785 Дела были разные... – Ежедневно прослушивалось одно дело – до того часа, когда наступало время бани. Если Траян вставал так же рано, как Веспасиан, то «рабочий день» длился шесть-семь часов. 786 Клавдий Аристон. – Эфесские надписи неоднократно упоминают Аристона. Он был председателем Провинциального Совета в 90–95 гг. и опять в 110 г. и главным магистратом Эфеса. Его семья, как многие видные греческие семьи в М. Азии, получила римское гражданство от Клавдия или Нерона. О раздорах и интригах в малоазиатских городах см. X. 58; 81; 110 и речи Диона Хризостома. 787 ...военным трибуном, намеривавшимся искать магистратур... – Он принадлежал, следовательно, к сенаторскому сословию, почему наместник и направил жалобу оскорбленного мужа к принцепсу. 788 Цезарь... центуриона разжаловал и даже выслал. – Обычным наказанием за прелюбодеяние, совершенное солдатом, было разжалование. Плиний был, видимо, удивлен высылкой виновного: «даже выслал». 789 ...после явного прелюбодеяния держал ее дома, словно довольствуясь тем, что соперник убран. – Если муж, уличив жену в прелюбодеянии, не обращался в суд, то он сам подлежал обвинению в сводничестве. Если обвинение не было доказано, дело прекращалось. Тут муж вынужден был, подняв дело, довести его до конца. 790 ...она осуждена и наказана по Юлиеву закону. – Жена лишалась половины своего приданого, одной трети своего имущества и была высылаема на «остров». Высылка могла быть не пожизненной, но вторично выходить замуж было запрещено. 791 Юлий Тирон и Семпроний Сенецион – лица неизвестные. Тацит (Диал. 7, 1) пишет, что обвинения против императорских отпущенников и прокураторов рассматривал сам император. 793 ...они требовали принудительной явки всех наследников... или разрешения себе бросить это дело. – Они боятся встречного обвинения в calumnia (клевете), т. е. в бездоказательной, ни на чем не основанной жалобе. 794 Очень красивая вилла...– Систематические раскопки этой виллы произведены не были, хотя место ее было установлено уже в начале XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

(2) Твоя Камиллианова усадьба 781 в Кампании обветшала, но более ценные части ее сохранились в целости или чуть пострадали. (3) Постараемся поправить их как можно толковее. У меня много друзей, но, пожалуй, никого из тех, кого мы с тобой ищем и кого требуют обстоятельства 782 . (4) Все это изнеженные горожане, а управление поместьем требует пообвыкшего в деревне, закаленного человека, которому сельский труд не кажется тяжелым, заботы по хозяйству противными, а одиночество мрачным. (5) Очень хорошо, что ты думаешь о Руфе: он ведь был близок с твоим сыном. Не знаю, однако, что он может тут сделать; что хочет как можно больше – верю. Будь здоров. 31 Плиний Корнелиану 783 привет. Я был вызван нашим цезарем на совет в Центумцеллы (так зовется это место) 784 . Удовольствие я получил большое: (2) так приятно наблюдать в государе справедливость, чувство достоинства, приветливость, тем более в уединении, где эти качества особенно раскрываются. Дела были разные 785 : достоинства судьи подвергались испытанию на множество ладов. (3) Защищал себя Клавдий Аристон 786 , первый из эфесских граждан, благотворитель, не интриган, друг народа. Ему завидуют; люди противоположного склада натравили на него доносчика. Он был оправдан и отомщен. (4) На следующий день слушалось дело Галитты, виновной в прелюбодеянии. Она была замужем за военным трибуном, намеревавшимся искать магистратур 787 , и запятнала свое и мужнино достоинство любовью к центуриону. Муж написал наместнику провинции, а тот цезарю. (5) Цезарь, взвесив все доказательства, центуриона разжаловал и даже выслал 788 . Оставалось наказать другую сторону: такое преступление можно совершить только вдвоем. Муж, хотя его и порицали за долготерпение, медлил по любви к жене и даже после явного прелюбодеяния держал ее дома, словно довольствуясь тем, что соперник убран 789 . (6) Его убедили довести дело до конца и он против воли довел его. Осудить ее было неизбежно, если даже обвинитель и не хотел этого, она осуждена и наказана по Юлиеву закону 790 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Венцом всех этих относительно мирных успехов Ирода была перестройка храма Иерусалимского, все более и более терявшегося за блеском и великолепием окружавших его пышных дворцов и сооружений Ирода. Принимая к сердцу эту несообразность, Ирод, уже после того, как расточил горы золота на языческие постройки, нашел, что капитальная реставрация храмовых зданий стяжала бы ему не только высшую славу, но и лучше всего примирит с ним недовольных его новшествами Иудеев. Весьма знаменательно, однако, что Иудеи ужаснулись, когда Ирод объявил им свое намерение о перестройке храма. По представлению Иосифа, они отказывались надеяться, чтобы Ирод был в силах осуществить столь капитальное предприятие, и только уверения царя, что он не прежде решится разобрать прежнее здание, как запасши все потребное дли нового, – успокоили Иудеев. Мы думаем, однако, что дело объясняется здесь много иначе и что мы имеем здесь новый из бесчисленных случаев сделать упрек Иосифу за ложное освещение столь важного факта. 781 Как бы то ни было, бесспорно грандиозное предприятие было начато в 18 год 782 царствования Ирода ( 20 / 19 до Хр.) и, споспешествуемое беспредельной щедростью и энергией строителей, дало достаточно блестящее результаты. 783 О баснословном великолепии нового сооружения лучше всего говорит составленная тогда же народная поговорка: «Кто не видал храма Ирода, тот не видал никогда великолепного». 784 Немаловажным мотивом всех этих предприятий Ирода было его намерение – возвысить жизнь Иудейского народа и благосостояние до современных требований культурности и величия, идеалом коих для отдаленнейших частей Римской монархии был центр ее – Рим. 785 Поступая так, он был, может быть, прав политически, но в то же время поправ с точки зрения заветов и обычаев народных, имевших не изживаемое значение. Уже одно то, что на заветной святыне Иудеев он не поцеремонился водрузить символ языческого господства над ней и над ними, возмущало всякого истого Иудея до непримиримости. Нет ничего удивительного, поэтому, что, для успешнейшего проведения в народную жизнь своих антинациональных стремлений, Ирод вынужден был не раз прибегать даже к помощи силы, как это было, например, в самом начале при усмирении не замедлившего обнаружиться против него заговора. Скрытое негодование вообще было постоянной подкладкой всех народных отношений к Ироду, и, несмотря на все необычайные усилия царя переломить их убеждения на счет Римской культуры, («вывести из суеверия», как выражается Иосиф), несмотря на все крайние проявления «отеческой» (как это ни странно сказать об Ироде!) заботливости царя о благе и спокойствии своих подданных, особенно во время часто постигавших тогда Иудею общественных бедствий (засуха, голод, землетрясения и т.п.), народ не мог простить ему антинационального пристрастия к иноземным обычаям и учреждениям, не мог

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

780 Hoc fieri nequit, nisi sit qui solvat Deo pro peccato hominis aliquid majus, quam omne quod praeter Deum est... Nihil autem est supra omne, quod Deus non est, nisi Deus... Non ergo potest hanc satisfactionem facere, nisi Deus. Ib. 6 c. 403–404 c. 781 Sed nec facere satisfactionem debet, nisi homo; alioquin non satisfacit homo... Necesse est ut de hominibus perficiatur illa superna civitas. Ib. 404 c. 783 Nulli personae, quamvis de Adam propagatae, transmittere mala (injustitiae originalis) potuit, in cujus generatione nec natura illi data est propagandi, nec voluntas ejus quidquam operata est, aut operari valuit. Quare Adae mala praedicta nulla ratione aut rectitudine ad hominem conceptum de Virgine pertranseunt. De conc. virg. 12 c. 447 c. 784 Propagatio viri de sola virgine non est naturalis, aut voluntaria. sed mirabilis, sicut illa quae mulierem protulit de solo viro, et sicut creatio viri de limo. Ib. 11 c. 446 c. 785 Pro originali injustitia, quam omnes alii filii Adae habent, (Christus) a sua origine justitiam originalem habere dicendus est. Ib. 20 c. 452 c. 786 Pariter verus est homo et Adam de non homine, et Iesus de sola muliere, et Eva de solo viro; sicut est verus homo, quilibet vir aut mulier de viro et muliere. Ib. 11 c. 446 c. Licet massa generis humani peccatrix nominetur, non tamen in ulla parte ejus est peccatum, nisi, ut dixi, in voluntate... Quamobrem... nullus intellectus permittit ad hominem ex sola Virgine conceptum de peccato massae peccatricis, quamvis de illa sit assumptus, aliquid potnisse aut debuisse accedere, etiamsi non esset Deus. Ib. 15 c. 449 c. 787 Sic expediebat, ut qui redempturus erat genus humanum, esset et nasceremur de patre et matre omnium. Ib. 11 c. 446 c. 788 Ad hoc valuit in Christo diversitas naturarum, ut quod opus erat fieri ad hominum restaurationem, si humana non posset natura, faceret divina; et si divinae minime conveniret, exhibebat humana. C. D. h. 2, 18 c. 423 c. 789 По справедливому замечанию О. Бальтцера, в христологии Ансельма die Reste der menschlichen Persönlichkeit Christi und ihrer Entwicklung werden auf ein Minimum redigiert. (O. Baltzer. Beiträge zur Geschichte des christologischen Dogmas im 11 und 12 Jahrhundert. Lpz. 1898. 10 s.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

47. Почему, чтоб подвиг, например молчанья, не привел к гордости, он советовал давать ему самоуничижительный смысл. Если кто, говорил он, берет на себя подвиг молчания, пусть не думает, что проходит какую добродетель, но пусть держит в сердце, что потому молчит, что не достоин говорить (Patr. lat. t. 73, р. 1051). 48. Внушал также св. Антоний, что Сам Господь так ведет нас внутренно, что скрывает от нас наше добро, чтоб удержать в смиренных о себе чувствах. Он говаривал: если мельник не будет закрывать глаз животного, вращающего колесо, то дело его не будет идти успешно. У сего животного кружилась бы голова, и оно падало бы, не имея возможности работать. – Так и мы, по Божию устроению, получаем прикрытие, чтоб нам не видеть добрых дел своих, дабы ублажая себя за них, мы не возгордились и не потеряли плода всех трудов своих! Это бывает, когда мы оставляемы бываем обуреваться нечистыми помыслами, в которых мы не можем не осуждать самих себя и своей мысли. А в таком положении помышление о нашей доброте не может иметь места; и следовательно, наше маленькое добро прикрывается и не видно бывает из-за этих нечистых помыслов (Перифраз, там же, стр. 1037). 49. Сколько пагубно самомнение, разительно это внушалось падением юного подвижника после совершенного им чуда. Мимо места, где подвизался сей юный, шли старцы к св. Антонию и крайне утомились. Он позвал диких ослов и повелел им донести на себе сих старцев до св. Антония. Когда старцы сказали о сем св. Антонию, он отвечал: монах этот, как мне кажется, есть корабль, полный груза, но не знаю, взойдет ли он в пристань. – И действительно, возмечтав о себе, он пал чрез несколько времени. Прозрев это, св. Антоний сказал ученикам: сейчас пал тот юный подвижник. Пойдите, посмотрите. Они пошли и увидели его сидящим на рогоже и оплакивающим сделанный грех (Дост. сказ. 94). 50. Но сколько самомнение пагубно, столь же напротив спасительно самоуничижение. Это представляет пример башмачника, о котором св. Антоний имел указание свыше. Св. Антоний молился в келлии своей и услышал глас, говоривший ему: Антоний! ты еще не пришел в меру такого-то башмачника в Александрии. Св. Антоний пошел в Александрию, нашел этого башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Он сказал: я не знаю, чтоб когда-нибудь делал какое-либо добро; почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в Царствие Божие за свои добрые дела; один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всею искренностью сердечною повторяю я и вечером прежде, чем лягу спать. Услышав это, св. Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру (Patr. lat. t. 73, р. 785).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Евангелие, таким образом, вносит абсолютность в брачную жизнь, формулирует норму брачных отношений для абсолютно действующей личности. Но эта абсолютная евангельская заповедь, во-первых, есть норма абсолютно действующей личности, а не закон, обусловливающий процветание семьи, так как легко видеть, что эта норма в лучшем случае ничего не дает для процветания семьи, в некоторых же случаях может превратить семью в ад. Во-вторых, эта абсолютная норма не есть именно закон, так как абсолютный закон о нерасторжимости брака неисполним уже по тому одному, что течение брачной жизни зависит не от одного лица. Напр., муж-христианин внесет струю абсолютности в свои брачные отношения, но она не создаст фактической нерасторжимости брака, если его оставит жена-язычница. Тут целая бездна разделяет ветхозаветную условную заповедь от новозаветной абсолютности. Самое главное здесь то, что личная абсолютность не имеет общественной силы, не простирается на социальную форму брачных отношений 785 . Две ветхозаветные заповеди о целомудрии и о разводе вполне гармонировали между собою, так как при своей условности обе имели своим предметом процветание брачной жизни. Напротив, две евангельские заповеди относительно брачной жизни, из которых одна безусловно воспрещает вожделение, а другая также безусловно воспрещает развод, – эти две заповеди диаметрально противоположны одна другой. они имеют общий, примиряющий их пункт, лишь в своей абсолютности, в том, что обе onpeдeляюm modus aбcoлюmhoй личной жизни, прилагаясь к двум разным путям; но, во всяком случае, они не могут быть приняты в смысле формального закона. В номистическом смысле они уничтожают одна другую. Законнически Евангелие не воспрещает вожделения, без которого немыслима брачная связь, и не требует безусловной брачной нерасторжимости. Евангелие не учит тому, каким из этих двух путей человек должен устроять свою естественную жизнь, и еще менее говорит оно о том, что эти два пути можно сблизить и даже слить в один. И хотя естественная жизнь христианина может быть только целомудренною, хотя с евангельским духом безусловно непримиримо дикое распутство, несдержанное метание похотливых взглядов на всякую мимоходящую женщину, хотя евангельскую заповедь о несмотрении на женщину с вожделением можно разуметь и в общем смысле целомудрия; тем не менее евангельская заповедь о целомудрии не исчерпывается этим обще-этическим смыслом, и нет никаких оснований для взаимно-ограничивающего слияния двух евангельских заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

отвергающих Кришну, но принадлежащих к другой конфессии: «То, что Кришна – высший авторитет, признается всем миром с незапамятных времен и до наших дней, и лишь демоны отвергают Его» (глава 4, комментарий к тексту 4); людей, чья жизнь протекает в противоречии наставлениям «Бхагавад- Гиты как она есть», например, живущих нормальной половой жизнью с собственным супругом (супругой): «кто постоянно занят деятельностью, противоречащей наставлениям шастр, тот считается действующим в гуне невежества» (глава 18, текст 28), а гуна невежества неоднократно отождествлялась Прабхупадой в цитируемых произведениях с демонами: рабочий класс (шудра): « Находящиеся... под влиянием гуны невежества – (называются- прим. ред.) шудрами, (рабочий класс)» (глава 9, комментарий к тексту 32), в других комментариях Прабхупада неоднократно связывал шудру с гуной невежества, которую, в свою очередь, связывал с демонами (смотри, например, комментарий к тексту 12 главы 11 785 : «Темницы шахт, фабрик и мастерских развивают в рабочих демонические наклонности»); ученых: «Современные демоны – это вредоносные ученые-материалисты, творящие разные материальные чудеса, которые приносят в общество беспокойство» (смотри «Шримад Бхагаватам», песнь 1, глава 15, комментарий к тексту 8). Глава 10, комментарий к тексту 38: «Есть множество слуг Господа, являющихся Его карающей силой, и среди них самые важные те, кто подавляют безбожников. Когда наказывают безбожников, орудие наказания представляет Кришну». Таким образом, те кто не верят в Кришну – демоны, и это четко прописано у Прабхупады, например в главе 4, комментарии к тексту 3, а демонов следует, согласно Прабхупаде же, уничтожать: «... подобные люди постепенно опускаются и становятся свиньями и собаками... Асуры, то есть демоны... Иногда всевышний Господь убивает асур, однако это благотворно для них. ибо, как следует из ведической литературы, всякий, кого убивает Всевышний Господь, получает освобождение» (глава 16, комментарий к тексту 20). «Шримад Бхагаватам» (песнь 1. ч. 1,2)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Поэтому значительная часть самарян, как сообщает Абульфат, эмигрировала из Палестины, a многие, соблазненные обещанными наградами, даже приняли ислам . Тяжесть положения самарян под властью чуждого и фанатического правительства увеличивалась еще общественными бедствиями, постигавшими Палестину, каковы – моровая язва, опустошения саранчи и голод. От голода, по словам Абульфата, самаряне страдали в особенности в правление знаменитого Гаруна аль-Рашида (785–809). При преемнике Гаруна, бездарном и развратном Амине (810–813), во время войны его с братьями, были сожжены в трех городах (Заита, Салим, Арсуф) самарянские синагоги. А вскоре после умерщвления халифа Палестина была опустошена саранчой, вследствие чего опять произошел голод. Погибших от голода было такое множество, что земля от трупов стала нечистой. Префект Неаполиса, который стал называться Наблусом, Насрур ибн-Амир пришел в это тяжелое время на помощь самарянам и хотел облегчить их бедствие; но за свое расположение к иноверным он был убит магометанами. Общественное бедствие вызвало, кроме того, крайнюю деморализацию, так что даже дочь самарянского первосвященника совершила преступление, за которое законом Моисеевым назначается сожжение ( Лев. 20, 9 ), и была спасена от ужасной казни только заступничеством народа. – Преемником Амина был брат его Мамун (813–833). При нем самаряне нашли себе покровителя в лице Абдаллы, сына Тагера, который усмирял восстание в Палестине. Но после того, как Абдалла отправился для усмирения восставших в Египте, самаряне снова оказались в прежнем положении и много терпели от фанатизма мятежника Ибн-Фаразы, хотевшего силою обратить их в ислам. Когда мятеж был подавлен, Мамун, в предупреждение постоянных восстаний, решил разрушить в Палестине почти все крепости, дабы они не служили оплотом для мятежников. В это время была уничтожена и крепость, построенная императором Зеноном на Гаризиме. Кроме этого, Мамун отягощал своих подданных тяжелыми налогами, которые в Палестине некий Абульгаруд взыскивал особенно бесчеловечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Нельзя, наконец, не указать в этой беседе и на то, как хорошо о. К. применил к делу советы таких опытных миссионеров, как покойный архим. Павел прусский и ныне здравствующий Н. И. Ивановск ий , когда со-вопросники хотели „зачитать“ его. На требование дать книгу Ефрема Сирина , чтобы прочитать 105 слово, он сказал: „слово 105 довольно большое. В нём говорится и о предтечах антихристовых и о происхождении антихриста, и о месте его воцарения, и о характере, и о чудесах, и о печати, и о времени царствования, и о будущем суде и проч. Видите, сколько предметов. Если вы будете читать всё слово, то времени пройдёт очень много; слушатели же и без того утомились (было 8 час. веч.). Поэтому скажи, о чём именно тебе хочется прочитать из 105 слова?Об антихристе, – уклончиво отвечал собеседник. Началось чтение. О. К. стал кратко пояснять читаемое. Прочли 4 страницы: краткие пояснения о. К. явно брали в глазах слушателей перевес над подобными же пояснениями собеседника, тем более, что содержание этих страниц уже было раскрыто им на беседе. Видя, наконец, что не может завладеть вниманием слушателей, собеседник с досадой сказал: „не с конца начата беседа, к ней никак пристать нельзя. Да и не важно для спасения души то, о чём здесь говорится. Больше не приду на беседы. Прощайте!“ Таким образом о. К. удовлетворил и требованию собеседника, так что тот не мог сказать, будто ему читать не дают, и в то же время не дал возможности „зачитыванием“ затемнить беседу. К. Плотников М. Гр-в. [Рец. на:]: Воскресные литургийные евангелия всего года, с объяснениями и вытекающими из евангельских чтений назидательными уроками. (Для вне-богослужебных собеседований, для чтения в школе и дома). Составил законоучитель зарайской женской гимназии свящ. Е. Европин. Кострома, 1900 г., цена 1 р., с перес. 1 р. 20 к.//Миссионерское обозрение. 1902 г. 4. С. 783–785 Названная книга, в ряду многих подобных, представляет один из наиболее удачных опытов объяснения воскресных литургийных евангелий. Цель составителя – дать общедоступное руководство к пониманию воскресных евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010