В конечном итоге грешника, по убеждению Софара, неизбежно ожидает Божественное отмщение. Именно о нем он свидетельствует, говоря, что всякого беззаконника ожидает день гнева Божия ( Иов. 20:28 ). «В этот день свершится над ним суд Божий», – обобщает смысл этих слов Софара Олимпиодор 785 . Подводя итог речи Софара и подчеркивая, что его обвинения Иова в лицемерии и беззакониях несправедливы, святитель Григорий Великий вновь сравнивает друзей страдальца с современными ему еретиками, а в Иове видит прообраз Христовой Церкви. Подобно Церкви, преследуемой коварными еретиками, Иов с величайшим сердечным смирением переносит подобные брошенным в него острым дротикам, обращенные к нему несправедливые упреки трех гордецов. На нем здесь подлинно исполняются библейские речения, свидетельствующие о том, что ниспосылаемые праведным людям от Бога скорби и болезни подаются им в первую очередь ради духовной пользы самих страждущих. Святитель Григорий припоминает здесь слова ветхозаветного псалма: Много скорбей у праведного ( Пс. 33:20 ), а также речение апостола Павла: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12:6 ) 786 . Часто ли угасает светильник у беззаконных.. ? Второй ответ Иова Софару ( Иов. 21:1–34 ). За второй речью Софара следует ответ Иова, содержащийся в 21-й главе библейской книги. В нем Иов, в опровержение предшествующих слов Софара, утверждает, что беззаконные нередко бывают счастливы здесь, на земле, до самой своей кончины и что они зачастую остаются во время земного существования безнаказанными от Бога за свои грехи. Иов задается вопросом о том, почему же это происходит. В начале речи ( Иов. 21:1–6 ) Иов вновь призывает Елифаза, Вилдада и Софара удержаться от насмешек, хотя бы на время умолкнуть и со вниманием выслушать его дальнейшие слова: это стало бы для Иова большим утешением. И отвечал Иов и сказал: выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас. Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся. Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать? Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста. Лишь только я вспомню, – содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое ( Иов. 21:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Не менее характерен ответ Христа ученикам, когда на Тайной Вечери возник спор, кто из них больший. Христос не назвал Петра, а наоборот «... сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий». 778 И опять ни слова о роли апостола Петра! Эти цитаты, особенно вторая, свидетельствуют, что Христос Сам не поставил Петра над остальными Апостолами, а даже наоборот намеренно не называл старшего между ними. В католической аргументации не рассмотрены параллельные места и сделан необоснованный вывод юридического характера. Власть ключей. Католическое учение «... и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». 779 С этими словами Христос обратился единственно и прямо к Петру, обещая ему тройную власть в новом, религиозном обществе, которое Он называет Своей Церковью, власть, которая определяет положение на земле и небе, иными словами говоря, обещает Петру наивысшую власть в Церкви. Петр там будет скалой положенной в основание, силой и принципом единения. У кого ключ, тот может отпереть и запереть, впустить и не впустить внутрь, тот определяет, кому в доме быть, кому не быть. Кто связывает, тот запрещает, кто развязывает, тот разрешает – тот издает законы и их интерпретирует, как хочет». 780 (Курсив мой Н.Т. Курсивом выделены доводы, носящие юридический характер.) Сравнение «... и дам тебе ключи Царства Небеснаго: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». 781 Ниже приводятся параллельные места. «Истино говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». 782 Это было сказано не только Петру, но и другим ученикам, приступившим к Христу. 783 «Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». 784 Слова и действие относятся ко всем ученикам, собравшимся в доме. 785

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

«Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем; возвещал верность Твою и спасение Твое; не утаивал милости и истины Твоей пред собранием великим 782 ». Следующая за этим исповеданием молитва псалмопевца о продолжении к нему милости Божией в постигшем за его грех несчастии и особенно об избавлении от многих торжествующих при этом врагов его 783 , по видимому, всего ближе идет ко времени Авессаломова восстания 784 , и, может быть, действительно в это печальное время вторично излилась из души певца, составив таким образом для нас отдельный 69-й псалом; но в тоже время эта молитва не представляет ничего неестественного и несообразного и в положении Давида после получения им обетования. Бесспорно, великая милость Божия возвещена была Давиду в дарованном ему обетовании, но исполнение сего обетования должно было последовать лишь в отдаленном будущем; между тем в настоящем объявлено было ему, что Господь не благоволит к его дарам и жертвам, а это естественно вызвало в душе его сознание виновности своей пред Богом и в тоже время подвергало его посмеянию со стороны многочисленных врагов его, всегда готовых, подобно известному Семею, радоваться его неудачам и несчастьям и почерпать в том для себя надежду на совершенное отвержение его Господом 785 . Обогащенный обещанием великой милости Божией в будущем, в своем настоящем Давид действительно, по выражению псалма, являлся «беден и нищ» (ст. 18), нуждался в попечении и помощи Божией против злобных, издевавшихся над ним врагов его, а в таком положении, конечно, всего естественнее ожидать от него именно такой молитвы, какою и заключается рассматриваемый нами псалом: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу… Благоволи, Господи, избавить меня… Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей!...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Сказано снова в Исходе: «И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и полагали на него покрывало». 782 Итак, закрывая лицо Моисея, разве они всю его природу (то есть целый род Израиля) закрывали? Никак нет, потому что природа и лицо – не одно и то же. И снова, когда говорит, что возле тернового куста «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся», 783 невозможно было сказать, что «Моисей закрыл природу свою», потому что природа и лицо – не одно и то же. И когда пророк обращается к Богу: «просвети лице Твое, и спасемся», 784 не мог он сказать: «просвети природу Твою, и спасемся», потому что природа и лицо – не одно и то же. Но и снова обращаясь с молитвой ко Господу и говоря: «взыска Тебе лице мое», 785 не мог он сказать: «взыска Тебе природа моя»; ибо не природа человеческая тогда искала Бога, но Давид, потому что природа и лицо – не одно и то же. И опять говоря к Богу: «Аз же правдою явлюся лицу Твоему», 786 не мог он изменить фразу и сказать: «Аз же правдою явлюся природе Твоей», ибо это невозможно. Итак, природа и лицо – не одно и то же. И Исаия, говоря: «лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания», 787 не мог сказать: «природы Моей не закрывал от поруганий и оплевания», потому что природа и лицо – не одно и то же. И когда говорит: «Я держу лице Мое, как кремень», 788 не мог сказать: «природу мою», потому что природа и лицо – не одно и то же, как пустословит Севир. 4 . Я не говорю, что природа Бога невидима, а лицо Его – видимо (долой нелепость), но только желаю показать еретикам различие слов: не всегда, когда сказано «природа», можно сказать «лицо» и, опять же, не всегда, когда сказано «лицо», можно сказать «природа». Я попытаюсь показать это сейчас из Евангельских и Апостольских, а не эллинских преданий. Ведь Сын Божий сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малейших сих; ибо говорю вам, что Ангелы их всегда видят лице Отца Моего, Который на небесах». 789 Если природа и лицо – одно и то же, изменяю выражение и говорю: «Ангелы их всегда видят природу Отца Моего, Который на небесах». Но это невозможно и совершенно невероятно, так как Сам Бог Слово учит нас: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». 790 Говоря же: «никто Бога не видел», Он не только о людях сказал, но и об ангелах. Итак, пусть скажет акефал, как, видя лицо, ангелы не видят природы Отца, если в самом деле, как вы говорите, природа и лицо – одно и то же?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Поэтому становится понятным значение посольства еврейского пророка Ионы (также семита) в языческую Ниневию, злодеяния которой дошли до Бога ( Иона 1:2 ). Как уже отмечалось, лишь не на долгое время прозрели ниневитяне после проповеди Иониной (3:5–10), а затем опять погрязли в беззакониях, забыв, чьей милости обязаны спасением от гибели. Вот перед нами свидетельство очевидца того времени – пророка Исаии, жившего «во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей иудейских» (1:1). Эти иудейские цари правили с 785 по 687 гг. до Р.Х. «И будет, когда Господь совершит всё Своё дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умён; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнёзда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта и не пискнул» ( Ис.10:12–14 ). Поэтому пророк Наум не призывает больше ниневитян к покаянию, оно невозможно, но выносит Ассирии приговор: «А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры, приготовлю тебе в нём могилу...» (1:14). В 4-й Книге Царств (15–17 главы) описаны три, следовавших одно за другим, вторжения ассирийцев в Израильское царство. На этих примерах можно хорошо проследить отношение Ассирии к покорённым народам. В 745 году до Р.Х. на ассирийский престол взошёл Тиглатпаласар III (745–727), вошедший в историю как великий завоеватель, хорошо знакомый нам из библейской истории израильских и иудейских царей. Этот царь упоминается в Библии под именем Фул ( 4Цар.15:19 ), а несколькими стихами ниже говорится о Феглаффелласаре (ст. 29). Сегодня доказано, что под этими двумя именами кроется одно и то же лицо – Тиглатпаласар III (в 729 г. стал царём Вавилонии под именем Пулу). При нём регулярная ассирийская армия достигла 120 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

70 седмин, сокращенные народу Иудейскому, по Даниилу, в конце которых должен пострадать Христос и прочее, показывают точно определенный год распятия Спасителя, подтвержденный расчетами внешних историков. Двадцать третий год царства Артаксеркса Долгорукого совпадает со вторым годом 81-ой Олимпиады или с 326 годом от 1-й Олимпиады, поскольку же 23-й год Олимпиад совпадает с первым годом от построения Рима, то с 303 (326–23) годом от основания Рима. Отнимем и три года от 23 до 20 года – года издания и повеления Артаксерксом, тогда имеем 299–300 год от построения Рима. Также имеем историческое свидетельство Флегонта, который говорит, что во время 202-й Олимпиады было величайшее затмение Солнца, раньше известных, и сделалась ночь в шестом часу дня, так что и звезды показались на небе и был трус великий в Вифинии 25 , и многое в Никеи разрушилось. Двести вторая Олимпиада соответствует 785 году от основания Рима, так как (202х4)-23=785, а это как раз год распятия Господа. От 300-го года выхода повеления до года распятия 785–300=485 лет, что и доказывает точность пророчества о 70 седминах Даниила, что в половине 70-й седмины предан будет на смерть Христос, что мы и хотели доказать. Согласие пророчества с Эллинской и Римской хронологией 1 . По пророку Даниилу, от выхода повеления о построении стен Иерусалима до исполнения пророчеств семьдесят седмин, или 70х7=490 лет. 2 . Год издания повеления: 20-й год царствования Артаксеркса. 3 . Двадцать третий год царства Артаксеркса совпадает со вторым годом 81-й Олимпиады, то есть с 326 годом от первой Олимпиады. 4 . Второй год 81-й Олимпиады совпадает с 303 годом Римской хронологии, начинаемой от основания Рима. 5 . Следовательно, 23-й год царства Артаксеркса совпадает с 303 годом от основания Рима. 6 . Лука говорит, что в пятнадцатом году царствования Тиверия Кесаря явился Иисус на Иордане креститься. 7 . Пятнадцатый год царствования Тиверия Кесаря – 781–782 год от основания Рима. 8 . Следовательно, от 23-го года царства Артаксеркса, или от 303 года от основания Рима до явления Иисуса Христа на Иордане, или до 782 года от основания Рима: 782–303=479 лет; от двадцатого же года царства Артаксеркса: 479+3=482 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Надеюсь, рост зарплат позволит привлечь в библиотеки, театры, музеи молодых сотрудников, создаст более комфортные условия жизни для опытных ценных кадров. На днях на торжественном заседании, посвященном 200-летию открытия РНБ (бывшая Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге), директор с гордостью сказал, что теперь он может приглашать молодых специалистов на работу: зарплаты сотрудников в среднем выросли за два года с 10-11 тыс. руб., на которые в принципе никто не шел, до 25-26 тыс. руб. Вопрос кадровой политики также один из ключевых для нас. При назначении новых руководителей мы исходим из их профессионализма и успешности в своем направлении деятельности, для которых развитие учреждения, отбор лучших специалистов, применение опыта и использование его на практике, вопросы роста доходов сотрудников являются основополагающими. Но и тут важно соблюсти баланс между опытом, знанием специфики отрасли и энергией, менеджерскими амбициями. В целом за 2013 год в цирковую сферу министерством было вложено 2 млрд 785 млн руб — За последние десятилетия такое обновление руководящего состава — впервые. Кстати, впервые и такое пристальное внимание к циркам, где тоже сменилось руководство… — В советские времена цирковая система с ее образовательной базой, методиками подготовки артистов была уникальной. Известно, что с нею стало. Но лучше давайте обозначим то, что сделано на сегодняшний день и обязательно выполнится в ближайшем будущем. К руководству цирками пришли новые, активные и известные профессионалы — Запашные, Полунин, Халилова. До 2015 года Минкультуры отремонтирует 11 цирков в регионах / В целом за 2013 год в цирковую сферу министерством было вложено 2,785 млрд руб. Это впервые за последние 20 лет. 311 млн руб. было выделено Большому Московскому цирку на проспекте Вернадского на капитальный ремонт стилобатной части здания, которая находится, по сути, в аварийном состоянии уже несколько лет. 644 млн руб. — Большому Санкт-Петербургскому цирку (в этом году закроем на капремонт). По системе Росгосцирка было направлено около 1 млрд руб. на капремонт шести цирков — в Сочи, а также Ивановский, Нижнетагильский, Челябинский, Тульский и Рязанский.

http://pravoslavie.ru/68416.html

Конец гос-ву А. положило монг. нашествие. В нач. 1258 г. войска Хулагу-хана после недолгой борьбы овладели Багдадом; жители мусульм. кварталов были перебиты или уведены в плен, последний халиф аль-Мустасим был казнен. Христиане пользовались покровительством монголов, и резня их не коснулась. После падения халифата егип. и сир. мамлюки провозгласили халифом самозванца, выдававшего себя за одного из уцелевших А. Он и его потомки пребывали в Каире и выполняли декоративные функции по приданию авторитета власти мамлюков. Эта «династия» пресеклась в 1368 г., а через неск. десятилетий после завоевания Египта османами (1517) титул халифа был принят тур. султаном. Халифы династии А.: Абу-ль-Аббас ас-Саффах (749-754); аль-Мансур (754-775); аль-Махди (775-785); аль-Хади (785-786); Харун ар-Рашид (786-809); аль-Амин (809-813); аль-Мамун (813-833); аль-Мутасим (833-842); аль-Васик (842-847); аль-Мутаваккиль (847-861); аль-Мунтасир (861-862); аль-Мустаин (862-866); аль-Мутазз (866-869); аль-Мухтади (869-870); аль-Мутамид (870-892); аль-Мутадид (892-902); аль-Муктафи (902-908); аль-Муктадир (908-932); аль-Кахир (932-934); ар-Ради (934-940); аль-Муттаки (940-944); аль-Мустакфи (944-946); аль-Мути (946-974); ат-Таи (974-991); аль-Кадир (991-1031); аль-Каим (1031-1075); аль-Муктади (1075-1094); аль-Мустазхир (1094-1118); аль-Мустаршид (1118-1135); ар-Рашид (1135-1136); аль-Муктафи (1136-1160); аль-Мустанджид (1160-1170); аль-Мустади (1170-1180); ан-Насир (1180-1225); аз-Захир (1225-1226); аль-Мустансир (1226-1242); аль-Мустасим (1242-1258). Лит.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1898-1903. Т. 1-4; Мюллер А. История ислама. СПб., 1898. Т. 2; Mez A. Der Renaissance des Islams. Heidelberg, 1922 (рус. пер.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996); Hitty Ph. History of Syria. N. Y., 1951; Бартольд В. В. Соч. М., 1966. Т. 6; Lewis B. The Arabs in History. L., 1966; Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968; Wellhausen J. The Arab Kingdom and its Fall. L., 1973; Eliss é eff N. L " Orient musulman au Moyen Âge (622-1260). P., 1977. P. 118-207, 305-306; Kennedy H. The Early Abbasid Caliphate. L., 1981; Фильштинский И. М. История арабской литературы: V - нач. IX в. М., 1985; он же. История арабов и халифата (750-1517 гг.). М., 1999; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам, 600-1258. М., 1988; Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990; она же. Распад Аббасидского халифата//История Востока. М., 1995. Т. 2: Восток в средние века. С. 222-225; Большаков О. Г. ал-‘Абба  си  йу  н//Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 5-6; он же. Арабские завоевания: Халифаты Умайядов и Аббасидов. Распространение ислама//История Востока. Т. 2 С. 124-131.

http://pravenc.ru/text/62416.html

Тогда среди наших делегатов будет много священников, а нынешние священники останутся за штатом“ (Русск. Слово 11 ноября). Отголоски этих речей мы уже слышали в заявлении свящ. Цветкова. На эти речи наше духовенство, особенно сельское, должно обратить серьёзное внимание. Свои угрозы крестьяне без особенного труда могут привести в исполнение. Средств бороться с ними у нашего духовенства нет никаких. У крестьян же, кроме могучего оружия – лишения содержания, есть ещё более тонкое, но столь же действительное средство, к которому они иногда прибегают, когда хотят добиться чего-нибудь от епископа. И пусть духовенство не рассчитывает на помощь иерархии, а тем более светской власти. Оно будет предоставлено, вероятно, самому себе. Вот почему ему следует теперь же, пока не поздно, подумать о серьёзности своего положения и поискать выходов из него. По нашему мнению, единственный выход для нашего духовенства это – приобщиться к интересам крестьян и выступить, насколько то допускает и требует пастырский долг, на защиту их политической и особенно социальной свободы. В. Мышцын 26 ноября. Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского [и Кашинского (†13 октября 1896 г.): Т. 6 (1879–1883 гг.) Год: 1883]//Богословский вестник 1905. Т. 3. 12. С. 785–832 (5-я пагин.). (Продолжение.) —785— 1883 г. чарем и потом настоятелем, но за неприличное поведение удалённый от собора и назначенный к Освейской церкви Дриссенского уезда. О нём в своём месте было уже подробно описано 2463 . Письмо протоиерея Альбицкого следующего содержания: „Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Простите великодушно моему дерзновению, по которому осмеливаюсь беспокоить Вас настоящим письмом: от избытка сердца глаголют уста. Вот уже слишком десять лет живу я в Освеи, в месте своего изгнания, приниженный и удалённый от всех прежде занимаемых мной должностей. Бог свидетель и Вашему Высокопреосвященству небезызвестно, что я не домогался этих должностей, а они, сверх ожидания, как будто сами нашли меня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ультрамонтаны не могут прямо утверждать, что эти Декреталии истинны, ибо доказано до очевидности, что они измышлены частью наравне с древними канонами, вместе с извлечениями из папских писем четвертого и пятого веков. В них частью можно находить целые страницы из сочинений св. Льва и св. Григория В. Все это изложено дурной латынью, которая, по суду самого плохого ученого, отличается слоговым характером восьмого и девятого веков. Сборник Исидора Меркатора преимущественно был распространен Рикульфом, архиепископом Майнцким, взошедшим на Майнцкий престол в 787 г.; по этой причине многие критики предполагали, что этот сборник появился первоначально в Майнце и что именно Рикульф был его автором. Эти Ложные Декреталии были ли составлены в Испании, в Германии или Риме? В этом отношении существуют только вероятные предположения. Самые древние экземпляры показывают, что именно Ингельрамн Мецкий принес этот сборник в Рим, во время процесса, который он вел в 785 г.; но другие экземпляры говорят, что это было дело папы Адриана, который по этому поводу переслал Ингельрамну этот сборник 19 сентября 785 года. Достоверен факт, что именно в Риме находят первое упоминание о нем. Однако же Адриан знал, что это был подлог, потому что за десять лет прежде, он дал Карлу сборник канонов, не другой какой-либо, а Дионисия Малого. Ложные Декреталии были так хорошо распространены на Западе, что их приняли повсюду и преимущественно в Риме, как подлинные. Ультрамонтаны, не осмеливаясь вполне доказывать подлинность статей, приписываемых папам трех первых веков, стараются однако же защитить их не прямым путем. С этою целью были написаны многие сочинения против Флери, который основательно предполагал и неопровержимо доказал, что Декреталии извратили древнюю дисциплину. В числе сочинений ультрамонтан мы указываем на сочинения Маршетти, Р. Густа и Р. Гоноре Де-Сент-Мари. «Можно догадываться, говорит Маршетти, что Исидор собрал древние папские декреты, которые во время преследования в первые века не могли быть собраны, и побуждаемый желанием передать потомству свой сборник, допустил ошибки и хронологические погрешности, которые были исправлены более точной критикой».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010