Дошедши до северной страны, когда пение псалма кончилось, святитель, обратившись лицом к северу, произнес следующую молитву: «Господи, Боже наш, север и море и всяческая создавый, егоже небо и земля вместити не может, на земли храм Себе имети изволивый ко всегдашнему хвалению пресвятаго имени Твоего, смиренно припадающе Твое человеколюбие молим, основания храма сего, и все его здание благослови, и силою Твоею утверди, непозыблемо же и неразрушимо сотвори, во славу Тебе единого в Троице Святей славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков». «Аминь», подтвердил хор. После того, шествие продолжилось к западу, и певцы, как бы в ответ на приведенную молитву, стали петь 126 псалом, возбуждающий живую надежду на Бога в этом деле. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (напрасно бодрствует страж). Если что, то именно приведенные слова имели особенный смысл и значение в данном случае и исполнились с буквальною точностью. Начать строить почти без всяких средств и в четыре года довести постройку до конца, – не говорит ли это ясно, что Сам Господь создал этот храм и, вообще, созидает все храмы на св. Руси, так как история почти всех храмов в этом отношении одинакова. Дошедши до запада и обратившись лицом к западу, архиерей вознес следующую молитву: «Господи, Боже наш, егоже хвально имя от восток солнца до запад, Твоим божественным Промыслом избравый в жилище Себе место сие: посли ныне, смиренно молим Тя, небесное Твое благословение на не, и благослови начало здания сего, и укрепи и утверди е, и благопоспешно к совершению приведи: Ты бо еси вся на пользу душ наших действуяй, и Тебе славу воссылаем»... По прочтении молитвы, продолжилось шествие и кропление от запада к югу. Для понимания совершающегося действия, певчие пели 121 псалом, наглядно изображающий радость приближающихся к дому Господню: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень». «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим», слышится торжество по случаю скорого достижения цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб.,1911, т.3. с. 284. 190 Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. – М., 1993, кн. 1, с. 318. 191 Прп. Иоанн Дамаскин. О драконах и привидениях//Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. – М., 1997, с. 224. 192 Там же, с. 126. 193 Единственный древнехристианский автор, признающий реальность магии, – это Ориген (о его отношении к магии см. главу «Магия и экзорцизмы» в книге: M. Fedou.Christianisme ет religion paiennes dans le Contre Celse d " Origene. – Paris,1988). Но и он настаивает: «Мы утверждаем со всею силою и опытно знаем, что те, кто, следуя высшему учению, служат Богу Всяческих чрез Иисуса, и живут по Его Евангелию, постоянно исполняя предписанные молитвы, не обольщаемы ни демонами, ни магией, как нам и говорит Писание: „Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их“ (Пс. 33, 8) от всякого зла» (Против Цельса VI, 41). 194 Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. Об образе и подобии Божии. М., 1855, сс. 271-274: «Священник Иосиф, обличая раскольщиков о чаровавших их, приведе сотворившееся иногда от жидов в королевстве Польском дивное волшебное дело, выписаное из книги глаголемой Зерцало Короны Польския, из артикула пятаго, яко жиды некоей от жен христианских великую цену дали, дабы продала им млека христианскаго; жена же оная возвести о сем мужу своему, и по его научению продаде им млека кравияго вместо человеческаго христианскаго. Жиды же с радостию то млеко прияше, напоиша некоего человека, и идоша с ним к висильнице, на нейже злодей повешен бысть, и совершивше там своя над млеком волшебная чарования, повелеша наятому человеку, да млеко то обволхвованное ими влиет в ухо висящему злодею, и приклонит свое ухо к уху мертваго злодея. Он же егда то сотвори, вопросиша его жидове, что слышит? Тойже отвеща: рычание скотов слышу. Жиды же опечалившеся, идоша к жене оной христианстей, и лаяша ю яко обманувшую их. Потом бысть во всем королевстве Польском велий мор на скот; имел же бы той мор быти на христиан, аще бы жена оная христианская человеческого христианского млека продала им». 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Мне скажут: на что же власти? Где цензура? Да она ведь в сущности, давно уничтожена; мерзость давно гуляет, как чумная зараза распространяется по Руси, пока, наконец-то, ее заметят, обратят внимание кого следует, последует распоряжение изъять ее из продажи, а – смотришь – она уже вся распродана, и – лови ветер в поле!.. Хотите иллюстрацию к тому, что говорю? Извольте! Я получил брошюрку под довольно длинным заглавием: “Хитромудрый (умный) способ отравления души малорусского народа его просветителями безбожием и безнравственностью”. Автор – Михаил Вербич. А издал брошюрку воронежский епархиальный миссионер Л. 3. Купцевич. Автор не напрасно поставил в эпиграфе жалобу царя-пророка Давида: “Время сотворит Господеви, яко разориша закон Твоей ( Пс. 118:126 ). Видно, его русское верующее сердце чувствует, что такие явления, как то, о коем он хочет писать, даром не проходят не только для тех, кто является ближайшим их виновником, но и для несчастного народа нашего. А пишет он вот о чем. “Самый популярный писатель у нас, в Малороссии, это малорусский поэт Тарас Гр. Шевченко. Начиная с 40-х годов, его сборник стихотворений под названием “Кобзарь” издавался много раз и возбудил к себе общую любовь. Во всех изданиях прошлого столетия не было ничего антирелигиозного, противозаконного. И вот в 1906 году Полтавское губернское земское собрание, зная поэзию Шевченко по этим только сборникам, “Кобзарям”, испросило разрешение на сбор пожертвований на памятник Шевченко и на постановку этого памятника в матери городов русских, в Киеве. Около того же времени в Петербурге, “Общество Т. Г. Шевченко”, в 1905 г., представило в цензурный комитет самый полный сборник “Кобзаря”, напечатанный, во Львове, в 1902 г., и цензура разрешила печатать “Кобзарь” этот без всяких сокращений. Сказанное общество вошло в соглашение с другим – “Благотворительным обществом издания общеполезных и дешевых книг”, тоже в Петербурге, и, за время с 1907 по 1909 гг., выпускает до 40 000 экз. Теперь дальше. Общество перепродает право издания книгопродавцу Яковенко, который выпускает за два издания не меньше 30 000 экз. Итого, за четыре издания, отпечатано было 70 000 экз. Но вот, в феврале 1911 г. все четыре издания были объявлены конфискованными. Но эта конфискация была в пустой след! Ведь три первых издания были уже распроданы: иначе не было бы надобности выпускать 4-е, которое одно и могло быть конфисковано, да и то довольно поздно. Все же можно думать, что 60 000 экз., если не больше, распродано. Это полнейшее издание “Кобзаря” разошлось, конечно, главным образом по Малороссии, и его можно встретить, и теперь даже, и в сельских, особенно земских читальнях-библиотеках, не говоря уже о частных домах”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

После того как поминовение живых и усопших на проскомидии завершено, священник вынимает частицу за самого себя. Приносится кадило, над которым священник читает молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже, в воню благоухания духовнаго еже прием в пренебесный свой жертвенник, возниспосли нам благодать Всесвятаго Твоего Духа». Окадив покровцы, священник покрывает ими потир и дискос. Читается молитва, в которой священник обращается к Богу со словами: «Помяни, Господи, принесших и ихже ради принесоша и нас неосужденны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин». Далее диакон совершает полное каждение алтаря и храма. Полное каждение начинается в алтаре, перед престолом. Покадив престол трижды с каждой из его четырех сторон, диакон кадит жертвенник и иконы, находящиеся в алтаре, а затем всех присутствующих в алтаре, начиная со священнослужителей. Далее он выходит на амвон и кадит иконостас, хор и всех молящихся, после чего обходит весь храм, останавливаясь для каждения перед иконами и перед молящимися. По окончании каждения священник и диакон становятся у престола, и диакон тихо произносит: «Время сотворити Господеви». Эти слова нередко понимают в смысле сигнала к началу службы («настало время для служения Господу»), однако действительный их смысл иной: они являются цитатой из псалма и означают «Время Господу действовать» (см.: Пс. 118:126 ), то есть закончилось время действия людей, настало время действовать Богу. Таким образом исповедуется вера в то, что совершителем литургии является Сам Господь, Который действует посредством священнослужителей. Начало литургии оглашенных Получив благословение священника, диакон выходит на амвон и возглашает: «Благослови, Владыко». С этого момента начинается литургия оглашенных, называющаяся так потому, что в Древней Церкви на этой части литургии разрешалось присутствовать оглашенным – готовящимся к крещению. Древняя литургия оглашенных носила преимущественно дидактический характер: на ней читались отрывки из Священного Писания, произносилась проповедь, воссылались специальные молитвы об оглашенных, после чего они отпускались по домам, и в храме для участия в Евхаристии оставались одни верные – принявшие святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так говорят нам знамёна наши в этот чудный час молитвенного торжества. Идите, святые хоругви, столпом огненным и облачным, идите над великим русским ополчением! Идите в осенении святыни и небесного благословения, несите нам мир, несите нам торжество веры и верности, несите нам победу над злобным неверием, предательством, над тяжкой смутой! Во имя Господне, – во имя Отца и Сына и Святого Духа, знаменаем крестом честным и окроплением воды сея священные благословляем и освящаем хоругви сии объединённого православного народа. Аминь. Заветы патриарха Гермогена 48 Время сотворите Господеви, яко закон Твой разориша ( Пс. 118:126 ). Христос воскресе! Православные русские люди! Вы собрались в историческом храме России, который много веков слышал молитвы и обеты наших князей, царей и императоров в самые знаменательные часы их жизни, когда они вступали в неразрывный духовный союз со своим народом, от Господа принимали силу и от Вышнего державу. Вы собрались в священном Кремле, посреди величайших святынь народных, в осенении молитв почиющих здесь угодников. «Москва есть храм России, а Кремль – её алтарь», сказал один из венценосных вождей русского народа. В этом-то всероссийском храме, в этом алтаре священном вы собрались, – и сколько потрясающих великих воспоминаний, радостных и скорбных, захватывающих душу, вдруг властно и неудержимо просятся в сознание, обступают нас со всех сторон! Если бы на каждом из них останавливаться, если бы о каждом из них подробно говорить, то, выражаясь словом апостола, недостало бы мне, повествующему, времени. Но каждый день имеет свою заботу, и занятые этой заботой мысли и чувства из множества воспоминаний и знамений прошлого избирают обычно сродное и в данное время особенно нужное. На чём же остановить нам ныне нашу мысль и внимание в сей час молитвы соборной в этом славном, всенародном храме. Посреди окружающих нас здесь священных гробниц я остановлю ваш взор на самой скромной. Ещё не прославлена всенародно святость в ней почивающего мужа, хотя давно ждёт и достойна прославления. Гробница не изукрашена щедрыми приношениями и драгоценностями. Она пока не собирает около себя, подобно другим гробницам, густые толпы богомольцев в нарочитые дни церковных чествований. Но она близка нашему сердцу всегда, близка нам особенно теперь, в эти тяжкие способные дни отродившейся, после трёхсотлетнего сна, смуты народной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

125 К нему же мнози прихождаху не токмо иноци но и мирстии, вельможи же и простии, мужие и жены, вси от него душевныя ползы требующе получити, мнози же и грехи своя исповедающе ему. Он же благим и милостивым рассуждением от греха престати увещавая и покаянием исправляя и к Божии любви присвояя. И вси послушаху его в сладость. Сборник XVIII в. Поморского письма, принадлежащий проф. В. О. Ключевскому , л. 276 об. 277. 130 «Письмо о нелюбках». А.В. Горского, «Отношения иноков Кириллова Белоозерского и Иосифова Волоколамского монастырей, в XVI в.». «Приб. к Твор.», X, 506. 131 Курбский, «Сказания», изд. 2-ое, 127–128. Ср. Соловьев, «История», 1 изд. Общ. Пользы, I, кн. 1648–1650. 132 Курбский, 126–127; 140–141. Курбский не знает, как умер его заступник духовный отец: от одних он слышал, что Грозный велел его утопить в реке, другие говорили, что преподобный почил «тихою и спокойною смертью о Господе». О печаловании можно читать в исследовании Янковского, «Печалование духовенства за опальных», Ч. О. И. и Др. 1876, I; в «Курсе церковного права» А.С. Павлова, 501–502; особенно обстоятельно в диссертации В. Малинина, «Старец Филофей и его послания», гл. VIII, 682 след. Этот старец Филофей, постриженик общежительного монастыря Евфросина Псковского, был отшельник или затворник по роду подвижничества – «неисходен бе из монастыря». Но по своим известным религиозно-политическим воззрениям он был сторонником Москвы; однако, кажется, стоял вне спора тогдашних монашеских партий. При его жизни случилось падение Псковской вольности. Московские наместники, управляя Псковом, много проявили неправды и насилования. Некоторые псковичи просят старца печаловаться за родной город пред великим князем Василием. «Филофей добродетельного ради жития и премудрости словес знаем бе великому князю и вельможам». Сначала из смирения старец отказывается. «Но последи много показа дерзновения к государю и моления о людех, такоже и боляром и наместником псковским и обличи их о многой неправде и насиловании, не убояся смерти. Великий же князь и вельможи ведуще его дерзость и беспопечение о сем веце, не смеша ничтоже ему зла сотворити» (Там же, Прилож., стр. 25). Наместники во Пскове были смещены (ср. П. С. Р. Л. IV, 287–289).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Гимнограф, прославляя святых Антония и Феодосия, взял за основу Евангельские слова ( Мк.6:7 ): «От Христа Бога посылахуся на проповедь два, аможе Сам идти хотяше: Пречистая же Дева Богородица, хотящи Сама новопросвещенныя люди российския посетити и сотворити Себе посреде их селение, посла в Россию, аки апостольскую двоицу, сия два избранныя рабы своя Антониа и Феодосиа...» 119 . В Службе они называются “Двоице преблаженных отец”, “Двоице великих отец”, “Двоице великих угодников”. Общность их подвигов подчеркивается следующим образом: “...оба бысте чудотворцы, оба теплии к Богу молебники, оба велицыи... угодники” 120 . В богослужебном тексте используется вышедшее из употребления в современном языке двойственное число: “Услышавше равноангельное двою тою отцу в пещерах пребывание, мнози стекошася к нима подражати постнических подвигов” 121 ; “Сиа еста преудобренная отца, аки Херувимы осеняющии дом Богоматери...” 122 . Святитель Димитрий Ростовский († 1709; пам. 28 октября) начал икос основателям Киево-Печерской обители следующими словами: “Кое похваление принесем двоице великих угодников Божиих: Антонию, обретшему благодать перед Господем, Феодосию, сподобльшемуся благодати от Господа, обема же послужившима Богоблагодатней Пречистей Деве” 123 . В Службе преподобным Сергию и Герману Валаамским, составленной, как предполагается, в начале XIX века 124 с целью их должного прославления, вспоминается еще одна, ветхозаветная двоица: “Вся оружия Божия Сергий и Герман, восприимше на горах Валаама, якоже Моисей и Аарон, воздеянием ума и рук на высоту, сопротивных силу, верным споборствующе, ослабиша” 125 . Стихира на стиховне начинается словами: “Радуйся, Богоизбранная двоице, Сергие и Германе” 126 . Святые подвижники называются “две пресветлыя звезды”, “два чудес источника”. Соловецких пустынножителей прославляет Церковь , обращаясь к ним со словами: “О Божественная, и богомудрая, и священная двоице, Зосимо и Савватие” 127 . В 1392 году, два года спустя после Куликовской битвы, в Вологодских пределах пострадали святые Григорий и Иоанн Авнежские Чудотворцы. Они были канонизированы в Русской Церкви при святителе Макарии (1542–1563; пам. 30 декабря). Гимнограф прославляет их: “Священная и Богомудрая двоице отец пречудная... 128 И ниже святым дается сравнение: “Яко два светила, возсиясте в пустыни” 129 . К Соловецким подвижникам XVI века, Иоанну и Лонгину Яренгским, мы обращаемся со словами: “О двоице святая, о честныя главы, о премудрости и славы Божественныя, данныя вам благодати!” 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Глава III. И възревши на небо виде гнездо птиче на дафинии. и сотвори рыдание в себе глаголюще. люте мне. кому уподоблюся аз. и кто мя роди. ли коя ложесна изнесоша мя. яко аз клятва родихся пред сыны израилевы. и поносиша ми и поругашамися. изъгнаша мя из церкви, Господа Бога моего. люте мне кому уподобихся аз. и не уподобихся аз птицам небесным. яко птица небесныя плодовиты пред тобою Господи. люте мне. кому уподобихся аз. ни зверем земным. яко зверие земнии плодовиты пред тобою Господи. и не уподобихся аз ни водам. яко воды сия пред тобою Господи плодовиты, суть волны бо утешающа и глумящася тя благословят Господи 120 . увы мне кому уподобихся аз. неуподобихся аз земли сей. яко и земля приносит плоды своя на всяко время и тя благословят Господи. Глава IV. И се Ангел Господень ста пред нею глаголя: Анно услыша Бог молитву твою, и зачати имаши и родити и възглаголется 121 семя твое, повсей вселенней. И рече Анна: жив Господь Бог . яко аще приживу мужеск пол или женеск принесу вдар Господеви Богу и будет служа вся дни живота своего. И се приидоста два вестьника глаголюща ей: се Аким муж твой грядет с стады своими. Ангел бо Господень сниде к нему глаголя: Иакиме. услыша Господь Бог молитву твою, сниди отсуду. се бо твоя жена Анна в утробе приимет и родит и възглаголется семя твое по всей земли 122 . И сниде Иаким. призва пастыря своя глаголя. приведите ми 10 агнец неклосен. непорочен 123 , и будет 10 агнец Господеви моему. и приведите ми семо 12 тельца неклосна и непорочна 124 и будет 12 тельца иереом. и старцем, и 100 козел 125 и будет 100 козел всем людем. И се Иаким идяше с стады своими, и съта Анна при вратех. и виде Иакима грядуща. и текши охапися выи его 126 глаголюще: ныне виде, яко Господь Бог мой благослови мя зело, сущия вдова, ктому не вдовица, и бещадна в утробе прииму. И почи Иаким первый день в дому своем, и разуме Анну жену свою 127 . Глава V. И в утрий день принесе дары своя. Иаким в себе глаголя: аще Господь Бог оцестил мя есть, петаль иерееву 128 явит мне, и принес дары зряше к петалу иереову. дóндеже вниде в алтарь Господень. и не виде греха на собе, и рече Иаким: ныне виде, яко Господь Бог оцестил мя есть, и остави ми вся грехи моя. изыде из церкви Господни оправдан, и бе Иаким в дому своем. Исполнишася Анне дни родити. и роди Анна. и рече бабе: что родих. она же рече: женеск пол, и рече Анна: възвеличишася душа моя днесь, и взлеже. Исполньшимъся днем измыйся Анна, и дасть сосец отроковици и нарече имя ей Мариа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Я спросил игумена – не согласится ли он отдать Вам и мне одну из келлий нашего монастыря (келлия, как Вы знаете, с церковию). Игумен говорит, что должен этот вопрос обсудить на Соборе. Конечно, жить по правилу святых отцов: «безмолвствовать вдвоем или втроем». Быть старцем я не могу совершенно. Но так сожительствовать с Вами, как братья, я, вообще говоря, душою расположен. Но будем искать волю Божию – в ней наше спасение, а не в наших благих намерениях. Отец Силуан сам принес свое письмо – Вашей маме и сестре, и я очень рад этому. Если Господь соблаговолит дать мне скоро сил и возможность, то напишу скоро еще – отвечу на все указанные Вами в письме пункты. Относительно музыки – старец отец Силуан не только не противится, а даже сказал, что это неплохо. Так что играйте, как и до сих пор. Унылый и придавленный болезнью, я в связи с Вашим письмом оживился. Хотел успокоить Ваш ум и душу, написав Вам о том, в чем разница между Церквами, но после решительного слова старца не буду писать, в надежде, что это само собою для Вас скоро станет ясным. Простите. Преданный Вам о Господе, Ваш меньший брат недостойный иеродиакон Софроний Письмо 9. Монашество и скорби матери О ранах материнского сердца. Как говорить с мамой. О решении владыки Афон, 28 октября (10 ноября) 1932 г. 125 Глубокочтимый батюшка отец Давид! Благословите. Возлюбленный о Христе брат мой, его же ми даде Бог на радость вечную любви о Господе Иисусе, мир душе Вашей и радость о Духе Святом да будет с Вами. [...] Было крайней неожиданностию для меня письмо 126 от Вас из Парижа. Я не сразу открыл его; помолился. Душа покойна. Думаю, ничего плохого нет. И действительно – ничего плохого нет. Никакого греха Вы не сотворили. Вы напрасно смутились духом. Вы сочли свой поступок преступлением (с духовной, вернее, монашеской точки зрения), а моя душа радуется за Вас 127 . Вообще последнее время я много радуюсь за Вас, а раньше много скорбел. Моя душа чувствует, что Вы молитесь за меня, и я прошу Господа помиловать меня за Ваши молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

[«Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и уставам Твоим научи меня».] Плакаше горько Пренепорочная Мати Твоя, Слове, егда во гробе виде Тебе неизреченнаго и безначальнаго Бога. [«Горько плакала Пренепорочная Матерь Твоя, Слово Божие, увидев во гробе Тебя, Неизреченного и Безначального Бога».] 125 . Раб Твой есмь аз, вразуми мя, и увем свидения Твоя. [«Я раб Твой: вразуми меня и познаю откровения Твои».] Мертвость Твою, нетленная, Христе, Мати Твоя зрящи, горько к Тебе вещаше: не косни. Животе, в мертвых. [«Нетленная Твоя Матерь, видя Твою смерть, Христос, горько к Тебе взывала: «Не задерживайся. Жизнь, среди мёртвых».] 126 . Время сотворити Господеви, разориша закон Твой. [«Время Господу действовать: закон Твой разорили».] Ад лютый потрепета, егда Тя виде солнце славы, Безсмертне, и издаваше юзники тщательно. [«При виде Тебя, Бессмертное Солнце славы, жестокий ад затрепетал, поспешно освобождая узников».] 127 . Сего ради возлюбих заповеди Твоя, паче злата и топазия. [«А я люблю заповеди Твои более золота и драгоценных камней».] Велие и ужасное видение ныне зрится, живота сый виновный, смерть подъят, оживити хотя всех. [«Великое и чудное видение созерцается ныне: Истинный Виновник жизни, желая всех оживить, принимает смерть».] 128 . Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. [«Все повеления Твои, все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу».] Прободаешися в ребра, и пригвождаешися, Владыко, руками, язву от ребра Ты исцеляя, и невоздержание рук праотец. [«Исцеляя язву, происшедшую от ребра, и невоздержание рук праотцов, Ты, Владыка, пронзаешься в рёбра и пригвождаешься руками».] 129 . Дивна свидения Твоя, сего ради испыта я душа моя. [«Дивны откровения Твои, потому хранит их душа моя».] Прежде Рахилина сына плакаше всяк иже в дому, и Сына Девы рыдаху ученик лик с Материю. [«Прежде всякий происшедший из рода Рахили оплакивал сына, и о Сыне Девственной рыдает собор учеников с Матерью».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010