3. И каждый день можно видеть великое множество подобных вещей, вследствие которых язычники считают, что мир лишен Божиего Промысла, 123 а верующие часто испытывают колебания в душе относительно праведности судов Божиих, не осмеливаясь высказать их кому-либо, а только соблазняясь внутри самих себя и [этими соблазнами] сжигая свое сердце. Ответ 1. [Для объяснения этого следует вспомнить то], что сказано в писаном законе: «Вышних себе не ищи, и крепльших себе не испытуй» (Сир, 3:21). Также мы знаем, что хотя написано: «Судьбы Господни бездна многа» ( Пс. 35:7 ), 124 но [пророк Давид] глаголет, что Бог делает известными «оправдания и судьбы Своя Израилевы» ( Пс. 147:8 ). Подразумевается здесь Израиль духовный, по Христу. [Слово же] «Израиль» толкуется как «ум, зрящий Бога». 125 А поэтому кто может зрить Бога, будучи просвещенным от Него Святым Духом, тот также может понять и некоторые из судов и тайн Его. «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). Если же кто задаст вопрос: «Кто познал ум Господень?» ( 1Кор. 2:16 ), то на него [апостол] Павел и [живущие] по Павлу отвечают: «Мы имеем ум Христов» ( 1Кор. 2:16 ). Также и Иеремия изрекает: «Аще не открыет наказания Своего к рабом Своим пророкам» ( Ам. 3:7 ). 126 2. Если же в законе открыто, как говорит Давид, «безвестная и тайная премудрости» Его ( Пс. 50:8 ), то тем более это открыто пребывающим в благодати, которые узнали то, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ). [Ведь они] вошли в некие божественные и непостижимые тайны, «во что желают проникнуть Ангелы» ( 1Пет. 1:12 ), как свидетельствует Писание; они являются обителью Сына и Отца вместе с Духом, согласно обетованию Христову, гласящему: «Мы, Я и Отец, придем и обитель у них сотворим» ( Ин. 14:23 ). 127 И опять [Писание] гласит: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ). 3. Стало быть, если Сам Бог и Вседержитель каким-то духовным образом открывает [это] достойным Его, то разве не более открывают словеса [Писания] тайны творений Его? Если и недостойным эллинам Бог частично открыл и сделал известным, для их обращения и богопознания (если можно так сказать), тайны неба и земли, звезд, солнца и луны, моря, бездны и стихий, тел и духов, то разве не более открывает Он [тайны тем], в которых обитает?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

24 февраля 1948 г. «Время сотворити Господеви: разориша закон Твой» ( Пс. 118:126 ). Пришло как нельзя более то время, когда надо сотворити Господеви, принести Богу славу и честь, ибо «разориша закон Твой», совсем разорили. «Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» (ст. 127–128). Именно тогда, когда разорили закон Господень, нужно людям, сердце которых не может терпеть этого, нужно всем сердцем возлюбить заповеди Христовы – больше золота, больше драгоценных камней, и ко всем, решительно ко всем заповедям Господним направлять сердце свое. Надо всякий путь неправды возненавидеть. Вот это запомните, что надо все заповеди Христовы возлюбить и себе поставить целью все заповеди Христовы исполнять, ибо всякий, кто исполняет только первую, вторую, третью заповедь, но не исполнит всех, повинен в разорении всего закона. Если все заповеди исполнит, а одной не исполнит, повинен в разорении всего закона. Это очень страшно: на нас лежит долг исполнять все заповеди закона. А легко ли это? Нет, не легко, а очень трудно, и всякому христианину, вступившему на путь Христов, зрящему в Царство Божие, туда направляющему очи свои, предлежат великие трудности: надо ему непрестанно трудиться – трудиться над сердцем своим. Сердце наше – как конь необъезженный, своенравный, которого надо сдерживать, надо хлестать плетью, которому нельзя давать воли, надо держать на туго натянутой узде. Сердце рвется к свободе, рвется ко всему, чего требует плоть, чего требуют страсти, а наша задача это непокорное сердце обуздывать. Для этого нужен великий, постоянный, неуклонный труд: понуждать себя к исполнению заповедей Христова закона, надо заставлять себя, понуждать, надо заставлять сердце свое исполнять не волю свою, а только то, что велят заповеди. А заповеди чего требуют от нас? Чтобы были мы милостивыми, были милосердными, были благими. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

32) 121  и святых апостол и святых отец заповедей не обещался хранити непреложно пред Богом и пред святою Богородицею, то не бы помыслил на таковый сан взыти. Но весть Бог , како великий государь царь дав обещание свое во святей велицей церкви пред Господем 122  Богом и пред святым честным чюдотворным образом Пресвятыя Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии и пред святыми ангелы и пред всеми святыми и пред всем освященным собором и пред всем своим царским сигклитом и всеми людми. И елико он, великий государь царь, поелико возможно пребывал в своем обещании, повинуяся святей Церкви, и мы терпели, (л. 32 об.) 123 егда же он, великий государь изменился от своего обещания и на нас гнев положил неправедно, якоже весть Господь, и мы, помня свое обещание о хранении заповедей Божиих, како обещалися на избрании поставления патриаршескаго с подписанием, и июля 124  в 10 день вшед во святую великую церковь на память пренесения во царьствующий град Москву святыя и многоцелебныя ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, претерпевшаго нас ради поношение и поругание, оплевание, заушение, одеяние хламидою, осуждение неправедное, распятие и крест и смерть, и совершив святую Божественную литоргию и засвидетелствовав (л. 33) 125  пред Богом и Господем нашим Иисусом Христом и пред Святою Богородицею и всеми святыми ангелы и всеми святыми и всеми святыми священными вещми о напрасном государеве гневе. И поминая заповедь Божию, глаголющую: Егда убо гонят вас во граде сем, глаголю вам, не имате скончати грады Израилевы, Дóндеже Сын человеческий приидет. И егда изшед из града, поминая заповедь Господню, глаголющую: И иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому или из града того, отрясите прах наг ваших. И прочее. И сотворив по заповеди Господни, отрясши прах ног наших, и пребываю водворясь (л. 33 об.) 126  в пустыни. И кто ми зазирает о сем, яко сотворил чрез волю Божию, а не по правде, и кое отречение хощете ли возвещу вам, яко и писание писах к царьскому величеству и посылах со диаконом нашим Иовом, в нем же обреталося тогда написаное: Се вижу на мя гнев твой умножен без правды и того ради и соборов святых во святых церквах лишаешись, аз же пришлец есмь на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Такое сообщение требует веры, искренних бесед и терпения. Я имею ненависть ко лжи. Ложь бывает от находящих посторонних помышлений под видом истины; в таком случае удобно ошибаться; но чужда ложь ненавидящему ее; она – от диавола. Мне жаль, что мы лишаемся разумного, близкого и откровенного разговора. И что нам препятствует со всею свободою слова и любви составить здравое суждение об обстоятельствах жизни, о препятствующих преспеянию в до-бре причинах, и о всяком страдании, печатлеющемся на сердце от оскорблений? В смиренном совете и дружеском, богобоязненном разговоре Сам Господь просвещает душу, и в сообщении сердца приносится утешение от правого разумения. Мне кажется, вы отсюда никогда не выехали бы скучными, ежели бы мысли, наносящие скуку, были сообщены и освещены светом разума, при помощи Божией. С радостью доставляю вам в благословение образ святого пророка Илии. Да обвеселится желание ваше получением желаемого! Аминь. Июня 29-го, 1827 года 119. Марии Петровне Колычевой Пояснение об успехе спасения и о пользе душевной. По исследовании внутрь себя каждого дня своих дел, слов и помышлений, ежели примечается изменение какого-нибудь неполезного обычая побуждением воли своей ко благому, то разумеется, что есть успех спасения и польза душе: благодарение Господу! А касательно домашних распоряжений ваших, чтобы видеть вам, каковы они, нужно иметь в предмете благочестие и наблюдать во всем правоту, чтобы не было рвения и распрей. Все возможно о Господе любящим Господа и хранящим слово Его. Глаголет Господь: «иже аще сотворит волю Отца моего, Иже есть на небесех, той брат Мой и сестра Ми есть» (см. Мк 3,35 ). Июня 30-го, 1827 года 126. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Все мы человеки, все мы немощные и слабые, и сами о себе никак добра делать не можем, не только спастись; но призываемся словом Божиим ко спасению, и ежели только не противимся сему званию, идем, желаем послушать и спастись, тот-час в помощь содействует сила Божия, немощных и слабых укрепляет, и по вере их бывает им возможно то, что прежде казалось невозможным. Воля человеческая, когда будет предана на суждение Богу, тогда ей противно все то, что оскорбляет любовь Божию. Потому-то и распинается такой человек миру, а мир ему. Почитающий вас любовью о Господе, Георгий. Июля 13-го, 1827 года». 127. Марии Петровне Колычевой Маленькое зеркало к видению больших добродетелей: 1. Чистая совесть. 2. Мирное сердце. 3. Кроткий дух. 4. Благопокорная воля, преисполненная милости и благоплодия. 5. Несумнительность. 6. Нелицемерность. Сими сопровождается: премудрость, свыше снисходящая. Плод же правды сеется мирно на сердцах мирных, по засвидетельствованию святого апостола Иакова. А в которых сердцах есть зависть и рвение, те пусть не хвалятся и не лгут на Истину. Такая (их) премудрость «земна, душевна, бесовска», по засвидетельствованию святого апостола Иакова ( Иак 3,15 ). Чувствую слабость сил, подверженных изнеможению. Господи, укрепи нас на всякое благоугождение пред Тобою!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Тело, изможденное трудом или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос, по воскрешении дочери Иаировой от смерти, тут же повелел дати ей ясти (Лк. 8: 55). Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и говорить с пророком: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 11Б: 9). Лет до тридцати пяти, т. е. до преполовения земной жизни, велик подвиг человеку в сохранении себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к собственным пожеланиям, как о сем св. Василий Великий свидетельствует (Беседа на начало книги Притчей): «Многие много собрали в юности, но посреде жития бывши, восставшим на них искушениям от духов лукавствия, не стерпели волнения и всего того лишились». Чтоб не испытать такого превращения, надобно поставить себя как бы на мериле испытания и внимательного за собою наблюдения, по учению св. Исаака Сирина: «Якоже на мериле приличествует извести коемуждо жительство свое» (Слово 40). с. 124–126.] О покаянии Желающему спастися всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по псаломнику: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50: 19). В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого дьявола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словеси евангельскому: Господи, не доброе ли семя сеял. ecu на селе Твоем? Откуду убо имать пл, евелы? Он же pern им: враг человек сие сотвори (Мф. 1Б: 27–28). Когда же человек старается в себе иметь сердце смиренное и мысль невозмущенную, но мирную, тогда все козни вражии бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог – в мире, – сказано, – место Его (Пс. 75: Б). Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит св. мученик Вонифатий (Четьи Минеи, в житии его, декабрь 19): страх Божий отец есть внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя. Страх Господень пробуждает спящую совесть, которая делает то, что душа, как в некой воде чистой и невозмущенной, видит свою некрасоту, и так рождаются корни покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Господи! не вниди в суд с рабом Твоим 126 . – Ах, слушатели! Что, ежели беззакония наши превзошли меру долготерпения Божия; и раздражённое правосудие Его должно было опустить мстительный меч на преступные главы наши? Что, ежели вера до того ослабела в нас, что мы скорбели о рекших: в дом Господень пойдём 127 ? Что, ежели нецеломудренные собрания, постыдные забавы и увеселения занимали и мысли и сердце наше, ежели мы сделались без духа, одной плотью, подобно жившим во дни Ноевы? – Что, ежели страсти и пороки были кумиром нашим, коему покланялись мы всей душой, ежели не закон Божий, но буйные глумления грешников услаждали сердце наше? Что, ежели неправда и разврат водворялись между нами? Что, ежели во святилище царствовало бесстрашное лицемерие, в судах лицеприятие и мздоимство, на торжищах обман и корыстолюбие, в супружестве неверность, в дружестве измена, в семействах неблагодарность и вражда? Что, ежели восставали брат против брата, родители против чад, чада против родителей? – Аще беззакония назриши, Господи, Господи кто постоит 128 ? Боже милосердый! исповедуемся Тебе, яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, ниже по грехам нашим воздал еси нам 129 . Сколь ни жестоки были искушения, постигшие нас, но они весьма малы в сравнении с теми великими и неизречёнными милостями, какие после удивил Господь над нами. Тучи бедствий, нашедшие на нас, разразились наконец не столько бедствиями, сколько щедротами небесной благости. Громы гнева Божия не столько поразили, сколько оживотворили нас. Они молниями своими воспламенили в сердцах наших веру в Бога, верность к царю, любовь к отечеству; они новой славой озарили победоносных россиян, и наполнили ужасом неустрашимое сердце того, который устрашал все. – Отче небесный! Ты, уязвляя врачуешь, низлагая восстановляешь, низвергая возносишь, уничижая прославляешь. – Ах! достойны ли мы толикой любви и милосердия? – Други Божии, коих святые останки почивают пред очами вашими! Други Божии! не ради нас, не ради неправд наших, но ради бессмертных заслуг истинной и живой веры вашей, ради божественной своей к вам любви, ради непрестанных о нас молитв ваших, сильный во бранех Господь восстал в помощь нашу, приял оружие и щит, исторг из рук нечестия место селения славы своей, сокрушил похуливших страшное имя Его, и истребил осквернителей святыни, дабы нас милуя, обратить на путь благочестия, добродетели и святости. – Гордый Навуходоносор! восхищайся добычами, похищенными из дому Господня: еще мало, – и ты не будешь обладать оными. Невидимая рука определила падение могущества твоего; она начертала пределы кровавому владычеству твоему. Измери Бог царство твоё, и обретеся лишаемо 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Летом прошлого, 1916 года, под впечатлением уже тогда начавшейся духовной смуты в нашей церковной жизни, я написал свое «Братское слово скорби святителям Русской земли», напечатал его на правах частного письма и разослал всем правящим архиереям. Печатать его в то время в «Троицком Слове» я не нашел благовременным: кому нужно было прочитать, те прочитали; а этого было для меня достаточно. Теперь изменились обстоятельства: наша архиерейская скорбь стала общерусскою скорбью; то, чем болело наше сердце вместе с благочестивыми православными людьми, верными заветам родной Церкви, теперь объединяет с нами верных чад Церкви – мирян в поместном Соборе, и я нахожу небесполезным ознакомить с моим «Словом скорби» первее всего членов Всероссийского Церковного Собора в той мысли, что теперь настало время громко исповедать свою веру в жизненность священных заветов наших благочестивых предков, как заветов Христовой Церкви, нашей матери, ибо я верую, что в члены Церковного Собора в превосходящем числе избраны лучшие сыны нашей Церкви. Они сомкнутся вокруг своих архипастырей и отстоят святыню Церкви неприкосновенною от покушений ее врагов, прикрывающихся красивыми, но расплывчатыми, туманными и, главное, не чисто православными словами. Опасность для Церкви обнаруживается в среде тех, которые мнят себя сынами ее, но давно изменили ей и идут, может быть, сами того не замечая, путями шуими, уклоняясь от канонов и преданий церковных. Перепечатываю свое Слово без всяких изменений, только по местам пополняя краткими заметками под чертой. Мое братское слово скорби святителям Русской земли «Время сотворити Господеви: разориша закон Твой» ( Пс. 118:126 ) Поистине страшное время переживает Святая Православная Церковь в настоящие дни! Невольно приходят на мысль эти слова Псалмопевца: время действовать Самому Богу, ибо разоряют люди святой закон Его! Время нам, стражам дома Божия, пастырям Церкви, углубиться вниманием в свою совесть, связанную нашими обетами пред лицом Божиим, засвидетельствованными нами при торжественной нашей хиротонии в сан архиерейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца 124 Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в городе Ростове, от благоверных родителей Кирилла и Марии. Избрал же его Бог на Свое служение еще от утробы матери. Ибо она пошла, будучи беременной, как обычно, в церковь на святую литургию, и когда начали читать Святое Евангелие, вскричал младенец во чреве, и все стоящие около нее услышали крик. Также и во время Херувимской песни вторично он вскричал. А когда священник возгласил: «Святая Святым» 125 , – в третий раз голос младенца послышался из утробы матери. И все уразумели, что будет он великим светильником миру и явится служителем Святой Троицы. Точно так же как святой Иоанн Предтеча радостно взыграл во чреве перед Матерью Господа 126 , так этот младенец взыграл перед Господом в святой Его церкви. Объята же была мать его ужасом и страхом из-за этого чуда, и все, кто слышал, весьма удивлялись. Пришли дни рождения, и родила она сына, и нарекли имя ему – Варфоломей. И родившийся ребенок не брал грудь матери в среду и пятницу и никакого иного молока в эти дни не вкушал. Это же было начало великого его воздержания и пощения, которые он позже в совершенстве показал 127 . Когда же ему исполнилось семь лет, отдан был в учение, но плохо учился, отличаясь плохой памятью. И хотя прилежно обучали его учителя, он мало успевал. Это же происходило по смотрению Божию, чтобы потом от Духа Божия, а не от людей, дано было отроку разумение книжное. Возлюбив от юности безмолвие, как-то бродил он в дубраве в безлюдных местах. Увидел же некоего инока, или, точнее, ангела в образе иноческом, от Бога посланного 128 . Стоял он в дубраве и молился. Отрок приблизился к нему и, низко поклонившись, стоял, ожидая окончания молитвы. Инок же спросил: «Чего хочешь, чадо?» Отвечал же отрок: «Отец, отдали меня учиться читать, и никак не могу уразуметь ничего из того, чему учит меня учитель мой. И из-за этого скорблю и не знаю, что мне делать. Но молю твою честную святыню, помолись ко Господу обо мне, чтобы вразумил Он меня святыми твоими молитвами». Инок же, сотворив молитву, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». С этого времени блаженный отрок, подобно плодоносной земле, напоенной дождем, приняв благословение от святого того инока, но скорее всего от ангела, изучал книжные премудрости без труда. Бог отверз ему разум, чтобы познать Писание. И рос отрок, возрастая разумом и добродетелями: любил пост и воздержание, от детских обычных игр уклонялся, прилежал же чтению Божественных книг, учась той премудрости, начало которой страх Господень 129 . И так, от силы в силу возрастая, вырос мужем совершенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя само чинопоследование, то есть слова и действия участников, «вещество» таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), а есть и невидимая сторона – духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается все чинопоследование. Собственно «тайной» и является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия. Но в таинстве преображается и воскресает вместе с душой и телесная оболочка человека: таинство – не только духовное, но и телесное приобщение к дарам Святого Духа. Человек входит в божественную тайну всем своим существом, он погружается в Бога и душой, и телом, потому что тело тоже предназначено к спасению и обожению. В этом смысл погружения в воду (в Крещении), помазания миром (в Миропомазании), вкушения хлеба и вина (в Евхаристии). В будущем веке «вещество» таинства уже не нужно, и человек причащается не Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, но самого Христа непосредственно. На пасхальном богослужениии мы молимся: «подавай нам истее (полнее, совершеннее) Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Тем самым мы исповедуем, что в небесном отечестве, in patria, мы чаем еще более полного, еще более тесного единения со Христом. Но пока мы in via, в странствии, на земле, мы нуждаемся в видимых знаках Божьего присутствия: поэтому мы приобщаемся к Божественному естеству через воду, насыщенную Богом, через хлеб и вино, напоенные Им. Совершителем любого таинства является Сам Бог. Перед началом Литургии диакон говорит священнику: «Время сотворити Господеви» ( Пс. 118:126 ); по-русски «время Господу действовать», то есть настало время, пришел час, когда действовать будет сам Бог, а священник и диакон – лишь Его орудия. И в момент преложения Святых Даров священник не действует сам, а только молится, призывая Бога Отца: «и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего». В чине Крещения священник произносит «Крещается раб Божий...», подчеркивая, что не он сам, а Бог совершает таинство. По словам святителя Амвросия Медиоланского , «крещает не Дамасий, не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители, но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать божественные блага – это Твой дар, Господи». 170 Крещение

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

7 ноября 1852 года Добре поучает апостол не словопретися, ни на куюже потребу 121 . Легко начать спор, а кончить трудно. Оправдывая свои действия по происшествии в церкви 122 .., Вы обещаете подтвердить сие присягою, на сие скажу, во-первых, что не надобно быть так щедру на присягу, во-вторых, что смиренно признаю, какое мнение выражаете Вы о моей Вам доверенности, предполагая, что я не поверю Вам без присяги… Господь, к Которому приходите просить прощения, да простит Вас, в чем требуете прощения; мне же прощать Вас не в чем; я, благодарение Богу, мирен с Вами, простите мне спор и имейте мир со мною. 22 ноября 1852 года Вспомнилось мне слово Ваше в одном из прежних писем Ваших: буду молчать. Хорошо молчание с кротостью и смирением: хорошо и слово с любовью к добру и ревностью к правде. 26 ноября 1852 года Возлюбленному о Господе Анд[рею] Николаевичу] здравие и мир. Благодарю, что посещенного смертью 123 посещаете утешением. Довольно приготовляем я был к лишению, однако чувствую лишение. Одна из заботливых мыслей моих была: что было бы, если бы родительница моя осталась после меня? Однако теперь чувствуется не приращение заботы, а лишение. Благодарю Бога, что сподобил меня послужить ее покою, и исходной молитвой ее напутствовать, и тихое последнее дыхание ее принять, и первую об отшедшей молитву при одре ее принести. Братия мои, преосвященный Неофит и Филофей 124 , утешили меня, по собственному побуждению присоединяясь ко мне для погребальных молитв. Провождение было мирно и обильно молящимися, знаемыми и незнаемыми. […] 29 марта 1853 года Сочинение о посте получено и передано ректору академии. В сем есть то дерзновение, что я урезал часть вступления и не показал Вам. Но некогда: Вам надлежало прислать ранее. Мне казалось, например, что от поста не отказываются словом жену поях 125 и подобным. И появшие жену добре постятся, и не появшие многие не постятся. И потому слово евангельское, мне кажется, употреблено принужденно. 13 апреля 1853 года Читали ль Вы толкование всенощной митрополита Михаила 126 ? Там, помнится, первая часть всенощной представляется воспоминанием райской Церкви. Рай – алтарь отверст; все наполняется благоуханием святыни, созерцают Творца и творение, восклицают: «слава» и «аллилуиа Сотворившему вся», ни о чем не просят, так как в блаженном состоянии нет нужд. Часть сия заканчивается, когда затворяются двери алтаря-рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010