Большинство монахов, назначенных на приходы, были отправлены в ссылку. Так, старец Никон уже второй год находился в заключении в северном концлагере. С архимандритом Исаакием в Козельске осталось только несколько иноков, все они были или очень старые, или тяжело больные. В том же 1929 году по всей стране прокатилась новая волна арестов «врагов революции». Так, в августе 1929 года, на следующий день после праздника Преображения Господня, были арестованы все оптинские монахи, кроме отца Иосифа. Вместе с иноками был арестован и архимандрит Исаакий. Сначала все подследственные содержались в городской тюрьме, а затем были отправлены в Смоленск. Следствие тянулось полгода, а в январе 1930 года заключённый отправили в ссылку. Отец Исаакий переехал в город Белев Тульской области. Но недолго довелось ему дышать воздухом свободы. В 1932 году его снова арестовали. Никто не может ответить на вопрос, в чем провинился оптинский старец перед советской властью. Обвинения против него были расплывчаты и большей частью сфабрикованные, как в общем-то и против всего остального духовенства, репрессированного за годы советской власти. Известно, что, когда следователь на допросе предложил старцу каким-нибудь образом уехать из России, тот ответил: «От своего креста не побегу!» Через пять лет архимандрит Исаакий был расстрелян в Туле... Согласно документам, это случилось 8 января 1938 года. Захоронения людей, погибших от рук Тульского НКВД, находятся в лесу на 162 км Симферопольского шоссе. И где-то в общей могиле, среди таких же мучеников лежит и последний оптинский архимандрит... Сохранилось предание, что однажды блаженный Гаврюша громко кричал вслед настоятелю: «Вот идет последний оптинский архимандрит! Его расстреляют!» Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Исаакий II Оптинский, прмч. " .

http://pravicon.com/info-2579

«Для духовных чад он был любящим и снисходительным отцом, но как строго он относился к себе! Страдая сахарным диабетом, при котором так необходимо пополнение сгоравших калорий, он строго соблюдал посты, а когда читал канон Андрея Критского , горло у него пересыхало, но он выдерживал. В Алма-Ате, еще больной, отец Исаакий на первой седмице Великого поста не вкушал пищи до среды, до окончания первой Литургии Преждеосвященных Даров», – вспоминает бывшая его медсестра Валентина и добавляет: «Да, чудное и трудное его житие...» Поездка в Казань Спустя некоторое время архимандрит Исаакий с радостью узнает о том, что архиепископ Сергий (Королев) возвращается из Зарубежья на Родину. Его назначают на Казанскую и Чистопольскую кафедру. Отец Исаакий поделился с митрополитом Николаем своим желанием посетить духовного отца и съездить в Казань. Владыка Николай благословил эту поездку. 19 августа 1952 года после вечерни Владыка Николай сказал слово о предстоящем отпуске архимандрита Исаакия: «Все вы отлично знаете, с каким усердием отец Исаакий исполняет свои священнические обязанности. С раннего утра, если он не служит в храме, то у него требы. Или идет он со своею сумочкой на далекие окраины города и возвращается поздно вечером. Раз спросил я его, сколько у него в день свободного времени? Он говорит: «Посмотрю в записную книжечку». А когда посмотрел, то оказалось, что все часы того дня были заняты. То же самое и на следующий день, и во все остальные дни недели. Неизвестно, когда же он отдыхает, кушает, спит – этого мы не видим. Вот и решили ему дать отпуск, чтобы он мог отдохнуть, повидаться со своим наставником, другом Владыкой Сергием». Вернувшись из Казани в канун праздника Рождества Богородицы, архимандрит Исаакий поблагодарил Владыку Николая за предоставленную ему возможность встретиться с архиепископом Сергием, всех присутствующих в храме – за молитвы. Рассказал, как встретил его Владыка Сергий, как они служили в кладбищенской церкви города, где хранится множество древних святынь: святые мощи святителя Гурия; чудотворный образ преподобного Сергия Радонежского, присланный Иоанну Грозному из Троице-Сергиевой Лавры в г. Свияжск, откуда он повел свое наступление на Казанское царство; большой стяг с изображением Нерукотворного Спаса войска Иоанна Грозного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это входящие в систему художественного оформления собора и созданные в сер. XIX в. иконы, монументальная живопись, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, а также вклады различных лиц, в т. ч. императоров. В 3-ярусном главном иконостасе собора в местном ряду справа от образа Иисуса Христа первоначально помещалась большая (488×212 см) икона И., написанная маслом в живописной манере Т. А. Неффом (1848, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). Святой представлен фронтально в рост, в монашеском облачении и схиме, голова покрыта куколем, на ногах сандалии. И. смотрит вверх, в левой опущенной руке держит развернутый свиток с рисунком-чертежом Исаакиевского собора, правой - указывает на свиток. Эта икона, как и др. иконы местного ряда, была заменена мозаичным образом, который находится в иконостасе. Мозаичный образ И. по оригиналу Неффа выполнили В. Е. Раев и Н. М. Алексеев. На проектном рисунке главного иконостаса (О. Монферран, 1841; Комитет по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) можно видеть образ И. в иконографии Неффа (в нижнем ряду 3-й справа). Впосл. этот тип изображения И. получил распространение в разных видах изобразительного искусства. Для отливки на главном колоколе Исаакиевского собора скульптор А. В. Логановский изготовил в низком рельефе глиняный медальон (1845) с поясным образом И. На колоколе были также помещены медальоны с поясными профильными изображениями имп. Петра I, имп. Екатерины II, императоров Павла I, Александра I и Николая I. Колокол был отлит валдайским мастером И. М. Стуколкиным ( Серафимов, Фомин. 1903. С. 30). Прп. Исаакий. Рельеф сев. дверей Исаакиевского собора в С.-Петербурге. 1851 г. Скульптор И. П. Витали Прп. Исаакий. Рельеф сев. дверей Исаакиевского собора в С.-Петербурге. 1851 г. Скульптор И. П. Витали Прп. Исаакий. Резная икона. 1858 (?) г. Мастер Я. П. Серяков (Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор») Прп. Исаакий. Резная икона. 1858 (?) г. Мастер Я. П. Серяков (Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор») На наружных дверях северного портика в центральной филенке на правой створке помещено скульптурное изображение И.

http://pravenc.ru/text/674786.html

Они, к сожалению, не понимали, что благодаря молитвам отца Исаакия грубые фининспекторы и прочие представители власти уходили после различных проверок спокойными и умиротворенными. Никогда наш собор так не процветал, никогда не пользовался такой заслуженной славой, как при настоятеле архимандрите Исаакии. Отец Исаакий был для многих духовным пастырем. И сколько людей со всех концов света стремились приехать к нему хоть на несколько дней, из многих городов России и Зарубежья, где его знали и любили. Однажды, сидя у батюшки за столом, мы спросили его: разве он не такой же старец, какими были Оптинские старцы? Он улыбнулся и ответил: – Нет. А потом тихо прибавил: – Меня не благословили... боясь за меня. Необычайно торжественно отмечались при отце Исаакии Церковные праздники: Рождество, Преображение, Успение Пресвятой Богородицы, престольные и храмовый праздник Вознесения Господня, особенно радостно проходил «Праздник Праздников» – Святая Пасха. А во время Рождественского поста батюшка ввел «Чин 12-ти псалмов, поемных особь», и мы все очень полюбили это прекрасное богослужение. Великий пост мы любили чуть ли не больше самых радостных праздников. Вот наступает великий вечер Прощеного воскресенья. Служба идет своим порядком; совершается вечерня, но вот появляется дьякон, Уже в черном, великопостном облачении. Звучат, первый раз в этом году, строгие, трогательные и прекрасные великопостные песнопения. На амвон выходит архимандрит Исаакий, за ним – остальные священники. Отец Исаакий произносит короткое слово, в котором напоминает, что пост, воздержание – это самая первая заповедь, данная Богом Адаму и Еве. Нарушение этого единственного запрещения изменило природу человека, и он стал смертен. В конце своего слова отец Исаакий желал всем как можно лучше попоститься и помолиться Богу о даровании покаяния, о прощении грехов. А начать пост советовал со взаимного прощения обид и с примирения со всеми, помня, что ты хуже других. Отец Исаакий с домочадцами Сергиевского Подворья. Фото А.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника, и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием. Оптинцы были разбросаны по Козельску и другим местам, но при каждой возможности они старались поддерживать связь со своим отцом архимандритом и на все перемещения брать его благословение и всегда просить его святых молитв. Монахиня Амвросия (Оберучева) вспоминала об отце Исаакии: " Это был замечательный человек и идеальный монах. Большого роста, мудрый, но в то же время простой, искренний, как дитя. Он обладал особыми способностями к пению и даже составлял ноты. И эта простота и искренность и, наконец, любовь к пению сблизили его с нашим батюшкой (преподобным Никоном). Придет, бывало, батюшка благословиться к отцу архимандриту и там задержится непременно: побеседуют и попоют где-нибудь в саду… " . В Козельске архимандрит Исаакий II проживал вместе со своим келейником отцом Дионисием. Вероятно, в это время Лидия Защук приняла схиму с именем Августа. …Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года после окончания следствия заключенные были сосланы. Преподобный Исаакий переехал в город Белёв Тульской области, где у него было много духовных чад. В 1932 году архимандрит Исаакий был в Брянске и там купил икону в ценном окладе. Там же его вновь арестовали, перевезли в белёвскую тюрьму и судили за " незаконную валютную операцию " . Через пять месяцев его выпустили, но потребовали уехать из Белёва куда-нибудь подальше. " От креста своего не побегу " , — ответил священномученик Исаакий и остался в Белёве. В 1937 году в Белёве было арестовано сто человек, и они все были расстреляны, а 3/16 декабря 1937 года было арестовано еще двадцать человек, среди которых был преподобный Исаакий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Преподобноисповедник Никон (в миру – Николай Митрофанович Беляев) родился в московской купеческой семье 26 сентября 1888 года. В Оптину пустынь поступил в 1907 году. Он стал письмоводителем старца Варсонофия. В монашестве был наречен Никоном. Отец Никон по благословению настоятеля монастыря преподобного Исаакия (Бобрикова) и старца Нектария принял старческое служение в тяжелые годы гонений на Церковь . В 1923 году в Оптиной пустыни богослужения совершались в одном Казанском храме и единственным служащим иеромонахом был преподобный Никон. Здесь же принимал он скорбный народ. «Как скорби переносить?» – спрашивали богомольцы. «Положиться на волю Божию, – отвечал старец. – А о тех, кого считают виновниками, думать, что они – орудия нашего спасения.» В1927 году преподобного Никона арестовали. Последовали тюремное заключение и ссылка на север. Последний год своей многоскорбной жизни, тяжело больной, преподобный провел близ города Пинеги, за 200 километров от Архангельска. Господь даровал Своему верному служителю мирную кончину и по преставлении почтил достойным погребением: ко гробу почившего старца чудесно собрались ссыльные священнослужители и миряне, находившиеся на тяжелых работах в пинежских краях. Иеромонах Никон скончался 25 июня 1931 года. Преподобномученик Исаакий (в миру – Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Орловской губернии в благочестивой крестьянской семье. В 19 лет он поступил в Оптину пустынь, и старец Амвросий предсказал ему, что он будет последним оптинским настоятелем и примет мученический венец. В 1899 году послушник Иоанн был пострижен в монашество с именем Исаакий. На должность настоятеля отец Исаакий был избран в 1914 году. Преподобный отличался большой простотой, которая сочеталась в нем с духовной мудростью. Управляя обителью в трудное и скорбное время, он всегда пребывал в мирном духе, во всем полагаясь на Бога. Преподобный Исаакий был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 года. Ему довелось испытать тяжесть разорения и поругания святой обители. После закрытия монастыря оптинские иноки, поселившиеся на квартирах в Козельске и окрестных деревнях, продолжали относиться к отцу Исаакию как к своему настоятелю, приходили к нему за благословением и советом. Тихая, чистая и твердая в православных устоях жизнь преподобного Исаакия была увенчана мученичеством за Христа. Архимандрит Исаакий был расстрелян под Тулой, на второй день Рождества Христова, 26 декабря 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сановники согласились на прочтение этих грамот. В них содержался братский совет этих архиепископов Домну обратить внимание на многотерпящего от своих клириков Афанасия и, если самому архиепископу покажется трудным по отдаленности его кафедры произвести исследование на месте (в городе Перре), то поручить это дело кому-нибудь из подведомственных митрополитов. При этом архиепископу Домну поставлялось на вид, что по словам Афанасия он так много терпит от своих клириков, что собор, слушая его, пролил слезы, что эти клирики, и ранее отличавшиеся дерзостью, которую воспитало в них неразумное снисхождение к непотребным их проступкам прежнего епископа, теперь дошли до того, что самовольно изгнали своего епископа и его экономов и даже исключили имя его из церковных диптихов. Затем указывалось архиепископу Домну и на то, что Афанасий подозревает в нерасположении к себе и своего митрополита, и потому он не сожалел бы о том, что придется (и должно) устранить от суда над Афанасием его митрополита. Выслушав это, сановники спросили: «Что было сделано после этих посланий?» Савиниан указал на собор Антиохийский, тот самый, который оговаривал в начале процесса Афанасия, и просил прочитать деяния этого собора. Последуем и мы за чтением актов этой второй судебной инстанции. Они раскрывают перед нами следующее. В церкви Антиохийской, в портике летней судебной палаты епископии составился собор. И когда сели святейшие епископы: Домн (архиепископ) самой Антиохии, Феодор Дамасский и другие (26), нотарий и дьякон Татиан сказал: «Перрские клирики и теперь снова подали вашей святости прошения на почтеннейшего епископа Афанасия, и если твоя святость прикажет, я прочитаю их. – Где подавшие прошения? – Татиан : они вне (палаты). – Домн: пусть войдут. – Татиан : явился Исаакий, подавший прошения. – Домн: один Исаакий подал прошения, или и другие вместе с ним? – Татиан : один Исаакий подал прошения. – Домн: пусть скажет Исаакий, он ли подал прошения? – Исаакий: да, я прошу твою святость. – Домн: прочитай их. (По прочтении): так как упомянуто и об иподьяконе Иоанне, то пусть войдет и он.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Мы, дети, как, впрочем, и все прихожане Никольского собора, благоговели перед Владыкой. Он был для всех авторитетом непререкаемым. И даже если мы иногда баловались, бабушки говорили нам: «Вот Владыке-то скажу, как вы тут вертитесь!» И это действовало безотказно, мы прекращали свое баловство. Владыка был полным хозяином храма и это чувствовалось во всем – и на богослужениях, когда Владыка руководил общим пением народа, и в хозяйственных делах. Если он что-то скажет, это исполнялось мгновенно, ему не приходилось повторять, каждое его слово хваталось на лету. Так было не потому, что его боялись, а потому, что любили. И хотя после войны народ был довольно грубый, и толкались, бывало, и ругались, но в присутствии Владыки все утихали, успокаивались. Я никогда не слышала, чтобы Владыка повышал на кого-нибудь голос. Он всегда был спокойный, выдержанный. Но если Владыка улыбался тихой улыбкой в свою красивую белую бороду – все это сразу чувствовали и весь народ в храме тоже начинал улыбаться. Когда Владыка болел, о. Исаакий всегда говорил народу: «Давайте помолимся, наш Владыка болен». Он служил молебен о здравии, все молились коленопреклоненно и плакали – лишь бы Владыка поправился. О. Исаакий тоже становился на колени и со слезами в голосе просил за Владыку. А если о. Исаакай поздравлял Владыку с днем Ангела, он такие теплые от души слова говорил, что тоже всегда плакал, а за ним плакал и Владыка, и весь народ. О. Исаакий любил Владыку искренно, по-сыновьи, и после его смерти ежегодно ко дню его памяти писал стихи. Это было и на годовщину, и на 10-летие и на 20-летие, и так писал до самой своей кончины. И когда о. Исаакий в день памяти Владыки читал эти стихи, он говорил: «Это святой человек! Это мой любимый покровитель!» – и всегда в глазах стояли слезы, хотя прошло уже много лет. Это была удивительная любовь к митрополиту Николаю. И в Ельце, в келье о. Исаакия висели портреты митрополита Евлогия (Георгиевского), архиепископа Сергия (Королева)  и митрополита Николая (Могилевского) . А у монахини Нины в келье (она жила в доме о. Исаакия в Ельце) висел на стене небольшой красивый плакатик примерно такого содержания: «Господи, дай мне прожить день и никого не осудить». Митрополит Алма-Атинский Николай».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Если какой брат впадал в прегрешенье, его утешали и положенную на него епитимию разделяли между собою трое или четверо по великой любви – такова была любовь в братии той, таково воздержанье! Если иной брат выходил из монастыря, все братия о нем скорбели, посылали к нему, призывали его снова в обитель и, когда возвращался, умоляли игумена принять его и принимали с великою радостию” 1224 . Из числа этих братий остались известными по именам: Исаия, впоследствии епископ Ростовский, Стефан, впоследствии епископ Владимирский, Никон, приходивший на время из Тмутаракани, которого Нестор постоянно называет великим, без сомнения, за особенную святость жизни, Иеремия, помнивший Крещение земли Русской и имевший от Бога дар предвидеть будущее и прозревать в тайны сердца, Матфий прозорливец, удостоившийся разнообразных видений, Дамиан пресвитер, великий постник, который до самой смерти своей не вкушал ничего, кроме хлеба и воды, ночи проводил без сна в прилежном чтении книг и молитве и отличался необыкновенною кротостию 1225 . Из других затворников, начавших свои подвиги еще при Антонии и Феодосии, известны только двое: Исаакий и Агапит, которые, впрочем, не постоянно пребывали в затворе. Исаакий прежде был богатый торопецкий купец, потом, раздав все имущество свое на монастыри и нищим, пришел к преподобному Антонию, принял от него пострижение и затворился в малой пещере, простиравшейся едва на четыре локтя. Семь лет провел он в ней безысходно, подвизаясь в посте, бдении и молитве, вкушал только просфору, которую через день приносил ему великий Антоний и подавал сквозь малое оконце. Наконец, в одну ночь Исаакий подвергся страшному искушению от бесов: наутро преподобные Антоний и Феодосии нашли его едва живым и совершенно расслабленным и вынесли из пещеры. Сначала прислуживал больному сам преподобный Антоний; затем, когда он удалился в Чернигов, преподобный Феодосии перенес Исаакия в собственную келью и ходил за ним более двух лет. Мало-помалу выздоровев, Исаакий не пошел прямо в свой затвор, а долго оставался в монастыре между братиею, трудился в поварне и скрывал свои высокие подвиги под видом юродства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Христос настолько любит Церковь , что ради нее оставил Он Своего Небесного Отца – пребывая с Ним, естественно, в единстве сущности и Божества – и сошел на землю, и прилепился к Церкви Своей, и пострадал за нее, чтобы Своей Кровью очистить ее от греха и всякой скверны и сделать ее достойной именоваться Его невестой. Своей любовью Он согревает Церковь , Своей Кровью он питает ее, а Своим Святым Духом Он оживотворяет ее, и освящает, и украшает. Что муж для жены, то Христос для Церкви. Муж – глава жены, а Христос – Глава Церкви. Жена повинуется своему мужу, а Церковь повинуется Христу. Муж любит жену как свое собственное тело, и Христос любит Церковь как Свое собственное тело. Муж любит жену как самого себя, а жена боится мужа; и Христос любит Церковь как Самого Себя, а Церковь боится Христа. Как никто не пренебрегает собственным телом, но греет его и питает, так и Христос греет и питает Церковь как Свое тело. Как отдельная человеческая душа – это невеста Христа Жениха, так и собрание всех верующих – это [тоже] невеста Христа Жениха. Каково отношение одного верующего человека ко Христу, таково отношение к Нему и всей Церкви. Христос – Глава великого Тела, именуемого Церковью, которая отчасти видима, а отчасти невидима. 1. Преп. Исаакий [Далматский], исповедник . В правление императора Валента было великое гонение на Православие со стороны ариан, чему способствовал и сам царь. Услышав об этом гонении, Исаакий, подвизавшийся в отшельничестве где-то на Востоке, оставил пустыню и пришел в Царьград, чтобы ободрять правоверных и обличать еретиков. Как раз в это время император Валент отправился с войском на север против готов, от Дуная спускавшихся к Фракии. Исаакий вышел пред царя и сказал ему: «Царь, открой храмы для правоверных, и Бог благословит твой путь!» Но император презрел слова старца и как ни в чем не бывало поехал дальше. На следующий день Исаакий вновь выбежал навстречу царю и повторил ему свое предостережение. [На этот раз] император чуть было не послушался старца, но его отговорил от этого один из его советников, сторонник Ариевой ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010