Закрыть itemscope itemtype="" > «Нельзя дискредитировать православное сознание и вводить его в соблазн» «Творчество», подобное кощунственному клипу группы «Ленинград», должно быть отвергнуто раз и навсегда 08.06.2019 1284 Время на чтение 4 минуты «Честно могу сказать, что посмотрела клип предвзято, потому что я верующий человек. Но даже при предвзятом просмотре я не нашла там никакого кощунства. Скорее даже наоборот — я удивилась, что у группы " Ленинград " есть такое сильное религиозное чувство, — заявила Ямпольская. — По-моему, это клип о том, что дух дышит, где хочет, даже в ночном клубе. Ничего не является для него препятствием». Депутат также рассказала, что ее интерес к творчеству «Ленинграда» во многом связан со вступлением в Общественный совет при комитете лидера группы. «За Сергея Владимировича Шнурова я теперь отвечаю просто как родная мама, потому что, что бы он ни сделал, первым делом звонят мне и возмущенно говорят: " Ну вы видели? Теперь вы исключите его из членов совета? " , а я отвечаю: " Видела, не исключу " », — заявила она. Депутат напомнила о решении пригласить еще одного скандально известного деятеля культуры в Общественный совет. «Поскольку, видимо, одного enfanm terrible мне было мало, то вчера на театральном форуме я пригласила войти в наш Общественный совет Николая Коляду. И сегодня из прессы с удовлетворением узнала, что он гордится этим предложением. По-видимому, мы получим положительный ответ», — резюмировала Ямпольская. Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный ученый, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков : Надо начать с православной антропологии, которая утверждает, что Господь вложил в нас и стремление к самому себе, и стремление к познанию, и нравственное чувство, и эстетическое чувство. В противном случае мы бы не могли должным образом оценить то, что Господь сотворил для нас, когда Он творил этот мир и Сам характеризовал это творение как хорошее: «И вот, хорошо весьма, говорит Господь».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/08/ne...

Из 55 студентов IV курса – 18 студентов (из выдержавших испытания по всем предметам академического курса и представившись курсовым сочинения) имели в —66— среднем выводе из баллов по ответам и сочинениям за весь курс не менее 4½ и выпущены из Академии со степенью кандидата богословия и причислением к первому разряду; – 32 студента имели в таковом же выводе не менее 3½ и выпущены из Академии с тою же степенью, но с причислением ко второму разряду, и 4 студента, не представившие, по болезни, удостоверенной академическим врачом, курсовых сочинений, – выпущены из Академии с званием действительного студента. – Один студент, не державший своевременно, по болезни, устных испытаний по всем предметам IV курса и не представивший проповеди и курсового сочинения, с разрешения Совета Академии исполнил эти обязанности после летних каникул, когда и утвержден в степени кандидата богословия, с причислением ко второму разряду. В представленных к концу отчетного года Инспектором Академии и рассмотренных академическим Правлением ведомостях поведение двухсот девяти студентов отмечено было баллом 5, семнадцати – баллом 5-, семи – баллом 4½, двух – баллом 4+ и четырех студентов – баллом 4. Из общего числа 239 студентов в академической больнице пользовались за 1913–1914 учебный год 8 человек. Из них поступавших в больницу по одному разу было 6 человек, по два раза – 1 и по три раза – 1. Амбулаторным приемом пользовались 110 студентов. – Сделанных ими посещений – 968. 2871 В этом отношении большой интерес представляет готовящийся к выпуску академический сборник, посвященный памяти почивших наставников Академии. Большой интерес также представляет вышедший недавно сборник «У Троицы – в Академии», как собрание материала для оценки академических деятелей истекшего столетия. Нам бросились в глаза невольно две вещи при просмотре этого последнего сборника: а) основная мысль этого сборника, выраженная вначале его, что Академия собственно, как бы перестала существовать, по крайней мере, 40 лет тому назад; она вся в прошлом, все великое и ценное, все самое симпатичное в научном и житейском смысле кончилось с именами Горского, Смирнова и пр., а последующее и особенно будущее, как бы безнадежно; и б) странная, проникнутая каким-то личным нехорошим чувством статья проф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служба на 20 июня (ЗМ_июнь II: 161–181). В распоряжении авторов ЗМ имелись два рукописных текста службы – Дополнительная минея святителя Афанасия (Сахарова) и рукопись, присланная из Казани, содержание которой неизвестно. В надписании указано, что автором службы является свт. Димитрий Ростовский . Служба на 4 декабря (ЗМ_декабрь II: 170–187). В распоряжении авторов ЗМ имелся текст, помещенный в Дополнительной минее святителя Афанасия (Сахарова) . Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 182–186; Лозинский Р Р, прот. Русская литургическая письменность. Пути исторического развития и анализ богословского содержания. Тула, 2018. С. 198,200, 267, 269–274, 355, 481, 509. Православная энциклопедия. Т. 13. С. 466. Служба преподобной матери нашей Евфросинии Полоцкой Преосвященный Василий (Лужинский) 61 , епископ Полоцкий, представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет в 1855 г. 62 рукопись под заглавием: «Служба преподобной матери нашей Евфросинии Полоцкой». Цензурный комитет поручил эту рукопись просмотреть своему члену, архимандриту Иоанну (Соколову) , который по просмотре запиской донес Комитету, что «означенная служба не заключает в себе ничего противного вере и духу Православной Церкви, равно как и известному житию преподобной Евфросинии, написана правильным церковнославянским языком и проникнута истинным благочестием, почему и может быть одобрена к печатанию; но по существующим постановлениям предварительно должна быть представлена на благоусмотрение Святейшего Синода». Цензурный комитет, заслушав мнение цензора и имея в виду § 76 Устава духовной цензуры «мнением положил рукопись под названием “Службы преподобной матери нашей Евфросинии Полоцкой” предоставить ...на благоусмотрение Святейшего Синода с прописанием мнения цензуры», что и сделал 4 июня 1855 г. Святейший Синод, заслушав донесение Комитета от 8 июня, приказал «поручить рассмотреть присутствующему в Святейшем Синоде преосвященному епископу Симбирскому Феодотию (Озерову) 63 , для чего и препроводить оную к нему, преосвященному при указе, с тем, чтобы по рассмотрении, представил о ней Святейшему Синоду свое мнение с заключением и возвращением самой рукописи».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В знак примирения владыки облобызались. После этого Стефан бывшие у него на просмотре лекции Феофана, испещренные заметками, отправил обратно в Киев, с припискою, что замечания сделал сгоряча, будучи с автором в разладе, и так как теперь все покончено и настал мир, то просил все это дело держать в секрете от Феофана, чтобы снова не возгорелся пожар вражды. VII Дальнейшая жизнь Феофана потекла мирно. Выяснилось, что он из Петербурга не уедет. В 1720 году государь подарил ему деревню Ильеши, в Копорском уезде, в которой считалось двадцать дворов, но в действительности было только десять 493 . Феофан занялся хозяйственными делами и в мае 1720 года просил у графа Апраксина тысячу кленовых деревец 494 . Не на последнем плане стояли и научнае занятия. За это время Феофан работал над составлением каталога русских великих князей и царей с краткими биографиями их, составлял «апостольскую географию», по желанию государя, также «первое учение отрокам», заключавшее в себе изложение десяти заповедей ветхозаветных и толкование Символа веры и молитвы Господней. Начал некоторае работы новые: о патриаршестве – с целью доказать, что оно не необходимо в системе церковного управления; о мученичестве – против фанатических ревнителей старины, упорных старообрядцев; о лицемерах – против порока, господствовавшего во всех слоях общества. По поводу последней работы Феофан писал в одном письме, что имеет для нее богатый запас материала. Писал еще официальный ответ от Русской Церкви сорбоннским богословам, предлагавшим Петру решить вопрос о соединении Церквей. Вместе с тем собирал у себя научную библиотеку, из заграничных, конечно, книг, то затрачивая на нее крупные суммы из собственных средств, то выпрашивая себе у государя книги, оказывавшиеся в библиотеках новозавоеванных прибалтийских городов. Посещал прибалтийские окраины своей епархии – Ревель и Дерпт, посетил Псков и здесь сделал распоряжение к обузданию непокорного духовенства, оказал покровительство школе, пытался посетить раскольников в Ряпиной мызе для увещания, но те, заслышав о его намерении, все разбежались, и когда Феофан прибыл в мызу, то нашел дома пустыми. Не прекратил Феофан и своих публицистических проповедей, разъяснял и восхвалял государственные реформы Петра, большею частью в его же присутствии, превозносил государя превыше всех прежних русских царей и выразился даже однажды, что вся русская история до Петра есть небольшая брошюра сравнительно с книгой истории царствования одного Петра. И во всем Феофан успел выказать свое преобразовательное направление. Только что назначенный на епархию, он объехал ее на расстоянии двухсот миль, книжку первого учения отрокам написал не высоким славянским диалектом, как писали дотоле книги, а «просторечием».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Для любого человека очень важна половая сфера, он так устроен, это для него естественно, а жизнь “как брат и сестра” это уже сверх естества. Да с помощью Божией такое возможно, да может быть, это идеально. Но потянут ли такую жизнь супруги? Согласны ли они на это оба? Не будут ли злы, раздражительны? Не распадётся ли брак в таком случае? С точки зрения Бога и Церкви честный союз мужчины и женщины в любви (брак) уже является ценностью. Причем очень большой. В каноническом корпусе Православной Церкви нет наказания за такой грех как “супружеская близость без цели зачатия”, и даже нет такого понятия. Следовательно это скорее некоторое нравственное несовершенство, чем серьезный грех. Далее единственное понятие которое приводится в канонах это “ Брак честен и ложе непорочно ” ( Евр.13:4 ). Не существует канонов вводящих наказание за то, что происходит в супружеской постели. Но это не значит, что для христианина допустима невоздержанность. Христианину приличествует знать меру во всём, не только в супружеских отношениях, но и в сладостях, вкусной еде, комфорте жизни, увеселениях, просмотре видео, комп. играх и прочих удовольствиях и развлечениях. Как говорят “Апостольские постановления”: “Боголюбец не должен быть сластолюбцем”. Апостол Павел, а вслед за ним и многие святые отцы, не связывают тему близости и размножения, и хотя и призывают к определенной воздержанности в супружеских отношениях, но не более того: “ Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление ” (Кор.7:5–6). А стихом раньше апостол говорит, что: “ Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена ” (Кор.7:4). Важно также, что целью христианского брака является любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. “И будут два одною плотью” ( Мф.19:5 ) — это не только о соединении супругов в интимном соитии, но и о том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. То есть цель брака любовь и единство, а не деторождение, которое есть очень важное, но следствие брака. Таким образом, интимные отношения  не являются исключительно средством репродукции в православии.

http://azbyka.ru/vopros/yavlyaetsya-li-g...

Свет задает вопросы, в них нет порицания, но есть любовь. Цель вопросов – помочь душе найти верный путь. При этом Свет показывает умершему главные события его жизни. Это дает душе возможность просмотреть и переоценить свою жизнь в теле. Вернувшиеся помнят все, даже мельчайшие детали, и, по их собственным словам, стараются теперь жить иначе, чем до сих пор. О таком показе знает и религия Индии. Вот выдержка из книги «Философия йогов» Рамачараки: «В то время как «Я» медленно выходит из физического тела, вся жизнь личности от детства до старости проходит перед его мысленным взором… картина за картиной, быстро сменяя одна другую, проходят перед его сознанием, и многие вещи становятся понятными уходящей душе… выясняется смысл многого происходившего… душа… понимает всю свою только что Законченную жизнь, потому что она видит ее всю целиком. Эти видения имеют характер яркого сна, но оставляют глубокое и незабываемое впечатление; они сыграют свою роль в будущем». Автор – не индус. Рамачарака – псевдоним. Настоящее имя автора – Уильям Уокер Аткинсон. Он англичанин, родился в 1862 году, изучал философию Индии и был учеником Свами Вивекананды. Он подразумевает будущее перевоплощение души. Христианство тоже знает об этом просмотре прошедшей жизни, но смысл его понимает иначе. Святой Афанасий Александрийский в своем труде «Жизнь Антония Великого », умершего в 365 году по Рождеству Христову, описывает хождение по мытарствам. Он передает рассказ святой Феодоры, явившейся после смерти своей в сонном видении ученику Василия Нового Григорию. Она сообщила ему, что душа, разлучившись с телом, смотрит на него, как человек смотрит на сброшенную одежду. Потом вся земная жизнь святой Феодоры, со всеми ее поступками, особенно греховными, подверглась просмотру и оценке светлыми и темными духами. По своему смыслу это свидетельство IV века по Р. X. очень близко к тому, что мы знаем теперь о первом суде. Это знание не является новым научным открытием, а только подтверждением того, что давно известно верующим.

http://azbyka.ru/death/perehod-poslednja...

Сербиновича, о его предсмертной исповеди и причащении; 3) о действиях или лучше противодействии Преосвященного Литовского Макария по поводу продажи Псковского подворья, где он имел свое пребывание, Киево-Печерской Лавре; о его стран- . —783— 1874 г. ном приеме Московского Митрополита Иннокентия (бывши дома, не хотел принять его); 4) об отношениях (не очень ласковых и благоприятных) Новочеркасского Преосвященного Платона к его Викарию Епископу Никанору (потом Уфимскому). 12-го ч. писал мне Инспектор Московской Дух. Академии С. К. Смирнов: «Душевно благодарю Вас за послание Ваше. Нынешний год в первый раз начинается у нас ежегодный выпуск воспитанников. Кончило курс 27; из них вчера на Совете утвердили 22 магистранта, из которых один, именно сын Московского Священника Александра Кирилловича Соколова 1733 , предназначается в доценты Академии. Завтра, по случаю истечения четырехлетия службы Членов Совета, назначена баллотировка всех Членов. П. Сим. Казанский завтра же окончательно оставляет службу и остается на пенсии, которая назначена ему в размере 1100 руб. сер. E. В. Амфитеатров имеет служить до 17 сентября настоящего года, когда исполнится тридцати-пятилетие его службы. Мы, по милости Божией, здравствуем. Только в конце мая постигло меня некоторое бедствие: ночью воры влезли в окно и из передней похитили одежды на 600 руб. сер. Пропажа до сих пор не найдена и едва ли будет найдена. Всего более жаль мне медвежью шубу, которую в день посещения собирались убирать в сундук. Вы спрашиваете о продолжении нашего издания. Едва ли оно скоро восстановится. Нет средств для продолжения труда; подписка последних годов давала только убыток, и довольно значительный. Письма Митрополита Филарета к о. Наместнику были на просмотре у о. Ректора, но у него взяты Наместником, который объявил, что желает печатать их сполна, что о. Ректору представлялось неудобным. В каком положении это дело теперь, не имею сведений. О. Наместник слабеет день ото дня и почти не может служить. Ныне он переселяется в Вифанию. Ныне —784— 1874 г. же ожидает сюда Преосвященного Игнатия, который думает присутствовать на Богословских экзаменах в Вифанской Семинарии. Владыка Митрополит ожидается в Лавру к 5-му июля. Об увольнении его слухи замолкли; а касательно места своего успокоения он высказывал неоднократно сам, что поселится в Гефсиманском ските. А когда сие будет, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прежде чем перейти к разбору фильма, необходимо хотя бы пару слов сказать о религиозности самого Эйзенштейна. В детстве он большей частью воспитывался у матери, в Петербурге. Мать его была женщиной набожной, и с ранних лет мальчик рос при Александро-Невской лавре. Не вдаваясь в догадки о глубинах его души, можно однозначно сказать, что Православие для Эйзенштейна было чем-то по крайней мере привычным и знакомым 4 . Но оно не стало для него родным, и когда над Россией заполыхало пламя мятежа, Эйзенштейн с легкостью присоединился к новой власти, как, впрочем, и многие творческие люди того времени 5 . Новой власти режиссер служил своим талантом. Всемирно известные картины “Броненосец Потемкин” и “Октябрь” были созданы именно в этом порыве служения. Но служение “делу пролетариата” в те годы неизбежно означало отвержение христианства. И это тоже у Эйзенштейна имело место: в его раннем фильме “Бежин луг” (смыт, сохранился в виде срезок) кадры, в которых пионеры и комсомольцы с сияющими от счастья лицами громят сельскую церковь (причем вполне реальную, не бутафорскую), чтобы переоборудовать ее в клуб, столь документально откровенны, что, как свидетельствовали очевидцы, при их просмотре не по себе становилось даже закаленным советским цензорам 30-х годов. Ко времени Большого Террора очарование 6 проходит — и ужас новой власти, на укрепление которой он лично положил столько сил, раскрывается перед Эйзенштейном во всей полноте. И в этом контексте фильм “Иван Грозный”, снятый совершенно в ином художественном ключе в сравнении с предыдущими лентами, заставляет задуматься о нем как о совершенно иной вехе в духовном пути самого Эйзенштейна. Известно, что фильм содержит много исторических и фактических неточностей (что было замечено в свое время еще Иосифом Виссарионовичем). Эти неточности во многом нарочиты. Эйзенштейн делает фильм подчеркнуто неисторичным. Какова причина? Связь с современной ему политической ситуацией, безусловно, имеет место, она хорошо известна и недвусмысленно читалась еще во время первой премьеры картины, однако и сводить, как то нередко бывает, смысл такого грандиозного художественного произведения просто к плевку в Сталина — значит сужать реальную глубину фильма 7 .

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-filme-s-...

Записка эта, равно как и книга, сообщаема уже была мною на рассмотрение Высокопреосвященному Леонтию“. Записка, приложенная при письме, доставлена была К. П-чу от Министра Народного Просвещения. В ней содержалась критика на сочинение братьев Ф. и С. Терновских : „Греко восточная Церковь в период вселенских соборов“. Сочинение направления неблагонамеренного. Старший из братьев Филипп Терновский 1397 , окончивший курс в 1862 г. в Московской Академии, назначен был на должность бакалавра в Киевскую Академию; впоследствии с этою должностию он соединял должность профессора церковной Истории в Университете Св. Владимира. Младший брат Сергий Терновский 1398 , по окончании в 1871 г. курса Киевской Академии, назначен доцентом по кафедре еврейского языка и библейской археологии в Казанскую Академию. По просмотре означенного сочинения, я полагал дать такое заключение: —26— 1883 г. „1) Поручить кому-либо из преподавателей в академиях Церковной истории подвергнуть сочинение строгому критическому разбору, который и напечатать в одном из академических духовных журналов. 2) Потребовать от Совета Университета Св. Владимира объяснение, на каком основании он допустил, вопреки Цензурному Уставу, напечатать означенное сочинение. 3) Внушить, чрез подлежащие Начальства, братьям Терновским, что, если они будут продолжать преподавание Церковной Истории, в таком же духе и направлении, в каком издана ими настоящая книга, они будут удалены от должностей“. 8-го ч. получил я письмо из Твери от протоиерея В.Н. Владиславлева, который писал мне от 7-го числа: „С чувством сердечного умиления приношу Вам искреннейшую благодарность за ваши отеческие милости и ласки к моему Сереже 1399 , он – свет очей моих, он – радость дней моих. Молитвы ваши и милости ваши да оградят и сохранят его на путях его жизни. Быль на днях я, вместе с о. экономом 1400 и Сергеем Петровичем 1401 , в Оршине монастыре и обрел там два Синодика, – один древний построенный или составленный Строителем старцем Корнилием в конце XVII столетия, – другой нарочито написанный Высокопреосвященнейшим Григорием 1402 , впоследствии Митрополитом С.Д. Бургским. Последний занимает меня в настоящее время: я пишу обозрение содержания его и вместе с тем прошу вашего Архипастырского разрешения и благословения от печатать самый Синодик в Тверских Епархиальных ведомостях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

97  Проф. Киев. Дух. Академии имени И.М. Скворцова, Записки на послание к Ефесеям. Москва, 1838. 99  Об этом ср. письмо Филарета, митрополита Московского, к самому преосв. Кириллу в Душеполезном Чтении за 1888 г. ч. III, стр. 436–437. Письмо от 3 января 1838 г. 101  В пересмотренном при Св. Синоде переводе Иак.5:11 , присланном на просмотре к святителю Филарету, было поставлено: «Видели кончину Господню», а святитель Филарет, поправив: «Видели конец онаго от Господа», заметил: Кончина Господня значила бы кончина Христа Спасителя. Не о ней говорит апостол, а о том, какой конец Иова положил Господь, к чему и относятся следующие слова: ибо Господь всемилосерд – благ – сострадателен. Замечание это, можно видеть ныне напечатанным в издании Св. Синода, под заглавием: Труды московского митрополита Филарета по переложению Священного Писания на русское наречие. СПб., 1893. 102  То есть члены Св. Синода из присутствовавших в то время архиереев, затем протопресвитеры: В.Б. Бажанов и В.И. Кутневич, и другие лица, занимавшиеся в переводном комитете под руководством владыки Исидора, как первенствующего члена Св. Синода. 103  В упомянутых выше замечаниях митрополита Московского Филарета на 2Пет.2:6 мы читаем: «Города Содомские и Гоморрские осудил на истребление. Города Содом и Гомор, осудив на истребление, превратил в пепел». Первая редакция перевода сего места принадлежала одобренному Св. Синодом виду его в присланным святителю Филарете экземпляре, а последняя – самому святителю Филарету, не сопроводившему своё предположение такого изменения никаким объяснением или замечанием, оправданием. 104  Вся это переписка до последнего времени хранилась в библиотеке МДА, а ныне находилась в распоряжении г. обер-прокурора Св. Синода. Срав. Душеполезное Чтение за 1892 г. ч. III, стр. 363–367, где нет лишь того письма высокопреосв. Исидора, который касается 2Пет.2:6 . Этот отдел ныне впервые обнародован нами. 105  В своём новом прошении на Высочайшее имя Виноградский счёл нужным, в виду авторитета святителя Московского Филарета, упомянуть, что и сему святителю он представил копии со своего прошения и рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010