Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ ОСОГОВСКИЙ [Сарандапорский, «от Славищ»] (кон. XI - нач. XII (?) в.), прп. (пам. болг. 16 авг.), отшельник. Житие И. О.- единственный источник, к-рый содержит весьма скудные сведения о преподобном. Повествование не имеет стройной композиции и начинается с обширного богословского введения. Далее следует краткая часть, которая играет роль тематического ключа и посвящена св. западноболг. отшельникам - Иоанну Рильскому , Прохору Пшинскому и Гавриилу Лесновскому . В биографической части опущены даже такие распространенные агиографические топосы, как сведения о родителях и детстве И. О., повествование начинается с приходом преподобного (подобно сщмч. Игнатию Богоносцу) «с запада» в Осоговские горы (Осоговске-Планине, долина р. Сарандапор (ныне Крива), Македония). В с. Градац (недалеко от совр. г. Крива-Паланка) от местного болярина И. О. услышал о пустынной горной местности Бабин-Дол на р. Скупица и поселился там, решив стать отшельником. Здесь его нашли 2 охотника, и он чудесным образом помог им поймать богатую добычу (это единственное чудо при жизни святого, о к-ром упомянуто в Житии). Один из охотников вернулся, чтобы поблагодарить И. О., и тогда преподобный попросил через некоторое время еще раз прийти к нему. Когда охотники пришли в следующий раз, то нашли уже тело отшельника, похоронили его и, до тех пор пока их роду «всем от жития прешедшу», навещали могилу. Почитание Более подробно в Житии рассказывается о возникновении почитания преподобного и о строительстве церкви в его честь. Во время правления греческого царя Мануила (визант. имп. Мануил I Комнин (1143-1180)) овдовевший иерей Феодор поселился отшельником в местах, где жил И. О. Феодор постригся в монахи с именем Феофан, возглавил собравшуюся вокруг него братию и «по мале же времени» построил во имя И. О. церковь, основав т. о. Осоговский монастырь . Феофан стал молиться, чтобы ему было открыто местонахождение мощей святого, и тотчас в свете молний ему было указано место, от к-рого исходило благоухание. После этого чуда монахи прославили своего покровителя, воспевая многократно «Радуйся» и отслужив торжественную службу. Через нек-рое время святой явился во сне Феофану и повелел переложить его тело из могилы в раку, но тот не решился этого сделать. Когда святой вторично явился игумену во сне, тот выполнил повеление и торжественно положил его мощи в раке в церкви. От святыни стали совершаться многочисленные исцеления. Житие заканчивается рассказом о чудесах И. О. Повествование имеет в основном назидательный характер и призывает мирян почтительно относиться к обители, а монахов воздерживаться от краж, брани и драк, тайноядения во время поста и изъятия частиц мощей святого. В белградском списке Жития попытка похищения частицы мощей И. О. приписывается мон. Арсению, а в скопской редакции отнесена ко времени правления визант. имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254).

http://pravenc.ru/text/468939.html

Храм возведен в рашском стиле, вероятно по образцу Арилья : это однонефное строение с 3 травеями, полукруглой алтарной апсидой и прямоугольными хорами с обеих сторон, с зап. стороны к нему примыкает притвор, к к-рому позднее пристроили галерею, над центром возвышается купол на 8-гранном барабане. Программа искусной росписи (1633, частично повреждена) включает циклы двунадесятых праздников, Страстей Христовых, Акафист Богородице и образы серб. и южнослав. святых - Симеона Мироточивого, Саввы I, Стефана Дечанского, Арсения, Прохора Пшинского, Петра Коришского, Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского. Особое значение имеет образ серб. кн. Лазаря, в богатых царских одеяниях и короне. На внешней стене притвора представлен Страшный Суд. В люнете над входом расположены сцены «Благовещение», а выше - «Престол уготованный» (Этимасия). Иконостас богато украшен резьбой и позолотой и считается одним из самых красивых образцов своего времени: от изначальных икон остался лишь образ Богородицы со Христом (1602). Ваведене Ваведене (серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, находится в начале ущелья, у подножия Овчара. Предание приписывает основание обители Стефану Немане и свт. Савве Сербскому. В силу сходства с храмом в г. Котор ранее считался строением XIII в., но архитектурные особенности позволили датировать его XVI в. Впервые упоминается в турецкой описи в 1528 г. Был разрушен в 1690 г. и восстановлен в 1797 г. игум. Мелентием (Вуйовичем). Тогда же в храме был поставлен иконостас мастера Н. Апостоловича. Караджич и Ф. Каниц упоминали о развалинах моста и фрагментах укрепления рядом с обителью. Иногда храм действовал как приходский или как подворье мон-ря Сретене. Согласно описи мон-рей Ужицкой епархии, в 1859 г. мон-рь находился в хорошем состоянии. В 1870 г. произошло обрушение купола храма, а после пожара мон-рь опустел. В 1872-1875 гг. вместо купола был возведен арочный свод, от изначального убранства сохранились лишь каменный бифорий в алтарной части и 2 плиты на амвоне.

http://pravenc.ru/text/Овчарско-Кабларск...

Война шла точно так, как видел во сне праведник. Июля 20-го 811 г. император вступил в Болгарию и быстро брал города Болгарские; взят был даже дворец князя Грубоша, и Никифор велел положить печати свои на дорогие вещи князя, считая их своей собственностью. Войскам приказано было беспощадно предавать смерти всех: старцев, детей, жён. Грубош, не приготовленный к войне, и раз и два просил мира. Император хотел раздавить Болгарию. Армия его расположилась на долине, окружённой горами. – Грубош приказал быстро занять все ущелья гор и загородить выходы крепкими засеками. В двое суток выполнена была воля его. Июля 25 Болгары зажгли леса на горах и ночью спустились на равнину густой массой. Грекам не было спасения ни откуда. Войско было истреблено, все военные начальники пали, император также убит; сыну его удалось спастись от общего истребления, но весь израненный он прожил только год; обозы, оружие, государственная казна, сокровища императора стали собственностью Болгар 361 . Праведный Николай, увидав выполнение видения своего, возблагодарил Господа за своё спасение. Прямо с сражения, в слезах о павших воинах своих, отправился он в монастырь. Приняв схиму, служил он Господу усердно несколько лет. Успехи его в духовной жизни были таковы, что он был одним из прозорливых и великих отцов. 358 Сказание читается в харатейной минее Пшинского монастыря XIV в. Древний текст его нап. в изв. акад. VIII, 154–156. То же самое, с немногими переменами в словах, – в печ. прологе и в четье-минее на 23 декабря. 359 Принимая во внимание древность рукописей, где встречается назидательное сказание, и соображаясь с историческими обстоятельствами Болгарии, можем с уверенностью положить, что сказание о праведном сочинено при ц. Ясене. По словам Акрополита Ясень старший «говорил о себе, что он вознаграждает ущербы нанесённые Болгарии имп. Василием и как тот назывался истребителем Болгар, так он – истребитель Греков». Сын Ясена старшего подражал отцу, восстановлял народность Болгарскую, собирал в Тернов мощи святых Славян. Некоторая неточность сказания о св. Николае также указывает на то, что оно писано около 1230 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святой Савва на древних иконах сербских изображается с длинною русою бородою 36 . 13 ч. Св. Ермила и Стратоника белоградских Сии святые, говорит древний менолог, прославились при имп. Ликиние.– Св. Ермил был диакон церкви Христовой. Ликиний, находясь на р. Дунай, услышав о его славе, велел схватить его и избитого железными прутьями приказал беречь в тюрьме Стратонику. Стратоник же, когда в тюремное окно увидал ангела, разговаривающего с Ермилом, уверовал во Христа и стал другом Ермила. Ермил, выведенный из тюрьмы, был принуждаем поклониться идолам и не согласившись на то был бит палками и потом терзаем был крючьями по чреву и груди.– Видя это, Стратоник не мог удержаться от слёз. Узнанный по этому и он был мучим. Оба, наконец, брошены были в р. Дунай и так скончались» 37 . «В третий же день обретена быша святая телеса их на брезе и погребоша я вернии честно за осмьнадесят стадий от града Сингидона, во едином положивше гробе» 38 . По римскому мартирологу, они страдали в Сингидоне, в верхней Мизии, в 315 г. Сингидон, или Сигиндом – жилище чеха-славянина, нынешний Белград. По такой местности и по званию страника-воина, эти мученики – славяне 39 . 15 ч. Память о преподобных Гаврииле лесновском и Прохоре пшинском По болгарскому синаксарю 1340 г. «преп. отец наш Гавриил, сын благородных и богатых родителей, был отдан книжному учению и помощию Божиею хорошо успел в нём. Когда пришёл в возраст: обручили его с невестою хорошего рода; но он, не коснувшись её, ушёл в монастырь и стал монахом.– Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм св. архистратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оставил тут всё своё имущество, а сам отошёл в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании».– Так провёл он 30 лет, перенесши много томления от нечистых духов и, придя в монастырь, тут преставился.– Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объявилось одному русскому гор. Средца. – Тот, придя на место, устроил ковчег и в нём положил мощи.– При них совершалось много чудес;– слепые прозирали, хромые оздоравливали, беснующиеся исцелялись прикосновением к св. мощам. Спустя дол­гое время мощи святого перенесены были в гор. Тернов болгарский и положены были в трапезе св. апостолов 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  41) Зап. акад. VI статья Ламанского стр. 125. По синаксарю Норова память преп. Прохора поставлена под 19 октября, как и пр. Иоанна рыльского (Зап. акад. VI, 108). Это значит, что мощи пр. Прохора перенесены были в Тернов в один день с мощами пр. Иоанна. 42) Шафарика Памятн. 2, 60. 43) Изв. акад. VI, 390-395. Григоровича Путеш. 141. 165. 182. 191. 204. 212. Недавно стал известен синодик пшинского монастыря св. Прохора, что близ Враны; город стоит на восточной Мораве, в приштинском округе; а обитель – исчезла44). 16 ч. Страдание св. ДАМАСКИНА габровского. Св. Дамаскин родился в мест. Габрове, терновской епархии45). По любви к иночеству он удалился на Афон и принял монашество в Хиландарском монастыре. Здесь посвящен был в иеродиакона и потом в иеромонаха; здесь же избрали его и игумена. – По нуждам обители отправился он в болгарское поселение Свистово46). Исполнив нужные дела по обители, он должен был еще получить старый долг с турков. Когда им было сказано о долге: должники, согласясь между собою, не только не платили долга, но еще напали на беззащитного христианина и отняли у него всю бывшую на подворье собственность. Злодеям и того было мало. Они подговорили турчанку худого поведения и тайно провели ее в подворье. Потом напав на подворье с шумом и криком, разбили двор, найдя тут турчанку, связали Дамаскина, как виновного в похищении магометанки и представили в суд. Кадий, выслушав Дамаскина, видел, что тут только насилие злобы. Но взволнованная клеветою толпа изуверов неистово кричала, что монах осквернил закон их. Фанатики предложили Дамаскину на выбор одно из двух – или виселицу или или обращение в магометанство. Преподобный отвечал: «я родился христианином, таким и умру. Отречься от Христа – то же,   44) Изв. акад. VI, 392. 393. Момировича История Сербии стр. 126, Спб. 1839 г. 45) Страдание его – в афонском патерике 2, 193-195. Спб. 1860 г. 46) Свистово – на берегу Дуная. Ныне здесь 4 церкви. Габрово – на юге от Тернова, на той же р. Янтре, на которой и Тернов. Жители там и здесь преимущественно болгары. Григоровича Путеш. 171-176.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Стратоник же, когда в тюремное окно увидал ангела, разговаривающего с Ермилом, уверовал во Христа и стал другом Ермила. Ермил, выведенный из тюрьмы, был принуждаем поклониться идолам и не согласившись на то был бит палками и потом терзаем был крючьями по чреву и груди. – Видя это, Стратоник не мог удержаться от слез. Узнанный по этому и он был мучим. Оба, наконец, брошены были в р. Дунай и так скончались37). «В третий же день обретена быша святая телеса их на брезе и погребоша я вернии честно за осмьнадесять стадий от града Сингидона, во едином положивше гробе»38). По римскому мартирологу, они страдали в Сингидоне, в верхней Мизии, в 315 г. Сингидон, или Сингидом – жилище чеха-славянина, нынешний Белград. По такой местности и по званию страника-воина, эти мученики – славяне39).   37) Menologium Basilii ad 13 Iannuarii. 38) Четь-Минея 13 янв. 39) Вершинского месяцеслов стр. 9. О древнем Сигиндоне, нынешнем Белграде, исследование в Гласнике V, 113-211. О Сигах, Сигинах Геродота, Савельева Славянский сборник стр. 99-106. Чертков во Временнике XVI, 76. В 885 г. Сигиндон-Белград славянский: так по житию св. Климента. 15 ч. Память о преподобных ГАВРИИЛ лесновском и ПРОХОРЕ пшинском. По болгарскому синаксарю 1340 г. «преп. отец наш Гавриил, сын благородных и богатых родителей, был отдан книжному учению и помощию Божиею хорошо успел в нем. Когда пришел в возраст: обручили его с невестою хорошего рода; но он, не коснувшись ее, ушел в монастырь и стал монахом. – Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм св. архистратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оставил тут все свое имущество, а сам отошел в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании. – Так провел он 30 лет, перенесши много томления от нечистых духов и, придя в монастырь, тут преставился. – Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объявилось одному русскому гор. Средца. – Тот, придя на место, устроил ковчег и в нем положил мощи. – При них совершалось много чудес; - слепые прозирали, хромые оздоравливали, беснующиеся исцелялись прикосновением к св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

На рубеже XV и XVI вв. в Кастории работала артель художников, к-рая расписала ряд храмов. Вероятно, 1-е по времени свидетельство работы этой мастерской - записанная фреска на вост. стене нартекса с изображением Богоматери и поклоняющихся ангелов в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы. В Кастории этой же артели атрибутируют росписи храмов свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии) 1485/86 г., свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» 1504/05 г., вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы, а также снятые со стен фрески разрушенного храма свт. Спиридона Тримифунтского в квартале Елеусы (фрески хранятся в Византийском музее в Кастории и в Музее П. Канелопулоса в Афинах). Помимо названных касторийских ансамблей характерные для этой мастерской иконографические и стилистические черты встречаются в росписях старого кафоликона Преображения Господня в Большом Метеорском мон-ре (1483), в церкви мон-ря Успения Пресв. Богородицы (Торники) на берегу р. Альякмонас близ сел. Панайя, в ц. Панагии Хавиары в Веррии (1498), в ц. св. Бессребреников в Сервии (1510) и др. Близкие (или причисляемые) к работам этой мастерской произведения находятся не только в Греции: фрески в ц. вмч. Никиты в Чучере (2-й слой 1483-1484), в мон-ре прп. Прохора Пшинского (1489), в Погановском мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова (1499), в мон-ре Трескавец близ Прилепа, в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в Сучаве и др. На основе атрибуции этой мастерской целого ряда памятников исследователи делают вывод, что она работала на Балканах между 1483 и 1510 гг. и создавала как фрески, так и иконы. Поскольку в Кастории сосредоточено большое количество произведений этой артели и именно здесь находятся образцы характерных для нее особых иконографических решений (напр., большой Деисус в ц. свт. Афанасия «ту Музаки»), видимо, она базировалась именно здесь. Это еще раз подтверждает, что Кастория в кон. XV в. оставалась значительным центром городской культуры. В др. крупных городах Македонии (Фессалоника, Охрид) на рубеже XV и XVI вв. нет произведений живописи, близких к работам этой мастерской.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Славословие великое и отпуст. Стихира утренняя по славословии. Слава, глас 5. Самогласен: Святии Сербстии просветителие и учители,/преподобнии кральи, царие и князи,/Симеоне мироточивый, Савво равноапостольный,/Арсение чудотворче, Стефане первовенчанный,/Владиславе и Савво вторый,/со Феоктистом всехвальным и Евстратием,/преславный Милутине, Никодиме,/Данииле, Иоанникие, Ефреме,/во премудрости предивный и во страданиих адамантный,/светлый и великий чудотворче,/царю Стефане Дечанский, и Елено;/слава и Урошу младому,/отрасль его честна и свята;/преславный и великий княже Лазаре,/иже пролия кровь свою/за веру и отечество и достояние твое./Слава тебе, всехвальна царице и великая княгине/деспотице, госпоже Анно,/Анастасие, Елено и Ангелино;/святии славни деспоти:/Георгие, Стефане, Максиме,/Иоанне, Сирмийския и Крушедольския обители./Слава во бранех, воине Стефане Щиляновичу,/великий целебниче приходящим к тебе с верою./Святый Петре Корижский,/Иоанникие Девичский, Прохоре Пшинский,/Иоанне Рыльский, Гаврииле Лесновский,/Иларионе Осоговский, Иларионе Меглинский,/Ефреме, Евфимие, Несторе,/иже во Дечанстей пустыни постившиися,/святый Василие, новый чудотворче Захолмийский,/Петре Черногорский, архиерею преосвященный,/иже всех вас прославляем и славим,/яко великия столпы и предстатели/рода Сербскаго крестоноснаго,/молите Бога о душах наших, спастися нам. И ныне, храма. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона святаго, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой,/внегда молитимися к тебе. Апостол Деяний, зачало 29. Аллилуия, глас 4. Праведник, яко финикс, процветет,/и яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни/во дворех Бога нашего процветут. Евангелие от Иоанна, зачало 52. Причастен: В память вечную: Святой Стефан Сербский жил в конце XIII–haчaлe XIV веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во дни княжения Святополка Изяславича 1296 киевляне много насилия претерпели от этого князя, который дома даже и людей знатных без вины уничтожал, а имущество их отнимал; вот почему Господь попустил, чтобы враги Руси возымели тогда такую силу: на Святополка восстали великие рати половцев 1297 ; к тому же и между князьями вспыхнула междоусобная брань, и настали тогда в русской земле великий голод и оскудение. В это время блаженный Прохор пришел из Смоленска в Печерский монастырь к игумену Иоанну 1298 и принял от него иноческий чин. В монастыре он стал усердно подвизаться в добродетелях и предал себя такому воздержанию, что даже отказывался от вкушения обыкновенного хлеба; он собирал траву лебеду и, протирая ее своими руками, делал себе из нее хлеб и тем питался. В летнее время он заготовлял такого хлеба на весь год и, когда снова наступало лето, делал то же для следующего года, так что он совершенно не нуждался в хлебе, и потому он получил прозвище «лебедника»; кроме просфоры, он ничего не вкушал, он никогда не ел даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего иного, кроме воды. Господь же, видя терпение святого в столь великом воздержании, претворял для него горечь хлеба, приготовленного из лебеды, в приятное услаждение, и угодник Божий проводил все дни своей жизни не в печали и скудости, а в радости: блаженный Прохор никогда не скорбел, но всегда в веселье работал Господу. Он никогда не страшился набегов вражьих, ибо жил, как птица, не имея ничего, кроме лебеды. Он не мог похвалиться вместе с евангельским богачом: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк.12:19 ); но и за траву, заготовленную на год, он укорял себя, говоря: Прохор, «в сию ночь, душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:20 ). Святой на деле исполнил это слово Господне: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» ( Мф.6:26 ). Подобно птицам, блаженный Прохор легко проходил на то место, где росла лебеда, и оттуда приносил ее в монастырь на плечах, как бы на крыльях. Так питался он, как птица небесная, не насеянной пищей, с непахотной земли. В это время на Руси от постоянных браней начался великий голод, так что людям угрожала смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иоанн отвечал: «Да, мы рабы твои, я – истопник, а Прохор – водолейщик». В это время Ромека находилась в дружеских отношениях с одним судьёй. Отправившись к нему, она сказала: «Некогда родители мои оставили мне рабов. Они бежали, но по прошествии нескольких лет, отыскались. Между тем, бумаги о покупке их я потеряла. Рабы те пришли ко мне. Могу ли я возобновить бумаги о покупке их»? Тот сказал ей: «Если они не откажутся признаться, что родители твои оставили их тебе рабами, то ты можешь возобновить бумаги, коль скоро они явятся и скажут, что они рабы твои». Иоанн, узнав это духом, сказал мне: «Сын Прохор! Сообщаю тебе вот что: женщина, у который мы служим, хочет требовать у нас признания, что мы рабы ее. Если мы признаемся, что мы рабы ее, то у нее готовы достоверные свидетели, которых она подыскала уже, и она посредством бумаги включит нас в рабство свое, и сделает нас рабами своими. Не печалься, сын, об этом, но больше радуйся; ибо мы заслуживаем потерпеть поношение за имя Христово». В то время, как Иоанн говорил мне это, приходит Ромека, хватает Иоанна за руку и начинает бить его и говорить: «Беглый раб! Почему ты не встречаешь пришедшую госпожу свою и не отдаешь ей должного почтения? Ты почитаешь себя, беглец, свободным; но ты возвращен в рабство госпоже своей». И била она его по щекам, чтобы вбить в него страх, и, положившись на его волю, сказала: «Не скажешь ли ты мне на это, что ты раб мой»? Иоанн отвечал ей: «Тебе сказано уже, что мы рабы твои, я – истопник, а Прохор водолейщик». Ромека снова спросила: «Беглый раб! Чей ты раб»? Иоанн отвечал: «Чего ты хочешь? Того, чтобы мы сказали, что мы – твои рабы»? Та сказала: «Скажите, что вы мои рабы». Иоанн сказал: «Мы сказали уже тебе, а теперь на бумаге сознаемся, что мы – твои рабы». «Я желаю, – сказала она, – чтобы вы подтвердили это признанием своим при трех свидетелях». Иоанн сказал: «Не медли же; если прикажешь сделать, что говоришь, мы сделаем». Тогда Ромека, взявши нас, пошла прямо к храму Артемиды и при свидетелях истребовала у нас признание в том, что мы – ее рабы, и приставила каждого из нас к нашему делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010