Обязанности соответствует право избирать место погребения для умершего, буде сам он не завещал, где похоронить себя. С местом погребения соединяется для остающихся особый интерес родственной любви и религиозной потребности; посему между родственниками возможны пререкания о месте погребения. В таком случае решать их приходится суду, который руководствуется в решении соображениями сравнительной близости того или другого родственного отношения. Можно указать на несколько решений французских судов, коими признано преимущественное право выбора за оставшимся супругом умершего. При сем истолковано, что предметом спора в подобных делах служит не распоряжение телом умершего, но особого рода обязанность или повинность (obligation de faire ou de laisser faire), и признана законная возможность соглашений и взаимных уступок между родными о месте погребения (Журн. Мин. Юст. 1862 г., N 11, стр. 442. Dalloz. Repertoire. Culte. N 785. Jurisp. genérale 1869 г., 2. 233). Подобный же процесс о месте погребения историка Мишле, в тулонском гражданском суде, в марте 1874 г. В 1892 году (С. узакон., N 28) получил утверждение устав взаимной помощи рода баронов Корф Шмизинг, первое этого вида учреждение, по примеру коего утвержден в 1893 году устав вз. помощи рода баронов Раденов и затем другие уставы. Цель подобных учреждений – поддержание чести и знатности рода и денежные вспомоществования нуждающимся родичам, для чего составляются из денежных взносов и пожертвований капиталы и могут быть приобретаемы недвижимые имущества. Управление принадлежит общему собранию членов учреждения (записывающимся в члены по особым заявлениям) и выборному родовому совету, постоянно действующему. Общему собранию предоставляется исключать членов, опороченных судом или совершивших бесчестный поступок. 1 Однако же некоторые законодательства, напр., прусское, относят к семейственному праву закон об отношениях хозяина к домашней прислуге (Gesinderecht). 2 Есть местности, где прежде заключения брака возможно жениху брать к себе невесту на пробу на несколько недель, и после такой пробы брак может еще не состояться.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Пусть бы мне хоть один человек, напр(имер) хоть бы Страхов, лет 10 тому назад это сказал бы печатно… (…) Но все молчали, как дураки тогда – и никому и в голову не пришло подумать, что это человек затевает, что он думает, о чем мечтает… Это молчание не смирило меня и только усилило мою гордость, мое самолюбие, хотя и погрузило меня постепенно в неисцелимую тоску… (…) В глубоком одиночестве моем – я в припадке тоски сжег большой мой труд из русской жизни и вернуться к нему уже не могу (5, 785–787). Характерно, что о «Реке времен» Леонтьев даже не упомянул в автобиографической записке «Где разыскать мои сочинения после моей смерти» (1883). Единственный сохранившийся роман из цикла «Река времен» – «От осени до осени». …Хоть эта вещь далеко не обработанная, – но все же оконченная; – писала М. В. Леонтьева о. И. Фуделю 6 января 1912 г., отправляя ему только что выполненную копию романа, – притом, дядя почему-то её очень любил, ибо 2 раза жег и 2 раза вновь писал (5, 776). Первый раз «жег» этот роман Леонтьев еще в 1865 г. 29 сентября 1867 г. он писал Губастову из Тульчи: В полторы недели начал и почти уже кончил особый роман «От осени до осени» (5 часть «Реки времен», между «Глинским» и «В Дороге»). На днях отправляю его к племяннице, чтобы она его переписала к моему приезду в Петербург. Он был уже готов 2 года тому назад, но тогда я его сжег. 362 О времени второго уничтожения рукописи сведений нет. Если это произошло до августа 1871 г., то, следовательно, сохранившийся автограф чудом уцелел, не попавшись на глаза автору. Если это не так, то, значит, текст романа был восстановлен уже после салоникского жеста самоотречения, что менее вероятно. Насыщенность этого текста автобиографическими деталями позволяет предположить, что такого же принципа придерживался Леонтьев и в утраченных романах. Место действия романа «От осени до осени» – сельцо Куреево (это же название Леонтьев перенесет и в роман «Подруги», а впервые оно использовалось еще в романе «В своем краю»), за которым угадывается мещовское имение Кудиново.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Для правильного понимания нашего места необходимо знать, что разумеется под «дверями ()» и под «освещением жертвенника» ( ). На этот счет комментаторы довольно согласно высказываются, что под дверями надо разуметь створчатые ворота ( – двойств. ч.), отделявшие внутренний двор храма, где находился жертвенник всесожжения, от внешнего двора, где в колоннадах находились кладовые и комнаты священников. 783 Справедливость такого понимания обусловливается пониманием в смысле жертвенника всесожжения, а также и пониманием всего места в том смысле, что лучше уж совсем прекратить всякие жертвоприношения, чем приносить такой «скверный хлеб», какой приносили священники. Имя обозначает вообще место жертвоприношения, жертвенник. В Моисеевой скинии и Соломоновом храме (а также, несомненно, и в храме Зоровавеля) обозначало, во-первых, жертвенник всесожжения – (ср. Исх.30:28 ; 2Пар.29:18 ), называвшийся также медным жертвенником – ( Исх.39:39 ; 2Пар.4:1 ) и помещавшийся во внутреннем дворе; во-вторых, этим именем обозначался – алтарь кадильный или жертвенник курений, называемый также золотым жертвенником и помещавшийся в святилище пред святым святых (ср. Исх.30:27 ; 3Цар.7:48 ). Что в данном случае речь идет о первом жертвеннике, видно не только из сопоставления с предыдущим и последующим, где говорится о приносимых в жертву животных (ср. ст. 8, 13), 784 но и из 2-ой половины настоящего же 10-го стиха. А если так, то и ворота () надо разуметь те, которые отделяли этот жертвенник от внешнего двора. Из снесения со следующим стихом (11) и из раннейшего порицания приносимых священниками жертв видно, что пророк находит лучшим и более последовательным совсем прекратить жертвоприношение, чем оскорблять Иегову «скверным хлебом». Выражение значит именно, что лучше уж совсем никаких жертв не нужно. Наречие 785 значит «напрасно», «без пользы», «бесплодно», чем указывается на бессмысленность жертвоприношения, раз оно не только не достигает своей цели (умилостивление Иеговы), а даже напротив, – только вызывает гнев Божий (ср. ст. 8, 9,10б, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

По-видимому жрецы не сами принимают вызов Илии; конечно они сами очень хорошо понимают свое бессилие и бессилие своих божеств 783 но они принуждены принять вызов Илии в виду народа и под давлением толпы, следящей за ними. Из стихов 30–33 этой главы видно, что позже Илия сам своими руками выбирает из развалин древнего жертвенника Иеговы двенадцать камней по числу колен Израилевых 784 и воздвигает жертвенник во имя Господа (Иеговы), и окапывает его рвом и кладет на жертвенник дрова, и рассекает тельца и возлагает его на дрова. По всей вероятности часть этой трудной работы выполняют по собственному желанию, или по приказанию Ахава некоторые из собранного народа. Между тем жрецы Вааловы начинают вопить к своим божествам, которые так верно называются в некоторых местах св. Писании ничто, или ничтожество 785 . Они начинают кричать и скакать, как это было обыкновенно при языческих жертвоприношениях и церемониях; при некоторых из них, как напр. при служении Рее (или Цибеле), жрецы доводили себя до исступления и наносили себе опасные раны. Нечто подобное происходило и во время этого жертвоприношения, когда жрецы, – доведенные до отчаяния сознанием невозможности свести огонь на жертву и невозможностью при десятках тысяч устремленных на них глаз употребить хитрость, что бы возжечь огонь костра на жертвеннике 786 , – «стали кричать громким голосом и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним» (XVIII, 28). После полудня Илия приказывает жрецам Вааловым умолкнуть и отойти и подзывает к себе народ. Очевидно, что теперь ему находятся тысячи помощников, готовых служить ему, потому что он приказывает (34 ст.) носить из близлежащего вероятно, – как мы выше говорили, – лесного источника воду и обливать ею жертвенник и жертву, доколе не наполнился самый ров. Приближался вечер, время принесения вечерней жертвы 787 . – Было около трех часов пополудни, когда Илия возопил к Богу, Творцу неба и земли, единому истинному Богу, который, как единый Существующий, Иагве 788 , заключил под этим священным именем завет с народом Израильским.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, Афанасий для хорошей цели не стеснялся с истиной и в широком размере допускал fraus pia. Отсюда можно подозревать участие Афанасия в фабрикации документов по его делу. Возможно впрочем, что он сначала о многом умолчал, а затем с течением времени умолченное заменил вымыслом, причем для большей убедительности подкрепил его составленными ad hoc документами 784 . Apologia contra arianos была написана около 350 г. и в главной части содержит только подлинные материалы, но позднее она была переработана и в нее были включены фальшивые документы 785 . Чтобы сделал это не Афанасий – сомнительно, так как все это подтверждается повторением сказанного в historia arianorum ad monachos, таким образом собственным его признанием 786 . Одним из таких явно подложных документов является «Послание Константина (младшего) народу кафолической Александрийской церкви». В этом послании Константин заявляет, что Афанасий был «временно послан Константином Великим в Галлию для того, чтобы по жестокости кровожадных непримиримых врагов, угрожавших опасностью священной его главе, не потерпеть ему от разврата злых неисцелимого зла. Для сохранения его от такой именно жестокости, он был исторгнут из челюсти нападавших на него людей и послан жить под моим (Константина II) покровительством». Позднее желая доставить особое удовольствие александрийцам, будто бы сам Константин Великий вознамерился уже возвратить Афанасия в Александрию, но за смертью не успел исполнить своего предположения. Отсюда «сделавшись наследником намерения блаженной памяти царя я счел долгом исполнить его» 787 . Афанасий всячески желал доказать, что Константин Великий не был к нему враждебен. Но это опровергалось ссылкой его Константином. Отсюда старания Афанасия, во что бы то ни стало, обелить Константина 788 . Вот цель послания Константина младшего к александрийцам! Памятник этот носит надпись: «давно в Триверах в 15-ый день июльских календ» 789 . Хотя консулат отсутствует, но год не подлежит сомнению. Константин Великий умер 22 мая 337 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Елиус ни в начале, ни в конце книги Иова не упоминается между друзьями его, пришедшими издалека, по слуху о его несчастиях. Посему он, кажется, был родственник Иова, который уже давно находился с Иовом. Как семейный человек Иова, он знал благородный характер и непорочное поведение его лучше других трёх друзей; сим можно объяснить его высокое уважение к Иову. Если посему Елиус гневается на Иова за то, что он представлял себя праведным пред Богом; то, кажется, он его не понял. Иов только утверждал, что он наказывается Богом, не как грубый преступник. 780 Друзья Иова почитали его за преступника, наказанного Богом, и не умели однако ж отвечать на доказательства, предложенные Иовом в защиту своей невинности. На эту несправедливость прогневался справедливый Елиус. 781 Елиус хотел старшим друзьям Иова предоставить честь научить и утешить Иова. Ибо издревле почиталось неприличным для молодых людей вести разговор в кругу старших. 782 Я думал, что старые люди, которые в продолжительное время жизни своей могли многое наблюдать, правильно будут судить и кротко вразумлять Иова. 783 Но теперь вижу, что множество лет не делает человека благоразумным, что всё зависит от дарования Божьего озарения свыше. 785 Никто из вас не изобличил Иова в преступлении и никто не мог опровергнуть причин, коими он доказывал свою невинность. 786 Не думайте, что вы нашли причину несчастий Иова, когда сказали, что не человек слабый, но Бог, праведный Судия мира, ниспровергает его посредством страданий и пятнает, как преступника. Это не есть доказательство того, что Иов виновен в великих преступлениях. Второй половине можно дать и следующий смысл: если надобно опровергнуть Иова и представить преступником; то это может сделать один Бог; ибо Бог один знает внутренность человека, и Он один может произнести правильный суд о виновности его действий. 787 Иов не оскорблял меня своими речами; потому я не имею причины говорить с ним сурово и страстно, как это вы делали. 788 Итак, защитительная речь Иова пристыдила его противников; они не знают, что отвечать ему. Они должны согласиться, что они несправедливы.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Так, признать репутацию мерою таланта и допустить обратное положение: «Кто не имеет репутации талантливого человека, тот не имеет таланта» значит сделать заключение а non-esse ad non-posse. Положение, что даровитые люди непременно достигают известности несмотря ни на какие неблагоприятные обстоятельства (Стр. 43 и 38), в сущности только предположение, весьма близкое к заключению a posse ad esse. Напротив, весьма вероятно, – по крайней мере, нет никаких фактических оснований в пользу противоположного мнения,– что и такой сильный талант, как талант Ньютона, не обнаружился бы, если бы случайное оскорбление, нанесенное ему товарищем, не пробудило его (Ньютона) энергии, и заглох бы среди неблагоприятных внешних обстоятельств, если бы дядя не отправил его в университет (История индуктивных наук Уэвелля. 2 т. Примечание Литтрова. Стр. 773). Из 191 11 современных английских ученых признают, что мотив, определивший их карьеру, – счастливая случайность, и 99 – внешние благоприятные обстоятельства (Семья и школа. Декабрь. Стр. 282–283. Извлечение из Englishmen of science, their nature and nurture). Указание на то, что племянники кардиналов не сделались знаменитыми несмотря на внешнюю поддержку (Наследственность таланта. Стр. 42), еще не может служить instantia crucis в вопросе о значении внешних благоприятных обстоятельств для образования таланта: внешняя поддержка и общественные преимущества не для всех людей, не для всякого темперамента могут быть благоприятным обстоятельством. Математик Лагранж, сын графа, считал причиной своего счастия, что отец его разорился и он должен был трудиться. «Если бы я имел состояние, говорил он, я бы не любил математики, может быть даже и не научился бы ей» (История индуктивных наук Уэвелля. 2 т. Стр 785). Даже тот факт, что человек после множества напрасных усилий с более счастливым – предполагается – в своих природных дарованиях конкурентом, сам признает свою умственную слабость в сравнении со своим соперником, не исключает логической возможности предположения, что эта разность есть результат влияний, не соответствующих природным особенностям (темпераменту) этого человека, или того предположения, что он ведет борьбу не в той области умственной деятельности, к которой он призван. Тредьяковский заявил себя бездарным пиитом, но вправе ли мы заключить, что, при более благоприятных обстоятельствах, он не был бы, например, даровитым филологом или археологом?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Почему когда вы слышите, что вера во Христа пользует, то разумейте всегда, что вера та, о которой Апостол Павел сказал: « вера любовию поспешествуема » ( Гал.5:6 ), то есть, вера, производящая дела любви, какова есть вера приносящая плоды добродетелей. Сия вера есть спасительная, сия вера есть та, которая рождает разумную надежду, надежду, имеющую основания истинные, твердые и непоколебимые, сия вера разрушает болезни смертные. Имели веру сию все святые, имел ее Павел, почему и почитал смерть приобретением: « мне бо », говорил, « еже жити, Христос: а еже умрети, приобретение есть » ( Флп.1:21 ). И не только не боялся, но и желал смерти: « желание имый », говорил он, « разрешитися, и со Христом быти » ( Флп.1:23 ). Таковая вера рождала в сердце его справедливую и твердую надежду получить небесные венцы: почему не сумнясь писал: « Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия » ( 2Тим.4:7–8 ). Заметь же, что сказал и о прочих верных людях: « не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его »: не сказал, всем верующим в Него, но – всем возлюбльшим явление Его, чтобы сим научить, что тем пользует вера, и те имеют твердую надежду получить спасение, кои творивши дела веры желают дня воздаяния, чтобы получить венец за подвиги свои. Блажен убо тот человек, который стяжал в душе своей сию спасительную веру, а от нее и твердую поистине надежду: блажен тот человек, который верует в Иисуса Христа не бесплодно, как бесы, но плодоносно, как святые: который верует, и веруя, творит дела веры: блажен кто не только верует, но и целомудрствует, и праведно все делает, и любит, и милосердствует, и молится, и постится, и хранит все заповеди Божии, и делает всякую добродетель. Таковый, когда придет час смерти его, имеет совесть свободную от обличений греховных, сердце радующееся о будущем наслаждении вечных благ, душу надеющуюся получить вечную жизнь и блаженство. Почему на него нимало не действуют болезни смертные: его окружают тогда святые Ангелы, да воспримут душу его: он поет тогда с Давидом: « в мире вкупе усну и почию » ( Пс.4:9 ). Треокаянны те, кои имеют веру бесовскую, то есть, веруют в Бога, но пренебрегают заповеди Его: веруют, но никогда не делают добродетельных дел; веруют, но никогда не раскаиваются. Горе им! ибо в час смерти их болезни смертные делаются пламенными, будучи возжигаемы бесами, окружающими их, чтобы восхитить нераскаянную их душу. Горе им! ибо « смерть грешников люта » ( Пс.33:22 ). Читать далее Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами/Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-./Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Непосредственным предшественником тридентского Понтификала стал первопечатный Понтификал Агостино Патрици Пикколомини (1485), еп. Пьенца-Монтальчино и папского церемониймейстера, составленный по просьбе папы Иннокентия VIII и при участии др. папского магистра церемоний И. Буркарда. Первая глава посвящена К. (De crismandis in fronte), изложение чина начинается с описания облачений, необходимых для его совершения. Далее перечислены нек-рые правила, касающиеся сущности таинства и тех, кто его принимают. Молитва о семиобразном Духе, как и у Дюрана, читается с вытянутыми в сторону участников руками. Помазание совершается с произнесением формулы «Signo te signo crucis». У Дюрана заимствованы алапа и обряд омовения рук епископа. Чин завершается епископским благословением и наставлением восприемникам. В отличие от Понтификала Дюрана по этому Понтификалу все чинопоследование совершается за один день (Il «Pontificalis liber» di Agostino Patrizi Piccolomini e Giovanni Burcardo (1485)/Ed. anastatica; introd. e append.: M. Sodi. Vat., 2006). В послании «Cum venissit» (1204) папы Иннокентия III впервые сформулировано учение о том, что помазание лба при К. означает апостольское возложение рук. Согласно папе Иннокентию III, Св. Дух подается в К. для возрастания и укрепления. Пресвитер не может ни помазывать, ни благословлять хризму для К., потому что право подавать Св. Духа через возложение рук принадлежало только апостолам, чьими наследниками являются епископы ( Innocentius III, papa. Regest. VII 3 (7)//PL. 215. Col. 285; Denzinger. Enchiridion. N 785). В схоластическом богословии имел место спор о том, кем было установлено таинство К. и как оно совершается. Так, Александр Гэльский († 1245) доказывал, что К. не была установлена ни Христом, ни апостолами, но Св. Дух установил это таинство на Соборе 845 г. в Мо (Concilium Meldense) ( Alex. Hal. Sum. th. IV Q9. Membrum 1. Resolutio; см. также: Magistri Alexandri de Hales Glossa in Quatuor Libros Sententiarum Petri Lombardi. Quaracchi; Florentiae, 1957. Vol. 4. P. 128-132).

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010