГБ, ф. 304, 22, причем, что для нас очень важно, в этом разделе помещаются не новые стихиры к празднику перенесения мощей, а «выписаны уже известные ранее стихиры из службы на 24 июля». Та же ситуация повторяется и в другом стихираре XIV в., ( РГБ, ф. 113, № 3 ) , «содержащем в разделе на 2 мая стихиру «Придите, восхвалим», также известную на 24 июля». (Серегина Н. С. Песнопения русским святым. — СПб., 1994. — С. 93.) Далее в тексте указаны только цитируемые страницы (.) Специально приуроченные к празднику перенесения мощей святых 2 мая стихиры появляются в служебной минее только в XV в. ... текст полностью ...
Priest George Maximov. St. Nicholas of Japan on ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... He recalled the Englishman who died in Japan having converted to Zen Buddhism as a “forever unhappy renegade” (V, 348) , and the American, Fenolossa, who became a Buddhist ( see: V, 595 ) . He sharply reacted to General Henry Olcott, “who converted to Buddhism and even composed a Buddhist catechesis” (III, 560) . All of this seemed to the saint ridiculous in the highest degree. Noting the closeness of Schopenhauer’s philosophy to Buddhism, St. Nicholas theorized that, including through it, “Buddhism entered through the edge of its mist into certain empty heads in Europe and America” (II, 304) . In different notes he points out that, firstly, in turning toward people in the West, Buddhism itself mimics in many ways the Christian milieu; and on the other hand, the new converts themselves introduce into Buddhism ideas and concepts that are alien to it. In this sense, noteworthy are St. Nicholas’s comments on the book by one of the more well-known European preachers of Buddhism of the time: “Ambassador Mikhail Alexandrovich Khitrovo came with a German catechism of Buddhism… The author is a German who placed himself among the ranks of the fans of pantheistic Buddhism, but at ... текст полностью ...
Старая русская книга была ему так желанна / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... после трех лет срочной и трех же сверхсрочной службы, писал, не без вызова: Я немного ездил, и мне Незнакомы большие реки. Но могучий седой Енисей С громкой славой его былинной Мне, конечно, ближе, ясней И дороже всякой Неглинной. И хотя теперь-то «всякая Неглинная», лишь догадываемая под асфальтом, – где-то совсем поблизости, у подножий Кремля томится в трубах, ему некогда в ту сторону поглядывать. Для того есть особые бдительные службы, ведающие безукоризненностью эскорта к Боровицким воротам избранных моторов. Псалтирь царя Иоанна Грозного (Новгород, вторая половина XIV в. ; РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7) Разве иногда лишь скосит цепкое око на ближайшую к Пашкову холму полосу тротуара: не опаздывает ли посетитель, а то и целая группка слушателей, с которыми договорено встретиться – за этим столом или в читальном зале – ровно в одиннадцать?.. Нет, кажется, спешат. Значит, можно пройти навстречу – на внутренний двор старинного книгохранилища, где старый табашник Лёвочкин, кстати, позволит себе и первый с утра перекур. Воспитанный со студенческой поры недюжинными педагогами, как историками, так и филологами, Иван Васильевич до самых своих последних выездов в Москву ... текст полностью ...

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"