Пришедши к царю, они говорили ему, что и они то же самое сделали бы, и так разубедили царя льстивыми речами, что он позволил им даже крестить своего сына; но лишь только ариане взяли его, как он умер на руках их (Чет.-Мин., 1 января).    На империю царя Валента напали варвары. Валент собрался в поход. Три раза прп. Исаакий Далматский встречался с царем в пути и каждый раз убеждал его, говоря: «Царь! Отверзи церкви православным, и предстоящая война будет благополучна; ты победишь врага и возвратишься с миром». Валент не только не вразумился предсказанием святого, но каждый раз с бесчестьем и побоями отгонял его от себя и, наконец, приказал бросить его в одно глубокое болотистое место. Освободившись отсюда чудесным образом, святой снова повторил свою просьбу к царю. Когда же Валент с гордостью и самонадеянностью грозил казнить его по возвращении из похода, тогда преподобный твердо сказал ему: «Если ты возвратишься в мире, то знай, что Господь не говорил через меня. Истинно говорю тебе: поедешь ты на войну, но врагов не одолеешь, обратишься в бегство, будешь пойман и живым сгоришь в огне». Предсказание сбылось в точности. Варвары одолели войско царя; сам он, раненый, обратился в бегство и скрылся в одном сарае. Враги узнали это и сожгли сарай вместе с царем (Чет.-Мин., 30 мая).    8. Казнь Божия настигает самого Ария. Арий за свою ересь был осужден на Первом Вселенском соборе и предан отцами собора отлучению от Церкви. Добиваясь занять кафедру Александрийского архиепископа и не желая расстаться со своим еретическим учением, он для вступления снова в общение с Церковью употребил следующую наглую хитрость: положив за одежду написанное им еретическое исповедание, он пришел к царю с прошением о принятии его в общение с Церковью. Царь спросил его, так ли он верует, как постановили отцы на соборе? Тогда Арий, ударяя себя в грудь, сказал: верую так, как написал я своею рукою и как положил в сердце (показывая тем вид, что верует согласно с соборным исповеданием веры, в самом же деле разумея еретическое исповедание, скрываемое под одеждой).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

Датировка кончины Прп. Исаакий Далматский Исходя из текста Жития прп. Исаакия, годом его смерти следует считать 383 -й (это случилось при имп. Феодосии I (379-395), после объявления соправителем его сына Аркадия (383), при архиеп. Нектарии (381-397), в год консульства Меробавда и Сатурнина (383)). Однако другие источники такую дату не подтверждают. Согласно Житию Дал­ма­та, Исаакий жил еще при архиеп. Аттике (406-425). Каллиник, автор Жития прп. Ипатия Руфинианского, также сообщает, что Исаакий Далматский был жив еще в 406 году, когда посещал прп. Ипатия в его монастыре. При этом другая версия Жития Далмата, изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 год как дату кончины святого (упом. имп. Феодосий и архиеп. Нектарий), однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте . Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 год нельзя считать годом смерти прп. Исаакия. В настоящее время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 года . Некоторые исследователи более конкретно определяют год смерти святого. Так, А. Камерон относит его кончину к 416 году на основании данных о церкви первомч. Стефана, в которой были положены мощи прп. Исаакия  . Существует мнение, что преподобный скончался в 424 или 425 году . Считается, что имп. Феодосий, упоминаемый в Житиях прп. Исаакия и прп. Ипатия Руфинианского,- это Феодосий II (408-450), а не Феодосий I . При этом 383 год - это скорее всего год прихода в монастырь прп. Далмата, а не год смерти Исаакия, и в Житии Исаакия произошло смешение этих дат. Однако такая ошибка может быть неслучайной. Ж. Дагрон высказал предположение, что изменение даты смерти прп. Исаакия было намеренным . Оно было вызвано желанием скрыть тот факт, что прп. Исаакий - это Исаак (Исаакий), один из главных противников свт. Иоанна Златоуста и активный инициатор его низложения. Этот Исаак упоминается в различных источниках, в т. ч. у Созомена и Палладия, еп. Еленопольского . Так, у Палладия в " Диалоге о жизни св. Иоанна Златоуста " дважды встречается некий Исаакий, " молчальник " и " предводитель лжемонашествующих " . Предположение о тождестве Исаакия Далматского и Исаакия впервые было высказано Ж. Паргуаром в 1899 году; в доказательство ученый привел совпадения в их происхождении, положении в Константинополе и датах жизни . Дагрон и более поздние исследователи соглашались с этой точкой зрения и объясняли неправильную датировку кончины прп. Исаакия, указанную в его Житии, желанием автора не компрометировать святого и не сообщать неприятные факты его биографии .

http://drevo-info.ru/articles/3627.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Исаакий Далматский, прп. Описания иконы Исаакий Далматский, прп. - житие Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, выш[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7090.jpg:   Размер: 328x1200, 0.39 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (126) , (0) . Описание: [Икона Покровского собора на Рогожском кладбище. Мастерская Я.А. Богатенко. Начало XX века] Преподобные Далмат, Исаакий Далматский и Фавст в молении Спасу Hepykombophoмy.jpg Файл 19355.jpg:   Размер: 877x1024, 0.9 MPix, 275 Kb. Дата: 2012-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (124) , (0) . Описание: Преподобный Исаакий Далматский. XIX в. Центральная Россия. Частное собрание. Дерево, левкас, яичная темпера, золочение. 11 х 8.5 см.

http://pravicon.com/icon-2064

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преп. Исаакий Далматский, икона Прп. Исаакий Далматский благословляет свв. имп. Феодосия и его супругу. С.-Петербург. Исаакиевский собор, фронтон зап. портика, горельеф. 1845 г. Скульптор И. П. Витали После смерти имп. Валента на престол взошел имп. Феодосий I Великий (379-395). Услышав о пророчестве прп. Исаакия, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого преподобный, согласно Житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381) (однако в списках участников Собора он не отмечен). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, преподобный попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для подвижника, и святой выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами. К старцу приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Имп. Феодосий также неоднократно приглашал святого во дворец. Прп. Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения преподобного они всегда чудесным образом открывались. Через некоторое время вокруг его кельи был основан монастырь, впоследствии названный монастырем Далмата , который считался древнейшим в Константинополе ( ; там святой прожил до конца своих дней. Почувствовав приближение смерти, прп. Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат , которого назначил своим преемником. После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви Св. Ирины (которая тогда была кафедральным собором Константинополя). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки преподобного в церкви св. Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. Прп. Исаакий был погребен в алтаре этого храма, справа от святого престола.

http://drevo-info.ru/articles/3627.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Исаакий Далматский, прп. - житие Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения. Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379–395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константипополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (сведения о нем помещены 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.

http://pravicon.com/info-2580

Немецкие проповедники стали завидовать успеху проповеди братьев и поехали жаловаться на них Римскому Папе. В то время в Западной Церкви, которая еще не отделилась официально от Восточной, но уже была заражена многими заблуждениями, существовало мнение совершенно необоснованное, будто службу в храмах можно совершать только на трех языках: еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем. Папа рассердился на свв. братьев и вызвал их в Рим. Прервав свою проповедь , они туда поехали, но еще до приезда их этот строгий Папа Николай I скончался, а новый Папа Адриан II принял их очень милостиво и даже освятил на престоле привезенное ими славянское Евангелие и богослужебные книги, тем самым благословляя их на продолжение их апостольской деятельности среди славян. Здесь в Риме и скончался святой Кирилл в возрасте всего 42-х лет и похоронен в церкви святого Климента. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду; я изнемог, но ты продолжай наше дело!» Св. Мефодий получил сан епископа Моравии и Паннонии и еще 16 лет проповедовал славянским народам (чехам, хорватам и др.) православную веру, претерпевая многие скорби и гонения от латинских священников, пробыл даже в заточении около трех лет. Незадолго до кончины он побывал в Константинополе и мирно скончался в глубокой старости. Молитвами свв. Кирилла и Мефодия да сохранит всех нас Господь! Аминь. Архимандрит Исаакий в день своего Ангела. В руках икона его небесного покровителя св. прп. Исаакия Далматского. Елец. 1970-е гг. 11–12 июня 1958 г. Памяти преподобного Исаакия Далматского День святого преподобного Исаакия Далматского (30 мая/12 июня) пришелся в четверг первой седмицы Петрова поста, когда о. Исаакий считался «отдыхающим»; в канун своего Дня ангела он служил вечерню с акафистом свт. Димитрию Ростовскому , как полагалось в эту среду по намеченному плану, в левом приделе (свт. Димитрия) зимнего храма. После акафиста он произнес слово, в котором поведал о житии и кончине этого святителя, о литературных трудах его, в особенности, о составленных им Житиях святых. Затем добавил: «А теперь, в виде примера и иллюстрации, я прочитаю вам житие преп. Исаакия Далматского, память которого Церковь чтит завтра. А почему оно для меня особенно дорого и интересно – я вам не скажу: догадайтесь сами!» – и улыбнулся своей улыбкой, от которой, как от солнечного луча, засветились улыбками и лица присутствующих. Слушают проповедь или чтение здесь с большим вниманием и в полной тишине. Так было и в этот вечер 11 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

София. Мн. храмы, основанные в IV-VI вв., носили названия в честь знатных лиц (сенаторов, патрикиев, придворных и военных чинов), к-рые владели землями или постройками в городских кварталах поблизости от них. Таковы, напр., храмы св. Евфимии в квартале Оливрия (в Оливриях), св. Фомы в квартале Амантия (в Амантиях) и др. Церковь Пресв. Богородицы Кириотиссы. X–XI вв. Церковь Пресв. Богородицы Кириотиссы. X–XI вв. Наиболее важным религ. центром христиан и объектом паломничества в К. ранневизант. эпохи был храм арх. Михаила в Анапле, находившийся в пригороде, на европ. берегу Боспора ( Sozom. Hist. eccl. II 3). Считалось, что храм во имя архангела также был основан имп. Константином, что также может быть не вполне достоверно, но тем не менее культ этой святыни несомненно восходит к той эпохе. Позднее этот храм по мере сосредоточения правосл. святынь в черте самого К. отчасти потерял свое значение. Ок. 461 г. неподалеку от Анапла взошел на столп св. Даниил Столпник и оставался на нем до своей смерти в 493 г. Рядом с местом его подвижничества возникла монашеская община, позднее сохранявшаяся до эпохи лат. завоевания. Основателем к-польского монашества был св. Исаакий Далматский (см. ст. Исаакий, Далмат и Фавст ; пам. 3 авг.) - сир. подвижник, к-рый услышал голос с небес, повелевавший ему отправиться в К. Прибыв в К. ок. 378 г., св. Исаакий увещевал имп. Валента, сторонника арианства, прекратить преследовать православных, за что был брошен в тюрьму. После победы православия при имп. Феодосии I в нач. 80-х гг. IV в. Исаакий основал 1-й в К. мон-рь. После смерти св. Исаакия (ок. 406) его игуменом стал прп. Далмат, и мон-рь получил название по его имени (см. Далмата монастырь ). Одним из наиболее ранних мон-рей К. был Руфинианский близ Халкидона, основанный префектом Руфином в нач. 90-х гг. IV в. для егип. монахов, а ок. 400 г. возобновленный прп. Ипатием. Ок. 430 г. прп. Александр Константинопольский основал мон-рь Акимитов . Их новшеством в монашеской жизни был принцип непрерывной молитвы, ради к-рой иноки разделялись на 3 смены и служили в храмах непрерывно в течение суток.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТА МОНАСТЫРЬ [греч. το Δαλμτου, το Δαλματου, τν Δαλμτου], муж., впосл. жен. мон-рь в юго-зап. районе К-поля; основан в 381/2 г. учениками исп. Исаакия Далматского (см. в ст. преподобные Исаакий, Далмат и Фавст (пам. 3 авг.)). Назван по имени 2-го игумена - прп. Далмата К-польского (406-438). В визант. традиции считается первым к-польским мон-рем ( Theoph. Chron. T. 1. P. 443). В совр. научной лит-ре Д. м. также рассматривается как самый древний в городе, несмотря на сообщения ранневизант. церковных историков Созомена и Сократа Схоластика о мон-рях, основанных арианами в более ранний период (см.: Dagron. Р. 246-253). Сведений о б-ке и скриптории в Д. м. нет. Известна всего одна рукопись, происходящая из Д. м.,- Paris. gr. 1453 (см.: Ehrhard. Überlieferung. T. 1. S. 367-370). Об основании обители сообщается в Житии Исаакия Далматского (BHG, N 955-956). Прп. Исаакий удостоился от Бога видения, в к-ром ему было приказано идти в К-поль, чтобы бороться с ересью имп. Валента (364-378), приверженца арианства. В столице у святого появилось много учеников, и один из них, Сатурнин, построил для него в своем имении скромное жилище (κελλον), а затем передал ему права на все прилегавшие земли. Т. о. возник Д. м. О том, что он располагался за стенами города, можно судить по эпизоду из Жития: если Исаакию случалось задерживаться в городе допоздна, когда ворота уже запирались, при его приближении они открывались сами собой и выпускали святого. Преемником Исаакия стал прп. Далмат К-польский (не ранее 406), к-рый помогал Исаакию при основании мон-ря и позже провел в Д. м. 48 лет затворником. У Георгия Кодина Далмат ошибочно отождествлен с Флавием Юлием Далматом, племянником имп. Константина I Великого (PG. 157. Col. 609). Прп. Далмат решился покинуть обитель только в 431 г., чтобы бороться с ересью Нестория . Еще до того, как Несторий стал открыто проповедовать свое учение, Далмат знал о его нечестии и отказался пустить его в свой монастырь.

http://pravenc.ru/text/168658.html

Иосиф Праведный , Обручник Пресвятой Богородицы (в Неделю по Р. X.) Ипатий Византийский , мч. (3/16 июня) Ипатий Гангрский , еп. (16/29 ноября; 30 марта/12 апреля) Ипатий Печерский , целебник, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (31 марта/13 апреля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ирина Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Ирина Македонская , мц. (5/18 мая) Иринарх Ростовский , прп., затворник (13/26 января; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Иринарх Соловецкий , прп., игумен (17/30 июля) Ириней Сремский , Сербский, сщмч. (27 марта/9 апреля) Иродион Илоезерский , схимонах, (28 сентября/11 октября) Иродион , апостол – см. Родион Исаакий Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая; 17/30 июня) Исаакий Далматский , игумен, исповедник (22 марта/4 апреля; 30 мая/12 июня; 3/16 августа) Исаакий Печерский , затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах, прп. (14/27 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Исаия Ростовский , еп., чудотворец (15/28 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Исаия , пророк (9/22 мая) Исидор Пелусиот, прп. (4/17 февраля) Исидор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец (14/27 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Исидор Хиосский , мч. (14/27 мая) Исидор Юрьевский (Дерптский), пресвитер, сщмч. (8/21 января) Исмаил Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Иувеналий Иерусалимский , патр. (2/15 июля) Иувеналий Рязанский и Шатский , архиеп. (12/25 октября) Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей), ап. из 12-ти, брат Господень (19 июня/2 июля; 30 июня/13 июля ап.]) Иулиан Египетский , мч. (21 июня/4 июля) Иулиан Тарсийский , мч. (21 июня/4 июля) Иулиания Вяземская , Новоторжская, княгиня, мц. (2/15 июня; 21 декабря/3 января). Иулиания Лазаревская , Муромская, прав. (2/15 января) Иулиания Никомидийская , дева, мц. (21 декабря/3 января) Иулиания Ольшанская , Печерская, прав., княжна, дева, в Ближних (Антониевых) пещерах (6/19 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Иулитта Тарсийская , мц. (15/28 июля) Иуния (Юния), св., супруга и помощница ап. Андроника (17/30 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст Память 3 августа Преподобный Далмат жил в царствование Феодосия Великого 4964 служил в войске 4965 и пользовался уважением царя. Затем, презрев для Бога всё мирское, он оставил жену и детей 4966 ; взяв с собою одного только сына Фавста, он пошел к преподобному Исаакию, имевшему обитель близ Константинополя; здесь они были пострижены преподобным Исаакием в иноческий чин и оба вели богоугодную жизнь, постоянно соблюдая строгий пост. Когда преподобный Исаакий 4967 , уже достигший глубокой старости, почувствовал приближение смерти, то созвал братию; преподав ей последнее наставление, он поставил игуменом вместо себя преподобного Далмата, от имени которого и самая обитель получила впоследствии название Далматской 4968 . Патриархом цареградским Аттиком преподобный Далмат был рукоположен во священника 4969 . Он проводил жизнь полную воздержания и однажды в великий пост в течение сорока дней не вкушал пищи 4970 ; постом и молитвою преподобный Далмат побеждал бесовскую силу. Он подвизался и против видимых служителей беса – еретиков несториан, хуливших Пречистую Матерь Божию 4971 : преподобный Далмат был деятельным помощником святых отцов третьего вселенского собора, заседавшего при царе Феодосии Младшем в Ефесе 4972 , этим преподобный Далмат приобрел себе любовь царя и святых отцов, которые сделали его архимандритом Далматской обители. Отдав, таким образом, почти всю свою жизнь на служение Богу, преподобный Далмат отошел в глубокой старости в вечность 4973 . – Преподобный Фавст, подобно своему отцу, был великим подвижником, он строго соблюдал заветы иноческие и из них особенно пост 4974 . Скончав течение здешней земной жизни, он переселился в вечные обители и в бессмертной жизни причтен к лику преподобных отцов. Кондак, глас 2: Пощением воссиявшия яко светила, и ереси развратившия верою, песньми Исаакия восхвалим, и с Далматом Фавста, яко Христовы угодники, Того молящи о всех нас. 4967 О богоугодной жизни и великой ревности по вере прп. Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его кончине достаточно сообщается под 30 числом мая месяца; желающий может прочесть там.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010