А между тем, каких великих благ обладателями соделать нас мог бы правильно употребляемый разум! В какой священный светозарный огонь могла бы быть распалена эта неугасимая, в нас таящаяся искра Божества, по которой мы, бренные существа, так сказать, – кость от костей и плоть от плоти Трисиятельного Божественного существа! Познай же и пощади величество твое, человек! И не меняй Богоподобное, Богославное достоинство твое на уподобление неразумным тварям, и при своем неразумии умеющим исполнять свое назначение, по мысли и воле общего всем Творца! Тебе дано различать доброе от лукавого, тебе дано свободно, а потому и с большим сознанием, с большим для тебя блаженством – избрать и укрепиться в первом и возвыситься над последним! Ты всегда можешь, как только захочешь, ощутить, понять, предвкусить неизреченного блаженства в созерцании Божественной красоты разумным оком сердца! Если когда-либо Бог был далеко от тебя, то теперь ты сам отдаляешься и не хочешь принять Его. Если ты, изменив Богу, променял свободу свою на подчинение врагу и перестал быть другом Божиим, то теперь, взысканный Богом и оживая свободою в Нем, ты – возлюбленное чадо Божие и обитель Духа Святого, в тебе почивать Соизволяющаго. Если доселе ты был немощен, то теперь тебе даны «вся Божественные силы, яже к животу и благочестию» (2Петр:1, 3). И ты ли низведешь себя с высоты этого дивного величия и лжа сотворишь Того, Кто есть Вечная истина, святость, совершенство! (…) Ужаснемся, братие, самой возможности подобного Богохуления и всем сердцем откликнемся на дальнейший Божественный к нам призыв: «Приидите, приимите вси… Духа Страха Божия!..» – не страха рабского, в котором одно мучение, но того настоящего Страха Господня, который «слава и честь и веселие и венец радости» (Иис.1:11) – того Божественного Страха, который, услаждая сердце, исполняя его любовию ко Господу, сильнее всякой узды удерживает и ограждает от всего нечистого и зловольного, – того Страха, без которого самая премудрость – гибель, самый разум – зло для человека – без растворения с которым нет премудрости, нет разума, ибо «начало премудрости – страх Господень» и «корень благих» – он. Лишь «боящегося Господа» премудрость «встретит, как мать, и примет к себе, как целомудренная супруга»! (Иис.15:2). «Полнота премудрости – бояться Господа и венец премудрости – страх Господень» (Иис.1:16, 18). Боящиеся Господа не будут недоверчивы к Словам Его и любящие его сохранят пути его. Боящиеся Господа уготовят сердца свои и смирят пред Ним души свои, говоря: «впадем в руки Господа, а не в руки людей, ибо каково величие Его, такова и милость Его» (17–18). Страх Господень – ненавидеть зло (Притч. Сол.8:13) и отсекать все, что привязывает к нему. «Всякую мерзость Господь ненавидит и неприятна она боящимся Его» (Иис.15:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Теперь ты уподобился ночному врану, возлюбившему тьму паче света. Уставщик О церковном чтении Чтец при Богослужении должен стоять прямо, иметь руки упущенными, читать громко, внятно, неспешно и непротяжно, а посредственно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, исполняя знаки. Нужно избегать новомодного разговорного или светского чтения и славянских слов не произносить русским наречием. (Ук. Св. Син. 28 мар. 1862 г.) О церковном пении Исполнение церковного пения хорами певчих должно быть «благопристойно, без всякой вольности и бесчинного вопля», или неестественного крика. (VI Вселенск. Собор 75). Чтецам и певцам Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом ( Пс.2:11 ). Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь ( Пс.103:33 ) Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно ( Пс.46:7–8 ). Слышите, отцы и братие, чтецы и певцы, разумейте и вместе со святым Давидом пойте Богу нашему, сотворившему небо и землю и вся яже в них, и так возлюбившему мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяк веруяй в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Сему Богу пойте и молитвы, прошения, благодарения и славословия возносите разумно. Не забывайте, что на клиросе дело ваше свято, а обязанность высока и почтенна. Дело ваше свято, потому что работаете вы Господу, а Господеви работайте со страхом; обязанность ваша высока и священна, потому что состоит в том, дабы вы во псалмах и пениях духовных, своим чтением и пением проповедовали слово Божие людям-братьям, за которых принес Себя в жертву Христос, и дабы вы своими устами и языком, как бы от уст всех предстоящих и молящихся, возносили молитвы к Богу. Вот что говорит об этом Апостол, слова которого вы часто читаете: слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол.3:16 ). Не забывайте, что мы, клирики, собираемся во святой храм не для того, чтобы как-нибудь в один дух отгудеть без всякого понятия положенные молитвы, псалмы и песнопения, да и считать свое дело оконченным и себя чистыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Ст. 8–10. Вот вы надеетесь на слова лжи (или лживые), который не принесут вам пользы. Вы, крадете, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь ложно, кадите Ваалу и ходите во след богов чужих, которых не знаете. И пришли вы и стали предо Мною в доме сем, в котором призвано имя Мое, и сказали: мы избавлены (или мы перестали) оттого, что сделали все эти мерзости. Что они напрасно надеются на храм, это показывают дальнейшие грехи их. Ибо какая польза дерзновенно переступать порог дома Божия, стоять с поднятою головою, а между тем не только сердце, но и руки иметь оскверненные воровством, убийством, прелюбодеянием, клятвопреступлением, кощунством и почитанием неведомых богов? Нет сомнения, что в смысле духовном совершается это и в Церкви, когда видя благополучие настоящего времени, люди не думают о грехах своих, и думают, что Бог сокрылся потому, что не тотчас следует воздаяние, и еще более когда впадают в такое безумие, что считают себя спасенными за то, что после злодеяний они отступили даже от служения Господу. Ст. 11. Не вертепом ли разбойников сделался дом сей (или Мой), в котором призвано имя Мое в глазах ваших? Я, Я есмь, Я видел, говорит Господь. Думаю, что отсюда заимствовано в евангелии: писано есть Храм Мой, храм молитвы наречется: вы же сотвористе и вертеп разбойником ( Мф. 21,13 ), или, как написано в другом евангелии: дом купли ( Иоан. 2. 16 ). Церковь Божия обращается в вертеп разбойников, когда живут в ней воровство, убийства, прелюбодеяния, кощунство, клятвопреступления, еретические измышления и всякие беззакония, кода князья ее горят огнем сребролюбия, когда бедная, или лучше не бедная, ряска обладает богатствами, какими некогда владели дари. Поэтому присовокупляете: Я, Я есмь, Я видел, говорит Господь. Глаза Мои видели то, что вы считаете сокрытым: мрак сокровищ не избегает Моего ведения. Тот, Кто будучи богат обнищал ради нас ( 1Кор. 8 ), теперь стыдится за наше богатство и говорит: горе вам богатым: яко отстоите утешения вашего ( Лук. 6, 24 ). Ст. 12. Пойдите на место Мое в Силом, где обитало имя, Мое от начала, и посмотрите, что Я сделал с ним за нечестие народа Моего, Израиля. Прошедшим вразумляет настоящее; говорившим: храм Господень, храм Господень, храм Господень есть и утешавшимся великолепием драгоценного здания напоминает об истории Силома, где сначала была скиния Божия, – историю, о которой написано в псалме: и отрину скинию Силомскую ( Пс. 77, 60 ), – что как это место обращено в развалины и прах, так падет и храм, когда он будет обиталищем подобных же грешников. Итак, как Силом служит примером для храма, так храм служит примером для нас, когда настанет время оного свидетельства: сын человеческий пришед обрящет ли си веру на земли ( Лук. 28, 8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Прилагались дитяти месяцы и дитя стало двух лет. И сказал Иоаким (жене своей Анне): отведем ее в храм Господень, чтоб отдать обет, который мы обещали (Господу Богу), дабы как-нибудь Господь не отверг нас, и дар наш не сделался неприятным. И сказала Анна: подождем до третьего года, чтобы дитя не взыскалось отца или матери. И сказал Иоаким: подождем. И достигло дитя трех лет, и сказал Иоаким: призовите непорочных дщерей Еврейских, и пусть они возьмут по светильнику, и будут стоять с возожженными, чтоб дитя не обратилось назад, и чтоб сердце ее пленилось храмом Господним. И сделали так, пока пришли в храм Господень. И принял ее священник, и, лобызав, благословил ее, и сказал: возвеличит Господь имя твое во всех родах, на тебе Господь в последние дни покажет сынам Израилевым свое искупление. И посадил ее на третьей ступени жертвенника, и осенил ее Господь Бог благодатью, и она от радости прыгала на ногах своих, и возлюбил ее весь дом Израилев. VIII И пошли родители ее, дивясь и хваля Господа Бога за то, что дитя не обратилось назад. Пребывала же Мария в храме Господнем, как прикармливаемая голубица, и принимала пищу от руки Ангела. Когда же она достигла двенадцати лет, было совещание между священниками, которые говорили: вот Мария достигла двенадцати лет во храме Господнем; итак, что сделаем с ней, чтобы как-нибудь не нарушила святыни Господней? И сказали архиерею: ты стоишь у жертвенника Господня, войди и помолись о ней, и что явит тебе Господь, то и сделаем. И вошел архиерей, прияв додекадонон 31 , во Святая Святых, и молился о ней. И вот предстал Ангел Господень, и сказал ему: Захария, Захария, поди и собери вдовствующих из народа, и пусть они принесут по жезлу, и кому Господь покажет знамение, того будет она женой (в соблюдение девства). И пошли глашатаи по всей окрестности Иудейской, и возгласила труба Господня, и все сбегались. IX Иосиф, бросив секиру, также пришел в их сборное место. И собравшись пошли к архиерею, неся жезлы. Он же, взяв у всех жезлы, вошел во святилище и молился. Окончив молитву, он взял жезлы, вышел и роздал их каждому свой, но знамения не было на них. Последний жезл принял Иосиф: и вот голубь вышел из жезла и взлетел на главу Иосифа. И сказал священник Иосифу: ты избран жребием принять к себе в соблюдение деву Господню. Но Иосиф возразил, говоря: я имею сыновей и уже стар, а она юная; да не буду посмешищем у сынов Израилевых. И сказал священник Иосифу: убойся Господа Бога твоего, и вспомни, что сотворил Бог Дафану, Авирону и Корею, как разверзлась земля и они поглощены ею за свое сопротивление. И ты, Иосиф, бойся теперь, чтоб не случилось сего на твоем доме. И убоявшись, Иосиф принял ее к себе в соблюдение. И сказал Иосиф Марии: вот я принял тебя от храма Господня, и теперь оставляю тебя в моем доме; ибо отхожу заниматься моими плотничными работами, и возвращусь к тебе (когда угодно будет Господу): Господь да сохранит тебя! X

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

4. Сей грехи наши носит, и от нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении. 5. Той же изъязвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на нем, язвою его мы исцелехом. 4. Но Он взял на себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. 5. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Ст. 4. В действительности Отрок Господень понес на Себе грехи людей, и обременился их скорбями; современный же Ему народ иудейский считал Его наказываемым и поражаемым Богом. В первой половине ст. перевод 70 исправляется у евангел. Матфея, у котораго это место читается: υτς τς σϑενεας μν λαβε α τς νσους βστασεν=той недуги наша прият, и болезни понесе ( Мф. 8:17 ). Согласно переводу и контексту речи у евангел. Матфея, Отрок Господень исцелял людей от немощей и болезней чрез перенесение таковых на Себя. Вместо =в р.-с. немощи, 70 читали здесь: почему: τς μαρτας μν=грехи наша, ср. Ин. 1:29 : δε μνς το ϑεο, αρων τν μαρταν το σμου. Согласно чтению 70 , Отрок Господень, подобно козлу отпущения ( Лев. 16:22 ), понес на себе грехи человечества, как и ап. Павел пишет: Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи ( Евр. 9:28 ). В одной древнееврейской мидраше, кн. 1, гл. 2, читается: . . . . т. е.: Когда Святый, да будет Он благословен, – сотворил мир свой, то Он простер руку Свою под престол славы и извлек душу Мессии и часть Его. Он сказал ему: желаешь ли Ты быть сотворенным и избавить сынов Моих спустя шесть тысяч лет? Тот скакал: да, Он сказал Ему: если так, то понесешь ли страдания, чтобы загладить вину их, как написано: в действительности Он понес недуги наши. Тот сказал ему: понесу с радостию. Он сказал Ему: праведники оживут в пришествии Твоем. Тот сказал Ему: да будет угодно, чтобы ожили все, хотя бы и падшие (евр. Вюнше читает , ср. Бт. 6:4, почему: die Fruhgeborenen). Мысль о добровольном страдании Отрока Господня за гриехи людей чужда для сознания современников Его: они считают Его поражаемым и наказываемым от Бога. Евр. сл. =в р. с. поражаем, означающее поражение вообще какой-либо болезнью или несчастьем (ср. Бт. 12:17), Ак. С. понимали в смысле поражения проказой, почему С. ν φ ντα, Ак. φημνον, неправильно понимаемое, как говорит бл. Иерон., некоторыми в смысле, “оставленного” другими читаемое αϑμενον=сидящего. Согласно Ак. С., бл. Иерон.: quasi leprosum=как бы прокаженного. Такое понимание эгого слова находится и в талмуде, где в tr. Sanhedrin, fol. 98, 2, после указания других имен Мессии, как-то: Шило (ср. Бт. 49:10), Иннон (ср. Пс. 72:17 ), Ханина (ср. Иер. 16:13 ), Менахем (ср. Плач Иер. 1:16 ), между прочим говорится: , т. е.: а раввины говорят: прокаженный из дома Рабби – есть имя его, как сказано: но Он взял на Себя наши немощи и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Итак, следовательно, да не смущается сердце ваше всеми нападками на веру от разума и науки. Пусть наука идёт своим путем, пусть исследует тайны природы. У нас другой путь – путь веры, которой мы познаём мир невидимый, той веры, которая наполняет сердца наши, когда причащаемся мы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Мы верим в то, что это не просто хлеб и вино, а истинное Тело и Кровь Христовы. Так же никто из нас не видел своего Ангела-Хранителя, а все мы глубоко верим в то, что у каждого из нас он есть. Вера – это наша величайшая драгоценность, величайшая из всех ценностей человеческих. Мы должны её хранить больше всего на свете. Премудрый Соломон сказал: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» ( Притч.4:23 ). Нужно хранить сердце своё, потому что оно есть орган, которым мы верим, которым мы воспринимаем благодать Божию. Св. Иоанн Златоуст сказал: «Как змей ничего не бережёт, и когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы соблюсти голову, так и ты всё отдай: и имение, и тело, и самую душу, чтобы сохранить веру. Ибо вера есть глава и корень. Если ты сохранишь её, то, хотя бы и всё потерял, опять всё приобретёшь с большей славой» . Итак, будем хранить паче всего хранимого веру нашу. 12 августа 1945 г. «О вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте...» «О вы, напоминающие о Господе! не умолкайте» ( Ис.62:6 ), – так говорил св. пророк Исаия пророкам, священникам народа Израильского. Не умолкать они должны были до тех пор, пока не сделает Господь Иерусалим славным на земле. Нам, напоминающим вам о Господе, тоже нельзя никогда умолкать, доколе Он не восстановит всё разрушенное в нашей стране, доколе не сотворит страну нашу Русью Святой. Не буду, не буду умолкать я, пока жив. Коринфским христианам св. ап. Павел говорит: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были ещё не в силах... потому что вы ещё плотские» ( 1Кор.3:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

VII. Прилагались дитяти месяцы и дитя стало двух лет. И сказал Иоаким (жене своей Анне): отведем ее в храм Господень, чтоб отдать обет, который мы обещали (Господу Богу), дабы как-нибудь Господь не отверг нас, и дар наш не сделался неприятным. И сказала Анна: подождем до третьего года, чтобы дитя не взыскалось отца или матери. И сказал Иоаким: подождем. И достигло дитя трех лет, и сказал Иоаким: призовите непорочных дщерей Еврейских, и пусть они возьмут по светильнику, и будут стоять с воженными, чтоб дитя не обратилось назад, и чтоб сердце ее пленилось храмом Господним. И сделали так, пока пришли в храм Господень. И принял ее священник, и, лобызав, благословил ее, и сказал: возвеличить Господь имя твое во всех родах, на тебе Господь в последние дни покажет сынам Израилевым свое искупление. И посадил ее на третьей ступени жертвенника, и осенил ее Господь Бог благодатно, иона от радости прыгала на ногах своих, я возлюбить ее весь дом Израилев. VIII. И пошли родители ее, дивясь и хваля Господа Бога за то, что дитя не обратилось назад. Пребывала же Мария в храме Господнем, как прикармливаемая голубица, и принимала пищу от руки Ангела. Когда же она достигла двенадцати лет, было совещание между священниками, которые говорили: вот Мария достигла двенадцати лет во храме Господнем; итак, что сделаем с нею, чтобы как ни- будь не нарушила святыни Господней? И сказали архиерею: ты стоишь у жертвенника Господня, войди и помолись о ней, и что явить тебе Господь, то и сделаем. И вошел архиерей, прияв додекадонон 30 , во Святая Святых, и молился о ней. И вот предстал Ангел Господень, зал ему: Захария, Захария, поди и собери вдовствующих из народа, и пусть они принесут по жезлу, и кому Господь покажет знамете, того будет она женою (в соблюдете девства). И пошли глашатаи по всей окрестности иудейской, и возгласила труба Господня, и все сбегались. IX. Иосиф, бросив секиру, также пришел в их сборное место. И собравшись пошли к архиерею, неся жезлы. Он же, взяв у всех жеван, вошел во святилище и молился. Окончи и молитву, он взял жезлы, вышел и роздал их каждому свой, но знамения не было на них. Последний жезл принял Иосиф: и вот голубь вышел из жезла и взлетел на главу Иосифа. И сказал священник Иосифу: ты избран жребием принять к себе в соблюдение деву Господню. Но Иосиф возразил, говоря: я имею сыновей и уже стар, а она юная; да не буду посмешищем у сынов Израилевых. И сказал священник Иосифу: убойся Господа Бога твоего, и вспомни, что сотворил Бог Дафану, Авирону и Корею, как разверзлась земля и они поглощены ею за свое сопротивление. И ты, Иосиф, бойся теперь, чтоб не случилось сего на твоем доме. И убоявшись, Иосиф принял ее к себе в соблюдение. И сказал Иосиф Марии: вот я принял тебя от храма Господня, и теперь оставляю тебя в моем доме; ибо отхожу заниматься моими плотничными работами, и возвращусь к тебе (когда угодно будет Господу): Господь да сохранить тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Флп.4:10 .  Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. «Возрадовахся же о Господе вельми, яко уже когда воспомянусте пещися о мне: понеже и печастеся, но не погодным временем обдержастеся». Знаю ваше намерение и весьма радуюсь, видя в вас оное, потому что давно хотели вы позаботиться об услужении мне, но не имели удобного времени. Флп.4:11 .  Говорю это не по­тому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Флп.4:12 .  Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Флп.4:13 .  Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. «Не яко по скудости глаголю: аз бо навыкох, в нихже есмь, доволен быти: вем и смиритися, вем и избыточествовати: во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися. Вся могу о укрепляющем мя (Иисусе) Христе.» Говорю же это достаточное число опытов того и другого, и сытости и голода, и скудости и довольства. Но чтобы, пиша это, не опечалить их, как будто сделанное ими излишне, Апостол присовокупил: Флп.4:14 .  Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. «Обаче добре сотвористе, сприобщившеся печали моей». Ваша в этом выгода, потому что сделались вы соучастниками в моих страданиях. Потом следует и другая похвала. «Возрадовахся же о Господе вельми, яко уже когда воспомянусте пещися о мне: понеже и печастеся, но не погодным временем обдержастеся. Знаю ваше намерение и весьма радуюсь, видя в вас оное, потому что давно хотели вы позаботиться об услужении мне, но не имели удобного времени». Флп.4:15 .  Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних. Флп.4:16 .  Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. «Весте же и вы, Филипписиане, яко в начале благовествования, егда изыдох от Македонии, ни едина ми Церковь общевася в слово даяния и приятия, точию вы едини: яко и в Солунь и единою и дващи в требование (мое) посласте ми». Похвала, достойная мужей! Потому что не только оказывали уважение Апостолу, когда был у них, но прилагали о нем попечение, когда оставил их, и щедро посылали ему потребное, когда жил в столице и отправлялся к иному народу. Но, чтобы не подумал кто, будто бы Апостол хвалит их за услуги телесные, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010