протоиерей Вячеслав Тулупов Письмо первое. Для чего в духовной жизни нужен наставник Кормчий коробля Как ты думаешь, можно ли достичь успеха на пути спасения, не живя под руководством духовного отца? Святитель Григорий Нисский писал: «Прежде всего должно заботиться о том, чтобы найти себе руководителя на этом пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым, непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам». Вот пример, подтверждающий истинность слов святителя Григория. В древности богатый купец по имени Чернь раздал свое имущество нищим и монастырям. 1 После этого он пришел в Киево-Печерский монастырь к преподобному Антонию. Купец  попросил святого постричь его в монахи. Преподобный согласился и при пострижении дал ему имя Исаакий. Новый инок сразу облекся во власяницу и стал вести очень суровую жизнь. Вскоре Исаакию и этого показалось мало. Он содрал с козла шкуру и одел ее сырую поверх власяницы. Когда она засохла на нем, его терпению подивились даже опытные подвижники. Беря на себя все новые и новые подвиги, Исаакий затворился в пещерном монастыре в крохотную келлию и стал вкушать пищу через день, да и то довольствовался только одной просфорой, которую через окошечко передавал ему преподобный Антоний. Все свое время Исаакий проводил в молитве, спал же совсем мало, сидя на стуле. Велики были труды Исаакия, да вот беда: он возложил надежду на свои подвиги, а не на духовный опыт преподобного Антония, который мог бы при желании заимствовать. Принимая от святого просфору, Исаакий не принимал от него наставлений.  Прошло семь лет. Однажды Исаакий закончил петь псалмы, потушил свечу и в полном мраке сел отдохнуть. Вдруг его пещера озарилась необыкновенным светом и перед ним появились два прекрасных юноши, от лиц которых исходило неземное сияние. – Исаакий, мы ангелы. А вот идет к тебе Христос. Поклонись ему!  Подвижник вскочил и, не перекрестившись, пал на колени перед бесом, явившимся в образе Христа. Юноши, оказавшиеся также демонами, закричали:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1691 г. Исаакий, которому был тогда 21 год, с благословения настоятеля и своего духовника, поселился вместе с Филаретом на «Старом Городище». Только месяц прожили они здесь. Устрашенный трудностями пустыннической жизни, Филарет вернулся в Санаксарскую пустынь, куда пошел и Исаакий. Выделяясь среди братии ревностной жизнью, он 22х лет был рукоположен во иеромонаха, для чего ходил в Москву. Но, по возвращении в Санаксар, сердце его опять разгорелось желанием пустыннической жизни. Он стал отыскивать себе сотоварища, и нашел его в лице еще не постриженного «бельца», жившего в Спасском Арзамасском монастыре, Андрея. Весною 1692 г. Исаакий опять пришел с Андреем на Старое Городище, и поставили на валу келию. Чрез несколько времени Исаакий остался один. Тяжела, полна искушений жизнь пустынника, и, чтоб укрепить душу постоянною памятью о смерти, он стал рыть в горе пещеру, как символ гроба. Этот труд рассеивал помыслы, искушавшие его, и давал ему душевный мир. Вскоре Бог утешил его. Однажды после долгого труда Исаакий прилег и как бы сквозь сон увидел себя стоящим у Киева, близ Киево-Печерской Лавры, на поляне, отовсюду окруженной лесом. Поляна была полна народа, и он услышал говор: «Архиерей Иларион идет!» Он увидел архиерея, в мантии и с жезлом, шедшего прямо на него, и благословившего его. Тогда Исаакий почувствовал в сердце необыкновенный мир, и в этом чувстве очнулся. Размышляя о сне, он решил, что, вероятно, это был тот Иларион, который первый стал копать киевские пещеры; но ему не было известно, был ли тот Иларион архиерей. Справившись, он узнал, что Иларион был митрополитом Киевским. Время от времени присоединялись к отшельнику товарищи, но скоро уходили от него, и он оставался терпеть один. Как все пустынники, он должен был вести постоянную и тяжелую борьбу с врагом спасения. Как некогда великим преподобным, так теперь Исаакию виделись страшные призраки. Тогда искуситель являлся ему в виде целых полчищ, с воплем гнавших его с этого места; иногда в виде близких лиц, будто бы призывавших его назад в мир, где он мог бы быть им полезен.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Были и потери близких людей, друзей, учителей. О них старец слезно молился и призывал своих чад и богомольцев собора к молитве о упокоении их душ. Обычно он рассказывал всем что-нибудь из их жизни или делился воспоминаниями о своих встречах с ними. 4 октября 1961 года в Псково-Печерском монастыре скончался митрополит Вениамин (Федченков) , 39 которого архимандрит Исаакий знал, когда еще служил в Белой армии и по учебе в Парижском Богословском институте. С ним отец Исаакий переписывался. В 1965 году ушел из жизни друг юности – Владыка Гурий (Егоров). Ему отец Исаакий был сердечно благодарен за поддержку и помощь в трудные послелагерные годы. В январе 1961 года почил митрополит Иосиф, Воронежский и Елецкий, которого отец Исаакий успел искренне полюбить за годы совместного служения в Воронежской епархии. 12/25 февраля 1959 года архимандрит Исаакий ездил в Воронеж, а по возвращении в Елец поделился в проповеди своей радостью с прихожанами Вознесенского собора: «25 февраля, в День ангела Святейшего Патриарха, наш почитаемый Владыка Иосиф, уже 88-летний старец, был возведен в сан митрополита. Можно сказать, что он самый «молодой» митрополит в нашей стране. Это – самый высокий сан епископа. Меня вызвали в Воронеж, чтобы я как благочинный мог поздравить Владыку с такою радостью. Он действительно радуется. Патриарх написал ему: «Зная Вашу 65-летнюю безупречную службу Церкви, считаю возможным и нужным возвести Вас в сан митрополита». Я поздравил его, как-то по-юношески смущенного этой наградой, не только от себя лично, но и от всех нас, от всей паствы Елецкого округа. Сейчас посылаем Владыке телеграмму, вы все можете подписаться под ней, причем недостаточно поставить свои инициалы, а напишите полностью свое христианское имя, чтобы Владыка мог помянуть вас в своих святых молитвах». Отец Исаакий имел теплые взаимоотношения со всеми священнослужителями собора, которые просили либо покрестить их детей, либо стать крестным отцом. Так, дети протоиерея отца Василия Поваляева, внуки отца Николая Овчинникова были крестниками архимандрита Исаакия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1700 г., по случаю голода, более всего поразившего северные места, многие жители переместились на время в более южные области, и, среди таких переселенцев, раскольник Иван Корелин из-за Волги, бродил по городам и селам за милостыней. Зашел он на мельницу, бывшую в двух верстах от пустынной келии Исаакия, и, по просьбе хозяина, надолго здесь остался. Тут познакомился он с о. Исаакием, и часто беседовал отшельник с раскольником, выясняя ему все его заблуждения. Наконец сознал Иван Корелин свою неправоту, и вернулся к Церкви православной. Отец Исаакий постриг его с именем Иринея. С ревностью новообращенного Ириней умолял о. Исаакия ехать на Волгу, чтоб помочь его бывшим собратьям, в их духовном недуге, как помог он ему. Но о. Исаакий решительно отказался, предоставляя дело воле Божией. Тогда Ириней стал просветительно действовать на ближайших раскольников. На Макарьевской ярмарке о. Исаакий имел случай встретиться со многими раскольниками и, между прочим, с самим Ионой. Мягкость и отсутствие всякой резкости в речах о. Исаакия благоприятно подействовали на раскольников, и они стали упрашивать его приехать к ним в скиты. Наконец они сами явились в Саровскую пустынь, вызвали к себе из Арзамаса Исаакия. Влияние подвижника и теперь оказалось столь же благотворным: ученик Ионы, монах Филарет, перешел в православие и впоследствии выстроил за Волгой, в своем скиту, церковь. Теперь уже Исаакий не стал отказываться от поездки за Волгу. Между тем, вернувшись в скит, Филарет созвал братию и объяснил ей, что сознал свои заблуждения, понял, что находился все время в «прельщении». Это заявление ошеломило раскольников. Но кротко и с любовью, неутомимо стал объяснять Филарет заблуждения раскола, подолгу говорил с каждым отдельно и достиг того, что все они убедились в истине православия. По горячим просьбам Филарета, в в скит приехал о. Исаакий. Трогательная была минута, когда с воплем и слезами раскольники отреклись от прежнего своего заблуждения и просили присоединить их к великому стаду Православной Церкви. Две недели провел с ними о. Исаакий, поучая их. Всего обратилось в православие свыше 60 человек.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Смирение его все возвышалось с годами. — Это не вдруг приходит, — сказал он однажды, — а со временем. Это то же, что пролить кровь. Как-то, во время похорон одного монаха, о. Исаакий, желая бросить земли в могилу, чтоб подняться на холм у могилы, взялся за руку одного брата; тот отдернул ее, так что о. Исаакий чуть было не упал. Ничего не сказав, он стал в стороне ждать своей очереди. — Мы никогда не видали, — говорили монахи, — чтоб он взыскивал за подобные поступки. По делам он наш начальник, а держит себя, как брат. Доброту его доказывает то, что, быв богатым человеком, он ничего по себе не оставил. Он снабжал бедных жителей Козельска строевым лесом, позволил им сбирать для топлива сучки в монастырских дачах. Но милостыню свою он таил. Однажды, когда его окружили на глазах одной посетительницы нищие, он заметил ей: — Удивляюсь, зачем они ко мне пришли, никогда ничего им не подаю. А эти нищие пошли за ним и, как всегда, получили. Когда митрополит Иннокентий настоятельно вызывал о. Исаакия в наместники Троице-Сергиевой Лавры, он употребил величайшие усилия, просил заступничества влиятельных лиц, чтоб избежать этого высокого назначения. Простая, бесхитростная, пылкая вера о. Исаакия бывала подтверждаема не совсем обыкновенными событиями. Однажды поехал он на монастырскую мельницу под городом Болховом. На возвратном пути лошади понеслись и стали бить. Кучер соскочил с облучка и смотрел с ужасом, как сани уносятся, подпрыгивая по дороге. О. Исаакий не мог двинуться в закрытом возке, и, видя опасность, призвал на помощь святителя Николая Чудотворца. Лошади тогда мгновенно остановились. О. Исаакий вышел из возка, чтоб погладить лошадей, и увидал, что они находятся на краю крутого, очень глубокого оврага. Еще несколько аршин, и он бы погиб. — Батюшка, — закричал кучер, — вы целы? — Как видишь. — А я думал: и косточек ваших не соберешь. Чем ближе подходила смерть, тем больше сокрушался над собою о. Исаакий: — Ах, как умирать-то! — говорил он. Переезд отца Амвросия в Шамордин, и кончина его очень повлияла на него.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Так первым проник в неприступные доселе твердыни раскола — скиты Бельбожа и Керженца — поборник православия Исаакий. И можно сказать, что он расчистил и подготовил почву, на которой впоследствии так плодотворно поработал Питирим (архиепископ Нижегородский). Обращением Филаретова скита не закончилась деятельность Исаакия по просвещению раскольников. Он не ходил больше в скиты и селения раскольников. Но они сами приходили в Саровскую пустынь. Некоторые оставались здесь, по присоединению к православию, иночествовать. Он не прекращал духовного общения с новообращенным им за Волгой, следил за их жизнью. Братия и вкладчики Введенского Арзамасского скита избрали о. Исаакия настоятелем, и он принял это избрание, утвержденное патриархом Адрианом, решив в себе после недолгого настоятельства возвратиться опять в пустыню. В Сарове остался один о. Ириней. Исаакий обещал своему новообращенному ученику посещать его. Некоторое время Ириней жил один. Потом поодиночке собралось еще несколько человек, искавших пустыннической жизни. Они поставили себе кельи под горой, у речки Сатиса. О. Исаакий навещал и наставлял их. Иринею он предоставил некоторое первенство над прочими. Но старался быть впереди других лишь в подвигах и трудах. Он особенно любил занятие рыбной ловлей, посылал рыбу и в Введенский монастырь, и окрестным помещикам, которые за то давали пустынникам зерно и другие припасы. В 1708 г. Ириней скончался. Старшим среди братии стал иеромонах Варлаам, из вдовых священников. Имея злобу на о. Исаакия, он доносил в Москву, что о. Исаакий находится в постоянных сношениях с заволжскими раскольниками, и сам заражен расколом. По этому обвинению о. Исаакий вызван был в Москву. Ему пришлось долго пробыть здесь, пока он не был оправдан. Тяжело подействовало на душу подвижника все это происшествие, и пустыня опять привлекла все силы его души. Здесь, далекий от людей и их злобы, думал он найти исцеление глубоким ранам оскорбленного сердца. Во Введенском монастыре о. Исаакий поставил настоятелем любимого ученика своего Афиногена, а сам ушел в Саров.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

И на третий день Исаакий подбежал к царю, схватил его коня под уздцы и просил монарха дать свободу Божией Церкви. [Пр]и [этом] грозил он ему Божией карой, в случае если тот отвергнет его просьбу. Разгневанный император приказал бросить старца в топкое тернистое болото. Но явились три Ангела и извлекли оттуда старца. На четвертый день Исаакий, выйдя пред царя, предрек ему ужасную смерть, если не дарует он свободу православным: «Говорю тебе, царь, отведешь ты войско на варваров, но не одолеешь варваров; побежишь от них, но будешь схвачен и заживо сожжен». Так [это] всё и произошло. Варвары порубили греческое войско, как траву, а царь вместе с [тем] своим советником-арианином побежал с поля битвы и спрятался в каком-то сарае. Варвары, прискакав на то место и узнав, где царь, окружили сарай и подожгли его. Так сгорел император Валент вместе со своим советником. После него воцарился Феодосий Великий, который услышал об Исаакии и о его сбывшемся пророчестве. Призвал он к себе старца и поклонился ему. После того как в Церкви воцарился мир, а ариане были изгнаны, Исаакий хотел вернуться в свою пустыню, но его упросили остаться в Царьграде. Некий вельможа Сатурнин построил ему обитель, где старец подвизался до самой смерти, творя многие чудеса. Обитель наполнилась монахами и стала крупным монастырем. Перед смертью Исаакий назначил игуменом своего ученика Далмата, по имени которого эта обитель впоследствии и стала называться Далматской. А богоугодный старец Исаакий около 383 года преставился в вечность, дабы наслаждаться созерцанием лица Божия. Исаакий славный, как пророк Илья святой, Точно солнце, духом озаряет земной. Просит у царя он храмы верным отворить, Господу Всевышнему противником не быть: «Царь, подумай только, на Кого ты восстаешь? Варварам державу сам же предаешь! Ты ее утратишь, как и жизнь, что за порогом, Потому что ратуешь безрассудно с Богом! Ты – лишь прах и пепел под Его ногами, Но, идя на битву с грозными врагами, На свою лишь силу дерзко уповаешь, А она – ничтожна, сам ты это знаешь! Тот, кто в мире с Богом, – тот сильнее всех, А кто против Бога – тому чужд успех! Две войны ты начал – тщетно славы ждешь: Против Бога, словно против варваров, идешь! Ты у православных храмы отобрал, Помирись же с Богом – или ты пропал! И держись за веру из последних сил, Чтоб свирепый пламень тебя не спалил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Житие преподобного Исаакия, затворника печерского, 14 февраля. Киево-Печерский Патерик, Киев, " Лыбедь " , 1991, с. 89. В затворе был он в продолжение семи лет. Однажды, по наступлении вечера, начал блаженный затворник творить обычное коленопреклонение, поя псалмы по полуночи. Когда же почувствовал изнурение и слабость сил, он погасил свечу и сел на своем месте. И вот внезапно возсиял в пещере великий свет, как бы от солнца. Нельзя было свободно открыть глаза. В то же время показались тут два беса в образе прекрасных юношей, лица их блистали, как солнце. Бесы сказали преподобному: " Исаакий! Мы - ангелы, и вот грядет к тебе Христос с прочими ангелами " . Исаакий, восставши, увидел множество бесов, лица которых сияли; один из них, стоящий посредине, сиял более всех; от лица его исходили лучи. Бесы сказали святому: " Исаакий! Вот Христос; падши, поклонись ему " . Исаакий же, не поняв бесовского наваждения, не вспомнив оградить себе крестным знамением, поклонился тому, как Христу. Тотчас бесы учинили крик великий, взывая: " Наш еси, Исаакий! " и посадивши его, сами начинали садиться вокруг, и мигом келия и проход пещерный наполнились бесами. Один из бесов, мнимый Христос, сказал: " Возьмите сопели (дудки), тимпаны и гусли и ударьте дружнее, а Исаакий нам пусть попляшет. Тотчас бесы, ударив в сопели, тимпаны и гусли, схватили Исаакия, начали с ним скакать и плясать в продолжение многих часов и, измучивши его, оставили чуть живым и, так надругавшись, исчезли " .(продолжение можете прочитать в житии святому угоднику) Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (1Иоан.4:1) " Тарас Бульба " 2016/03/07, 20:09:49 Так называемый самозванец " патриарх " илия,несуществующего византийского вселенского патриархата, даже католиков достал:- Конгрегация Доктрины веры объявила отлученными от Церкви четырех украинских греко-католических священнослужителей, которые объявили себя лидерами т.н. «Украинской православной греко-католической церкви» (так называемых " Пидгорецких старцев " ).

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=22...

Несмотря на свою любовь к уединению, преподобный Антоний усердно служил и братии, и богомольцам, приходившим в Печерскую обитель. Служение это было и внешним, и благодатным. Внешне преподобный Антоний ухаживал за болящими и одновременно благодатно исцелял их своей молитвой. При этом он старался избежать суетной похвалы, покрывая смиренномудрием дар исцелений, данный ему от Бога. Поэтому ту же траву, которой питался он сам, он благословлял и давал болящим, как лекарство. Отведав этого чудесного кушанья, большинство больных, за которыми ухаживал преподобный Антоний, исцелялись от всех недугов. Но были у преподобного и тяжелые случаи, когда ему приходилось ухаживать за пострадавшими от бесовских искушений. Самый известный из них – преподобный Исаакий. Этот Исаакий, некогда богатый торопецкий купец, всем пылом души возжелав спасения, раздал все имущество нищим и постригся в Печерской обители. Став иноком, Исаакий занялся самым жестоким подвижничеством. Он не одевался в обычную иноческую одежду, но носил поверх власяницы свежесодранную козью шкуру, прилипшую к телу. Затворившись в малой пещерке, он питался через день одной просфорой и несколькими глотками воды. Спал он всего несколько часов в сутки, и то сидя. Проведя таким образом несколько лет, преподобный Исаакий впал в искушение. В образе Ангелов и Самого Христа ему явились бесы и сильно его измучили. После этого явления Исаакий никого не узнавал и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, как парализованный. Преподобный Антоний некоторое время ухаживал за преподобным Исаакием и молился о нем, но, даже несмотря на это, Исаакий долго оставался в таком расслабленном состоянии. Пример преподобного Антония, ухаживавшего за больными, переняли и его ученики, преподобные Феодосий и Агапит; последний был прозван безмездным врачом. Так служение страждущим стало еще и наставлением печерской братии, подражавшей подвигам преподобного Антония. Служение же преподобного Антония богомольцам выражалось в духовных наставлениях и прозорливости. Самый известный случай прозорливости преподобного Антония – это предсказание сыновьям Ярослава Мудрого о поражении на реке Альте. Однажды трое князей Ярославичей – Изяслав, князь Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский, отправляясь в поход против половцев, пришли за благословением к преподобному Антонию. Преподобный сказал им: «Из-за ваших грехов вы будете побеждены и обращены в бегство неверными; многие из воинов ваших потонут в реке, другие будут взяты в плен, некоторые падут от меча». Это и сбылось: вскоре на реке Альте русские войска были разбиты, так что едва сами князья спасли свою жизнь и бежали: Изяслав и Всеволод – в Киев, а Святослав – в Чернигов; половцы же рассеялись по всей земле, грабили и уводили в плен жителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Протоиерей Александр Хаустов свидетельствует: «Я часто приходил к отцу Исаакию в Алма-Ате будучи еще мирянином. Беседуя с ним, я иногда стеснялся задать какой-нибудь вопрос. А он мои мысли слышал и отвечал мне. Именно он первый мне сказал, что я должен стать священником. И хотя я был верующим человеком, то положение, в котором в то время находились Церковь и духовенство, меня страшило. Архиепископ Николай и архимандрит Исаакий со священнослужителями Свято-Никольского собора. Второй слева – ныне правящий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Алма-Ата. 1953–1954 гг. Отец Исаакий был очень образованным человеком, человеком высокой духовности. В нем видели кандидата во епископа, но светские власти не допустили его до принятия этого сана. Основные черты этого человека – смирение и любовь. Он все делал только по любви. Сейчас, допустим, есть духовники, но их окормление больше от ума. А здесь – именно силой духа. Он мог найти нужное слово и Божественным словом утешить человека. Отец Исаакий был настоящим Старцем!» Из воспоминаний матушки Ирины Любицкой: «Божественные тайны приоткрывались нашему батюшке Исаакию. Он был прозорливым, и многие это знали, испытав на себе. Лично меня он видел насквозь. Когда отец Исаакий служил в Никольском соборе в Алма-Ате, я там пела на клиросе. Отец часто нас, десятерых девиц, собирал у кого-нибудь в доме на молебны, исповедь, на какое-нибудь торжество или День ангела – и мы все вместе молились. Жили дружно, спокойно, молитвенно, много трудились. А отец наш духовный о нас заботился, молился. Жили мы тогда, как у Христа за пазухой. И так быстро пролетели десять лет». Архимандрит Исаакий в своей келлии. Алма-Ата. 1955 г. «Из рассказов бабули и мамы, – рассказывают инокиня Татьяна и послушница Екатерина (родные сестры), – в памяти остались упоминания о необыкновенных службах Владыки Николая и архимандрита Исаакия в Никольском соборе Алма-Аты, которые в воскресенье всегда начинались рано утром и только после обеда заканчивались.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010