Мы опасаемся, чтобы кто нибудь из нас не впал в уныние, не последовал бы за сатаной, не внес бы соблазна и диавольского смущения между нами“ 1818 . На эту просьбу патмосских христиан Иоанн отвечал: „слушайте, сыны света, о знамнениях Сына Божия, совершенных Им в наших глазах, о словах, обращенных ко мне и другим Апостолам относительно Своей Божественности; ибо этого достаточно, чтобы нам удостоиться вечной жизни“ 1819 . Когда они узнали, что Иоанн намеревается устно на словах, а не письменно сообщить им о Христе, снова пали ниц пред ним, слезно 1820 прося его: „отец наш 1821 , так как ты решился оставить нас сиротами, то умоляем 1822 тебя, оставь нам письменное повествование о Христе, Сыне Божием“ 1823 . При виде такой печали и стольких слез, он сжалился 1824 над ними и сказал: „ступайте, сыны мои 1825 , к себе домой. Я обращусь к Господу, и если будет Его повеление, исполню вашу просьбу. После этого они, поклонившись Иоанну, разошлись по домам“. Тогда Иоанн взял меня с собою, говорит Прохор, и мы уединились в одно место на расстоянии одной 1826 мили от города. Имя этому месту было Покой 1827 . Здесь находилась небольшая гора; мы взошли на нее, и Иоанн провел там три дня без пищи в молитве, прося у Бога (благословения) сообщить братьям благую весть 1828 . На четвертый 1829 день сказал он мне: „сын мой Прохор! ступай поскорее в город, принеси чернил и хартию, смотри, чтобы никто из братьев не узнал, где мы находимся. Ты там останешься дня два 1830 , а затем возвратишься. Повторяю, чтобы никто не знал, где я. И я пошел и сделал, как было сказано 1831 . Возвратившись, я нашел его молящимся, и он сказал мне 1832 : „возьми чернила и хартию и стань на правую руку мою“. Так я и сделал. И засверкала молния и загремел гром так сильно, что задрожала земля. В ужасе я пал на землю и от страха был близок к смерти. Тогда Иоанн, наклонясь, взял меня за правую руку, поднял и посадил на правую сторону. Потом, помолившись, сказал мне: „сын мой! 1833 будь внимателен, все, что услышишь из уст моих, запиши на хартии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли милостивого Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашым. Подражатель сый Милостиваго, и исцелений благодать от Него прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами твоими душевныя наша недуги исцели, отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно: спаси ны, Господи. Память преподобной игумении Анфисы Святая Анфиса (вернее — Анфуса) подвизалась в VIII веке, в странах мантинейских, в Азии. Оставив родительский дом, она подвизалась сперва уединенно, в пещерах. Встретив старца Сисиния, она продолжала подвиги по его наставлениям и настолько преуспела в духовной жизни, что 90 девиц вверили себя ее руководительству. Преподобная Анфиса пострадала за почитание святых икон. Супруге гонителя Константина Копронима она предсказала рождение мальчика и девочки. Последняя, под именем Анфусы, также прославилась своею святостью и воспоминается Церковью 12 апреля. В тот же день преставление блаженного Николая, Христа ради юродивого, Кочанова в Великом Новгороде в 1392 году. Память 28 июля Святые Апостолы (из семидесяти) Прохор, Никанор, Тимон и Пармен После Вознесения Господня и по ниспослания Святого Духа на Апостолов, число верующих в Иерусалиме значительно увеличилось; посему, по совету Апостолов, пребывавших в то время в Иерусалиме, избраны были семь мужей, исполненных Духа Святого и премудрости (Деян.6:5), на служение диаконское. Имена сих мужей были следующие: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай антиохиянин. О самом избрании их книга Деяний апостольских повествует так: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (Деян.6:1–7).

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

После этого все апостолы разошлись, каждый в свой жребий. Вместе с тем, с каждым апостолом пошел, в помощь ему, кто-либо из семидесяти двух учеников Господа. Я, Прохор, получил жребий помогать апостолу Иоанну. Итак, оставив Иерусалим, мы пришли в Иоппию, и пробыли здесь три дня в доме туземной вдовы Тавифы, а когда пришел корабль из Египта и, выгрузившись там, хотел плыть в западные страны, мы сели на него, чтобы отправиться в Азию. Когда мы находились в корабле, Иоанн начал скорбеть и сказал мне: «Сын мой Прохор! На море постигнет нас много бед и много опасностей; но о моей смерти или жизни Господь ничего не открыл мне, а вы спасетесь от опасностей морских, и никто из вас не погибнет. Итак, сын мой, когда благополучно избегнешь опасности морской, иди в Азию и, вошедши в Ефес, ожидай там прибытия моего в течении трех месяцев. Если в течение этого времени соизволит Бог, чтобы я прибыл, то нам нужно будет приложить старание к исполнению порученного нам служения, а если этот срок пройдет, и я не явлюсь, то возвратись, сын мой, в Иерусалим к Иакову, брату Господню, и исполни, что только поручит он тебе». Как только сказал мне это учитель мой Иоанн, около одиннадцатого часа поднялась буря и разбила корабль. По разбитии корабля мы находились в крайней опасности, причиняемой кораблекрушением, от одиннадцатого часа дня до третьей ночной стражи, в которую каждый из нас взял от корабля что только мог, или весло или обломок, чтобы спастись посредством плавания, и все мы, кроме Иоанна, по милости Божией, около шестого часа дня выброшены были ярившимся морем в пределы Селевкии, на расстоянии пяти стадий от нее. Всех нас было сорок две души. Когда выбросило нас море, мы от крайнего холода, страха и утомления долгое время лежали как бездушные, а потом, отправившись, вошли в Селевкию и, как потерявшие во время кораблекрушения все и потому не имевшие чего бы поесть, попросили хлеба и, получив его, поели. Выброшенные вместе со мною на берег восстали на меня, злословя меня и говоря мне: «Что это за человек, бывший с тобою? Он волхв; он кознями своими довёл корабль до погибели, чтобы похитить имение наше и уйти; и ты, товарищ его, подобный ему волхв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Деян.6:2 .  Тогда двенадцать Апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников»...», т.е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили Апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (срв. Златоуст и Феофил.). «Не хорошо нам...», ουκ αρεστν εστιν ημς»..., «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т.е. проповедание Слова Божия – эту главную свою обязанность. Деян.6:3 .  Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведан­ных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «Выберите...», всему обществу верующих Апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек...» Священное число. «Исполненных Духа Святого..». так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам. «И мудрости..». в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно – чисто практическая, житейская добродетель. Деян.6:4 .  а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии слова. «В служении Слова», т.е. евангельской проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян.6:5 .  И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» – в смысле особенного дара Св. Духа – веры чудодейственной ( 1Кор.12:9 ), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения ( Деян.6:8 ). После «Стефана» более других известен «Филипп» ( Деян.8 ). Об остальных в писаниях Апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения: «Прохор» был спутником сначала Ап. Петра, потом спутником и писцом Ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.11:23–26 Еф.3:8–21 Однажды Господь в ответ на удивление учеников, что по Его слову тотчас засохла бесплодная смоковница, сказал: «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет». После этих слов может возникнуть желание проверить либо свою, либо чужую веру. Но – остановимся. Вспомним, как когда-то сатана, возведя Иисуса на высоту, тоже сказал Ему: «если Ты Сын Божий, бросься вниз» ( Мф.4:5–7 ). Господь же тогда ответил всем желающим ставить подобные опыты: «Не искушай Господа Бога твоего». Но когда, например, мальчик Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский случайно упал с высокой колокольни, Ангелы поддержали его и избавили от смерти. Забота же и молитва христианина должны быть не о том, чтобы без толку двигать горы, но чтобы самому найти свое неподвижное место в мире. Потому что и так все находится в непрерывном движении. Вот даже и огромные небесные тела как пылинки носятся во вселенной. Но чтобы разобраться в их движении, чтобы вычислить их орбиты и скорости, необходимо где-то поставить точку и объявить ее неподвижной. И сначала такой точкой отсчета в христианском, воспитанном на Библии человечестве, была, естественно, земля. Солнце же, луна и звезды вращались вокруг нее, потому что и возникли они лишь в четвертый день творения ( Быт.1:14–19 ). Потом соблазнились величием солнца, пригвоздили его к пустоте, и заставили нас вместе с землей вертеться вокруг него и вокруг своей оси, – чего человек никогда не примет и никогда не будет говорить: «земля перевернулась». Как и тысячи лет назад, мы всегда будем говорить: «солнце взошло»! Итак, поскольку неподвижных точек во вселенной нет, то утвердиться на земле как на неподвижном центре вселенной – дело не науки, но – свободной, здравой, просвещенной словом Божиим воли. Дело же науки – потом пересчитать все орбиты по отношению к земле. Точно так же и с человеком. Бог вдунул душу живую и сказал: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» «над всею землею, и над всяким животным» ( Быт.1:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Среда Мк. 11:23–26 Еф. 3:8–21 Однажды Господь в ответ на удивление учеников, что по Его слову тотчас засохла бесплодная смоковница, сказал: «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет про горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет». После этих слов может возникнуть желание проверить либо свою, либо чужую веру. Но – остановимся: вспомним, как когда-то сатана, возведя Иисуса на высоту, тоже сказал Ему: «если Ты Сын Божий, бросься вниз…» ( Мф4:5–7 ). Господь же тогда ответил всем желающим ставить такие опыты: «Не искушай Господа Бога твоего». И в то же время, когда, например, мальчик Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский , случайно упал с высокой колокольни, Ангелы действительно поддержали его и избавили от смерти. Забота же и молитва христианина должны быть не о том, чтобы без толку двигать горы, но, чтобы самому найти своё неподвижное место в мире. Потому что и так всё находится в непрерывном движении. Вот даже огромные небесные тела, как пылинки, носятся во вселенной. Но чтобы разобраться в их движении, чтобы вычислить их орбиты и скорости, тоже необходимо где-то поставить точку и объявить её неподвижной. И началом такой точкой в христианском, воспитанном на Библии человечестве, была, естественно, земля. Солнце же, луна и звёзды вращались вокруг неё, потому что и возникли они лишь в четвёртый день творения ( Быт.1:14–19 ). Потом соблазнились величием солнца, пригвоздили его к пустоте, и заставили нас вместе с землёй вертеться вокруг него и вокруг своей оси, – чего человек, конечно, никогда не примет и никогда не будет говорить: «земля перевернулась», но – всегда, как и тысячи лет назад: «солнце взошло!» Итак, поскольку неподвижных точек во вселенной нет, то – утвердиться на земле, как на неподвижном центре вселенной, это дело не науки, но – свободной, здравой, просвещённой словом Божиим, воли. Дело же науки – потом пересчитать все орбиты по отношению к земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Иоанн Богослов и Прохор. Миниатюра. 1401 г. Вполне вероятно, что по крайней мере некоторые из апостолов не писали на папирусе самостоятельно, а диктовали текст своим ученикам. Так, например, Петр завершает свое Первое послание словами: Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата... ( 1Пет. 5:12 ). Очевидно, Силуан записывал послание со слов Петра. «Многие авторы древнего мира не брались за перо сами: письмо в те времена было сложным искусством, которое многие оставляли профессионалам», – отмечает исследователь, при этом указывая на то, что, даже при наличии секретаря, автор не переставал являться автором и считать себя таковым. Церковное Предание запечатлело этот способ создания письменного текста в иконе евангелиста Иоанна: на ней апостол изображен со своим учеником Прохором, которому диктует текст Апокалипсиса. Между тем Иоанн был одним из тех новозаветных авторов, кто, по всей видимости, собственноручно писал свои тексты. Апостол Павел. Икона. Прп. Андрей Рублев. 1410-е гг. Об этом свидетельствуют, в частности, концовки двух его посланий: Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам... ( 2Ин. 1:12 ); Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам ( 3Ин. 1:13–14 ). Что же касается апостола Павла, то некоторые его послания завершаются следующими словами: Мое, Павлово, приветствие собственноручно ( 1Кор. 16:21 ); Приветствие моею рукою, Павловою ( 2Фес. 3:17 ). Это может означать как-то, что Павел собственноручно писал весь текст, так и то, что он таким образом «визировал» текст, написанный под его диктовку секретарем. Как известно, единственным способом размножения письменных текстов вплоть до изобретения книгопечатания было их переписывание от руки. Именно таким способом на протяжении веков распространялись поэмы Гомера, трактаты Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов, а также исторические книги и художественные произведения; таким же способом сохранялись и размножались книги Ветхого Завета. Ни одного автографа, написанного рукой Гомера, Сократа, Платона, Аристотеля, Моисея, пророка Исаии или вообще кого-либо из древних авторов, до нас не дошло. Дает ли это основания сомневаться в их существовании?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Приобщение Тела и Крови Христовой было главнейшим и существеннейшим моментом общения первых христиан. Но, кроме того, они собирались вместе для молитвы и вкушения пищи, причем, бедные и богатые приносили с собой питание, кто что имел, и приносимое делилось между всеми во имя братской любви. Голодных не было, все получали ежедневное пропитание из рук апостолов и «принимали пищу в веселии и простоте сердца» (2:46). Между тем, проповедь продолжалась, и апостолы с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех (4:33). Избрание и рукоположение диаконов Когда Церковь умножилась, и в нее вошло множество новых учеников не только из евреев, живших в Иерусалиме, но и из пришлых из рассеяния, т. е. стран языческих («эллинистов»), то начались огорчения. Эллинисты жаловались, что их бедняки и вдовы получают меньше помощи при ежедневном раздаянии пищи, чем коренные иерусалимляне. Тогда двенадцать апостолов, созвав учеников, заявили: «Не хорошо нам, оставив слово Божие, заботиться о столах, (т. е. о распределении пищи). Итак, братия выберите из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на сию службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Собрание одобрило это предложение и избрало из своей среды семь человек. Их поставили перед апостолами, и апостолы, помолившись, возложили на избранников руки. Это было первое рукоположение во диаконы, которое совершается от апостольских времен до наших дней руками епископов, как апостольских преемников. Первыми диаконами были: Стефан и Филипп, Прохор и Никанор, Тимон и Пармен, и Николай Антиохиец, обращенный на язычников. Занимаясь хозяйственной стороной жизни христианской общины, первые диаконы были также и усердными помощниками апостолов в проповедании слова Божия. Влияние христиан на иерусалимское общество все усиливалось. Слово Божие росло, число учеников умножалось, так что из священников иудейских многие покорились вере. (6:7). Смерть первомученика архидиакона Стефана

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В это время убит был царь Домициан. После него занял римский престол Нерва, человек весьма добрый; он освободил всех, бывших в заточении. Освобожденный с другими из заточения, Иоанн задумал возвратиться в Ефес: ибо едва не всех живущих на Патмосе он уже обратил ко Христу. Христиане же, узнавши о таком его намерении, умоляли не оставлять их до конца. А так как апостол не захотел остаться с ними, но желал возвратиться в Ефес, они просили его оставить на память о своем учении хотя Евангелие, которое он там написал. Ибо, заповедав однажды всем пост, он взял с собой ученика своего Прохора, отойдя от города на далекое расстояние, взошел на высокую гору, где пробыл на молитве три дня. После третьего же дня загремел великий гром, засверкала молния, и гора поколебалась; Прохор от страха упал на землю. Обратившись к нему, Иоанн поднял его, посадил по правую руку себя и сказал: – Пиши то, что услышишь из уст моих. И, возведя очи к небу, снова молился, а после молитвы стал говорить: – «В начале было Слово» и прочее. Ученик же внимательно записал все то, что слышал из уст его; так и было написано Святое Евангелие, которое апостол, сойдя с горы, велел Прохору снова переписать. И согласился он оставить переписанное в Патмосе для христиан, согласно их просьбе, а писанное первоначально удержал у себя. На том же острове написал святой Иоанн и Апокалипсис 6058 . Прежде же удаления своего с того острова, обошел он окрестные города и селения, утверждая братство в вере; и случилось ему быть в одном селении, в котором жил жрец Зевса по имени Евхарис, имевший слепого сына. Жрец тот давно желал видеть Иоанна. Услышав же, что Иоанн прибыл в их селение, он пришел к святому, умоляя его прийти в дом его и исцелить сына. Иоанн же, видя, что он приобретет здесь Христу души человеческие, пошел в дом жреца и сказал слепому его сыну: «Во имя Господа моего Иисуса Христа, прозри», – и слепой тотчас прозрел. Увидев это, Евхарис уверовал во Христа и крестился с сыном своим. И во всех городах того острова святой Иоанн благоустроил церкви святые и поставил им епископов и пресвитеров; довольно научив жителей, он всех приветствовал и стал возвращаться в Ефес. И провожали его верующие с плачем и рыданием великим, не желая лишиться такого солнца, своим учением просветившего их страну; но святой, сев на корабль и преподав всем мир, отплыл в свой путь. Когда же он достиг Ефеса, верующие встретили его с радостью неизреченной, вопия и глаголя: «Благословен грядый во имя Господне!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Духа, как шли люди Израильские по морю, уйдя от плинфоделания, ступая со скотом и достоянием каждого из них по этому морю. Стена была их одесную и ошуюю. И когда ударил Моисей жезлом, что в руке его, оно отступило и разделилось сюда и сюда и перед ними. И попрало его 600 тысяч ног, не считая жен и детей и имущества, ибо возлюбил Бог Израиля и вывел его из моря Господь Бог их. И погрузил врагов их, преследовавших их. Необычное и дивное слышали мы: коней и всадников погрузил и вверг Он в море за гордость их, ибо надеялись они на множество богатства своего и на крепость силы своей. Те же, которые надеялись на Бога и веровали в него, спаслись и вышли из моря с детьми и женами и скакали, ликуя и прославляя и говоря: «поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море, нас же спас и извел на сушу. Поим Господеви, славно бо прославися»! И прошел слух о деле Его во все концы вселенной. Сей Бог, спасший Израиля во дни Моисея, спасет и вас, чада мои, члены Христовы. Вспомните еще, как прошел Израиль реку Иордан, полную водой до берегов; перешел ее Израиль ногами. И взяли от нее 12 легких камней по числу сынов Израилевых для памяти тех, которые будут жить в грядущем поколении, да возвещают и знают, как иссохло море среди животных, когда они шли во дни Иисуса, сына Навина. И еще знайте, чада мои, как шло 9½ колен по морю Азаф, неся Кивот и попирая ногами воду по имени Нолос. Море повиновалось им и провело их, как оно делает для вас, чада мои. И ныне чада мои, не бойтесь, ликуйте, нося крест Христов, как делали перед нами Моисей и Иосия (sic!), которых водили ангел Лица (Kuf. 1, 31) и ангел священия, и избавили их от погибели и дали им наследие до края моря и острова для тысяч Ефрема и Манассии. Помните еще, как спасся Иона, когда был во чреве кита три дня и три ночи, и вышел из него и проповедовал, и силу Бога своего исповедовал. Помните еще, как спасся Иоанн, сын Заведеев, благовоние ксассии, глас 7 громов, печататель без писания. Он находился 40 дней и 40 ночей в море Фетмо 274 и Прохор, ученик его, его искал со многим старанием, а Богослов стоял в местности Мармареон и слушал глас трубы, приятный для сердца, которого не может совершить язык человеческий, и он объяснил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010