В 1989 г. РПЦ были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ В. м., насельниками ТСЛ они были отремонтированы, в наст. время приписаны к В. м. В 1992 г., когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в В. м. была поставлена деревянная часовня, над древним св. колодцем устроена сень. 13 февр. 1995 г. В. м. был передан РПЦ, указом Свящ. Синода стал подворьем Троице-Сергиевой лавры, настоятелем был назначен игум. Борис (Храмцов). 30 апр. 2003 г. наместник Троице-Сергиевой лавры еп. Феогност (Гузиков) освятил в В. м. отреставрированную Введенскую ц. К июлю 2003 г. в обители построены Троицкий собор с 4-ярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, 3 стены с башнями. 29 июля 2003 г. состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 г. в обители жили 12 насельников, настоятель - игум. Силуан (Глазкин; с 1998). При обители действуют православная гимназия, воскресная школа и б-ка. Постановлением Свящ. Синода от 16 апр. 2016 г. настоятелем мон-ря назначен иером. Пемен (Артюхов). 9 июня 2016 г. Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) иером. Пимен возведен в сан игумена. Арх.: ОР РНБ. Ф. 775 (Фонд А. А. Титова). Ед. хр. 1256, 2886; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 839. Л. 290-290 об.; Книга для записок о случившихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению российской истории//ГМЗРК. Р-763; ГАЯО, Ростовский фил. Ф. 125. Оп. 1. Д. 2. Л. 132, 135; Ф. 197. Оп. 1. Д. 778. Л. 1, 21, 31-31 об. Ист.: Ростов: Материалы для истории города XVII и XVIII в. М., 1884. С. 4, 29-31; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 14-15, 43-44; Царская грамота, жалованная Варницкому мон-рю//Ярославские ЕВ. 1893. Ч. неофиц. С. 530; Житие прп. Сергия Радонежского//ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981; Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 69. Лит.: Титов А. А. Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ.: Родина прп. Сергия, Радонежского чудотворца. Серг. П., 1893; Ярославская иерархия в описании прот. Иоанна Троицкого//С предисл. и примеч. А. А. Титова. Ярославль, 1901. Вып. 1: Заштатные мон-ри Петровский, Белогостицкий и Варницкий; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра. М., 1909; Мельник А. Г. Уничтоженные храмы Ростова Великого//Моск. журнал. 1991. 11. С. 18-19; она же. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 56-57; Виденеева А. Е. К истории Ростовского Троице-Варницкого мон-ря//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 1998. М., 2000. С. 196-208; Вахрина В. И. Троице-Сергиев Варницкий мон-рь. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/154305.html

—246— отцов IV-ro века о теле воскресения», в отделе третьем рассмотрены «частные вопросы касательно воскресения в учении святых отцов IV-ro века о воскресении мертвых». Учение о воскресении мертвых у отцов IV-ro века, как восточных, так и западных, исследовано г. Лаговым старательно и изложено обстоятельно. Сочинение производит хорошее впечатление отчетливостью плана, ясностью и простотой изложения. Несмотря на то, что на вторую половину темы ответа не дано, а только, по-видимому, был подготовлен материал для него, достоинства написанного достаточны для присуждения г. Лагову степени кандидата богословия». г) Отзыв ординарного профессора С.О. Глаголева о кандидатском сочинении действительного студента Академии Титова Николая на тему: «Шинтоизм». «Сочинение г. Титова (1+1+1+181) посвящено исследованию национальной религии японцев – шинтоизму. Он пользовался немногочисленными пособиями, но хорошо изучил их и результаты своего изучения изложил легким и правильным языком. Достоинством сочинения является осторожность суждений у автора и отсутствие тенденциозности. У г. Титова не чувствуется предвзятых мнений, не видно охоты браться по каким-либо побуждениям защищать чужие мнения, не видно, чтобы он и легко убеждался чужими доводами: он осторожен и самостоятелен. Его очерк шинтоизма читается с интересом и удовольствием. Но уже скудость пособий (из которых важнейшим – работа Revon’ а – автор пользовался в незаконченном виде) должна была ограничить плодотворность работы автора. Другою причиною того же является то, что изучение шинтоизма он не предварил изучением других естественных религий. Аналогии в последних могли бы объяснить ему многое в первом. Правда, он ознакомился с некоторыми общими сочинениями о религии, но этого слишком недостаточно для правильного суждения о сложных религиозных проблемах. Несомненно, что, если бы он более широко и подробно изучил религию, как факт, на многое он смотрел бы иначе. Нельзя отождествлять мифа, как это делает он (стр. 82), с научною гипотезою. У некультурных и древ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пο окончании отпевания печальное шествие из церкви Григория Богослова направилось в Спасо-Иаковлевский монастырь. На пути служились литии: у здания духовного училища, где учеником IV класса было прочтено стихотворение «У гроба Андрея Александровича Титова »; у здания общественных учреждений, перед магазином торгового дома « А. Титов и Ф. Малоземов», у церкви Всех Святых, прихожанином которой был усопший, у земской больницы, перед домом покойного и у врат Спасо-Иаковлевской обители. Здесь процессия была встречена архиепископом Тихоном; затем гроб внесен был в монастырский храм, где почивают мощи св. Димитрия, и отсюда – к приготовленной могиле. Место вечного своего покоя Андрей Александрович обрел близ южной стены древней Зачатиевской церкви, рядом с могилой старинного своего друга, глубоко почитаемого в Ростове старца, бывшего наместника Спасо-Иаковлевского монастыря, архимандрита Пахомия. Здесь протоиереем ростовского собора о. Александром Пречистенским сказано было прощальное слово, духовенство отслужило последнюю литию, тело предали земле и гроб опустили в могилу. Вечная память незабвенному Андрею Александровичу! На долгие годы останется о нем светлое, благодарное воспоминание в сердцах всех, близко знавших его и любивших, а его добрые дела и неустанные труды на пользу родины будут жить «для самых поздних внуков».                               В. Талицкий Ростов Великий, 15 ноября 1911 года. Словο на погребение Андрея Александровича Титова (Произнесено свящ. Н. Чуфаровским) Блажен путь, в оньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения. С такими утешительными словами св. Церковь обращается обыкновенно к каждому преставльшемуся христианину, провожая его молитвенно на вечный покой. Но, спрашивается, благовременно ли сказать эти слова над гробом, в котором лежит для всех нас дорогой, всеми оплакиваемый почивший. Ведь в этом гробе заключено продолжительное, счастливое существование, в котором, как на безоблачном небе, почти не было видимых печалей и огорчений, такое существование, которое, постепенно развиваясь, возрастало, совершенствовалось, все более и более исполняясь радостями и утешениями жизни, – такое существование, которое было окружено довольством, честью, славой и добрым именем. Решительно приходишь в недоумение и спрашиваешь, зачем так внезапно окончилась эта полная довольства и счастия жизнь? Зачем повеяло холодом смерти в жилище счастия? Зачем это видимое благо меняется на нечто далекое, неведомое и сокровенное?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/a...

Я был в восторге от Патриарха Кирилла. В настоящий день Воскресения Лазаря началось воскресение Церкви Палестинской. Этот день есть торжественный и в моей жизни. Вечером навестил меня Базили и между прочим говорил, что задача о водворении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме решена счастливо и что теперь можно увеличить число членов ее четырьмя студентами семинарии и одним иеромонахом из какой-либо общежительной обители нашей, который был бы вместе и духовником русских поклонников и монахинь, поселившихся в Святом Граде. Я догадался, что Патриарх и синод его расхвалили консулу нашу смиренную Миссию. Март 27, воскресенье. Сегодня утром Базили уехал в Бейрут. Бог да сохранит его! Умный он человек и полезный для Церкви. Печ. по изд.: Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки. Т. III. СПб, 1986. С. 579–580. 46. Письмо посланника в Константинополе В.П. Титова к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) Константинополь, Буюкдере 3 сентября 1850 г. Отпуск Преосвященный Владыка, милостивый государь, Покойный Антиохийский Патриарх Мефодий 72 ходатайствовал о разрешении молодому сирийскому уроженцу Спиридону Абута 73 определиться для обучения в Московскую Духовную Академию. Ваше Высокопреосвященство, вероятно, уже извещены чрез духовное начальство о последовавшем на то соизволении нашего правительства. Ныне, отправляя сего юношу в Москву, бывший Константинопольский Патриарх Константий 74 , заведующий здесь делами Антиохийского Престола, обратился ко мне с просьбою снабдить Спиридона Абута рекомендациею к Вашему Высокопреосвященству. Зная заботливость Вашу, Преосвященнейший Владыко, о пользах и успехах единоверцев наших на Востоке по части духовного просвещения, я с удовольствием исполняю просьбу Патриарха Константия и не сомневаюсь, что со свойственною Вам благосклонностью Вы удостоите молодого Абута милостивого Вашего внимания и покровительства. Поручая себя святым Вашим молитвам, с глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие женского монастыря во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского в селе Раздольное Биробиджанского района Еврейской автономной области. 2). Назначить монахиню Анастасию (Иванченко) настоятельницей женского монастыря во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского села Раздольное Биробиджанского района Еврейской автономной области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 2. Прошение преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о назначении игумена Кирилла (Епифанова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря города Мурома Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Кирилла (Епифанова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря города Мурома Владимирской области. СЛУШАЛИ: 3. Прошение преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о назначении иеромонаха Рафаила (Нечитаева) настоятелем Свято-Васильевского мужского монастыря города Суздаля Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Рафаила (Нечитаева) настоятелем Свято-Васильевского мужского монастыря города Суздаля Владимирской области. СЛУШАЛИ: 4. Прошение преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о назначении иеромонаха Сергия (Титова) настоятелем Свято-Богоявленского мужского монастыря поселка Мстёра Вязниковского района Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Сергия (Титова) настоятелем Свято-Богоявленского мужского монастыря поселка Мстёра Вязниковского района Владимирской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия об освобождении игумении Серафимы (Ивановой) от должности настоятельницы Спасского женского монастыря с. Костомарово Подгорненского района Воронежской области по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумению Серафиму (Иванову) от должности настоятельницы Спасского женского монастыря с. Костомарово Подгорненского района Воронежской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение преосвященного епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа об освобождении схиигумена Георгия (Ильина) от обязанностей наместника Федоровского мужского монастыря с. Сергеево Шуйского района Ивановской области и о назначении на эту должность иеромонаха Иннокентия (Макарова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205505...

Закрыть itemscope itemtype="" > Истории земные и небесные 12.04.2007 374 Время на чтение 8 минут Два года назад ко Дню космонавтики мы печатали интервью с полковником Валентином Петровым, доцентом военно-воздушной академии, которая носит имя его друга - Юрия Гагарина. С той поры круг преподавательских обязанностей Валентина Васильевича расширился - в сентябре прошлого года в учебный план академии им. Гагарина официально включены " Основы православной культуры " . На этих занятиях полковник Петров рассказывает молодым офицерам не только о подвигах святых Древней Руси, но и поучительные истории о своих товарищах-космонавтах, в душах которых даже в советское время теплилась вера. Как раз одну из таких историй Валентин Васильевич поведал нашим читателям в прошлом интервью (Как св. Даниил Московский космонавтам помогал, " Вера " , N487). Речь там шла о том, как в 1988 году Владимир Титов (однофамилец Германа Титова и близкий друг Петрова) из космоса на весь мир возгласил: " Поздравляю страну, и особенно Россию, с тысячелетием Крещения Руси! " К этому, неожиданному для ЦУПа, поздравлению, а также к полету в космос первых православных икон, Валентин Васильевич имел самое прямое отношение. Так что начальник политотдела ему тогда пригрозил: " Ну, Петров, жди выговора. Один уже получал за Гагарина, теперь будет за Титова " . " Что же это за история с Гагариным? " - спросил наш корреспондент космонавта на недавних Рождественских чтениях. Печатаем запись его ответа, а также другие воспоминания. Как Гагарин храм восстанавливал Было это в 1964 году. Юрию Алексеевичу исполнялось 30 лет, и на день рождения прилетел его друг еще по Оренбургскому летному училищу - Николай Копыльцов. Обычно у нас как... Если кто в Звездный к первому космонавту приезжает, то попробуй ему не " налить " - сразу скажет, что Гагарин зазнался, оторвался от народа. И вот сели мы за стол, слышу, как Копыльцов говорит Гагарину: - Тут от тебя недалеко Троице-Сергиева лавра, давай съездим? - Валентин, я про эту Лавру... - поворачивается ко мне Гагарин, но Копыльцов на него шикает, мол, " молчи " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Бунт Никиты Пустосвята и собор в Москве . В начале осады соловецкого монастыря, а частью и в ее продолжение немалое число мятежных суеверов разбрелось по олонецко-архангельской стороне с проповедью о безначалии. В глуши лесов они завели скиты так называемых поморян 393 . Дела суеверов, достойные соловецких, открылись и в самой столице. По смерти Царя Феодора царская власть была в руках малолетнего Петра. Для диких страстей открылось обширное поле. Развратные, невежественные стрельцы целую неделю душили бояр и грабили (15–21 мая 1682 г.). Юный Петр и больной Иоанн названы Царями, а София соправительницей. «Спустя 3 дня» после кровавых сцен, когда еще все трепетало, в титовом стрелецком полку происходила «дума» о восстановлении «старой веры» 394 . Никогда раскол, по-видимому, не имел лучшего времени для выполнения самых безрассудных замыслов. Начальником стрельцов был князь Хованский, тайный приверженец раскола. Хованский, желая не столько дать вес расколу, сколько стать первым при троне, стал во главу заговорщиков. Они желали доставить себе более, чем полную свободу, они желали получить всю власть в свои руки и отомстить, как за соловецкую осаду, так и за участь Аввакума и Лазаря, сожженых пред тем по суду 395 . Хованский дал им предводителя Никиту Пустосвята, столько раз сужденного за раскол. Подобные Никите соловецкий беглец Савватий и другие нарочно вызваны были в Москву 396 . Они настаивали немедленно приступить к переменам. Хованский едва уговорил их не спешить, польстив им обещанием, что предстоявшее венчание Царей (23 июня) совершится по старым книгам 397 . Никита и другие бродяги ходили между народом, призывая на защиту старого благочестия. «Постойте, постойте, православные, за истинную веру, не принимайте новой никоновой», шумел Пустосвят. Выборные титова полка ходили с тем же по стрелецким полкам. Волнение становилось общим. Благонамеренные иереи вразумляли простодушных. Раскольники хватали их и били. Однако большинство стрельцов (исключая титова полка) успели навесть на мысль, что дело веры не дело стрельцов; они отказались подписываться под челобитной, составленной в титовом полку бродягой монахом Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Очень благодарен вам, проф. Титов, за упоминание о бульварном листке. Это дает мне возможность разрушить еще одну из легенд, по крайней мере, в былое время окружавших проф. Голубева. В былое время появлялось довольно много анонимных корреспонденций о наших академических делах с критикой преимущественно лиц начальствующих. Кто был автором сих корреспонденций? – Бывший ректор нашей Акадедемии преосв. Михаил, впоследствии епископ Курский, так и умер, полагая (а почему полагая?), что сим автором был никто другой, как проф. Голубев. «И что я этому человеку сделал»? – сетовал он, будучи уже на епархии, перед покойным теперь И. А. Лишкаревым, безуспешно разубеждавшим в этом преосв. Михаила. А проф. Голубев в течение всей своей жизни не написал ни с подписью, ни анонимно без подписи, ни единой, так-таки ни единой корреспонденции, о чем всеторжественно и заявляет. К таким приемам он не прибегает и не способен на них; желая вступить с кем-либо в турнир он обычно говорит: «хочу на вы ити», – и дело с концом. Но, кажется, я веду такие речи с проф. Титовым, которые выше его понимания. Но, надеюсь, для него понятно то, чем начата моя статья. Она начата утверждениями проф. Голубева, что а) его «Объяснительные параграфы» представляют ту или иную действительную, а не фальшивую ценность, ибо устанавливают вполне верный взгляд на мнимые открытия проф. Титова и попутно исправляют и другие вкравшиеся в нашу библиографию ошибочные мнения. и б) что направленная против сих «Объяснительных параграфов» статья проф. Титова есть статья в научноли отношении ничтожнейшая, свидетельствующая о незрелости критической мысли автора. Если сии утверждения суть утверждения, обнаруживающие грубое невежество проф. Голубева, суть только фразы буффонадные, инсинуации, да еще гнусные и т. д., и т. д. в том же роде, – то сей проф. подлежит наказанию жестокому. Наказать проф. Голубева, не словами а делом, в вашей, проф. Титов, власти. Попробуйте. Если вы сомневаетесь в авторитете указанных для сей цели лиц, проф. Голубев и в данном случае готов пойти на компромисс: можно обратиться к средоточному кругу наших ученых труженников – нашей императорской Академии Наук, пусть она сама изберет по трактуемому вопросу авторитетных людей 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Г. Житие преподобного Паисия Галичского. С. 81). Однако никаких доказательств в подтверждение этого предположения мы не имеем. Чудо о книгчии Гаврииле не принадлежит перу автора Жития – оно написано другим человеком несколько позже. По упоминанию стольника Петра Парамоновича Титова (см. коммент. к с. 395) его можно датировать концом XVII в. Житие публикуется по списку: РГБ, собр. Титова, 2018 XVIIIXIX вв., единственному, содержащему Чудо о книгчии Гаврииле. При комментировании неоднократно использовалась книга А. Г. Авдеева «Житие Паисия Галичского». 3114 ...бяше перъвее игумен, потом архимандрит... – Публикуемое Житие и Повесть об Овиновской иконе Богоматери, не говоря об этом прямо, связывают получение преподобным Паисием сана архимандрита с его поездкой в Москву со списком Овиновской иконы: до поездки Паисий был игуменом, с момента поездки – архимандритом. 3115 ...во обители Божия Матере, честнаго и славнаго ея Успения... – Дата основания Галицкого Успенского Паисиева монастыря точно неизвестна. По преданию, он был основан во времена Димитрия Донского, на правой стороне Галицкого озера, на горе Краснице. Успенским он стал не сразу. Поначалу это был ктиторский (т. е. созданный сторонним лицом, не насельником монастыря, и находящийся под патронажем своего создателя или его наследников) монастырь с особножительным уставом (см. ниже), посвящённый Николаю Мирликийскому. Ещё при жизни своего основателя, боярина Иоанна Овина (см. ниже), монастырь был перепосвящён Успению Богоматери и при игумене св. Паисии Галицком стал общежительным (см. ниже). Однако эта история зафиксирована лишь публикуемым Житием и Повестью об Овиновской иконе. «Паисьевым» монастырь впервые называется в указной грамоте 14831485 гг. и в летописях под 1488 г. (см.: АвдеевА. Г. Галичский Успенский Паисьев монастырь по документам XVXVII веков И Русский дипломатарий. М., 2001. Вып. 7. С. 314). С момента своего основания и до закрытия в 1919 г. монастырь был мужским, в 1995 г. он был возобновлён как женский, каковым и является до настоящего времени. 3116 ...великого князя Василия Васильевича Московскаго... – Василий II Васильевич Темный (14151462) – великий князь Московский с 1425 г., сын Василия I Димитриевича, внук Димитрия Ивановича Донского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Sapienti sat. 1 Исключение делается только для книг, вышедших из типографии Киево-Печерской Лавры; они отмечаются: «печати Киево-Печерской». 2 Почему я выражаюсь осторожно (в конце 1703 или начале 1704 г.), – это объяснено в моей статье. 3 «По мнению профессора Голубева». Это не мнение проф. Голубева, просмотревшего более 20-ти экземпляров означенного Евангелия, а не могущий быть оспариваемым факт. 4 Выше в «Объяснительных параграфах» мною замечено, что одно из неверных утверждений проф. Титова (о Триоди Постной, якобы изданной Киево-печерской типографией в 1646 году) не могло быть допущено при внимательном чтении рецензируемого им, по поручению Совета нашей Академии, II-ro тома моего Петра Могилы . 5 «По разным причинам», «нравственный долг». Не по той причине, как «повествуют нецыи», что проф. Голубев заполучил всю плату за труд и потому его забросил. Проф. Голубев получил 300 руб., а истратил своих денег при этой работе свыше 700 руб. Не в деньгах тут сила. «Нравственный долг». Нужно знать, во 1-х, с каким «долготерпением», омрачаемым грустью, ждет о. настоятель Выдубицкого монастыря архимандрит Евлогий осуществления своего заветного желания иметь в руках научную историю своего монастыря; и во 2-х, нужно быть знакомым с личностью сего о. Евлогия, человека воистину, скептиков мирящего с монашеством (для чутких к вопросам религиозно-нравственных киевлян это понятно), – чтобы уразуметь выражение – нравственный долг. 6 «В 1908 или даже 1907 году», – как я написал в своих «Объяснительных параграфах», не имея в руках «Киевлянина». Должно сказать: в 1906 году, как видно из статьи проф. Титова, имевшего – как он говорит – терпение просмотреть «Киевлянин» за последние годы. В заметке Киевлянина говорится: «Печатание книг в ней (Киево-печерской типографии) началось в 1606 году. Первая печатная работа типографии был акафист Успения Божией Матери». 7 Иллюстрирую выражение, «характера деликатного» подходящим к трактуемому вопросу фактом, касающимся тоже вашей, достопочтенные отцы, святой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010