Пс.118:126 .   Время Господу действовать: закон Твой разорили. «Время сотворити Господеви: разориша закон Твой». Бог, распоряжающий все весом и мерою, весьма долго терпит грехи человеческие; но когда видит, что при долготерпении возрастает лукавство, тогда налагает наказание. Посему и здесь Пророк говорит следующее: время, Владыко, востать на помощь обиженным; потому что враги совершенно попрали закон Твой. Пс.118:127 .   А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. «Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия». Они пренебрегли закон Твой, а я почитаю заповеди Твои более достолюбезными, нежели золото и драгоценные камни; потому что топаз принадлежит к числу дорогих камней; а им одним Пророк обозначил и все. Вероятно же, что в то время топаз предпочитался другим камням. Пс.118:128 .   Все повеления Твои – все признаю? справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. «Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех». Ибо любовь производит усердие, а усердие внушило идти путем правым, и возненавидело стезю неправды. Пс.118:129 .   Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя. «Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя». Пророк показал, что не напрасно возлюбил их. Ибо говорит, что они досточудны, достаточны к тому, чтобы привлечь и возбудить к любви, способных усмотреть сие. Из чего же дознал ты доброту их? Пс.118:130 .   Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. «Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы». Твоим озаряемый светом, говорит Пророк, приобрел я ведение сие, и всех, кто одержим неведением и подобен младенцам, закон Твой исполняет разумения. Пс.118:131 .   Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду. «Уста моя отверзох, и привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах». «Устами» называет здесь Пророк сердечное усердие; потому что оно привлекает благодать Духа. Ибо и в другом месте говорит: «расшири уста твоя, и исполню я» ( Псал. 80, 11 ). И божественный Апостол молился: «да во отверзение уст дастся ему слово» ( Ефес. 6, 19 ). Да и сам Пророк в другом псалме сказал: «Господь даст глагол благовествующим силою многою» ( Псал. 67, 12 ). Сие изрек и здесь: «уста моя отверзох, и превлекох Дух, яко заповедей Твоих желах». Узрев, что желаю заповедей Твоих, сподобил меня благодати Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Затем священник дважды произносит слова ангельского песнопения, которые прозвучали, когда родился Христос: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Они напоминают о том, что в славословии Бога должны соединиться ангельские силы и голоса людей, а также о добром и мирном настроении, в котором верующие должны приступать к Литургии. Наконец, священник произносит стих из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» ( Пс.50:17 ). В этих словах священник вслед за псалмопевцем просит, чтобы Сам Господь был при его устах, наставляя его правильной молитве. Здесь можно вспомнить о том, что, по учению апостола Павла, молитва не является действием, в котором участвует только человек: это совместное действие человека и Бога. Когда мы молимся, говорит Павел, то Святой Дух «подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Молитвы Евхаристии будут обращены к Богу Отцу, и чтобы их вознести, необходимо принять «Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» ( Рим.8:15 ). Называть Бога Отцом могут только те, кто являются Его сынами: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» ( Гал.4:6 ). Затем диакон тихо произносит: «Время сотворити Господеви. Владыко, благослови». Эти слова нередко понимают в смысле сигнала к началу службы («настало время для служения Господу»), однако действительный их смысл иной: они являются цитатой из псалма и означают «время Господу действовать» ( Пс.118:126 ), то есть закончилось время действия людей, настало время действовать Богу. Таким образом исповедуется вера в то, что совершителем Литургии является Сам Господь, Который действует посредством священнослужителей. Священник в ответ на слова диакона произносит: «Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков». Диакон отвечает: «Аминь. Помолися о мне, Владыко святый». Священник: «Да исправит Господь стопы твоя». Диакон: «Помяни мя, Владыко святый». Священник: «Да помянет тя Господь Бог во царствии Своем всегда ныне и присно и во веки веков». Диакон: «Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Совершителем любого таинства является Сам Бог. Перед началом Литургии диакон говорит священнику: «Время сотворити Господеви» ( Пс.118:126 ); по-русски «время Господу действовать», то есть настало время, пришел час, когда действовать будет сам Бог, а священник и диакон – лишь Его орудия. И в момент преложения Святых Даров священник не действует сам, а только молится, призывая Бога Отца: «и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего». В чине Крещения священник произносит «Крещается раб Божий…», подчеркивая, что не он сам, а Бог совершает таинство. Крещение Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати – с него начинается христианская жизнь. Крещение – грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого тела. В Крещении человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»). В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании таинства: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» ( Рим.6:3-11 ). Таинство Крещения заповедано Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Заповедь Христа включает в себя основные элементы чинопоследования таинства: предварительное научение («оглашение»), без которого вера не будет сознательной, погружение в воду и формулу «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-ve...

Пс.118:125. Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя.   Кто нимало не работает греху, тот пусть говорит: «раб Твой есмь аз». В награду же за рабство это просить разума, даруемого Богом и у Него как бы хранящегося в сокровищнице; потому что «дух премудрости и разума» (Ис. 11:2), и прочие блага суть Божия дарования. В отличие же от иного разума в Притчах сказано: «разум благ дает благодать» (Прит. 13:16). Ибо, если бы всякий разум был благ; то не было бы присовокуплено слова «благ». Пс.118:126. Время сотворити Господеви: разориша закон Твой.    Я творил суд и правду; будет же некогда время и Тебе, Боже, сотворить суд и правду над разорившими Закон Твой. Пс.118:127. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия.    Это согласно с сказанным: «благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра» (Пс.118:72), и еще: «приимите наказание, а не сребро, и разум паче злата искушенна. Лучше бо премудрость камений многоценных, всякое же честное недостойно ея есть» (Прит. 8:10–11). Пс.118:128. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся.    Чего же именно ради? Не того ли, чтобы непрестанно поучаться в Законе? Пс.118:130. И вразумляет младенцы.    Под «младенцами» разумей пребывающих в неведении и уподобляющихся младенцам. Ибо таковых, осияваемых светом Твоим, слово Твое исполняет разумения. Пс.118:131. Уста моя отверзох, и привлекох дух.    Словеса Божии требуют, чтоб отверст был ум. Поэтому-то и Спаситель «отверзе ученикам ум разумети Писания» (Лк. 24:45). И разумение, сообщаемое словесами Божиими, препятствует обольщаться удовольствием или славою. Пс.118:132. Призри на мя и помилуй мя[п], и проч.   Как определил Ты призирать на любящих имя Твое и сподобить их великого Твоего посещения, так сподоби и меня такого же посещения, той же милости. Пс.118:133. Стопы моя направи по словеси Твоему.    По слову Своему направляет Бог стопы идущего от порока и неведения к добродетели и ведению. Ибо таковых руководствует правое слово. Кто не творить греха, тот не раб греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

В Триоди Цветной пергаменной 14-го века, хранящейся в библиотеке А.И. Хлудова под 134 (л. 204): «Царю небесный утешителю душе истине иже вьзде сыи…» Так же и в рукописном Служебнике 16-го века С.-Петербургской Академической библиотеки 816 (в пятдесятницу вечер). Итак, выражение «Душе истины» не есть нововводство, напротив, в точности заимствовано из Евангелия и содержится в наших древлеписьменных и древлепечатных книгах. 3 . В осьмом пункте говорится: «в харатейных и старопечатных диакон глаголет: время послужити Господеви, благослови владыко; а в новопечатных: время сотворити Господеви, владыко благослови». Но как же Денисов не принял во внимание, что слова эти прямо взяты из псалма 118-го седмой-надесять кафизмы, где говорится в стихе 126-м: время сотворити Господеви ( Пс. 118:126 )? И стих этот во всех как древлеписьменных, так и древлепечатных Псалтырях читается так же: время сотворити Господеви. И в известном месте литургии этот псаломский стих так же приводится в Служебниках харатейных старописьменных и в старопечатных. Например: В Служебнике пергаменном 14-го века, хранящемся в Румянц. музеуме под 400: «Время сотворити Господеви, владыко благослови». В Служебнике, писанном в 1475 г., библиотеки Троицкой-Сергиевой лавры 224, л. 8 об.): «Время еже сотворити Господеви, владыко благослови». Точно так же и в других старописьменных Служебниках 15-го века. С.-Петерб. Дух. Академии под 532, 534, 535, 538, 541, 838 и в пергаменном Служебнике 160го века Хлудовской библиотеки 113. Из печатанных Служебников укажем следующие, в которых употреблено сие выражение: В Срятинском 1604-го года, стр. 56: «Время еже сотворити Господеви, владыко благослови». Так же в Служебниках печатанных: В Убнециех 1619 и 1654 гг.; в Киево-Печерской лавре 1620, 1629, 1631 и 1639 гг.; в Вильне 1616 г.; в Дельском монастыре 1646 г. После этого кто же не согласится, что Денисов сказал неправду, утверждая, будто «в харатейных и старопечатных» книгах содержится только выражение «послужити Господеви»?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Тит.1:3. Яви же во времена своя слово Свое, проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога . Обетование жизни вечной было верно и непреложно, но до времени сокровенно в Боге. Пророки хотя возвещали о ней, но тоже прикровенно, давая способным прозревать ее как бы сквозь сень некую. Но в такой сокровенности и прикровенности оно не могло оставаться навсегда; потому что должно было быть принято ясною верою и усвоено точным исполнением условий к участию в нем. Однако ж необходимо должно было оставаться в таком виде известное время, чтоб люди промыслительными действиями Божиими достаточно приготовились к принятию его. «Для чего такое промедление? — спрашивает святой Златоуст и отвечает: — Из попечения об нас и для того, чтоб сделать это (явление сокровенного) благовременно. Что и выразил Апостол словами: «яви же во времена своя. Во своя» ,— то есть в приличные, надлежащие, сообразные, подобно как и Пророк говорит: время сотворити Господеви (Пс. 118:126)». У Бога всему свое время. Пришло время явить сокровенные Советы Свои, и явил. Но времена сии Он держит во Своей власти (Деян. 1:7), как и самое течение событий. И они от века определены и суть потому Божии. «Яви» — и ясным, не прикровенным словом объявил, и самым делом устроил все, потребное для получения участия в сем обетовании. Почему слово сие указывает на все домостроительство спасения, совершенное Господом Иисусом Христом, в Коем и самый живот вечный. «Слово Свое» — то слово, которым изрек и которым скрепил обетование в Предвечном Совете. Слово, τον λογον ,— сие слово, то есть слово обетования, как и обычно говорится: дал слово, означая какое-либо обещание. Блаженный Феофилакт пишет: «что «яви» ? «слово» , говорит, «Свое» , — то есть Евангелие: ибо Евангелие все объемлет, как то, что в настоящее время нам дано, как-то: благочестие, веру, истину, — так и то, что обещается в будущем веке, то есть жизнь вечную». Триипостасный Бог благоволил положить, чтобы для спасения нашего Сын Божий воплотился и, пострадав плотию и крестную понесши смерть, воскрес и вознесся на небеса, чтоб, седя одесную Отца, вечно ходатайствовать о нас, и на устроение спасения каждого послал Духа Святаго, благодатию Коего и спасаемся, причастниками бывая жизни вечной. Сие от века положенное явил теперь Бог и словом и делом. Подробнее об этом пишет святой Павел ниже в сем же Послании. Были, говорит, мы непотребны и погибельны: «егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога... спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго... да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя» (Тит.3:4 — 5, 7; Тит.2:11—13). Живот вечный в будущем приемлется в совершенстве; но зачинается и зреет здесь по законам воплощенного домостроительства. Почему явление слова обетования есть возвещение о воплощенном домостроительстве, принятие коего полною верою и с соответствующими трудами есть залог жизни вечной. Это выразил Апостол, указав на способ явления слова обетования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2955...

Пс.118:126. Время сотворити Господеви: разориша закон Твой    Ревнитель богоугодной жизни не о том только ревнует, чтобы самому быть всегда во всем исправным, но и о том, чтоб и все, с кем живет он, отличались верностию заповедям Божиим. Славу Божию видит он в процветании добрых нравов. По силам своим он и старается содействовать сему процветанию, движимый к тому любовию к Богу и преданностию Ему. Успех в этом радует его, а неуспех заставляет скорбеть и мучиться, как мучился, по уверению апостола, Лот среди содомлян, — мучится, но не остается в бездействии: то собственным примером, то словом убеждения во время благопотребное он старается повлиять на сокращение зла и возвращение силы началам добра. Имея такую заботу, он ревностно молится, чтобы Сам Господь Своим воздействием, внутренним ли то или внешним, привзошел в среду разливающегося зла и, разорив гнездо его, развеял, ослабил и уничтожил его. В таком именно положении и представляет себя святой пророк в этом стихе. С сокрушенным печалию по Бозе сердцем видел он, как небоязненно все и всюду разоряют закон Божий, и, видя безуспешность своих усилий противодействовать злу, взывает уповательно к Богу: «Разорили закон Твой, Господи! Время Тебе Самому действовать; человеческие усилия тут уже не помогут».    Слово «время» он употребляет, прозревая в планы Промышления Божия. Бог терпит грехам; но когда уже зло усиливается чрезмерно, Он карательно поражает людей для пресечения зла. Таких опытов было немало. По этому закону был потоп, была погибель Содома и Гоморры, поражение египтян, истребление хананеев. Приводя это на память, пророк взывает: «время». Так понимает это блаженный Феодорит: «Бог, говорит он, распоряжающий все весом и мерою, весьма долго терпит грехи человеческие; но, когда видит, что при долготерпении Его возрастает лукавство, тогда налагает наказание». Посему и пророк говорит здесь как бы так: «Время, Владыко, восстать на помощь обиженным, ибо враги совершенно попрали закон Твой». Взывать таким образом побуждает и ревность о славе Божией, и любовь к людям, как к братьям, и, в некоторой степени, стыд, что так оно есть. Когда несколько русских сделают что-либо нехорошее, всем русским бывает стыдно, в сознании того, что те немногие срамят весь русский народ; так и пророк, объединяя в своем сознании всех людей и видя, как они нечестиво поступают пред Богом, стыдится за всех их и молит Самого Бога отъять этот стыд, словно боязно ему стоять пред Богом, пока на людях, среди которых живет он, лежит то пятно, что они разорили закон Божий. Такое чувство обнаруживал и пророк Исайя, когда, выражая страх от видения славы Божией, говорил, между прочим: «среди людей, нечистые уста имеющих, живу я».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Пс.118:126.   Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. Бог долготерпит грехи человеческие, но когда видит, что при этом возрастает лукавство, тогда полагает наказание; поэтому Пророк говорит, что время Тебе, Владыко, восстать на защиту обижаемых, ибо враги слишком попрали закон. Слова: «время сотворити Господеви» , вне контекста, можно употреблять перед началом всякого дела, посвящаемого Богу, особенно молитвы. Приступая к ней, может всякий говорить себе: делал ты житейские дела, теперь время начать и дело Божие, делать для Бога. (В таком смысле употреблены эти слова в нашем служебнике пред началом литургии) (Феодорит, Феофан). Пс.118:127.   Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. «Топаз» есть драгоценный камень, имеющий цвет золота, почему Давид и причислил его к «золоту» . Но премудрость лучше, нежели камни многоценные; да и все остальное недостойно ее. Пророк любит «заповеди» больше всякого богатства. В этом заключается совершенство христианина! (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.118:128.   Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. Кто хочет истинно благоугодить Богу, принять от Него небесную благодать Духа, возрастать и усовершаться в Духе Святом, тот должен принуждать себя к исполнению «всех заповедей» Божиих и покорять сердце, даже против воли его... непрестанно моля и прося Господа. Должно возделывать в себе не вместе добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами: с Духом Божиим и духом мира (Макарий В.). Пс.118:129.   Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя. Достойны удивления заповеди Божии; они научают всякого рода добродетели и прогоняют всякий вид зла. «Дивна свидения» , так как дивен Бог и Его промышление непостижимо. «Сего ради испыта я душа моя» , то есть усиленно стала исследовать. Писание не знает научного исследования в видах голого знания: у него речь все о жизни и об устроении ее (Златоуст, Дидим, Феофан). Пс.118:130.   Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

24 февраля 1948 г. «Время сотворити Господеви: разориша закон Твой» (Пс. 118, 126). Пришло как нельзя более то время, когда надо сотворити Господеви, принести Богу славу и честь, ибо «разориша закон Твой», совсем разорили. «Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» (ст. 127–128). Именно тогда, когда разорили закон Господень, нужно людям, сердце которых не может терпеть этого, нужно всем сердцем возлюбить заповеди Христовы — больше золота, больше драгоценных камней, и ко всем, решительно ко всем заповедям Господним направлять сердце свое. Надо всякий путь неправды возненавидеть. Вот это запомните, что надо все заповеди Христовы возлюбить и себе поставить целью все заповеди Христовы исполнять, ибо всякий, кто исполняет только первую, вторую, третью заповедь, но не исполнит всех, повинен в разорении всего закона. Если все заповеди исполнит, а одной не исполнит, повинен в разорении всего закона. Это очень страшно: на нас лежит долг исполнять все заповеди закона. А легко ли это? Нет, не легко, а очень трудно, и всякому христианину, вступившему на путь Христов, зрящему в Царство Божие, туда направляющему очи свои, предлежат великие трудности: надо ему непрестанно трудиться — трудиться над сердцем своим. Сердце наше — как конь необъезженный, своенравный, которого надо сдерживать, надо хлестать плетью, которому нельзя давать воли, надо держать на туго натянутой узде. Сердце рвется к свободе, рвется ко всему, чего требует плоть, чего требуют страсти, а наша задача это непокорное сердце обуздывать. Для этого нужен великий, постоянный, неуклонный труд: понуждать себя к исполнению заповедей Христова закона, надо заставлять себя, понуждать, надо заставлять сердце свое исполнять не волю свою, а только то, что велят заповеди. А заповеди чего требуют от нас? Чтобы были мы милостивыми, были милосердными, были благими. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Встав перед престолом и воздев руки «гор е » — ввысь, к Небесам, — священник молится: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша» ( 6 ). Именно Святой Дух даровал апостолам познание Христова учения: «Дух Святой научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26). Именно Святой Дух свидетельствует в наших сердцах истинность веры во Христа Спасителя. Святой Дух наполняет все, всю Вселенную, но в человеке действует тогда, когда сам человек открывает свою жизнь Богу. После молитвы, призывающей Святого Духа, священник произносит слова, которые впервые были услышаны от Ангелов в ночь Христова Рождества: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14). Именно потому, что Бог стал человеком и этим соединил земное и Небесное, мы можем совершать Литургию, являющую «Небо на земле». Именно потому, что Бог стал причастен к человеческому роду, мы в Церкви можем стать «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1: 4). «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс. 50: 17), — молится священник. Мы прославляем Бога, но не только мы и не столько мы являемся совершителями Божественной Литургии, сколько Сам Господь Бог. И произносимые дьяконом слова псалмопевца Давида «Время сотворити Господеви» (Пс. 118: 126) несут двойной смысл: «время нам действовать для Господа» — призыв к молитве и «время Господу действовать» — наше смиренное осознание божественности Литургии. Теперь литургическое действо в алтаре приобретает характер диалога дьякона, призывающего к молитве, и священника, молитву приносящего: «Владыко, благослови». — «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». — «Аминь». Благословение человека Богом означает, что на человека призывается благодать Божия. Когда же человек благословляет Бога, это значит, что он Бога прославляет и благодарит. Бог есть сама полнота, Он не зависит от нас. Верит человек в Бога или нет — Бог есть Тот, Кто есть: Сущий — само Бытие и Жизнь. Прославляет человек Бога или нет — величие и святость Бога остаются неизменными. Но если человек верит в Бога — и верит Богу, — жизнь самого человека обретает измерение вечности. И когда у людей возникает потребность прославлять Бога, они вырастают в меру и достоинство сыновей и дочерей Божиих. Благословляя, прославляя Бога, мы открываем себя для Его благого действия в нас. И в конце Литургии мы услышим, что «Бог благословляет благословляющих Его».

http://zavet.ru/a/rss_1296232697.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010