Житие Преподобного Отца нашего Исаакия, затворника пещерного (14 февраля) Он прельщен был диаволом, явившимся в образе Иисуса Христа, и много пострадал, измученный прельстителем пляской, и потом стал юродивым Христа ради. Невозможно, чтоб искушения не приходили на человека. Ибо, если искуситель дерзнул приступить в пустыне к Самому Господу (Мф. 4:1 и 4), тем более дерзнет он искушать Господнего раба. Но, как золото, прошедшее через огонь, кажется человеку светлым, так и сам человек, искушенный напастями врага, преданного вечному огню, воссияет перед Богом добрыми делами своими, как солнце, что сбылось над преподобным отцом нашим Исаакием, затворником Печерским. Преподобный - родом Торопчанин, по жизни в миру купец, был богат. Решившись быть иноком, он роздал все имение свое нуждающимся и монастырям, пришел в пещеру к преподобному Антонию, прося принять его в чин иноческий. Преподобный Антоний, провидя, что добродетельная жизнь его будет равноангельна и совершенно достойна ангельского образа, исполнил его просьбу. Тогда преподобный отец наш Исаакий, став иноком, принял жестокий образ жизни. Ему казалось недостаточным одеваться во власяницу, и он велел купить себе козла и содрать мех, и покрыл свою власяницу той кожей, еще сырой и мокрой, и она высохла на его теле. Потом в одном пещерном проходе он затворил себя в малой келии, протяжением в четыре локтя, и тут молился Богу со слезами. Его пищей была одна просфора, и то через день, и воду он пил мерой. Это приносил ему преподобный Антоний и подавал ему в окно столь малое, что едва проходила рука. Он никогда не ложился, но, сидя, ненадолго засыпал, и в таком образе жизни провел семь лет, не выходя из келии. Однажды, когда настал вечер, он начал по обыкновению класть поклоны и петь до полночи псалмы. Утрудившись, он погасил свечу и сел на своем месте. И вот внезапно засиял в пещере яркий свет, как от солнца, невыносимый для глаз, и пришли к нему два беса в образе прекрасных юношей; лица их сияли как солнце, и они сказали ему: " Исаакий, мы ангелы, а вот идет к тебе Христос с прочими ангелами " . Встав, Исаакий увидал множество бесов, лица которых светились как солнце. Один из них сиял ярче всех, и от лица его исходили лучи, и сказали они святому: " Исаакий, это Христос, припади и поклонись ему " . Исаакий, не поняв действия бесовского, и не вспомнив, что нужно оградить себя крестным знамением, поклонился ему, как Христу. Бесы тогда подняли громкий крик и вопили: " Ты наш, Исаакий " . И, посадив его, они стали сами садиться около него, и вся келия и весь проход пещерный были полны бесов. И сказал один из бесов, мнимый Христос: " Возьмите дудки, тимпаны и гусли и ударяйте. Пусть Исаакий пляшет для нас " .

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Преподобне отче наш Никоне, моли Бога о нас! Преподобный архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик Рождение — 1865 Постриг в мантию — 7/20 июня 1898 Иерейская хиротония — 24 октября/6 ноября 1902 Кончина (день памяти) — 26 декабря 1937/8 января 1938 Священномученик Исаакий II Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец, Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом Николаем. Иван поступил в Оптину в возрасте 19 лет в 1884 году, еще при жизни преподобного старца Амвросия. Позднее старец Нектарий рассказывал одной из своих духовных дочерей, как появился будущий архимандрит Исаакий в Оптиной. " Блаженный Василий, — рассказывал он, — привел его к батюшке Амвросию и сказал: " Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит " . А юноше он сказал: " Тебя казнят " . По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: " Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту! " " . Это удивительное пророчество, которое впоследствии действительно исполнилось, ясно указывало, что от самой юности вся жизнь архимандрита Исаакия была определена Промыслом Божиим на тяжкое крестоношение, а венец мученичества был предуготован ему еще в то время, когда нельзя было даже предполагать подобную кончину для настоятеля монастыря. Преподобный Исаакий пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию I принять Ивана Бобрикова к себе на добровольное послушание. 17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1902 года , в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, иеродиакон Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Меланью сопровождало несколько других монахинь и Исаакий вздумал просто полюбопытствовать – «откуда они, коего монастыря и камо грядут». «И приидох, – рассказыает Исаакий, – в храмину, иде же бяху оне, и се видех едину седящу, а пред нею стоящих десять монахинь. Аз чаях некоего монастыря игуменью видех, и поклонихся ей до земли, якоже обычно, и вопросих, откуда есть, и коего града и монастыря, и камо путь держит». Сидевшая ответила, но сначала солгала и, уличенная в том, созналась, что все они из-за Волги и она – «мать сестрам сим». Тогда Исаакий понял, что нужно быть осторожным, «Аз уразумех, яко раскольницы ее, и к тому не вопрошах их ни о чем, помышляя в себе, како бы не возмясти разумы их, якоже и прежнего Иоанна». Он спросил только об имени этой «матери» и узнав, что зовут ее Меланьей, назвал себя и сказал, где живет. Местом жительства Исаакия тогда была пустынь на реке Сатисе, в глухом уединенном лесу Тамбовской губернии. Потому речь естественно перешла к опросу о пустынножительстве и начала ее сама Меланья. «Нача мя вопрощати о пустынном пребывании и како подобает спастися». Как же поступает Исаакий? Говорит ли он ей о православии и расколе, называет ли обрядовые особенности последнего, обличает ли его учение? Нет, он ведет речь совсем в другом роде. «Аз же начах ей говорить от Писания, ни чтоже ино воспоминая им, токмо о спасении душ глаголах с ними, ово воспоминая ей заповедни Господни, ово же повести и жития святых отец пустынных, како и киим образом спаслися». Это сразу произвело благоприятное действие. «Она же и с прочими сестрами своими со вниманием и прилежно от меня реченное слушаше и радостно о всем меня вопрошаше». Мало этого, «мать» и «сестры» начинают уговаривать Исаакия ехать с ними в их монастырь и быть у них духовником. От предложения Исаакий, конечно, отказался, осторожно ссылаясь на желание посвятить себя безмолвию, но это случайное знакомство, умело со стороны Исаакия обставленное, повело к важным последствиям. Когда, спустя некоторое время, Исаакий снова встретился с Меланьей на Макарьевской ярмарке, то Меланья, знакомая с некоторым начальниками керженских скитов, свела их с Исаакием и тем дала ему возможность завязать с ними миссионерские сношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Но не в прозорливости только давала себя видеть благодать Божия, обитавшая в святой душе Радонежского игумена. Для тех, чьи очи духовные были чище, кто сам шел по стопам святого старца в подвигах духовных, – для присных учеников богоносного Сергия было дано видеть высокое благодатное состояние его души в чувственных образах и особенно в те священные минуты, когда святая душа старца как бы отрешалась от всего видимого мира и, вся пламенеющая любовию ко Господу, уносилась к Нему всем духовным существом своим. Это были святейшие минуты совершения им Божественной литургии. Так, когда один из любимых учеников его, преподобный Исаакий, любитель безмолвия, просил святого старца благословить его на подвиг совершенного молчания, то он сказал ему: «Если желаешь, чадо, безмолвствовать, то завтра, когда совершим Божественную литургию, стань у северных дверей, и там я благословлю тебя». Старец желал благословить ученика именно после литургии, после приобщения Святых Христовых Таин, когда сам ощущал в себе особенное действие благодати Божией, – желал так потому, что сам подвиг молчания столь высок и столь многотруден со стороны искушений вражеских, что нужно было оградить ученика от этих искушений особенной молитвой. На другой день, по слову игумена, Исаакий встретил его в назначенном месте; Преподобный Сергий осенил его крестным знамением и сказал: «Господь да исполнит желание твое!» И вот в самую минуту благословения Исаакий видит, что чудный пламень исходит от руки благодатного старца и объемлет его, Исаакия… И с той минуты, огражденный молитвами старца, ученик вступил в избранный им подвиг; если же иногда молчальник хотел тихо произнести какое-либо слово, тогда возбраняла ему это молитва Сергиева; и молча пребыл Исаакий до конца дней своих, по слову Божественного Писания: яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих ( Пс. 37:14 ). В другое время Преподобный Сергий совершал Божественную литургию вместе с братом своим Стефаном и племянником Феодором, уже посвященным тогда в сан пресвитерский. Молчальник Исаакий стоял в церкви. Вдруг он видит в алтаре четвертого, чудного образом мужа, сослужащего сим трем и сияющего необычайным светом, в блистающих ризах… В малом входе с Евангелием чудный муж шел вслед за Сергием, и лицо его сияло как солнце, так что Исаакий не мог даже взирать на него… Это чудное видение разрешило ему уста, и он обратился к стоявшему подле него благоговейному старцу Макарию с вопросом: «Что это за чудное видение, отче? Кто этот дивный муж?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но даже в невыносимых лагерных условиях отец Исаакий оставался верным своему пастырскому долгу, стремился донести свет Православия до самых темных закоулков человеческих душ, проповедовал Слово Божие среди уголовников, убийц и бандитов, мысленно отпевал усопших. Сам он тоже был почти на пороге смерти: к типичной в ГУЛАГе дистрофии добавились миокардит, нефрит почек и другие тяжелейшие диагнозы. Но Господь не оставил его Своею милостью. В тяжелой болезни отец Исаакий увидел пророческий сон: старца, со словами поддержки подающего ему икону Воскресения. И избавление действительно пришло. В 1946-м году по ходатайству Патриарха Алексия I и архиепископа Сергия (Королева) он был освобожден из лагеря и направлен под надзор в Актюбинск. По пути к своему новому месту жительства на каждой пересадочной станции отец Исаакий, хотя с трудом передвигал отечные ноги и часто терял сознание от долгого недоедания и болезней, обязательно посещал храм, чтобы возблагодарить Господа за свое чудесное избавление от неминуемой смерти. В Актюбинске он служил пономарем, затем, добившись подтверждения своего духовного звания, стал настоятелем Казанской церкви в Алма-Ате, а потом и Свято-Никольского кафедрального собора. Он не щадил себя, отдавал все силы для прославления Церкви Божией и проповеди Слова Христова. «Если не служить, то и не жить», – говорил он. Только в 1950-м году архимандрит Исаакий смог поехать в Москву, чтобы встретиться с владыкой Сергием (Королевым), прибывшим из Чехословакии. Владыка Сергий привез пражским прихожанам, сохранившим добрую память об отце Исаакии, гостинец от него – хлеб, и раздал всем по кусочку. «Если не служить, то и не жить», – говорил он Окончательно выехать из Казахстана отец Исаакий получил возможность лишь в 1957-м году: Святейший Патриарх всея Руси Алексий I вызвал его в Троице-Сергиеву лавру, а затем направил в Воронежскую епархию. Из Воронежа архимандрит Исаакий в феврале 1958 года прибыл в Елец, где прослужил настоятелем Свято-Вознесенского собора до самых последних дней своей земной жизни, оставаясь заботливым пастырем, помогающим людям найти путь к Богу и твердо следовать по этому пути.

http://pravoslavie.ru/136445.html

После выздоровления преподобный Исаакий не вернулся в затвор, а поселился в монастыре и стал работать в поварне. Он усердно трудился на пользу братии, раньше всех приходил на работу, и к приходу поваров им уже были заготовлены дрова, вода и всё необходимое для работы. Преподобный Исаакий отличался также большим усердием и любовью к молитве: первым он приходил в церковь и всю службу стоял неподвижно, пламенно вознося молитвы к Богу. Во время сильных морозов его ноги иногда примерзали к полу, но он не шевелился до окончания службы. Живя в монастыре, преподобный Исаакий воспитал в себе удивительное смирение. Известен случай, когда один из поваров, желая посмеяться над преподобным, приказал ему поймать ворона. Преподобный Исаакий поклонился повару до земли и поймал ворона. Удивившись такому смирению, братия стали почитать преподобного. Он же, не желая славы от людей, принял на себя подвиг юродства. Тогда многие стали смеяться над ним, некоторые даже били. Преподобный Исаакий снова поселился в пещере. Бесы вновь пытались искусить преподобного, являясь в образах диких зверей или разбойников и всячески угрожали ему. Но преподобный препобеждал их крестом и молитвой. После своего исцеления преподобный Исаакий провел в подвигах почти 20 лет. Скончался он около 1190 года; братия погребла подвижника в пещере преподобного Антония. В 1711 году часть мощей преподобного Исаакия была перенесена на его родину в г. Торопец. Память его отмечается также 28 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. Преподобнаго Марона, пустынника Сирийскаго, иже избавляет от огневицы и трясавицы Тропарь, глас 8: Яко незаходимое солнце возсия нам днесь/светозарными твоими молитвами, преподобне отче наш Мароне,/иже некия горы достигл/и тамо на ней живущими нечестивыми чтом бысть,/за превосходящую твою к Богу добродетель,/и тамо обрет требище идольское, Богу освятив, в нем пребывал еси,/и видев Человеколюбец Бог твой подвиг и труды,/дарова тебе дар Свой,/имже пронесеся имя твое в человецех,/целити скорби, огневицу и трясавицу прибегающим к тебе с верою./Темже и зовем ти:/радуйся, целителю наш скорый;/радуйся, заступниче наш теплый,/предстоиши бо у Пресвятыя Троицы,/молися Той о призывающих имя твое святое,/да избавит от сих тяжких скорбей и спасет души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однажды, при наступлении вечера, он по своему обычаю начал творить коленопреклонения, воспевая псалмы до полуночи; когда же он утомился, то, погасив свечу, сел на месте своем. Внезапно пещеру озарил великий свет, яркий как солнечный, и к преподобному подошли два беса, в образе прекрасных юношей; лица их светились как солнце; они сказали святому: — Исаакий! Мы — ангелы, а вот грядет к тебе Христос с небесными силами. Поднявшись, Исаакий увидел множество бесов; лица их светились как солнце; один же среди них сиял более всех, и от лица его исходили лучи; тогда бесы сказали Исаакию: — Исаакий! Вот — Христос; пади пред Ним и поклонись Ему. Не поняв бесовской хитрости и забыв ознаменовать себя крестным знамением, преподобный поклонился тому бесу, как бы Христу. Тотчас же бесы подняли великий крик, возглашая: — Исаакий — ты наш теперь! Посадив его, они и сами сели вокруг него; вся келлия и пещерная улица около той келлии наполнились бесами. Тогда один из бесов, мнимый Христос, сказал: — Возьмите сопели, гусли и тимпаны и играйте на них, а Исаакий пусть пляшет перед нами. Тотчас бесы стали ударять в сопели, тимпаны и гусли; схватив Исаакия, они стали скакать с ним и плясать в течение долгого времени; утомив преподобного и оставив его едва живым, и таким образом надругавшись над ним, бесы исчезли. На следующий день, при наступлении времени, когда обыкновенно Исаакий вкушал свою пищу, преподобный Антоний подошел по своему обычаю к оконцу и сказал: — Благослови, отец Исаакий. На сие не было никакого ответа; изумившись Антоний подумал, уж не преставился ли святой Исаакий? Тогда послал он в монастырь за преподобным Феодосием и за прочей братией. Придя, братия откопали пещеру и вынесли Исаакия, думая, что он умер и положили перед пещерою; но тут заметили они, что Исаакий еще жив. Тогда игумен, преподобный Феодосий [ 4 ], сказал: — По истине, происшедшее с ним — дело бесовское. Затем Исаакия положили на одре, и сам святой Антоний ухаживал за ним. В то время случайно князь Киевский Изяслав возвращался в Киев из Польши; князь Изяслав начал гневаться на преподобного Антония из-за Всеслава, князя Полоцкого, который при жизни преподобного занимал некоторое время киевский престол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

II. Препод. Исаакий, игумен Далматской обители (память коего совершается 30 мая), проводил жизнь в святых трудах и подвигах в одном пустынном месте в Малой Азии. При жизни Исаакия греческий император Валент, зараженный богопротивным арианским учением, хотел уничтожить в царстве своем св. православную веру; он преследовал православных христиан, отнимал у них Божии храмы и отдавал нечестивым арианам. Горько было православным лишиться св. храмов. Услышав об этом, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, чтобы утверждать верующих в православной вере и благочестии христианском. В это же самое время, между греками и готфами возгорелась война, и царю нужно было отправляться на сражение. Но когда Валент выступал в поход и выходил из города со своими полками, преподобный Исаакий встретил его на дороге и сказал ему: «Царь! Открой церкви православным, и Господь устроит путь твой во благо». Но Валент счел его безумным и не обратил на него внимания. На следующее утро Исаакий снова вышел навстречу царю и сказал: «Царь! Открой православным церкви, и война кончится благополучно; ты победишь врагов и возвратишься здоровым». Но царь, по совету одного сановника-арианина, приказал прогнать его с бесчестием. На третий день Исаакий снова подошел в царю, взял за узду коня его и просил отворить церкви, угрожая ему Божиим наказанием! Что же царь? Недалеко от дороги находился болотистый овраг, поросший тернием, и царь приказал бросить сюда исповедника истины. Но Исаакия хранил Господь, и он, другим путем обогнав царя, стал опять перед ним и сказал: «Ты хотел уморить меня в болоте, но Господь сохранил меня; послушайся меня и открой церкви православным, тогда победишь врагов и воротишься со славою; а иначе – не воротишься с войны, ты погибнешь!». Валент приказал заковать св. старца, но старец продолжал: «Не победишь ты врагов, а живой сгоришь в огне». Исаакия отправили в тюрьму до возвращения царя с похода. Но царь не возвратился, и, как предсказал ему Исаакий, так и сбылось: разбитый близ Адрианополя врагами, Валент обратился в бегство и укрылся с одним сановником в сарае первой попавшейся деревни. Враги, узнав, что в сарае скрываются греки, подожгли его, и царь погиб в огне (сост. по Ч.-М. 30 мая). 8. Церковно-исторические примеры гонения за правду

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Смолкли в душе и печаль, и сомнения, В радости светлой она растворилася, Ясным огнем теплоты и смирения, Верою детской она засветилася. Утром принес свою исповедь и благодарность за посвящение митрополиту Евлогию» Иеродиакон Исаакий. В храме Свято-Сергиевского подворья. Париж. 1927 г. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Экзарх Западноевропейских Церквей Московского Патриархата в 1945–1946 гг. Архимандрит Исаакий любил вспоминать это событие, рассказал о нем и своим прихожанам в алма-атинском храме на проповеди в 1952 году: «Я открою вам свой небольшой секрет – почему эта мантия дороже мне всех остальных. В ней постригали меня – одного из птенцов гнезда Сергиева – в монашество. Ее надели на меня в тот благословенный день, и если Бог повелит, в нее зашьют тело мое после смерти. Тогда же надели на меня и клобук смирения, связали волю мою параманом, дали в руки духовный меч – четки и крест, чтобы последовать Христу». Отвернусь я от мира греховного И, со злом искушений борясь, Буду в плаче восторга духовного Отмывать ядовитую грязь. И влечения к миру тягчайшего – С его прелестью, ложью – во мне уже нет. Иисус – мое Солнце сладчайшее. Иисус – мой немеркнущий Свет. 12.02.1919 Иеродиакон Исаакий 24.02./09.03.1928 г. Париж Приняв монашество, отец Исаакий вскоре удостоится принятия сначала диаконского, а затем и иерейского чина. 24 февраля/9 марта, в день Первого и Второго обретения главы св. Иоанна Крестителя (именины Иоанна Виноградова в миру), митрополит Евлогий в Александро-Невском храме рукополагает молодого монаха Исаакия во иеродиакона. С этого дня иеродиакон Исаакий начал совершать богослужения. Службу он знал хорошо, не было никаких заминок. Отец Сергий Булгаков , профессор Богословского института, отмечал, что «молодой иеродиакон служит со знанием дела, как будто служит не первый, а двадцать первый раз». Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Париж Отец Исаакий всегда мечтал служить в ангельском чине. Исполнилось то, что давно было верхом его устремлений: «Итак, я иеродиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Амвросия, невольно перенес долю его и на общину, виновницу старцева отъезда. Впрочем, кончина о. Амвросия вновь сблизила его с детищем старца. Так, когда преосвященный Виталий, под влиянием доносов и разных неосновательных толков против батюшки о. Амвросия, решился воспрепятствовать всякому общению Шамординской общины с Оптиной, о. Исаакий, несмотря на неудовольствие владыки, первый подал голос в защиту сестер, объяснив преосвященному, что они не могут обходиться без старческого руководства, особенно, если обитель их основана на началах старчества, а потому просил разрешения посылать к ним духовника из Оптиной. Во внимание к его ходатайству и по другим соображениям владыка впоследствии отменил свое распоряжение. Но, еще и до этого о. Исаакий не стеснялся посылать в общину монахов, понимающих хозяйство, для окончания некоторых начатых дел, о чем просили его сестры, и завещал покойный старец. «Дальше Сибири меня не ушлют», заметил он, отправляя их в общину: «поезжайте, если надо; нельзя же их так оставить». Такое глубокое уважение питал он к почившему старцу и ко всем его предприятиям. При воспоминании о нем о. Исаакий выражался так: «великий был старец, я его уважаю; при жизни мы не ценили его, как следует». Затем он не переставал уже относиться к Шамординской общине с сердечным расположением, хотя и не имел к ней официального отношения, отказавшись от должности благочинного по преклонности лет. Внешнее подвижничество о. Исаакия, по переходе из скита в монастырь оставалось таким же примерным, как и там, и выражалось почти в тех же проявлениях. Так и здесь, о. Исаакий неопустительно посещал храм Божий до самой своей предсмертной болезни, и приходил всегда к началу службы, а к утрене выходил из келлии иногда до звона, причем, будильщик постоянно находил его в бодрственном состоянии. Впоследствии открылось, что о. Исаакий вставал в 12 часов ночи, исполнял положенное в скиту келейное правило, и затем уже шел к утрене. К ранней обедне он ходил постоянно, причем не любил, чтобы служба начиналась без него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010