Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Из жития преподобного Исаакия Печерского Перед тем как св. Исаакий Печерский решил принять подвиг юродства, с ним, согласно житию, произошла такая история. До полуночи Исаакий каждый день пел псалмы. Однажды, когда он допел последний псалом и уже погасил свечу, внезапно пещеру озарил яркий свет, и показались два юноши, прекрасные, словно ангелы, вместе со Христом. Они приказали Исаакию поклониться Христу. Исаакий забыл осенить себя крестным знамением и не распознал в происходящем бесовское искушение. Тут же все юноши и Христос превратились в бесов, один из них приказал: «Возьмите сопели, и гусли, и бубны, и ударяйте, а Исаакий нам спляшет!». Зазвучала бесовская музыка, бесы схватили подвижника и стали с ним танцевать. После всего бесы исчезли, а подвижник остался лежать на полу кельи «бездвижим, едва жив». На другой день, когда настало время для вкушения пищи, преподобный Антоний подошёл к келье Исаакия и сотворил, по обыкновению, молитву. Но ответа на это не последовало. Антоний подумал, что преподобный Исаакий уже преставился, и послал в монастырь за братией. Раскопали пещеру и вынесли оттуда Исаакия. Он, однако, был ещё жив… “Православный церковный календарь” Из жития преподобного Симеона Столпника Желая искусить великого подвижника Симеона Столпника, диавол принял на себя вид светлого ангела, явился однажды к Симеону с огненной колесницей и такими же конями, как бы сошедший с неба, и сказал: «Послушай, Симеон, Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы я взял тебя, как Илию, на небо, ибо ты достоин того за твое житие, и пришел уже час, чтобы получить тебе венец за труды твои от Господа. Иди немедленно и поклонись Господу Богу твоему; и пусть видят тебя пророки, апостолы, ангелы и мученики, которые все желают тебя видеть». Не распознав, что это искушает его враг рода человеческого, святой Симеон воскликнул: «Господи! Неужели Ты восхотел взять меня в селения Твои?» – и, оградив себя крестным знамением, поднял уже правую ногу свою, дабы сесть в колесницу, но в это мгновение диавол, устрашенный знамением креста, исчез с огненными конями и колесницей.

http://azbyka.ru/dyavol-pod-vidom-hrista

Преподобный Исаакий (в миру – Иван Иванович Антимонов) родился 31 мая 1810 года в семье почетного гражданина города Курска, именитого купца Ивана Васильевича и его жены Анны. В 1847 году Иван Иванович Антимонов поступил в Оптину пустынь, где в 1854 году был пострижен с именем Исаакий. Отец Исаакий духовно возрос под руководством преподобного старца Макария. После кончины настоятеля преподобного Моисея Господу было угодно возложить на смиренного Исаакия труд управления обителью. Преподобный исполнял это служение 32 года, до самой смерти, оставаясь преданным послушником своего духовного отца преподобного Амвросия. Без совета старца он не приступал ни к какому делу. Преподобный Исаакий отличался простотой, смирением и отеческой заботливостью в отношении к братии. Схиархимандрит Исаакий скончался 22 августа 1894 года. Преподобный Иосиф (в миру – Иван Евфимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Харьковской губернии. Рано оставшись сиротой, он испытал жизнь скорбную, полную трудов и лишений. В 24 года, отправившись на богомолье в Киев, он заехал в Оптину. Прозорливый старец Амвросий сказал: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Юноша принял слова батюшки как волю Божию и поступил в монастырь. Новый послушник вскоре был назначен келейником старца Амвросия и исполнял это послушание тридцать лет, до кончины своего аввы. В постриге он был наречен Иосифом. После кончины преподобного Анатолия отец Иосиф двенадцать лет был скитоначальником. Его отличало глубочайшее смирение и скромность. Он сподобился видения Царицы Небесной. Скончался иеросхимонах Иосиф 9 мая 1911 года. Преподобный Варсонофий (в миру – Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года в дворянской семье под Оренбургом. Он закончил кадетский корпус и дослужился до чина полковника. Отклонив генеральское звание, он в 1891 году поступил в Оптину пустынь, где первые три года находился под духовным руководством старца Анатолия (Зерцалова) . В постриге он был наречен Варсонофием. Преподобный Варсонофий был истинным духовным воином и прозорливцем. Он предсказывал, что не за горами время, когда начнутся гонения на веру Христову и повторятся мучения первых христиан. В 1906 году отец Варсонофий был назначен братским духовником и скитоначальником. В конце жизни старцу довелось пережить клевету. В 1912 году он был переведен на должность настоятеля в Старо-Голутвин монастырь, где через год схиархимандрит Варсонофий скончался 1 апреля 1913 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1757 году преподобный в радостном состоянии духа выехал из Петербурга, взяв с собой некоторых из наиболее преданных своих учеников и учениц, которые запаслись отпусками от местного начальства и последовали за ним из столицы в провинцию. Прибыв в город Арзамас, старец поместил небольшое число своих учениц в девичьем Николаевском Арзамасском монастыре. Сам же поселился с учениками в шестидесяти верстах отсюда в Саровскую пустынь, где настоятельствовал тогда ее пятый строитель Исаакий. Он был сыном священника Прокопия и еще в отрочестве поступил вместе с отцом в Саров, где оба они, «ревнуя великим образцам подвижничества, явили себя достойными быть примером для других» 71 . В связи с чем вторым Саровским строителем иеромонахом Дорофеем (в схиме Димитрием) благочестивые отец с сыном были пострижены в монашество. А Исаакий со временем был рукоположен в иеромонахи. После передачи Успенской пустыни в состав Суздальской епархии под начало епископа Порфирия (Крайского) 72 , Исаакий становится экономом архиерейского дома, а после ареста четвертого строителя Маркелла назначается Саровским настоятелем и возвращается в родную обитель. При нем были достроены и освящены 13.09.1752 года церковь во имя Рождества святого Иоанна Предтечи на источнике, заложенная еще третьим строителем Филаретом, а 18.08.1754 года – теплая соборная церковь Живоносного Источника в центре внутреннего монастырского двора, начатая трудами иеромонаха Маркелла. Особо отметим и то, что во время настоятельства иеромонаха Исаакия, в марте 1753 года Синод передал в ведение Саровской Успенской обители разоренную Богородице–Владимирскую Сретенскую пустынь 73 , расположенную в четырех верстах от города Темникова, на противоположном от него берегу реки Мокши близ озера Санаксар. Уже при старце Феодоре в 1758 году строитель Исаакий возвел в Саровской пустыни каменные стены, две мощные угловые башни и святые врата с церковью Николая Чудотворца. В том же 1758 году, с восстановлением Тамбовской епархии, начались злоключения пятого Саровского настоятеля. Епископ Тамбовский и Пензенский Пахомий (Симанский) 74 , «отличавшийся сварливым и вспыльчивым характером, затеял перетасовку кадров» 75 . Сначала он взял иеромонаха Исаакия, пробывшего Саровским строителем семь лет, к себе в штат в Тамбов, но вскоре назначил игуменом в захудалую Краснослободскую Спасскую пустынь, затем перевел архимандритом в Козловский Троицкий монастырь, оттуда – в Нижнеломовский Казанский. Изнемогший в трудах и переселениях архимандрит Исаакий попросился на покой в Сканскую пустынь, где вскоре умер и там же был погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Однажды в его уединение забрел соловецкий монах Николай. Он посоветовал о. Исаакию построить церковь на Старом городище. Поначалу этот совет казался неосуществимым. Но затем о. Исаакий получил подтверждение, что на строительство здесь храма есть воля Божия. Тем паче, что в окрестных селениях и лесах процветал раскол. В 1700 году о. Исаакий начал собеседования с раскольниками. Иногда они приглашали его в свои скиты для прений о вере. В результате многие раскольники вернулись в Православие. Именно они и стали первыми насельниками будущей Саровской обители. Труды иеромонаха Исаакия стали широко известны – в результате, с благословения священноначалия, братия арзамасской Введенской обители избрала его своим настоятелем. Согласившись принять на себя управление городской обителью, о. Исаакий намеревался через некоторое время возвратиться к пустынножительству. Переселившись в Арзамас, он по-прежнему навещал пустынножителей и наставлял их в вере. Но не всем это пришлось по душе. Иеромонах Варлаам позавидовал влиянию о. Исаакия и написал на него донос, в котором обвинял наставника в расколоучительстве. В результате в 1705 году настоятель Введенской обители был вызван в Москву. После разбирательства, окончившегося полным оправданием о. Исаакия, он, возвратившись в Арзамас, поставил вместо себя настоятелем Введенской обители своего ученика Афиногена и удалился в Саровскую пустынь. Посоветовавшись с иноками, жившими в Старом городище, о. Исаакий начинает хлопоты по строительству храма и основанию новой обители. Несколько лет он провел в Санкт-Петербурге, оформляя необходимые для строительства документы. Он был известен и почитаем в царской семье. Благодаря своей настойчивости и связям в столице, в начале 1706 года о. Исаакий сумел получить Высочайшее разрешение Петра I и местоблюстителя Патриаршего престола Стефана (Яворского) на строительство церкви. В феврале 1706 года начали валить лес, в мае на городище уже высился сруб. 16 июня 1706 года был освящен первый храм Саровской пустыни во имя иконы Божьей Матери Живоносный источник. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

На Печерской иконе Божией Матери с Киево-Печерскими святыми 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова), происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале, И. показан в молении образу Коронования Божией Матери в облачном сегменте (ГВСМЗ). Его погрудное изображение как средовека помещено в левой части композиции вполоборота к центру, в 4-м ряду, между преподобными Варлаамом Киево-Печерским и Иоанном Многострадальным. Единоличный поясной образ И. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится над мощами святого в Ближних пещерах. И. изображен в монашеском одеянии; он молод, без бороды, у него длинные темные волосы, руки с переплетенными пальцами сложены у груди в молении, на левом запястье висят четки. На небольшой иконе 2-й пол. XIX в., написанной в манере академической живописи (возможно, в Школе АХ в С.-Петербурге), И. изображен средовеком в схимническом облачении, с прижатой к груди десницей (ГИМ). Подчеркнуты аскетические черты лица - впалые щеки, заострившийся нос; небольшая светлая борода с проседью раздваивается на конце. Аналойная икона И. была написана М. И. Дикарёвым в 1888 г. в составе 235 минейных и праздничных икон для домовой церкви Мраморного (Константиновского) дворца в С.-Петербурге (местонахождение неизв.; Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Петербурге: Создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 60). Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) На иконах и гравюрах Соборов Киево-Печерских святых И.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Однажды, находясь наедине с Калужским архиереем, отец Исаакий начал высказывать ему свою скорбь относительно возложенного на него против его воли настоятельства. " Я лучше бы, Ваше Преосвященство, согласился пойти в хлебню, чем быть настоятелем " . — " Ну, что ж, — ответил владыка, — пожалуй, пеки хлебы " . — " А кто же настоятелем-то будет? "  — " Да ты же и настоятелем будешь " . На эти слова Преосвященного отец Исаакий уже не нашелся, что ответить. А преподобный Амвросий, как старец и духовный отец настоятеля отца Исаакия, давал ему направление всей его последующей жизни. Он старался умерять ревность начальника-подвижника, когда тот в начале управления обителью считал всех способными к перенесению таких же лишений, которым подвергал он себя сам, и хотел еще более усилить строгость иноческой жизни. При открытии в 1884 году Шамординской обители отец Исаакий был назначен ее благочинным. В 1885 году он был возведен в сан архимандрита. Преподобный Исаакий был истинным последователем той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, — строгого послушания всей братии своим старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания. Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным отцом Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами. Узнав собственным опытом пользу старчества, отец Исаакий, как личным примером, так и словом и понуждением старался поддерживать благое насаждение своего предшественника, и труды его в этом отношении не были бесплодны. Мир и согласие, царствовавшие в обители, свидетельствовали о благотворном влиянии, которое имело старчество среди ее сынов, насаждая в них добродетели любви и послушания. Уже будучи игуменом и даже архимандритом, преподобный не совершал без благословения своего старца никаких монастырских дел и учил этому братию. " Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести " , — часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику преподобному Амвросию и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Основание церкви было началом будущей Саровской обители. Для того, чтоб обеспечить порядок в жизни иноков, о. Исаакий написал, строго доныне в пустыни соблюдаемый, «Устав общежительный», который свидетельствует и о великом духовном опыте старца и о практической его мудрости. 7 июля 1706 г. о. Исаакий собрал на совет всю братию и, по единодушному согласию, братия положила следующее решение — приговор, тогда же записанный. «В сей Сатисо-Градо-Саровской пустыни, у святей церкви Пресвятыя Богородицы Живоноснаго Ея Источника, быть общежительному пребыванию монахов.… И положихом, по свидетельству и преданию святых Апостол и Святых Отец, чин — устав общаго жития. И отныне нам зде всем живущим монахам и сущим по нас настоятелям и братиям держать и хранить безотложно, дондеже благоволением Божиим обитель сия будет стоять». Правила Саровского общежития — самые строгие, в духе древнехристианских общежительных монастырей. Так, например, исключена всякая собственность, запрещено есть что-нибудь вне трапезы. Наконец, в 1711 г. в Саровское общежитие была прислана от местоблюстителя патриаршего престола Стефана, митрополита Рязанского, грамота, по которой этот устав получил официальное утверждение. Еще раньше Саров был признан независимым от Введенского монастыря, и о. Исаакий назначен строителем Сарова. Вслед за построениями первой церкви, возникли на горе еще две церкви, а о. Исаакий, продолжая дело храмоздательства, устроил еще подземный храм во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Этот храм очень утешил некоторых из братии, которые на Великий пост удалялись в пещеры, теперь ими значительно углубленные в гору и расширенные. Вместе с процветанием, выпали на долю Сарова и испытания. Так, во время отсутствия настоятеля, на братию дважды нападали разбойники и жестоко пытали иноков, доискиваясь, где спрятаны у них сокровища, которые суеверная молва приписывала первым инокам. В одну из отлучек своих по делам в Москву, о. Исаакий тяжко заболел. Жизнь его была в опасности, и он пожелал принять схиму. При этом постригавший его в схиму строитель Красногривской пустыни, иеромонах Макарий, связал его обещанием, что он отныне уже не будет нигде начальником и будет в Сарове наравне со всеми прочими, и даже ниже всех.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Каждую субботу накануне служения он, по обычаю, отправлялся для исповеди в скит и здесь, сидя в приемной старца – преподобного Амвросия вместе с другими посетителями, смиренно дожидался очереди, которая иногда доходила до него нескоро. Не изменил он своему обыкновению и после кончины уважаемого старца, продолжая, несмотря на ослабление своих телесных сил, аккуратно посещать его преемника преподобного Иосифа, хотя он был из числа постриженников преподобного. Только незадолго до кончины, когда уже силы совсем стали оставлять его, он стал приглашать нового старца к себе. Каждое важное монастырское дело преподобный Исаакий решал не иначе как с советом старца, отсекая при этом собственную волю. Таким глубоким смирением преподобный Исаакий подавал пример братии. Нестяжательность преподобного особенно выказалась после блаженной его кончины: от него ничего не осталось, тогда как он в свое время был человек богатый и имел свои порядочные средства. Кроме общего благотворения нищим от обители, преподобный Исаакий и сам от себя раздавал щедрую милостыню, стараясь всячески утаить свое доброе дело. Вполне отрекшись от мира и всех его прелестей, преподобный Исаакий относился к наградам и повышениям совершенно равнодушно, и даже иногда уклонялся от них. Здоровье его начало понемногу надламываться. Он пожелал келейно принять пострижение в схиму, которое и совершил над ним братский духовник, скитоначальник преподобный Анатолий. Искушаемый тяжкими скорбями, твердый подвижник благодушным терпением их приготовлялся в последние годы к переселению в вечность, и лишь за год до кончины, вполне успокоенный, в мире доживал дни своего земного странствования. Последнее его наставление ко всем вообще братиям, из которых многие спрашивали его: «Как, батюшка, жить после вас?» – было следующее: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо». Многие из прощавшихся с ним плакали. 20 августа с преподобным Исаакием случился удар, и с этих пор он уже не мог говорить. 22 августа 1894 г. преподобный Исаакий мирно почил о Господе, в глубокой старости, 85 лет от роду.

http://pravoslavie.ru/96717.html

При жизни архимандрит Исаакий имел великий дар от Бога – укреплять в людях веру, любовь к Богу, окрылять надеждой и вымаливать прощение грехов. Эти же вера, надежда и любовь и теперь приводят почитающих архимандрита Исаакия к его могиле. Память о нем будет передаваться из рода в род. А он благословляет всех словами: Для всех я двери сердца открываю И милостей Господних вам желаю! Земной путь архимандрита Исаакия длиною в 86 лет – это целая историческая эпоха. Первая мировая война, Октябрьский переворот, Гражданская война, Добровольческая армия, чужбина, Парижский Богословский институт, семнадцать лет служения у Престола Божия в Праге, Карагандинский лагерь, десять лет служения в Алма-Атинском Никольском кафедральном соборе, Троице-Сергиева Лавра и последние двадцать три года служения в Вознесенском соборе города Ельца. В течение своей жизни архимандрит Исаакий получил немало наград: наперсный крест был ему пожалован при рукоположении в иеромонаха – 18 июля 1928 года в Париже. Первый крест с украшениями отец Исаакий получил в Праге при посвящении в сан архимандрита – это был серебряный крест с рубином. Он очень им дорожил и носил его постоянно в течение 45 лет. Когда отца Исаакия арестовали, все его вещи сохранял Владыка Сергий (Королев) , который при встрече с ним в Москве вернул ему посох, крест и мантию, в которую тот был облачен при постриге. До этого батюшка носил крест с украшениями, подаренный ему святителем Николаем (Могилевским) . Второй посох отцу Исаакию подарили пражане. На серебряном навершии была гравировка от дарителей. Уже в Ельце, в 1960-е годы, архимандрит Исаакий получил награду – право ношения второго креста и стал носить крест Владыки Николая. В те времена награды давались скупо. Право служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами отец Исаакий получил в 1960-е годы. Высшую награду за свои заслуги перед Церковью – право ношения третьего креста батюшка получил при Патриархе Пимене в 1970-е годы. От Святейшего Патриарха Пимена он получил еще одну редкую и высокую награду – епископский посох. В Ельце, в Вознесенском соборе, вместе с отцом Исаакием служил еще один архимандрит, во время богослужений он тоже был в митре. Когда в храм из деревень приезжал простой люд и спрашивал: «А который наш-то, благодатный батюшка?» – то ему отвечали: «Да вот он, с костылем который!» – то есть с посохом. И сразу все ясно!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исаакий и после часто приходил на мельницу. То в духе любви и кротости, то в духе ревностного обличения вел разговор Исаакий, – и все было напрасно. Вражда раскольника росла более и более. Он стал бегать от посетителя, гнушаясь его «яко пса», и достиг того, что защитник православия просто изнемог в борьбе, она навела на него уныние и сознание слабости своих сил. Исаакий решился не только не говорить с Иоанном, но даже не видеть его. Но не то угодно было воле Божией. По случаю отлучки мельника, просившего пустынника побыть на мельнице до его возвращения, Исаакий снова встретился с раскольником. Он мирно и любезно приветствовал последнего, и вдруг, сверх всякого ожидания, на этот раз и раскольник на любезное приветствие отвечал с кротостью. Так, по слову апостола, «любы созидает» ( 1Кор. 8:1 )! Весь день и всю ночь продолжалась беседа между ними. Исаакий начал вспоминать многие «вещи от Писания». Он говорил о вере в Бога единого, во святой Троице славимого, о древности, правильности и православии содержимых Церковью обрядов, о том, как многие люди, не зная силы божественного Писания, отпали от святой соборной Церкви, и прочее и прочее. В словах Исаакия слышалась самая горячая любовь к ближнему и самое искреннее убеждение в правоте Церкви Христовой, и чем дальше слушал их раскольник, тем более приходил к сознанию лживости своих убеждений. В неподдельном чувстве глубокого раскаяния он сказал: «прежде я крамолил с тобою, аки бы за правую веру стоял, и церковь , и веру, и тебя хулил, а чего ради, теперь и сам не знаю. Рассказал ты мне про все подробно, и внятно мне стало все. За Волгой от тех же книг учат, что и ты, но не так, как ты, – по своему разуму и ложно учат и толкуют. Они бывают объяты злобою, желая лишь укорить друг друга, и потому не могут сказать правды, ибо злоба от диавола, отца лжи». Иоанн присоединился к православию. В дальнейшей деятельности Исаакия еще ярче обрисовывается личность этого замечательного миссионера. В одном заволжском ските, под начальством знаменитого между керженцами Ионы, жили два друга: монах Филарет и белец Иван.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010