«Ибо слово Господне право и все дела Его верны» ( Пс. 32, 4 ). «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род» ( Пс. 32, 11 ). «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2, 11 ). «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1, 20 ). Премудрость Божию мы познаем из создания и устроения мира и дивного о нем Промысла; видим и в Его святом слове, поразному нам явленную. Пророк поет Ему: «Все соделал Ты премудро» ( Пс. 103 „ 24). «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» ( Притч. 3, 19 ). Дивно все творение: не создано ничего, что не служило бы определенной цели, нашей пользе и славе Самого Творца. Солнцу определил Творец непрестанное движение и приближение к нам, и удаление от нас: «солнце знает свой запад» ( Пс. 103, 19 ), чтобы сменялись ночь и день, утро и вечер... Луну сотворил к различению и познанию времен: «сотворил луну для указания времен» ( Пс. 103, 19 ). Звезды сотворил, чтобы сияли в ночи, и для других целей, известных астрономам. Земля создана плотной и твердой, чтобы быть местом обитания людей и животных... Так и другие творения устроил премудрый и благой Создатель наш к доброй цели, и нет такой вещи, которая бы не была создана к нашей пользе... Но Тот же премудрый и благой Создатель, так премудро сотворил мир, так премудро и промышляет о сотворенном мире, и все дивно направляет к определенным целям ( 104,127 ) . Пойдите как-нибудь по узкой тропинке к полю, усеянному пшеницей, рассмотрите колосья. Видите эту легкую кожицу (плеву), которая их обвивает, длинные ости, которые их защищают: это для того, чтобы оберечь от губительного влияния солнца. Видите эти зеленые листочки, разрастающиеся около картофеля: это для того, чтобы сохранить сырость, нужную для его утолщения. Вспомните и ядро под скорлупой, которая его защищает... Кто так сохраняет эти колосья? Кто закрывает это зерно? Кто устроил ресницы над глазом человека для защиты его от солнечного блеска? Не Бог ли, бытие разумное? Можно ли в присутствии таких доказательств, отрицать Его премудрость и благость ( 113, 108 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

То же самое мы видим и в следующем тексте:  …Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь  (Быт. 11, 7 – 8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве (дословный перевод которого может быть: «Прежде сотворил ОНИ (БОГИ) с небом и с землею»). Как мы видим, еврейский глагол  бара  – «сотворил» в единственном числе, а само первое имя Бога в Библии –  Элоним  – во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе  «бара»   –  (сотворил). Арамейское слово  бар  означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим (Логосом – Словом). Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе. Сказано:  и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом  (Еф. 3, 9). В то же время и о Святом Духе сказано:  Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою  (Быт. 1, 2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ ( Элоним ) суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, о множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих:  Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его  (Ис. 48, 16). Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом  и на земле, как на небе  (Мф. 6, 10) мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына:  И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение  (Мф. 3, 16 – 17). Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове «О Крещении» обращал на сие внимание. А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы : И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему  (Быт. 1, 26). Блаженный Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит: «Нашему», Он показывает, что один и тот же Бог не просто Один, но существует более чем Одна (Его) Ипостась (Личность).

http://pravoslavie.ru/105974.html

То же самое мы видим и в следующем тексте: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (Быт. 11: 7–8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» ( Янве ) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве: «бэрешит бара элоним эт нашамайим ве эт наарец» – дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил ОНИ (БОГИ) с небом и с землею». Как мы видим, еврейский глагол ( бара – «сотворил») в единственном числе, а само первое имя Бога в Библии Элоним – во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе бара – «сотворил». Арамейское слово бар означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе. Сказано: «…и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф. 3: 9). В то же время и о Святом Духе сказано: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, о множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48: 16). Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом «и на земле, как на небе» (Мф. 6: 10), мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына, о чем мы прочитали выше. Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове «О Крещении» обращал на сие внимание: что и первый мир творится при водах и парении Духа Святого, и второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца.

http://pravoslavie.ru/93462.html

Творение объединяет человечество. Бог сотворил Адама и Еву ( Быт. 1:27 ) и наказал им растить детей ( Быт. 1:28 ), что они и сделали ( Быт. 5:1 ). Все человеческие существа являются их потомками ( 1Пар. 1:1 ; Лк. 3:38 ). На основе этой доктрины единства человечества в его прародителях Павел объявляет греческим философам, что Бог произвёл все народы от единого предка ( Деян. 17:26–29 ). Малахия вопрошает: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» ( Мал. 2:10 ). Одним из следствий этого единства в творении является то, что расизм одновременно нравственно порочен перед Творцом и бессмыслен. Существует только одна раса, род Адамов, который делится на этнические группы. Смешанные браки между этими группами вполне законны. Национальная ненависть есть прямое выступление против Божьего замысла. Творение предопределяет равенство полов. Доктрина творения противостоит попыткам как мужчин, так и женщин утвердить своё превосходство над другим полом. Несмотря на противоположные обвинения, направленные против консервативных христиан, насилие и унижение в отношениях полов противоречит учению Писания. Бог объявил, что в Его глазах оба пола равны: «и сотворил Бог человека по образу Своему [...] мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:27 ). Это равенство в сущности. Иисус повторил эту истину в Мф. 19:4 . Точно так же апостол Павел отмечает взаимозависимость мужчин и женщин: «и не муж создан для жены, но жена для мужа [...] Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же – от Бога» ( 1Кор. 11:9–12 ). Творение узаконило авторитет властей. Как указывает Библия, «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» ( Рим. 13:1 ). В упомянутом выше отрывке из Быт. 9:6 наличие образа Божьего в сотворённом человеке признаётся настолько важным, что убийц надлежит карать смертью. Защита человеческой жизни и наказание тех, кто её отнимает, стали функцией властей. По словам апостола Павла, тот, кто имеет власть, «есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Заключение повествования о Воскресении и Вознесении взято из Евангелия от Иоанна: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20:30–31 ). Чтобы вы не только уверовали, но и, «веруя, имели жизнь во имя Его» или, если дословно перевести с греческого, «имели жизнь в имени Его». Это напоминает нам, а в особенности тем, кто занимается молитвой Иисусовой, о том, как мы должны жить – постоянно пребывая «в имени Его». Когда мы грешим, мы как бы выходим за пределы Его имени, а когда живем праведно, то находимся «в имени Его» – в Самом Господе. «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21:24–25 ). Действительно, евангелисты писали очень кратко, о некоторых чудесах они только упоминали, говоря, что Господь исцелил множество больных, хромых и слепых. Я думаю, что опущено и много подробностей того, как Спаситель являлся Своим ученикам после Воскресения. Например, апостол Павел говорит: «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время», – и кроме такого краткого упоминания больше об этом явлении ничего не сказано. Если даже Господь явился всем братьям сразу, подробности этого события также были бы интересны. А если здесь подразумеваются отдельные явления пятистам братьев в течение всего периода от Воскресения до Вознесения, то представьте себе, сколько могло бы быть разных интересных повествований, тем паче, если бы эти события были описаны подробно! «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Даже если отнести эти слова апостола Иоанна Богослова лишь к событию Воскресения, они были бы справедливы. Тем более они верны, если иметь в виду всю жизнь Спасителя, все бесчисленные, непостижимые, но, однако же, реальные чудеса, которые Он сотворил за время Своей проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

XXXV. О таинстве Брака В таинстве брака члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Брак есть божественное установление. Это ясно засвидетельствовал Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев о разводе сказал: не читали ли вы, что Сотворивший в начале – мужчину и женщину сотворил их? ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:3–6 ). То же засвидетельствовал Иисус Христос и Своим примером, когда почтил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив здесь чудо – претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ). Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:2–17:25–28 ). Мало того, христианский брак, по апостолу, есть образ благодатного союза Христа с Церковью. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:22–25:31–32 ). Как образ союза Христа с Церковью, исполненного благодати и святости ( Ин.1:14 ; Еф.5:25 ), и брак освящается и исполняется благодатью чрез особое тайнодействие, а потому есть тайна великая. Ещё во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие. Жена связана законом, доколь жив муж её, если же муж её умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Выражение «только в Господе» указывает на то, что во времена апостолов христианские браки, в отличие от нехристианских, совершались во имя Господа, т.е. освящались чрез видимое священнодействие. Это можно видеть из следующих слов апостола. Обличая лжеучителей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что сотворил Бог, он говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой ( 1Тим.4:1–5 ). Освящение словом Божиим относится апостолом не к пище только, а и к браку, запрещаемому отступниками. Об этом же свидетельствуют и святые отцы Церкви, хранители апостольского предания. Святой Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женщинам и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Изъяснение псалма 95-го. Песнь 25 «Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей». И сие надписание сделано не блаженным Давидом и не теми, которые в начале истолковали пророчество, но кто-нибудь другой, вероятно не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил надписание сие. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божественный храм; потому что в них предызображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение. Пс.95:1 .   Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля. «Воспойте Господеви песнь нову». При новом порядке дел потребно и новое песнопение. «Воспойте Господеви вся земля». Как приличествует сие Иудеям, терпевшим нападения от всех людей? Видевшие их освобождение, не радовались, а напротив того огорчались и покушались подавить их всякаго рода бедствиями. Пророческое же слово целую вселенную призывает к ликованию. Пс.95:2 .   Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его. «Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его». Каждый день поведывайте оказанное благодеяние. Потом Пророк показывает, к кому надобно обратиться, поведывая о сем. Пс.95:3 .   Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его. «Возвестите во языцех славу Его, во встъх людех чудеса Его». Весь род человеческий да насладится таковым учением, и да познает чудеса Божия. Пс.95:4 .   Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. «Яко велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги». Неизреченно величие Господа всяческих; показал Он силу Свою на богах лжеименных, и обличил их прелесть. Сие и дает видеть Пророк в присовокупляемом. Пс.95:5 .   Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил. «Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори». Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он – Творец небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

2Кор.11:16 .  Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться. «Паки глаголю, да никтоже мнит мя безумна быти: аще ли ни, поне яко безумна приимите мя, да и аз мало что похвалюся». Апостол многократно, решившись на пользу ученикам описать собственные свои труды, снова налагал на себя узду собственного своего благоразумия и скромности. Посему и здесь умоляет, чтобы не почли его делающим дело безумного. А если не убежду вас к этому, говорит он, то потерпите сие, как от безумного. 2Кор.11:17 .  Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу. «А еже глаголю, не глаголю по Господе, но яко безумии в сей части похвалы». Есть Владычний закон, который учит: «егда сотворите вся сия, глаголите, яко раб неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом» ( Лк. 17, 10 ). Посему-то богомудрый Павел сказал: «еже глаголю, не глаголю по Господе», то есть говорю это не по Его закону. Но чтобы не подумал кто, будто бы в учение свое называет безумием, по необходимости присовокупил: «в сей части похвалы», то есть в этих словах называю себя безумным. 2Кор.11:18 .  Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться. «Понеже мнози хвалятся по плоти, и аз похвалюся». Сим «по плоти» наименовал здесь Апостол внешнее богатство, благородство, доброречивость; потому что противники, как евреи, высоко о сем думали и выставляли на среду патриарха Авраама. 2Кор.11:19 .  Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных. «Любезно бо приемлете безумныя, мудри суще!» 2Кор.11:20 .  Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. 2Кор.11:21 .  К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. «Приемлете бо, аще кто вас порабощает, аще кто поядает, аще кто не в лепоту проторит, аще кто по лицу биет вы, аще кто величается. По досаждению глаголю». Апостол показал, что противники напрасно величаются презрением денег; ибо для сего-то и употребил выражения: «аще кто поядает, аще кто не в лепоту проторит». А сие: «аще кто по лицу биет вы» – значит: если кто обходится презрительно, ругается над вами. Ибо присовокупил Апостол: «по досаждению глаголю», то есть сказал я это по причине бесчестия, какое наносят они вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

82 . И приказал пророк Илия царю Ахаву собрать весь народ на гору Кармил и 450 лживых пророков Вааловых и 400 пророков Иезавелиных ( 3Цар.18:1819 ). 83 . И сказал Илия народу: Я один остался пророк Господень ( 3Цар.18:22 ). 84 . Пусть Вааловы пророки приготовят жертвы и я, призывающий имя Бога Вседержителя. И тот Бог, Который даст ответ огнем, есть Бог истинный ( 3Цар.18:2324 ). 85 . И служители Ваала приготовили тельца и призывали от утра до полудня: Ваале, услыши нас! И кололи себя ножами, и кровь лилась, и не было ответа ( 3Цар.18:2526 ). 86 . А Илия смеялся над ними и говорил: Кричите громче, ибо Ваал ваш задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется ( 3Цар.18:2629 ). 87 . И подозвал Илия народ к себе, и поставил жертвенник Господень, и взял 12 камней, и выкопал ров, и положил дрова, и на них тельца, и вылили 12 ведер воды, и ров наполнился водою ( 3Цар.18:3035 ). 88 . И воззвал Илия на небо: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня в огне! Да познают, что Ты един Бог ( 3Цар.18:36 ). 89 . И ниспал огонь Господень и пожег всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! ( 3Цар.18:3839 ). 90 . И сказал народу Илия: схватите лживых пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там ( 3Цар.18:40 ). 91 . А Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и молился о дожде и о народе ( 3Цар.18:42 ). 92 . И была на Илии рука Господня, и по молитве его небо стало мрачно от туч и ветра, и большой пошел дождь, и все заплакали, и наполнились реки, и зазеленели поля, и напиталась земля и дала плоды свои ( 3Цар.18:4546 ). 93 . Пророки открывают величие славы Божией и добра, и правды Божией. Бог ревнитель Своей славы, ибо Он сотворил вселенную, человека, дал ему дух бессмертный, душу, различающую добро и зло, имеющую свободу и самовластие, познающую истину и ложь. Бог дал человеку для жизни духовные и материальные блага, и свет солнца, и тепло, и воздух, и воду, и плоды земли, и богатства лесов, морей и рек, и человек должен быть благодарным своему Творцу и жить в святости, благочестии, мире, трудолюбии, доброделании. И тогда открывается жизнь с Богом, и благословляется человек и в земной жизни, и в вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

1) О благодеяниях ангелов, оказываемых людям Бог, как всеблагий Отец мира видимого и невидимого, ангелов и человеков, поставил ангелов в близком отношении к людям; по Его благой воле святые ангелы являются благодетелями людей, как наши старшие братья, как совершеннейшие и ближайшие к Нему, Отцу небесному. Священное Писание предлагает нам многие примеры таких ангельских благодеяний. Укажу на некоторые. Ангелы Божии спасли Лота от погибели, выведши его из нечестивого города Содома, который за беззакония свои истреблен был огнем и жупелом ( Быт. 19:15–17 ). Ангел Господень питал пророка Илию, когда он, преследуемый нечестивою Иезавелью, бежал по пустыне и изнемогал от скорби и голода ( 3Цар. 19:4–8 ). Ангел Господень, по молитве царя Езекии, спас Иерусалим от нападения ассириян, истребив в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч войска ассирийского ( 4Цар. 19:35 ). Ангел спас пророка Даниила от съедения львами, заключив уста их, как сам пророк свидетельствовал пред царем ( Дан. 6:21, 22 ). Сами, братия, слышите, как часто Евангелие повествует о благодеяниях ангелов: как ангел Господень возвестил Захарии о зачатии Иоанна Крестителя ( Лк. 1:11–19 ); как благовествовал пресвятой Деве Марии о бессемянном зачатии от Неё Сына Божия – Иисуса Христа, наитием Св. Духа ( Лк. 1:28–38 ); как небесный ангел возвестил пастырям вифлеемским о рождении Иисуса Христа в Вифлееме, и в тоже время внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (2:9–14). Ангелы служили Иисусу Христу во время молитвенного подвига Его в пустыне ( Мф. 4:11 ) и в саду Гефсиманском ( Лк. 22:43 ). Ангел освободил из темницы апостолов ( Деян. 5:19 ), и апостола Павла утешил и подкрепил в опасности ( Деян. 27:23 ). 2) Об ангелах хранителях Ангелы Божии не только по временам оказывают благодеяния человекам, но и всегда близки к ним, и, по всеблагому Божию изволению, пекутся о них и охраняют их. Есть ангелы хранители целых народов, как это открыто было пророку Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010