РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Игнатий Прилуцкий. Фрагмент иконы " Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами " . 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) Рака над могилой преподобного Игнатия Прилуцкого (ц. прп. Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого мон-ря) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Эмалевая икона. Сер. - 2-я пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) Прп. Игнатий Прилуцкий. Шитый покров из Спасо-Прилуцкого мон-ря. 60-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 295 об.) Сщмч. Игнатий (Садковский) . Фотография. 20-30-е гг. XX в. Сщмч. Игнатий Теслин. Фотография. Бутырская тюрьма. 1934 35 г. Прмч. Игнатий (Лебедев) . Фотография. 20-е гг. XX в. Архим. исп. Игнатий (Бирюков) . Фотография. Тюрьма НКВД. 1930 г. Игнатий, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РНБ. F. IV. 764. Л. 102) Игнатий (Железовский) , еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) Архим. Игнатий (Малышев) . Гравюра. 80-е гг. XIX в. (РГБ) Архим. Игнатий (Малышев) . Фотография. 1899 г. (ГПИБ) Игнатий (Пологрудов) , архиеп. ... текст полностью ...
ЕКСАПОСТИЛАРИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... Byzantine Musical Manuscripts CIMAGL. 2000. Vol. 71. P. 3-27. И. В. Старикова Стилевые редакции воскресных Е. знаменного распева С древнейшего периода развития рус. церковнопевч. искусства и до кон. XVI в. существовала одна мелодическая редакция Е., имеющая преемственную связь с визант. традицией. Стиль этой редакции - пространный мелизматический распев, к-рый позднее, на рубеже XVI и XVII вв., получил в рукописях название «большое знамя» или «большой роспев». Воскресный Ексапостиларий «Являяся яко человеко». Мелизматическая редакция (тайнозамкненная форма) . Сборник певческий. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 414. Л. 111 об.) Воскресный Ексапостиларий «Являяся яко человеко». Мелизматическая редакция (тайнозамкненная форма) . Сборник певческий. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 414. Л. 111 об.) Скудность сохранившихся от древнего периода рукописных источников не позволяет проследить все вехи развития мелизматической редакции Е. Однако 2 ее ранние формы известны по Благовещенскому кондакарю (РНБ. Q. II. I. 32, XII в. Л. 121 об. - 128; факс. изд. : Der altrussische Kondakar: Auf d. Grundlage d. Blagovĕščenskij Nižegorodskij Kondakar Hrsg. v. A. Dostál u. H. Rothe unter Mitarbeit v. E. Trapp. ... текст полностью ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IIIИскать в Источникеpravenc.ru
... миниатюр с сильными осыпями красочного слоя, обнажающими подготовительный рисунок. Среди рукописей этой группы преобладают списки НЗ и Четвероевангелия с большими циклами сцен на евангельские сюжеты (напр., Никомидийское Евангелие - НБ НАНУ. Ф. 301 25 Л; Евангелие - Lond. Brit. Lib. Harley. 1810, оба кон. XII - нач. XIII в.) . Легкие и плоские фигуры персонажей, как правило, написаны довольно просто яркими локальными красками. В колорите миниатюр преобладают резкие сочетания розового, желто-зеленого, фиолетового, охры. В миниатюрах нек-рых рукописей этой группы, таких как Евангелие (РГБ. Ф. 304. III № 28) старый - Греч. 11 (, кон. XII в.) , больше заметны черты, характерные для позднекомниновского искусства: вытянутые пропорции импозантных фигур, суховатый, дробный рисунок драпировок, расчерченных условными белильными светами. Рукописи этой группы продолжали создаваться и после взятия К-поля крестоносцами в 1204 г., напр. 2 Евангелия: Dionys. gr. 4, 1-я треть XIII в., и более позднее - Berlin. SB. gr. Q. 66, ок. сер. XIII в. Обе рукописи отличаются роскошью исполнения, богатством орнамента, яркостью красок. В отдельных миниатюрах Берлинского Евангелия заметны новые ... текст полностью ...
ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕИскать в Источникеpravenc.ru
... в. фиксировался огромный репертуар путевого распева. В рукописях 2-й пол. XVI в. демественные песнопения встречаются немного чаще, чем в предыдущий период, расширяется их репертуар. С середины века появился и стал наиболее показательным для многоголосного демества жанр многолетий, представленный значительным количеством списков, реже встречается «Вечная память»; продолжает бытование псалом «На реце вавилонстеи». В конце века репертуар обогатился задостойниками на Пасху, Вознесение и Пятидесятницу: «Светися, светися, новый Иеросалиме», «Тя паче ума и словесе», «Радуйся, радуйся, Царице» (РГБ. Ф. 304. 427. Л. 804-806 об. ; РГАДА. Ф. 188. № 1626) . В сер. XVI в. появился чин пещного действа, отдельные ненотированные песнопения к-рого с ремаркой «демественои» выявлены в рукописи ГИМ. Усп. № 55. Наиболее ранние образцы многоголосия, записанные новой знаковой системой, найдены и опубликованы Н. Д. Успенским ( Успенский. 1971. Ил. XXIX а, б ) . Это 2 демественных песнопения из путевой рукописи 70-х гг. XVI в. РНБ. Солов. № 763 690: 4-голосное многолетие царю и вел. кн. Иоанну Васильевичу и 4-голосная «Вечная память» прп. Сергию Радонежскому. Тексты песнопений повторены ... текст полностью ...
БОРИС И ГЛЕБИскать в Источникеpravenc.ru
... а 3 службы, т. е. на праздники, установленные как при митр. Иоанне I ( в 40-х гг. XI в. ) , так и в 1072 и 1115 гг. В Минее 1-й пол. XII в. автором службы Б. и Г. назван митр. Иоанн (I или II?) (РГАДА. Ф. 381. № 122. Л. 111 об.) . Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. № 384. Л. 100 об.) Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. № 384. Л. 100 об.) Во всех сохранившихся Стихирарях домонг. периода песнопения Б. и Г. помещены под 24 июля. Под 2 мая известен лишь кондак «Мученика Христова». Наиболее ранние списки служб на 2 мая относятся к кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 22 и Ф. 113. № 3) , однако они не содержат новых стихир. Специальные стихиры на 2 мая помещены в Минее служебной XV в. и, по-видимому, связаны с творчеством Пахомия Логофета, их нотированные образцы появляются в Стихирарях со 2-й пол. XVI в. Состав песнопений, посвященных Б. и Г., со временем менялся, в частности в XV-XVI вв. исчезли тексты, в к-рых упоминался Святополк. В Минеях (СТ) служба Б. и Г. есть только 24 июля, она помещена после службы мц. Христины ( Июль. Л. 181-191 ) . В Типиконе их память отмечена как полиелейная. В Минее служба бденная (содержит полный корпус ... текст полностью ...
ВОЕННАЯ СЛУЖБАИскать в Источникеpravenc.ru
... что и на церковном, и на военном языках высшее проявление жертвенного служения, в одном случае Богу, в др. - отечеству, именуется одинаково - подвигом. Христ. отношение к войне предполагает допустимость, а в известных случаях и нравственную необходимость для христианина нести В. с. в силу служебного долга, по призыву на законных основаниях, либо когда совесть побуждает его к добровольному ее несению. Посланец прп. Сергия Радонежского передает его благословение на победу в Куликовской битве св. кн. Димитрию Донскому. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 211 М. 8663. Л. 249) Посланец прп. Сергия Радонежского передает его благословение на победу в Куликовской битве св. кн. Димитрию Донскому. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 211 М. 8663. Л. 249) История Церкви знает немало воинов и полководцев, прославленных христ. добродетелями. Церковное предание повествует о несшем стражу у Креста при распятии Спасителя рим. сотнике мч. Лонгине ( I в., пам. 16 окт. ) , уверовавшем во Христа и позже принявшем мученическую кончину. В армии Римской империи II - нач. IV в. служило уже ... текст полностью ...
ИСАИЯ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... обоих распевщиков переписывались и хранились в б-ке государевых певчих дьяков) см. : Парфентьев Н. П. Выдающийся московский распевщик XVI - нач. XVII в. Федор Крестьянин и его произведения Он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII вв. : Избр. науч. ст. Челябинск, 2005. С. 43-66; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Хроника творческой деятельности Федора Крестьянина в 1598-1607 гг. Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. тр. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 100-129 (.) Песнопение «Да молчит всякая плоть» распева архим. Исаии (Лукошкова) . Список 2-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 304. I. № 429) 1321 (. Л. 195–195 об.) Последующие события Смутного времени И. пережил в своем мон-ре. В мае 1613 г. он присутствовал на Земском соборе, избравшем Михаила Феодоровича Романова на царство, он подписался под утвердительной грамотой сразу же за архиереями, 1-м из монастырских настоятелей (СГГД. Ч. 1. С. 637) . В дек. 1614 г. царь Михаил поручил И. возглавить погребение старицы-царицы Александры (Ирины Годуновой) в суздальском Покровском мон-ре (Описание актов собр. гр. А. С. Уварова: Акты исторические, описанные И. М. Катаевым и А. К. Кабановым. М., 1905. С. ... текст полностью ...
Димитрия Иоанновича Донского, что привело к ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 236-244 (. Памятник фигурирует также в оглавлении июльского тома Успенского комплекта ВМЧ) Там же. № 996. Л. 827 (, однако сам текст в него по какой-то причине не был включен.) С посл. четв. XV в. почитание К. связано в первую очередь с праздниками Сретения Владимирской иконы Божией Матери (26 авг.) и обретения и перенесения мощей митрополитов К., Фотия и Ионы в 1472 г., при разборке Успенского собора XIV в. для строительства нового (27 мая) . Отдельное почитание К. прослеживается в значительно меньшей степени. Память успения К. впервые встречается под 16 сент. в месяцеслове сборника РГБ. Ф. 304. I. № 761. (Л. 256) , переписанного в 1487 г. в Ростове, но и в более поздней рукописной традиции она представляет редкость. Краткое Житие К., изредка встречающееся в рукописях не ранее сер. XVI в., встречается в неск. разновидностях. Древнейшую представляет статья в 2 списках Пролога т. н. Псковской редакции сер. XVI в. (РГБ. Егор. Ф. 98. № 1299, 50-е гг. XVI в. ; РНБ. Тит. № 1220, 70-е гг. XVI в.) ; текст в значительной мере восходит к «прощальной» грамоте К. Жития К. проложного типа, снабженные миниатюрой с его ростовым изображением в святительском облачении, помещены в неск. ... текст полностью ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции Иллюстрации Окончание II. Пример 1 Пример 2 Разворот Евангелия-апракос. XIV в. (РГБ. Ф. 304. I. № 5) 1993 (. Л. 12 об. — 13) Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР) План Зачатиевского мон-ря в 2006 г. (с указанием участков раскопок 2003–2006) Икона Божией Матери «Милостивая». Кон. XVIII в. Чашечка для елея. Кон. XIV в. Наперсный крест-реликварий. XV в. Интерьер ц. Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы. Фотография. 2003 г. Новый трапезный корпус. 1909 г. Фотография. Нач. ХХ в. Надвратная ц. Нерукотворного образа Спасителя. 1696 г. Фотография. Нач. ХХ в. Схема деревянных и каменных построек XIV–XIX вв., открытых при раскопках 2003–2008 гг. Расчистка фундаментов монастырских соборов: кладки XVI–XIX вв. Вид с северо-запада. Фотография. 2003 г. Интерьер собора до закрытия мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Костяные четки. XVII–XVIII вв. Вид на Зачатьевский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Фундаменты апсид. Кон. XVI и нач. XIX в. Фотография. 2003 г. Фрагмент надгробия с надписью «поп Иван Олексеевской а во иноцех Игна[тий]». 30–40-е гг. XVI в. ... текст полностью ...
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВОИскать в Источникеpravenc.ru
... государственного происхождения. Действовавшие на Руси гос. церковно-правовые документы издавались местной великокняжеской и удельной княжеской властью, визант. императорами и золотоордынскими ханами. Законодательство рус. князей составляет большую часть церковно-правового материала, т. н. княжеские уставы в отличие от законов византийских императоров практически не затрагивают внутрицерковную жизнь, а касаются лишь взаимоотношений между Церковью и государством: чаще всего в них перечисляются предоставляемые Церкви льготы. Церковные уставы равноап. кн. Сб. «Мерило праведное». Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 1. № 15. Л. 1 об. — 2) Сб. «Мерило праведное». Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 1. № 15. Л. 1 об. — 2) «Церковный устав кн. Владимира» устанавливает десятину в пользу Церкви, а также определяет круг лиц и перечень дел, подсудных церковному (святительскому) суду, - бракоразводные дела (роспуст) , «смилное заставание» (разные исследователи предполагают, что имеется в виду преступная любовная связь либо тяжба о неустойках, связанных с приданым) , «пошибание» (изнасилование) и умычка, браки между близкими родственниками, разные виды волшебства, воровство, гробокопательство, ... текст полностью ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"