815 Раича II, 614. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 41) Даниил был архиепископом 14 лет и 3 месяца. По сербскому уставу (Гласник XI, 193) «дек. 19 престависе архиепископ Даниил». Предшественник его Никодим умер в мае 1325 г. см. август. 30 ч. 817 Сказание читается в харатейной минее Пшинского монастыря XIV в. Древний текст его нап. в Изв. акад. VIII, 154–156. Тоже самое, с немногими переменами в словах,– в печ. прологе и в четье-минее на 24 декабря. 818 Принимая во внимание древность рукописей, где встречается назидательное сказание, и соображаясь с историческими обстоятельствами Болгарии, можем с уверенностию положить, что сказание о праведном сочинено при ц. Ясене 2. По словам Акрополита Ясень старший «говорил о себе, что он вознаграждает ущербы, нанесенные Болгарии имп. Василием и как тот назывался истребителем болгар, так он – истребитель греков». Сын Ясеня старшего подражал отцу, восстановлял народность болгарскую, собирал в Тернов мощи святых славян. Некоторая неточность сказания о св. Николае также указывает на то, что оно писано около 1230 г. 819 Напр. в 711 г. император нанимал 3000 болгар для защиты империи. Чертков о Войне Святослава стр. 142. Другие свидетельства у Тафеля, De Thessalonica р. 513. 820 Так описывают войну Феофан Chron. 329–330. Зонара lib. XV, 98. Кедрин Hist. n. 380 (2, 481 s.), Гликас, Манасси (у Черткова стр. 82). Славянский пролог: «сила все убиством погибель бысть, тако и с царем Никифором, Богу попустившу, мало нечто возвратишесе от них», или как в Четьи-минее «едва точию сам царь Никифор с малою дружиною убежати возможе». Но все историки говорят, что Грубош из царского черепа сделал чашу; Георгий Амартол прибавляет одно замечание: «никто не мог сказать ясно, как убит царь». Хроника стр. 677. В греческой минее под 23 июня: «воспоминание о христианах, скончавшихся в Болгарии при царе Никифоре». В серб. Синаксаре 1340 г. под 23 июня такое сказание: «при Никифоре цари, отци Старожнове (Ставракия), в девятое лето царства его, ськлучися рати быти грьком с бльгары; абие цареви по дрьжаве победившу и посем победою вьзьнесьшуся и пищи и питию вьзьприлежящу уставльшеся при угрех бльгаре и мощию на грьчскыя воя нападше, самаго же царе и синьклита всего и воя, не стрегомыя сущя яша и много убийство в них сотворша, не пощадешя ни единого же, ни того самаго царя. Откуду бо елико язы прияша, абие не преставльшеся от жития, на густоя горы вьзбегьшя избыша; а елико же их ято бысть живо, не хотящи Христа отврьщися, се убо нюдими беху от безбожных, в различныя и злыя сьмрьти вложени быша и мучения венец прияша». Гласник XVÏ 39, 40. Зап. акад. VI, 109. По этому греческому сказанию болгары принуждали пленных отказаться от веры и многие из греков успели спастись в лесах, на горах,– тогда как царь, вся свита его, огромное число войска – погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  1) Болгарское сказание о нем изд. Ламанским в Зап. акад. VI, стр. 121-189. Известно оно и Гласнику XI, 41. Оно многословно; берем нужное из него. вершине горы самый счастливый лов. Один из них пришел к старцу благодарить его за совет. Божие благословение с вами, сказал старец. С того времени в дме охотников появилось довольство. Спустя недолгое время охотники пришли посетить старца, но уженашли его почившим. Благодарные, они до смерти своей приносили свечи на молитву преподобного. Кончина его последовала, как открыл он в загробном явлении своем, «пред великим мраком прежде осми лет»2). Не мало времени прошло после того; при имп. Мануиле (1143-1179) Бог благоволил прославить раба своего. Священник села Осмидола страны Овчепольской Феодор, овдовев, положил оставить мир и слышав о месте подвигов блаж. Иоакима отправился к Осоговской горе с решимостию подвизаться отшельнически там же, где проводил равноангельскую жизнь Иоаким. Является ему во сне преподобный и спрашивает: куда идешь ты? Феодор сказал о своем желании. Преподобный оградил его крестным знамением и, вынув сосуд, отер водою ему голову, лицо и руки. Иди, чадо! С миром, прибавил преподобный. Проснувшись, Феодор от радости омыл илцо свое слезами. Приняв иночество с именем Феофана, он построил храм на месте подвигов преподобного, - обрел гроб его и понеоднократному явлению преподобного открыл мощи его вобщее назидание. При мощах совершались чудеса. По сербской летописи, благочестивый краль Милютин построил храм «светому отцу Иоакиму»3). В сербском синаксаре XIII в. под 16 августа: «преподобного отца нашего Иоакима осоговского»4).   2) В русских летописях солнечное затмение 19 марта 1113 г. (Погодина Исслед. IV, 91). Если преподобный указывает на это затмение, то кончина его последовала в 1105 г. 3) Шафарика Памятн. 2, 60. Сборник Ламанского: «в молбу и похвалу 4 звезды, иже в последня времена просиявше, Прохора пшинскаго, Иоакима сърандопорскаго, Илариона мегленскаго и Гавриила лесновскаго». Зап. акад. VI, 122. 123.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

мон-рей, а монахи преимущественно занимались просветительской и книжной работой. С X-XI вв. известно о существовании обителей на землях, населенных сербами: мон-ря Биела возле г. Шавник, неск. обителей вокруг г. Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви ), ц. Петра и Павла в Стари-Расе близ г. Нови-Пазар (Рашская обл., Косово и Метохия). Во 2-й пол. XII в. действовали мон-ри в Арилье , Стара-Павлица (см. в ст. Павлица ) и др. В X-XI вв. в западноболг. землях зародилось пустынножительство. Первым болг. пустынником считается прп. Иоанн Рильский , который ушел в глухие леса горного массива Рила в поисках уединенной жизни: рядом с его пещерой впосл. возник Рильский монастырь . В XI-XII вв. мон-ри появились на месте подвигов пустынножителей Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского и Иоакима Осоговского . Несмотря на утверждения нек-рых историков, что афонскую обитель Зограф болгары основали уже в X в., когда граница Болгарского гос-ва подходила к Св. Горе, ее основатель и большинство насельников в первые века существования обители скорее всего были греками. В нек-рых афонских документах упоминается, что в XI в. на полуострове существовал мон-рь Зелянос (Желянос), слав. происхождение основателя к-рого не вызывает сомнений. В нач. XI в. появились первые известия о болгарском жен. М.: Косара, дочь болг. царя Самуила , после гибели супруга серб. (зетского) кн. Иоанна Владимира приняла постриг с именем Феодора и поселилась при построенном мужем храме Пресв. Богородицы (Пречиста-Краинска или Острос, сохр. развалины; Черногория). Но в последующие века сведений о жен. мон-рях не осталось, редко встречаются упоминания о пострижении представительниц знати. Завоевание Византией Болгарии (1018-1186) изменило положение болг. М.: большие мон-ри основывались реже и, как правило, по инициативе визант. чиновников или Охридских иерархов (см. ст. Охридская Архиепископия ). В 1083 г. визант. полководец груз. происхождения Григорий Пакуриан на полученных им за службу землях близ г. Филиппополя (ныне Пловдив) основал Петрицонский монастырь . Согласно ктиторскому типику, в состав братии могли входить лишь монахи-грузины, но с XIV в. среди насельников стали преобладать греки и болгары. Впосл. этот мон-рь под слав. названием Бачковский стал одним из духовных центров Болгарии.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

средневек. литература. 2008. С. 140-141). В этом сказании, в частности в «Чуде о кресте и болгарине», имеется текст о равноап. кн. Борисе (Михаиле), типологически близкий к проложному житию. В болг. книжной практике создавались и переводились жития святых разных ликов, однако интерес к тем или иным чинам святости менялся в разные эпохи. В IX-X вв. первостепенное значение имели слав. пространные жития апостольско-просветительского типа, посвященные равноапостольным Кириллу и Мефодию и их ученикам. В XI - кон. XII в. создавались жития преподобных, подвизавшихся в зап. пределах Болгарии, которая находилась под властью Византии,- Иоанна Рильского , Прохора Пшинского (Пчиньского), Гавриила Лесновского и Иоакима Осоговского Начало Похвального слова равноапостольным Кириллу и Мефодию из Рильского Панегирика Владислава Грамматика. 1478 - 1479 гг. (Б-ка Рильского мон-ря. 4/8) Начало Похвального слова равноапостольным Кириллу и Мефодию из Рильского Панегирика Владислава Грамматика. 1478 - 1479 гг. (Б-ка Рильского мон-ря. 4/8) . С кон. XII в. в связи со становлением Второго Болгарского царства особое внимание уделялось болг. и греч. святым, мощи к-рых перенесли в Тырново для прославления новой столицы. В XIII в., вероятнее всего до середины столетия, были написаны и/или переведены их проложные жития, дополненные короткими рассказами о перенесении мощей в Тырново. Среди них представлены святые разных ликов святости, в т. ч. пустынножительницы (преподобные Филофея и Параскева (Петка) Тырновские) и епископы-исповедники (святители Иларион , еп. Могленский (Меглинский), Иоанн Чудотворец , еп. Поливотский). Тогда же было создано проложное Житие прав. Михаила Воина, подвиг к-рого является болг. версией змееборческой легенды (Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в. 1987. С. 49-67). В XIV в. Тырново, центр лит. жизни, был тесно связан с афонскими монастырями; на Ж. л. повлияли воззрения исихастов на книжность и их стремление к повышенной экспрессивности. Пространные риторические жития писались по образцу творений Симеона Метафраста и в соответствии с творчеством греч.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. ХАЗУ. III.c.19), кириллический пергаменный (32,7 ´ 23 см, с утратами, 265 м) торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.). Заглавие рукописи - «Панагирик месечны и постны». Распространенное в научной лит-ре название кодекс получил в честь австр. консула А. Михановича, в составе собрания которого не позже 1867 г. он был приобретен Югославянской академией в Загребе. Изучением М. г. занимались многие слависты; наиболее подробно рукопись описал В. А. Мошин ( Mo š in. 1952. Dio 1. S. 95-100; 1955. Dio 2. S. 22-23), Р. Айтцетмюллер подготовил ее фототипическое издание ( Aitzetm ü ller. 1957). М. г. содержит гомилетические тексты (проповеди) на постоянные праздники весенне-летней половины года и подвижные праздники Пасхального цикла. Во 2-й части он близок к Клоцеву сборнику и Супрасльскому сборнику XI в. М. г. содержит древнейшие списки Похвальных слов равноап. Климента Охридского и неск. др. слов, возможно, его же авторства, и Слова на Преображение Господне Иоанна Экзарха . По мнению Я. Милтенова, М. г. имеет текстуальные параллели со Златоструем . В работе над М. г. (по 35-36 строк в 2 столбца на листе, заголовки имеют маргинальные украшения) участвовали 2 писца. Первого писца отождествляют с игуменом (действующим или бывшим) монастыря Студеница Николаем ( Турилов. 2009). А. А. Турилов установил, что 2-й почерк М. г. несомненно тождествен почерку анонимного писца серб. пергаменного листа, некогда хранившегося в Прохора Пшинского монастыре в Македонии и переданного П. П. Вяземскому сербским коллекционером древностей С. И. Верковичем (РНБ. Вяз. 124/6а). Помимо почерков весьма близки как кодикологические особенности М. г. и листа Вяземского (размер листа 31,3 ´ 22 см, по 35 строк в 2 столбца на листе), так и их содержание - на листе находится отрывок неустановленной гомилии, вероятно на Рождество Христово. На этих основаниях Турилов предположил, что серб. лист является отрывком парного М. г. осенне-зимнего тома ( Турилов. 2012).

http://pravenc.ru/text/2563826.html

Для лучшего «прочтения» текста библиографии небесполезно вкратце напомнить исторический контекст. Начало мистико-аскетической традиции Православия в Болгарии связано с трудами и подвигами преп. Иоанна Рыльского. В дошедшем до нас его «Завещании» (спорным является вопрос, принадлежит ли оно самому св. Иоанну, либо записано позднее на основе устного предания) начертана своеобразная программа для последующего развития монашества и подвижничества в Болгарии. В числе важнейших наставлений преп. Иоанна – указание следовать «первообразам» монашества, примерам преп. Антония и преп. Феодосия, а также и указание о творении непрестанной Иисусовой молитвы. «Золотой век» болгарской культуры – Х век – тесно связан с быстрым ростом и распространением монашества и аскезы. Пример преп. Иоанна находит последователей в лице преподобных Прохора Пшинского, Гавриила Лесновского, Иоакима Осоговского и др. основателей обителей в юго-западной Болгарии. В царствование императора Льва VI Философа (886–912), по всей вероятности, в 898 г., тремя братьями родом из г. Охрида основывается монастырь Зограф («Живописный») на Афоне. В дальнейшем Зограф становится одним из главнейших центров болгарского монашества и подвижничества. Имея тесные связи с другими обителями на Афоне (надо отметить, что немало болгарских монахов было и в других афонских монастырях – в Великой Лавре, Хиландаре и др.), он также служит необходимым и незаменимым посредствующим звеном между Византией и Болгарией, между греческим Богомыслием и Богоделанием и духовной культурой славянства. В эпоху исихастского Возрождения XIV в. подобным же посредствующим звеном становится обитель преп. Григория Синаита Парория. Как хорошо известно, среди ближайших и любимых учеников св. Григория были преп. Феодосий Тырновский (ок. 1300 – 27.ХI.1362/3), преп. Ромил Видинский (ум. ок. 1385) 70 , Каллист I (ум. 1363), патриарх Константинопольский (1350–1354 и 1355–1363). При посредничестве Феодосия болгарский царь Иван Александр (1331–1371) стал одним из ктиторов монастыря. После блаженной кончины преп. Григория Синаита (1346) монашеское братство пригласило Феодосия стать игуменом, однако тот уклонился. Патриарх Каллист I, сыгравший активную роль на Влахернском Константинопольском соборе (май-июнь 1351), написал жития и Григория Синаита , и Феодосия Тырновского (см. публ. 11 .131–133; 6 .1583–1585), вскоре после написания переведенные по-славянски. Нелишне отметить, что греческий подлинник жития Феодосия не сохранился и оно известно лишь в переводе, причем в единственном списке Владислава Грамматика в его Рильском панегирике 1479 г. (л. 290а-302б) 71 . В конце XVIII – начале XIX в. иеросхимонах Спиридон, будучи в Рильском монастыре, сделал список, опубликованный О. М. Бодянским 72 ; список же Владислава Грамматика впервые опубликован В. Златарским (см. публ. 11 .132).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

влияния на серб. искусство, обусловленное значительным расширением Сербского гос-ва и тесными связями короля с К-польским двором. Совместная работа византийских и сербских мастеров привела к формированию особой разновидности палеологовского стиля, когда оригинальность и непосредственность изображения уступили роль иллюстративному началу и стандартным средствам художественного выражения. Начало этих изменений в сербской живописи кон. XIII в. обычно связывают с деятельностью греческих мастеров Михаила Астрапы и Евтихия , с появлением фресок в ц. Богоматери Перивлепты (1294/95) в Охриде и в ц. свт. Ахиллия в Арилье (1296). При М. было возведено и расписано больше храмов, чем при всех его предшественниках - 42, в т. ч. церкви Благовещения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница , Успения Пресв. Богородицы (Богородица Левишка) в Призрене, вмч. Георгия в с. Старо-Нагоричино , Иоакима и Анны в мон-ре Студеница , Богородицы Троеручицы, Константина и Иоанна Предтечи и Никитский монастырь в г. Скопье, ц. вмч. Георгия в мон-ре Ораховица , храмы в Осоговском и Прохора Пшинского мон-рях, в Моштанице , и др. Также на его средства возводили соборы вне Сербии: в Хиландаре, мон-рь арх. Михаила в Иерусалиме, в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (ц. первомч. Стефана), в К-поле (ц. Иоанна Предтечи с больницей), в Фессалонике (2 храма). Почитание Первые известия о М. пришли на Русь в кон. XIV или нач. XV в. в уставных указаниях Минеи служебной на окт. по Иерусалимскому уставу, где под 29-м числом упоминается празднование «Уроша краля, ктитора места сего, паче же новые сей церкви», т. е. Хиландарского кафоликона, возведенного по его инициативе. Но память тогда не отождествлялась с М. и переписывалась по инерции, нередко опускалась ( Naumow A. Wiara i historia: Z dzejów literatury cerkiewnosowiaskiej na ziemiach polsko-litewskich. Kraków, 1996. S. 155). В Великом княжестве Московском М. получил большую известность в нач. 20-х гг. XVI в., когда в Москву были принесены, по всей видимости с Афона, Жития его сына кор.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

26 мучеников-иноков Зографской обители Афона (болгары) пострадали от рук византийского императора Михаила Палеолога, который заключил унию с Римом в 1274 г. В 1283 г. император, которого сильно раздражало нежелание афонских монахов принимать унию, вместе с католическим духовенством сжег 26 иноков в башне монастыря Зографа. Св. Феодосии Тырновский — родом из Тырнова, подвижник первой половины XIV b. (+1363), учитель св. Евфимия, впоследствии известного Тырновского Патриарха. Св. Феодосии в своём подвиге следовал идеям исихазма и старался эти идеи распространить и утвердить в Болгарии. В истории духовного просвещения болгар св. Феодосий известен также в качестве примерного переводчика святоотеческих творений с греческого языка на болгарский. Весьма почитается также уже упоминавшийся выше св. Евфимий, Патриарх Тырновский, все служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви, на укрепление страны, улучшение состояния народа, усиление его единства, необходимого для сохранения болгар как нации перед опасностью османских завоеваний. В Болгарии почитаются и новомученики (так названы святые, пострадавшие во время турецкого завоевания) — св. мученики Иоанн Новый Тырновский, Константин Софийский, Рада Пловдивская, Милян, Мишо и Гаджо, Хадиджа-Мария, Ореховские новомученики, Виевские новомученики, и другие. Особо почитаются болгарами святые Паисий, игумен Хилендарского монастыря, и Софроний, епископ Врачанский. Важное место в истории Болгарской Православной Церкви занимают монастыри. В монастырях свято исповедовалась православная вера и воплощался дух восточного аскетизма. В первое время своего возникновения и существования болгарские монастыри, основываемые царями и владетелями, играли большую роль в христианском просвещении своего народа и в создании христианской культуры. Период Первого и Второго Болгарского царств, начиная с царя Петра, можно назвать «золотым веком» болгарского монашества. В это время христианские истины воплощаются в жизни лучших представителей Болгаской Церкви: преп. Иоанна Рыльского, преп. Иоакима Осоговского, преп. Прохора Пшинского, преп. Гавриила Лесновского. Монастыри в это время возводятся не только владетелями, но и трудами и молитвами самих насельников. Вокруг монастырей в это время кипит бурная христианская жизнь. В XIV b. болгарское монашество в лице преп. Феодосия Тырновского и святителя Евфимия Тырновского и их школы имеет влияние не только внутри страны, но и на весь православный славянский мир. Во время турецкого завоевания почти все монастыри пострадали, многие из них пришли в запустение. В это тяжелое время, когда для всего болгарского народа и его культуры остро стоял вопрос о выживании, монастыри были духовными твердынями и местом сохранения народности. Монастыри являлись хранителями священных книг, старинных рукописей, свидетельствовавших о славном прошлом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Она оканчивается первою четвертью XVI стол. Еще краткая летопись в латинском переводе Пеячевича издана - в " Ар. " Кукулевича 3, 3-20. Кроме краткости и сухости известий, в сербских летописях видна еще одна странность: хронологические показания их большею частию неверны. 50) Раича II, 614. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 41) Даниил был архиепископом 14 лет и 3 месяца. По сербскому уставу (Гласник XI, 193) " дек. 19 преставися архиепископ Даниил " . Предшественник его Никодим умер в мае 1325 г. см. август 30 ч. же твое цело и нетленно соблюдено бысть и подает цельбы болящем от различных недугов и демоны прогоняет. Сего ради молим тя, моли спастися душам нашим " 51). 24 ч. Память о преп. НИКОЛАЕ, бывшем воине. Преподобный отец Николай, так говорит древнее славянское сказание52), был сперва воином и начальником воинов. Когда имп. Никифор открыл войну с болгарами, Николай таже отправился " с своими воинами " . - Выражение сказания: " изыде и ть сь воими " , само указывает на то, что Николай был начальником особого, не греческого, войска. Поелику же сказание писано славянином, на греческом же оно вовсе неизвестно, а славянину естественно говорить о славянине, то ясно, что блаженный Николай был славянин и начальник славянских дружин53). Для империи это было естественно: она обыкновенно нанимала для войны славянские дружины54); тем более при Никифоре, когда делали усиленный набор войска; без славянских дружин не могли обойтись. - Так блаж. Николай отправился в поход с славянскими дружинами. Во время похода остановился он на ночь в гостинице.   51) Сербляк л. 174. 52) Сказание читается в харатейной минее Пшинского монастыря XIV в. Древний текст его нап. в Изв. акад. VIII, 151-156. Тоже самое, с немногими переменами в словах, - в печ. прологе и в четье-минее на 24 декабря. 53) Принимая во внимание древность рукописей, где встречается назидательное сказание, и соображаясь с историческими обстоятельствами Болгарии, можно с уверенностью положить, что сказание о праведном сочинено при п. Ясене 2. По словам Акрополита Ясень старший " говорил о себе, что он вознаграждает ущербы, нанесенные Болгарии имп. Василием и как тот назывался истребителем болгар, так он - истребитель греков " . Сын Ясеня старшего подражал отцу, восстановлял народность болгарскую, собирал в Тернов мощи святых славян. Некоторая неточность сказания о св. Николае также указывает на то, что оно писано около 1230 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

1 февр. 2015 г. архиеп. Иоанн был отпущен из заключения по решению суда об условно-досрочном освобождении, но вынесенные обвинения против него не были сняты. Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г. Десятилетия правления коммунистического режима в Югославии негативно повлияли на духовную жизнь в Македонии. Офиц. идеология считала исповедание веры пережитком прошлого, несовместимым с членством в компартии. Верующие люди, не состоявшие в партии, не имели права занимать руководящие должности. Одним из наиболее заметных последствий ослабления духовной жизни стал упадок монашества - к кон. 80-х гг. XX в. в македонских мон-рях было всего 2 насельника. Падение коммунистического режима в нач. 90-х гг. XX в. повлияло на возрождение духовной жизни. В соответствии с законом о реституции Церкви было возвращено ранее национализированное церковное имущество, включая храмы и мон-ри. С 1991 г. до настоящего времени число действующих храмов МПЦ увеличилось с 830 до 1,3 тыс. В 1994 г. сформировано Македонское Библейское об-во. Продолжается восстановление разрушенных храмов. В сер. 90-х гг. началось возрождение монашеской жизни, к 2010 г. в мон-рях проживали более 120 насельников, которые помимо восстановления обителей занимались иконописью, переводческой и лит. деятельностью. 9 окт. 2009 г. Архиерейский Синод МПЦ изменил название МПЦ на «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». На богослужениях в македон. храмах чтение Евангелия и Апостола осуществляется только на македон. языке, а богослужебное пение - в основном на церковнослав. языке по Осмогласнику С. Мокраняца на основе серб. распева, в нек-рых храмах возрождена практика визант. распева. В МПЦ помимо почитания визант. святых свт. Николая Мирликийского, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и Пантелеимона, прп. Параскевы (Петки) распространено и почитание балканских слав. святых - Святых Седмочисленников, равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников, прежде всего святителей Климента Охридского (небесный покровитель Македонии и МПЦ) и Наума Охридского , Тивериопольских мучеников , преподобных Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского , Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского , Илариона Могленского , Нектария Битольского, мч.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010