Понятно, что современники, стоя на точке зрения догматики своего времени, вообще относились к резкостям Феодора в его полемике снисходительно, оценивали их с точки зрения их цели, прославляли его, как ревностного борца против аполлинариан. На эту-то точку зрения и становится Факунд гермианский. Его смущает именно то, что, осудив Феодора, мудрено формулировать это осуждение так, чтобы тень его не коснулась Диодора, отца II вселенского собора, и притом такого, на которого собор указал, как на один из центров общения церковного, и не отразилась и на Евстафии, отце I вселенского собора. И в самом деле, Кирилл александрийский, оценивая воззрения Феодора лишь догматически, не желал отделять от него и Диодора. Восточные отцы согласились с воззрением Кирилла, приняли предложение Юстиниана и остановились на догматической точке зрения. Здесь они поступили правильно, так как, если бы сочинения Феодора мопсуэстийского получили курс в половине VI века, то как бы должны посмотреть на них отцы VI века? После Халкидонского собора догматист богословским языком безусловно точным сравнительно с Феодором мопсуэстийским, и был бы поражен неясностью, неточностью и резкостью его выражений; кого он опровергал и что устранял — это вопросы безразличные для догматиста века. Самый исходный пункт Феодора был неверен: он не мог принять, напр., положения, что единение божества и человечества во Христе существенно, ουσιδης, потому что существенное единение он допускал лишь между единосущными природами. Чтобы не вводить ограничения божественного вездесущего естества,, он пришел к аналогии о единении κατ " ευδοκαν, хотя здесь содержалась неразрешимая трудность: почему же в других, в пророках, κατ " ευδοκαν Бог обитает как троичный, во Христе же, напротив, теснейшее единение существует лишь между человечеством и одним из Лиц Троицы, с Сыном-Словом? С точки зрения догматиста VI века, Феодор мопсуэстийский оказывался несомненным несторианином: он не только человечество Христа называл храмом, не только так неосторожно выражался, что можно было видеть у него учение о двух сынах, но он казался неправославным с точки зрения VI века и тем, что его полемические воззрения были противоположны учению Кирилла александрийского; св. Кирилл находил учение Феодора несторианским и опровергал его. Когда читатель VI века, по просмотре произведены Феодора и Кирилла, ставил вопрос, на чьей стороне истина, то не мог стать ни на какую сторону, кроме стороны Кирилла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

После упоминаний о псевдочудесах от человека (клоны) и от нечистых (домовые) хочется рассказать о настоящих чудесах, о чудесах, которые посылаются Господом для укрепления верующих и обращения тех, кто далек от Православной Церкви: " На Урале в тридцатиградусный мороз зацвела верба " , - сообщает " Православная газета " . " Эта новость пришла к нам с большим опозданием, однако то, что случилось в Свято-Троицком архиерейском подворье города Невьянска в ночь с 3 на 4 декабря, иначе, чем чудом назвать нельзя. Вот как рассказывает о произошедшем явлении ключарь подворья отец Георгий Вахрушев: " Я не раз слышал, что на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в некоторых храмах нашей страны распускалась верба, но относил это то ли к климатическим условиям того места, где находится храм, то ли к аномальной для декабря высокой температуре воздуха. И вот такое случилось нынче в нашем храме! " . На Урале начало нынешнего декабря, как помнят многие, ознаменовалось тридцатиградусными морозами. Но, тем не менее, продолжает рассказ батюшка, " вечером 3 декабря прихожане храма заметили необычно вспухшие почки на ивовом дереве, что растет на церковном дворе в пяти метрах от самого здания храма. Молитву начали прямо на улице, у дерева. Кто-то заходил в храм погреться и вновь возвращался, потому что с каждой минутой дерево все явственнее подавало признаки своего оживания. И в полночь, прямо на глазах у 5-6 человек показались на ветках белые пушистые цветочки " ... Сам молебен и момент распускания почек на ветках был заснят на видеокамеру. Позднее, при просмотре съемки, было обнаружено и " необычное свечение вокруг дерева, словно сотни маленьких огонечков протянулись от веток дерева куда-то ввысь " . В Новосибирске перед Рождеством проходит выставка, на которой выставлены колокола, отлитые Новосибирским опытным заводом цветного литья. Отлитые колокола названы во имя русского императора Николая II и его семьи. " К колоколам на Руси издавна относились как к живым существам. Им давали имена, к ним обращались в минуты отчаяния, их даже... наказывали! Известна история о том, как Борис Годунов велел сначала отрубить ухо и язык у колокола в Угличе, который звонил в день гибели царевича Дмитрия, а потом сослать его в Сибирь " . Эта семья колоколов - проект вовсе не коммерческий. " По окончании Рождественской выставки в краеведческом музее колокола будут переданы церкви Николая Угодника в Заельцовке. Там они и зазвучат. Каждый своим голосом. А голос у каждого особенный, неповторимый, как у любого человека. Как у каждого невинно убиенного ребенка в семье Николая II " , - рассказывает автор Станислав Поляков.

http://pravoslavie.ru/press/obzor26.htm

После этих предварительных замечаний можно перейти уже не к разбору отдельных спорных эпизодов фильма, как это сделала Татьяна Черных в статье " Фильм " Остров " . Pro и Contra. Contra: Остров – чего? " , а к рассмотрению того пути ко спасению, который предлагается зрителю. Несомненно, что основные черты героя Мамонова совпадают с юродской парадигмой святости: эффектные зрелищные поступки (кукареканье на колокольне или сжигание сапог и одеяла), предвиденье будущего и настоящего, завуалированное странными действиями и актерским спектаклем (кидание головешек в игумена, рассказ о судьбе мужа в Париже, " разыгранный по ролям " , манкирование церковными службами и таинствами (отказ от исповеди и причастия перед смертью), сцена изгнания беса). По отдельности все эти черты можно найти и в преподобнических житиях, особенно византийских (преподобный Моисей оклеветал себя, чтобы не встречаться с мирским начальником, преподобный Виталий приходил в публичный дом, чтобы привести блудниц к покаянию), и некоторых древнерусских (преподобный Исаакий из Киево-Печерского патерика, отчасти Феодосий Печерский и Сергий Радонежский). Но в таком концентрированном виде они однозначно свидетельствуют о попытке о.Анатолия следовать по юродскому житийному образцу, на что неоднократно обращает внимание игумен Филарет, называя его " Проказником " . (Заметим в скобках, что между о. Анатолием и игуменом Филаретом нет никакого неразрешимого конфликта, в конце фильма противоречие двух путей спасения практически снимается, но при первом, эмоциональном просмотре оно остается у многих людей). " Проказы " героя Мамонова отчасти напоминают действия тех реальных священнослужителей, которых Священный Синод РПЦ 28 декабря 1998 года назвал " младостарцами " . Приведем из этого документа только одну цитату, точно обозначающую проблему: " Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей " . Теперь обратимся к трем эпизодам фильма, которые уже разбирали в вышеприведенной рецензии: о. Анатолий, не благословляя на аборт, говорит молоденькой девушке, что ее никто не возьмет замуж, он же в категоричной форме советует вдове, ищущей мужа, продать все и отправляться в Париж, и весьма артистично занимается изгнанием беса из дочери того самого Тихона, которого он едва не застрелил в начале фильма.

http://religare.ru/2_35603.html

Младший брат Сергей Терновский 58 , по окончании в 1871 г. курса Киевской Академии, назначен доцентом по кафедре еврейского языка и библейской археологии в Казанскую Академию. По просмотре означенного сочинения, я полагал дать такое заключение: «1) Поручить кому-либо из преподавателей в академиях Церковной Истории подвергнуть сочинение строгому критическому разбору, который и напечатать в одном из академических духовных журналов. 2) Потребовать от Совета Университета Св. Владимира объяснение, на каком основании он допустил, вопреки Цензурному Уставу, напечатать означенное сочинение. 3) Внушить через подлежащие Начальства, братьям Терновским, что, если они будут продолжать преподавание Церковной Истории в таком же духе и направлении, в каком издана ими настоящая книга, они будут удалены от должностей». 8-го ч. получил я письмо из Твери от протоиерея В. Ф. Владиславлева, который писал мне от 7-го числа: «С чувством сердечного умиления приношу Вам искреннейшую благодарность за ваши отеческие милости и ласки к моему Сереже 59 , он – свет очей моих, он – радость дней моих. Молитвы ваши и милости ваши да оградят и сохранят его на путях его жизни. Был на днях я вместе с о. экономом 60 и Сергеем Петровичем 61 в Оршине монастыре и обрел там два Синодика, – один древний построенный или составленных Строителем старцем Корнилием в конце XVII столетия, – другой нарочито написанный Выокопреосвященнейшим Григорием 62 , впоследствии Митрополитом С. Пб. Последний занимает меня в настоящее время; я пишу обозрение содержания его и вместе с тем прошу вашего Архипастырского разрешения и благословения отпечатать самый Синодик в Тверских Епархиальных Ведомостях. Ради ваших святых молитв мы живем в Твери благополучно». В ответ на это писал я от 10-го числа: «К изданию в Епархиальных Ведомостях обретенного Вами в Оршином монастыре Синодика препятствий не усматриваю. Благодарю Вас, что Вы в моей обители обревизовали не только хозяйство, но и архив. Ваш Сережа, а наш Сергей Васильевич такой милый и добрый юноша, что его нельзя не любить. Он всегда будет у меня приятным гостем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Разделы портала «Азбука веры» Монахиня Нина (Крыгина) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Семейное счастье. Так хочется, чтобы оно у нас было. Это во многом зависит от того, как супруги прожили жизнь до заключения брака. И вот тут люди часто совершают ошибки. Какие? Об этом рассказывает монахиня Нина (Крыгина) — насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», в прошлом — профессор кафедры психологии развития личности Магнитогорского Государственного Университета, кандидат психологических наук. Розовые очки Ошибки бывают разные. Первая из них наиболее характерна для молодых людей, полных энергии и сил. Мы недавно проводили опрос среди старшеклассников и задавали им такой вопрос: «Можете ли вы назвать себя счастливым человеком?» И очень многие отвечали: «Да, конечно!», «Естественно, да!» Хотя на самом деле, возможно, это и не так, просто у них такая установка. На тот же вопрос люди предпенсионного возраста очень редко отвечают утвердительно. У молодых людей много сил, здоровья и уверенности, что вся жизнь впереди, и всё выглядит в радужном свете. Вот здесь-то и таится главная опасность. Ведь не даром говорится: «Если б молодость знала, если б старость могла». Когда в горячем теле много сил, а в юных головах мало жизненного опыта, человека, если можно так выразиться, «заносит». И совершенные ошибки человеку приходится исправлять всю последующую жизнь. Итак, самая распространенная ошибка молодых людей заключается в установке на то, что жизнь нужно проживать весело и не задумываться о проблемах. И современная идеологическая пропаганда всячески старается внушить молодым людям, что жизнь должна представлять собой один сплошной фейерверк и нет необходимости о чем-то переживать. На легкую жизнь настраивает и реклама. Когда я еще жила в миру, по телевизору постоянно показывали рекламный ролик: женщина едет на велосипеде, останавливается машина, велосипедистка пересаживается в машину, в которой сидят молодые люди. При частом просмотре этого ролика женское мышление раскрепощается. Зрительница, оказавшись в подобной ситуации, может подумать: «А вдруг это принц? А вдруг мне повезет?»

http://azbyka.ru/semya/oshibki-dobrachny...

Утверждение же участников собрания в ГТГ об абсолютной невозможности перемещения «Троицы» в лавру «на три дня» летом 2009 года явно говорит не столько об их любви к древнерусской культуре и, в частности, к православной иконе, сколько об их, увы, закоснелой нетерпимости по отношению к самому смыслу этой культуры – к требующейся от каждого человека той духовной ответственности перед Богом и людьми, о которой вот уже почти две тысячи лет напоминают христианам заключительные слова молитвы Господней: «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». скрыть способы оплаты Комментарии Василий 29 сентября 2012, 21:48 Как-то забывается, что долгое время " Троица " была закрыта окладом и несколькими слоями записи. Первая, дореволюционная расчистка была неудачной, да к тому же после нее икону вновь убрали под оклад. Окончательная расчистка " Троицы " произошла только в 1929 году, уже после изъятия. И именно в Третьяковской галерее эта икона явила себя миру! Это исторический факт. Лариса 3 апреля 2012, 22:59 Размещение храмов рядом с музеями, иконописными и реставрационными студиями и учебными заведениями при монастырях - идеальное решение. Василий 19 февраля 2011, 13:02 Цитирую В.Л. Янина: " «Троица» является выдающимся памятником культуры, общенациональным достоянием, с которым должны знакомиться люди всех воззрений, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Выдающиеся памятники культуры принято хранить не в храмах, где их видит узкий круг прихожан, а в общедоступных музеях " . Это - к вопросу о Троице-Сергиевой лавре. Передачу же иконы в храм при галерее, как я уже писал ранее, считаю неплохой идеей. Василий 25 декабря 2010, 18:16 И много ли народу захочет поехать в Лавру? А в Третьяковке " Троицу " видит огромное количество желающих приобщиться к древнерусскому искусству. А вот насчет храма при галерее - неплохая идея, пример с Владимирской иконой Божьей Матери убеждает. И по поводу " зевак " , Рустик, это вы зря. Зеваки, как правило, по музеям не ходят, они наслаждаются в кино на просмотре очередного блокбастера или на концерте какого-нибудь Киркорова.

http://pravoslavie.ru/29606.html

Когда я служу в храме, я общаюсь с разными людьми. Кому-то нужно освятить крестик, кто-то спрашивает, как поминать покойную подругу, кто-то узнает о крещении… Словом, в храме всегда есть люди. И вот, разговаривая с ними, я спрашиваю: поститесь ли вы? И каждый день, именно каждый день, я слышу одну и ту же фразу: «Я еще не готов…» «К чему не готовы? – спрашиваю я. – Не готовы во славу Божию от чего-то в своей жизни отказаться?..» Мы всегда Бога просим: дай, помоги… А что мы сами можем от себя дать Ему? Почему мы не можем хоть малостью пожертвовать? Еще раз повторю то, о чем уже в этом очерке многократно говорилось: если мы не можем во всем объеме принять тот пост, который нам дает Церковь, будем соблюдать хотя бы малость. Если человек здоров, то, что мешает ему отказаться от мяса? В некоторые дни – от молочного? Если не может ежедневно воздерживаться, пусть только в определенные дни… Что мешает нам ограничить себя в просмотре телевизора, взять молитвенное послушание или иное. Я специально решил написать об этом, чтобы напомнить, что согласно канонам все называющие себя христианами должны поститься. Не соблюдающий пост без уважительной причины отлучается от Церкви! (Слышу крики: «И это говорит известный либерал о.Константин?!. Да он – мракобес!») Почему же, все-таки, нам не сделать усилие, пусть мизерное, но сделать? Почему мы не хотим вообще ничего предпринять в отношении поста? Беседы с людьми, отговаривающимися от поста тем, что они еще «не готовы» убеждают меня, что на самом деле, за всем этим стоит обычная человеческая лень и слабость воли. Некоторые говорят: «Я считаю, что пост должен быть в душе, а не в пище». Поверьте, это все тоже отговорки. Святые отцы были не глупее нас с вами, и они, конечно же, говорили о нравственной работе, о наблюдении за душой в дни поста. Но у них у всех есть (покажите мне сочинение св. отца, который так не считает) твердое убеждение, что пост – это еще и аскетическая дисциплина! Усилие над плотью, воздержание и ограничение в пище. В этом отношении я хочу привести мысль святителя Феофана Затворника из его замечательной книги «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия»:

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Мф.10:12 . Глаголюще: мир дому сему. Сии слова и в Греческих списках есть; и с вероятностью могут быть отнесены к первоначальному тексту. Можно сказать: целуйте человека, и ничего не прибавить, потому что все знают, как приветствуют человека. Но: целуйте дом, непонятно, есть ли не прибавить, как приветствовать его. Должно признаться, что тяжело слышится, когда говорится к лицу Божией Матери: что тебе до меня 60 . Вопрос: что мне и тебе? может иметь правильный смысл русский, не противный и греческому: – «что мне до того нужды? Что и тебе до того нужды? Не надобно ещё и просить чуда, и являть оное, потому что ещё не пришёл час Мой». Но это не препятствует в другом месте поставить: что тебе до нас? 61 Мы с некоторыми из трудящихся 62 окончили пересмотр последних глав евангелиста Марка, и они вскоре будут представлены. Помолимся Богу Слову, да благословит слово Русское быть верным слову Божественному 63 . В виду немаловажности этого письма по его содержанию, святитель московский Филарет велел снять копию с него и эту копию, по просмотре и собственноручном исправлении её, послал на имя ректора МДА архимандрита Сергия 64 , при следующем письме к нему от 11 марта того же 1859 года: «Посылаю Вам, отец Ректор, список с письма моего к преосвященному Харьковскому, в котором я спорю с ним о некоторых местах перевода Евангелия. Может быть не излишне будет Вам и переводному Комитету знать, что думают там, и что думается мне» 65 . Заметим, что Св. Синод, в своём издании русского перевода Евангелия, во всех местах, о которых шла речь в письмах Филарета архиепископа Харьковского и Филарета митрополита Московского, поставил всё так, как предлагал святитель Московский, находя его соображения по поводу редакции перевода этих мест вполне основательными. И доселе мы читаем эти места именно так, как предлагал святитель Московский, причём даже и Мф.1:2 оставлено в таком виде: Авраам родил Исаака. Ибо действительно, как со стороны логической, так и со стороны документальной, то есть справок по спискам подлинника и переводам, его основания гораздо твёрже, нежели основания преосвященного Филарета Харьковского, как это всякий может проверить на деле». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Речь шла о статье епископа Феодора «К новому столетию», точнее, о примечании к ней, следующего содержания: «Большой интерес также представляет вышедший недавно сборник «У Троицы – в Академии», как собрание материала для оценки академических деятелей истекшего столетия. Нам бросились в глаза невольно две вещи при просмотре этого последнего сборника: a) основная мысль этого сборника, выраженная в начале его, что академия собственно как бы перестала существовать, по крайней мере, 40 лет тому назад; она вся в прошлом, все великое и ценное, все самое симпатичное в научном и житейском смысле кончилось с именами Горского, Смирнова и пр., а последующее, и особенно будущее, как бы безнадежно; и b) странная, проникнутая каким-то личным нехорошим чувством статья проф. Н. Глубоковского : «за тридцать лет». Почетный член Московской Академии, недавно принявший с глубокой благодарностью это звание от «испорченной Академии», не придумал ничего лучшего, как плюнуть к столетнему юбилею в лицо живых еще и умерших деятелей Академии, и, кажется, только потому, что при одном из них был уволен из Академии (а за что, нам хорошо известно), а другие не любезны его сердцу, никак не вмещающему монашеского духа. Впрочем, высмеивание монахов, деятелей в духовно-учебных заведениях, занятие давнишнее почтенного профессора. Нам думается, что хотя ради такого случая, как столетний юбилей, можно было удержаться от выражения собственных недобрых чувств по отношению к тем или иным лицам; думается, что ради такого случая не грех , если не прикрыть присущую всякому лицу и учреждению своего рода наготу, то умолчать о ней, хотя бы образ библейского любителя наготы отчей и казался соблазнительным» 2339 . По словам M. M. Тареева, те, о ком писал Глубоковский, «узнали себя и взбесились, как ужаленные скорпионы» 2342 . После появления примечания епископа Феодора, в канун Рождества 1914 г., поздравляя Глубоковского, Тареев замечал: «И особенно чувствую потребность протянуть Вам руку по поводу примечания на первой странице юбилейного номера «Богосл[овского] вестн[ика]».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

– Трудно писать книги, а чужие труды критиковать и указывать недостатки не трудно. Должность цензора особенно развивает навык в этом. И в своих собственных сочинениях я нуждаюсь в чужом просмотре от частых пропусков, описок и недописок. Если хоть один промах во всей рукописи удастся устранить, и то не лишнее. Вот, пришло мне на мысль: говоря о сношении со злыми духами, Вы привели свидетельство о запрещении вызывать души умерших. Лютеране указывают на это свидетельство против призывания святых. Если не оставляете желания видеть настоятеля из Московских единоверцев, не написать ли вам к Павлу Прусскому , чтобы он отпустил одного из своих учеников; они утвердят характер строгого иночества. Скажите, что молодость не считается препятствием для сего. Или просить его руководить монастырем. Может быть, и сам он не прочь от этого, если Вы прямо начнете сношенья. По ревности своей о строгой жизни он не откажется, может быть, от призвания содействовать ей и в вашей епархии. 1868 г. октября 31-го. Из Синода прислали в цензуру вследствие четырех просьб Белюстина, протестующего против приговора митрополита Филарета, его рукопись: страстная неделя 1274 . Синод после того, как уличили Белю- —704— стина в переводе двадцати мест из Ренана, поручил преосвященному Филофею отдать его под надзор. Теперь Синод соглашается, чтобы рукопись была вновь переделана и представлена в цензурный комитет. Ректор слышал, что преосвященный Харьковский сильно в Москве жаловался на действия ревизора Керского. Преосвященный Григорий высказывал дело об освобождении училищ от надзора ревизоров, как имеющееся состояться по решению Синода. Магистров с грехом пополам выпускаем только восемь. Первый студент, теперь бакалавр Петербургской академии, не получает степени до подачи сочинения. По моему мнению, напрасно Вы находите неловким входить в сношение с Павлом Прусским . Для святителей всегда особенной честью поставляется сношение их с монахами, ревнующими о духовной жизни. Начав сношение с Павлом, вы, если и не привлечете его или учеников в Высоковский монастырь, зато, может быть, привлечете содействие их к обращению ваших раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010