Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преп. Исаакий Далматский, икона Прп. Исаакий Далматский благословляет свв. имп. Феодосия и его супругу. С.-Петербург. Исаакиевский собор, фронтон зап. портика, горельеф. 1845 г. Скульптор И. П. Витали После смерти имп. Валента на престол взошел имп. Феодосий I Великий (379-395). Услышав о пророчестве прп. Исаакия, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого преподобный, согласно Житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381) (однако в списках участников Собора он не отмечен). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, преподобный попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для подвижника, и святой выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами. К старцу приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Имп. Феодосий также неоднократно приглашал святого во дворец. Прп. Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения преподобного они всегда чудесным образом открывались. Через некоторое время вокруг его кельи был основан монастырь, впоследствии названный монастырем Далмата , который считался древнейшим в Константинополе ( ; там святой прожил до конца своих дней. Почувствовав приближение смерти, прп. Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат , которого назначил своим преемником. После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви Св. Ирины (которая тогда была кафедральным собором Константинополя). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки преподобного в церкви св. Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. Прп. Исаакий был погребен в алтаре этого храма, справа от святого престола.

http://drevo-info.ru/articles/3627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТА МОНАСТЫРЬ [греч. το Δαλμτου, το Δαλματου, τν Δαλμτου], муж., впосл. жен. мон-рь в юго-зап. районе К-поля; основан в 381/2 г. учениками исп. Исаакия Далматского (см. в ст. преподобные Исаакий, Далмат и Фавст (пам. 3 авг.)). Назван по имени 2-го игумена - прп. Далмата К-польского (406-438). В визант. традиции считается первым к-польским мон-рем ( Theoph. Chron. T. 1. P. 443). В совр. научной лит-ре Д. м. также рассматривается как самый древний в городе, несмотря на сообщения ранневизант. церковных историков Созомена и Сократа Схоластика о мон-рях, основанных арианами в более ранний период (см.: Dagron. Р. 246-253). Сведений о б-ке и скриптории в Д. м. нет. Известна всего одна рукопись, происходящая из Д. м.,- Paris. gr. 1453 (см.: Ehrhard. Überlieferung. T. 1. S. 367-370). Об основании обители сообщается в Житии Исаакия Далматского (BHG, N 955-956). Прп. Исаакий удостоился от Бога видения, в к-ром ему было приказано идти в К-поль, чтобы бороться с ересью имп. Валента (364-378), приверженца арианства. В столице у святого появилось много учеников, и один из них, Сатурнин, построил для него в своем имении скромное жилище (κελλον), а затем передал ему права на все прилегавшие земли. Т. о. возник Д. м. О том, что он располагался за стенами города, можно судить по эпизоду из Жития: если Исаакию случалось задерживаться в городе допоздна, когда ворота уже запирались, при его приближении они открывались сами собой и выпускали святого. Преемником Исаакия стал прп. Далмат К-польский (не ранее 406), к-рый помогал Исаакию при основании мон-ря и позже провел в Д. м. 48 лет затворником. У Георгия Кодина Далмат ошибочно отождествлен с Флавием Юлием Далматом, племянником имп. Константина I Великого (PG. 157. Col. 609). Прп. Далмат решился покинуть обитель только в 431 г., чтобы бороться с ересью Нестория . Еще до того, как Несторий стал открыто проповедовать свое учение, Далмат знал о его нечестии и отказался пустить его в свой монастырь.

http://pravenc.ru/text/168658.html

Основные народные приметы по дням этого месяца по В. И. Далю таковы: 10. Ап. Симона Зилота. На Симона Зилота земля именинница, грех пахать, собирают зелья у болота, копают коренья на зелья; 11. Сщмч. Мокия. Мокия Мокрого. Если этот день мокрый, то и лето будет мокрое. В этот день не работают, боясь, чтобы град не побил полей; 13. Мц. Гликерии девы. Лукерьи Комарницы. Полагают, что в этот день прилетают комары; 14. Мч. Исидора. Сидора Огуречника. На Сидора еще сиверко (северно). Придут Сидоры, минуют и сиверы (заморозки), прилетят стрижи и касаточки, принесут тепло. Полагают, что в этот день должно сажать огурцы и сеять лен; 15. Прп. Пахомия Великаго . Пахома Теплого, Бокогрея. Пришел Пахом – запахло теплом. На Пахома поздний посев овса и пшеницы; 16. Прп. Феодора Освященного. Федора Житника. Кто сеет после Фита, прост будет жита. Полагают, что в этот день должно непременно сеять хлеба; 18. Мч. Феодота Анкирского и св. мцц. семи дев. Федота Овсянника. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерить овес кадушкой. Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. Семь дев сеют лен; 20. Мч. Фалалея. Фалалея Огуречника; 21. Свв. равноапп. царей Константина и Елены (см.: Оленин день). Алены Леносейки. Алены – длинные льны. На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу; тоже сажай огурцы. Алене льны, Константину огурцы; 23. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского (см.: Леонтий Коноплянник). Левона Огуречника; 25. Третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Иван Головатый). Ивана – медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу; 28 Прп. Никиты, еп. Халкидонского. Никиты Гусятника (см. также: Евтихий Тихий); 29. Мц. Феодосии, девы Тирской. Федосьи Колосницы. Полагают, что с этого дня рожь начинает колоситься. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный); 30. Прп. Исаакия Далматского. Исакия Змеевника (Змеевик). Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исакия сажают бобы; 31. Ап. Ерма и мч. Ермия . Еремея Распрягальника. Как на Еремия (1 мая) Запрягальника, потому что на Еремия подыми сетево (севалку), так и на Ермея же (Ермия, 31 мая) Распрягальника, потому что опусти сетево (т. е. начало и конец посевов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ucaakuй Далматский, прп. Описания иконы Исаакий Далматский, прп. - житие Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, выш[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7090.jpg:   Размер: 328x1200, 0.39 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (126) , (0) . Описание: [Икона Покровского собора на Рогожском кладбище. Мастерская Я.А. Богатенко. Начало XX века] Преподобные Далмат, Исаакий Далматский и Фавст в молении Спасу Hepykombophoмy.jpg Файл 19355.jpg:   Размер: 877x1024, 0.9 MPix, 275 Kb. Дата: 2012-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (124) , (0) . Описание: Преподобный Исаакий Далматский. XIX в. Центральная Россия. Частное собрание. Дерево, левкас, яичная темпера, золочение. 11 х 8.5 см.

http://pravicon.com/icon-2064

Сортировать по Исключить новости Исаакиевский собор получит статус кафедрального – митрополит Варсонофий 19 ноября, 2018. Новостная служба Собор был признан православным символом города 19 ноября. ПРАВМИР. Собор святого преподобного Исаакия Далматского «Исаакиевский» получит статус кафедрального. Об этом заявил митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Варсонофий, пишет ТАСС . Он выразил надежду, что собор вернется Церкви. «Наберемся терпения. Думаю, что со временем там будет кафедральный собор Санкт-Петербурга…Конечно, мы хотели бы, чтобы Исаакиевский собор был таким главным собором города, куда могли бы люди приходить в любое время, но пока у нас не так это происходит. Тем не менее, мы живем в тех условиях, что имеем, с музеем сотрудничаем. Мы там совершаем постоянно богослужения», – сообщил митрополит. По результатам народного онлайн-голосования на сайте проекта «Храм 78» Исаакиевский собор был признан неофициальным православным символом Санкт-Петербурга. Митрополит Варсонофий считает, что это поможет собору вернуться Русской Церкви. «Поможет или не поможет, я думаю, всё помогает, если будем достойны, чтобы к нам храм вернулся. Надо молиться, посещать начинать собор почаще, наполнить собор молящимися, и Господь нам всё вернёт», — считает митрополит Варсонофий. Храм во имя св. прп. Исаакия Далматского задуман Петром I. Собор был заложен в 1819 по проекту архитектора Огюста Монферрана. Храм строился 40 лет и был освящен 12 июня 1858 г. Исаакиевский собор считался главным собором Российской империи. В 1928 храм был закрыт. В 1931 году в храме был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. С 1990 года в нем восстановлены православные богослужения. С осени 2015 года по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. В начале 2017 года правительство Санкт-Петербурга объявило , что 30 декабря 2016 года было дано распоряжение о передаче Исаакиевского собора в пользование Московскому Патриархату на основании принятого в 2010 году федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Собор передается Церкви без смены юридического статуса — его владельцем остается город.

http://pravmir.ru/isaakievskiy-sobor-pol...

Сортировать по Исключить новости Верующие выбрали его во время онлайн-голосования в рамках проекта «Храм78» 19 ноября. ПРАВМИР. Собор святого преподобного Исаакия Далматского «Исаакиевский» выбран православным символом Санкт-Петербурга. Верующие выбрали этот действующий храм и памятник архитектуры XIX века во время народного онлайн-голосования в рамках проекта «Храм78» . За Исаакиевский собор проголосовали 1486 человек. Всего в финал проекта вышло 12 храмов, в голосовании за финалистов приняли участие 7693 человека. Храм-символ выбирали жители Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Краснодарского края, Нижегородской области, Самары, Ростова, Карелия, Красноярского края и других регионов России. Проект «Храм 78» — это инициатива по выбору православного символа Санкт-Петербурга. Проект проходил в два этапа. С 20 августа по 10 октября проводился творческий конкурс по четырем номинациям: фотография, живопись, видео, литературное произведение (проза и стихи). В течение первого этапа все желающие загружали на сайт проекта свои творческие работы, вдохновленные одним из 78 храмов. Храм во имя св. прп. Исаакия Далматского задуман Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному собору предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвёртый по счёту Исаакиевский собор был заложен в 1819 по проекту архитектора Огюста Монферрана. Храм строился 40 лет. Освящен 12 июня 1858 г. Считался главным собором Российской империи. Отличался пышным и богатым убранством. Ежегодно в соборе отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни петровских побед. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга. В 1928 храм был закрыт. 12 апреля 1931 года с показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015 года по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. Настоятель – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Ключарь – протоиерей Алексий Исаев.

http://pravmir.ru/isaakievskiy-sobor-naz...

Скачать epub pdf Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст Память 3 августа Преподобный Далмат жил в царствование Феодосия Великого 4964 служил в войске 4965 и пользовался уважением царя. Затем, презрев для Бога всё мирское, он оставил жену и детей 4966 ; взяв с собою одного только сына Фавста, он пошел к преподобному Исаакию, имевшему обитель близ Константинополя; здесь они были пострижены преподобным Исаакием в иноческий чин и оба вели богоугодную жизнь, постоянно соблюдая строгий пост. Когда преподобный Исаакий 4967 , уже достигший глубокой старости, почувствовал приближение смерти, то созвал братию; преподав ей последнее наставление, он поставил игуменом вместо себя преподобного Далмата, от имени которого и самая обитель получила впоследствии название Далматской 4968 . Патриархом цареградским Аттиком преподобный Далмат был рукоположен во священника 4969 . Он проводил жизнь полную воздержания и однажды в великий пост в течение сорока дней не вкушал пищи 4970 ; постом и молитвою преподобный Далмат побеждал бесовскую силу. Он подвизался и против видимых служителей беса – еретиков несториан, хуливших Пречистую Матерь Божию 4971 : преподобный Далмат был деятельным помощником святых отцов третьего вселенского собора, заседавшего при царе Феодосии Младшем в Ефесе 4972 , этим преподобный Далмат приобрел себе любовь царя и святых отцов, которые сделали его архимандритом Далматской обители. Отдав, таким образом, почти всю свою жизнь на служение Богу, преподобный Далмат отошел в глубокой старости в вечность 4973 . – Преподобный Фавст, подобно своему отцу, был великим подвижником, он строго соблюдал заветы иноческие и из них особенно пост 4974 . Скончав течение здешней земной жизни, он переселился в вечные обители и в бессмертной жизни причтен к лику преподобных отцов. Кондак, глас 2: Пощением воссиявшия яко светила, и ереси развратившия верою, песньми Исаакия восхвалим, и с Далматом Фавста, яко Христовы угодники, Того молящи о всех нас. 4967 О богоугодной жизни и великой ревности по вере прп. Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его кончине достаточно сообщается под 30 числом мая месяца; желающий может прочесть там.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сортировать по Исключить новости Новое распоряжение может быть издано после поступления официальной заявки 10 января. ПРАВМИР. Распоряжение о передаче Исаакиевского собора Церкви утратило силу. Новое распоряжение о порядке передачи храма Русской Православной Церкви может быть издано городским Комитетом имущественных отношений только после получения соответствующей заявки от РПЦ, пишет Interfax . «Такой заявки по состоянию на сегодня в адрес Комитета имущественных отношений не поступало», – сообщили в ведомстве. Распоряжение, которое утверждало план мероприятий по передаче Исаакиевского собора Церкви, было издано в декабре 2016 года. Его опубликовали на сайте комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга. В соответствии с документом, договор о передаче собора в безвозмездное пользование необходимо заключить в течение 24 месяцев – то есть до декабря 2018 года. Храм во имя св. прп. Исаакия Далматского задуман Петром I. Собор был заложен в 1819 по проекту архитектора Огюста Монферрана. Храм строился 40 лет и был освящен 12 июня 1858 г. Исаакиевский собор считался главным собором Российской империи. В 1928 храм был закрыт. В 1931 году в нем был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. С 1990 года в нем восстановлены православные богослужения, а с осени 2015 года по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. В начале 2017 года правительство Санкт-Петербурга  объявило , что 30 декабря 2016 года было дано распоряжение о передаче Исаакиевского собора в пользование Московскому Патриархату на основании принятого в 2010 году федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Собор намеревались передать Церкви без смены юридического статуса — его владельцем остается город. В сентябре 2017 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сообщил, что официального обращения от Русской Церкви о передаче Исаакия не поступило.

http://pravmir.ru/rasporyazhenie-o-pered...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПОВСКИЕ династия иконописцев из г. Романова-Борисоглебска (совр. г. Тутаев Ярославской обл.), представители к-рой работали в XVIII - 1-й пол. XIX в. А. принадлежало большое и разнообразное собрание графических иконных образцов (в наст. время хранится в ГИМ, приобретено у супруги С. Т. Большакова Е. М. Большаковой), включавшее листы с работ мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, переводы из Сийского иконописного подлинника. Основатель династии Федор Михеев Агапов-Архиповский (1746 - после 1805?) (в наст. время работы неизвестны) внес наиболее значительный вклад в собирание иконных образцов; сохранилось ок. 200 подписных листов посл. четв. XVII в.- 1805? г., в т. ч. образцы с икон ц. св. прор. Илии в Ярославле, с местных чудотворных Казанской и Феодоровской икон Божией Матери, листы житийного цикла Богородицы, подборка житийных клейм икон св. Илии Пророка, неск. образов рус. святых: «Блгв. кн. Даниил Московский», «Свт. Никита Новгородский», «Свт. Алексий Московский» и др. Старший сын Федора Василий Архиповский (1779-1844) работал по заказам от Нерехты до Пошехонья; известен по подписям на неск. листах собрания, в частности воспроизводящим редкую местную иконографию «Спас Борисоглебский», ряд изображений Акафиста Богородицы и Благовещения, икон св. Иоанна Предтечи. В наследии иконописца Максима Федорова Архиповского (1784-1845; в нек-рых документах именуется также Агаповым), брата Василия, сохранились многофигурные композиции (иконный образец «Седмица»), листы с единоличными образами святых; кроме того, он является автором ряда иконописных произведений, напр. списка с чудотворной Югской иконы Божией Матери , находившегося в кафедральном соборе г. Рыбинска (не сохранился), по свидетельству Д. А. Ровинского , «образ писан очень мелко, с богатой золотой прописью». По заказам романовских купцов выполнил в 1824 г. для П. А. Горбунова икону «Сщмч. Афиноген, еп. Пидахфойский, в житии» (ГРМ), в 1833 г. для А. И. Трутнева образ «Прп. Исаакий Далматский, в житии» (Музей-квартира П. Д. Корина). Подписных образцов младших А. не более 80. Очевидно, при жизни отца семья работала единой артелью, т. к. встречаются листы с надписью: «Иконописцев Архиповских»; впосл. образцы были поделены между братьями, о чем свидетельствуют надписи на листе «Спас Смоленский»: «Сей образец Федора Михеева»; «Сей рисунок Василия Архиповскова, верно доставшийся после родителя своего Федора Архиповскова точно также по разделу». Судя по иконографии и строгой каноничности образцов собрания, А. являлись старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/76544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕНТ [лат. Caesar Flavius Valens Augustus] (328, Цибалы, Паннония, совр. Винковци, Хорватия - 9.08.378, близ Адрианополя, Фракия, совр. Эдирне, Турция), восточноримский имп. (с 28 марта 364), младший брат имп. Валентиниана I , к-рый сделал его своим соправителем в восточной части империи. В. продолжил политику имп. Констанция II , чем вызвал недовольство городской знати и легионов, которые провозгласили императором Прокопия, племянника Юлиана Отступника (28 сент. 365). Разбив Прокопия во Фригии, В. казнил его (27 мая 366). В 60-х гг. В. совершил 2 карательные экспедиции за Дунай против вестготов Атанариха, нанеся им существенный урон. Перед 2-м походом принял крещение в К-поле от арианского еп. Евдоксия. С 368 г., воспользовавшись персид. походами в Армению, В. сумел утвердить на престоле Зап. Армении своих ставленников: сначала царя Папа, а позднее Вараздата. Рим. войска успешно отражали попытки вторжений персов в Зап. Армению до 371 г., когда был заключен договор с шаханшахом Шапуром II, предусматривавший признание союза империи и Зап. Армении. Тем самым были укреплены позиции империи на Востоке, пошатнувшиеся после неудачного персид. похода имп. Юлиана в 363 г. По оценкам современников, В. был плохо образован, «простоват», часто доверял предсказателям, отличался грубым нравом и иногда был жесток, но тем не менее проявил себя достаточно способным администратором. В нач. 70-х гг. IV в. в Вост. Европу вторглись племена гуннов, к-рые в причерноморских степях разгромили племенные союзы готов и алан, что стало причиной резкого изменения ситуации на дунайской границе империи, а затем и разрушительного кризиса на Балканах и в Центр. Европе. В 376 г. В. дал разрешение союзным империи вестготам во главе с Фритигерном поселиться на землях рим. Мёзии на правах федератов. Однако рим. администрация не сумела установить прочные отношения с союзниками в новой обстановке, и уже в нач. 377 г. вестготы восстали против империи и опустошали Фракию и Македонию. Попытки сдержать варваров с помощью местных военных сил не дали результатов, и в 378 г. В. собрал в К-поле основную армию Восточной империи, перебросив ее с персид. границы. 9 авг. 378 г. В. вступил в сражение с вестготами под Адрианополем, но его войска были разбиты, а сам император погиб (по одной из версий, сгорел в деревянном доме). С походом В. под Адрианополь связан рассказ Феодорита Кирского о предсказании прп. Исаакия Далматского о грядущей катастрофе и гибели императора как о каре за притеснение правосл. Церкви ( Theodoret. Hist. eccl. IV 34).

http://pravenc.ru/text/153915.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010