Но как ни велико владычество злых духов, и как ни сильно их могущество, и как ни многообразны злые их действия на человека, однако, сила и власть их так ограничены крестною смертью Господа нашего Иисуса Христа, что святые угодники Христовы, равно как и благочестивые христиане, не только могут противиться внушениям злых духов, но могут и побеждать их. Добродетели христианские, особенно соединенные с призыванием имени Иисуса Христа и с крестным знамением, суть стрелы, уязвляющие диавола, посрамляющие и отгоняющие его. «О, Макарие! – говорил демон Макарию египетскому . – Много скорблю я, что не могу одолеть тебя. Все делаю, что и ты: постишься ты – и я ничего не ем, бодрствуешь ты – и я никогда не сплю. Одним ты одолеваешь меня, – это смирением: против него я не могу устоять» 2 . Имя Христа Спасителя, не только произносимое устами святых угодников Божиих, но и написанное ими в письме, имело силу изгонять бесов. Св. евангелист Иоанн Богослов послал с учеником своим Прохором письмо одержимому злым духом. В письме было написано: «Иоанн, апостол Иисуса Христа Сына Божия, пытливому духа повелеваю: о имени Отца и Сына и Святаго Духа изыди от создания Божьего и не входи в него никогда, но будь вне острова, в местах безводных, а не в людях». Когда Прохор пришел с этим письмом, бес вышел из человека 3 . Святые угодники, вооруженные именем Господа Иисуса Христа и именем Пресвятыя Троицы, имели даже господственную власть над бесами и иногда употребляли для посрамления бесов те же средства, какие бесы употребляли для их обольщения. Преподобный Феодор Печерский однажды молол жито, пев в то же время псалмы из Псалтири, и, утрудившись, на время перестал молоть. Тогда вдруг загремел гром, сверкнула молния, и жернова опять стали молоть. Зная, что это дело демонов, Феодор именем Божиим повелел демону не переставать молоть до тех пор, пока не измелет все жито. Демон должен был повиноваться и измолол жито. В другой раз бесы сбрасывали с горы, приносимые братией от Днепра дерева, нужные для постройки келлий. Преподобный Феодор именем Господа Иисуса Христа заставил самих бесов в одну ночь перенести дерева с берега реки на гору на то место, на котором надлежало строить келлии 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Сохранилось также немало примеров проявления чудодейственной силы чрез крестное знамение. Так, например, ап. Матфей крестным знамением исцелил слепца князя, хотевшего взять Апостола на мучение (Чет.-Мин. 16 ноября). Ученик ап. Иоанна Богослова Прохор крестным знамением исцелил больного человека, лежавшего при пути (Чет.-Мин. 26 сентября). По повелению ап. Филиппа, христианин Ир крестным знамением исцелил больного Аристарха (Чет.-Мин. 14 ноября). Первомученица Фекла, оградивши себя крестным знамением, осталась невредимою в огне (Чет.-Мин. 24 сент.). Мученики Авдон и Сеннис, осенивши себя крестным знамением, остались невредимы от зверей, коим они были брошены на растерзание (Чет.-Мин. 30 июля), мученики Киприан и Иустин крестным знамением прогнали от себя бесов, искушавших их (Чет.-Мин. 2 ноября). И много других подобных примеров сохранилось в предании Христовой Церкви. 5. О святых мощах 1. Для чего Бог создал человека? «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечнаго бытия Своего» ( Прем.2:23 ). 2. Откуда появились в роде человеческом смерть и тление? «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:24 ). 3. Каким образом люди опять получили возможность быть нетленными? «Явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившаго смерть и явившаго жизнь и нетление чрез благовестие» ( 2Тим.1:10 ). 4. Кому делаются подобны святые христиане? «Каков Небесный (т.е. Христос), таковы и небесные» ( 1Кор.15:48 ). 5. А каков Небесный? «Плоть Его не видела тления» ( Деян.2:31 ). 6. Как повествует Евангелие о великом чуде воскресения нетленных тел святых, совершившемся в час смерти Христа Спасителя? «Гробы отверзлись и многия тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). 7. Откуда видно, что мощи св. Угодников могут источать чудеса? «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Деян.6:2. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Деян.6:3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, Деян.6:4. а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.    Так как это взаимное неудовольствие грозило большой опасностью первохристианскому обществу, Апостолы приняли самые решительные меры для пресечения зла. Созвав, по-видимому, все христианское иерусалимское общество («множество учеников»), Апостолы предложили устранить это нестроение.     «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах», — сказали они. Главное дело Апостолов — проповедь Слова Божьего, довольствование же бедных пищей телесной они могут без всякого ущерба для дела предоставить другим. Поэтому они предлагают на эту службу выбрать особых лиц, семерых (семь — священное число), исполненных Духа Святого, так как Служение бедным не есть служение исключительно телесным потребностям, но и духовным их нуждам. Им нужна и «мудрость», дабы исполнять свое служение мудро, умно, практично, целесообразно.     «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» — это главная обязанность высших служителей Церкви. Деян.6:5. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; Деян.6:6. их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.    Предложение Апостолов было принято с удовлетворением, ибо примиряло начавшееся было разделение и неудовольствие. Было избрано семеро мужей. Из них особенно прославился Стефан, вскоре ставший первомучеником за Христа. За ним следует Филипп, также упоминаемый в Деяниях. Об остальных пяти сохранилось только церковное предание: Прохор был сначала спутником Апостола Петра, а потом спутником и писцом святого Иоанна Богослова, Епископом Никомидии и скончался мученически в Антиохии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Он тотчас сделался хром на обе ноги, так что не мог ходить. Иоанн сказал одному человеку, чтобы позвал меня. Я тотчас подошёл к нему, а он сказал мне: «Сын Прохор! Иди к сыну жреца Аполлонова и скажи ему: «Учитель мой Иоанн сказал: о имени Сына Божия, распятого при игемоне Понтии Пилате, иди ко мне». Я пошел к сыну жреца и сказал ему слова, которые велел мне сказать ему Иоанн. Тот немедленно встал здоровым и невредимым и пошел за мною. Когда пришёл я к Иоанну, выздоровевший, повергшись к ногам его, благодарил его. Отец, видя, что сын его выздоровел, воскликнул громким голосом: «Сжалься надо мною, апостол благословенного Бога»! Иоанн тотчас сжалился над ним и знаменовал его крестным знаменем, повелевая, чтобы встал. Тот немедленно встал и, повергшись к ногам апостола, просил, чтобы крестил его. Иоанн крестил его, а он ввел нас в дом свой, где и пробыли мы день тот. XXXIV. Страждущий водяною болезнью исцеляется по письму Иоанна и принимает крещение. На другой день мы пришли в галерею, называвшуюся Домициановою. И туда собрались многие толпы к Иоанну. Там был один человек, страждущий водяною болезнью; он семнадцать лет сидел со своею болезнью, не могши ни двигаться, ни говорить. Попросив знаком чернил и бумаги, он написал Иоанну: «Апостол Христов Иоанн! Я, несчастнейший, прошу тебя сжалиться надо мною в столь крайней моей немощи». Иоанн, получив и прочитав это письмо, обрадовался вере мужа и написал ему: «Человеку, страждущему водяною болезнью, Иоанн, раб и апостол Христов, желает здоровья. Ты просишь меня помочь тебе в твоей немощи. Итак, именем Отца и Сына и Святого Духа ты освобождаешься от немощи своей и будь здоров». Когда страдавший получил и прочитал письмо Иоанново, то встал здоровым, не ощущая в себе никакого вреда от болезни. Толпы, видя это знамение, сделанное Иоанном над страдавшим водяною болезнью, пришли в удивление и тем более воспламенились желанием слушать его проповедь , а выздоровевший пал к ногам Иоанна и просил его дать ему печать Христову. Иоанн крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Иоанн сказал: «Я всегда почитаю Его бессмертным и возвещаю о Нем тем, кто хочет вести трезвую жизнь». Игемон сказал: «Не нужны нам эти многие, изрекаемые тобою баснословия, ибо тебе велено оставить эту проповедь. Возврати-ка ты Аполлонида в город этот здоровым и отдай его семейству его». Иоанн сказал: «Проповеди, которою занимаюсь, я не могу оставить; ибо за нее ожидаю в награду вечное спасение, уготованное мне в конце труда моего, которое воздаст мне возлюбленный мною, в которого я уверовал, учитель мой Иисус Христос , благословенный во веки. Что касается любимца твоего Аполлонида, то я не сознаю, чтобы сделал ему что-нибудь из взносимого тобою на меня. Но если позволишь, я пошлю за ним ученика своего, и он приведет его к тебе, а тот, если имеет что-нибудь против нас, пусть обвинит нас пред тобою». Игемон согласился на это, а Иоанна между тем приказал держать закованным в двойные узы. Иоанн сказал игемону: «Позволь мне сначала написать письмо к Аполлониду, а потом заключи меня в узы». Игемон позволил, и Иоанн написал письмо такого содержания: «Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Бога живого, прорицательному духу, живущему в Аполлониде. Повелеваю тебе именем Отца и Сына и Святого Духа выйти из создания Божия, и впредь не входить в него, и не жить на этом острове, но удалиться в безводное место, где не живет ни одного человека. Это повелеваю тебе я, Иоанн, именем святой Троицы». Я, Прохор, взял это письмо и отправился в город, где находился Аполлонид. Он был на расстоянии шестидесяти миль. Вошедши в город, я начал отыскивать Аполлонида, а когда нашел его, то, как только пришел к нему, нечистый дух вышел из него. Когда нечистый дух вышел, Аполлонид немедленно пришел в себя и, понимая и сознавая, как человек, сказал мне: «Зачем пришел ты сюда, ученик благостнейшего учителя»? Я отвечал: «Чтобы возвратить тебе смысл и привести тебя к игемону родных твоих, и в дом твой, и к возлюбленнейшему отцу твоему». Аполлонид тотчас приказал готовить лошадей и велел мне сесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В это время пришел ко мне с работы своей Иоанн и спросил: «Что случилось, сын Прохор»? Ромека, заметив, что мы говорим между собою, прежде нежели я ответил Иоанну, пришла к нам, схватила Иоанна и сказала: «Беглец пойманный! Дознаны козни, которые употреблял ты со дня прибытия своего к нам, и потому великая Артемида оставила меня. Итак, или возврати мне сына господина моего Диоскорида, или я сейчас лишу тебя жизни». Иоанн спросил ее: «Что случилось, госпожа, с тобою? Скажи мне». Та, воспламенившись яростью, начала бить его по щекам и говорить: «Негодный раб, на еду проворный, а к работе ленивый! Все ефесяне знают, что случилось, и что ты пришел ко мне, чтобы посмеяться надо мною, порадоваться и притвориться, будто не знаешь, что случилось, что сын господина моего Диоскорида умер в банях». После этого Иоанн отошел от Ромеки, нимало не скорбя о причинённом ему ею, и, постояв немного, вошел в бани, изгнал оттуда нечистого духа, силою Господа нашего Иисуса Христа возвратил в тело юноши душу, вышел из теплиц, держа юношу за руку, подошел к Ромеке и сказал ей: «Возьми теперь сына господина своего». Ромека, увидав это, пришла в такое исступление, что упала на землю, как бездушная и мертвая. Иоанн, взяв ее за руку, осторожно поставил ее на ноги; но она, смотря на столь великое чудо, находилась в таком оцепенении, что оставалась неподвижною, как камень. Пришедши в себя спустя уже почти два часа, она не осмеливалась взглянуть на лицо апостола, но, полная великого смущения, размышляла про себя: «Как взгляну я на лицо человека сего, которого сделала рабом своим, тогда как он не был рабом моим, даже притворялась пред ним? Побоев он не заслуживал, а я непрестанно била его. О, несчастная я! Что мне делать? О, смерть! Приди, зову тебя, и поглоти несчастную». И тотчас, пришедши в изнеможение духовное, упала на землю. Иоанн, видя такую перемену в ней, взял ее за руку, поставил ее на ноги и оградил ее знамением святого креста. Ромека пришла наконец в себя, пала к ногам апостола и со слезами сказала ему так: «Униженно прошу тебя, скажи мне, кто ты; ибо я полагаю, что ты, совершающий такие силы, или бог или сын божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тотчас предстали два беса, один в образе убитого. Тогда Кинопс сказал мужу, сына которого убили: «Это ли сын твой»? Тот сказал: «Да, господин». И сказал Кинопс Иоанну: «Не удивляешься знамениям сим, которые видишь»? Иоанн сказал: «Нет». Кинопс сказал: «Если не убеждаешься этими знамениями, то увидишь большие их, и если я не убежду тебя знамениями и силами, то все-таки не оставлю тебя». Иоанн сказал ему: «Эти знамения и диковинки скоро пропадут вместе с тобою». Толпы, слыша это, сказали: «Изгнанник, ссылочный и неизвестный! Зачем хулишь ты наилучшего Кинопса»? И бросились они на него, как кровожадные звери, и повергли его на землю, разрывая и терзая его. Кинопс, полагая, что он умер, сказал толпе: «Оставьте его непогребенным, чтобы съели его птицы небесные и звери земные, и увидите, воскресит ли его Христос, которого он проповедует». Толпа, почитая Иоанна умершим, разошлась, радуясь, по домам своим. Иоанн пробыл на том месте одиноким до второго часа ночи. Я прибыл на то место со скорбью при виде учителя своего и, подошедши к нему поближе, сказал: «Что случилось с тобою, господин»? Он сказал мне: «Поспеши в дом Мирона; ибо там собрались все братия и производят великий плач: возвести им, что я по благодати Иисуса Христа жив, и немедленно возвратись ко мне». Я весьма скоро пошел к дому Мирона, нашел собравшихся там братий, производящими об Иоанне, как он сказал мне, великий плач; но, когда постучал в двери, мне не осмеливались отворить, опасаясь коварства тех, кои были из сторонников волхва Кинопса. Когда же я взывал и настаивал, один из служителей Мирона, узнав меня, известил собравшихся, что в двери стучит Прохор. Мне тотчас отперли двери, как только увидели меня, и остолбенели; ибо думали, что я умер вместе с Иоанном. Я сказал им: «Не смущайтесь, братия, ибо учитель мой жив и послал меня к вам приветствовать вас». Те, слыша, что Иоанн жив, от радости ничего не захотели выведывать от меня, но поспешно побежали к месту, где находился Иоанн. Они нашли его стоящим на коленах и молящимся Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн сказал мне: «Оставь здесь бумагу и чернила, и возвратись в город, а на третий день опять приди ко мне». Я так и сделал. На третий день я возвратился к Иоанну и нашел его молящимся. Окончив молитву, он сказал мне: «Возьми бумагу и чернила, и сядь по правую сторону меня». Я так и поступил. Тотчас сделалась огромная молния и великий гром. Вся гора потряслась, а я, устрашенный от чрезмерной боязни, пал ниц на лицо, сделался бездыханен и долгое время оставался как бы мертвым. Иоанн поднял меня своими руками и сказал: «Сын Прохор! Пиши на бумаге со тщанием, что услышишь из уст моих». Потом Иоанн, стоя с возведенными на небо очами, отверз уста свои и, начиная святое Евангелие, изрек: «В начале было Слово» ( Ин.1:1 ) и, стоя же с возведенными на небо очами, высказал доселе: «и тьма не объяла его» ( Ин.1:1–5 ). Затем, помедлив немного, он, стоя же, продолжил последующие слова. Я писал сидя. Мы пробыли там два дня и шесть часов: Иоанн говорил, а я писал. Когда он окончил божественные речи, мы сошли с места и пошли в дом Сосипатра и матери его Проклианы, и пробыли у них ночь ту. Иоанн сказал Сосипатру: «Сын Сосипатр! Найди самый лучший пергамент для написания на нем святого Евангелия, которое Бог сподобил открыть нам». Сосипатр исполнил это. Иоанн приказал, чтобы я сидел в доме том и со тщанием переписал святое Евангелие. Я, при помощи благодати Господа нашего Иисуса Христа, исполнил это со тщанием. XLVII. Божественный Иоанн пожелал, чтобы Евангелие его было одобрено Церковью. В то время, как я переписывал Евангелие, Иоанн благовествовал народу по всему острову, поставляя в устроенных им церквах епископов, пресвитеров и прочих служителей церковных. Когда я окончил письмо, Иоанн повелел, чтобы все братия собрались в церковь Божию, а когда все они собрались, велел мне читать святое Евангелие Божие вслух всего собрания их. Я прочитал его вслух всех: все весьма обрадовались, прославляя Бога и восхваляя величия Его. И сказал Иоанн всем братиям, чтобы взяли святое Евангелие и, списав, положили его во всех церквах, они и исполнили это 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XIX. Воины, ради множества чудес, хотят освободить блаженного Иоанна, но он не позволяет этого. Отчалив оттуда, мы прибыли к одному месту, называвшемуся Лифоном, и по причине жестокой бури принуждены были оставаться там шесть дней. В том месте не было сладкой воды, а все почти изнемогали от жажды. Иоанн сказал мне: «Сын Прохор! Опусти сосуд в море во имя Господа нашего Иисуса Христа и наполни его». Я так и сделал, как он приказал мне. Потом он сказал мне: «Разлей по сосудам и наполни их морскою водою». Я так и сделал: наполнил все сосуды. Вода, влитая в них, тотчас оказалась весьма сладкою. И сказал Иоанн всем вообще бывшим на корабле: «Во имя Иисуса Христа распятого берите и пейте». Те все взяли, напились, пришли в удивление и сказали друг другу: «Что делать нам с человеком этим? Ибо видим, что чрез него совершились многие и чудные знамения. Пойдем, разрешим его от уз железных и попросим у него прощения и отпущения зол, причиненных ему нами, дабы не сошел с неба огонь, и не пожрал и не истребил всех нас». И пришли они к апостолу Божию и сказали: «Человек Божий! Не сердись на рабов своих, потому что мы исполняем царское повеление и не можем поступать иначе. Впрочем, мы снимем с тебя узы и сделаем все, что только прикажешь нам». И тотчас сняли они с учителя моего Иоанна узы. Иоанн сказал им: «Я ни во что ставлю труд и заботу мира сего; но душа моя восхищается великою радостью от того, что исполняют волю и заповеди Бога моего Иисуса Христа, распятого для нашего спасения». Слыша это, воины все пали ниц и сказали апостолу Иоанну: «Господин! Вот все в твоей власти: иди с миром и куда хочешь свободным, а мы поплывем в свои страны». Иоанн сказал им: «Уверены ли вы в начальнике своем, что не возбудите гнева его, если позволите нам идти»? Те отвечали: «Нет, господин». Иоанн сказал: «Итак, исполните обязанность свою согласно указу царскому, доставьте нас в указанное царем место, и тогда возвратитесь в страны свои с миром». После того Иоанн начал поучать их от божественного Писания о Сыне Божием, а они, приняв учение, предложили ему просьбу, чтобы крестил их. И крестил он в один день десять человек, начальствовавших над прочими, управлявших другими. Потом, отчалившись, мы оставили Лифон и прибыли на остров Патмос. По входе в город, воины передали нас, согласно указу царскому, тем, кои должны были принять нас. Управители, получившие крещение, просили Иоанна, чтобы дозволил им остаться с нами на острове том. Но Иоанн не дозволил этого, говоря: «Дети мои! Сохраните только благодать, которую получили вы, и место нисколько не повредит вам». Те пробыли с нами десять дней и, с радостью получив благословение, возвратились все и каждый в свое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тело святого Симеона Столпника диавол поразил лютою язвою, так что оно начало гнить и из язв его тек гной с червями 46 . Но как ни сильно само по себе могущество злых духов, как ни разнообразна их злая деятельность на человека: сила и власть их ограничена со времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю; дела диавола разрушены крестною смертью Его, так что и последователи Христовы, призыванием имени Иисуса Христа, крестным знамением и добродетелями христианскими не только могут противиться внушениям злых духов, но и изгонять и побеждать их. «Господь мой Иисус Христос, Сын Бога живаго, запрещает тебе нечистый душе, говорил святый Потит бесноватой девице, и повелевает тебе выйдти из сего создания и не входить в него более никогда;» бес вышел и исчез 47 . Горе мне, вопиял бес, находящийся в человеке, Поликарп идет ко мне, и мне надобно бежать отсюда 48 . Имя Иисуса Христа не только произносимое устами святых Божиих, но и написанное в письме имело силу изгонять бесов. Святый евангелист Иоанн Богослов послал с учеником своим Прохором письмо к одержимому злым духом. В письме было написано: «Иоанн Апостол Иисуса Христа Сына Божия пытливому духу повелеваю: «о имени Отца и Сына и Святаго Духа изыди от создания Божия и не входи в него никогда». Когда святый Прохор пришел с этим письмом, бес вышел из человека 49 . Сами бесы сознавались в своем бессилии со времени крестной смерти Господа. «Мы не имеем власти, сознавался бес святому Трифону, над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его Иисуса Христа. От сих мы бежим со страхом; наносим им искушения только тогда, когда нам попущено будет от Бога 50 .» С тех пор, говорил бес преподобному Нифонту, как распят Иисус, я слаб сделался 51 . Явившийся святому Пахомию бес говорил: «никто не уничижал так меня, как ты: не только сам ты низлагаешь меня под ноги старцев, но и юных научаешь попирать меня, и такое множество подвижников собрал против нас, что нельзя моим слугам и приблизиться к ним. Сия сила и власть надо мною стали со времени воплощения Бога Слова, давшего вам власть наступать на всю силу нашу. 52 » О сотворения человека и блаженном его в раю состоянии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010