Ты следуй Мне по пути страданий и смерти Моей, а у него может быть другой путь 779 . „Он один из двенадцати, согласно ранее возвещенному Господом заявлению, „не вкусит смерти, как уже увидит Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем“. То страшное потрясение, поколебавшее не только всю землю, но и небо, то громкое прехождение древне-иудейского домостроительства, уступающего свое место новому порядку вещей земных и небесных 780 , он должен был пережить и умственными очами узреть „Сына Человеческого“, воистину грядущего творить суд над Своими врагами 781 . Он один из двенадцати переживет разрушение Иерусалима, эту катастрофу сильнейшую, знаменательнейшую и ужаснейшую, а в то же время уступающую место Церкви Бога живого, на которой утвердилось Его благословение... Он пройдет свое поприще и достигнет совершенства не стропотными путями. Он мученик волею, а не делом, его полезная и почтенная старость увенчается естественной и мирной кончиной“ 782 . Что тебе до того? Ты иди за Мною. Какие таинственные слова! Что думал и чувствовал Иоанн, слушая их? Противополагая участь Иоанна участи Петра, предреченной Спасителем, многие поняли слова Господа в том смысле, „что ученик тот не умрет“ 783 . „И пронеслось слово сие между братиями“. Действительно, эта молва далеко была распространена среди верующих как при жизни Ап. Иоанна, так и много лет по смерти его. И еще не раз Господь являлся Апостолам здесь, уча их истинам Царства Божия 784 . Во время этих бесед они окончательно убедились в истине воскресения Христова, освободились от того страха, каким были полны их души, и постепенно были подготовлены к будущему великому благовестническому служению. Ободренные ученики опять возвращаются из Галилеи в Иерусалим. В скором времени он станет центром, из которого учение Христово распространится по всей вселенной. Когда они были уже совершенно подготовлены к этому служению, Спаситель 785 оставляет землю. Он собирает их на Елеонскую гору, на которой бывал с ними раньше, и ведет с ними последнюю беседу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Но возвыситься до мысли Бога они не могли, и главное не хотели допустить Божественности Учителя, говорящего с ними, а потому они приискивают другие объяснения слов Его. Надо знать гордость народа Иудейского, чтобы понять насмешливое выражение их об Елинском рассеянии: для них на свете существовал один народ, живший в Палестине, наследник обетований, все остальное в мире (как для Китайца нашего времени или для меккского Мусульманина) были варвары, предназначенные к истреблению. Но в безумной и можно сказать кощунственной гордости своей произнося слова эти с презрением и насмешкой, Иудеи и не подозревали, что именно Эллины и Иудеи рассеяния 780 составят первые важнейшие общины Христовы, а что над Иерусалимом исполнятся словеса Господни, что «Иерусалим будет попираем язычниками» 781 . Тогда-то многие Иудеи вероятно вспомнили слова Господа, что они тщетно будут искать Его, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 782 . Судьбы Богжии неисповедимы, расчеты же самонадеянной гордости человеческой тщетны и только христианин вполне понимает это. 37 . В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет: 38 . Веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Праздник кущей, как мы знаем 783 , в особенности из книги Левит, был праздником воспоминания об избавлении от работы Египетской вообще и в частности воспоминания о даровании живоносного источника в пустыне и об окончательном успокоении в стране обетованной от трудностей пути по безводным местностям. Обычаи праздника, как указывают комментаторы 784 напоминают в особенности страдания жажды в пустыне. Так в этот праздник пелся псалом 106 785 , в котором читаем: ст. 4: «Они блуждали в пустыне... ст. 5: терпели голод и жажду... ст. 9: Господь насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благ... ст. 18. они приближались к вратам смерти; 19: но воззвали к Господу в скорби своей и Он спас их от бедствий их... 35: Он превращает пустыню в озеро и землю иссохшую в источники вод».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

К сему прибавим, что даже и не на Соломоне (строителе храма) остановил Господь взоры Свои; но в вечном предызбрании Своем призрел Он, как Сам говорит, именно, на Давида, верного раба Своего, от которого имел родиться, по человечеству, Сын Всевышнего, и Ему-то (Сыну) Господь Бог определил дать престол Давида, отца Его, как возвестил Архангел Деве 784 . 6:12–13. …И стал Соломон, – по окончании речи своей к народу, – у жертвенника Господня впереди всего собрания...Ибо Соломон сделал медный амвон... и стал на нем, и преклонил колена впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу... С этого же самого амвона Соломон и благословлял народ, и держал к нему речь 785 , но во время речи он лицом своим обращен был к народу; собравшись же произнести молитву пред Богом, Соломон обратился взором своим к жертвеннику и святилищу, – посему и замечается, что он стал на амвон у жертвенника впереди собрания, хотя и прежде стоял на этом же амвоне. Говорят, что вообще царь никогда не сидел в храме при богослужении и на амвоне своем либо стоял, либо склонял колени, либо повергался. По всей вероятности, царский амвон имел навес в виде покрывала для защиты от лучей солнечных 786 . Краткое изложение молитвы Соломоновой см. в объясн. 3Цар. 8:22–35 . Здесь же остановим внимание только на некоторых выражениях сей молитвы. 6:21–22. ...Услышь с места обитания Твоего,.. когда... будет совершаться клятва пред жертвенником Твоим в храме сем… Сими словами Соломона указывается на утвердившийся в народе израильском, хотя нигде в законе не заповеданный, обычай произносить клятвы пред священным алтарем во дворе храма. Обычай сей с особенной строгостью соблюдался в тех случаях, когда, за отсутствием свидетелей, клятвою, единственно, могли завершиться спорные дела. 6:38. …и будут молиться (Израильтяне), обратившись к земле своей,.. и к городу, который избрал Ты, и к храму... В этих словах заключается укнзание на древний обычай Евреев обращаться лицом к Иерусалиму и храму во время молитвы, или даже только к земле Обетованной, если кому приходилось находиться вне пределов ее. Так и Даниил пророк в стране Вавилонской трижды в день молился через растворенное окно к Иерусалиму 787 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Поименованные Иоанном Богословом лица, вероятно жили в двух вышеупомянутых городах и, как соседи, были всегда вкупе; с ними не из близкого соседства был один Нафанаил, о котором и упомянуто особенно, что он был из Каны Галилейской 782 . Но если упомянутые Евангелистом лица бяху вкупе, то это не значит, что в Галилее ждали Господа только указанные семь лиц. Напротив, не только у Mamфeя XXVIII, 16 , указано, что все одиннадцать Апостолов пошли по приказанию Его в Галилею, но еще надо думать, что явление более нежели пятистам братий 783 , о котором говорит Апостол Павел, происходило в Галилее, и что в Галилею, после отдания праздника опресноков, направились не только Апостолы, но и многие ученики по слову Ангела и самого Господа женам мироносицам 784 . Мы притом обратим внимание на то, что в Евангелии от Матфея не упомянуто о вознесении Господа, а указано о явлении Господа в Галилее и о содержании Его беседы с учениками в Галилее, а именно о том, что Он посылает их на проповедь и об обещании Его быть с верующими до скончания века 785 . Те лица бывшие вкупе, о которых говорит Евангелист Иоанн, были Петр, Фома, Нафанаил, братья Зеведеевы, т. е. Иоанн и Иаков и вероятно (по сравнению с главой I, 41 и 43–44), брат Петра Андрей, и Филипп из Вифсаиды. Может быть все эти лица, по родству и давнему знакомству и по общности промысла, даже жили вместе, прокармливаясь рыболовством и составляя дружескую общину. Все же другие Апостолы и многочисленные ученики Господа, пришедшие в Галилею, до времени и до особого, вероятно, созыва по повелению Господню, разошлись по домам своим, посвящая себя обыкновенным занятиям. Но нельзя не обратить внимания на то, что Фома, с минуты исповедания веры, по-видимому, неотлучно с верховными Апостолами. Мы не знаем достоверно из какого города он был родом, но нигде не указано, чтобы он был в родстве с Петром или сынами Зеведея. Нам кажется, что он неотлучно при Петре, боясь быть опять в отсутствии, когда Господь осчастливит опять учеников своим явлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Наконец, в Ветхом Завете, в том числе и у Моисея, Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, причем называется уже после того, как все эти патриархи умерли. Слова Спасителя: Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:32 ) – означают, что патриархи не исчезли бесследно и у Бога они продолжают существовать. Наиболее явным образом вера в бессмертие души в Пятикнижии выражена в словах патриарха Иакова, сказанных им, после того как он узнал о смерти Иосифа: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт.37:35 ) 785 . У последующих ветхозаветных авторов вера в бессмертие, в сохранение бытия человеческой души по смерти также несомненна. Царь Саул хочет вызвать дух пророка Самуила ( 1Цар.28 ); в Книге Притчей говорится: Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов ( Притч.21:16 ). Можно привести другие места, например Ис.38 или Пс.88:48–49 . В некоторых словах Ветхого Завета можно уловить намеки на неодинаковость посмертного воздаяния, например Пс.48:11–16 . Свобода О свободе можно говорить в двух смыслах: с одной стороны, о свободе формальной, или психологической, а с другой стороны, о свободе нравственной, или духовной. Первый вид свободы можно назвать «свободой выбора», она связана с избирательной (гномической) 786 волей человека (способностью самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. е. одни желания избирать, а другие отвергать) 787 . Формальная, или психологическая, свобода – это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности. На этой способности человека основаны многие заповеди Священного Писания. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло ( Втор.30:15 ). У пророка Исаии говорится о необходимости делать выбор между этими предложенными началами. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас ( Ис.1:19–20 ). Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Брак заключается на земле и во времени, но его последствия имеют бесконечную перспективу. Во-первых, потому что человек – существо бессмертное, а во-вторых, потому что все, благословленное Богом, уже не может исчезнуть в небытии. Поэтому так строго звучат слова Господа о браке: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ). Богоугодный брак должен быть моногамным (ибо первозданная семья состояла из одного мужа и одной жены) и нерасторжимым (по образу вечного единства Христа и Церкви). «Разводиться, – учит свт. Иоанн Златоуст , – дело противное как природе, так и божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять» 784 . Если развод произошел, то дальнейшая жизнь бывших супругов должна проходить без повторных браков (см.: 1Кор. 7:11 ), и лишь в силу человеческой немощи, из соображений икономии 785 , допускаются разводы, ибо уединенная жизнь требует немалых сил и особого склада характера, а это удел немногих. Иногда в качестве возражения против вечной перспективы брака приводят цитату из Священного Писания: Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк. 20:34–36 ). Здесь речь идёт о том, что в будущей жизни люди не будут создавать новых семей, но это совсем не значит, что их семейные отношения на земле не отразятся на их загробной участи. Несомненно, отразятся, но характер этих отношений изменится. Все события, имеющие духовно-нравственное значение, повлияют на будущую жизнь человека, тем более брак, хотя особенности этого воздействия и возможность сохранять семейное единство в будущем в Священном Предании Церкви не раскрываются. Вопросы: 1. В чем состоит духовный смысл и предназначение богоугодной семейной жизни? 2. В каком смысле семья является прообразом бытия Бога Троицы?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Проповедование в храме каких – либо земных ценностей и высот; увлечение вне храма каким-либо косвенным делом или идеей в ущерб прямому пастырскому делу врачевания душ и приведения их к Единому Пастырю. Неблагоговейность в храме 837 . Искание себе славы и чести, тщеславие. Признак атеизма – «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» Признак веры пастырской – «Кто ищет славы Пославшего Его, Тот истинен и нет неправды в Нем» ( Ин. 5, 44 и 7, 18). Нерадение о душе человеческой. «Наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их, а наемник бежит, потому что наемник и не радит об овцах» ( Ин. 10, 12–13 ) 838 . Любовь Божия, как Свет Солнца, падает на все человечество, и если некоторые убегают от животворного солнца в свои мрачные и сырые подвалы мысли и чувств, – разве повинно в том Солнце Правды, сияющее «над злыми и над добрыми?» 839 «Условием же истинного пастырства, – говорит св. Димитрий Ростовский , – должна быть убежденность, что стадо, пасомое пастырем и охраняемое им от врагов, есть стадо не его собственное, но стадо Христово, которое в Нем и в Отце Его имеет свою охрану и через то дает земному пастырю дерзновенную надежду на достойное совершение пастырского подвига» 840 . 785 Вино не возбраняется заповедью Божией, но если оно искушает – лучше совсем не пить. В тех же случаях, где клир соблазняет народ подобным невоздержанием, иереям необходимо ради Церкви и восстановления иерейского достоинства, в порядке епитимьи за братьев совсем отказаться от принятия вина. 800 Прот. Иоанн Сергиев. Мысли о богослужении Православной Церкви. М., 1894, стр. 150; ср. у Гр. Дьяченко, вып. 3, стр. 630. 805 Сильвестр, архиеп. Астраханский. Приточник, стр. 362, у Гр. Дьяченко, ч. 2. М., 1899, стр. 306. 812 Обрядов, как чего-то фигурального, нет в Церкви; есть лишь благодатные реальности Царствия Божия. 825 Архиеп. Иоанн. Цит. соч., стр. 31. В своей удивительной глубине выражения Свящ. Писание называет боязливых, неверных, ленивых пастырей псами нелающими. «Стражи их слепы все и невежды. Все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа» ( Ис. 56, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Одухотворяя внешний труд, делая его осмысленным, труд внутренний приносит нетленные плоды: из сынов Рахили один, Иосиф – «отрасль плодоносного дерева над источником, и ветви его простираются над стеною... оттуда Пастырь и твердыня Израилева» ( Быт.49:22, 24 ), – стал орудием спасения Израиля в годы испытаний, напитав его физически и призвав в Египет для избавления от голодной смерти (См.: Быт. 42–46 ), а о втором сыне ее, Вениамине, и потомстве его сказано от Господа: «возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, [Бог] покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его» ( Втор. 33, 12 ). Одухотворенный же труд становится причиной нашего духовного торжества: далекий земной потомок сына Лиина Иуды ( – «хвалящий Господа») – Матере Безмужныя Нетленен Плод 785 , Богочеловек Иисус Христос 786 , – дал всему миру, духовному Израилю, Воскресением Своим надежду на всецелое спасение и зримо явил через Духа Святого в день Пятидесятницы (См.: Деян. 2, 1–4 ) земное орудие этого спасения, соединив вся концы 787 в Святую Церковь Свою – «род избранный, народ святой, некогда не народ, а ныне народ Божий» ( 1Пет. 2, 9–10 ). Какой же плод может принести христианин Тому, Кто не нуждается ни в нашем усилии, ни в нашей деятельности, Тому, Кто достаточен Сам в Себе и не испытывает никакой необходимости ни в каких сущностях и проявлениях извне? 788 Тому, Кто «не потерпел никакой убыли и не приобрел для Себя никакого восполнения от создания мира»? 789 И мы, как Рахиль, овцы стада Христова – Он ведь так и называет нас в многочисленных притчах 790 . И мы страждем от всякого рода внешних напастей и стараемся не отпасть, при этом, от Того, Кто силен избавить нас от них и даровать живот вечный 791 , а потому продолжаем исполнять Его заповеди, потому что только в делах наших может быть явлена вера наша, ведь «вера без дел мертва» ( Иак. 2:20, 26 ) и только плоды дел наших показывают, что мы – чистосердечны в нашем христианстве, мы не на словах только, но и в глубине души искренни пред Господом и беспорочны перед людьми, ибо сказано: " по плодам дел их узнаете их» ( Мф. 7:16, 20 ) и дела наши обличают нас 792 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

В это время, непосредственно перед жертвоприношением, священнослужитель, вышедший «из завесы», на которой был вышит «вид всего неба» (Там же, 4), т.е. как бы поднявшийся из-за горизонта, в одежде, которая, согласно другому произведению этого периода ( Прем 18:24 ), сама по себе знаменует весь мир (λος κσμος) и одновременно род Израилев, освещает пространство Храма подобно тому, как солнце освещает поднебесную: «Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища» ( Сир 50:12 ). Заметим, что освещение посредством блеска, исходившего от одежды, «периметра святилища» (περιβολν γισματος) представляет собой очевидную гиперболу: на символическом языке автора первосвященник становится как бы обладающим природным блеском 784 . Ритуал «увенчивало» возлияние «крови грозд» (αμα σταφυλς), т.е. виноградного сока или вина, к подножию жертвенника, наряду с возлиянием воды, о котором здесь не упоминается (ср. Сукка, Тосефта 3:15). Если вода символизировала или призывала на землю дождь, то красный сок, по-видимому, должен был символизировать или призывать иной дар небес, а именно тот, который наполнял «кровью» ягоды винограда, – солнечный свет. Одновременно с заключительным актом жертвоприношения прочие «сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним» ( Сир 50:18 ). При этом народ совершал первый земной поклон. Что касается «напоминания» (μνημσυνον), его смысл иллюстрируется примером «левитов-будителей» (см. Маасер Шени V. 15) 785 , т.е. крик народа был обращен к самому Богу и напоминал, должно быть, о Его супружеском завете с землей обетования. Далее слова о «сладостном пении в пространном храме» (ν πλεστ οκ γλυκνθη μλος) вызывают ассоциацию, хотя и необязательную, с куполом неба и оглашающим его в солнечный день пением птиц. По окончании славословия первосвяенник спускался и совершал благословение «всего собрания», причем люди воспринимали его как исходящее непосредственно от Бога: «Народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего» ( Сир 50:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Так, защищая детерминизм, Лютер ссылается на слова Ап. Павла: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» ( Рим.9:21 ).; «Кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (9,18). Тех, кто рассуждает, что несправедливо обвинять сосуд, который не наделен силою распоряжаться сам собою, и говорит, что ответственность лежит на горшечнике, в особенности если он сотворил и самую глину, и смесь из нея, Лютер сурово упрекает в том, что они хотят подчинить Бога этике Аристотеля (729), и в рассуждениях своих руководятся своею выгодою: запрещают Богу без вины осуждать, но позволяют Ему без заслуг награждать (730). «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» говорит Лютер сло вами Апостола. «Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? ( Рим. 9,20 ). Верующий человек не пытается оправдать Бога учением о свободе воли: вера и дух, говорит Лютер, «считают Бога благим, даже если бы Он и всех погубил» (708). Нельзя рассуждать так: что правильно, того желает Бог . В действительности наоборот: чего Бог желает, то и правильно (712). Руководясь человеческим рассудком и наблюдая над земною судьбой человека, легко прийти к мысли, будто Бог несправедлив (напр., пословица говорит – «quo sceleratiores, hoc fortunatiores», т. e. «самые преступные – самые удачливые»). Таким сомнениям следует противопоставить простое соображение: «вслед за здешнею жизнью наступает другая жизнь, и в ней будет наказано и награждено-то, что осталось здесь не наказанным и не вознагражденным, так как земная жизнь есть лишь преддверие к будущей жизни» (785). То, что неразрешимо для lumen naturae, будет разрешено посредством lumen gratiae, а что неразрешимо для lumen gratiae, решит lumen gloriae. Различая три ступени постижения – lumen naturae, lumen gratiae и lumen gloriae (естественный свет, свет благодати и свет славы), Лютер говорит, что для естественного света (для естественного разума) неразрешим вопрос, как может быть справедливым, чтобы «добрый страдал, а злой благоденствовал».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/svo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010