Из-за этого некоторые епархии пошли на довольно суровые меры. В Псковской, например, храмы на время службы закрываются для мирян. Аналогичные меры приняли в католической церкви, встречающей Пасху на неделю раньше православных, 12 апреля. Ночные мессы в российских костелах священники отслужат без паствы, службы сократят по времени. Традиционного зажжения пасхального огня и процессий вокруг храмов в этом году не будет. А миряне встретят праздник дома. Так, в частности, поступят москвичка Ольга Щекалева и ее муж. «Будем смотреть онлайн-трансляцию мессы Навечерия Пасхи. Дома зажжем свечи. Однако, к сожалению, традиционной пасхальной трапезы не будет. Мы ведь раньше всегда покупали куличи в магазине при нашем храме. Но теперь придется идти в обычный супермаркет — а там они появляются лишь к православной Пасхе», — сетует Ольга. Да и во время онлайн-служб, по ее словам, довольно неудобно молиться. Например, в один из воскресных дней во время мессы ей пришлось отвлечься на курьера. «Были неполадки со связью: трансляция три раза обрывалась. При просмотре трудно сосредоточиться, отвлекаешься на телефон и прочее. Наши священники рекомендовали не сидеть перед экраном компьютера, а повторять совершаемые во время реальной мессы действия — в определенные моменты вставать на колени и так далее», — рассказывает прихожанка католического храма корреспонденту РИА Новости. Впрочем, один элемент службы полностью перешел в онлайн. Перед причастием прихожане обычно приветствуют друг друга рукопожатием со словами «Мир тебе!» Теперь в определенный момент они просто пишут эту фразу в общий чат трансляции. А вот таинства так и остались в офлайне. Ради них большинство российских костелов остаются открытыми. «Верующие могут прийти в индивидуальном порядке для исповеди и причастия. Хотя священники напоминают, что исповедоваться можно не только перед Пасхой, но и на протяжении всего пасхального периода, в этом году — до 31 мая», — объясняет РИА Новости генеральный викарий архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Действительно, встречаются экземпляры Львовского Апостола 1639 года с указанными датами под „предмовами” (кроме описанного г. Родосским экземпляра, см. еще экземпляр хранящийся в Императорской Публичной Библиотеке в С.-Петербурге, под знаками: II 3. а ); но большинство виденных нами экземпляров рассматриваемой книги имеет под обеими предмовами одну и ту же дату (дату, которая выставлена и на заглавном листе), – именно – 8-е июня 1639 года (см. в той же Императорской Публичной Библиотеке экземпляры под знаками: II 3. б ; II 3. в II 3. г и II 3. д , причем сличение первых экземпляров со вторыми показывает, что обе предмовы во всех экземплярах, хотя по содержанию совершенно (за исключением некоторых опечаток) между собой сходны, но набор в них разный. Замечательно, что предмовы (имеем в виду собственно предмову к читателю) и в экземплярах с одинаковыми датами – 8 июня – по набору разнятся между собой, что прямо бросается в глаза при просмотре именно дат. Так, в одних экземплярах под означенными предмовами к читателю значится: „Во Львове, Року 1639, м-ца Иуня 8 дня” (экзем. Импер. Публ. Библ., II 3. г и II 3. д ), а в других: „Во Львове, в типографии Михаила Слёзки, року 1639, м-ца Иуня 8 дня” (экзем. Импер. Публ. Библ. II 3. в ). 2) Апостол 1654 года тоже вышел из типографии Михаила Слёзки, о чем ясно свидетельствует оглавление этой книги, которое приводим дословно: „Апостол, Сиест, Книга Нового Завета содержащая в себе все деяния и послания Святых Апостол. По древнему, Святой Православной Восточной Церкви уставу, в употребление Чтений на Правилех церковных сочиненая и расположеная. За Привилеем его Королев. Милости, а за благословением Святейших Патриархов, и Преосвященного Митрополита Киевского и Боголюбивого Епископа Львовского и проч. Второе типом издатеся. Во Львове в типографии Михаила Слёзки Року Бож. 1654. Месяца Ноемрия 15 дня”. В книге находятся две предмовы: одна посвятительная Львовскому епископу Арсению Желиборскому, где встречаются некоторые биографичекие о нем сведения (об обучении в гимназиях „диалектику словенского и латинского”); другая – к „побожному и Христолюбивому читалникови”, где, между прочим, заявляется, что Апостол издается вследствие „желания многих”, „в потребу церквам, сих же часов от наездов неприятельских в книги испраздненим”.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Повседневный быт патриарха Никона в Воскресенском монастыре, а затем и в ссылке был скромен. В монастырской жизни он ценил удобство и уют, келейная же обстановка всегда отличалась простотой, а в скиту – и аскетизмом. О том, чем питался Никон и какими предметами в личном обиходе пользовался, как одевался и в чём нуждался в первую очередь, можно узнать из переписки опального патриарха с царём из Ферапонтова монастыря, куда Никона отправили сразу после церковного собора 1666 г., и при нём не было никаких личных вещей. Лишь в январе 1674 г. патриарх Никон просил царя прислать ему из Воскресенского монастыря «келейные... книги, церковные и четьи, и всякую... келейную рухлядь, и часы», чтобы «от великия бедности и скуки тми священными книгами утшитися» 20, л. 124). В качестве подарков от царя патриарх в разные годы получал «на шубы мх соболей да мх черной лисей, да байбареку четырнатцать аршинъ» 13, л. 12), мех на рукавицы и шапки 21, л. 169); со своими доверенными людьми царь отправлял Никону деньги, шубы, рыбу 9, л. 268); по случаю именин царских детей в зависимости от времени года Никону привозили сахарные коврижки, яблоки, арбузы 18, л. 168). Сам патриарх просил царя о присылке ему вещей и продуктов питания в случаях крайней необходимости, когда северные монастыри, на которых по указу царя лежала обязанность содержать ссыльного Никона, отказывались это делать 995 . В ответ на жалобы патриарха о плохом снабжении его продуктами из Кирилло-Белозерского монастыря царь прислал Никону «роспись» «запасам хлбным и столовым, и сытным, чм... в год сыту быть». Но при просмотре документа обнаружилось, что в нём указаны продукты, которых никогда не бывает в северных краях; Никон изменил «роспись», заменив деликатесные продукты («белугъ икры добрые черные, тешь белужьих и тешь межукостных, орховово масла, патоки добрые и мелу сырцу, вишенъ на квасы и малины, церковного вина,//рамани и ренского, и прочих подобных тому») на обычные: «...и мы тх запасов убавили, а каких запасов не написано было в росписи, и мы приписали...» 18, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Занимаясь этим летом в Вашингтоне в библиотеке Конгресса, я, при просмотре «Красного архива», в сотом томе его набрел на письмо П. И. Чайковского от 29 сентября 1882 г. к ректору Киевской Академии. Полагаю, что оно имеет значение для тех, кому дорого истовое русское церковное пение. «Ваше Преосвященство. Прошу Вас, Ваше Преосвященство, великодушно простить дерзновение, с которым решаюсь обратиться к Вам письменно, но настоятельная душевная потребность излить на бумагу прискорбные чувствования, уже не в первый раз причиняемые мне обстоятельством, близко Вас касающимся, принуждают меня именно Вам высказать то, что в первую минуту мне хотелось изложить в форме газетной статьи. Последнее намерение, по зрелом размышлении, я, однако, оставил, во-первых, потому, что вряд ли в массе читающей публики я встретил бы сочувствие, да если бы и встретил, никакой бы от этого пользы не произошло, а во-вторых, потому, что мне всего менее хотелось бы хоть малейшим образом огорчить Вас или кого бы то ни было публичным порицанием того грустного, периодически повторяющегося факта, о котором сейчас и поведу речь. Я не живу в Киеве, но раза два или три в год бываю там проездом, каждый раз при этом я стараюсь попасть в Киев в воскресенье утром, дабы быть в Братском монастыре у поздней обедни и присутствовать при умилительно прекрасном служении Вами Литургии. Каждый раз, как мне это удается, я в начале обедни глубоко бываю потрясен неизреченным благолепием архиерейского служения вообще, и Вашего в особенности. Но каждый раз чувства святого восторга понемногу охлаждаются, и, наконец, я выхожу из церкви, не дождавшись раскрытия Царских врат после причастного стиха, разочарованный, смущенный, негодующий. Причиною тому не что иное, как пение хора Братского монастыря. Вас, вероятно, удивит, Ваше Преосвященство, что пение это, славящееся в Киеве как необыкновенно прекрасное, меня раздражает, огорчает, даже ужасает. Но дело в том, что в качестве русского музыканта, пытавшегося потрудиться для русского церковного пения и довольно много об этом предмете размышлявшего, я, к несчастью, в требованиях своих от богослужения стою, смею сказать, выше уровня общественного понимания и, во всяком случае, диаметрально расхожусь со вкусами не только православной публики, но и большинства духовенства. Не входя в исторические подробности, вкратце скажу лишь, что, вследствие рокового стечения обстоятельств, у нас с конца прошлого века установился приторно-слащавый стиль итальянской школы музыки XVIII века, неудовлетворяющий, по моему мнению, вообще условиям церковности стиля, но в особенности не сродный духу и строю нашего православного богослужения. Это тем более прискорбно, что до нас дошли коренные напевы древнерусской Церкви, носящие в себе все элементы не только общей музыкальной красоты, но и совершенно самобытного церковно-музыкального искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

—239— 1884 г. бежищем для него во всех случаях еще во дни отрочества его. После Литургии, благословив множество народа, Владыка пожаловал в дом о. протоиерея Василия Феодоровича. Здесь предложен был. Ему и прочим посетителям чай и завтрак. На пути от Вас. Феодов. к матери Игумении Владыка заехал в Женскую Мариинскую гимназию, обошел почти все классы и в каждом классе беседовал с воспитанницами и давал им наставления. В женском монастыре ему сделана была встреча в храме, при полном освещений храма и стройном пении. Народу простого стеклось множество, и каждый теснился принять благословение. 22-го числа в 7 час. утра Владыка решил выехать из Твери в Москву. К 7 часам утра собрались на станцию железной дороги почти все бывшие при встрече Владыки. Владыка минут за 20-ть до отбытия поезда, с которым предполагал Он отправиться. Эти минуты он провел в отеческой беседе с нами; наконец благословил нас и отправился в путь, сопровождаемый общими молитвенными благожеланиями. Так по милости Божией, благополучно пребывание у нас Высокопреосвященнейшего Владыки Платона. В ответ на это писал я от 29-го числа: „Я Вас благодарю за подробное описание пребывания в Твери Киевского Владыки, но мои очи гневаются на ваше слишком мелкое и не очень разборчивое писание. Прошу у Вас для них пощады. Слава Богу, что досточтимому гостю оказана в его отечественном граде подобающая честь и достодолжное внимание, хотя и в отсутствие епархиального хозяина. Явился к нам новых сотрудник, преосвященный Казанский Палладий. Он мне несколько знаком был и прежде. В начале следующего месяца соберется у Вас Епархиальный Съезд духовенства. Прилагаемый при сем пакет на имя Съезда потрудитесь передать без замедления в руки Председателя Съезда. Постановления Съезда, по предварительном просмотре Вами, прошу прислать мне с своими заключениями на особом листе“. 25-го ч. писал мне г. Обер-Прокурор Св. Синода, К.П. Победоносцев : —240— 1884 г. „Военный Министр сообщает, что Его Императорским Высочеством Командующим войсками Гвардии Петербургского военного округа назначен в состав Комиссии для обсуждения вопроса о соединении в одном лице исполнения обязанностей по должностям Главного священника Гвардии и Гренадер и главного священника Армии и Флотов Командир Л. Гв. Преображенского полка, свиты Его Величества Генерал-Майор Князь Оболенский“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Принимать за чистую монету все заявления политиков, по меньшей мере наивно. Имидж политика должен соответствовать запросам и ожиданиям электората, в политике это прописная истина. Над этим работает целая армия имиджмейкеров. А нам, христианам, сказано: " Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. " (Псалом 145) Сергей 29 сентября 2017, 22:35 Кубанская митрополия предостерегла верующих от просмотра нового фильма Алексея Учителя " Матильда " . " Прихожанам храмов Екатеринодарской епархии данный фильм не благословляется к просмотру " , - говорится в заявлении митрополии, которое приводит ее пресс-служба. Вот твёрдые слова " воинов Христовых " , которые мы ждём. С одной стороны, с другой стороны ... Общие слова, это конечно хорошо... Сергей 29 сентября 2017, 22:24 Дорогие отцы, братья и сестры! Почитание святых является догматом Православной Церкви. «Не прикасайтеся помазанным Моим», – говорит Слово Божие. Святые Царственные страстотерпцы являются нашими заступниками, ходатаями и молитвенниками пред Богом. Их жизнь и служение стали подлинным примером христианской любви и самопожертвования. Не благословляю верным чадам Липецкой митрополии Русской Православной Церкви принимать участие в организации показа и просмотре кощунственного фильма «Матильда», оскорбляющего память святых страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. НИКОН, митрополит Липецкий и Задонский р.Б. Татиана 29 сентября 2017, 22:24 Андрею (27 сентября 2017, 01:17): Сценарий, который одобрил Фонд кино, был совершенно другим - без глумления над нашей святыней. После получения государственного финансирования Учитель (видимо, под чьим-то руководством) заменил сценарий. Об этом свидетельствует автор первоначального проекта В. Москалев - http://www.youtube.com/watch?v=voK7xOVgEeI . Жулье, да и только. То, что в нашей стране получилось фактически без препятствий провернуть эту русофобскую аферу и на государственном уровне ее сейчас поддерживать, по меньшей мере настораживает. Что происходит?

http://pravoslavie.ru/106591.html

«Долгом считаю пояснить, – пишет преосвященный Антоний, – что Служба составлена согласно житию святого, а тропарь и кондак оставлены те же, которые воспевались и раньше в церкви. Они составлены покойным преосвященным архиепископом Модестом (Стрельбицким) в бытность его преподавателем Минской семинарии и училища, помещавшихся тогда в Слуцке. Корректуру службы взял на себя профессор славянского языка в Казанском университете Александр Иванович Александров . Цель составления сей службы – более сознательное чествование народом угодника Божия Гавриила, которого святые мощи суть единственные во всей Белоруссии, от Почаева и до Волыни, с юга на север и от Чернигова до самой границы. Вирши о страданиях святого Гавриила, при сем прилагаемые 21 , издавна воспеваются по всему Западному краю лирниками 22 и вообще крестьянами». Святейший Синод, заслушав 12 мая 1909 года это прошение, приказали: «Представленную преосвященным Волынским “Службу святому мученику Гавриилу младенцу” разрешить к церковному употреблению по предварительном исправлении при напечатании на обороте 2-го листа слов: “Оле безумия иудейского, ибо и все разумнее вас явиться” на “Оле безумия иудейского, ибо неразумении все свидетели на вас явиться” 23 , на 10 листе, в песне 9-й: “ныне же от обоих соблазнов вдаются люто” – на “ныне же от противобожных соблазнов вдаются люто”, и на 11 листе: “Гавриил младенец от Иудей страсть принимает” – на “Гавриил младенец за Христа страсть принимает”, о чем для зависящих распоряжений и послать преосвященному Антонию указ с возвращением представленного корректурного экземпляра службы». Пропущено 11 мая 1909 года и того же дня послан указ за 6779 24 . В этом деле Цензурный комитет совершенно отсутствует, что можно объяснить особенным знанием славянско-церковного языка преосвященным автором и частым поручением ему просматривать службы, бывшие до него на просмотре у цензоров-архимандритов, во-вторых же, авторитет корректора, известного профессора и доктора, ныне епископа Анастасия Ямбургского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В процессе изучения всего комплекса судебно-следственных дел было просмотрено, например, дело протоиерея Иоанна Березкина, благочинного Рузского района, служившего в Дмитровской церкви города Рузы Московской области. Он был арестован 28 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму. Из находящейся в деле анкеты мы узнаем, что священник никогда не арестовывался и, следовательно, никаких иных, касающихся него судебно-следственных дел нет. На вопрос следователя, не занимался ли он контрреволюционной агитацией, священник четко и ясно ответил, что не занимался . На вопрос, кого из знакомых он знает, с кем поддерживает отношения в городе Москве, он ответил, что может назвать только родственников, перечисленных в анкете, да еще учительницу немецкого языка, которую он знает давно и которая приезжает на дачу в город Рузу. После допросов свидетелей, тройка УНКВД по Московской области приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он скончался. В результате просмотра всего фонда судебно-следственных дел области, было выявлено дело, по которому отец Иоанн вызывался свидетелем относительно подчиненного ему, как благочинному, священника, и здесь показал все, что требовал от него следователь . На вопрос следователя, какие взгляды у арестованного НКВД священника на советскую власть и ее политику, отец Иоанн ответил, что арестованный священник настроен антисоветски и предъявлял к прихожанам требования, направленные против законов советской власти . Свои показания отец Иоанн подтвердил и на очной ставке. Обвиняемый священник был приговорен к трем годам ссылки, а через год был арестован сам отец Иоанн. Псаломщик Троицкого храма города Коломны Александр Николаевич Мещанинов. Служил в храме с 1920 года и был арестован в разгар репрессий, 27 ноября 1937 года, и заключен в Таганскую тюрьму. На допросе 29 ноября он не лжесвидетельствовал ни против себя, ни против других, отрицал и показания против него лжесвидетелей . 3 декабря тройка УНКВД по Московской области приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из находящейся в деле справки, мы узнаем, что псаломщик Александр Мещанинов скончался в заключении 14 июля 1938 года . При просмотре всего фонда судебно-следственных дел выяснилось, что незадолго до своего ареста, в июле 1937 года, псаломщик Александр Николаевич Мещанинов вызывался в НКВД в качестве свидетеля и дал подробные показания о священниках, как хотел того следователь, назвав беседы, которые велись священниками, контрреволюционными .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Третьим существенным слагаемым византийской цивилизации является сама православная христианская вера. Ко времени крещения Владимира византийское православие обладало высокоразвитой и утонченной традицией. Оно прошло через сложные богословские споры и породило богатую богословскую литературу, великолепную художественную и архитектурную традицию. Его богослужение, произведшее столь сильное впечатление на русских послов в 987 г., не было только системой чинопоследований и символов. Православие оказалось воспринято и развито в России, даже если что-то из богословской утонченности византийских текстов и было утрачено в переводе. Хорошо известно, что византийская миссионерская деятельность началась среди русских еще до св. Владимира – в IX веке. О такой христианизации свидетельствуют патриарх Фотий и позже, еще убедительнее, крещение в 945–955 гг. княгини Ольги, впоследствии канонизированной. Ясно, однако, что и после того, как христианство стало при Владимире официальной государственной религией, древнее язычество еще жило в течение столетий. Это двоеверие было широко распространено в особенности в Киевской Руси. Но нужно признать, однако, и быстрое усвоение русскими некоторых существенных черт византийского православия: его общего понимания христианской веры как присутствия Божия среди людей в красоте богослужения и нравственного идеала монашеской духовности. Это видно при самом беглом просмотре переводов с греческого языка на славянский в ранний период русского христианства 237 . Столь выдающиеся памятники церковной архитектуры, как соборы, посвященные Софии Премудрости Божией в Киеве, Новгороде и Полоцке, появляются уже в первом столетии русского христианства. Это знаменательно и само по себе как показатель усвоения молодой Церковью византийского наследия и творческого восприятия ею идей, идущих из Византии. То же можно сказать об изобразительном искусстве: оставаясь верными византийским образцам, русские быстро развили активное местное творчество. Роль Киево-Печерского монастыря с его правилом, заимствованным у константинопольского Студийского монастыря, развитие в более поздний период на Русском Севере монашества, возглавляемого преподобным Сергием Радонежским, огромная популярность агиографических сочинений (как переводных, так и оригинальных) и определенное предпочтение, отдаваемое во всей огромной святоотеческой литературе аскетическим и духовным писаниям, – вот те элементы, которые приводят нас к пониманию средневекового русского христианства в его связи с византийской Церковью-матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Труды реаниматоров показали, что очень скоро после перехода перед душой " ясно, как на экране " , проходят картины ее теперь уже прошедшей земной жизни. Умерший находится не в темноте, а в присутствии яркого света. В свете иногда видят Христа, ангела, светлую фигуру. " В присутствии Света вы испытываете неописуемую любовь и безопасность. Это трудно передать. Свет абсолютная любовь. В Его присутствии вы понимаете, чем вы могли бы быть " . Свет задает вопросы, в них нет порицания, но есть любовь. Цель вопросов – помочь душе найти верный путь. При этом Свет показывает умершему главные события его жизни. Это дает душе возможность просмотреть и переоценить свою жизнь в теле. Вернувшиеся помнят все, Даже мельчайшие детали, и, по их собственным словам, стараются теперь жить иначе, чем до сих пор. О таком показе знает и религия Индии. Вот выдержка из книги " Философия йогов " Рамачараки: " В то время как " Я " медленно выходит из физического тела, вся жизнь личности от детства до старости проходит перед его мысленным взором… картина за картиной, быстро сменяя одна другую, проходят перед его сознанием, и многие вещи становятся понятными уходящей душе… выясняется смысл многого происходившего… душа… понимает всю свою только что законченную жизнь, потому что она видит ее всю целиком. Эти видения имеют характер яркого сна, но оставляют глубокое и незабываемое впечатление; они сыграют свою роль в будущем " . Автор – не индус. Рамачарака – псевдоним. Настоящее имя автора -Уильям Уокер Аткинсон. Он англичанин, родился в 1862 году, изучал философию Индии и был учеником свами Вивекананди. Он подразумевает будущее перевоплощение души. Христианство тоже знает об этом просмотре прошедшей жизни, но смысл его понимает иначе. Святой Афанасий Александрийский в своем труде " Жизнь Антония Великого " , умершего в 365 году по Рождеству Христову, описывает хождение по мытарствам. Он передает рассказ святой Федоры, явившейся после смерти своей в сонном видении ученику Василия Нового Григорию. Она сообщила ему, что душа, разлучившись с телом, смотрит на него, как человек смотрит на сброшенную одежду. Потом вся земная жизнь святой Федоры, со всеми ее поступками, особенно греховными, подверглась просмотру и оценке светлыми и темными духами. По своему смыслу это свидетельство IV века по Р. X. очень близко к тому, что мы знаем теперь о первом суде. Это знание не является новым научным открытием, а только подтверждением того, что давно известно верующим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010