Свернуть 22  Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,  23  кротость, воздержание. На таковых нет закона.  24  Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25  Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.  26  Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 1  Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.  2  Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Свернуть Комментирует священник Дмитрий Барицкий День памяти святых Преподобномученик Пансофий Александрийский (249–251) Святой Пансофий был сыном александрийского проконсула Нила. После смерти отца он раздал нищим все имущество и удалился в пустыню. Здесь он подвизался около 30 лет. Когда царь Декий воздвиг гонение на христиан, его схватили и засекли прутьями до смерти. Преподобный Павел Фивейский (341) Краткое житие святого, который 90 лет подвизался в пустыне, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Иоанн Кущник (V) Рассказ о святом, который очень тосковал по родителям, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Прохор Пшинский, Мироточивый, Сербский (X) Представитель сербского исихазма , вел очень строгую жизнь. От его мощей уже более 1000 лет изливается миро. Преподобный Гавриил Лесновский, Сербский (XI) Житие самого почитаемого святого Лесновской обители в Северной Македонии слушайте на радио «Вера» . Святитель Герасим II (Палладас), патриарх Александрийский (1714) Святитель Герасим получил образование в Венеции, знал греческий, латинский и еврейский. После захвата турками родного ему Крита ушел в Пелопоннес, затем в Касторию, где стал проповедовать. Был избран Александрийским патриархом. Отличался ревностной и святой жизнью, отмеченной чертами юродства Христа ради. Управлял Православною Церковью в Египте в течение 22 лет. В конце жизни отказался от патриаршества и удалился на Афон. Новомученики и исповедники Российские Священномученик Михаил Самсонов (1867–1942)

http://foma.ru/nedelja-tridcat-chetverta...

18) Прохор пшинский. 19) Гавриил лесновский. 20) Иоаким сарандапорский или осоговский. По житию Иоакима сарандапорского, написанному неизвестным и напечатанному в статье В. Ламанского «О некоторых рукописях в Белграде, Загребе и Вене», приложенной к VI книжке Записок Акад. Наук, стр. 123, 1864 г., и в Гласнике XXII, 242; «четверица» святых – Иоанн рыльский, Прохор пшинский, Гавриил лесновский и сей Иоаким сарандапорский были современники и соревнители в подвигах пустынного жития. Прохор подвизался в пустынях вранянских на реке Пшине, которая ниже Спокии впадает с левой стороны в Вардар (см. в Reise von Belgrad nach Salonik Гана 1-ю карту, приложенную к 1-му изданию, -в епархии скопской, прибавляет Паисий); Гавриил – в Лесновской горе, которая недалеко от Кратова, в области овчепольской, в хоре злетовской (см. Даничича Речник под словом Лесьново, Гласн. ХШ, 296 и у Ламанского ibid. стр. 19, – в епархии истибской или щибской, по Паисию); Иоаким – в стране овчепольской, в месте называемом Сарандапорь, в подкрылии горы Осоговские, в потоке называемом Бабин дол, при реке Скупице. Память Гавриила и Прохора 15 января, Иоакима 16 августа (Филар.) Весьма краткое житие Гавриила лесновского, сообщающее, что мощи его после перенесесы были в град Тернов и положены «в трапезици у святых апостол», у Ламанского ibid. стр: 120. 21) Иоанникий девический. Святый не болгарский, а сербский (см. ниже); по словам Паисия, подвизался в горе Девиче, на пределе Сербии и Болгарии, в епархии грачаницкой, на Белом поле, и мощи его, источая миро, находятся в монастыре Девиченском. 22) Феодосий терновский, подвизавшийся в первой половине XIV века. Родом был из окрестностей Бдина или Виддина; приняв пострижение монашеское в бдинском монастыре Арчар, отсюда переселился в Тернов, в монастырь так-называемый Святая гора (о котором Гласн. IX, 253), а из сего последнего в Червены или Рущук, в неизвестный по имени монастырь; из Червен отошел в гору Сливенскую, в монастырь Епикернев, а отсюда перешел в Параорский монастырь 368 к Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– Почти в одно с ним время подвизались Прохор, Гавриил и Иоаким. Прохор пшинский, расставшись с Иоанном, удалился в пустыню Брянскую, на р. Пшин, и здесь скончался. На месте его подвигов построен был Прозоровский Пшинский монастырь в Приштинском округе. Гавриил 30 лет провел в посте, молитве и трудах на горе Лесновской, и здесь построил Лесновский монастырь св. Архангела Михаила, разоренный турками, но в 1805 г. возобновленный. Св. мощи его перенесены были отсюда в Тернов. Иоаким подвизался в последней половине XI в. в пещере Осоговской горы, при р. Скупище, в местности Бабинь, и почил около 1105 г. Здесь также монастырь 479 . 6. Параскева Терновская (Петка или пятница), благоговейно чтимая болгарами и сербами, родилась в южной Фракии, в местечке Епивате, в конце X или в начале XI века. Еще в юных летах она отличалась таким со страданием к бедным, что часто отдавала им свою одежду, за что не раз слыхала упреки от своих родителей. По смерти же их, она, раздав все имущество бедным, отправилась путешествовать по святым местам, потом подвизалась в иорданской пустыне, а незадолго до своей кончины возвратилась на родину, и здесь жила, умерла и погребена была, как неведомая странница. Близь места её подвигов впоследствии подвизался какой-то столпник. Случилось, что тут же брошено было без погребения тело какого-то умершего моряка. Когда, по просьбе столпника, стали рыть могилу для умершего, то при рытии нашли гроб Параскевы, – и вместе с нею, по неведению, зарыли и умершего. Но св. Параскева явилась в сонном видении благочестивым жителям Епивата, Георгию и Евфимии, и велела вынуть тело её из могилы. Вырытое тело найдено было нетленным и торжественно положено было в Епиватском храме св. апостол. Отсюда мощи её перенесены были (1238 г.), по желанию болгарского царя Иоанна Асени II, в Тернов, в построенный во имя её храм. По взятии же Тернова турками, – валахийский господарь перенес их в свою столицу. Когда же и Валахия взята была (1396 г.) турками, – сербская княгиня Милица перенесла их в Сербию, но впоследствии они опять были перенесены (1641 г.), в Яссы, где и доселе почивают в соборном храме трех святителей 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

мощам. Спустя долгое время мощи святого перенесены были в гор. Тернов болгарский и положены были в трапезе св. апостолов40). В житии преп. Иоакима осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещенные отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие не возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовного, чтобы принесть сторичный плод… Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам как птица и изволил взойти   40) Славян. текст в Зап. акад. VI, 120. 121. На гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись прилеплялся одному Владыке Богу… Святый преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя Господи на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу веселяющему юность мою. Идет в путь и поет иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришел в пустыню Вранскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельское житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженного св. мощи его совершают дивные чудеса»41). Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собою по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть никто другой, как преп. Иоанн рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги пр. Прохора надобно отнесть к концу Х века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По сербской летописи, благочестивый краль Милютин (1276-1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора пшинского42). О месте подвигов пр. Гавриила известно следующее: Лесновский монастырь отделяется от города Кратова Злетовскою горою, почему и называется иначе кратовским. Здесь великолепный храм построен в 1341 г. наместником сербского царя Оливером. Известна постная триодь 1342 г., писанная «в горе алетовской в м. Леснове, в монастыре великаго воеводы Михаила, у гроба преп. отца Гавриила, - его же великий воевода Оливерь созда из темени (с основания), всякими добротами украсив – соуды златыми и серебряными, покова великия иконы серебром и златом». – Фанатизм магометанский доводил обитель до запустения, но с 1805 г. она мало-помалу восстановляется43).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

В житии пред. Иоакима осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещенные отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовнаго, чтобы принесть сторичный плод... Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам как птица и изволил взойти на гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись прилеплялся одному Владыке Богу... Святый преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя Господи на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу веселящему юность мою. Идет в путь и поет иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришел в пустыню Вранскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельное житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженнаго св. мощи его совершают дивныя чудеса» 41 . Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собою по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть никто другой, как преп. Иоанн рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги пр. Прохора надобно отнести к концу X века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По сербской летописи, благочестивый краль Милютин (1276–1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора пшинского 42 . О месте подвигов пр. Гавриила известно следующее: Лесновский монастырь отделяется от города Кратова Злетовскою горою, почему и называется иначе кратовским. Здесь великолепный храм построен в 1341 г. наместником сербского царя Оливером. Известна постная триодь 1342 г., писанная «в горе злетовской в м. Леонове, в монастыре великаго воеводы арх. Михаила, у гроба преп. отца Гавриила,– его же великий воевода Оливер созда из темени (с основания), всякими добротами украсив – соуды златыми и серебряными, покова великия иконы серебром и златом».– Фанатизм магометанский доводил обитель до запустения, но с 1805 г. она мало-помалу восстановляется 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм св. архистратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оставил тут всё своё имущество, а сам отошёл в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании. Так провёл он 30 лет, перенесши много томления от нечистых духов, и придя в монастырь, тут преставился. Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объявилось одному русскому гор. Средца. Тот, придя на место, устроил ковчег и в нём положил мощи. При них совершалось много чудес: – слепые прозревали, хромые выздоравливали, беснующиеся исцелялись прикосновением к св. мощам. Спустя долгое время мощи святого перенесены были в гор. Тернов Болгарский и положены были в трапезе св. Апостолов 187 . В житии преп. Иоакима Осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещённые отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, Богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовного, чтобы принести сторичный плод... Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам, как птица и изволил взойти на гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись, прилеплялся одному Владыке Богу... Святой преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя, Господи, на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу, веселящему юность мою. Идёт в путь и поёт иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришёл в пустыню Брянскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельское житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженного св. мощи его совершают дивные чудеса» 188 . Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собой по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть ни кто другой, как преп. Иоанн Рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги преп. Прохора надобно отнести к концу X века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По Сербской летописи, благочестивый король Милютин (1276–1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора Пшинского 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда сей Анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал все, что мог, для покоя преподобного Елеа- зара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «Поберегите Анзерских старцев, строителя и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика 79 ; в 1655 году патриарх Никон выпросил у царя отпускать в Анзерский скит более прежнего свеч, ладану, вина и муки для цер­ковной службы; установил быть 17 братьям в скиту и послал от себя серебряные оклады на иконы и дары скитникам деньгами и рыбою. Святой старец скончался после 40-летних подвигов января 13-го дня 1656 года. Память его чтится местно 80 . День пятнадцатый. Память преподобного Гавриила Лесновского и Прохора Пшинского По Болгарскому синаксарю 1340 года «преподобный отец наш Гавриил, сын благородных и богатых родителей, был отдан книжно­му учению и помощью Божиею хорошо успел в нем. Когда пришел в возраст, обручили его с невестою хорошего рода; но он, не кос­нувшись ея, ушел в монастырь и стал монахом. Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм святого архи­стратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оста­вил тут все свое имущество, а сам отошел в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании. Так провел он 30 лет, пере­несши много томления от нечистых духов, и придя в монастырь, тут преставился. Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объяви­лось одному русскому города Средца. Тот, придя на место, устроил ковчег и в нем положил мощи. При них совершалось много чудес: слепые прозирали, хромые оздоравливали, беснующиеся исцеля­лись прикосновением к святым мощам. Спустя долгое время мощи святого перенесены были в город Тернов Болгарский и положены были в трапезе святых апостолов» 81 . В житии преподобного Иоакима Осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещенные отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные Ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, Бого­избранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духов­ного, чтобы принесть сторичный плод... Преподобный отец наш Иоанн, по Давиду, витал по горам, как птица, и изволил взойти на гору высо­кую, называемую Книшеву, и там водворившись, прилеплялся одному Владыке Богу... Святый преподобный отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя, Господи, на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу, веселящему юность мою. Идет в путь и поет иные псалмы. По смо­трению Божию преподобный пришел в пустыню Вранскую на реку Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельное житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженного святые мощи его совершают дивныя чудеса» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На то, что основным центром развития почитания И. Р. было Тырново, указывают независимо от места их создания и изображения святого, самые ранние из к-рых датируются сер. XIII в. В то же время центрами почитания И. Р. продолжали оставаться, по всей видимости, и Рильский монастырь, и храм (монастырь) в Средце, о чем свидетельствует большая степень вариативности служб в честь святого в рукописной традиции. И. Р. упоминается (вместе со св. равноапостольными Кириллом и Мефодием, иногда с ними фигурируют прп. Иоаким Осоговский (Сарандапорский) и Прохор Пшинский ) в тропаре канона в субботу сыропустную, когда отмечается память преподобных и богоносных отцов. Хотя канон принадлежит к преславской редакции Триоди Постной, Г. Попов считает этот тропарь оригинальным ( Попов Г. Прославата на Кирилл и Методий в канона за Събота сиропустна//КМС. 1986. Т. 3. С. 89). Ок. сер. XIII в. имя И. Р. («Иоан от Рилу») было включено вместе с именами др. чтимых в Болгарии святых в перевод молитвы над болящим, сохранившейся в серб. списке 2-й четв. XIV в. (см.: Лосева О. В. Молитва над болящим в составе требника РНБ, Q.n.I. 24, XIV в.//ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбил. сб. в честь 60-летия И. С. Чичурова. М., 2006. С. 286-287, 292, 301). Не позднее 1392 г. память И. Р. была внесена в слав. перевод стихотворного месяцеслова («Стихиры и канон святым всего лета») Христофора Митилинского (Ath. Zogr. 115). После османского завоевания Тырнова почитание И. Р. в столице Болгарии уменьшилось, с возвращением его мощей оно стало поддерживаться в Рильском мон-ре, где в его честь было создано неск. произведений и составлялись сборники, и в др. книжных центрах, напр. в Этропольском монастыре ( Радославова. 2005. С. 258). Сохранению почитания святого в османский период, когда церковная жизнь в Болгарии практически угасла либо испытывала сильное греч. влияние, способствовало то, что болг. отшельник был признан одним из наиболее чтимых святых в Охридской архиепископии , в юрисдикции которой находилась Рильская обитель, а впоследствии и в восстановленной Печской Патриархии (1557), в составе которой находилась западная часть болгарских земель.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Так как по этому известию Иоанн, Прохор и Гавриил поставляют­ся близкими между собою по времени, а Иоанн, выставляемый здесь как образец жизни для преподобного Прохора, есть не кто другой, как преподобный Иоанн Рыльский, почивший в 946 году, то земные под­виги преподобного Прохора надобно отнести к концу X века, а подви­ги преподобного Гавриила к началу XI века. По Сербской летописи, благочестивый король Милютин (1276–1320) построил прекрасный храм в честь преподобного Прохора Пшинского. О месте подвигов преподобного Гавриила известно следующее: Лесновский монастырь отделяется от города Кратова Злетовскою горою, почему и называется иначе Кратовским. Здесь великолепный храм построен в 1341 году наместником Сербского царя Оливером. Известна постная триодь 1342 года, писанная «в горе Злетовской, в м. Леснове, в монастыре великого воеводы Архангела Михаила, у гроба преподобного отца Гав­риила, – егоже великий воевода Оливер создал из темени (с основа­ния) всякими добротами украсив – сосуды златыми и серебряными, покова великия иконы серебром и златом». Фанатизм магометанский доводил обитель до запустения, но с 1805 года она мало-помалу вос- становляется 83 . Недавно стал известен синодик Пшинскаго монастыря святого Прохора, что близ Враны; город стоит на восточной Мораве, в При­штинском округе, а обитель – исчезла 84 . День шестнадцатый. Поклонение честным веригам Святого Апостола Петра Во время гонения на юную Иерусалимскую Церковь , воздвигнутого Иродом Агриппою, царем иудейским, около 42 года от Р. X., ревностный проповедник Евангелия апостол Петр закован был в цепи и заключен в темницу. Ночью, накануне того дня, в который положено было вывести Апостола на суд к народу, Ангел чудесно освободил Петра от оков и тем­ницы (см.: Деян. 12 ). Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме; благочестивые ученики его стяжали себе, как драгоценность и святыню, цепи, или вериги, святого узника и с уважением хранили, передавая их, при кончине своей, преемственно один другому. Верующие получали от них исцеления, как от платков и полотенцев, бывших на теле апостола. Павла (см.: Деян. 19, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После битвы с болгарами у гор. Ниша крестоносное воинство рыцаря Вальтера Голяка и Петра Пустынника Амьенского недосчиталось 10 000 человек. Во время византийского владычества Болгарская Охридская Архиепископия дала Православию нескольких выдающихся церковных деятелей. После смерти первого Охридского Архиепископа болгарина Иоанна Дебрского на Охридскую кафедру, нарушая каноны и собственные императорские установления, византийские власти начали ставить греков и иных инородцев. Первым Архиепископом, после болгарина Иоанна, был Лев Охридский, писчий (хартофилакс) Вселенской Патриархии. По поручению Патриарха Михаила Керулария в 1053 г. он составил послание, адресованное Епископу Иоанну Транийскому (Migne, Patr. Lat., CXLIII, col. 777–780), в котором изложил мнение Православной Церкви по поводу латинских нововведений и осудил их. Этим посланием он очень помог Патриарху Михаилу Керуларию в борьбе с папскими легатами в следующем 1054 г., когда окончательно произошел раскол между Восточной и Западной Церквями и когда Римско-католическая церковь сама отписалась и отпала от соборного единства Церкви. Еще один Охридский Архиепископ, прославившийся под именем Феофилакт Болгарский , по имени Болгарской Церкви в Охриде, которую он возглавлял (кон. XII в. до ок. 1108 г.), написал всеизвестное Толковое Евангелие – Благовестник, а также и пространное житие и службу св. Клименту Охридскому. Он был греком, презирал и ненавидел свою болгарскую паству, но по иронии судьбы в истории он остался со своим болгарским титулом. За указанный период прославились болгарские святые пустынножители, выходцы из отшельнической школы св. Иоанна Рыльского – Прохор Пшинский (XI в.), Гавриил Лесновский (XI в.), к открытию мощам которого был причастен русский монах Иосиф, пребывающий в гор. Триадица (Средец – София) и Иоаким Осоговский вв.). В XI в. просиял подвиг болгарской подвижницы Парискевы (Петки) Епиватской. Тяжелое положение болгарского народа вызвало новую вспышку богомильского движения. На сей раз богомильские агитации вдохновлялись византийским гнетом и были направлены против византийского владычества, тем более, что византийское государство в ту пору было строго православным и Византия являлась тогда хранительницей Православия, что вызывало злость богомилов. Богомильство приняло националистическую окраску. Целые области становились богомильскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010