День Ангела ребенка отмечая. Его подарками и лаской одарили. Потом кем хочет быть, спросили — Водителем, военным инженером? “Именинником”, — ответил мальчик смело Всех рассмешил. Заговорили: “И взрослый не придумает такое”. Отец, слегка покачивая головою, Тотчас руками разводил, Наглядно удивление изображая. Отец Исаакий был удивительным рассказчиком, и мы, непоседливые дети, с замиранием сердца слушали его рассказы о ветхозаветном пророке Моисее, написавшем первые книги Библии, о чудесном его спасении из воды дочерью фараона и о том, как расступилось море, чтобы пророк Моисей смог вывести еврейский народ из Египта. После его рассказов я и по сей день с особой любовью почитаю пророка Моисея. Крестный знал нашу семейную привязанность и подарил нам изображение пророка Моисея. Отец Исаакий с детства горячо любил преподобного Серафима Саровского , и это передалось его духовным чадам. У всех духовных чад отца Исаакия были иконы этого святого чудотворца. Рассказы из библейской жизни (В те годы купить Библию было практически невозможно) для детей крестный строил по сценам. Тихим голосом вел он обычно свое задушевное повествование. В праздник Рождества Христова в его келье обязательно сооружался вертеп — небольшой макет пещеры Рождества, с небосводом и маленькими блестящими звездочками на нем. Там находились и Святое Семейство, и Ангелы, и пастухи, и волхвы, и овечки, и звезда-путеводительница… Всегда интересны были выступления детей и взрослых на рождественской елке у крестного. Дети в награду получали подарки, а потом все пили чай. Отец Исаакий (мы всегда его очень об этом просили) рассказывал нам про серенького козлика. Действие развивалось в трех актах. Начало веселое, светлое. Крестный описывает солнечную полянку, где бабушка пасет своего козлика. Прикладывая руки к сердцу, отец Исаакий показывает, как бабушка любит козлика: “Вот как, вот как, очень любила”. Дальше объявлялся второй акт: “Пасмурная погода, идет мелкий дождь”. Грозно и громко батюшка сообщает: “Напали на козлика серые волки, вот как, вот как, серые волки”.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

В 1928 году отец Исаакий окончил Парижский Богословский институт и после рукоположения в иеромонахи был направлен в Прагу, где он прослужил 17 лет. Затем последовали арест и заключение в Карагандинскую тюрьму. После освобождения из Карлага в 1947 году он 10 лет был настоятелем Алма-Атинского Свято-Никольского кафедрального собора. Далее следовало непродолжительное, но плодотворное пребывание в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Последние 23 года своей жизни (1958—1981) архимандрит Исаакий настоятельствовал в Свято-Вознесенском соборе города Ельца Липецкой епархии. Там же он и похоронен на городском кладбище. К могиле архимандрита Исаакия в настоящее время — большое паломничество: все просят у старца молитв и предстательства пред Господом. Приходящие с верой получают утешение, заступничество, душевное успокоение и исцеление. Огромное значение в жизни архимандрита Исаакия имели его духовные наставники. Одним из них был митрополит Евлогий (Георгиевский; 1868—1948) — богослов, выдающийся церковный деятель, предстоятель русских православных общин в Западной Европе. Добрый след в жизни отца Исаакия оставило духовное общение с епископом Сергием (Королевым ; 1881—1952), под архипастырским омофором которого он служил в Праге. Владыка Сергий и архимандрит Исаакий были одного духа и понимания. И это благодатное единство духовного пути, преданность Православию крепко соединяли их более 17 лет. Его наставником и учителем был также митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский ; 1874–1955. Канонизирован Архиерейским Юбилейным Собором в августе 2000 года). В продолжение всей своей долгой жизни (старец прожил 86 лет) архимандрит Исаакий в труде и молитве подражал своим духовным наставникам. Так, например, он всегда помнил слова митрополита Николая: “Дай мне, Господи, в этот день никого не осудить”. Молясь так, он следовал всю жизнь этим словам сам и других наставлял избегать осуждения. Об этих учителях отца Исаакия, Христовых подвижниках, русских святителях, которые всю свою жизнь посвятили Богу и утверждению Православия, в разные годы издавались книги. И вот настало время опубликовать материалы о непосредственном ученике и достойном последователе этих угодников Божиих архимандрите Исаакие.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Приведенный рассказ отца Исаакия записал отец Гермоген за несколько дней до кончины старца. Скончался отец Исаакий истинною христианскою кончиною и был погребен на общем братском кладбище в Боголюбской киновии. Царство ему Небесное и вечный покой. Схимонах Исаакий и невидимые противники Иисусовой молитвы Бесы являлись схимонаху Исаакию целыми полкáми, крича: «Злой старик! Напрасно ты молишься Иисусу – Его нет!» В 1906 году в больнице Троице-Сергиевой Лавры отошел ко Господу старец 96 лет, схимонах Исаакий. Перед своей кончиной он подвергся явному бесовскому нападению за свои великие подвиги в совершении Иисусовой молитвы, которую он, будучи совершенно слепым, непрерывно умно творил. А это, видимо, диаволу крепко не нравилось. Незадолго до своей кончины отец Исаакий стал жаловаться своему духовному отцу, иеромонаху Нифонту, и иеромонаху Диомиду, что бесы угрожающе кричат на него и, появляясь перед ним в страшном обличии, неистово требуют, чтобы он перестал совершать Иисусову молитву, грозя иначе уничтожить его. Духовно опытный иеромонах Нифонт ободрял старца, уверяя, что угрозы бесов бессильны, и в подкрепление его души часто приобщал его Святых Христовых Таин. Бесы продолжали бушевать и являлись отцу Исаакию целыми полками, крича: «Злой старик! Напрасно ты молишься Иисусу – Его нет! Мы одни во всем мире царствуем. Бога нет, покорись нам, и ты будешь покоен и будешь пользоваться от нас великой честью. Если ты не покоришься нам, все равно погибнешь». Слепой смиренный старец продолжал с кротостью слезно призывать Бога, как учил его отец Нифонт: «Господи! Ради страданий Твоих, помилуй мя, ради Воскресения Твоего, воскреси падшую душу мою. Благодатью Духа Святого просвети мой ум к исполнению Животворящих Твоих заповедей». За три дня до своей кончины старец Исаакий, по милости Божией, получил полный душевный покой. Перед самой кончиной он сподобился утешительного видения, ободряющего надеждой на Божие помилование, и почил как истинный праведник. Долготерпение лаврского иеромонаха Артемия

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Исаакий был в таком расслаблении, что не мог ни встать, ни сесть и лежал на одном боку; от того не раз заводились черви под бедрами его. Преподобный Феодосий своими руками обмывал его. Так прошло два года. И чудное дело! Два года лежа, не принимал он ни хлеба, ни воды и оставался немым и глухим. Феодосий крепко молился за него днем и ночью. На третьем году стал он говорить и слышать, и начал ходить, но как младенец. В церковь не хотел ходить, но его приводили насильно; потом приучали его ходить в трапезу; здесь клали пред ним хлеб, но он не дотрагивался до него, если кто из братии не положит ему в руку. Феодосий сказал: «Пусть сам приучается есть», – и неделю не брал он хлеба; потом, «помалу взирая на других, научился ясти». Так мало-помалу оправился от страшного потрясения. «Оздоровев от болезни», Исаакий начал опять вести строгую жизнь. Он уже не пошел в пещеру, но решился юродствовать: одевшись опять во власяницу, а поверх ее в «свиту вотоляну» (в рубище) и на ноги надев «прабошни черевьи протоптанные, нача, – говорит летописец, – Исаакий юродство творити» 271 . Это было уже при игумене Стефане, преемнике преподобного Феодосия. Исаакий стал помогать поварам в кухне варить пищу на братию. К утрени приходил первый и стоял неподвижно. В лютые морозы ходил в протоптанных башмаках (плесницах); ноги его примерзали к камню, но он не двигался до конца утреннего пения. После утрени спешил в поварню, готовил дрова, огонь. Один из поваров, называвшийся тоже Исаакием, однажды, смеясь, сказал блаженному: «Исаакий, вот сидит черный ворон, иди, поймай его». Он поклонился ему до земли, пошел, поймал ворона и принес ввиду всех; повара шумились и сказали о том игумену и братии. С того времени братия стала уважать его. Но он, избегая славы человеческой, начал в юродстве оскорблять то игумена, то братию, то мирян, так что иные били его. При игумене Никоне он снова поселился в пещере преподобного Антония и начал собирать к себе детей и одевать их в монашеские одежды; за что били его и игумен, и родители детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Туркула, одновременно состоял псаломщиком при штабной походной церкви, эмигрировал вместе с Добровольческой армией через Галлиполи (1920), переехал с Дроздовским стрелковым полком в Болгарию (19211925), работал на шахтах Перника, поселился во Франции, окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1928), пострижен в монашество (1927), иеродиакон (1927), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), иеромонах (1.7.1928), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, 1-й помощник настоятеля Св.-Николаевского храма в Праге (1.7.192812.4.1946), законоучитель в Пражской русской гимназии (19281937 и 19401944), игумен (7.1.1934), архимандрит (7.1.1936), принят в юрисдикцию МП вместе с еп. Сергием (Королевым) и русским Пражским приходом (1946), сослан советской властью в Казахстан, помощник настоятеля Казанского храма в Алма-Ате (19471948), настоятель каф. собора в Алма-Ате (19481957), член епархиального совета, насельник Троице-Сергиевой лавры (19561957), настоятель Вознесенского собора в Ельце (5.4.195812.1.1981 ), благочинный храмов Елецкого округа. Архив: Послужиый список о. Исаакия (Виноградова) (19271946). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Баязов Вл., протодиак. Архимандрит Исаакий (Виноградов) (некролог). ЖМП. 1970. 8 Нектарий, иеросхимонах. Архимандрит Исаакий (Виноградов) (некролог). ЖМП. 1970. 8 Поваляев П., свящ. Архимандрит Исаакий (Виноградов) (некролог). ЖМП. 1970. Под сенью любви. Архимандрит Исаакий Виноградов. М., 2000 Офицер, монах и пастырь: архимандрит Исаакий (Виноградов). М., 2005. Исидор ( Стогов ; даты рождения и смерти не установлены), иеромонах. Эмигрировал в Сербию (1920), член братии монастыря Св. Афанасия в Лешаке, в 1927 по своему прошению был принят в клир епархии митр. Евлогия (Георгиевского), но во Францию по неизвестной причине не поехал, больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужиый список о. Исидора (Стогова) (1927). АЕУА. Иулиан ( Троцкий Иосиф , 1903, Гродненск. губ. 9.6.1989, Нью-Йорк, США), архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иконе, то опять не забывайте – где вы находитесь, и сделайте это тихо, осторожно. Этого требуют от вас и величие присутствующего здесь Бога, и святость действий, совершаемых к вашему вечному благу. (Прот. Г. Дьяченко). Третий день Поучение 1-е. Преподобный Исаакий (Ангелы сохраняют человека во всех путях его жизни) I. Hыhe св. церковь празднует память преподобного Исаакия. Преподобный Исаакий жил в IV веке, в царствование императора Валента, который был ревнителем арианского лжеучения. Валент издал указ, чтобы, не щадя ни возраста, ни пола, ни сана, всех принуждать к принятию арианского учения, а противящихся казнить. Услышав о страданиях православных, св. Исаакий из пустыни, где подвизался, пришел в Константинополь и, не страшась опасности, увещевал христиан твердо держаться православного учения. Он желал, чтобы и сам царь вразумился. Царь отправлялся на войну против готов; св. Исаакий три раза выходил к нему на пути с словами: «Государь, отвори двери церквей православных, и Господь благословит твой путь, война будет благополучна, ты возвратишься с миром; в противном случае будешь наказан». Сначала Валент не обращал внимания на слова святого, а потом, разгневавшись, приказал бросить его в тинистый ров. Но ангел спас святого. Тогда преподобный снова явился к царю со словами: «послушай, государь: отвори церкви православные, иначе ты погибнешь». Так и случилось: Валент погиб. После этого близ Царьграда устроена была обитель для св. Исаакия, названная, по имени преемника его, Далмата, Далматскою. Исаакий почил в глубокой старости. Мощи его почивают в церкви «Всех святых» в Константинополе. Глава находится в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. II. Жизнь преподобного Исаакия, который был спасен от опасности ангелом, учит нас, братия, той истине, что ангелы пекутся о человеке и сохраняют его от опасности во всех случаях его жизни. а) Сонмы духов чистейших Отец небесный посылает на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14 ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По всем таким признакам: не эта ли Иустина соузничала в Боровске Морозовой, Урусовой и Даниловой? И не Исаакий ли, муж Иустины вологодской, был тем «старцем», о котором «Житие» Морозовой говорить, как о муже Иустины боровский? Исаакий вполне верил рассказам своей жены…. 8 Случаи эти перечислены в «Винограде Российском» и имели место в пределах поморских, новгородских и вязниковских. См более полный список «Винограда» – в Публичной Библиотеке из собрания Погодина 1279. 9 Доп. К А.И. XII, стр. 203; показания служившего у Хилковой попа Прокопия. – «Новые материалы для истории старообрядства» Е. Барсова , стр.155: память 1685 года по делу об утеке Хилковой из Горицкого монастыря, – «Отразительное писание» инока Ефросина, Сиб.1895, стр. 22, 37–38: Хилкова в Пошехонье и Романове. Ср. «Внутренние вопросы в расколе XVII века», стр. LXXVII. 11 А.И. V, 223. стр. 386–389, 392. Сн. «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке», стр. CV и прим. 186. 17 Грамота Новгородского митрополита Питирима от 18 марта 1668 г. Тихвинского монастыря архимандриту Ионе, привлекая к ответственности 19 Сказание Гурия о миссионерских трудах Питирима – в «Братском Слове»: 1888, т.2, стр. 726–26; 1889, т.1, стр.91–93. 21 Сказания Гурия – Бр. Сл. 1888, т.2, стр.728, 732, Древ. Росс. Вивлиофика, изд. 2, ч. XV, стр. 432–435. – Первое знакомство с керженскими раскольницами свел, впрочем, не Питирим, а его предшественник по миссии среди заволжских раскольников – известный иеромонах Исаакий, в схиме Иоанн, основатель Саровской пустыни. В действиях этого замечательного по познаниям, приемам и успехам миссионера находим раннейший образец того, с какою осторожностью нужно вести беседы с раскольниками и особенно с раскольницами. Уже испытавший на себе тяжесть бесед с раскольником Иоанном, упорство и фанатизм которого навел на защитника православия даже уныние, – Исаакий случайно встречается в деревне Балыкове с заволжской монахиней Меланией, которая возвращалась в свой скит с возами хлеба и которую, как и Исаакий, в этой деревне задержала дурная погода.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Третий акт: бабушка плачет, очень жалеет своего бедного козлика. Крестный закрывает лицо ладонями и сквозь “слезы” тихонько сообщает: “Остались от козлика рожки да ножки. Вот как, вот как, рожки да ножки”. И нам жаль бедного козлика и его бабушку… А какие удивительные были встречи в пасхальные дни! В комнатке у батюшки стояла маленькая “колокольня”, и, приглашая после разговоров к обеду, отец Исаакий звонил, вернее, отзванивал пасхальный трезвон. С детства запомнились и проповеди крестного. Поучения архимандрита Исаакия, шедшие от сердца, были просты и доходчивы как для взрослых, так и для детей. Редко кто из слушавших оставался равнодушным. Особенно запала в мою детскую душу проповедь о святых мученицах Вере, Надежде, Любови и мудрой их матери Софии. Рассказывая об их мучениях, отец Исаакий призывал своих духовных чад развивать в себе великие христианские добродетели: веру, надежду и любовь. Объяснял смысл иконы, на которой юная мученица Вера изображена с крестом в руках, готовая запечатлеть свою веру даже распятием на кресте. Еще более юная  Надежда держит в руках якорь: ведь он, будучи сброшен с корабля, может даже большое судно удержать на месте и тем самым уберечь его от волнений и опасностей. Так и спасительная надежда дает нам возможность безопасно плыть по житейскому морю. Около отроковицы Любови рисуют пламенеющее любовью сердце. Бог есть Любовь. Любовь — это высшая добродетель христианская. Архимандрит Исаакий в полной мере обладал любовью к Богу и людям. Эту любовь он пронес через ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ. Любить — это в райские двери стучаться, Другого ведя за собой! — так писал батюшка. В те годы жизнь была тяжелой, и духовные чада архимандрита Исаакия часто обращались к нему со своими переживаниями и невзгодами, просили помолиться о них, зная великую силу его молитв. Дети тоже прибегали к нему со своими просьбами. Из-за неуспевания в школе (причины тому были разные) я и еще несколько девочек расстраивались до слез. Отец Исаакий давал нам добрые наставления и вместе с нами молился Преподобному Сергию Радонежскому. Получив благословение крестного, мы уходили с надеждой на покровительство и помощь Преподобного Сергия. Действительно, успехи приходили вместе с нашими стараниями.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Когда же наступила зима, он стоял в церкви, не взирая на сильный мороз, в сильно разорванной обуви, так что ноги его часто примерзали к камню, но он не переступал ногами до тех пор, пока не оканчивалась служба. После утрени он прежде всех шел на поварню, приготовлял огонь, дрова и воду; только тогда приходили и прочие иноки, на коих было возложено сие послушание. Однажды один из сих иноков, по имени также Исаакий, сказал, подсмеиваясь блаженному: — Исаакий! вот сидит ворон, иди и поймай его. Поклонившись до земли, смиренный инок подошел и взял ворона и принес его в поварню к инокам. Удивились все такому делу и рассказали о том игумену и братии; и начали братия с тех пор уважать его. Но не желая славы от людей, блаженный принял на себя юродство и стал оскорблять то игумена, то братию, то мирян, так что многие даже били его. Сделавшись юродивым, он снова вселился туда, где был прежде, — в пещеру преподобного Антония, который уже преставился. Собрав к себе детей, он возлагал на них чернеческое одеяние. За сие он принимал наказание от бывшего тогда игумена блаженного Никона, а иногда принимал побои от родителей тех детей; но он претерпевал всё то с радостью, перенося и побои, и наготу, и холод. Однажды ночью блаженный Исаакий затопил печь в пещере; печь была худая и когда огонь разгорелся, то пламень начал подниматься кверху чрез трещины; не имея чем прикрыть эти скважины, Исаакий стал босыми ногами на пламень и стоял до тех пор, пока не прогорела печь; тогда он сошел, не испытав никакого повреждения. Много и другого удивительного творил Исаакий. Он получил, наконец, над бесами такую власть, что не страшился их и не боялся их угроз и наваждений; а бесы часто причиняли ему досаждение и говорили: — Ты наш, Исаакий, потому что поклонялся нашему князю. Он же отвечал им: — Князь ваш бесовский — веельзевул; я же боюсь его, как идола мух (так толкуется имя его) [ 6 ]; не страшусь я и вас, рабов его; если вы раньше и прельстили меня, потому что я не знал ваших козней и лукавства вашего, то ныне силою Господа моего Иисуса Христа и молитвами преподобных отцов Антония и Феодосия я одержу победу над вами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

На другой день, по слову игумена, Исаакий встретил его на назначенном месте. Преподобный Сергий осенил его крестным знамением и сказал: «Господь да исполнит желание твое!» И вот, в самую минуту благословения, Исаакий видит, что чудный пламень исходит от руки благодатного старца и объемлет его, Исаакия... И с той минуты огражденный молитвами старца ученик вступил в избранный им подвиг; и если иногда молчальник хотел бы тихо произнести какое-либо слово, и тогда возбраняла ему это молитва Сергиева. И молча пребыл Исаакий до конца дней своих, по слову божественного Писания: яко глух не слышах,ияко нем не отверзаяй уст своих... 11 Только раз чудное видение разрешило ему уста; вот как это было. Однажды преподобный Сергий совершал божественную литургию вместе с братом своим Стефаном и племянником Феодором, уже посвященным тогда в сан пресвитерский. Молчальник Исаакий стоял в церкви. Вдруг он видит в алтаре четвертого, чудного образом мужа, сослужащего сим трем и сияющего необычайным светом, в блистающих ризах... На малом входе с Евангелием чудный муж шел вслед за Сергием, и лицо его сияло, как солнце, так что Исаакий не мог даже взирать на него... И он обратился к стоявшему подле него благоговейному старцу Макарию с вопросом: «Что это за чудное видение, отче? Кто этот дивный муж?» Макарий и сам был поражен чудом и отвечал: «Не знаю, чадо, но и меня объемлет страх... Разве не пришел ли какой священнослужитель с князем Владимиром?» А князь Владимир Андреевич Серпуховской гостил тогда в обители, и тут же, в церкви, стоял его боярин. Иноки спросили его, нет ли священнослужителя с князем. Боярин сказал, что нет. Тогда блаженные ученики Сергиевы уразумели, что с их аввою служит ангел Божий, ибо ангелы любят себе подобных. Литургия кончилась, и чудный оный муж стал невидим. Оба ученика, удостоенные видения, получив удобную минуту, наедине спросили Преподобного о его таинственном сослужителе. Смиренный старец сначала уклонялся от объяснений. «Что чудное видели вы, дети мои? – говорил он. – Служил брат мой с сыном своим и с ними я, недостойный, а еще никого с нами не было». Но ученики не переставали упрашивать его: «Господа ради не скрой от нас, честный отче, ведь мы своими очами видели четвертого, точно ангела Божия, служившего с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010