Предметы же исповедания следующие: вообще полученные через веру истины 771 , упование 772 , в особенности же – Иисус Христос 773 , а потому – Бог Отец и Дух Святый 774 . Главнейшая цель исповедания есть слава Бога и Христа, верою и учением Которого мы прославляемся 775 . Из этой главной цели проистекают две другие, частные, а именно: успехи Евангелия 776 , почему кровь мучеников у Тертуллиана названа семенем Церкви 777 , и наставление и утверждение ближнего в вере 778 . По этой-то причине блаженный Августин говорит: «Мы не можем быть спасены, если для спасения ближних не исповедуем веры устами». Обязательность исповедания веры открывается из слов Самого Христа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32 ). «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8:38 ). Добродетель исповедания веры или мужества исповеднического бывает самой великой во время гонения. Если христиане, презрев в это время всевозможные страшные мучения и самую смерть, непоколебимо стоят в исповедании веры, то таковое исповедание истины называется мученичеством 779 , так Стефан называется мучеником 780 , а также и все те, которые были убиты за проповедь слова Божия и за свидетельство об имени Христовом 781 . Обязательство к принятию мучений за Христа открывается из того, что мученичество есть самый превосходный способ прославления Сына Божия 782 , а также и из того, что Христос заповедал не бояться убивающих тело: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10:28 ). Обетом называется то благочестивое действие, когда мы что-либо обещаем Богу или даем слово почитать и прославлять Его особенным образом. В Ветхом Завете встречаются разные роды обетов 783 : и обет Назореев 784 , и обет Иевфая 785 , и обет Анны, произнесенный о Самуиле 786 . Дающий обет должен прежде всего располагать своей волей и потому быть в состоянии что-либо обещать; следовательно, ни лишенный ума, ни тот, кого принуждают давать обет, не могут быть способными к обету 787 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Само по себе это событие едва-ли бы вызвало против себя столько возражений, сколько в действительности направляется против него отрицательной критикой. Особую энергию отрицательной критики в отыскивании возражений против этого события мы можем объяснить себе лишь тем предположением, что истолкованием в своем духе как настоящего события, так и вопроса а действительности или недействительности смерти Спасителя евангельские критики стараются проложить себе путь к такому же истолкованию и факта воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Приемы евангельских критиков в этом отношении довольно сходны между собой, так что достаточно рассмотреть взгляд одного критика, чтобы судить и о достоинстве других. Мы изложим взгляд Шлейермахера. Шлейермахер, впрочем, в общем доверяет евангельскому повествованию о погребении Иисуса. Он останавливает свое внимание лишь на вопросе: кому собственно принадлежал гроб, в котором был погребен Иисус? Матфей представляет дело таким образом: Иосиф взял тело Иисусово, обвил его чистой плащаницей и положил его в своем собственном новом гробе, который был высечен в скале ( Мф. 27:59 – 60 ). Иоанн – несколько иначе: Иосиф из Аримафеи (ученик Иисуса, но тайный, –из страха иудеев) просил Пилата, чтобы снять тело Иисусово, и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим (приходивший прежде к Иисусу ночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. И так они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко ( Иоан. 19: 38 –42 ). „Из этого повествования, – говорит Шлейермахер 785 , – должно, по-видимому, с уверенностью заключать, что гроб, в который был положен Христос, не принадлежал Иосифу, так как иначе это мотивирование было бы вовсе излишне: здесь, таким образом, есть противоречие“ 786 . Но так как Иоанн будто-бы точнее знал об этом, чем Матфей, то и следует верить ему, а не Матфею.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Символическое обозначение христиан, как нового духовного Израиля, не представляет ничего необычайного для первоначального христианства. Кроме того, положение, что в Откр.7:1–8 имеется в виду духовный Израиль, а не Израиль по плоти, подтверждается следующими соображениями: во-первых, при перечислении колен, колено Даново опущено; во-вторых, колена перечислены не в порядке старшинства сыновей Иакова, но Иуда стоит на первом месте; в-третьих, полного числа колен во время Апокалиптика уже не было; наконец, всякому ясно, что числа 12000 и 144000 нельзя понимать буквально 785 . Сказав о запечатлении верующих, Апокалиптик как бы неожиданно видит вдруг церковь в ее состоянии торжества и блаженства. Переход от одного видения к другому совершается очень быстро. Созерцатель видит, что „великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих 786 . И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!“ Далее следует речь о поклонении ангелов и их гимн, и затем один из старцев объясняет созерцателю относительно облеченных в белые одежды: „это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца“. В последних трех стихах (15–17) описывается кратко блаженство этих убеливших одежды свои; в описании есть выражения, сходные с выражениями последних глав Апокалипсиса. Спор о том: тожественны ли описанные в Откр.7:9–17 со 144 тысячами запечатленных, по нашему мнению, не имеет под собой почвы. Здесь не может быть речи ни о тожестве, ни о различии, но видение Откр.7:1–8 описывает верующих в их земном бытии, а Откр.7:9–17 говорит о том, что ожидает их в потустороннем мире, причем запечатление в первой части седьмой главы вовсе не является залогом сохранения верующих в настоящей жизни во плоти. Запечатление есть только знак принадлежности Богу, как принятие начертания зверя в 8 гл. есть знак принадлежности зверю 787 . Если облеченные в белые одежды носят черты мучеников, то это согласно с обычаем Апокалиптика представлять христиан мучениками. „Когда он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса“ ( Откр.8:1 ). По мнению Zahn’a, молчание на полчаса означает состояние субботнего покоя 788 . Другие экзегеты видят здесь указания на тишину перед бурей 789 , на значение последующих казней 790 , на тот факт, что в этом видении пророк еще не примет последнего откровения тайн Божиих 791 ; а по de Wette, тишина имеет значение только драматического эффекта, а не реальное 792 . Но лучше всего в этом образе видеть просто указание на торжественность и таинственность имеющих совершиться событий, то есть открытия Царства Божия, или же на томительное ожидание ввиду их скорого наступления. Апокалиптик здесь очень краток, потому что первая часть эсхатологического созерцания им закончена; все, что нужно было сказать, сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Таким образом, на основании приведенных нами данных, мы можем с вероятностью предполагать о большем распространении звездного культа в Аравии. Однако же, не во всей Аравии этот культ имел одинаковую силу. В северной Аравии и в Хиджазе, в частности, этот культ, по всей вероятности, не имел такого широкого распространения, какого он достиг в южной Аравии в Йемене. Это мы можем заключать на основании Корана. Мухаммед, выступив обличителем арабского язычества и настойчиво его поражая в своих речах, которые для нас сохранил Коран, касается звездного культа только мимоходом и нигде с особенной энергией не настаивает на уничтожении этого культа. Кроме того, в Хиджазе было преимущественно и, особенно, широко распространено поклонение божествам: Аллате, Менате и Уззе, которые, как известно, были идолы и имели связь с звездным культом только по своему происхождению. На основании этих соображений нельзя допустить в северной Аравии широкого распространения звездного культа. Зато в южной Аравии он имел, преобладающее и едва ли не исключительное значение и господство. Впрочем, если брать во внимание все народонаселение Аравии, в тесном смысле последнего названия, то кажется безошибочно можно выразиться, что звезды и планеты составляли главный предмет почитания язычников, населявших этот полуостров. Это почитание звезд не было отличительной чертой арабской религии, его мы встречаем и в других семитских религиях. Не вдаваясь в их подробности, мы можем заметить только, что почитание звезд пользовалось большим значением в Вавилове в Ассирии. Священное Писание , имея в виду соблазн, какой причиняли израильтянам и иудеям окрестные народы стоим поклонением «богам иным», в особенности, сильно убеждает избранный народ Божий не оказывать поклонения звездам. Господь Бог предостерегает, чтобы народ Его, «взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды, все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им» 784 Против лиц из народа избранного, впавших в это заблуждение, предписываются самые строгие меры, Господь повелевает Моисею побивать камнями всякого, кто станет поклоняться «солнцу, или луне, или всему воинству небесному». 785 Несмотря на такое прямое и строгое воспрещение со стороны Бога покланяться звездам, израильтяне часто уклонялись в язычество и, особенно, в почитание звезд. Так о Манассии Писание свидетельствует, что он «поклонялся всему воинству небесному и служил ему». 786 Об израильтянах, отведённых в плен, 4-я Царств замечает: «и стали поступать по обычаям народов… и поклонялись всему воинству небесному». 787 Пророк Иеремия угрожает гневом Божиим тем иудеям, которые «на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния чужим богам» 788 Господь Бог устами Пророка Софонии изрекает: «и простру руку мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима.... которые на кровлях поклоняются воинству небесному». 789

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Христианская любовь до последнего конца не знает страха, и нет никаких внешних пределов для богосыновней свободы. 784 Mф. V, 32 . – В виду бесспорности главного смысла евангельских заповедей, для нас не имеет большой важности вопрос о смысле слов  παρεκτς  λ γου  πορνε ας в  Μф. V, 32 и  μ  π  πορνε в  Μф. XIX, 9. По-видимому, единственно возможное чmehue Mф., V, 32 такое: кто разводится с женою своею, тот, кроме вины (своего) распутства, подает и ей повод прелюбодействовать. Вероятно, u Mф. XIX, 9 нужно читать аналогично: кто разведется с женою своею даже не по распутству и женится на другой, тот прелюбодействует. Во всяком случае нельзя находить в этих словах указания в прелюбодеянии жены одной из причин дозволенного развода, которая составила бы исключение ив запрещения, по необходимости условного. Тут решающее значение имеет невозможность (немыслимость) факта добровольного оставления мужем жены, которая его уже оставила. О жене, оставляющей мужа, идет речь в Мр. Х, 12, а b Mф. V, 32 и XIX, 9 говорится только о муже, только о том, что исходит из его инициативы, что от него зависит. Вся экзегетическая путаница происходит от того, что современные понятия о церковном бракозаключении и бракорасторжении вносят в евангельский текст, где разумеются однако только естественный союз и фактическое оставление 785 Чтобы придать лично-свободной абсолютности социальную Силу, нужно обратить ее в формально-юридический закон. И когда впервые совершилось это в церковной истории, когда впервые прозвучал церковно-государственный закон о нерасторжимости брачного союза, с того момента ужас повис над землею. 810 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай (чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. 811 Что в этом месте посл. ап, Павла (ср то же кратко Гaл V, 14 )  πλρωμανμου не имеет cмыcлa legi samisfacere, эmo видно, во-первых, из того, что в других местах у него идет речь о соблюдении Заповедей, которое обозначается термином  τρησιςντολν  θεο( 1Kop. VII, 19 ), во-вторых, из того, что любовь у него изображается в чертах христиански-абсолютных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Дееписатель говорит, что никто из владельцев не называл собственных имений своими. Ясно, что, по крайней мере, у некоторых из иерусалимских христиан были свои имения, как это достоверно известно, например, о Марии, матери Иоанна Марка, имевшей собственный дом в самом Иерусалиме ( Деян. 12, 12 ), и об одном из «давних учеников» апостольских, Мнасоне Кипрянине, у которого апостолы имели временное жительство ( Деян. 21,16 ). Итак, заключает Бенгель, «собственность владения не была окончательно нарушена» в иерусалимской христианской общине 785 . Если же имениями, принадлежавшими тому или другому владельцу, пользовался каждый нуждавшийся член этой общины, то совсем не потому (как утверждают отрицатели частной собственности), что они составляли коллективную собственность общин, а только потому, что на это было доброе согласие владельцев, готовых прийти на помощь своим бедствующим братиям. Таким образом, коммунизма в социалистическом смысле не было между первыми иерусалимскими христианами, была только живая любовь христианская, которая «не ищет своего» ( 1Кор.13:5 ) и не отказывает ни в чем нуждающемуся. Эта их любовь вытекала из самого существа христианской веры и проповедовалась апостолами на основании учения, слышанного ими из уст Самого Господа. «Во всем показал я вам, – говорит ап. Павел, – что так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. 20:35 ). Это была та братская любовь, которую внушал ап. Иоанн, говоря: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин. 3:18 ). Очевидно, у христиан первого времени не было противоречия между их верованием и жизнью. Они настолько проникались духом учения Христова о любви, что оно не могло не выражаться в их внешней жизни. Потому все те между ними, которые владели имуществом, так одушевлялись этим учением, что продавали его и цену проданного приносили к апостолам, чтобы каждому давалось, в чем кто имел нужду. Для них было нравственно невозможным относиться безучастно к положению друг друга, как невозможно это между родными братьями и сестрами, искренно любящими друг друга. Поэтому они не иначе называли друг друга, как братьями и сестрами 786 . Это было царство первой совершенной любви христианской, полнейшее осуществление, какое только возможно в мире сем, того славного идеала, который прекрасно выражен в словах Дееписателя: «все же верующие были вместе» ( Деян. 2:44 ) или еще лучше в словах псалмопевца: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» ( Пс. 132, 1 ), т.е. в духовном (а не внешне-пространственном) любящем взаимообщении (animorum consenstis).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

—785— Писателя: „и поднялись главы поколений иудиных и вениаминовых, и священники, и левиты, и всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме“ ( 1Ездр.1:5 ), не исключает присутствия среди первых переселенцев хотя и небольшого количества израильтян. Что касается городов, то довольно естественно, что израильтяне сначала селились вместе с иудеями в Иерусалиме и ближайших городах. Следует думать, что возвращение евреев из плена было постепенное. Книги Ездры и Неемии рассказывают о трёх караванах под предводительством Зоровавеля, Ездры и Неемии. Но в действительности их могло быть более. Некоторые косвенные свидетельства за то, что среди возвратившихся из плена были и израильтяне, мы находим и в Писаниях того времени. В 6 гл. кн. Ездры говорится о принесении в день освящения храма 12 козлов в жертву за грех за всего израиля по числу колен израилевых. Пр. Захария, принимавший деятельное участие в построении второго храма, от Лица Божия говорит: „всё это Я отдам во владение оставшемуся народу сему. И будет как вы, дом иудин и дом израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением“. Едва ли бы пророк стал говорить о спасении и благословении дома израилева, если бы не видел среди возвратившихся из плена ни одного израильтянина. Точно также и принесение жертв за 12 колен израилевых получал полный смысл лишь от присутствия при освящении храм израильтян. Многие пророки прямо предсказывали возвращение из плена вместе с иудеями 10 колен израильских ( Ос.11:9–11 ; Ам.9:14–15 ; Иез.37:11–11,39:25–29 и др.). Понятно до некоторой степени и то, что св. историк прошёл полным молчанием возвращение израильтян. Всё его внимание, как видно из характера его книги, было обращено на восстановление древнего святилища, и потому средоточием всей истории для него был Иерусалим. Что не имело к нему прямого отношения, то мало интересовало его. Предполагая однако возвращение из плена израильтян, мы должны представлять его в весьма ограниченном количестве. Если из Иудеев

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава XXXII Ст.1. И перестали три оные мужа отвечать Иову, потому что он был праведен в очах их 778 . 2. Но воспылал гнев Елиуса, сына Варахииля Вузитянина, из рода Рамова. На Иова воспылал гнев его за то, что он представлял свою душу праведною пред Богом 779 . 3. А на трёх друзей его воспылал гнев его за то, что не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова 780 . 4. Елиус пережидал Иова, пока он говорил; потому что они были старшие его днями 781 . 5. И увидел Елиус, что нет ответа в устах трёх оных мужей, и воспылал гнев его, 6. и отвечал Елиус сын Варахииля Вузитянина и сказал: Молод я днями, а вы престарелы; потому я робел и боялся выставлять знание своё пред вами. 7 . Я думал: дни говорят и множество лет научает мудрости 782 . 8 . Но нет! Дух в человеке и Дыхание Вседержителя вразумляет его 783 . 9 . И не многолетние бывают мудры, и не старики разумеют правое дело. 10. И потому говорю: слушайте меня! Покажу знание своё и я 784 ! 11. Вот я ждал ваших слов, вслушивался в суждения ваши, доколе вы разбирали речи; 12. я пристально смотрел на вас. Но вот никто не опровергает Иова, никто из вас не отвечает на слова его 785 ! 13. Не скажите: «мы нашли мудрость; Бог ниспровергает его, а не человек!» 786 14. Он не ко мне обращал речь, и я не вашими словами буду возражать ему 787 . 15. Устрашились, не отвечают более, не нашлось у них речей 788 ! 16. Я ждал; но они не говорят, а стоят и не отвечают более. 17. Дам ответ и я на свою долю, покажу знание свое и я: 18. ибо я полон речами, дух теснит внутренность мою 789 ! 19. Вот внутренность моя, как вино не откупоренное, как новые мехи, разрывается 790 ! 20. Поговорю, и мне будет легче, открою губы свои и дам ответ! 21. К лицу человека пристрастен не буду и льстить сыну земли не стану 791 ; 22. ибо я не умею льстить; сейчас погуби меня Творец мой 792 . Глава XLII Ст. 1. И отвечал Иов Иегове и сказал 1045 : 2. Я знаю, что Ты всё можешь, и что не разрушится у Тебя никакое намерение 1046 ! 3. Кто это помрачает Провидение, ничего не разумея? Так, я говорил, чего не понимал, что было чудно для меня и чего я не знал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010